Публикация
Завод Ч. Берда - Завод общества Франко-русских заводовПеревозная ул., 1х
Фото -
Металлический завод Ч. Берда - Кирпичный Завод общества Франко-русских заводов
Производственные здания завода Ч. Берда 1860-е - акад. арх. Фон Генрихсен Роман Романович 1870-е - 1880-е - акад. арх. Гольм Александр Львович 1878-1879 - арх. Гольдберг Эдуард Васильевич
1897-1900-е - арх. Гладин Пармен Парменович 1912-1916 - арх. Радлов Владимир Германович
П. П. Гладин, В. Г. Радлов - архитекторы акц. о-ва Франко-русских заводов.
см. также
* Купчая крепость на продажу К.Н. Берду участка земли на Матисовом острове. 23 декабря 1797 г. ЦГИА СПб. Ф.1440. Оп.8. Д.1. Л.22. ** План двора и фасад здания завода обер-бергмейстера Берда в IV Адмиралтейской части на Матисовом острове. 9 ноября 1827 г. ЦГИА СПб. Ф.513. Оп.102. Д.3682. Л.587г-ж. *** Группа служащих меднопрокатного завода акционерного общества Франко-русских заводов у турбины, изготовленной для линкора Полтава. До 1912 года
В 1792 г. шотландский инженер Чарльз Берд, живший в России с 1786 г., добился права на строительство металлургического завода на Матисовом острове. Сначала завод выпускал утюги, вьюшки, камины, балконные перила, ступени винтовых лестниц. Постепенно продукция усложнялась. Была изготовлена паровая машина, ставшая главным двигателем на заводе, после чего Берд перешел к производству паровых машин. Завод Берда первым в России спроектировал и построил чугунный мост на "дугах" - Сальнобуянский. С 1815 г. приступили к строительству пароходов. Первое русское паровое судно испытывалось на Неве в 1815 г. В том же году Берд открыл пароходство: его пароходы-пироскафы начали курсировать между Петербургом и Кронштадтом. Путешествие продолжалось три с половиной часа. В 1820-е гг. пироскады регулярно ходили два раза в сутки. Со временем начали заниматься художественным литьем. Завод изготавливал архитектурный декор для Петербурга: барельефы Александровской колонны, лестничные перила и фигуры для аттика арки зданий Сената и Синода, решетки Инженерного замка, безраспорные перекрытия эллинга в Новом Адмиралтействе, конструктивные элементы фронтона и купола Исаакиевского собора, фонари. Пролетные конструкции всех висячих мостов в Петербурге были изготовлены и установлены Бердом.
Берд Чарлз (Карл Николаевич; 1766-1843). Инженер, предприниматель. Обучался на Карронском пушечном заводе в Великобритании. С 1786 жил в России. В 1792 основал первый в тяжелой промышленности Петербурга частный механический и литейный завод, перестроив для этой цели мастерскую Ф. Моргана (с 1881 завод находился в собственности акционерного общества Франко-русских заводов). Первым в России в 1805-1806 спроектировал и построил чугунный мост на «дугах» - Сальнобуянский, с 1815 начал строить пароходы, во 2-й пол. 20-х соорудил «эллинг Мортона» и слип. Кроме того, строил Сальнобуянский канал (1804), владел в Петербурге лесопильным заводом, паровой мукомольней. Занимался изготовлением и установкой решеток, барельефов, скульптур, фонарей, памятников, перекрытий, балконов и других металлических несущих конструкций и элементов архитектурного декора сооружений в Петербурге и других городах. На его заводе изготовлены барельефы Александровской колонны, лестничные перила и фигуры для аттика арки зданий Сената и Синода (1833-1835), решетки вокруг Инженерного замка (1824-1825), безраспорные перекрытия эллинга в Новом Адмиралтействе (1834-1835), конструктивные элементы фронтона и купола Исаакиевского собора, а также фонари на мосту через р. Нарву (ок. 1830). Берд изготовлял и устанавливал пролетные конструкции всех висячих мостов в Петербурге: Екатерингофского (1823), Пантелеймоновского (1824), Египетского (1826), Почтамтского (1824), Банковского и Львиного (1825-1826). (Барышников М. Н. Деловой мир России: Историко-биографический справочник. - С.-Петербург: Искусство-СПБ, Logos, 1998)
Предприятие, постепенно разрастаясь, поглотило галерную верфь на западе, потом Новое Адмиралтейство на востоке.
После смерти основателя его дело успешно продолжал сын Ф. Берд, а с 1865 г. - вдова сына Дарья Ивановна Берд, купчиха 1-ой гильдии. В 1881 г. предприятие перешло акционерному обществу "Франко-русские заводы", которое было допущено к деятельности в России на пятьдесят лет. Одновременно общество получило в аренду Галерный островок сроком на десять лет. Председателем правления, располагавшегося в Париже, был Павел Мартен, директором-распорядителем в Петербурге являлся Ф. Л. Радлов. Общество также владело в Петербурге предприятием с литейно-механическим производством (Полюстровская наб., 12). В 1891 г. истек срок аренды "Галерного островка". Верфь вернулась в "казну" в том же виде, что и десять лет назад: общество построило лишь одно деревянное здание для администрации, оборудование мастерских не претерпело практически никаких изменений. Предприятие производило судовые машины, паровые котлы, листовую медь, трубы, мельхиоровые листы, ленты для патронов и др. В 1877-1878 гг. для Морского ведомства строились миноносцы с паровыми двигателями. (По материалам [
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (255). 70 комментариев
12561 просмотр Добавил: Наталия, 17 Июня 2009, 08:46
Редактировано: 6 Июля 2020, 14:37
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house6571.html' target='_blank'>Завод Ч. Берда - Завод общества Франко-русских заводов на Citywalls.ru</a>
Всего 70 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32028
Готовится: 71
Улицы: 2692
Архитекторы: 4119
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14087
Всего сегодня: 48037
|
кирпичный стиль