Публикация

Эллинги на Галерном острове

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1834-1906
Стиль:

титульное фото: 1911 г. Каменные эллинги.

Эллинги на Галерном острове

  Галерный остров, 2х

наб. р. Фонтанки, 203 элл

 Утраченные здания

 

Годы эксплуатации эллингов:

1834 - 1863 гг. - деревянный фрегатский эллинг
1862 - 1901 гг. - реконструирован в Большой деревянный эллинг (БДЭ)

1889 - 1912 гг. - первый каменный эллинг (ПКЭ, справа на титульном фото), в 1895 г. – удлинение на 34 м

1906 - 1912 гг. - второй или Новый каменный эллинг (слева, НКЭ на месте БДЭ)

 

 

История Галерного острова:

Адмиралтейский судостроительный завод

Дом заведующего "Галерным островком" с садом

 

При Петре I суда строились на стапелях под открытым небом, но увеличение размеров удлиняло срок строительства. Недостроенные корпуса чаще подвергались атмосферным осадкам, что стало сказываться на их прочности. Возникла потребность накрывать стапель крышей. Такое здание называется  эллингом.

Построенные в них корабли отличались добротностью и могли находиться в строю до 25-30 лет, что более, чем в два раза превышало долговечность кораблей, строившихся под открытым небом, набор которых начинал порой гнить под воздействием атмосферных осадков еще в период постройки.

 

В 1718 г. рядом с Калинкиной деревней построили прядильный завод, на котором изготавливались пеньковые канаты. На карте 1853 г. он показан как Калинкинский прядильный двор.

Указ Петра I, изданный в 1719 г., обязывал Адмиралтейств-коллегию приступить к «построению на Галерном острову каменных зданий и сараев под мастерские для постройки самых малых и весьма нужных в пользу флоту нашему судов».
Судостроение на Галерном (Калинкинском) острове в месте слияния Невы и Фонтанки началось в 1724 г. На первых небольших стапелях начинают строить скампавеи и полугалеры. Позже стали строить галеры и фрегаты.

Соломко В.С. encspb.ru/object/2804001090?lc=ru

 

С этого времени Калинкин остров часто стали называть Галерным (хотя старое название официально сохранялось до 1828 г.).

 

На гравюре П.Я. Штелина 1766 г. «Вид Калинкиного моста» ЭРГ-20968 очень точно зафиксированы моменты, связанные с постройкой судов. Слева нарисован борт построенного корпуса судна, за ним второй, находящийся в тени. На палубе установлены помпы для откачки воды (корпус судна после постройки наполняли водой, деревянные доски разбухали и щели в обшивке  уменьшались. Перед спуском воду откачивали с помощью ручных помп, см. ниже комментарий от 17.11.2022 в 12:26 или textarchive.ru/c-2003287-pall.html )

В левой нижней части гравюры нарисован плот с брёвнами, плывущими к месту разгрузки и хранения.
На острове (между животными) начато строительство плоскодонного судна. Мы видим разложенный набор шпангоутов прямоугольной формы, приготовленных к обшивке досками.
Левее установлены козлы для удобства обрезки досок и подачи их на борт строящегося судна.
Обработка брёвен для постройки или ремонта судов показана на подписанной гравюре 1766 г. того же автора ГМИ СПб 163349. При такой внимательности автора к деталям существуют сомнения, что изображён Калинкин мост. Обе гравюры взяты у S.P., их обсуждение см. в комментариях 2018-19 гг. и в комментариях ноября 2022 г. 

 

Осеннее нападение шведского гребного флота выявило недостаток гребных судов и с конца октября 1788 г. началась массовая их постройка. На Галерной верфи и Галерном островке начали строиться бомбардирские корабли, галеры и канонерские лодки.
В конце 1795 г. Екатерина II издала указ за два месяца построить на острове при устье реки Фонтанка 20 галер под смотрением галерного мастера Поспелова и с ним двух подмастерьев.

 

В рукописной "Книге 4-й Адмиралтейской части" 1798 года про дома, которые стояли на нынешней четной стороне Лоцманской улицы (а нечетной стороны тогда не было, была площадь) сказано: "На площади у новостроющихся галер".

(Отдел рукописей РНБ. Ф. 550. Оп. IV. Д. 56, добавила Liz)

 

На гравюре Гампельна 1823 г. (см. фото) насчитывается 21 парусное судно, стоявших в обоих рукавах Фонтанки.

 

В Атласе Петербурга 1798 г. участок на Галерном острове показан под № 241. На плане Цылова 1849 г. в юго-западной части острова видны каменные здания: смольня и кузница, перестроенная в 1857 г.

