Публикация

Завод Ч. Берда - Завод общества Франко-русских заводов

Здание на карте
фото
Архитекторы: Гольм А. Л.
Гладин П. П.
Радлов В. Г.
Год постройки: 1878-1879, 1912-1916
Стиль: Кирпичный

Фото - Kon-Tiki, 01.2014  

 

Металлический завод Ч. Берда -                                                                   Кирпичный

Завод общества Франко-русских заводов

 

Производственные здания завода Ч. Берда

1860-е - акад. арх. Фон Генрихсен Роман Романович

1870-е - 1880-е - акад. арх. Гольм Александр Львович

1878-1879 - арх. Гольдберг Эдуард Васильевич

 

Производственные здания акционерного общества Франко-русских заводов (с водонапорной башней)

1897-1900-е - арх. Гладин Пармен Парменович

1912-1916 - арх. Радлов Владимир Германович

 

П. П. Гладин, В. Г. Радлов  - архитекторы акц. о-ва Франко-русских заводов.

 

 

см. также  Особняк Ф. К. Берда

  • фото

    Основатель
    завода Ч. Берд.

  • фото

    Портрет Фрэнсиса
    Карловича Берда
    1867. У. Холл
    (добавил Ладада)

  • фото

    1797 г.
    ЦГИА СПб.
    * см. ниже

  • фото

    План двора и
    фасад здания
    завода 1827 г.
    ЦГИА СПб.
    ** см. ниже

  • фото

    Фрагмет 1

  • фото

    Фрагмент 2

  • фото

    1852 г.

  • фото

    Куп. книга на 1834 С. 1 1-я гильдия
    тоже Куп. книга на 1833 С. 1

  • фото

    Куп. книга на 1861 г.
    С. 4 1-я гильдия

  • фото

    Куп. книга на 1867 г.
    С. 5 1-я гильдия

  • фото

    Куп. книга на 1889 г.
    С.714 1-я гильдия

  • фото

    План двора на Матисовом острове,
    принадлежавшего Обществу
    франко-русских заводов.
    14 июля 1916 г.
    ЦГИА СПб. Ф.513. Оп.102.
    Д.3682. Л.23-29.

  • фото

    Часть двора
    меднопрокатного
    завода АО
    Франко-русских
    заводов

  • фото

    Цех Франко-русского завода.
    Фото конца XIX века.

  • фото

    Внутренний вид одного
    из цехов механического
    завода

  • фото

    то же

  • фото

    то же

  • фото

    Натяжные валы - продукция
    меднопрокатного завода
    акционерного общества
    Франко-русских заводов

  • фото

    Цех медно-прокатного
    завода.

  • фото

    Цех медно-прокатного
    завода.

  • фото

    Изделия, выпускаемые
    медно-прокатным
    заводом

  • фото

    Коленчатый вал,
    изготовленный
    меднопрокатным
    заводом акционерного
    общества Франко-
    русских заводов

  • фото

    До 1912 г.
    *** см. ниже
    Фото - humus.livejournal .

  • фото

    Жетон

  • фото

    Облигация
    1911 г.

  • фото

    Акция 1916 г.

  • фото

    1913 г.

  • фото

    1933 г.

  • фото

    карта 1913 г.

  • фото

    Фрагмент топоплана 1962 г.
    (добавил - lenarch .)

  • фото

    Яндекс-панорама 2011 г.

*   Купчая крепость на продажу К.Н. Берду участка земли на Матисовом острове. 23 декабря 1797 г. ЦГИА СПб. Ф.1440. Оп.8. Д.1. Л.22.

**  План двора и фасад здания завода обер-бергмейстера Берда в IV Адмиралтейской части на Матисовом острове. 9 ноября 1827 г.

      ЦГИА СПб. Ф.513. Оп.102. Д.3682. Л.587г-ж.

***  Группа служащих меднопрокатного завода акционерного общества Франко-русских заводов у турбины, изготовленной для линкора Полтава.

     До 1912 года

 

В 1792 г. шотландский инженер Чарльз Берд, живший в России с 1786 г., добился права на строительство металлургического завода на Матисовом острове.

Сначала завод выпускал утюги, вьюшки, камины, балконные перила, ступени винтовых лестниц. Постепенно продукция усложнялась. Была изготовлена паровая машина, ставшая главным двигателем на заводе, после чего Берд перешел к производству паровых машин.

Завод Берда первым в России спроектировал и построил чугунный мост на "дугах"  - Сальнобуянский.

С 1815 г. приступили к строительству пароходов. Первое русское паровое судно испытывалось на Неве в 1815 г. В том же году Берд открыл пароходство: его пароходы-пироскафы  начали курсировать между Петербургом и Кронштадтом. Путешествие продолжалось три с половиной часа. В 1820-е гг. пироскады регулярно ходили два раза в сутки.

 Со временем начали заниматься художественным литьем. Завод изготавливал архитектурный декор для Петербурга: барельефы Александровской колонны, лестничные перила и фигуры для аттика арки зданий Сената и Синода, решетки Инженерного замка, безраспорные перекрытия эллинга в Новом Адмиралтействе, конструктивные элементы фронтона и купола Исаакиевского собора, фонари. Пролетные конструкции всех висячих мостов в Петербурге были изготовлены и установлены Бердом.

 

 

Берд Чарлз (Карл Николаевич; 1766-1843). Инженер, предприниматель. Обучался на Карронском пушечном заводе в Великобритании. С 1786 жил в России. В 1792 основал первый в тяжелой промышленности Петербурга частный механический и литейный завод, перестроив для этой цели мастерскую Ф. Моргана (с 1881 завод находился в собственности акционерного общества Франко-русских заводов). Первым в России в 1805-1806 спроектировал и построил чугунный мост на «дугах» - Сальнобуянский, с 1815 начал строить пароходы, во 2-й пол. 20-х соорудил «эллинг Мортона» и слип. Кроме того, строил Сальнобуянский канал (1804), владел в Петербурге лесопильным заводом, паровой мукомольней. Занимался изготовлением и установкой решеток, барельефов, скульптур, фонарей, памятников, перекрытий, балконов и других металлических несущих конструкций и элементов архитектурного декора сооружений в Петербурге и других городах. На его заводе изготовлены барельефы Александровской колонны, лестничные перила и фигуры для аттика арки зданий Сената и Синода (1833-1835), решетки вокруг Инженерного замка (1824-1825), безраспорные перекрытия эллинга в Новом Адмиралтействе (1834-1835), конструктивные элементы фронтона и купола Исаакиевского собора, а также фонари на мосту через р. Нарву (ок. 1830). Берд изготовлял и устанавливал пролетные конструкции всех висячих мостов в Петербурге: Екатерингофского (1823), Пантелеймоновского (1824), Египетского (1826), Почтамтского (1824), Банковского и Львиного (1825-1826).

