Пожар на Галерном островке. 1 июня в 2 часа дня в Петербурге на Галерном островке вспыхнул пожар, подобного которому по размерам не было сорок лет, со времен знаменитого пожара в Апраксином рынке. <...> Действительно опасность грозила страшная и в отношении громадного числа людей - около 2000 - работавших на Галерном островке над постройкой новых броненосцев "Вятязя" и "Орла", и в силу оргомной ценности предметов, охваченных огнем - эллингов, трех броненосцев, <...> провиантских магазинов и т. д. Пожар возник во втором часу для в большом деревянном эллинге, в котором строился броненосный крейсер "Витязь". ... [Пламя] перебросилось уже на большое каменное здание заклепочной мастерской и двухэтажное деревянное строение канцелярии и чертежной петербургского военного порта. <...> "Витязь" совершенно уничтожен огнем вместе эллингом на котором броненосец строился. <...> От жары полопались стекла и загорелись рамы во всех этажах соседнего каменного эллинга в котором строится и уже почти готов к спуску эскадренный броненосец "Орел". <...> С эллинга, в котором строился "Витязь" сорвало железную крышу и перебросило через Лоцманский канал на Провиантский островок.... Страшным заревом пылали девять магазинов, из которых каждый представлял пядидесятисаженной длины здание. Вскоре за тем загорелся мост, ведущий с Галерного на Провиантский островок. С Провиантского острова пламя перекинулось на Сальный буян. К четырем часам для огнем была охвачена огромная площадь - около трех верст в окружности. Все усилия пожарных были направлены чтобы отстоять раскинутые на большом протяжении склады каменного угля в несколько миллионов пудом, а таже эллинг со строящимся броненосцем"Орел".<...> удалось спасти и уголь, и броненосец.<...> Пожар продолжался и весь следующий день, хотя и был локализован. (Журнал "Нива" 1901 г. № 23 С. 427)
Основные этапы развития предприятия 1704-1996 С. 364
1828 г. план Шуберта
Генеральный план Галерного острова. 1828 г., 1860 г.
Генеральный план. 1909.
План новой судостроительной мастерской и кузницы. 1909.
Поперечное и продольное сечения больш. каменного элинга. 1909. (Из кн. "Судостроительные заводы и судостроение в России и за границей" СПб, Типография Морского Мин-ва в Главном Адмиралтействе,1909
1880 г.
ранее 1889 г. Из книги Памятники промышленной архитектуры СПб 2005 г. C. 26
1901 г. фото К. Булла (Нива. - СПб., 1901 - N 23. С.428)
1901 г. фото К. Булла (Нива. - СПб., 1901 - N 23. С.428) (добавил nikspb)
1913 г.
Военная энциклопедия Тип. Т-ва И.Д. Сытина СПб 1911 г С. 202 (добавил Риэлтор)
Генплпн 1917 г.
Список фабрично-заводских предприятий Петрограда 1918 г.
Генплан реконструкции завода 1928 г.
Судостроительный завод им. А. Марти 1928 г.
Док в достроечном бассейне 1929 г.
Буксиры типа "Дзержинский" у достроечной стенки завода им. А. Марти С.13.
то же С. 13
1929-1931 гг. С. 19
1933 г.
Сотрудники КБ завода 1933 г. С. 29
В годы войны
В годы войны
Изготовление тральных буев на заводе им. А.Марти декабрь 1942
Митинг на заводе им. А. Марти посвященный взятию Берлина
Легкий крейсер "Железняк" на достройке
У строящегося ледокола "Ленин"
Атомный ледокол Ленин. Фото 1960 г.
1966-1967 гг.
Ленинградское адмиралтейское объединение (ЛАО). 1996 г.
Музей истории завода 1996 г.
Первый в России каменный эллинг ныне цех № 17 1996 г.
Фасад еха № 16 1996 г.
Памятник работникам предприятия погибшим во время Великой Отечественной войны 1996 г.
Вся деятельность Адмиралтейского судостроительного завода за первые девять послереволюционных лет оказалась сосредоточенной на судоремонте, переоборудовании различных судов для речных военных флотилий, вплоть до ремонтов автомобилей и трамваев. Единственной работой завода по судостроительному профилю явилась достройка 500-тонных барж, из которых пять осенью 1919 г. переоборудовали под плавбатареи для Онежской флотилии. <…> на конец этого года на заводе оставались 1021 человек. В сложившихся условиях, а также в целях сокращения административных расходов при отсутствии заказов Адмиралтейский завод (Новое Адмиралтейство, «Галерный островок» и Охтинский снарядный цех) вновь объединили с Балтийским заводом на правах отделения. <…>
Из-за отсутствия существенного производственного значения, ветхости большинства зданий и сооружений, ликвидации части оборудования и в связи с изолированностью его территории от «Галерного островка», по просьбе администрации последнего Главметалл ВСНХ СССР 12 октября 1926 г. принял решение о выделении Нового Адмиралтейства из состава завода А. Марти, вышедшего из подчинения Балтийского завода 13 января 1926 г. и получившего самостоятельность. Затем, во исполнение постановления правления Государственного судостроительного треста от 13 января к заводу им. Марти, вследствие «территориальной близости» присоединяется находящийся на консервации завод им. К. Либкнехта (бывший Франко-Русский), но без меднопрокатного и трубного производств.