В 1834 г. имелись три больших деревянных эллинга (два клиперских и фрегатский) и 24 стапеля для мелких судов. 

К 1860 г. эти деревянные эллинги устарели и оказались непригодными для постройки металлических корпусов.

 

В 1859-62 гг. в начале царствования Александре II комиссия Морского министерства составляет план реконструкции верфи и остров стал застраиваться.

В 1858 г. построен деревянный дом заведующего "Галерным островком" с садом.
В 1860 г. возводят два рядом стоящих клиперских эллинга.
В 1862 г. набережную Невы украсил большой деревянный фрегатский эллинг размером 27,4 на 106,7 м. (фото 1865 г.)
В 1863 г. построены два смежных деревянных эллинга. Было установлено газовое освещение и замощены дороги.

Общий вид верфи "Галерного островка" в 1880-х гг. виден на фото

 

В 1889 г. на месте клиперских рядом с фрегатским построен каменный эллинг размерами 111 м на 23 м, подобный  большому в Новом Адмиралтействе. В 1895 г. его удлинили до 145 м. Ширина между контрфорсами была 28 м. Сужение выходной арки ограничивало ширину строящегося корпуса до 24.4 м, что не помешало построить корпус линкора «Андрей Первозванный», габариты которого соответствовали внутренним размерам эллинга.

В 1901 г. деревянный фрегатский эллинг вместе с царским павильоном перед ним «для торжества спуска» сгорели.

К 1906 г. на его месте построили второй каменный эллинг длиной 142,6 м и шириной по выходной арке 29,3 м. Верхняя часть эллинга имела конструктивный уступ высотой более 2 м, из-за чего каждую половину приходилось обслуживать самостоятельным 10-тонным трёхмоторным краном.

В 1912 г. в рамках реконструкции верфи два огромных каменных эллинга были частично разобраны и переоборудованы в открытые стапели.

В 1928-29 гг. окончательно разбираются остатки стен каменных эллингов (см. фото) и восстанавливаются северный и южный стапели.

 

В 1867 г. на острове был построен первый отечественный морской броненосный корабль «Князь Пожарский», в 1877 г. - первый в мире морской миноносец «Взрыв». Всего до революции 1917 г. построено более 2000 судов: 137 крупных и около 700 средних и малых парусных, более 100 металлических (в т.ч. 25 броненосцев, 8 крейсеров 1-го ранга).

 

  • фото

    1721 г.
    План К.Ф. Койета

  • фото

    1753 г.

  • фото

    1780 г.

  • фото

    1798 г. Галерный остров.

  • фото

    1828 г.

  • фото

    1832 г. Генплан
    Галерного островка.**

  • фото

    1842 г.

  • фото

    1849 г.
    План Цылова.

  • фото

    1855 Галерный островок.
    л.18***

  • фото

    1828, 1860 Генплан
    Галерного острова

  • фото

    1872 г. План Савицкого

  • фото

    1880 Галерный островок.
    л.19***

  • фото

    СПб порт. Галерный остров. л.17***

  • фото

    1880 г. Галерный остров

  • фото

    1884 г. Галерный остров

  • фото

    1894 г. Галерный остров

  • фото

    1901 Галерный остров и
    Балтийский завод.

  • фото

    1908 г.

  • фото

    1909 г. Галерный остров

  • фото

    1911 г. План реконструкции
    Галерного острова.

  • фото

    1911 г. Пояснения к плану.

  • фото

    1917 г. Галерный остров

  • фото

    1908 г., с.153*

  • фото

    1910(?) Генплан реконструкции
    Галерного островка, с.155*

  • фото

    1913 Генплан реконструкции
    Галерного островка, с.174*

*  - из книги: Адмиралтейские верфи. 1704-1925 изд-во Гангут, СПб.1994

** - там же, с.74 "Генеральный план Галлерного (Калинковского) Острова с показанием места, на котором предлогается

      построить каменную Смольну, что назначено на сем плане под литерой Л" 

      (Копия в книге явно сделана с двух листов разного оттенка - на нижнем нет литеры Л, есть только цифры 1 и 2) 

      Внизу подпись: "Командир команды инженер подполковник Фассе" Примерно в то время он был командиром

      С.Петербургской инженерной команды, такая была флотская должность. (подпись добавила Galina Vabishchevich)

*** - Собрание чертежей строительных работ в морских военных портах России. 1855 -1880 humus.livejournal.com/8675986.html

 

Гигантские арки торцевых порталов эллингов, смотрящие на Неву, были сделаны из остеклённых рам или деревянных щитов, которые разбирались перед спуском корабля (см. фото).

