Публикация

Дом купца Пелевина - Дом купца Якимова

Здание на карте
фото
Архитекторы: Кульченков В. Т.
Год постройки: 1820
Стиль: Классицизм

Дом купца Пелевина (Пелявина)                                        классицизм

наб. р. Фонтанки, 158

1820-е  - арх. Кульченков Василий Тимофеевич

 

Дом купца Якимова

1840-е  -

  • фото

    Сенатский атлас 1798 г.
    (лист 380). Фрагмент

  • фото

    План Шуберта 1828 г

  • фото

    Гуляния в Екатерингофе. Фрагм.панорамы
    худ. К. К. Гампельн.

  • фото

    Гуляния в Екатерингофе. Фрагм.панорамы
    худ. К. К. Гампельн.

  • фото

    Цылов. Атлас 13-ти
    частей СПб С. 89

  • фото

    Цылов. Атлас 13-ти
    частей СПб С. 98

  • фото

    Цылов. Атлас 13-ти частей СПб
    Список обывательских домов С. 177

  • фото

    Цылов. Атлас 13-ти частей СПб
    Список обывательских домов С. 276

  • фото

    Куп книга на 1861 г.С. 53 3-я гильдия

  • фото

    Куп. книга на
    1861 С. 350
    3-я-гильд

  • фото

    Куп. книга 1867 г.
    С. 365 2-я-гильд.

  • фото

    ЦГИА СПб. Фонд 513.
    Опись 102. Дело 5673
    Петергофскbq пр., 1 -
    наб.р.Фонтанки, 158

  • фото
  • фото

    План 1-го этажа
    1898 г.

  • фото

    План 2-го этажа
    1898 г.

  • фото

    План двора
    А. М. Гамрикели
    1899 г.

  • фото

    ЦГИА СПб. Фонд 513.
    Опись 102. Дело 6047
    наб.р.Фонтанки, 160 -
    Петергофскому пр., 3

  • фото

    План двора куп. вдовы
    Авдотьи Якимовой № 373
    1850 г.

  • фото
  • фото
  • фото

    План двора 1855 г.

  • фото

    План двора
    купчихи
    Авдотьи Якимовой
    № 373/4 1856 г.

  • фото
  • фото

    План двора
    В. А. Якимова
    1864 г.

  • фото

    План двора
    А. М. Гамрекели
    1900 г.

  • фото

    План
    1-го этажа

  • фото
  • фото

    1902 г. Фрагмент
    плана Нарвской
    части

  • фото

    1917 г. Похороны жертв
    Февральской революции
    (pastvu.com)

  • фото

    Фрагмент фото
    (добавил Риэлтор)

  • фото

    Фото - Братья Булла, 1924
    pastvu.com

  • фото
  • фото

    1936 г.Вид сквера на углу
    пр. Газа и наб. реки Фонтанки
    у Старо-Калинкина моста
    (добавил flashofrock)

  • фото

    * см. ниже
    Фото - Овчинников К.В.
    12.1970.

  • фото

    Фото - Овчинников К.В.
    11.1971.

    (добавил Данелия).

  • фото

*  Вид нечетной стороны проспекта Газа от набережной реки Фонтанки в сторону проспекта Огородникова по линии жилых домов № 3-5.

** Вид нечетной стороны проспекта Газа от проспекта Огородникова в сторону реки Фонтанки возле дома № 3-5.

 

Угловой участок  с первой половины XIX в. занимает дом купца Пелявина (Пелевинa?), построенный архитектором Кульченковым. В том же стиле построены дома № 5 и № 7 по Петергофскому проспекту (дом № 7  как и каменный забор, отделяющий дома от проспекта, не сохранился).

В настоящее время здесь находится двухэтажный жилой дом в стиле классицизм с прилегающим сквером.

 На месте сквера с середины XVIII в. существовал кабачок. В начале XIX  в. дом с питейным заведением в первом этаже принадлежал купцу Дубинину, а затем Павловскому. Здание имело срезанный, обращенный к мосту угол с балконом. Фасад, выходивший на Фонтанку, был увенчан фронтоном. Этот дом снесли уже в советское время, сохранился лишь соседний, принадлежавший в 1820-х гг. купцу Пелевину. В 1840-х гг. дома 3-5 принадлежат  купцу Якимову.       (Student)

(статья - Евсеенко,М. Ю. История одного квартала Нарвской части 

 Вторые открытые слушания "Института Петербурга": Ежегодная конференция по проблемам петербурговедения, 21-22 января 1995 г.