(Барышников М. Н. Деловой мир России: Историко-биографический справочник. - С.-Петербург: Искусство-СПБ, Logos, 1998)

Предприятие, постепенно разрастаясь, поглотило галерную верфь на западе, потом Новое Адмиралтейство на востоке.

 

После смерти  основателя его дело успешно продолжал сын Ф. Берд, а с 1865 г. - вдова сына Дарья Ивановна Берд, купчиха 1-ой гильдии.

В 1881 г.  предприятие перешло  акционерному  обществу "Франко-русские заводы", которое было допущено к деятельности в России на пятьдесят лет. Одновременно общество получило в аренду Галерный островок сроком на десять лет.

Председателем правления, располагавшегося в Париже, был Павел Мартен, директором-распорядителем в Петербурге являлся  Ф. Л. Радлов. Общество также владело  в Петербурге предприятием с литейно-механическим производством (Полюстровская  наб., 12).

В 1891 г. истек срок аренды "Галерного островка". Верфь вернулась в "казну" в том же виде, что и десять лет назад: общество построило лишь одно деревянное здание для администрации, оборудование мастерских не претерпело практически никаких изменений.

Предприятие производило судовые машины, паровые котлы, листовую медь, трубы, мельхиоровые листы, ленты для патронов и др. В 1877-1878 гг. для Морского ведомства строились миноносцы с паровыми двигателями.

(По материалам [69]. С.326-332)

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (255).

69 комментариев
11851 просмотр
Добавил: Наталия, 17 Июня 2009, 08:46
Редактировано: 6 Июля 2020, 14:37
Оцените:
(23 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house6571.html' target='_blank'>Завод Ч. Берда - Завод общества Франко-русских заводов на Citywalls.ru</a>
Всего 69 комментариев
  • 28 Октября 2009, 23:35

    кирпичный стиль

  • 8 Декабря 2009, 21:19

    В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" [255]

  • 13 Июля 2010, 16:35

    "В 1786 г. шотландский инженер Чарльз Берд добился права на строительство металлургического завода на Матисовом острове."

     

    В 1786 году 20-летний Берд приехал из Шотландии в Россию и сразу-таки добился? На мемориальной доске, установленной на заводе, в качестве даты основания указан 1792.

  • 13 Июля 2010, 17:01

    М.Н. Барышников. Деловой мир России: (историко-биограф. справ.). СПб.: "Искусство-СПб", "Logos", 1998. С. 55.

    Берд Чарлз (Карл Николаевич; 1766-1843). Инж., предприниматель. ... С 1786 жил в России. В 1792 основал первый в тяжелой промышленности Петербурга частный механический и литейный завод, перестроив для этой цели мастрескую Ф. Моргана (с 1881 завод находился в собственности АО Франко-русских заводов). Первым в России в 1805-06 спроектировал и построил чугунный мост на "дугах" - Сальнобуянский...

     

    Правда, г-н Барышников не дал не только прямых ссылок, но даже просто точных ссылок на конкр. источники, лишь общий список лит-ры и источников.

  • 5 Февраля 2011, 23:06

    На карте отмечено не это здание, а здание, стоящее  на наб. Пряжки между Мойкой и ул. А. Блока, - деревянный (вроде) домик, одна из построек гостиницы "Матисов домик".

    Что же касается здания, которое изображено на картинке, - есть ли уверенность, что оно имеет № 1 по Перевозной? 

    Так или иначе - 1940: Завод цветметобработки им. Ворошилова - Перевозная, 1 (126. С. 256)

  • 6 Февраля 2011, 00:28

    Конкретный адрес по заводской постройке сказать трудно - они всегда по головному офису, здесь скорее номер от географии. Возможно это здание  Фольгопрокатного завода,  хотя может и верфей...

  • 26 Февраля 2013, 19:18

    СЕНАТСКИЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ О ЗАПРЕЩЕНИИ НА ДОМ ЖЕНЫ ДВОРЯНИНА 1-Й ГИЛЬДИИ КУПЦА ДАРЬИ ИВАНОВНЫ БЕРД НОМЕР 3 ПО МЯСНОЙ И НОМЕР 13 ПО ЗАВОДСКОЙ УЛИЦАМ В 3-М КВАРТАЛЕ 4-Й АДМИРАЛТЕЙСКОЙ ЧАСТИ.                17 апреля 1846г. Сенатские обЪявления... 1846г., 6619.

     

    То же самое -    6 июля 1846г. Сенатские обЪявления... 1846г., 12437.

    То же самое -    17 августа 1846г. Сенатские обЪявления... 1846г., 15606.

     

  • 23 Марта 2013, 21:03

    1845 г. Дело о разрешении произвести некоторые перестройки в доме дворянина Берда на Матисовом острове. РГИА. ф.218. оп.3. д.480. 21л.

     

  • 28 Марта 2013, 21:42
    Ответ на "СЕНАТСКИЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ О ЗАПРЕЩЕНИИ НА ДОМ ЖЕНЫ ДВОР" от Сирин

    Участок дома 3 по Мясной - 13 по Заводской (совр. Ал. Блока) находится в глубине территории верфей. На сайте есть дом сына Берда - http://www.citywalls.ru/house16447.html

  • 29 Марта 2013, 22:39

    «Ленинград. Краткая адресно-справочная книга». — Лениздат, 1973 (С.202):

    завод по обработке цветных металлов им. К. Е. Ворошилова (Мин. цвет­ной металлургии СССР) — 190121, Перевозная ул., 1, тел. 16-09-83

     

    TopPlan 2009:

    ОАО "Фольгопрокатный Завод"; 

    Адрес: 190121, Санкт-Петербург, Перевозная ул., 1; вход с ул. Блока, 5
    Производство оборудования и материалов 
    Примечание: Алюминиевая фольга: ленты, листы, полосы; 8.00-19.00, кроме сб, вс.
    Оптовая торговля, поставки оборудования 
    Примечание: Реализация под заказ: алюминиевая фольга: ленты, листы, полосы; 

     

    Домбровский Ф.В. «Полный путеводитель по Петербургу и всем его окрестностям». — СПб, 1896. (С.381):

     

    Контора находилась на Пряжке у Бердова моста (карта 1913 г.):

     

     

  • 21 Декабря 2013, 13:19

    Справа от серого забора другой забор, в котором ворота и вывеска на проходной ФОЛЬГОПРОКАТНЫЙ ЗАВОД. НЕ работает уже года 4.Кто-то территорию присмотрел.