Для освещения эллингов в двускатную крышу врезали световые фонари с боковым или верхним светом (см. фото), одновременно служившие и вытяжной вентиляцией.

Эллинги и расположенный выше по течению величественный каменный Сальный буян с часовней на пристани в течении всего 19 в. и до начала Первой мировой войны украшали вход в Неву.

О сохранившихся эллингах см. Эллинги Нового Адмиралтейства.

 

Спуск больших кораблей всегда был значительным фактом. Эллинг украшали флагами. Для присутствующих на этих церемониях царствующих особ и свиты строились специальные павильоны (видны на фото и фото). По мере выхождения корабля из эллинга на нём поднимались флаги. Горожане толпились на берегу, наблюдали из лодок и яликов на Неве, и парадный вид эллингов был крайне важен в ощущении важности события. Рисунки и позднее фотографии спусков кораблей на воду часто воспроизводились в иллюстрированных журналах. Торжественность и красота подобных зрелищ бесспорна – в момент спуска из красивого эллинга рождался корабль.

 

Теперь только по сохранившимся фотоснимкам и картинам можно судить, насколько эти строения украшали панораму города со стороны залива и устья Невы.

Красота снова уступила место производственной необходимости, но возродилась в новой высотной доминанте. Гигантские портальные краны (см. фото) вокруг стапелей видны из многих точек Коломны.

Источники: В. Лелина. Верфи и Коломна. журнал АРДИС № 1(25) 2005 г.

Тихонов С.Г. «Оборонные предприятия СССР и России». М. «ТОМ», 2010 г.

  • фото

    1766 г. Вид Калинкиного моста,
    слева видны стоящие в гавани суда.
    гравюра П.Я.Штелина. ЭРГ-20968.

  • фото

    1766 г. Гравюра П.Я.Штелина.
    ГМИ СПб 163349. Обработка брёвен.

  • фото

    Майское Екатерингофское гулянье.
    Гравюра Гампельна 1823 г.

  • фото

    1823 г., часть гравюры.
    За мостом видны мачты 21 парусного судна.

  • фото

    БДЭ - деревянный
    фрегатский эллинг. л.23

  • фото

    Сечение деревянного
    фрегатского эллинга.

  • фото

    1863 Деревянный эллинг
    с часами на фронтоне.

  • фото

    1865 г. БДЭ, справа два
    клиперских эллинга
    (добавил PavelT)*

  • фото

    1872 спуск
    броненосца Петр Великий.

  • фото

    Галёрный островок. БДЭ.
    фото сделано ранее 1889 г.**

  • фото

    1888 Спуск крейсера Память Азова
    на Балтийском заводе, худ. Блинов
    (справа БДЭ на Галерном острове).

  • фото

    1888 Сборка палубы на
    строящемся в БДЭ(?) корабле.
    ЦВММ КП ФГ О-7881.***

  • фото

    1889 г. БДЭ. Спуск на воду эскадренного
    броненосца Император Николай I

  • фото

    Вид павильона,
    часть предыдущего фото

  • фото

    1896 г. БДЭ и ПКЭ. Броненосец
    «Петропавловск» в достройке

  • фото

    1896 г. Подобный каменный эллинг

  • фото

    1899 Вид изнутри
    первого каменного эллинга.
    goskatalog.ru/...id=32813176

  • фото

    1900 Вид на Таможенный остров
    и Таможенный канал
    (слева эллинги Балтийского завода)

  • фото

    1900 Часть предыдущего фото: БДЭ и ПКЭ
    на Галерном острове и Смольный Буян.

  • фото

    1900 г. БДЭ и ПКЭ.

  • фото

    1903 Строительство НКЭ,
    на заднем плане -
    эллинг Балтийского завода.

  • фото

    1903(?) г. Закладка
    Нового каменного эллинга.

  • фото

    1909 г. Поперечное и продольное сечения
    Нового каменного эллинга

  • фото

    Батопорт Нового каменного эллинга.
    (ограждение подводной части стапеля)

  • фото

    1901-06 гг. Лоцманские дома
    и первый каменный эллинг****

  • фото

    1907 Баян накануне
    спуска (ПКЭ)

  • фото

    1910 ПКЭ. Линкор «Гангут».

  • фото

    1911 г. Каменные эллинги.
    Спуск на воду линкора Полтава
    (в титуле - часть фото)

  • фото

    1911 НКЭ и ПКЭ. Спуск на воду
    линейного корабля Полтава

  • фото

    1911 НКЭ. Носовая часть линкора
    Полтава перед спуском

  • фото

    1911 Линкор «Гангут» в НКЭ.