Ред. Л. К.Ермолаева, Д. Ю.Шерих; Сост. Л. К.Ермолаева, И. М.Сергеева,  Д. Ю.Шерих. - СПб. : Ин-т Петербурга, 1995. - С.29-33.

Горбатенко С. Б. Петергофская дорога : историко-архитектурный путеводитель. СПб. : Европейский дом, 2001)

 

К сожалению, не пришлось читать ни одной из статей почтенных авторов, перечисленных в публикации. Но вот сравниваю план Шуберта 1828 г. с данными адресных книг 1822, 1836, 1844, 1854, 1862 и 1867 годов, и все эти данные не сходятся с тем, о чем сообщается в публикации.  Не знаю, что это значит, но вот, что открывается при просмотре перечисленного.

На плане Шуберта угловой участок - № 374. Адресная книга 1822 ([121]) показывает, что участок 374 по Петергофскому проспекту принадлежит мещанину Павловскому. Начиная с издания 1836, этот участок фигурирует под номером 2 по Петергофскому проспекту, а владельцем его показывают купца Павловского. Павловского показывают владельцем и издания 1844, 1854. В издании 1862 г. владелец он же, номер дома уже 1. Во Всеобщей адресной книге СПб 1867-1868 Павловского с этим адресом нет, нет там и Павловского с инициалами Н. С., который назван владельцем в описании документов ЦГИА СПб (эл. каталог). Похоже, он к этому времени уже умер, т.к. Табели 1869 и 1875 показывают владельцами Павловских, Табель 1891 показывает владельцем домов 1, 3 и 5 - Пестрикова.

Чертежи дома на участке, принадлежавшем Н. С. Павловскому, А. М. Гамрикели по Петергофскому пр., 1 и наб.р.Фонтанки, 158  Начальная дата:1840. Конечная дата:1899                               ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 5673

Адресная книга Яблонского на 1896 называет владелицей домов 1, 3 и 5 жену надворного советника Анну Михайловну Гамрикели. В доме 1 находились мучной склад и фруктовая лавка надворного советника Ефима Семеновича Гамрикели, вероятно, мужа владелицы, а также принадлежавшие разным владельцам ренсковый погреб, трактир, табачный магазин и молочная лавка. 

На плане Шуберта следующим по проспекту участком показан № 373, принадлежавший купцам Екимовым (Якимовым). С 1834 г. участок получил 4 номера - 4, 6, 8 и 10. Согласно изданию 1822 года на участке 373 жили купцы 3-й гильдии Дементий и Клим Якимовы

Пелевин нигде не показан владельцем участка, соответствующего современному номеру 1 (угловому). Купец Петр Пелевин показан в адресной книге 1822 г. владельцем участка 375, расположенного по Фонтанке, следующим после углового участка 374 (Павловского). В том же издании показан купец 2 гильдии Петр Алексеевич Пелевин, живущий на участке 375. Но похоже, что другим своим краем участок 375 выходил на Петергофский проспект на углу современного Рижского проспекта (не могу рассмотреть, какой там номер  стоит у Шуберта). Во всяком случае  в издании 1836 г., в котором сведены старые номера участков с новыми, поулочными,  по Петергофскому проспекту после домов 4, 6, 8 и 10, принадлежавших Екимовым, показан дом 12, старый номер которого - 375.                                              (добавил  Liz)

Чертежи дома на участке, принадлежавшем Н. С. Павловскому, А. М.  Гамрикели по Петергофскому пр., 1 и наб.р.Фонтанки, 158 Крайние даты документов: 1840–1899  Количество листов: 8     ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 5673

Чертежи дома на участке, принадлежавшем Якимовым, А. Е. Якимовой, В. А. Якимову, А. М. Гамрекели по наб. р. Фонтанки, 160 и Петергофскому пр., 3  Крайние даты документов: 1822–1900  Количество листов: 45

ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 6047

Чертежи дома на участке, принадлежавшем Д. Якимову, А. А. Якимову, А. М. Гамрикели по Петергофскому пр., 5 Крайние даты документов: 1825–1900  Количество листов: 38                                    ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 5674

 

Участок на углу наб. Фонтанки и Старо-Петергофского пр., где сейчас находится закрытый скверик, на 1849 г., согласно атласу Цылова, принадлежал купцу Науму Семеновичу Павловскому. На участке находился двухэтажный дом, протяженностью, как указано в списке обывательских домов,  17 саж., 5 ф по Петергофскому пр. и 26 саж.2 ф по наб. Фонтанки. Павловскому также принадлежал протяженный участок по Фонтанке  от Церковного (ныне Либавского) пер.в сторону устья Фонтанки, из которого позднее были выделены участки 168-178.

