Публикация

Эллинги Нового Адмиралтейства

Здание на карте
фото
Архитекторы: Анерт Э. Х.
Попов А. А.
Год постройки: 1833-1893
Стиль:

Эллинги Нового Адмиралтейства

Английская наб., 78х
Галерная ул., 79х
официальный адрес: наб. р. Фонтанки, 203 лит. З

 

На титульном фото 1903 г. слева направо видны МКЭ БКЭ ДЭ.

Малый каменный эллинг (МКЭ)

1833 - 1838 - первый каменный эллинг. Авторы: арх. Э.Х. Анерт; инженеры П.П. Базен, Л.Л. Карбоньер, В.П. Лебедев.

                      В строительстве участвовали Ч. Берд, А.А. Попов, А.Д. Готман..
1831 - между двумя эллингами устроена пристань для выгрузки и «втаскивания» судов.
1894 - малый каменный эллинг, пристройка, инж. С.Н. Будзынский

 

1830-е - Мастерская, авторы: инж. Л.Л. Карбоньер, арх. Э.Х. Анерт, арх. И.Г. Гомзин

 

Большой каменный эллинг (БКЭ)
1890-1893 - Большой каменный эллинг с мастерской, инженеры С.Н. Будзынский, Н.П. Дуткин и Н.Д. Куторга.                                         Подрядные работы выполнял архитектор Николай Павлович Козлов, позднее занявший должность главного

                     архитектора Адмиралтейского судостроительного завода.

 

Большой деревянный эллинг (ДЭ)

1825 - на месте малого фрегатского эллинга построен деревянный эллинг для больших судов. Разработкой проекта и

           строительством руководил управляющий Новым Адмиралтейством Попов Александр Андреевич (1788—1859),

           отец кораблестроителя и адмирала Попова Андрея Александровича (1821—1898).

1903 - разобран по соображениям пожарной безопасности.

 

Современное состояние корпусов см. Адмиралтейские верфи. Цех
Основная публикация Новое Адмиралтейство.

Историю возникновения эллингов см. Эллинги на Галерном острове

 

 

Главное Адмиралтейство во времена Петра I строило крупные корабли. Из-за ограниченности пространства с 1712 г. мастерские по изготовлению шлюпок, корабельного рангоута, блоков и нагелей, а также склады для хранения лесных материалов перенесли ближе к устью Невы, а с июня сюда же перевели строительство галер. Предприятие назвали «Галерный двор». Старые сараи по Указу Петра I от 1 октября 1719 г. постепенно заменили каменными мастерскими и соорудили первый эллинг. Старый канал углубили и прорыли новый поперечный, соединив два имеющихся. Завершили эти работы после смерти Петра.
По августовскому Указу 1721 г. двор переименовали в Галерную верфь. На ней было 63 стапеля и один эллинг.

Адмиралтейские верфи. 1704 – 1925. СПБ, изд-во Гангут. 1994 г. стр. 18-23.

 

"За Крюковым каналом до 1740 года существовала “Верфь Галерная” для постройки галер, или “Старый Галерный Двор” (“Галерный Двор”), с “деревянными магазейнами”. “У Галерного Двора” (очевидно, за ним) в 1717 году был прорыт канал “вдоль Галерного Двора” (очевидно, параллельно Большой Неве)." Богданов А.И. Описание Санкт Петербурга.

 

В 1798 г. на Галерной верфи были спущены на воду последние галеры и началось строительство больших кораблей и судов. В 1799 г. по Указу императора Павла I верфь получила название «Новое Адмиралтейство». Тем самым подчеркивалась её преемственность и одновременно отличие от Главного Адмиралтейства (Адмиралтейской верфи), которое закрылось в 1844 г., а оставшееся от неё оборудование передали Новому Адмиралтейству. С этого момента начался принципиально новый этап в развитии бывшей Галерной верфи – Нового Адмиралтейства, связанный с переводом сюда крупного кораблестроения.

На чертежах 1801 г. «Планное расположение Нового адмиралтейства» и «Фасадное расположение Нового адмиралтейства» впервые показаны на берегу Невы крупные деревянные эллинги.

