Публикация
Эллинги Нового Адмиралтейства
Эллинги Нового Адмиралтейства Английская наб., 78х
На титульном фото 1903 г. слева направо видны МКЭ БКЭ ДЭ. Малый каменный эллинг (МКЭ) 1833 - 1838 - первый каменный эллинг. Авторы: арх. Э.Х. Анерт; инженеры П.П. Базен, Л.Л. Карбоньер, В.П. Лебедев. В строительстве участвовали Ч. Берд, А.А. Попов, А.Д. Готман..
1830-е - Мастерская, авторы: инж. Л.Л. Карбоньер, арх. Э.Х. Анерт, арх. И.Г. Гомзин
Большой каменный эллинг (БКЭ) архитектора Адмиралтейского судостроительного завода.
Большой деревянный эллинг (ДЭ) 1825 - на месте малого фрегатского эллинга построен деревянный эллинг для больших судов. Разработкой проекта и строительством руководил управляющий Новым Адмиралтейством Попов Александр Андреевич (1788—1859), отец кораблестроителя и адмирала Попова Андрея Александровича (1821—1898). 1903 - разобран по соображениям пожарной безопасности.
Современное состояние корпусов см. Историю возникновения эллингов см.
Главное Адмиралтейство во времена Петра I строило крупные корабли. Из-за ограниченности пространства с 1712 г. мастерские по изготовлению шлюпок, корабельного рангоута, блоков и нагелей, а также склады для хранения лесных материалов перенесли ближе к устью Невы, а с июня сюда же перевели строительство галер. Предприятие назвали «Галерный двор». Старые сараи по Указу Петра I от 1 октября 1719 г. постепенно заменили каменными мастерскими и соорудили первый эллинг. Старый канал углубили и прорыли новый поперечный, соединив два имеющихся. Завершили эти работы после смерти Петра. Адмиралтейские верфи. 1704 – 1925. СПБ, изд-во Гангут. 1994 г. стр. 18-23.
"За Крюковым каналом до 1740 года существовала “Верфь Галерная” для постройки галер, или “Старый Галерный Двор” (“Галерный Двор”), с “деревянными магазейнами”. “У Галерного Двора” (очевидно, за ним) в 1717 году был прорыт канал “вдоль Галерного Двора” (очевидно, параллельно Большой Неве)."
В 1798 г. на Галерной верфи были спущены на воду последние галеры и началось строительство больших кораблей и судов. В 1799 г. по Указу императора Павла I верфь получила название «Новое Адмиралтейство». Тем самым подчеркивалась её преемственность и одновременно отличие от Главного Адмиралтейства (Адмиралтейской верфи), которое закрылось в 1844 г., а оставшееся от неё оборудование передали Новому Адмиралтейству. С этого момента начался принципиально новый этап в развитии бывшей Галерной верфи – Нового Адмиралтейства, связанный с переводом сюда крупного кораблестроения. На чертежах 1801 г. « В начале XIX в. правительство Александра I провело в жизнь ряд мер, направленных на улучшение руководства флотом и повышение качества его строительства. Учреждаются Морское министерство и Комитет образования флота. В 1824 г. Морское министерство приняло решение расширить и переоборудовать Новое Адмиралтейство. В этот период на территории Нового Адмиралтейства был возведен целый комплекс каменных зданий и сооружений, которые с некоторыми переделками и добавлением новых каменных эллингов дошли до начала ХХ в. Предприятие было снабжено всеми необходимыми мастерскими и эллингами и оптимально подходило для нужд деревянного судостроения.
Деревянный эллинг длиной 86,87 м, шириной 36,12, полной высотой 26,21 м для постройки больших судов был возведен в 1825 г. ближе к Провиантскому острову (чертёж). Лейтмотивом его композиции служила гигантская открытая арка. В двускатную крышу был врезан фонарь с боковым верхним светом. По соображениям пожарной безопасности (см. Пожар на
Наиболее значительным является первый каменный эллинг (впоследствии назывался Малым каменным эллингом). Он стал первым сооружением такого рода в России. Эллинг выделялся огромными размерами: длина – 89 м; ширина – 27,7 м; высота – 21,6 м. Сначала он использовался для деревянного судостроения и имел боковые коридоры для обработки дерева. Гигантская арка торцевого фасада с фронтоном обращена к Неве. Арку закрывали жалюзи, а в 1863 г. она была сплошь остеклена (стеклянный экран-витраж разбирали перед спуском корабля). Малый каменный эллинг подвергался переделкам в 1851 и 1894 гг., но в основном сохранился в первоначальном виде. В 1960-х гг. он был закрыт с двух сторон новыми корпусами и полностью зрительно изолирован от пространства Невы.