  • 21 Декабря 2013, 14:21

    Больше четырех. По-моему в 2005 уже не работал. Хотя официально агония могла тянуться долго.

  • 31 Августа 2014, 05:40

    Франко-Русские заводы. Облигация 1911г. Более редкая бумага,чем акция этого завода.

  • 31 Августа 2014, 05:54

    "Чарлз Берд (по-русски Карл Николаевич) считается российским инженером, предпринимателем, судовладельцем".

    ..." завод Чарльза Берда был одним из самых крупных металлообрабатывающих предприятий города. На нем выпускали печи и механизмы для мельниц и сахарозаводов, даже первые автомобили. 
    Кроме завода, на Матисовом острове Чарльзу Берду принадлежали также корабельная верфь, сахарный завод и паровая мукомольня. 
    Но настоящая слава пришла к Берду, когда в 1815 году он спустил на воду первый российский пароход, названный «Елизавета». 
    Когда-то имя Берда стало символом успеха, а на вопрос «Как дела?» в Петербурге было принято отвечать «Как у Берда, только труба пониже, да дым пожиже». Но время шло, Берд скончался, а его наследники продали завод, который стал частью «Адмиралтейской верфи».

  • 31 Августа 2014, 06:03

    После революции предприятие было национализировано, переименовано в 1922 г. в завод им. Карла Либкнехта и до 1924 г. было закрыто ввиду отсутствия топлива и металла. С 1928 г. – это Государственный медеобрабатывающий завод им. Ворошилова. На нем было развернуто производство продукции из алюминия и алюминиевых сплавов. Здесь в 1930-е гг. был изготовлен первый отечественный цельнометаллический самолет «Максим Горький» и освоен прокат алюминиевой фольги.В годы войны завод был в основном демонтирован и эвакуирован на Урал. На оставшемся оборудовании для нужд фронта наладили выпуск броневого листа, пиротехнических снарядов, минометных взрывателей, снарядных поясков и выполняли правку лопастей воздушных винтов для боевых самолетов. После войны завод назывался: «Ленинградское Адмиралтейское объединение».

  • 31 Августа 2014, 10:36

    Не хочется брать на себя роль Цербера, но поскольку модераторы молчат, напоминаю уважаемым новым участникам сайта, что всю информацию у нас принято подкреплять ссылками.

  • 31 Августа 2014, 11:02

    На плане 1923 г. - завод Франко Русск. общ.

  • 21 Июля 2018, 19:51

    Вот по поводу комментариев от 31.08.2014 - без ссылок. Про первый точно помню где-то это читала. Текст из второго коммента встречается в сети везде, да  впрочем тоже все довольно общеизвестно.

    Но вот цитата из статьи про "Красный выборжец"

    По решению «Госпромцветмета» 27 декабря 1924 г. Франко-Русский завод (бывший «Берда») включен в состав «Красного выборжца». Один из цехов этого завода специализировался на выпуске латунных листов, второй - латунных труб. В последующие годы завод специализировался на выпуске алюминиевого проката. В 1929 г. Франко-Русский завод стал самостоятельным, ему присвоено имя К. Е. Ворошилова.

    И что-то мне говорит, что это касается будущего Фольгопрокатного завода, которй был еще в начале 2000-х по соседству с АО. Похоже территорию разделили? Кто-то может что-то подсказать?

  • 21 Июля 2018, 20:38

    Судя по плану 1923 года завод Франко-Русского общества был больше нынешней терр. Фольгопрокатного завода и включал в себя также часть нынешней терр. Адмиралтейских верфей.

  • 21 Июля 2018, 21:48

    Я полагаю, что именно на Матисовом острове Адмиралтейские верфи появились последними.

    Хотя...