В начале XIX в. правительство Александра I провело в жизнь ряд мер, направленных на улучшение руководства флотом и повышение качества его строительства. Учреждаются Морское министерство и Комитет образования флота. В 1824 г. Морское министерство приняло решение расширить и переоборудовать Новое Адмиралтейство.
Наиболее важный этап строительства продолжался с 1825 по 1839 г. и был связан с мерами по развитию флота, проводившимися в царствование Николая I. Над архитектурным комплексом Нового Адмиралтейства работали известные архитекторы и инженеры. Это крупнейший ученый, председатель Комитета строений и гидравлических работ П.П. Базен, директор верфи, инженер генерал-майор Л.Л. Карбоньер, главный архитектор Адмиралтейского ведомства И.Г. Гомзин, академик архитектуры Э.Х. Анерт, управляющий Новым адмиралтейством А.А. Попов, инженер-полковник В.П. Лебедев, военный инженер М.А. Пасыпкин

В этот период на территории Нового Адмиралтейства был возведен целый комплекс каменных зданий и сооружений, которые с некоторыми переделками и добавлением новых каменных эллингов дошли до начала ХХ в. Предприятие было снабжено всеми необходимыми мастерскими и эллингами и оптимально подходило для нужд деревянного судостроения.

 

Деревянный эллинг длиной 86,87 м, шириной 36,12, полной высотой 26,21 м для постройки больших судов был возведен в 1825 г. ближе к Провиантскому острову (чертёж). Лейтмотивом его композиции служила гигантская открытая арка. В двускатную крышу был врезан фонарь с боковым верхним светом. По соображениям пожарной безопасности (см. Пожар на Галерном острове) эллинг был разобран в 1903 г., остался только открытый стапель.

 

Наиболее значительным является первый каменный эллинг (впоследствии назывался Малым каменным эллингом). Он стал первым сооружением такого рода в России. Эллинг выделялся огромными размерами: длина – 89 м; ширина – 27,7 м; высота – 21,6 м. Сначала он использовался для деревянного судостроения и имел боковые коридоры для обработки дерева.
Автором первоначального замысла был выдающийся инженер Пьер-Доминик Базен, избравший в качестве прототипа подобное сооружение во Франции. Проект эллинга, подписанный Л.Л. Карбоньером и В.П. Лебедевым, был одобрен императором 13 августа 1830 г. (см. Первый каменный эллинг. План и фасады.) Разработка детальных чертежей и производство работ были возложены на Лебедева под общим надзором Карбоньера. В строительстве уникального сооружения участвовали Ч. Берд, А.А. Попов, А.Д. Готман, Э.Х. Анерт.
Структурную основу здания составляют 24 кирпичных пилона, связанные продольными аркадами. Строители остроумно перевели тип деревянного перекрытия в металлическую комбинированную безраспорную конструкцию, элементы которой были отлиты на заводе Ч. Берда. Мощная рама с нижним арочным поясом не оказывала давления на вертикальные опоры. Грандиозный эллинг был перекрыт высокой крышей-шатром размерами 92 × 29 × 26 м. Строительство уникального сооружения окончили в 1838 г.

Гигантская арка торцевого фасада с фронтоном обращена к Неве. Арку закрывали жалюзи, а в 1863 г. она была сплошь остеклена (стеклянный экран-витраж разбирали перед спуском корабля).
Первый каменный эллинг стал украшением просторной невской панорамы. Торцовый фасад воспринимался как триумфальная арка, символизирующая достижения инженерного искусства.

Малый каменный эллинг подвергался переделкам в 1851 и 1894 гг., но в основном сохранился в первоначальном виде. В 1960-х гг. он был закрыт с двух сторон новыми корпусами и полностью зрительно изолирован от пространства Невы.

 

Малый каменный и Большой деревянный эллинги вместе со зданием Сального буяна украшали панораму Невы напротив Горного института.

В 1820-30-х гг. сформировался парадный фронт производственных сооружений на берегу Невы. (Кудинов Александр Семёнович, акварель 1865 г.) Кроме каменного и деревянного эллингов здесь были возведены два каменных сарая для хранения леса. Они также были обращены к Неве торцевыми сторонами, раскрытыми тремя арками и завершенными фронтонами. Боковые фасады представляли собой непрерывные аркады. Четкий ритмический строй подчеркивали пилястры – пилоны. (Первый каменный эллинг и каменные лесные сараи. Фасады. Чертеж середины XIX в.)

Так уже в первой половине XIX в. были заложены основы планировки старой, наиболее парадной части завода.

  • фото

    1801 Планное расположение
    Нового адмиралтейства.

  • фото

    1801 Фасадное расположение
    Нового адмиралтейства.