В архивном деле 5673 имеется разрешение от 11 августа 1849 г.по участку № 2/374 о пристройке  к каменному двухэтажному строению по набережной такого же строения под один фасад, пристройку с надворной стороны науличного дома и флигеля каменной. в два этажа галереи и на постройку за забором на набережной каменного одноэтажного флигеля для нежилых служб.  Осуществлять надзор вменялось выбранному заказчиком архитектору Сиверсу.

В 1866 г. Павловский по-прежнему указан владельцем этим участком, который  тогда имел № 152 по Фонтанке (Табель домов СПб  на 1866 г. С. 58)., но в  Купеческой книге на 1861 г. (С. 53) указана Прасковья Андреевна Павловская, вдова, которая торгует вином и содержит ресторацию в этом доме, на этот момент ей 71 год. На 1869 г. владельцами указаны наследники Павловских (Список домам С-Петербурга по полицейским частям и участкам сост. Н. Нейдгардт 1869. С. 126, 130). В Табели на 1875 г. (С. 138) владельцем указан Павловский. 

После перенумерации 1889 г. участок получил № 158 по Фонтанке, владельцем указан Пестриков, которому на этот момент также принадлежат и участки 3 и 5 по Петергофскому пр. и участок 160 по Фонтанке. (Табель на 1889 г. С. 147, 215). Н. А. Пестриков указан владельцем всех этих участков в Адресной книге Яблонского на 1892 г. (Табель Ст. 62), в адресной части он отсутствует.  В адресной книге на 1893 г. владелицей уже указана Анна Михайловна Гаспрекели (так). (Табель Ст. 59). По ВПб на 1894 г. Анна Михайловна Гамрекели также владеет участками 158 и 160 по Фонтанке и участками  1, 3, 5 по Петергофскому пр. (О. I  Ст. 276, 395). Проживает она по Петергофскому пр., 3, там же проживает Ефим Семенович Гамрекели, надворный советник (ВПб на 1900 О. III С. 130). В доме по-прежнему был трактир - в архивном деле есть разрешение от 14 апреля 1898 г. на устройство каменной лестницы, ведущей в трактир. М. Гамрекели остается владелицей всех этих участков до 1917 г. (ВПг на 1917 г. О. IV Ст. 292, 412)

 

Участок, принадлежавший в 1849 г. Якимовым, как бы опоясывает участок Павловского. На участке по Фонтанке в 13 саж. и 1 ф находится дом в три этажа и  один этаж, владельцем является купец Антон Васильевич Якимов, этот же участок выходит на Петергофский пр. двухэтажными домами в 24 саж. 5 ф (см. список обывательских домов С. 276). Тут же рядом по Петергофскому пр. расположены участки купца Василия Архиповича Якимова с двухэтажным домом в 9 саж. 1 ф и Василисы Терентьевны Якимовой с двухэтажным домом в 13 саж. 5 ф.   Согласно Табели на 1869 г. участок наб. Фонтанки, 154 - Петергофский пр., 3 принадлежал Василию Якимову, участок по Петергофскому пр., 5 - Александру Якимову, а участок по Петергофскому пр., 7 - Павлу Якимову (Список домам С-Петербурга по полицейским частям и участкам сост. Н. Нейдгардт 1869. С. 126, 130). После перенумерации 1889 г. участок по Фонтанке получил № 160, на этот момент, как и другие участки Якимовых, кроме № 7 по Петергофскому, он уже принадлежит Пестрикову, а с 1892 г. по 1917 , как указывалось выше, Гемрекели.                                                                                                              (добавил  Наталия 

  • фото

    Флигель лит. Б,
    восточное крыло,
    южный фасад

  • фото

    Крыло по проспекту,
    дворовый фасад

  • фото

    Крыло по Фонтанке,
    дворовый фасад
    Фото - Виктор М, 02.2017.