С получением заказа на постройку шести дизельных двухвинтовых буксиров по проекту Судотреста для Астраханского рейда, торжественная закладка которых состоялась 25 октября того же года, на старейшем судостроительном предприятии России начинается возрождение судостроения. Эти буксиры <…> в течении двух последующих лет были спущены на воду и в 1929 г. сданы заказчику. <…> Тогда же, в конце 1920-х гг., на заводе им. А. Марти, начинает возрождаться и военное судостроение. <…>
14 августа 1925 г. утверждается первая отечественная программа морского коммерческого судостроения. <…> Реализация этих планов требовала реконструкции производства. Вследствие чего прежний дореволюционный план его развития пришлось пересмотреть и составить новый, нацеленный на создание единого завода с увеличенной производительностью, для чего надлежало модернизировать ряд цехов и снести ветхие здания и строения. <…>
Восстановление судостроительной деятельности в тот период не вполне соответствовало дореволюционному профилю предприятия в части использования производственных мощностей. Дело в том, что имевшиеся стапели, эллинги и прочие технические средства были ориентированы на постройку крупных военных кораблей … Начавшееся строительство коммерческих судов и легких боевых кораблей не обеспечивало полной загрузки корпусных цехов и стапелей. В то же время механические и заготовительные цехи работали с большой перегрузкой. Это связывалось как с ростом удельного веса механического оборудования судов , так и со слабой кооперацией предприятий, вызванными повсеместными изменениями в промышленности после революции. Так ряд заводов, специализировавшихся на выпуске судового оборудования, перешел на выпуск продукции иного назначения, а другие остались за рубежом – в Финляндии и Прибалтике. В связи с этим судостроительные предприятия стали самостоятельно изготавливать судовые механизмы, что вылилось в возведение новых механических, арматурных и других металлообрабатывающих цехов. В свою очередь все это вызвало необходимость расширения заготовительных и инструментальных цехов, энергетического хозяйства. Все это требовало скорейшей реконструкции предприятия, разработка проектной документации которой явно запаздывала. <…>
После принятия в ноябре 1926 г. первой советской кораблестроительной программы заводу им. А. Марти поручается организация серийного строительства торпедных катеров, или, как их называли согласно терминологии тех лет, глиссеров проекта АНТ-4, разработанных в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) в Москве (позднее катера этой серии отнесли к типу Ш-4). Для этой цели приспособили недостроенное здание, предназначавшееся ранее для постройки корабельных катеров и шлюпок. Учитывая жесткие сроки сдачи первых катеров и задержку ввода в эксплуатацию нового цеха, получившего № 17 (в настоящее время № 10). Их производство разбросали по всему предприятию. Под переборку моторов отвели помещение малой механической мастерской завода им. К. Либкнехта; сборочные работы проводились в части здания будущего малого корпусного цеха, который был достроен в 1927 г.; для разбивки корпусов и деталей набора на основном плазе отвели выгородку и поставили охрану. Курьезом явилось размещение конструкторского бюро по торпедным катерам в квартире одного из жилых домов предприятия, естественно с охраной в подъезде.
С некоторым опозданием Судотрест выделил заводу кредит на организацию катерного производства в размере 462 тыс. руб., из которых 100 тыс. руб. предназначалось на перевод шлюпочного цеха в помещение старокорпусной мастерской Нового Адмиралтейства, 60 - на приобретение оборудования (в основном импортного), а остальная сумма шла на строительные работы по цеху № 17, к которому до мая 1928 г. наметили присоединить еще один шлюпочные сарай и весельную мастерскую. К достройке основного здания глиссерного корпуса приступили 15 сентября 1927 г. 15 сентября состоялась закладка торпедных катеров 1 серии, а с июля 1928 г. начался монтаж закупленного оборудования. 28 сентября 1928 г. произвели испытания на водонепроницаемость головного катера. 55 октября прошли первые заводские хоровые испытания…. Подписание приемного акта прошло 21 ноября 1928 г. .. Торпедные катера Ш-4 строились пятью сериями (I-V) в период 1927-1932 гг. Всего завод сдал флоту 59 ед.
В 1928 г. был засыпан один из рукавов реки Пряжки, и в образовавшемся Малом бассейне, отгороженном от Невы насыпной дамбой, Ленинградский завод железобетонных изделий в 1928-1930 гг. осуществил строительство первого в СССР железобетонного дока. Сначала он предполагался трехсекционным, но окончательно был построен в двухсекционном варианте. <…> Для достройки сначала док перевели в бассейн завода им. Марти, а затем в конце 1930 г. продали Ленинградскому торговому порту, на который возложили проведение судоремонта.