  • фото

    1828 г. План Шуберта.

  • фото

    1830 Первый КЭ.
    План и фасады

  • фото

    1849 Цылов

  • фото

    1850-е Первый каменный эллинг и
    каменные лесные сараи. Фасады.

  • фото

    1880 г.

  • фото

    1884 г.

  • фото

    1894 г.

  • фото

    1901 г. Новое Адмиралтейство.

  • фото

    1900-е гг. Генеральный план
    Нового адмиралтейства.

  • фото

    1909 г.

  • фото

    1911 Новое Адмиралтейство.

  • фото

    1911 г. Легенда к плану

  • фото

    1917 г.

  • фото

    1748-50 Проспект вверх по Неве к востоку
    между Галерной верфью и 13 линией ВО.
    Гравер Еляков И.П. по рис. Махаева М.И.

  • фото

    1748-50 гг., часть, справа Галерная верфь.

  • фото

    1799 Вид Английской набережной
    и Галерного двора. Б. Патерсен.

  • фото

    1799, часть гравюры.
    Вид Галерного двора.

  • фото

    1830 г. Воробьёв М.Н.
    Восход солнца над Невой.

  • фото

    1851 Панорама города с
    Петропавловской крепости, часть.

  • фото

    1851-62 Гравюра Жакотте Ж.Л.
    по рис. И.И.Шарлеманя (2-го).

  • фото

    1860 Спуск 111-пушечного линейного
    корабля Император Николай I. МКЭ

  • фото

    1865 Новое Адмиралтейство.
    Кудинов А.С. ЦВВМ. МКЭ и ДЭ.

  • фото

    1872-80 Часть панорамы Невы у
    Академии художеств. МКЭ и ДЭ.

  • фото

    1893 Императорская яхта Держава.
    К.Беггров. МКЭ и мастерская.

  • фото

    1903 Мойка у Нового Адмиралтейства.
    М. Добужинский. (добавила Kater)

Судостроительная часть – эллинги и главные мастерские размещались на берегу Невы. На береговой полосе перед зданиями были построены пристань и дамбы с павильонами для публики, наблюдавшей за церемонией торжественного спуска корабля. Благоустроенный вид берега и всего завода со стороны Невы во многом объяснялся присутствием царствующих особ и свиты на церемониях. Рисунки, а позднее фотографии торжественных спусков кораблей на воду часто воспроизводились в иллюстрированных журналах. Торжественность и красота подобных зрелищ были бесспорны, особенно сам момент спуска, когда из красивого эллинга рождался корабль.

На Ново-Адмиралтейском острове в 1840-х гг. была исправлена деревянная набережная между эллингами.
Во второй половине XIX в. эти здания были приспособлены под мастерские железного судостроения. Сохранилось одно из них – судостроительная мастерская, построенная в 1830 г.

 

Деятельность Нового Адмиралтейства в конце XIX в. направлялась 20-летней программой судостроения, разработанной в 1881 г. по указанию Александра III. Предприятие полностью специализировалось на строительстве броненосцев. В 1895 и 1898 гг. были приняты новые, скорректированные программы судостроения. В этот период строительные работы в Новом адмиралтействе вели: главные инженеры-строители, полковники С.Н. Будзынский и Н.П. Дуткин, старший инженер-строитель Яковлев, инженер-капитан Н.Д. Куторга. В 1890–1893 гг. ими был возведен Большой каменный эллинг – грандиозное сооружение, украсившее панораму устья Невы. Массивное кирпичное однопролетное строение было раскрыто двумя порталами на торцевых сторонах. Фасад, обращенный на Неву, завершался треугольным фронтоном с гербом в тимпане. Гигантский остекленный витраж разбирался при спуске корабля. Позднее этот фасад, по аналогии с противоположным, получил дугообразное очертание. Продольные стороны состоят из мощных пилонов-контрфорсов, между которыми заключены четыре ряда окон. Размеры эллинга: длина – 129 м, ширина – 35 м, высота до низа стропил – 25 м. Внутри на уровне 21 метр контрфорсы имеют уступы, на которых лежат подкрановые балки и короткие рельсы, заделанные одним концом в стену и служащие основой для продольной галереи с перилами, идущей по всей длине помещения. Часть внутреннего пространства перекрыта серповидными фермами с криволинейным поясом, часть – треугольными фермами. Для освещения в кровле были сделаны квадратные отверстия с толстыми стеклами (как в старом каменном эллинге), а в 1898 г. по проекту Дуткина устроен фонарь верхнего света. (фото Большой каменный эллинг. Фото начала ХХ в.)
Новый каменный эллинг, построенный рядом с мастерской по проекту военных инженеров С.Н. Будзынского, Н.П. Дуткина и Н.Д. Куторги в 1893 г., дополнил панораму берега. Окончательно завершил ее храм-памятник русским морякам, погибшим в Цусимском бою, Спас-на-водах, построенный в 1911 г. по проекту М.М. Перетятковича и уничтоженный в 1932 г.