Шелкоткацкая фабрика купцов Якимовых работала в арендованном  центральном здании усадьбы «Кирьяново». Около 1838 г. И. И.  Воронцов продал Кирьяново купцам Якимовым. Купец И. Якимов был членом строительной комиссии Екатерингофской церкви.

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (345)

  • фото

    Лестница № 1.
    Фото Олега Еверзова, 09.2019

  • фото
  • фото
  • фото

    Лестница № 7

  • фото
  • фото
  • фото

    Лестница № 6

  • фото
  • фото

    Лестница № 4

  • фото
  • фото

    Лестница № 5

  • фото

    (добавил Виктор М)

39 комментариев
6130 просмотров
Добавил: Наталия, 21 Декабря 2008, 23:18
Редактировано: 10 Ноября 2024, 20:15
Оцените:
(19 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house3405.html' target='_blank'>Дом купца Пелевина - Дом купца Якимова на Citywalls.ru</a>
Всего 38 комментариев
  • 19 Ноября 2010, 03:13
    На плане 1798 года (ОР РНБ) угловой участок (850) купца Дубинина, а СЛЕДУЮЩИЙ (851) по нынешнему СТАРОПЕТЕРГОФСКОМУ - питейный дом. Владелец его не указан.
  • 17 Июня 2013, 06:06

    А что за баррикада перед Калинкиным мостом? Колокольня церкви на месте к/т МОСКВА хорошо видна. С кем воюют?

  • 17 Июня 2013, 19:29
    Ответ на "А что за баррикада перед Калинкиным мостом? Колоко" от Bobik1

     Кажется, ждут Юденича. 

    Пытаюсь вчитаться в текст публикации - не все понятно.

    Угловой участок  с первой половины XIX в. занимает дом купца Пелявина (Пелевинa?)...

    На месте сквера с середины XVIII в. существовал кабачок. В начале XIX  в. дом с питейным заведением в первом этаже принадлежал купцу Дубинину, а затем Павловскому.

    Угловой участок - тот, что прежде был угловым? Потому что теперь на угловом участке сквер.

    План Шуберта (1828)  дает следующую картину: участок со сквером имел номер 374, следующий по Фонтанке (совр. 162) - № 375, следующий от угла по Петергофскому (совр. 3-5, этот) - № 373, следующий, на углу Рижского - № 372.

    В "Указателе жилищ и зданий..." Аллера (1822) владельцы этих участков показаны следующие:

    372 - Бороздина, надворного советника,

    373 - Екимовых, купцов,

    374 - Павловского, мещанина,

    375 - Пелевина Пет<ра>, купца. Т.е. дом Пелевина - совр. 162. 

  • 21 Апреля 2016, 22:25

    Кто-то может прокомментировать информацию: "Неспособные к наукам девицы переводились из Сиротского института в Николаевское женское училище (наб. Фонтанки, 158). Здесь они при полном содержании проходили курс низших школ и подготавливаются в учительницы элементарных школ, преимущественно танцев и гимнастики."?

    Училище находилось в этом здании? Как долго?

  • 21 Апреля 2016, 22:29
    Ответ на "Кто-то может прокомментировать информацию: "Неспос" от Елена Ром

     Комментировать имеет смысл, если знаешь, откуда цитата.

  • 7 Мая 2017, 18:07

    Возможно, в 1951 году в доме был капремонт? (http://www.bn.ru/detail/prooms/1027895.html, 07.05.2017) В ЕИСТ данные о времени постройки и капремонте отсутствуют

  • 7 Мая 2017, 19:15
    Ответ на "Возможно, в 1951 году в доме был капремонт? (http:" от diletant

     На картинке противоположная сторона проспекта: кирпичное здание (угловое по Фонтанке) - госпиталь, желтое - тоже, наверное, госпиталь, но здание отчетливо советское.

  • 8 Мая 2017, 00:09

    К сожалению, не пришлось читать ни одной из статей почтенных авторов, перечисленных в публикации. Но вот сравниваю план Шуберта 1828 года ( http://www.etomesto.ru/map-peterburg_1828/?x=30.279097&y=59.914888 ) с данными адресных книг 1822, 1836, 1844, 1854, 1862 и 1867 годов, и все эти данные не сходятся с тем, о чем сообщается в публикации.  Не знаю, что это значит, но вот, что открывается при просмотре перечисленного. 