По новому генеральному плану (1928 г.) основные изменения касались «корпусной и механической сторон» завода, а также его центральной части. На «корпусной стороне» предполагалось осуществить следующие мероприятия: отвести площадку между северным стапелем и устьем Большого бассейна под постройку мелких судов, для чего требовалось снести полуразвалившееся здание такелажного цеха; вся территория между южным стапелем и рекой Фонтанкой резервировалась под возможное строительство разборных судов; в корпусной мастерской № 1 предусматривалось расширить оцинковочную и заклепочную, в части, обращенной к Фонтанке, разместить центральную котельную «корабельной стороны»; старое административное здание отводилось под малярный и такелажный цехи, столовые и склады, сборочный плаз - под большой корпусный цех, а в бывшей деревообделочной предполагалось разместить центральную компрессорную станцию; большой корпусный цех в перспективе также требовал расширения в сторону трех указанных выше зданий с включением центральной компрессорной и кузницы; плотницкая и столярная из временных бараков на Сальном буяне переносились в помещение главного магазина, а в малой компрессорной и кочегарке около главного магазина, устраивалась сушилка для леса; слесарно-механический цех и электроцех приспосабливались под монтажно-сборочную мастерскую; два здания, каменное и деревянное, занимаемые малярной и складом реализации конторы Судотреста, за ветхостью сносились.
На «механической стороне» следовало реконструировать большую механическую мастерскую, железокотельно-прессовую и обрубную с перспективой расширения первой в сторону Сальнобуянского канала. На площади также сносимых главного магазина и сторомеднокотельной возводились центральная котельная и компрессорная, а взамен разбросанных по мелким помещениям «механической стороны» завода сварочной, медницкой и ацетиленовой мастерских планировалась постройка одного общего корпуса между маломеханической мастерской и Мясной ул. вдоль набережной Невы. Хранилище моделей переносилось из сарая в старосборочную (до ее сноса), а в дальнейшем - в прессовую после ее освобождения. Расширялся также ремонтный цех, выпрямлялись и упорядочивались ж.д. подъездные пути. В прежнем виде оставались литейная и маломеханическая мастерские, блок-станция и электромстерская. Бывшая котельная передавалась пожарной части.
Что касается центральной части завода, расположенной на бывшем Сальном Буяне, то там требовалось достроить малый корпусный цех, а на другой стороне Малого бассейна возвести необходимые ему мастерские: ремонтные, сдаточные и складские. Часть территории вдоль Большого бассейна временно оставалась свободной, в расчете на возможное размещение ремонтных мастерских и портального крана для ремонтирующихся судов. На углу Лоцманской ул. должно было строиться здание главного магазина, а напротив него - хранилище бензина и углекислоты. Для возможного в дальнейшем использования водного пространства между Малым бассейном и Сальнобуянским каналом прилегающие к ним прибрежные участки территории оставались свободными. Между указанным пространством и главной заводской ж.д. магистралью сооружалась центральная кузница.
В ходе начатой реконструкции предприятия сносится ряд ветхих строений, в 1928-1929 гг. окончательно разбираются остатки стен бывших закрытых эллингов, восстанавливаются северный и южный открытые стапели.
Эти мероприятия позволили заложить на них и сдать в 1928-1929 гг. грузопассажирские пароходы для линии Архангельск-Онега-Кемь. <…> Затем, в 1929-1931 гг. на этих стапелях построили рефрижераторные теплоходы для треста «Персрыба». А за ними суда того же назначения с аммиачной рефрижераторной установкой <…> для выполнения рейсов между Одессой и Марселем. <…>
Внедрение [электросварки] на заводе им. А. Марти началось с 1927 г. в бывшем корпусном цехе на второстепенных изделиях. В 1929 г. на заводе создается специальная группа для разработки технологии сварных судовых конструкций. Сами же сварщики готовились под руководством профессора В. П. Вологдина, и на начало 1931 г. на предприятии числилось 112 электро- и 60 газосварщиков. Уже через год потребность в них возросла до 450 чел., поэтому в том же 1931 г. организуется электросварочный цех. В номенклатуре применения этой передовой технологии числились мачты, стрелы, поперечные переборки лесовозов, цистерны и пр. Широкое применение сварка также получила при трубопроводных работах и при устранении пороков литья в таких сложных и ответственных отливках как цилиндры, рамы машин, корпуса насосов, гребные винты.
Для освещения деятельности предприятия в 1928 г. создается многотиражная заводская газета «Стапель», а в 1930 г. вводится в строй местный радиоузел на 1000 радиоточек.
В марте 1930 г. судостроительные заводы, разрозненные и подчиняющиеся разным трестам … впервые организуются во Всесоюзное объединение судостроения «Союзверфь». Назрела необходимость создания специального высшего учебного заведения. (см. Ленинградский кораблестроительный институт).
По заводу объем производства в 1931 г. по сравнению с предыдущим годом возрос на 60%.
За достигнутые результаты постановлением Правительства предприятие было досрочно переведено с 25 февраля 1931 г. с восьмичасового на семичасовой рабочий день. Большим подспорьем в выполнении государственных планов явилось образование в середине 1930 г. общезаводского бюро технических процессов, начавшее свою деятельность с ноября того же года, бюро рабочего изобретательства (БРИЗ). <…>
В 1932 г. на воду спускают лесовозы «Северолес» и «Максим Горький». При чем при постройке второго из них впервые применили секционную сборку корпуса. В мастерских собирали днище, крепили шпангоуты, а затем целыми секциями доставляли на стапель. <…> Правда, из-за недостаточности кранового оборудования вес каждой секции не превышал 14-17 т. Окончательный переход н секционный метод сборки связывался с обязательным внедрением полносварных корпусов.<…> Еще одной особенностью лесовоза «Максим Горький» являлось то, что на нем впервые установили паровой котел цельносварной конструкции.