    Вот текст из Энциклопедии СПб про Фольгопрокатный завод

    ФОЛЬГОПРОКАТНЫЙ ЗАВОД (Перевозная ул., 1), открытое акц. об-во (с 1992), единств. в Европ. России пр-тие по произ-ву алюминиевой фольги. Осн. в 1792 К. Н. Бердом на базе мастерской, открытой в 1789 на Матисовом о. его тестем - англ. предпринимателем Ф. Морганом. Позже з-дом владели сын Берда Френсис и внук Джорж. В 1881 з-д перешел в собственность анонимного акц. об-ва Франко-рус. з-дов и стал именоваться Франко-рус. з-дом. Первонач. пр-тие выпускало металлич. предметы бытового назначения (утюги, молотки, топоры), в кон. 18 в. начато стр-во паровых машин для пром. пр-тий и судов. В 1815 на з-де построен первый в России пароход. В дальнейшем з-д специализировался на произ-ве стационарных и судовых машин, а также судовых механизмов, с 1850-х гг. строил небольшие воен. корабли, с 1881 з-д, арендовав на 10 лет верфь Галерного островка, приступил к сооружению броненосцев. В литейной мастерской з-да в 1-й пол. - сер. 19 в. создано скульпт. убранство Казанского и Исаакиевского соборов, Александровской колонны, выполнено множество решеток, фонарей, декорат. и строит. деталей для мостов, дворцов и обществ. зданий СПб. З-д производил также стальные и бронз. отливки, медные трубы, проволоку, медные, латунные, мельхиоровые листы. После окт. 1917 з-д национализирован, в годы Гражд. войны работал с перебоями. В сер. 1920-х гг. его маш.-строит. произ-во передано з-ду им. А. Марти (ныне "Адмиралтейские верфи"), а пр-тие стало специализироваться на литье и обработке легких и сверхлегких металлов и сплавов (осн. продукция 1920-30-х гг. - прокат, трубы, профили из алюминия и его сплавов гл. обр. для авиац. пром-сти). В 1922-24 з-д носил имя К. Либкнехта, в 1924-28 входил в состав з-да "Красный Выборжец", с 1933 именовался Гос. з-дом по обработке цветных металлов им. К. Е. Ворошилова. В нач. Вел. Отеч. войны 1941-45 осн. оборудование эвакуировано на В. страны, на оставшемся налажен выпуск броневого листа, минометных взрывателей, выполнялась правка лопастей возд. винтов боевых самолетов. В послевоен. годы пр-тие специализировалось на произ-ве фольги. С 1958 - Ленингр. з-д по обработке цветных металлов, в 1970-76 вновь носил имя Ворошилова, в 1976 вошел в состав производств. объединения "Красный Выборжец" как з-д по произ-ву алюминиевой фольги. С 1989 самостоят. Ленингр. фольгопрокатный з-д. Выпускает алюминиевую фольгу разл. техн. характеристик для радиотехн., электронной, маш.-строит., приборостроит. пром-сти, а также для упаковки пищ. продуктов, косметич., лекарств. средств и для бытовых целей. 1/3 продукции з-да экспортируется.
    Лит.: Металлурги с Матисова острова: Крат. очерк истории Ленингр. з-да по обработке цвет. металлов. Л., 1967; "Красный выборжец": История Ленингр. произв. об-ния по обработке цвет. металлов. Л., 1978. С. 52-56; Адмиралтейские верфи: Корабли и годы, 1704-1925. СПб., 1994. С. 66-72, 105-112.

    Тут в куче все.  Не понятно как тут оказался з-д им. Либкнехта, когда это б. Минный завд на Чугунной. Или у нас было несколько заводов им. Либкнехта?

    Почему здесь завод им. Марти, когда так называлась та часть верфей, которая на Фонтанке, а  часть, которая с въездом с наб. Ново-Адмиралтейского канала называлась "Судомех" и ее территория вроде не затрагивала Матисов остров. Или я не права?

     

  • 21 Июля 2018, 22:32

     

    Ответ на "После революции предприятие было национализировано, переименовано в 1922 г. в завод им. Карла Либкнехта " от Б.К.

     Это можно посмотреть в ВПг 1923 и 1924. Ничего удивительного, К. Либкнехта могло быть сколько угодно заведений.

    Ответ на "Судя по плану 1923 года завод Франко-Русского обще" от Виктор М

    Франко-русский ведь по территории это то же, что и Берда, а южная (условно) граница проходила по Сальнобуянскому каналу. Сальный буян ликвидировали, чтобы его территорию присоединить к Адмиралтейскому заводу. Ну, а при большевиках наследник Адмиралтейского завода распространился дальше на север, на территорию Берда.

    Ответ на "Я полагаю, что именно на Матисовом острове Адмирал" от Наталия

     Вот тогда они и появились на Матисовом. А Морган с Бердом тут совсем не при чем. Советскую историю не прослеживала, как мы знаем, редко какое заведение в довоенные годы обходилось без реорганизации больше одного-двух лет. Про Либкнехта, вероятно, правда, см.выше. Новое-Адмиралтейство - Судомех к Матисову острову, мне кажется, прежде отношения не имело. А про з-д Марти и расползание его территории речь шла выше.  

  • 26 Марта 2020, 23:59
    Ответ на "Я полагаю, что именно на Матисовом острове Адмирал" от Наталия

     очень подробная блок-схема Адмиралтейских верфей дана в конце статьи:  https://ru.wikipedia.org/wiki/Судостроительный_завод_имени_Андре_Марти

  • 2 Июля 2020, 00:30

    Можно по ёлочным украшениям отследить года этого завода

    примерно в период 1957-1991 в СССР

    Фото 1-2 Завод им.Ворошилова (клеймо ЗИВ) в составе Ленсовнархоза

    Ленсовнархоз (1957-1965)

    г.Ленинград,Перевозная ул.1

    Фото 3-4 Ленинградский Завод По Обработке Цветных Металлов (клеймо сменилось)

    в составе Главцветметобработка (на фото 1968 год)

    г.Ленинград,Перевозная ул.1

    Фото 5-6 Ленинградский Завод По Обработке Цветных Металлов им.К.Е.Ворошилова (клеймо тоже)

    в составе Главцветметобработка (на фото 1972 год)

    г.Ленинград,Перевозная ул.1

    Фото 7-8 Тоже самое 1975 год (так же есть 1977 год) клеймо и адрес такие же

    Фото 9-10 Ленинградский Фольгопрокатный Завод (198? год) клеймо сменилось

    г.Ленинград,Перевозная ул.1

     

     

     

  • 4 Июля 2020, 17:40

    Тут с расползанием Адмиралтейского завода оказалось относительно понятно. После революции при безработице всех здешних судостроителей отдали Балтийскому заводу. В 1926 г. Адмиралтейский завод (им. А. Марти) стал самостоятельным, отказался от Нового Адмиралтейства, и ему отдали завод им. К. Либкнехта, который был на консервации, очевидно территорию от  рукава Пряжки, идущего здесь к Неве, до Перевозной ул.

    "вследствие «территориальной близости»  присоединяется находящийся на консервации завод им. К. Либкнехта (бывший Франко-Русский), но без меднопрокатного и  трубного производств".

    Эти производства меднопрокатное и  трубное могли  оказаться только у завода им. Ворошилова - в конечном варианте - Фольгопрокатного.

    Новое Адмиралтейство оставалось в своей территории до 1950-х гг. В 1931 г. там восстановили-создали "Сухдомех", который жил самостоятельно до 1972 г., когда появилось объединение. В 1950-х "Сухдомех" "выполз" на Матисов остров: "В здании, отданном "Судомеху" заводом им. Ворошилова и реконстуированном в 1953 г., разместили корпусообрабатывающее производство" - похоже это на берегу Мойки, за больницей.

    А вот кому принадлежит нечно обозначенное на современнной карте как №1Е - непонятно, если бы были верфи - был бы тоже какой-то номер 203 - может тоже остатки Фольгопрокатного?