Малый каменный и Большой деревянный эллинги вместе со В 1820-30-х гг. сформировался парадный фронт производственных сооружений на берегу Невы. (Кудинов Александр Семёнович, Так уже в первой половине XIX в. были заложены основы планировки старой, наиболее парадной части завода.
Судостроительная часть – эллинги и главные мастерские размещались на берегу Невы. На береговой полосе перед зданиями были построены пристань и дамбы с павильонами для публики, наблюдавшей за церемонией торжественного спуска корабля. Благоустроенный вид берега и всего завода со стороны Невы во многом объяснялся присутствием царствующих особ и свиты на церемониях. Рисунки, а позднее фотографии торжественных спусков кораблей на воду часто воспроизводились в иллюстрированных журналах. Торжественность и красота подобных зрелищ были бесспорны, особенно сам момент спуска, когда из красивого эллинга рождался корабль. На Ново-Адмиралтейском острове в 1840-х гг. была исправлена деревянная набережная между эллингами.
Деятельность Нового Адмиралтейства в конце XIX в. направлялась 20-летней программой судостроения, разработанной в 1881 г. по указанию Александра III. Предприятие полностью специализировалось на строительстве броненосцев. В 1895 и 1898 гг. были приняты новые, скорректированные программы судостроения. В этот период строительные работы в Новом адмиралтействе вели: главные инженеры-строители, полковники С.Н. Будзынский и Н.П. Дуткин, старший инженер-строитель Яковлев, инженер-капитан Н.Д. Куторга. В 1890–1893 гг. ими был возведен Большой каменный эллинг – грандиозное сооружение, украсившее панораму устья Невы. Массивное кирпичное однопролетное строение было раскрыто двумя порталами на торцевых сторонах. Фасад, обращенный на Неву, завершался треугольным фронтоном с гербом в тимпане. Гигантский остекленный витраж разбирался при спуске корабля. Позднее этот фасад, по аналогии с противоположным, получил дугообразное очертание. Продольные стороны состоят из мощных пилонов-контрфорсов, между которыми заключены четыре ряда окон. Размеры эллинга: длина – 129 м, ширина – 35 м, высота до низа стропил – 25 м. Внутри на уровне 21 метр контрфорсы имеют уступы, на которых лежат подкрановые балки и короткие рельсы, заделанные одним концом в стену и служащие основой для продольной галереи с перилами, идущей по всей длине помещения. Часть внутреннего пространства перекрыта серповидными фермами с криволинейным поясом, часть – треугольными фермами. Для освещения в кровле были сделаны квадратные отверстия с толстыми стеклами (как в старом каменном эллинге), а в 1898 г. по проекту Дуткина устроен фонарь верхнего света. (фото Большой каменный эллинг. Фото начала ХХ в.) Храм-памятник поднимался над берегом Невы. Белоснежное здание эффектно воспринималось с невской акватории в контрасте с крупными производственными сооружениями. От Английской набережной к нему вел деревянный мост, от которого планировалось продолжение набережной. Храм «Спас на Водах» обогатил невский пейзаж и придал индивидуальные черты комплексу Нового Адмиралтейства.