  • фото

    1911 г. Вид носовой части
    линкора Гангут перед спуском

  • фото

    1911 г. Баян на Неве во время
    спуска линкора Гангут, 24.09.1911

  • фото

    1911 г. НКЭ и ПКЭ. Вид на Галерный остров

  • фото

    1913 г. Галерный островок.
    Эллинги разобраны.

  • фото

    1915, июль. Линейный крейсер
    Бородино перед спуском
    Видны стенки эллинга.

  • фото

    Современный вид острова.
    (добавила Наталия)

  • фото

    2018 г.Современный вид стапелей
    (справа и слева от синего крана).

  • фото

    2011 г. Яндекс-панорама.

  • фото

    фото - Риэлтор, 04.2022

  • фото

    фото - Риэлтор, 04.2022

  • фото

    Корабль на южном стапеле.

  • фото

    Вид с Английского моста.
    фото - Риэлтор, 04.2023

  • фото

    Вид на Балтийский завод (на первом плане)
    и Адмиралтейские верфи (на втором плане)

* - 1865 г. Вид Галерного острова со стороны Невы. ЦГАКФФД СПб Д 18362.

** - Из книги Памятники промышленной архитектуры СПб. 2005 г. C. 26. Датировка ошибочна: виден Большой деревянный эллинг, а каменного рядом с ним         нет. Левее расположены два деревянных клиперских эллинга. Правильная датировка: 1880 - 1889 гг. (см. другое фото)

*** - С высокой степенью вероятности на фото изображён корпус крейсера «Император Николай I» в Большом деревянном эллинге. На этом проекте была           применена новая технология изготовления отверстий для заклёпок корпуса корабля. Видимо, именно поэтому сохранились в архиве два разных фото,           сделанные с одной точки: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19086221 и https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19737808

       Датировка фото изменена на даты строительства корабля.(см. комментарии 9-10.05.2022). 

**** - в источнике фото датируется 1900-14, но виден один эллинг. Деревянный эллинг сгорел в 1901 г., а каменный эллинг на его месте был построен в

         1906, поэтому датировка изменена.

Рисунки, подписанные "Фиг.№...", взяты из книги "Судостроительные заводы и судостроение в России и за границей" СПб, Типография Морского Министерства в Главном Адмиралтействе,1909 г.

  

Современный вид стапелей представлен на фото. Слева и справа от синего крана расположены соответственно северный и южный стапели. Хорошо видны ограждения подводной части стапелей (батопорт).

Положение южного стапеля (бывший первый каменный эллинг) можно определить по строящемуся на нём кораблю (фото сделано из тупика наб. р. Фонтанка, дом 172)

  • фото

    1875 г. Л. Годлевский
    (часть картины, предоставил vasilin)

  • фото

    1897 г. худ. Н.К. Обух

  • фото

    Витебская ул.,
    часть предыдущего фото.

  • фото

    худ. К.Э. Гефтлер
    (добавила kolomna_in_art)

  • фото

    Ксидиас П.С. Пряжка до засыпки.
    (добавила kolomna_in_art)

  • фото

    1912-14 Линейный корабль Гангут
    в достроечном бассейне.

  • фото

    1921 Добужинский М.В.
    (добавила kolomna_in_art)

  • фото

    1915 Ввод корпуса линейного крейсера
    Бородино в достроечный бассейн.

  • фото

    1913 г. часть фото

Людвиг Годлевский. «Вид больницы св. Николая Чудотворца и окрестностей (по птичьему полету)», 1875 г. (см. фото),

На картине изображены Большой деревянный эллинг, и на другой стороне Невы - эллинг Балтийского завода.

 

Николай Климентьевич Обух (1874 - 1933(4?)). "Церковь во имя Воскресения Христова на Воскресенской площади в Малой Коломне". 1897 г. Холст, масло. ГМИ СПб, Инв № I-А-329ж.

На картине изображён первый каменный эллинг (см. вид эллинга с противоположной стороны). Деревянный фрегатский эллинг был ниже каменного (см. фото) и его не видно  на картине.

 

Карл Эдуардович Гефтлер (1853 - 1918). "Сальный буян". Бумага, картон, карандаш, акварель, 346 × 513 мм. ГМИ СПб. Поступила в 1916 г. в дар от автора. (добавила kolomna_in_artНа акварели - Новый каменный эллинг (построен в 1906 г. (фото), а разобран в 1912 г.), поэтому время написания можно ограничить этими годами.