  • 4 Июля 2020, 20:47

    В 1978 году вдова одного из матросов с ледокола, который потом стал называться "Красин", рассказывала, что в 1919 году на Судомехе (который тогда так не назывался, конечно, ремонтировали суда. Матросов с них расселяли по близлежащим домам, поэтому их было так много в блоковском доме. В других, вероятно, не меньше.

  • 4 Июля 2020, 21:39

    Мой дядя работал на ледоколе "Сибиряков" в конце 1960-х и до 1976 г. - именно он ("Сибиряков")  "играл" ледокол "Красин" в фильме "Красная палатка", но вот был ли он в реальности раньше "Красиным" или был той же серии не знаю. Для съемок название "Сибиряков" закрашивали

    В книге про верфи пишут, что когда открывался "Судомех", в планах было жилищное строительство, т.к. требовалось до 5 тыс. рабочих. Но что было выполнено - непонятно, в тесте не увидела. Еще в книге есть фото без дат, помещенные к тексту про довоенное время - интерьеры общежитий, опять же неизвестно завода им. А. Марти или "Судомеха". В подписях мужское общежитие указано в поселке Володарский (это ведь далеко!), а женские на Перевозной ул. и на ул. Гоголя.

  • 4 Июля 2020, 21:59
    Ответ на "Мой дядя работал на ледоколе "Сибиряков" в конце 1" от Наталия

     В сети когда-то попадалось фото женского общежития на Перевозной, 8, с тесно стоящими кроватями и с невозможно красивыми кружевными покрывалами. А, может быть, путаю и это как раз из истории верфей.

    "Красин" был урожденным "Святогором", построен был непосредственно перед войной.

  • 4 Июля 2020, 22:36

    Подпись -Комната женского общежития на Перевозной ул. С.41

  • 4 Июля 2020, 22:42
    Ответ на "Подпись -Комната женского общежития на Перевозной " от Наталия

     Да, настоящий русский гипюр. А год там есть? Я на экскурсиях показывала, равнодушных не было - ни относительно покрывала, ни относительно этой дикой тесноты. Это где-то во дворах, где адреса Перевозная, 2 - Ал. Блока, 10. 

     

  • 4 Июля 2020, 22:46

    А вот это где? Не помню этого дома. На территории завода?

    Это из "Памятников промышленной архитектуры" (изд. 2005 г.) в статье про Адмиралтейские верфи. Все картинки перемешены и что к какому заводу относится не понять.

    И еще я вдруг поняла, что не представляю, где находилось то что называют "Галерный островок".

  • 4 Июля 2020, 23:22
    Ответ на "А вот это где? Не помню этого дома. На территории " от Наталия

     Это Галерный остров между двумя рукавами Фонтанки.

    Вот и карту 1911 г. (до засыпки) нашёл: 

  • 4 Июля 2020, 23:34

     Годов нигде нет.. Мало какие фото с датой. Конечно, там где касается изображений завода (как правило с караблями) это легко определить по тексту, а вот в таких случаях - засада.

    Книга похоже была выпущена к какому-то юбилею в 1996 г. И видно, что пользовались авторы исключительно заводским архивом, ведь в советский период любое телодвижение по заводу сопровождалось приказом или распоряжениием, но все это очень неплохо изложено вполне человеческим языком. Читать интересно даже не оглядываясь на поиск информации - возникает вполне реальная картина "как это было" - и создать из ничего, и "пятилетку в три дня",  и репрессии за отлетевшие заклепки. А сейчас ракеты падают и без последствий.  Вот кто бы подумал, что марка двигателя ДиП с номером это "Догнать и перегнать", когда другой ПМ это просто подвесной мотор. И полно всяких интересных мелочей, возможно не всем понятных, я все-таки инженер. Но многие вещи просто восхищают.

  • 4 Июля 2020, 23:42

    Забавно то, что здание на титул.фото относится к "Адмир.верфям", а не "Фольгопрок.заводу".

  • 4 Июля 2020, 23:59
    Ответ на "Забавно то, что здание на титул.фото относится к "" от lenarch

     Так это и не обязательно. Это ведь публикация о заводе Берда и Франко-русском, а не о Фольгопрокатном. Я начала в этом на днях разбираться, получается, если смотреть на карту 1913 г.

    фр-русский завод занимает территорию до Мясной и еще кусочек между Заводской, Петевозной и Корабельной набережной, хотя судя по тому, что передали Адмиралтейскому заводу, то прямоугольник за Мясной со стороны Пряжки до Перевозной, тоже был за ними. По крайней мере, когда в 1926 Адм. заводу отдали эту территорию, то как раз до Перевозной. Но отдали не все - я выше писала - кроме меднопрокатного и трубного пр-ва. И оно, скорее всего и было в том квадратике - выше Заводской ул. до Невы. Если смотреть на карту 1933 г - там заводы не подписаны, но территория выделена - левее больницы как раз та территория, которая осталась не отданной заводу им. Марти. Территорию эту отдали "Красному Выборжцу" как отделение, потом это стал завод им. Ворошилова. В 1950-х кусочек у угла Невы и Мойки отдали "Судомеху", а оставшаяся территория скорее всего и составила Фольгопрокатный завод. 

    Вот я и мечтаю увидеть план с территорией Фольгопрокатного. Ненешнее большое здание на карте № 1Е судя по номеру к верфим не относится.

  • 5 Июля 2020, 00:09
    Ответ на "по-моему, фото 7 - это Галерный остров м" от Риэлтор

     Т.е. "Галерный островок" это просто Галерный остров - собственно место расположения Адмиралтейского завода? Почему тогда островок? А картинка по-моему и на фото не тянет, но так в книге подписано. Тогда ее надо в публ. по Фонтанке.

    Я там в публикацию по верфям на Фонтанке поставила несколько схем.  Рукав Пряжки начали закапывать еще до революции, а последний кусок, тупиковый до Лоцманской ул. засыпали в 1928 г.

  • 5 Июля 2020, 00:14

    Фрагмент топоплана 1962 г.:

  • 5 Июля 2020, 00:43

    Отлично! Спасибо! Тогда получается, что 1Е это бывший завод им. Ворошилова, потом Фольгопрокатный. Интересно сейчас кто хозяин... Да, наверное и то, что № 7 тоже их.