В 1932 г. было завершено строительство нового здания главного магазина. В том же году начинается реконструкция железокотельного цеха (№18), которую закончили в 1936 г. В 1933 г. завершается строительство насосной станции и реконструкция котельной, а также дома отдыха для рабочих и инженерно-технических работников.
После постройки серии торпедных катеров Ш-4 заводу им. А. Марти поручается строительство более совершенных Г-5, опытный образец которых, АНТ-5, также создавался в ЦАГИ.<…> Новые катера строились семью сериями. … Из общего количества в 329 ед., составлявших в предвоенные годы основу «москитных» сил флота, 254 были построены в 1933-1940 гг. на Ленинградском судостроительном заводе им. А. Марти.<…> Серийное строительство торпедных катеров на заводе им. А. Марти завершилось в первой половине 1940 г., после чего катерный цех № 17 стал сборочно-механическим. Кроме серийных катеров завод осуществил постройку нескольких опытных, в том числе два стальных мореходных СМ-3 и СМ-4, спущенных на воду в августе и сентябре 1940 г. соответственно. Проект этих катеров создавался в КБ завода.
На заводе им. А. Марти в течение 1933-1936 гг. переоборудовали бывшую императорскую яхту «Штандарт» в минный заградитель «Марти» (с 1948 г. – «Ока»).
В связи с созданием в 1932 г. морских сил Дальнего Востока, Правительство СССР еще в декабре 1931 г. вынесло постановление о строительстве 12 подводных лодок типа «Щ» V серии и поручило его Балтийскому заводу. Однако сжатые плановые сроки и недостаточная производительность корпусной группы цехов заставили привлечь еще два предприятия – заводы им. А. Марти и «Северная верфь (с сентября 1935 г. завод им. А. А. Жданова). Первому поручалось строительство 2-х (Щ-102 и Щ-103), а второму 4-х корпусов подлодокю <…> Далее завод им. А. Марти осуществляет строительство подводных лодок типа «Щ» V-бис, V-бис-2, Х и Х-бис серий, имевших однокорпусную конструкцию. <…> Щ-305, строившаяся на средства, собранные Союзом воинствующих безбожников СССР, и заложенная в ноябре 1932 г., явилась головной подводной лодкой, полностью построенной и сданной заводом им. А. Марти 3 декабря 1934 гю <…> Последними подводными лодками серии Х-бис, пополнившими Краснознаменный Балтийский флот перед войной стали Щ-405 и Щ-406, сданные 7 июня 1941 г.
К середине 1930-х гг. из-за изменения политической ситуации в мире пришлось пересмотреть программу военного судостроения 1933-1938 гг. Результатом проведенных мероприятий стала новая корабельная программа 1937-1943 гг. Для реализации планов нужно было произвести реконструкцию действующих и построить ряд новых специализированных предприятий. <…> Несмотря на то, что эта программа неоднократно корректировалась… на заводе им. А. Марти требовалось реконструировать все три механических цеха (№16, № 19 и № 20). Из них второй, выпускавший не судостроительные изделия (шаровые мины), переоборудовали в предмеханический для изготовления мелких валов. Цех № 20 и кузница подлежали расширению: первый за счет увеличения станочного парка, вторая за счет добавления одного трехтонного молота с соответствующим числом печей для поставки мелких и средних поковок из легированной стали для всех ленинградских судостроительных заводов. <…> Намечалось также возведение сталелитейного цеха и организация в чугунолитейном литья бронзовых изделий.
Длину северного стапеля при его прежней ширине намечалось уменьшить с 254 до 248 м, из которых 30 м приходилось на его подводную часть. Размеры южного, предназначенного для строительства тяжелых крейсеров, наоборот увеличить: длину с 258,5 до 274,5 (40 м – подводная часть), а ширину до 38 м. Для их обслуживания планировалось использовать по 5 башенных кранов. Реконструкция происходила следующим образом. В 1935-1937 гг. производится ремонт обоих стапелей с заменой башенных кранов (в 1940 г. в строй вводится 4 10-тонных крана); южный стапель в 1936-1940 гг. полностью разбирается и переделываются его надводная и подводная части. В 1937 г. приступают к замене деревянной достроечной набережной южной стороны бассейна на железобетонную, а в 1939 г. аналогичную набережную (глубоководную) начинают возводить вдоль реки Невы от завода им. Ворошилова до большого бассейна длиной 470 м. Работы прерванные войной возобновили в 1948 г.
В 1937 г. на арендованных у города 3,7 га земли на левом берегу реки Фонтанки возводится здание цеха № 21 металлической мебели. Затем завод берет у Торгового порта также в аренду 12,19 га площади, на которой создается Динабургская база складского хозяйства предприятия.
В 1937-1938 гг. возводится и сдается в эксплуатацию производственный корпус, в котором разместились цехи № 20 и № 15, изготовлявшие соответственно вспомогательные турбомеханизмы и судовую арматуру. А также инструментальный цех № 5. В 1938 г. начинает функционировать цех № 30, новая котельная № 3 и начинаются работы по сооружению новой компрессорной станции. В следующем году на заводе им. А. Марти приступили к освоению литья под давлением.