 

Перикл Спиридонович Ксидиас (1872-1942) Вид р. Пряжка до засыпки. Без года. Бумага, карандаш. Размер по раме 16х25 см. Дом справа сохранился, наб. р. Пряжка, 66 (добавила kolomna_in_art). Нарисован не эллинг, а цех, расположенный на Галерном острове торцом к достроечному бассейну (ср. с фото 1912-14 гг.).

 

Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957) Набережная реки Пряжки. Из альбома "Петербург в двадцать первом году" 1922 Литография. 32х50,5 см Инв.№ I-Б-609-л Изображён угол Мясной улицы, справа Сально-Буянский канал.

Хорошо виден мост, ведущий на Сальный буян, а справа нарисована часть деревянной пристани. Для создания образа острова допущена художественная условность: Бердов мост является продолжением Мясной улицы, а тут он будто бы сзади (добавила kolomna_in_art).

  

"В 1914 г. на Большом Сальном Буяне были снесены склады торговых зданий (каменные постройки конца XVIII в.) и начато строительство цехов башенного отдела. Общая площадь застройки составляла более 14 тыс.м. До начала мировой войны были выведены фундаменты зданий на высоту первого этажа, изготовлены металлические конструкции колонн, балок, подкрановых путей, фермы для крыши, конструкции оконных проемов."

Виноградов С.Е. Последние исполины Российского императорского флота. Гл. 3.

Эти постройки запечатлены на фото 1915 г., что свидетельствует о реалистичности нарисованного Добужинским пейзажа. Для понимания вида местности привожу фото 1913 г.: на переднем плане виден бассейн, образованный с помощью перемычки, перегородившую Пряжку, далее, вероятно, железнодорожный мост, следующий мост с Лоцманской улицы ведёт на Сальный буян и Бердов мост, соединяющий две части Мясной улицы (см. карту 1901 г).

  

Добужинский, живя в 1909-15 гг. на Дровяном пер., д. 4,  писал: "На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты, и я постарался перед тем, как его покинуть навсегда, посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик". И это ему удалось, в том числе и на этом листе, одном из самых страшных в альбоме. Но только не с помощью простой фиксации, а именно путем создания художественного образа.
Картина не просто фантазийная, реальный пейзаж здесь сжат в пространстве - большие куски его просто выпущены, те, что показаны, не на своих местах. Непосредственно за остовом эллинга краны и какие-то фантастического вида руины недостроенного цеха - стен нет, а рамы оконные есть. О реальном Сальном буяне напоминает только портик, обращенный к мосту и Лоцманской улице, а всё остальное, что расположено правее, совершенно на реальную постройку не похоже - это фантастическая картина, в которую вкраплены реальные детали, что лишь усиливает трагичность пейзажа, от которого остался только призрак умершего для художника места.
Что касается того, углы тут Дровяного или Мясной... Вывеска, конец которой виден, это, конечно, не табличка с названием улицы, а именно вывеска лавки, так выглядит именно угол 54-го дома на углу Мясной. Но куда мог бы вести от угла Мясной этот выложенный плитой переход? Никуда не мог, но так естественно было выглядеть переходу от угла Дровяного к Банному мосту. Угол 32-го дома на углу Дровяного пер. не был срезан.  (добавила Liz)

 

 

Пожар на Галерном острове.

 
Пожар в деревянном эллинге начался во втором часу дня 1 июня 1901 г. Причиной возгорания стала трагическая случайность. В стоявшем на носу крейсера горне рабочие развели с помощью коксующегося угля огонь. Горн неожиданно опрокинулся и упал вниз, засыпав деревянные леса горящим коксом. Через 10 минут пожар охватил весь эллинг. На Галёрном островке работало около 2000 человек. Часть рабочих была вынуждена спасаться от огня в воде.
В Санкт-Петербурге объявили сбор всех пожарных частей, которые с трудом отвели угрозу от строящегося в соседнем каменном эллинге броненосца «Орёл» и складов каменного угля в несколько миллионов пудов. Крейсер «Паллада», стоявший рядом, успели отбуксировать. К 4 часам дня огнём была охвачена громадная площадь — около трёх верст в окружности. Пожар продолжался и весь следующий день, хотя и был локализован. Огонь уничтожил жеревянный эллинг вместе с корпусом «Витязя» (степень готовности составляла 10%), чертёжную вместе с документами, несколько готовых к спуску барж Кронштадского порта, огромные штабеля корабельного леса и судовых досок, девять зданий Калинкинских провиантских магазинов Морского ведомства и деревянный мост на Галерный остров. На соседнем каменном эллинге от огня полопались стёкла и сгорели рамы на всех этажах. Погиб один человек — клепальщик, который работал внутри секции двойного дна корабля. Общий ущерб составил много миллионов рублей.