Храм-памятник поднимался над берегом Невы. Белоснежное здание эффектно воспринималось с невской акватории в контрасте с крупными производственными сооружениями. От Английской набережной к нему вел деревянный мост, от которого планировалось продолжение набережной. Храм «Спас на Водах» обогатил невский пейзаж и придал индивидуальные черты комплексу Нового Адмиралтейства. 

  • фото

    1839 Спуск 12-пушечного корабля
    "Россия" (строился одновременно с МКЭ).

  • фото

    1851 ДЭ Спуск 84-пушечного
    корабля "Прохор".

  • фото

    1863 Деревянный эллинг.

  • фото

    1868 МКЭ Первый башенный
    броненосец "Адмирал Грейт".

  • фото

    1868 Фрегат
    "Адмирал Грейг"
    перед спуском****

  • фото

    1871 ДЭ Спуск
    яхты "Держава".

  • фото

    1873 г. МКЭ Постройка
    поповки "Новгород".

  • фото

    1875 МКЭ Спуск клипера "Крейсер"

  • фото

    1880 Спуск канонерских лодок
    "Гроза" и "Буря".

  • фото

    "Гроза" и "Буря"построены
    на одном стапеле МКЭ.

  • фото

    1883 МКЭ с Галерной ул.
    Фрегат
    Дмитрий Донской

  • фото

    ранее 1894 г. МКЭ
    Вид с Галерной ул.*

  • фото

    1890 г. МКЭ
    до реконструкции.

  • фото

    ранее 1890 г.**
    Вид с Николаевской наб.
    (добавил PavelT)

  • фото

    1890-92 г., строится
    Большой каменный эллинг.

  • фото

    1890 ДЭ Спуск
    броненосца "Гангут".

  • фото

    1893 г. "Сисой Великий" в
    большом деревянном эллинге.

  • фото

    1895 БКЭ и ДЭ
    со стороны Мойки.

  • фото

    1887-94 МКЭ и мастерская
    Фото Карбини Л.К

  • фото

    1895-1902 г. БКЭ
    со стороны Мойки.

  • фото

    1896 БКЭ Фото К.К.Буллы
    (Всемирная иллюстрация, 1896, №1425,
    с.547, добавил S.P.)

  • фото

    1900 ДЭ Спуск
    крейсера "Аврора".

  • фото

    1900 ДЭ Спуск
    крейсера Аврора.

  • фото

    1900-03 гг. слева направо видны
    МКЭ БКЭ ДЭ. (добавил PavelT)

  • фото

    1901 БКЭ Эскадренный броненосец
    "Бородино" перед спуском.

  • фото

    1902 "Аврора" на достройке.
    ДЭ, справа парусно-
    такелажная мастерская.

  • фото

    1903 МКЭ Спуск на воду
    минного транспорта "Волга".

  • фото

    ранее 1903 г. ДЭ (в источнике
    датировка неверна)

  • фото

    1903 г. (в титуле - часть фото)

  • фото

    после 1903 гг.,
    видны МКЭ и БКЭ.

  • фото

    1908 г. Деревянный Храповицкий мост.

  • фото

    1911 г. Фото К. Булла.

  • фото

    1911 г., часть фото
    лучшего качества.

  • фото

    1911-14 гг. Вид с
    Английской наб.

  • фото

    1911 Храм Спаса-на-Водах.

  • фото

    1911 Общий вид Нового Адмиралтейства,
    фото К.К.Булла.

  • фото

    1917 Внутренний вид МКЭ.
    Вид в сторону Невы***

  • фото

    1918 МКЭ Корабли Балтфлота
    после «Ледового похода».

  • фото

    1932 г. Храм
    перед взрывом.