    (Хороший вариант Шуберта что-то у меня теперь не открывается, так что могу поставить только  приведенную ссылку. Если кто-то может поставить четкий фрагмент, будет очень хорошо)

    На плане Шуберта угловой участок - № 374. Адресная книга 1822 (№ 121) показывает, что участок 374 по Петергофскому проспекту принадлежит мещанину Павловскому. Начиная с издания 1836, этот участок фигурирует под номером 2 по Петергофскому проспекту, а владельцем его показывают купца Павловского. Павловского показывают владельцем и издания 1844, 1854. В издании 1862 года владелец он же, номер дома уже 1. Во Всеобщей адресной книге СПб 1867-1868 Павловского с этим адресом нет, нет там и Павловского с инициалами Н.С., который назван владельцем в описании документов ЦГИА СПб (эл. каталог). Похоже, он к этому времени уже умер, т.к. Табели 1869 и 1875 показывают владельцами Павловских, Табель 1891 показывает владельцем домов 1, 3 и 5 - Пестрикова.

    - ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 5673
    Чертежи дома на участке, принадлежавшем Н.С.Павловскому, А.М. Гамрикели по Петергофскому пр., 1 и наб.р.Фонтанки, 158

    Начальная дата:1840. Конечная дата:1899.Адресная книга Яблонского на 1896 называет владелицей домов 1, 3 и 5 жену надворного советника Анну Михайловну Гамрикели. В доме 1 находились мучной склад и фруктовая лавка надворного советника Ефима Семеновича Гамрикели, вероятно, мужа владелицы, а также принадлежавшие разным владельцам ренсковый погреб, трактир, табачный магазин и молочная лавка. 

    На плане Шуберта следующим по проспекту участком показан № 373, принадлежавший купцам Екимовым (Якимовым). С 1834 года участок получил 4 номера - 4, 6, 8 и 10. Согласно изданию 1822 года на участке 373 жили купцы 3-й гильдии Дементий и Клим Якимовы

    Пелевин нигде не показан владельцем участка, соответствующего современному номеру 1 (угловому). Купец Петр Пелевин показан в адресной книге 1822 года владельцем участка 375, расположенного по Фонтанке, следующим после углового участка 374 (Павловского). В том же издании показан купец 2 гильдии Петр Алексеевич Пелевин, живущий на участке 375. Но похоже, что другим своим краем участок 375 выходил на Петергофский проспект на углу современного Рижского проспекта (не могу рассмотреть, какой там номер  стоит у Шуберта). Во всяком случае  в издании 1836 года, в котором сведены старые номера участков с новыми, поулочными,  по Петергофскому проспекту после домов 4, 6, 8 и 10, принадлежавших Екимовым, показан дом 12, старый номер которого - 375.

  • 8 Мая 2017, 02:00

    Посмотрела статью Евсеенко - http://institutspb.ru/pdf/hearings/02-06_Evseenko.pdf . Я бы так слепо на этот текст не полагалась - ни одной ссылки нет, что откуда взято - неясно. 

    Да, вот здесь - http://www.citywalls.ru/house13620.html - я писала о том, что участок Пелевина, Г-образный, на углу Рижского.

  • 8 Мая 2017, 10:37

    Желтое здание - корпус госпиталя 1950-х годов, это риэлтеры, наверно, вид из окна продаваемой жилплощади захотели показать - снимок сделан со 2 этажа. Честные риэлтеры - непрерывный поток машин под окнами здесь гарантирован.

    Некоторые дворовые лестницы дома 3-5 действительно похожи на работу первых послевоенных лет (не фотографировал).

  • 8 Мая 2017, 12:48

    Да, обычно к объявлению прилагается галерея снимков снаружи и внутри объекта.

  • 13 Февраля 2018, 20:43

    от Андрей Воронов

    Кстати о кабачке или о питейном заведении - это был трактир под названием "Кинь грусть". По рассказам моей бабушки его посещал иногда мой прадед Арсений Степанович Карбасников. Иногда его оттуда забирали в "кутузку" и тогда прабабушка брала пять алтын (15 коп.)и шла его выручать.

  • 13 Февраля 2018, 21:41
    Ответ на "от Андрей Воронов Кстати о кабачке или о питейном " от Наталия

     Это когда же дело-то было? В ВПг на 1917 есть Николай Арсеньевич Карбасников, чертежник, проживавший по Фонтанке, 156. В ВПб на 1899 нет, на 1902 и 1905 тоже. Название никогда не встречалось. Или существовало очень недолго, меньше года, либо было неофициальным.