(по материалам форума и журнала "Нива" 1901 г. № 23 С. 427)

  

Описание развития пожара по книге "Пожарное дело в Санкт-Петербурге. Исторический очерк" Спб, 1903 г.:
"31 мая во время обеденного перерыва работ в деревянном эллинге, от неизвестной причины загорелись вначале стружки, а затем и леса вокруг строящегося крейсера. Обилие горючего материала, сильная тяга, существовавшая постоянно в эллинге, и наконец, отсутствие рабочих дали возможность огню в несколько минут распространиться по всему эллингу.
Выбившееся наружу пламя, раздуваемое сильным ветром, сразу перебросилось на соседний сарай со штабелями тика и различных досок. О быстроте распространения огня можно судить по тому, как быстро следовали одна за другою телеграммы о сборе частей, паровых машин и наконец всех пожарных команд и резервов. В 1 час 39 мин. замечен с каланчи пожар, в час 40 мин. был подан сигнал о сборе 5 частей, в час 45 мин. о сборе 10 частей с 4 паровыми машинами (т.е. № 4), затем тотчас последовал сигнал о сборе всех паровых машин и пароходов пожарных и речной полиции, и наконец, через 12 минут после первой телеграммы о пожаре ввиду невозможности определить, чем ограничится пожар, Брант-Майором Полковником Кирилловым был подан № 5 - сбор всем наличным пожарным силам столицы.
Огонь с силою вырывался из эллинга, а образовавшимся сквозняком с него срывало кровельные листы, которые, поднимаясь со свистом на страшную высоту, падали вниз, ежеминутно грозя убить или искалечить пожарных. Несколько таких кровельных листов были отнесены на значительное расстояние, и один из них упал у здания Нарвской части, а другой во дворе Экспедиции Заготовления Государственных бумаг. В самом начале пожара несколько горящих досок, подхваченные ветром, были переброшены через Лоцманский проток и на Интендантские сараи и сразу зажгли три из них, таким образом одновременно образовались два громадных пожарища по обеим сторонам Лоцманского протока.
С эллинга огонь перебросило, как сказано выше, на сарай со штабелями досок. Загоревшиеся штабеля лишили окончательно команду всякой возможности бороться с огнем. В это же время, благодаря сильной жаре и падающим с эллинга доскам с огнем, загорелись два деревянные эллинга для починки барж, деревянное здание конторы, каменные мастерские, штабеля бревен и досок и наконец, громадный штабель каменного угля. Деревянная набережная Лоцманского протока тоже пылала...
Рядом с горевшим эллингом находился другой, каменный, в котором строился броненосец „Орёл“. Спасением его в первое время и занята была команда, направившая все рукава машин и ручных труб во внутрь эллинга; имевшиеся на лесах пожарные краны были тотчас же открыты, и обильное смачивание водою лесов и стропил крыши предотвратило их воспламенение. Стоявший на якоре крейсер „Паллада“ и другие пароходы, подвергавшиеся сильной опасности, были отведены.
Пораженные паникою в начале пожара, рабочие усердно принялись помогать пожарным. У каждого штабеля досок или бревен, у складов угля, словом, повсюду, где была опасность, шла энергичная борьба человека с грозной стихией, и человек победил. К 5-ти часам дня сила огня начала ослабевать. Представилась возможность дальние части отправить домой. Тушение же пожара продолжалось еще трое суток.
На место пожара было собрано 14 частей, 4 отдельных резерва, 5 резервов от частей, 9 паровых машин, из них одна пригородного Общества и одна Графа Шереметева, 2 пожарных парохода и 8 пароходов речной полиции, портовых и Морского Министерства, т.е. работало пожарной команды: 22 ручных ствола, 2 водопроводных стендера и 22 паровых ствола машин и пожарных пароходов, 8 стволов с пароходов других ведомств и 8 местных водопроводных стволов, давая в общей сложности около 4200 ведер в минуту.
Сгорели деревянный эллинг „Витязя“ и 2 деревянных эллинга для барж, деревянное здание конторы, деревянный сарай с досками и несколько штабелей досок. Выгорело внутри каменное здание механической мастерской и обгорели: штабель бревен и часть штабеля с углем, дальнейшее же распространение огня было приостановлено. На другом же берегу сгорело 9 деревянных сараев Интендантского ведомства с обозом и запасами муки и овса."