* - В книге "Историческая застройка СПб" фото датируется началом 20 в. Но расстекловка арочной части соответствует тыльной стороне эллинга на фото 1868 г. (слева мастерская). Вероятно, оно сделано ранее 1894 г., до перестройки малого каменного эллинга. В 1903 г. расстекловка была уже другая.

** - фото ранее 1890 г. Площадка для строительства БКЭ не расчищена, на его месте виден старый деревянный эллинг, а за ним - часовая башня на здании мастерских, позже надстроенных.

*** - https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=18707805 (название изменено). Если сравнивать с числом выбитых стёкол на следующем фото, то это фото, возможно, сделано раньше 1917 г.

**** - https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19736942 (в датировке ошибка, сравни с pastvu.com/p/140686)

 

После сокрушительного поражения на море во время войны с Японией 1904–05 гг. важнейшей государственной задачей для России стало возрождение отечественного военно-морского флота. Кораблестроительная структура Петербургского порта нуждалась в реорганизации. В 1907 г. Морское министерство поставило вопрос о выделении судостроительного производства из состава порта. С января 1908 г., согласно повелению Николая II, приказом по Морскому министерству верфи Нового адмиралтейства и Галерного островка в устье Фонтанки были объединены в общее предприятие под названием «Адмиралтейский судостроительный завод».

Две части объединенного завода разделяла обширная территория, омываемая Невой и Пряжкой и включавшая Матисов остров с участком Общества Франко-Русских заводов, Сальный буян и Калинкинские провиантские магазины. Руководство запланировало генеральную реконструкцию и модернизацию комплекса. Специальная комиссия Адмиралтейского завода, делопроизводителями которой были инженер Н.И. Дмитриев и товарищ Морского министра Н.И. Колпычев, рассмотрела «несколько вариантов перестройки Нового адмиралтейства, но все они после подробного и всестороннего обсуждения были признаны невыгодными с нашей точки зрения».

Предполагалось создать на базе верфи в устье Фонтанки образцовое судостроительное предприятие, расширив его в сторону Сального буяна. Развитие Нового адмиралтейства признавалось нерентабельным, и его намеревались постепенно ликвидировать. Эту идею, выдвинутую корабельным инженером Д.В. Скворцовым, активно поддерживал начальник Адмиралтейского завода генерал-майор П.Е. Черниговский. План перепланировки верфей вылился в широкомасштабную программу, намечавшую преобразование целого района города. Она была разработана Н.И. Дмитриевым при участии его брата А.И. Дмитриева, назначенного в 1908 г. архитектором Адмиралтейского завода, и других специалистов.

Из всей программы преобразований была осуществлена только реконструкция Галерного острова.

 

На территории Ново-Адмиралтейского острова в 1930-80-х гг. была расширена набережная Невы и построен ряд новых зданий и сооружений. Проектирование их определялось сугубо производственными требованиями и велось без учета исторически сложившейся объемно-пространственной структуры комплекса, с нарушением масштаба и визуальных связей, искажением восприятия исторических объектов. Каменные эллинги были закрыты со стороны Невы и канала крупными примитивными строениями из силикатного кирпича. Великолепная панорама прибрежной части завода была безжалостно искажена. Уникальный архитектурный комплекс Нового адмиралтейства утратил былое единство. Сохранившиеся памятники промышленной архитектуры обросли случайными поздними напластованиями.

Публикация подготовлена на основе двух изданий книги Маргариты Штиглиц:  

первое опубликовано в 2003 г., переработанный и дополненный вариант исследования вышел в 2020 г.

М.С. Штиглиц "Непарадный Петербург. Наследие промышленной архитектуры"

М.С. Штиглиц, В.И. Лелина, М.А. Гордеева, Б.М. Кириков. Памятники промышленной архитектуры Санкт Петербурга. М., СПб.. 2020

  • фото

    1910-17 Река Мойка.
    Кубеш К.К.

  • фото

    1900 г. Вид с Галерной ул. *
    (добавила Liz)

  • фото

    1900-17 Новое Адмиралтейство,
    справа БКЭ. Общий вид.**

  • фото

    1910-17 Вход со стороны
    Галерной ул. Кубеш К.К.

  • фото

    1910-17 МКЭ Полицейская будка
    на углу Английской наб.

  • фото

    1909 Проект перепланировки Нового
    Адмиралтейства и Новой Голландии
    под жилую застройку.

  • фото

    2011 г. Панорама Яндекса с
    северо-востока. (эллинги подписаны)

  • фото

    2011 г. Панорама Яндекса с востока.