В 1940 г. завод им. А. Марти располагался на территории площадью около 46,5 га. Протяженность широкой ж.д. колеи составлял 6 км, узкой – 1,9 км. 1922 единицы основного производственного станочного оборудования располагались в следующих цехах: № 1 – модельный, № 2 – литейный, № 3 – кузница, № 4 – гальванический. № 5 – инструментальный, № 8 – большой корпусный. № 13 – заклепочный, № 15 – судовой арматуры, № 16 – большой механический 1-й, № 17 – слесарно-сборочный. № 18 – котельный, № 19 – механический 2-й, № 20 – механический 3-й (вспомогательные турбомеханизмы), № 21 – металлической мебели, № 22 – судомонтажный. № 24 – деревообделочный, № 25 – малярный, № 26 – транспортный, № 27 – парусная и такелажная мастерская, № 30 – ремонтно-механический, № 33 – строительный, № 36 – хозяйственный, № 37 – цех технического снабжения, № 40 – электроцех, № 46 – паросиловой. Реконструкцию намечалось завершить в 1942 г.
Заводские плавсредства завода им. А. Марти включали в себя два буксира «Таран» и «Мартиец», один стальной катер, 100-тонный несамоходный плавкран, несамоходный водолазный деревянный бот и плавмастерскую. Для выполнения транспортных операций завод располагал двумя паровозами, одним мотовозом и 20 платформами для широкой колеи. Имелось 7 ж.д. кранов, 73 грузовых и 6 легковых автомобилей, которых дополняли 3 автоцистерны. 2 автокрана, автобус, пикап, 2 пожарные и 1 санитарная машина, а также 6 тракторов.
В административном здании № 1 находилось заводоуправление, в здании № 2 – КБ, бухгалтерия и прочие службы. Жилой фонд завода включал в себя 9 кирпичных домов квартирного типа, 20 (из них 5 кирпичных) постоянных и 9 (все деревянные) временных домов для общежитий. Кроме дома отдыха и санатория на ст. Сиверская, предприятие располагало одним детсадом и одними яслями (на ст. Володарская), учебным камбинатом и тремя рабочими столовыми на своей территории.
(Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы. 1926-1996 СПб Издательство «Гангут» 1996 )
Во время ВОВ завод частично эвакуирован, на оставшемся оборудовании выпускались боеприпасы, бронеплатформы, корпуса дотов, осуществлялся ремонт кораблей. Здесь проектировались и строились бронированные малые охотники и морские бронекатера, тендеры и баржи для "Дороги жизни".
В 1959 г. вошел в строй первенец мирного атомного флота - ледокол «Ленин».
После войны главная продукция предприятия - легкие крейсеры и подводные лодки. Также выпускались танкеры, плавучие рыбоперерабатывающие заводы и ремонтные доки, научно-исследовательские суда.
судостроительных заводов создано Ленинградское Адмиралтейское объединение.
На Адмиралтейском объединении были изготовлены 5 стальных каркасов пятиконечных рубиновых звезд для башен Московского Кремля, много металлических конструкций для московского метро, тюбинги для ленинградского метрополитена, несущие конструкции перронов Московского вокзала.
Объединение награждено орденами Ленина (1960, 1966), Трудового Красного Знамени (1971), Отечественной войны первой степени (1985). На территории предприятия установлен памятник в честь погибших в годы Великой Отечественной войны (автор Б. В. Пасиков) и мемориальные доски в память о выступлении на заводе В. И. Ленина, о награждении предприятия Красными знамёнами ГКО.
В 1977 г. на предприятии создан музей. В 1984 г. постановлением Министерства культуры РСФСР ему было присвоено почетное звание «народный». В экспозиции музея представлено более 60 моделей кораблей, множество уникальных экспонатов и фотодокументов.
С 30 марта 1992 - Государственное предприятие «Адмиралтейские верфи».
С 2001 - Федеральное Государственное унитарное предприятие
«Адмиралтейские верфи».
С 2008 г. ОАО «Адмиралтейские верфи».
В настоящее время генеральное направление работы «Адмиралтейских верфей» - проектирование, производство и модернизация судов гражданского и военного назначения различных типов. Предприятие осуществляет строительство современных танкеров для перевозки нефти и нефтепродуктов и уникальных ледовых танкеров
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (378)
<a href='https://www.citywalls.ru/house8263.html' target='_blank'>Адмиралтейский судостроительный завод - Завод имени А. Марти -Ленинградское Адмиралтейское объединение - Адмиралтейс на Citywalls.ru</a>
Текст надо как-то начать все-таки. Из 1-й фразы следует, что когда-то з-д был закрыт. Нужно дать хоть пару строк по этому поводу, если, к-но, важна здесь только сов. и постсов. история.
Моя бабушка работала бухгалтером на заводе во время блокады. - Беляева Александра Николаевна
(За это награждена медалью "За оборону Ленинграда"), там же работала и её сестра - Милитина Николаевна вроде бы инженером.
Моя бабушка во время блокады познакомилась с дедушкой - Пановым Владимиром Павловичем, он воевал на подводной лодке на Балтике и во время блокады лодка ремонтировалась на заводе Марти, где и состоялась эта судьбоносная для меня встреча моей бабушки и моего дедушки. Это была любовь во время блокады. Прадедушка (отец моей бабушки - Беляев Николай Климович, он тоже работал на этом заводе) не пережил зиму 1942 года и умер от голода.