  • 13 Февраля 2018, 23:23
    Ответ на "Это когда же дело-то было? В ВПг на 1917 есть Нико" от Liz

     Я поэтому и поставила в комментарии, а не публикацию. Возможно, название было неофициальное.

  • 1 Апреля 2019, 01:15

    По снесенному дому 1 по Старо-Петергофскому, публикации, кажется нет, но, может быть, имеет смысл сделать - ведь изображения имеются. Панорама Кольмана, где он хорошо виден, и вот здесь, на фотографии 1924 года, кажется, это тоже он, за мачтами лайбы.

    Судно, выброшенное на берег у Калинкина моста во время наводнения

    1924. Автор: Братья Булла. Источник: http://collectiononline.polithistory.ru/items?info=248891

     

    https://pastvu.com/p/911999

  • 15 Апреля 2020, 16:39
    Ответ на "По снесенному дому 1 по Старо-Петергофскому, публи" от Liz

     А справа (на границе кадра) - Калинкин провиантный магазин?  полный размер (исправлено)

  • 17 Августа 2020, 03:00
    Ответ на "А справа - Калинкин провиантный магазин? &nbs" от Риэлтор

     Ссылка на полный размер не работает

     

  • 24 Июня 2021, 13:55

    1917 Похороны жертв Февральской революции https://pastvu.com/p/1143682

    справа дом №1 ?

  • 31 Октября 2022, 13:33
    Ответ на "По снесенному дому 1 по Старо-Петергофскому, публи" от Liz

    1838-40 Площадь у Калинкина моста. Ф.Перро

     Это тоже он?   полный размер https://pastvu.com/p/838646 

  • 2 Ноября 2022, 01:50

    Я полагаю, стоит дать всю эту картину. Она великолепна, прямо захотелось взять фотоаппарат и побежать туда фотографировать... ну, хотя бы для того, чтобы разобраться в объектово-имущественном хитросплетении купцов, давно ушедших в мир иной. Жаль, что не изобрели машину времени. 😇

     

     

    Эта литография по рисунку Ф.В. Перро бодро тиражировалась в своё время и имеется во многих музеях (даже не по 1 экз.) в России и за рубежом. Литография из серии "Санкт-Петербург" называется просто и ясно "Калинкин мост". Понятно, что исходный рисунок создан не раньше 1838 г., но и никак не позже смерти Перро в 1841 г. 

     

    ПЕРРО ФЕРДИНАНД-ВИКТОР (Perrot Ferdinand-Victor) (1808 - 1841). Французский и русский живописец, гравер. Родился в 1908 году во Франции в Пембефе (Paimboeuf). Сын Виктора Перро, лейтенанта императорской таможни. Первоначально обучался в школе военно-морского флота в Бресте. Учился в Париже у Теодора Гюдена, художника при дворе Карла Х и Луи-Филиппа. Выставлялся в Салоне с 1831 по 1844. С 1837 жил в Италии. Путешествовал по Средиземноморью, через Гибралтар попал в Атлантику, затем в Балтийское море и некоторое время провел в Кронштадте. До приезда в Россию кроме картин выполнил более 300 литографий. В 1838 приехал в С.-Петербург с целью написать важнейшие порты России. По заказу российского императора Николая I выполнил серию картин и литографий с изображениями видов Петербурга. В 1840 году Академия художеств утвердила Перро в звании кандидата в академики. Сотрудничал с французским баталистом А. Ладюрнером. С марта по сентябрь 1841 издал по собственным рисункам пять из десяти запланированных выпусков (тетрадей) литографированных „Видов Петербурга", посвященных императору Николаю I, каждый из которых содержал четыре работы. В возрасте 33 лет скоропостижно скончался в С.-Петербурге.

    https://maxpark.com/community/88/content/5351818

     

     

     

    К.К. Гампельн. Екатерингофское гулянье. Около 1824-1825 гг.. 

     

    http://www.art-catalog.ru/data_picture_2020/picture/250/8512.jpg

     

     

    И фрагмент:

     

    Не слышит он, не говорит: 

    Так суждено его звездою! 

    Но он волшебною рукою 

    Бездушное живым творит.

     

    Это о художнике. 