 

 

Светлана Самченко https://spress842864395.wordpress.com/аврора-дежурная-по-столетию/

"23 мая 1901 года на казенной верфи Галерного острова был заложен крейсер по германскому проекту, аналогичный уже готовому «Богатырю». Великий князь Алексей Александрович собственноручно держал клепки старому мастеровому, когда к основанию 97 шпангоута на уже уложенном внутреннем дне будущего корабля была прикреплена серебряная закладная доска с именем «Витязь». Увы, еще одному быстроходному крейсеру с шестидюймовой артиллерией не суждено было пополнить ряды российского флота. Неделю спустя закладной церемонии на верфи вспыхнул опустошающий пожар...

«Над крышей деревянного эллинга, в котором шла сборка днищевого набора крейсера «Витязь», поднимались огромные языки пламени с клубами черного дыма, вырывавшимися через световые фонари на крыше», — записал в своем дневнике начинающий флотский инженер, курсант-второкурсник Морского Инженерного училища имени императора Николая I В.П. Костенко, проходивший практику на Адмиралтейских заводах.

В пятницу 1 июня на заводе закончился двухчасовой обеденный перерыв, и сотни сборщиков потянулись на свои рабочие места в эллинг № 2, где на кильблоках из деревянного бруса стояли элементы основного набора. Сборка корабля находилась в начальной стадии: смонтированы днищевые конструкции в районе машинных и котельных отделений, шла установка поясьев наружной обшивки и настила второго дна.

На стапеле уже находилось 36 000 пудов металла. Вокруг возвышались строительные леса, соединенные многочисленными трапами. При этом нарушений техники безопасности было хоть отбавляй. Все дерево обрабатывалось прямо на месте, щепа и стружки не убирались – некогда! А у каждой группы клепальщиков было по горну для нагрева заклепок, здесь же варили смолы для пропитки деревянных досок, складировали запасы пеньковых канатов, брусьев для лесов и временных трапов.

Обыкновенный рабочий парнишка Степа Киселев, восемнадцати с половиной лет от роду, служил на проекте учеником сборщика-клепальщика. Грамотному юноше выдали бумажный шаблон для разметки отверстий под клепку и послали в отсек второго дна в носовой части корпуса – отметить будущий клепаный шов. В это время другая бригада занималась подгонкой листа палубного настила и прикрыла отсек сверху листом металла на временных болтах. Парень оказался заперт в отсеке – минут на двадцать, как думали его товарищи. И тут грузчики, тащившие тяжелый брус, ухитрились своротить с лесов уже разожженный Степой горн, в котором пылали угли и разогревался комплект заклепок...

Горн свалился на окруженный ворохом стружек штабель просмоленных досок. Стружка вспыхнула, как порох. В считанные мгновения занялся и штабель, жаркий язык лизнул леса. Из-за сквозняка на эллинге огонь быстро перекинулся на копылья стапельного устройства. Рабочие бросились было сбивать пламя, да какое там… Когда через 10 минут прибыла ближайшая к заводу Коломенская пожарная часть, пожар, раздуваемый ветром с залива, бушевал уже по всему стапелю, угрожая и ближайшим строениям. Бригадиры-десятники выводили из эллинга людей.

В городе был объявлен сбор всех пожарных частей и резерва, чего не случалось более 30 лет. Старшина Коломенской пожарной части смог организовать лишь попытку отстоять от огня эллинг № 1, где находился почти готовый к спуску броненосец «Орел», а также угольные склады завода с несколькими миллионами пудов кокса. Не успевшие сбежать из эллинга мастеровые бросались со слипа в Неву, пытались спастись вплавь. Резкий ветер носил над Невским устьем дым и пепел с искрами и горящей стружкой, осыпал палубы «Дианы» и «Паллады», стоявших в заводской акватории на устранении строительных недочетов. Чтобы не получить ожогов, крейсера вытравили якорные цепи, оттянулись вниз по реке, потом и вовсе освободились от якорей и убежали к другому берегу – в бассейн Балтийского завода.

Потом выгоревший эллинг просто обрушился. А под его железной крышей продолжали гореть деревянные остатки лесов и элементы спускового устройства. Получилось что-то вроде огромной муфельной печи… Кроме эллинга, стихией были полностью разрушены чертежная со всеми документами строящихся кораблей, канцелярия, бухгалтерия, цех корпусных конструкций, плаз, запасы строевого леса, малый стапель с двумя баржами, казармы рабочих и инженерный домик, провиантские склады военного ведомства и запасы Красного Креста, находившиеся за рукавом Фонтанки.