1932-1937 гг. : Сушунов В.Н.(1894-1937), директор завода им. Марти, расстрелян, реабилитирован. (Ссылка: http://baza.vgdru.com/1/36469/ - дата посещ.28.03.16) " Сушунов Василий Никифорович, 1894 г. р., уроженец д. Семивраги Тутаевского у. Ярославской губ., русский, член ВКП(б) в 1918-1937 гг., директор завода им. Марти, проживал: г. Ленинград, В. О., 2-я линия, д. 29, кв. 25. Арестован 10 июня 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 22 ноября 1937 г. приговорен по ст. 58-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 27 ноября 1937 г. " (Ссылка: http://lenmartirolog.memorial-nic.org/ - дата посещ.28.03.16.)
P.S. Вместе с директором были расстреляны работники завода им. Марти, проживавшие по адресу: ул. Гоголя(М.Морская), д. 23. (Список расстрелянных см. в http://www.citywalls.ru/house1602.html )
Моя мать Перовская (Корнильева) Лидия Павловна всю блокаду проработала на заводе им. Андре Марти, отец Перовский Павел Петрович с 1944-1948 был директором завода.
Нет никакой ошибки. Ледокол Ленин строился на Адмиралтейских верфях - с площади Репина и Ст.Калинкина моста несколько лет можно было наблюдать как он строился в бассейне верфи. Его борта были выше здания Кораблестроительного института.
обычный совецкий герой...странно что не захоронен на Марсовом поле...
=============================
В 1919 г.Марти был арестован, судим и приговорен к двадцати годам каторжных работ. В июле 1923 г благодаря широкой международной кампании в его поддержку был помилован. После помилования в 1923 г незадолго до вступления в ФКП он покинул масонство....
В 1936 году в связи с началом Гражданской войны в Испании, он был направлен Коминтерном в Испанию руководить Интернациональными бригадами. Был известен жестокими методами наведения порядка, получил прозвище «Мясник Альбасете». Именно поэтому в романе «По ком звонит колокол» Хемингуэй выставил Андре Марти в крайне негативном свете. ... Этьен Фажон обвинил Марти и его бывшего товарища по службе во флоте Шарля Тийона в сотрудничестве с полицией. Дело Марти-Тийона, тянувшееся несколько месяцев, завершилось исключением Марти из ФКП 7 декабря 1952 года. Книги А. Марти были изъяты, а его портрет и упоминания о нем были исключены из советских учебников истории [ из Википедии:]
На фото 8 - не Галерный остров, там нет таких пространств. Это Новое Адмиралтейство, вид от ворот со стороны Ново-Адмиралтейского канала. Потому что слева довольно отчетливо видна часовая башня на здании мастерских, которые позднее были надстроены, так что башня теперь торчит из 4-этажного здания как пенек. Справа почти напротив башни из ряда выступает большой каменный эллинг. Сужу по плану 1900-х годов - http://www.citywalls.ru/photo33685.html , и по личным наблюдениям с берега Мойки. На плане 1801 года постройка справа от ворот, на месте домика, который на фотографии справа на переднем плане, показана постройка, обозначенная как караульный дом.
Заявление Петербургской городской управы начальнику Адмиралтейского судостроительного завода о прекращении работ по пересыпке рукава р. Фонтанки и о восстановлении ее течения в прежнем виде.
Во время строительства атомного ледокола «Ленин» на нём произошёл пожар. Поэтому следующие атомные ледоколы строили на Балтийском заводе. Источники информации – мои родственники, работавшие на заводе им. Марти. Мой дядя, Павел Алексеевич Кокошкин, мастер по внутренней отделке кораблей, пришел на завод после войны, познакомился там со своей будущей женой, Лёлей (Ольгой Ивановной). Лёля в 1941 отлично окончила школу, поступила в институт, но не эвакуировалась с институтом, т.к. не хотела бросать одного отца, капитана каботажного флота, пошла работать на завод. Благодаря очень маленькому росту успешнее других могла обследовать внутренние полости повреждённой техники. На основании результатов обследования и школьных знаний создавала чертежи, производила необходимые расчёты, определяла способы ремонта. Единственная в цехе имела полное среднее общее образование. После войны работала контролёром ОТК. Она умерла несколько лет назад, а отец - в первую блокадную зиму.
Судостроение на Галерном (Калинкинском) острове в месте слияния Невы и Фонтанки начато в 1834г. с постройки крупных гребных судов. Имелись три больших деревянных эллинга (два клиперских и фрегатский) и 24 стапеля для мелких судов. В 1862г. начата постройка судов подрядным способом, в 1869г. верфь возвращена в казну. В 1863г. начата реконструкция: отремонтирован фрегатский эллинг, вместо двух старых клиперских построены два новых деревянных эллинга, начато строительство каменной мастерской, в пристройке к ней размещена кузница. В двух старых клиперских эллингах оборудовали сборочный плаз с кузнечными горнами и «выпрямительной машиной».
В 1867г. здесь был построен первый отечественный морской броненосный корабль «Князь Пожарский», в 1877г.- первый в мире морской миноносец «Взрыв». Всего до революции построено более 2000 судов: 137 крупных парусных, около 700 средних и малых парусных, более 100 металлических (в т.ч. 25 броненосцев, 8 крейсеров 1-го ранга).