* - В книге "Историческая застройка СПб" фото датируется началом 20 в. Но расстекловка арочной части соответствует тыльной стороне эллинга на ** - фото ранее 1890 г. Площадка для строительства БКЭ не расчищена, на его месте виден старый деревянный эллинг, а за ним - часовая башня на здании мастерских, позже надстроенных. *** - **** -
После сокрушительного поражения на море во время войны с Японией 1904–05 гг. важнейшей государственной задачей для России стало возрождение отечественного военно-морского флота. Кораблестроительная структура Петербургского порта нуждалась в реорганизации. В 1907 г. Морское министерство поставило вопрос о выделении судостроительного производства из состава порта. С января 1908 г., согласно повелению Николая II, приказом по Морскому министерству верфи Нового адмиралтейства и Галерного островка в устье Фонтанки были объединены в общее предприятие под названием «Адмиралтейский судостроительный завод». Две части объединенного завода разделяла обширная территория, омываемая Невой и Пряжкой и включавшая Матисов остров с участком Общества Франко-Русских заводов, Сальный буян и Калинкинские провиантские магазины. Руководство запланировало генеральную реконструкцию и модернизацию комплекса. Специальная комиссия Адмиралтейского завода, делопроизводителями которой были инженер Н.И. Дмитриев и товарищ Морского министра Н.И. Колпычев, рассмотрела «несколько вариантов перестройки Нового адмиралтейства, но все они после подробного и всестороннего обсуждения были признаны невыгодными с нашей точки зрения». Предполагалось создать на базе верфи в устье Фонтанки образцовое судостроительное предприятие, расширив его в сторону Сального буяна. Развитие Нового адмиралтейства признавалось нерентабельным, и его намеревались постепенно ликвидировать. Эту идею, выдвинутую корабельным инженером Д.В. Скворцовым, активно поддерживал начальник Адмиралтейского завода генерал-майор П.Е. Черниговский. Из всей программы преобразований была осуществлена только
На территории Ново-Адмиралтейского острова в 1930-80-х гг. была расширена набережная Невы и построен ряд новых зданий и сооружений. Проектирование их определялось сугубо производственными требованиями и велось без учета исторически сложившейся объемно-пространственной структуры комплекса, с нарушением масштаба и визуальных связей, искажением восприятия исторических объектов. Каменные эллинги были закрыты со стороны Невы и канала крупными примитивными строениями из силикатного кирпича. Великолепная панорама прибрежной части завода была безжалостно искажена. Уникальный архитектурный комплекс Нового адмиралтейства утратил былое единство. Сохранившиеся памятники промышленной архитектуры обросли случайными поздними напластованиями. Публикация подготовлена на основе двух изданий книги Маргариты Штиглиц: первое опубликовано в 2003 г., переработанный и дополненный вариант М.С. Штиглиц " М.С. Штиглиц, В.И. Лелина, М.А. Гордеева, Б.М. Кириков. Памятники промышленной архитектуры Санкт Петербурга. М., СПб.. 2020
* - Справа вблизи треугольный фронтон малого каменного эллинга, а вдали большой каменный эллинг. На плане ** - Начало XX в. Новое Адмиралтейство. Эллинги. Общий вид. Источник: Музей Старого Петербурга.
В настоящее время крыши эллингов видны со стороны р. Мойка; лучше всего они просматриваются с Благовещенского моста, видна даже башня Часть современных фото взята из публикации
ПРИКАЗОМ от 20 февраля 2001 года N 15 (с изменениями на 10 марта 2021 года) здания включены в Список вновь выявленных объектов, представляющих сторическую, научную, художественную или иную культурную ценность (экспертное заключение от 20.03.2000). Рекомендованы к отнесению к категории памятников истории и культуры местного значения (протокол Научного совета Санкт-Петербурга по вопросам охраны культурного наследия от 31.07.1997).
20 комментариев
2027 просмотров Добавил: Риэлтор, 15 Марта 2022, 11:52
Редактировано: 29 Ноября 2022, 21:40
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house33350.html' target='_blank'>Эллинги Нового Адмиралтейства на Citywalls.ru</a>
Всего 20 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32220
Готовится: 75
Улицы: 2704
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14279
Всего сегодня: 2711
|
Расстекловка арочной части на фото в книге "Историческая застройка СПб" датируется началом 20 в. Но соответствует тыльной стороне МКЭ на фото 1868 г. (слева мастерская). Вероятно, оно сделано ранее 1894г., до перестройки малого каменного эллинга. В 1903 г. расстекловка была уже другая