  • 5 Июля 2020, 01:09
    Ответ на "А вот это где? Не помню этого дома. На территории " от Наталия

    Не могу утверждать совершенно точно - слишком давно видел (лет 25-30 назад). Кажется, этот дом находится на продолжении ул. Степана Разина на территории "Адмиралтейских верфей". К сожалению, у меня сейчас нет [99], но, если я правильно помню, этот дом есть в списке работ А.В.Иванова, а адрес - по ул. Степана Разина, дом то ли 1, то ли 3. (Но может быть, я путаю и этот дом - в каталоге Исаченко 1985 г.?)

  • 5 Июля 2020, 02:24
    Ответ на "А вот это где? Не помню этого дома. На территории " от Наталия

     Корабельная наб., 4. Есть отдельная публикация. Это дом Берда, основа которого (2 этажа) была построена еще в 1790-х годах.

    Галерный островок - это название верфи. На Галерном острове, да.

    Не поняла, что такое фото 7. 7 - это вырезка. То, что названо "Часть двора меднопрокатного..." - это, мне кажется, та же набережная, левее (условно севернее) дома Берда. 

    Архив, против обещанного, прикрыл лавочку на месяц раньше, и я не со всеми цехами сумела разобраться. Но я смотрела только собственно бердовский период. В конце века там была такая уже толкучка, что черт ногу сломит, да и не очень интересно, не видевши в натуре.

  • 5 Июля 2020, 02:46
    Ответ на "Судя по плану 1923 года завод Франко-Русского обще" от Виктор М

     Завод Франко-Русского общества занимал на Матисовом острове всю территорию верфей и фольгопрокатного завода. Какое-то время они также брали в аренду и Галерный островок.

     

    Ответ на "Так это и не обязательно. Это ведь публикация о за" от Наталия

    Франко-русский завод занимал все пространство до Перевозной и за Перевозной большую часть квартала, доходя до территории больницы, но на Заводскую они не выходили, там от Перевозной был небольшой участок 5, принадлежавший больнице тоже, примерно до нынешнего дома 5 с мемор. доской, на месте которого был завод красок Комеловых, бывший Друри.

    Вот неплохой путеводитель, хотя здесь все несколько смещено ради больницы, и Перевозная показана совсем прижатой к Неве. В ВПг на 1917 в этом углу, на перекрестке Перевозной и Заводской, перепутано местоположение з-да Бекмана, по обеим улицам, ему приписан участок больницы.

     

  • 5 Июля 2020, 02:49

    Фото 7 я отсюда убрала на Фонтанку

    А архив-то еще и интерфейсы поменял, видать програмисты поработали  в самоизоляции. Теперь даже исторические справки текстовые про предприятия не читаются. Только вот нам еще виток грозит, что в результате послабления из-за мероприятий было вполне прогнозируемо :(

     

  • 5 Июля 2020, 03:06

    Да, теперь пока не поняла даже, как подступаться. Теперь хоть все помри, каникул уже никаких не будет. И архива на халяву не будет тоже.

  • 5 Июля 2020, 03:28

    Да спасибо. Картинка у нас есть в публикации по больнице покрупнее

    Дом увидела - вроде на закрытой территории, Виктор как-то проник :) Поставлю ссылки, чтоб понятно было и картинку эту туда, там и комментарии еще не разобраны. Но все-таки в "Промышленной архитектуре" совершенно непонятные тексты, без подготовки ничего не поймешь :( 

    Но хоть теперь понятно и с Либкнехтом и с Ворошиловым, а то в интернете уже каша - ведут историю "Выборжца" от Фронко-Русских заводов.

    S.P. у Вас очень хорошая память - Иванова вспомнили - у него там в списке дом 78 это на углу Степана Разина и Рижского. Дом не тот - этот бы район я вспомнила - живу не так уж далеко.

     Там на территории верфей ничего старого не осталось, со стороны Рижского я как-то в ворота заглядывала ничего особенного не увидела. Эти ворота как раз перекрыли ул. Степана Разина (Эстляндскую). Теперь там несколько цехов верфей - с Фонтанки  По Екатерингофке снесли и уже понастроили.

    Верфи туда пришли в 1937 - арендовали у города место на левом берегу Фонтанки и построили цех по изготовлению металлической мебели. Какой из этих не знаю - тогда был вроде № 21. А еще тогда же они арендовали у порта какую-то территорию и там появилась Динабургская база складского хозяйства вот Динабургская меня  смущает - на Двинской их вроде не было. Хотя это ведь еще до войны. А  ул. Стапана Разина они вроде только после войны перекрыли.

     

  • 5 Июля 2020, 06:14
    Ответ на "Корабельная наб., 4. Есть отдельная публикация. Эт" от Liz

     

    Ответ на "Фото 7 я отсюда убрала на Фонтанку А архив-то еще " от Наталия

     Не надо паниковать. Всё работает. Подумаешь, поменяли интерфейс. Самое большее, что мне пришлось сделать - это заново ввести логин и пароль (то, что было, не запомнилось) - и можно смотреть, как раньше.

     

    (Вчера сидел в архиве - и сейчас, прежде чем писать этот комментарий, еще раз проверил.)

  • 5 Июля 2020, 06:28
    Ответ на " Ответ на "Фото 7 я отсюда убрала на Фонтанку А ар" от S.P.

     Ага. А у меня и пароль сохранился. Да, внимательнее надо быть.

  • 5 Июля 2020, 07:16
    Ответ на "Да спасибо. Картинка у нас есть в публикации по бо" от Наталия

    Там совершенно точно был старый двух- или трехэтажный дом с эклектическим фасадом (не уверен только, что именно этот). Я был внутри по работе.

     

    Но сейчас нигде не могу найти его фотографии - даже на сайте с характерным названием hiddenside, с большим количеством фотографий зданий на территории завода. Могу предположить, что этот дом снесли.

  • 5 Июля 2020, 08:24
    Ответ на "Ага. А у меня и пароль сохранился. Да, внимательне" от Наталия

     А я вот не помню, и у меня не получается заново сделать.