В 1881-91г. территория, оборудование и сооружения верфи «Галерного островка» находились в аренде АО «Франко-Русских заводов». В 1889г. рядом с фрегатским построен новый каменный эллинг. В 1901г. в результате пожара был уничтожен большой фрегатский эллинг, к 1906г. на его месте построили новый каменный. В 1908г. верфи «Галерного островка» и Нового Адмиралтейства объединены в единый Адмиралтейский завод. На этот момент верфь имела два стапеля. В 1908-12г. по проекту инженеров Н.И. Дмитриева и В.В. Колпычева проведена реконструкция верфи. Были построены закрытый бассейн для достройки крупных кораблей, для чего был углублен и расширен правый рукав р. Фонтанки; новая судостроительная мастерская, мастерская между стапелями, новая литейная, электростанция, переоборудована медно-котельницкая мастерская. Крытые эллинги переоборудованы в открытые стапели. В 1912г. АО «Франко-русских заводов» вновь обратилось в министерство с просьбой арендовать территорию, оборудование и сооружения «Галерного островка», но начавшаяся война помешала осуществлению планов, и Галерный островок остался в составе казенного Адмиралтейского завода.114
Площадь территории (1923г.)- 42503 кв. сажен.
(источник Тихонов С.Г. «Оборонные предприятия СССР и России». М. «ТОМ», 2010г.)
А это единственная публикация по Галерному острову?
Насчет начала судостроения на Галерном острове. В рукописной "Книге 4-й Адмиралтейской части" 1798 года про дома, которые стояли на нынешней четной стороне Лоцманской улицы (а нынешней нечетной стороны тогда не было, была площадь) сказано: "На площади у новостроющихся галер" (ОР РНБ. Ф. 550. Оп. IV. Д. 56). Где же тут могли галеры строить, если не на Галерном острове?
"В 1901г. в результате пожара был уничтожен большой фрегатский эллинг..." - крыша этого эллинга видна на картиине Н.К. Обуха "Воскресенская церковь" 1897 года. Она есть в публикациях у церкви и у других домов по площади, которые на ней изображены.
Фото на Балт. завод поставила. У нас там уже есть такое, худшего качества, но годы указаны 1902-1903. С кораблями это проверить обычно легко - они все отслежены, но вот где посмотреть?
из нелюбимой Википедии: Спуск на воду - май 1903, фото датируется 1903 г:
"Подводная лодка «Дельфин» (миноносец № 150) — первая российская подводная лодка из официально зачисленных в списки кораблей Российского флота. В 1903—1904 годах «Дельфин» достраивался и проходил испытания на Балтике... В конце 1904 года был перевезён по железной дороге во Владивосток."
Подпись к фото 39 неправильная: на переднем плане Большой каменный эллинг, а на заднем - первый (малый) каменный эллинг. Его лучше убрать отсюда, а следующее фото (видна часовая башня) перенести в публикацию другой части завода.
1941 г. 11 сентября.(Оперативн. сводка N17). Место и очаг поражения - з-д N194 им.Марти. Характер и размеры поражения и разрушения -
50 зажигательных бомб. Возникло 4 пожара. Пострадавших нет. Время обнаружения ч/м - 23.05. Наименование сил и средств, введенных для ликвидации поражения - объектовая пожарная команда. 2 УПК и ГПК. Время ввода подразделений - 23.08. Время окончания работ - 23.40. Что сделано для ликвидации поражения - пожары ликвидированы. (Лит-ра: Железный дождь над Ленинградом. Сост. Б.Иринчеев. - Выборг, 2022.С.47).
1941 г. 12 октября.(Оперативн. сводка N47). Место и очаг поражения - з-д N194 им.Марти. Характер и размеры поражения и разрушения -
70 зажигательных бомб, в административный корпус 17, 18 цеха и южный стапель. Пожаров не было. Пострадавших: ранено - 2 чел. Время обнаружения ч/м - 23.15. Наименование сил и средств, введенных для ликвидации поражения - объектовая ВПК, пож. посты объекта Время ввода подразделений - 23.20. Время окончания работ - Что сделано для ликвидации поражения - бомбы ликвидированы. (Лит-ра: Железный дождь над Ленинградом. Сост. Б.Иринчеев. - Выборг, 2022.С.221.)
1941 г. 25 октября. (Оперативн. сводка N59). Место и очаг поражения - з-д N194 им.Марти. Характер и размеры поражения и разрушения - 4 арт.снаряда. Поврежден один пирс, пробита стена и выбиты стекла в столовой. Разрушен жел.дор. кран. Поврежден водопровод. Пострадавших: убит - 1 чел. Время обнаружения ч/м - 00.20. Наименование сил и средств, введенных для ликвидации поражения - объектовые формирования Время ввода подразделений - Время окончания работ - Что сделано для ликвидации поражения - восстановительные работы продолжаются. (Лит-ра: Железный дождь над Ленинградом. Сост. Б.Иринчеев. - Выборг, 2022.С.277.)