Когда после победы пожарных над огнем была вскрыта упавшая крыша эллинга, и рабочие добрались до конструкций недостроенного корпуса, вопрос о дальнейшем строительстве «Витязя» был сразу же закрыт. Температурная деструкция уничтожила и стапель, и сам корабль. Металл заводского плаза и металл киля «Витязя» местами просто сплавились воедино, приготовленные к установке стальные листы были так отожжены, что их можно было проткнуть голым пальцем. А от запертого в отсеке юного подмастерья Степы Киселева осталась лишь горстка праха – нечего было и на погост снести…

Приезжал прокурор с дознавателями – расследовать чрезвычайное происшествие. Но дела так и не завел – признал все, что произошло, «несчастным случаем, неизбежным на производстве при исполнении экстренных работ». А чего же вы еще хотели при объективной перегруженности казенных заводов срочными заказами, при работе в три смены на измор, при суете и спешке, при тотальном пренебрежении нормами техники безопасности и со стороны заводских властей, и со стороны самих мастеровых? Гибель «Витязя» списали на стихию, разрушенный эллинг расчистили и поставили на реконструкцию, умершего страшной смертью молодого сотрудника завода похоронили за казенный счет, а матери его выдали единовременное денежное пособие по потере кормильца. Тем дело и закончилось. Уже через пару дней на казенных верфях была та же горячка спешной работы, та же суета, те же кучи стружек и горы досок…"

 

  • фото

    БДЭ и ПКЭ.

  • фото

    БДЭ и ПКЭ.

  • фото

    Мастерская.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    фото К. Булла
    (Нива СПб 1901 N23. С.428)

  • фото

    фото К. Булла
    (Нива СПб 1901 N23. С.428)

  • фото

    фото К. Булла
    (Нива СПб 1901 N23. С.428)

  • фото

    Нива СПб 1901
    N23. С.427

  • фото

    "Пожарное дело в СПб" 1903 г.

49 комментариев
3044 просмотра
Добавил: Риэлтор, 18 Июля 2021, 20:13
Редактировано: 13 Сентября 2023, 07:49
Оцените:
(237 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house32657.html' target='_blank'>Эллинги на Галерном острове на Citywalls.ru</a>
Всего 49 комментариев
  • 10 Августа 2023, 09:04

    см. фото: 2007 Вид на Балтийский завод (на первом плане) и Адмиралтейские верфи (на втором плане)

    https://riamediabank.ru/media/156641.html

     

    Прямая улица слева - Лоцманская, правее деревьями окружён Галерный остров.

  • 12 Сентября 2023, 09:31

    "Верфи на Галерном острове были заложены в 1719 г. по Указу Петра I, который обязывал Адмиралтейств-коллегию приступить к «построению на Галерном острову каменных зданий и сараев под мастерские для постройки самых малых и весьма нужных в пользу флоту нашему судов»."

     

    Удивляет то, что на плане Койента Галерный остров показан неосвоенным, в отличии от Ново-Адмиралтейского! Надпись на старо-шведском прочитать не могу, но слово галеры там присутствует

     https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4d/Топографический_план_Санкт-Петербурга_(план_К._Ф._Койета),_1721.jpg

    С историей карты можно ознакомиться: https://nestoriana.files.wordpress.com/2020/08/plan_spb_1722-1.pdf

  • 12 Сентября 2023, 10:01

    Не надо удивляться. Надо найти этот самый "указ" и посмотреть, что именно в нем написано. А на будущем Новоадмиралтейском острове написано то, что там и было с 1712 года - Галерный двор или что-то в этом роде (Hof).

     

     

  • 12 Сентября 2023, 20:56
    Ответ на "Не надо удивляться. Надо найти этот самый "указ" и" от Liz

     Думаю, что Указ  выполняли не торопясь...

     

    Соломко В.С. пишет, что судостроение на Галерном (Калинкинском) острове началось в 1724 г. 

    Начало публикации отредактировал.

     

  • 13 Сентября 2023, 07:19
    Ответ на ""на плане Койента" от Риэлтор

    Чернов пишет, что это - перспективный план развития города.

    Читаем по-шведски с помощью Гугл-переводчика надписи внизу:

    слева pergament makeriet - изготовление пергамента. Рядом с Подзорным островом предполагалось делать бумагу!  Подзорный остров показан незастроенным.

    см. карту 1737 г.:  http://retromap.ru/141737_59.913741,30.286581

    40 -  Подзорный дворец; 41 - Пергаментная фабрика;

     

    по центру нарисовано  большое кирпичное здание с флагштоком. Первое слово словарь не находит, но можно предположить, что это двор - слишком часто Zarinnans встречается на карте. Второе слово в современном языке пишется spinning - прядильный, т.е. это предполагаемое к постройке здание прядильного двора. Но реализовано оно было иначе: - см. метку ff на карте 1753 г.  (для удобства восприятия карта перевёрнута).

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31794
Готовится: 66
Посетители
Гостей: 4640
Всего сегодня: 6431