  • 5 Июля 2020, 09:48
    Ответ на "А я вот не помню, и у меня не получается заново сд" от Liz

     Да, я еще месяц назад (а то и раньше) видел объявление, что прием новых пользователей приостановлен.

     

    Вспоминайте. Логин - это, видимо, адрес Вашей электронной почты, а уж его-то Вы, надо думать, знаете. Если не помните пароль - есть ссылка "Восстановить пароль" илои что-то похожее. Скорее всего, Вам вышлют пароль на Вашу почту.

  • 28 Августа 2020, 23:35

    Надо было, конечно, раньше хватиться, но все же. Почему вдруг историю бердовского предприятия стали рассматривать на этой странице, у цеха явно советского? Есть здание заводоуправления - Пряжка, 17, есть дом Берда - Корабельная набережная, 4. там было бы естественнее это делать. 

    Публикация ориентирована, в первую очередь, на труды Беляевой (69), отсюда совершенно невероятные по фантастичности сведения: "Предприятие, постепенно разрастаясь, поглотило галерную верфь на западе, потом Новое Адмиралтейство на востоке". У меня не [69], а другое издание этого же перла, где эта мысль высказана практически теми же словами: "Постепенно разрастаясь и поглощая вначале Галерную верфь на западе, а затем и Новое Адмиралтейство на востоке, предприятие после смерти его основателя превратилось в Общество Франко-Русских заводов" ([110]. С. 109). Из этой фразы совершенно понятно, что ее автор не только не представляет себе историю предприятия Берда, но даже не в курсе, что Галерная верфь и Новое Адмиралтейство это одно и то же предприятие, располагавшееся и располагающееся (?) на одном и том же месте уже 300 лет и не имевшее никакого отношения к делам Берда. Но что автор имел в виду под Галерной верфью? Может быть, верфь на Галерном острове? Но та верфь так никогда не называлась. Но вот двумя страницами выше автор пишет неизвестно о каком времени: "Всё производство из Главного Адмиралтейства было перенесено на Провиантский остров, где развивалось новое судостроительное предпритие..." (с. 107). На Провиантском! А Захаров-то и не знал и строил там конюшни, мясосольню, там же был Сухарный завод - Провиантский же остров. 

     

    В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (255).

    Здесь получается так же, как и при выписке из справочника [99] - когда не приведен сам текст с адресом, часто абсолютно ничего не понятно. "Дом включен" - какой дом, если даже в титуле номер дома фантазийный? Я не нашла этот список в сети.

     

    Производственные здания завода Ч. Берда

    1860-е - акад. арх. Фон Генрихсен Роман Романович - 

    Генрихсен Роман Романович. Производственные сооружения металлического завода Ч. Берда. Перевозная ул. 1860-е. (Перестроены) ([99]. С. 93).

     

    1870-е - 1880-е - акад. арх. Гольм Александр Львович - 

    Гольм Александр Львович. Производственные  здания завода Д.Ф. Берда. 

    Перевозная ул. 1870-е - 1880-е. ([99]. С. 105).

     

    1878-1879 - арх. Гольдберг Эдуард Васильевич

    Гольдберг Эдуард Васильевич. Производственные  здания завода Д.Ф. Берда. 

    Перевозная ул. 1878-1879. ([99]. С. 104).

     

    Производственные здания акционерного общества Франко-русских заводов (с водонапорной башней)

    1897-1900-е - арх. Гладин Пармен Парменович

    Гладин Пармен Парменович. Производственные здания акционерного общества Франко-русских заводов. 1897-1900-е ([99]. С. 99).

     

    1912-1916 - арх. Радлов Владимир Германович

    Радлов Владимир Германович. Производственные сооружения акционерного общества Франко-русских заводов. 1912-1916 ([99]. С. 260). 

  • 29 Августа 2020, 17:23
    Ответ на "Надо было, конечно, раньше хватиться, но все же. П" от Liz

    Потому что обсуждение началось с Фольгопрпокатного, т.к этот цех был к нему нами ошибочно приписан, ну а дальше куда вывело...

    Что касается книги [69], то когда это писалось в 2009, это был один из немногих доступных источников информации по Коломне. Увы теперь надо править во многих местах, когда руки дойдут.

  • 9 Мая 2022, 15:20

    "Предприятие, постепенно разрастаясь, поглотило галерную верфь на западе, потом Новое Адмиралтейство на востоке"

    Редактору: уберите пожалуйста эту страшную фразу о поглощении!

    Ниже написано: "Одновременно общество получило в аренду Галерный островок сроком на десять лет...

    В 1891 г. истек срок аренды "Галерного островка". Верфь вернулась в "казну".

     

    Это Галерный островок, разрастаясь, поглотил Франко-русские заводы (бывший Берда), а потом и Новое Адмиралтейство (которое хотели ликвидировать в начале 20 в.)

  • 10 Мая 2022, 23:55

    https://humus.livejournal.com/8266406.html много фото

    фото : Часть двора меднопрокатного завода акционерного общества Франко-русских заводов.

    Все фото 1900-17 гг. поста Хумуса относятся к публикации Мастерская

     

     

  • 14 Мая 2022, 18:33
    Ответ на "https://humus.livejournal.com/8266406.html мн" от Риэлтор

     А откуда известно местоположение?

  • 14 Мая 2022, 23:33
    Ответ на "А откуда известно местоположение?" от Liz

     Не в ту публикацию разместил?

  • 15 Мая 2022, 10:05

    Я не знаю,  где стояло это здание, но разве это то, что на титульном снимке? Если Вы поместили его сюда наугад, так надо  оговорить это. Разве на снимке слева не видна вода? Или мне кажется?

  • 15 Мая 2022, 10:45
    Ответ на "Я не знаю,  где стояло это здание, но разве э" от Liz

     До публикации мною 10 Мая 2022, 23:55 ссылки часть фото от Хумуса уже были размещены в публикации без ссылки на эту публикацию "Франко-Русских заводов акционерное общество ( бывших Ч.Берда) (контора - наб. Пряжки, д.17)". Ну а я решил сохранить ссылку и добавил её по названию завода...

    Какой это из цехов, м.б. написать позднее, по рез-там обсуждения.

     

    Фото с названием завода мне показалось интересным...