1941 г. 28 октября.(Оперативн. сводка N62). Место и очаг поражения - з-д N194 им.Марти. Характер и размеры поражения и разрушения - 9 арт.снарядов. Образовались поражения: - Разрушено конструкторское бюро. - Поврежден цех 18. - Поврежден цех 20.(внутри цеха). - Разрушена стена цеха 16. - Поврежден жел.дор. кран. - Сгорел модельный склад. Пострадавших: ранено - 63 чел., убитых - 13 чел. Время обнаружения ч/м - 16.20 до 17.30. Наименование сил и средств, введенных для ликвидации поражения - объектовые команды, мед.сан. команды 1 и 35 уч-ков. УПК 1 и 35 уч-ков, 3 ВГПК. Время ввода подразделений - 16.35. Время окончания работ - Что сделано для ликвидации поражения - пожар ликвидирован, пострадавшим оказана помощь, восстановительные работы продолжаются. (Лит-ра: Железный дождь над Ленинградом. Сост. Б.Иринчеев. - Выборг, 2022.С.284).
1941 г. 7 ноября.(Оперативн. сводка N72.) Место и очаг поражения - з-д N194 им.Марти. Характер и размеры поражения и разрушения - 6 арт.снарядов на территории з-да. Разрушено и повреждено: 1. Раздевалка цеха 18. 2. Бокс гаража. 3. Раздевалка литейного цеха. 4. Крыша 20-го цеха. Пострададавших: ранено - 2 чел. Время обнаружения ч/м - 16.06. Наименование сил и средств, введенных для ликвидации поражения - Время ввода подразделений - Время окончания работ - Что сделано для ликвидации поражения - восстановительные работы продолжаются. (Лит-ра: Железный дождь над Ленинградом. Сост. Б.Иринчеев. - Выборг, 2022.С.340).
1941 г. 16 ноября.(Оперативн. сводка N81.) Место и очаг поражения - з-д N194 им.Марти. Характер и размеры поражения и разрушения - 2 арт.снаряда. Разрушен верхний карниз стены цеха 20 и часть крыши. Пострадавших: ранено -2 чел., убит - 1 чел. Время обнаружения ч/м - 16.47. Наименование сил и средств, введенных для ликвидации поражения - МСК объекта. Время ввода подразделений - 17.15. Время окончания работ - 17.45. Что сделано для ликвидации поражения - Пострадавшим оказана помощь. Восстановительные работы продолжаются. (Лит-ра: Железный дождь над Ленинградом. Сост. Б.Иринчеев. - Выборг, 2022.С.416).
1941 г. 17 ноября.(Оперативн. сводка N82.) Место и очаг поражения - з-д N194 им.Марти. Характер и размеры поражения и разрушения - 17 арт.снарядов. Разрушения: Разрушена канализация. Повреждена крыша цехов 16, 18, 2. Выведены из строя сигнализация и телефонная связь пожарной команды. Пострадавших: ранено - 14 чел., убито - 2 чел. Время обнаружения ч/м - 12.02 до 15.23. Наименование сил и средств, введенных для ликвидации поражения - объектовые команды. Время ввода подразделений - 12.06. Время окончания работ - Что сделано для ликвидации поражения - пострадавшим оказана помощь. Восстановительные работы продолжаются. (Лит-ра: Железный дождь над Ленинградом. Сост. Б.Иринчеев. - Выборг, 2022.С.425).
1941 г. 4 декабря.(Оперативн. сводка N99.) Место и очаг поражения - з-д N194 им.Марти. Характер и размеры поражения и разрушения - 9 арт.снарядов - разрушены крыша 17-го цеха, автоприцеп, повреждены телефонная и радиосеть. Пострадавших: ранено - 4 чел., убит - 1 чел. Время обнаружения ч/м - 14.18 - 14.37. Наименование сил и средств, введенных для ликвидации поражения - объектовые команды. Время ввода подразделений - 14.25. Время окончания работ - 14.35. Что сделано для ликвидации поражения - пострадавшим оказана помощь. Восстановительные работы продолжаются. (Лит-ра: Железный дождь над Ленинградом. Сост. Б.Иринчеев. - Выборг, 2022.С.523).
1942 г. 6 апреля. (Оперативн. сводка N188.) Место и очаг поражения - з-д N194 им.Марти. Характер и размеры поражения и разрушения - 8 фугасных бомб, из них в реку Нева - 6. Разрушены жел.дор. подъездные пути. Пострадавших нет. Время обнаружения ч/м - 2.55 - 3.00. Наименование сил и средств, введенных для ликвидации поражения - объектовая команда. Время ввода подразделений - 3.00. Время окончания работ - Что сделано для ликвидации поражения - восстановление жел.дор. путей продолжается. (Лит-ра: Железный дождь над Ленинградом. Сост. Б.Иринчеев. - Выборг, 2022.С.553.)
1942 г. 28 апреля.(Оперативн. сводка N200.) Место и очаг поражения - з-д N194. Характер и размеры поражения и разрушения - 2 арт.снаряда в производственный корпус. Ранен - 1 чел. Время обнаружения ч/м - 19.14. Наименование сил и средств, введенных для ликвидации поражения - объектовая команда. Время ввода подразделений - 19.15. Время окончания работ - 19.29. Что сделано для ликвидации поражения - пострадавшему оказана помощь. (Лит-ра: Железный дождь над Ленинградом. Сост. Б.Иринчеев. - Выборг, 2022.С.563).
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Нет ссылок.
Текст надо как-то начать все-таки. Из 1-й фразы следует, что когда-то з-д был закрыт. Нужно дать хоть пару строк по этому поводу, если, к-но, важна здесь только сов. и постсов. история.