* - Справа вблизи треугольный фронтон малого каменного эллинга, а вдали большой каменный эллинг.

     На плане 1900 г. постройка справа от ворот обозначена как караульный дом (см. отдельную публикацию).

** - Начало XX в. Новое Адмиралтейство. Эллинги. Общий вид. Источник: Музей Старого Петербурга.

      https://archivogram.top/32216068-novoe_admiralteystvo_ellingi   https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=32216068

 

В настоящее время крыши эллингов видны со стороны р. Мойка; лучше всего они просматриваются с Благовещенского моста, видна даже башня Главного корабельного здания (фото 76-78). Торцы эллингов можно рассмотреть только со стороны Галерной улицы при открытых воротах проходной. Между ними расположена мастерская 1830-х гг. постройки.

Часть современных фото взята из публикации Новое Адмиралтейство - Завод "Судомех" - Адмиралтейские верфи.

 

ПРИКАЗОМ  от 20 февраля 2001 года N 15 (с изменениями на 10 марта 2021 года) здания включены в Список вновь выявленных объектов, представляющих сторическую, научную,  художественную или иную культурную ценность (экспертное заключение от 20.03.2000). Рекомендованы к отнесению к категории памятников истории и культуры местного значения (протокол Научного совета Санкт-Петербурга по вопросам охраны культурного наследия от 31.07.1997).

  • фото

    фото - Риэлтор, 04.2022

  • фото

    Видна крыша БКЭ.
    фото - Риэлтор, 04.2022

  • фото

    Видна крыша МКЭ.
    Фото - Риэлтор, 16.03.2019

  • фото

    Фото - Риэлтор, 16.03.2019

  • фото

    Вид с моста,
    справа - Горный институт
    фото - Риэлтор, 04.2022

  • фото

    Фото - Риэлтор, 16.03.2019

  • фото

    фото - Риэлтор, 04.2022

  • фото

    фото - Риэлтор, 13.06.2022

  • фото

    1996 г. БКЭ, далее МКЭ.
    Вид вдоль Галерной ул.

  • фото

    Доска на эллинге.

  • фото

    Большой каменный эллинг.
    Современный вид.

  • фото

    Большой каменный эллинг.
    Современный вид.

  • фото

    Мастерская 1830-х гг.

  • фото

    Малый каменный эллинг.

  • фото

    МКЭ, Вид вдоль
    Галерной ул.

  • фото

    Малый каменный эллинг.
    (фото - Огнев, "Фонтанка").

  • фото

    справа МКЭ, а левее крыша БКЭ.
    фото - Риэлтор, 03.2022

  • фото

    фото - Риэлтор, 03.2022

  • фото

    МКЭ,
    фото - Риэлтор, 03.2022

  • фото

    2014 г., фронтон МКЭ.
    фото - Anna Zinchenko

  • фото

    фото - Риэлтор, 03.2022

  • фото

    Проходная с Галерной ул.

  • фото

    Видна крыша МКЭ.

  • фото

    Торец БКЭ виден через ворота.

  • фото

    На заднем плане - вид части МКЭ.
    фото - Риэлтор, 03.2022

19 комментариев
1480 просмотров
Добавил: Риэлтор, 15 Марта 2022, 11:52
Редактировано: 29 Ноября 2022, 21:40
Оцените:
(23 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house33350.html' target='_blank'>Эллинги Нового Адмиралтейства на Citywalls.ru</a>
Всего 19 комментариев
  • 16 Марта 2022, 20:13

    Расстекловка арочной части на фото в книге "Историческая застройка СПб" датируется началом 20 в. Но соответствует тыльной стороне МКЭ на фото 1868 г. (слева мастерская). Вероятно, оно сделано ранее 1894г., до перестройки малого каменного эллинга. В 1903 г. расстекловка была уже другая

  • 20 Марта 2022, 22:59

    Прогулялся вдоль Мойки и Ново-адмиралтейского канала. Видны оба эллинга. Все фото в публикации.

  • 22 Марта 2022, 15:35

    Огромное спасибо за публикацию. Последнее фото напомнило об этой литографии Добужинского. Здесь ссылка на открытку для Общ. Св. Евгении: https://pastvu.com/p/736408

  • 22 Марта 2022, 19:11
    Ответ на "Огромное спасибо за публикацию. Последнее фото нап" от Kater

     Не за что! Обращайтесь! И Вам спасибо за литографию!