    "Разве на снимке слева не видна вода?" Видна! 

    https://www.citywalls.ru/photo438211.html Торцы смотрят на Неву, других похожих мест мне не видно.

    https://pastvu.com/p/244666 похоже, точен в местоположении, но комментов там нет...

    Но retromap.ru даёт несколько иную территорию завода Берга...

  • 15 Мая 2022, 13:07

    Ну, правильно, Корабельная набережная, левее дома Берда. На pastvu все правильно показано. Про retromap не поняла - что там другое показано, выступ застройки к самой воде? Так именно на этой фотографии он объясняется - ведь этот кран стационарный, он не мотался туда сюда. Зачем же это ставить к советскому цеху.

  • 15 Мая 2022, 13:43
    Ответ на "Ну, правильно, Корабельная набережная, левее дома " от Liz

     Спасибо! Сбил меня с толку адрес: наб. Пряжки, д.17. Исправил свой коммент от 10 Мая 2022, 23:55 и добавлю его в упомянутую публикацию.

    "Про retromap не поняла" - карта показывает, что завод Берда выходил за Мясную ул., до Сально-Буянского канала.

    "этот кран стационарный" - не разглядел, это уникальный кран: правая нога (Фото) заходит в цех через окно.

    Видимо, она могла удлиняться, чтобы грузоподъёмный крюк оказывался над водой.

     

  • 15 Мая 2022, 17:37
    Ответ на "Спасибо! Сбил меня с толку адрес: наб. Пряжки" от Риэлтор

     завод Берда выходил за Мясную ул., до Сально-Буянского канала. - Что это значит? Канал и копался по самой границе бердовского участка. Пряжка, 17 - это был официальный адрес завода.

  • 15 Мая 2022, 18:08
    Ответ на "завод Берда выходил за Мясную ул., до Сально-Буянс" от Liz

     сравните с План двора на Матисовом острове, принадлежавшего Обществу франко-русских заводов.
    14 июля 1916 г. https://www.citywalls.ru/photo438211.html 

  • 15 Мая 2022, 23:00

    А что сравнивать? Эта территория была у Берда с самого начала, потом он прибавлял потихоньку, пока не вышел на Перевозную.

  • 16 Июня 2022, 01:16

    Если номер дома - 1х - все равно условный, почему бы не поставить сюда исторический номер этого участка - 3-12 по Перевозной и ул. А. Блока, а к угловому дому по Пряжке 5-13. 

  • 28 Декабря 2022, 00:07

    В.А. Черненко в книге "Первый пароход в России - пароход Берда" СПб изд-во "Крига", 2015, 328 с.; на с. 51 пишет:

    "В 1789 г. указом Государственной адмиралтейской коллегии инструментальному мастеру Адмиралтейского ведомства Фрэнсису Моргану на этом острове был отведен участок земли для производства работ, "особливо Адмиралтейству нужных", на котором рядом с верфью Галерного острова он построил в в 1792 г. каменную железоделательную мастерскую с плавильной печью.

    На этой базе в том же 1792 г. Берд и основал собственное предприятие, став вместе со своим братом Джеймсом деловыми партнерами Ф. Моргана. Вслед за литейно-механическим заводом рядом с ним начали возникать другие предприятия Берда - лесопильный завод, паровая мукомольня и др. После женитьбы в 1794 г. на дочери Моргана Софии Берд выделил из дела тестя с братом и стал единственным владельцем завода.

    С этого небольшого предприятия началась история завода Берда, часть которого - медноплющильные мастерские, впоследствии Меднопрокатный завод, - стали предшественниками ОАО "Фольгопрокатный завод", а часть вошла в ХХ в. в ОАО "Адмиралтейские верфи"."

    там же, с. 222-224:

    "Однако когда-то хорошо налаженное и технически оснащенное производство на Матисовом острове сокращалось, особенно после 1874 г. 

    С завода постепенно стали уходить ведущие специалисты, поступающий на производство металл был уже не лучшего качества, и через несколько лет на предприятие стали поступать рекламации. <...>

    В 1881 г. Дж. Ф. Берд продал свой завод на Матисовом острове анонимной европейской компании с владельцами в Париже - Обществу Франко-Русских заводов. Затем семья Бердов покинула Россию."

  • 28 Декабря 2022, 06:12
    Ответ на "В.А. Черненко в книге "Первый пароход в России - п" от Риэлтор

     Как-то у этого автора время течет вспять: в 1798 году  Моргану выделили участок, а он возьми да и построй на нем в  1792 году мастерскую. Там примечаний-то нет? 

    Никогда не встречалось такое наименование ведомства: Государственная Адмиралтейская коллегия. И вообще для 18 века формулировка довольно странная, мягко говоря. Кто этот Черненко?

  • 28 Декабря 2022, 10:42
    Ответ на "Как-то у этого автора время течет вспять: в 1798 г" от Liz

     Не у автора, а у меня!😀

    В примечании ссылается на свои более ранние работы.

    Данные о книге в интернете: https://www.labirint.ru/books/520994/

     

    Нашёл ссылку на spbarchives.ru/-/istoria-pervogo-parohoda-v-rossii

    Судно никогда не называлось "Елизавета", Черненко это разбирает, да и труба была повыше...

     

    P.S. Черненко в своей книге на стр. 82-92 подробно разбирает - откуда взялся рисунок первого корабля с низкой кирпичной трубой, приведённый в архивной справке...

    Вывод однозначный: во всех печатных изданиях начала 19 в. пароход назывался по имени строителя и владельца - пароход Берда.

  • 28 Декабря 2022, 12:47
    Ответ на " ...да и труба была повыше... " от Риэлтор

     Ну и дым погуще! 😀

  • 28 Декабря 2022, 23:57
    Ответ на "ссылку на spbarchives.ru/-/istoria-pervogo-parohoda-v-rossii от Риэлтор

     Копия купчей с упоминанием Государственной Адмиралтейской коллегии

  • 29 Декабря 2022, 05:12
    Ответ на "Копия купчей с упоминанием Государственной Ад" от Риэлтор

     Прошу прощения. Поражена, особенно потому, что читала эту купчую

  • 20 Октября 2023, 23:19

    Петербургская газета, 1873, № 99, 1 ноября.

    https://vivaldi.nlr.ru/fn000020122/view/?#page=3

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31569
Готовится: 62
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 1365