  • 24 Апреля 2022, 19:03

    Лучше всего крыши эллингов просматриваются с Благовещенского моста, видна даже башня Главного корабельного здания! Добавил современные фото.

     

    Панорама Невы: слева - эллинги, справа - Горный университет.

  • 16 Августа 2022, 17:08

    1900 (?) Крейсера 'Паллада' и 'Баян' у достроечной стенки.

    Подпись, видимо, неверна: у крейсеров было по 3 трубы и эллинг похож на Большой каменный

    http://andcvet.narod.ru/R_flot/05/sam.html

  • 16 Августа 2022, 17:20

    1913, сентябрь. Эсминец 'Новик' на Неве у Английской набережной.

    К какому дому разместить? http://andcvet.narod.ru/R_flot/08/sam.html

  • 16 Августа 2022, 17:40

     1911 Линкор Севастополь на воде, справа Адмиралтейский завод https://and110.ucoz.ru/R_flot/04/sam.html

  • 16 Августа 2022, 17:56

    Верфь Новое Адмиралтейство (8 фото) https://and110.ucoz.ru/R_flot/05/sam.html

     

     Liz! Спасибо за замечание, так называется подарочный альбом, перенёс к Эллинги на Галерном острове

  • 16 Августа 2022, 18:19

    1900 Крейсер 1-го ранга Аврора, построенный в Новом Адмиралтействе, в день спуска на воду справа - участники церемонии спуска судна на воду.    https://and110.ucoz.ru/R_flot/08/sam02.html

  • 16 Августа 2022, 20:40
    Ответ на "Строительство линейных кораблей Полтава, Гангут на" от Риэлтор

     Гангут разве не на Галерном островке строили? Достраивали-то точно там, есть фотографии.

  • 16 Августа 2022, 20:45
    Ответ на "1913 К какому дому разместить? http://andcvet" от Риэлтор

     Можно к 48-му, хорошо виден утраченный эркер.

  • 16 Августа 2022, 23:52
    Ответ на "Можно к 48-му, хорошо виден утраченный эркер." от Liz

     отправил в публикацию по 48 и 50 домам.

  • 20 Августа 2022, 12:03
    Ответ на "Верфь Новое Адмиралтейство (8 фото) https://a" от Риэлтор

     Альбом ведь называется "Адмиралтейский судосроительный завод"? В 20 веке в него входили две верфи: Новое Адмиралтейство и верфь на Галерном острове.

  • 29 Сентября 2022, 04:05

    1862 Пожар на адмиралтейских верфях Литография

    https://www.antiquariat.ru/item/72985-litografiya_pozhar_na_admiralteyskih_verfyah/

     

    Описание:  https://rosantik.ru/cat/istoriya-rossijskoj-imperii/peterburg-1862g/

  • 22 Октября 2022, 22:12

    из книги: Адмиралтейские верфи. Опыт трёх столетий. 1704 - 2004 изд-во Гангут, СПб 2004  см. фото

  • 9 Ноября 2022, 14:23

    Главное Адмиралтейство во времена Петра I строило крупные корабли. Из-за ограниченности пространства с 1712 г. мастерские по изготовлению шлюпок, корабельного рангоута, блоков и нагелей, а также склады для хранения лесных материалов перенесли ближе к устью Невы, а с июня сюда же перевели строительство галер. Предприятие назвали «Галерный двор». Старые сараи по Указу Петра I от 1 октября 1719 г. постепенно заменили каменными мастерскими и соорудили первый эллинг. Старый канал углубили и прорыли новый поперечный, соединив два имеющихся. Завершили эти работы после смерти Петра.
    По августовскому Указу 1721 г. двор переименовали в Галерную верфь. На ней было 63 стапеля и один эллинг.

    Адмиралтейские верфи. 1704 – 1925. СПБ, изд-во Гангут. 1994 г. стр. 18-23

  • 1 Сентября 2023, 22:48

    фото ранее 1890 г. Площадка для строительства БКЭ не расчищена, на его месте виден старый деревянный эллинг, а за ним - часовая башня на здании мастерских, позже надстроенных.

    https://pressa.tv/sandbox/118116-imperskiy-peterburg-nikolaevskaya-naberezhnaya.html

  • 18 Марта 2024, 08:15

    1881 К. Беггров. "Новое Адмиралтейство"  https://babs71.livejournal.com/1405467.html

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31733
Готовится: 73
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 142