     

    Гампельн, Карл Карлович (нем. Karl Hampeln) — известный глухонемой художник, живописец-портретист, гравёр и литограф, член Венской Академии художеств... Весной 1817 года ... вся его семья была уже в Петербурге. Гампельн передал императрице Марии Фёдоровне рекомендательное письмо из Вены. Государыня попросила А. Н. Оленина найти художнику какую-нибудь работу и устроить его судьбу... В общен он был обласкан и любим, но из-за близости с декабристами, попал в поле зрения правоохранительных органов, и после восстания 1825 г. через какое-то время уехал в Москву. 

    (http://www.raruss.ru/ceremonies/3980-karl-hampeln-ekaterinhof.html)

     

    12 оттисков по его собственным рисункам, сделанным в 1822-1823 гг. Размеры каждого оттиска: 9,5х84,1 см. Офорт, акватинта, подкраска акварелью и гуашью. Склеенные оттиски образуют длинную бумажную ленту с гравированным изображением. На поле, справа, подпись по французски: "Dessiné d'après Nature et Gravé à St.-Petersbourg par Charles de Hampeln Sourd muet de L'Academie de beaux Arts et de L'Institut des Sourds muets a Vienne". Длина ленты около 10 метров, высота — 95 мм. Гампельн выполнил изображение с натуры и гравировал в 1824 году в мастерской Академии художеств в живописной технике акватинты.

     

    Екатерингофское гулянье проводилось ежегодно 1 мая на дороге из Петербурга (от Калинкина моста) до Нарвской заставы и дальше в пригородный дворец Екатерингоф, таким образом отмечалось начало летнего сезона. Это было как народное гулянье с развлечениями и танцами, так и дворянское кружение в каретах и открытых экипажах. Изображение гулянья занимает 12 полос и представлено чрезвычайно живо и весело. Художник изобразил музыкантов разных сортов, балаганы, собачьи танцы, раек, разные пляски – русскую, казачок и немецкую. А в заключение изображены ряд придворных карет и в их числе две кареты с императрицами и сам император Александр I верхом, окруженный свитою. В мае 1825 года гравированная лента, намотанная на изящную декоративную катушку, была преподнесена императрице Елизавете Алексеевне, которая, в целом одобрив ее, сочла "не совсем пристойными" некоторые бытовые подробности, такие как "изломанные возницы, бешеные лошади, разные люди, лежащие в растяжку ...".

    [конец цитаты]

     

     

    Однако мы же имеем и более древние изображения места (вдруг потом для чего-нибудь пригодится): Вид Калинкиного моста, гравюра П.Штелина 1762 г. (https://www.citywalls.ru/photo347515.html)(https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/04.+engraving/2826019?lng=ru).

     

    Фрагмент: 

     

     

    Следующий: Вид на Фонтанку у Калинкиного моста, гравюра П.Штелина 1762 г. Хотя уважаемый S.P. небезосновательно сомневается, что изображено одно и то же место (https://www.citywalls.ru/photo347514.html) (https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/04.+engraving/2826020?lng=ru). Вид домов, вроде бы и похож, но порядок их явно не совпадает. То ли место другое, то ли художник попускает и своевольничает.

     

    Но всё же фрагмент:

     

     

     

     

    Вот ещё Старо-Калинкин мост 1960  –  1975 (https://pastvu.com/p/745487)

     

    А больше-то пока что и нечего "предъявить следствию" 🙁

     

  • 2 Ноября 2022, 10:23
    Ответ на " Вид на Фонтанку у Калинкиного моста, гравюра П.Штелина. " от Galina Vabishchevich

     На обеих гравюрах дома пронумерованы: в одном случае цифрами, в другом - буквами. Но расшифровка нигде не встречается...

  • 2 Ноября 2022, 16:53

    Ну, да... Иже херувимы... 😇

     

    В общем-то, полагаю, что выяснить можно. По крайней мере одна гравюра в неурезанном виде хранится в ГМИ СПб:

    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=16342990

    Но лентяи не захотели полностью привести надпись со всеми буквами:

    "Vue de bord de la Fontanca au de la du Pont de Calinca, fauxbourg de St.Petersnourg…"

     

    Штелин изобразил там именно Калинкину деревню. И дата в ГМИ 1766 г. Другой разговор, почему у него две гравюры отличаются. 

     

    А что касается Эрмитажа, непонятно, в целом ли виде они хранят листы, или листы эти урезаны, или вообще какие-то позднейшие копии гравюр. 

     

  • 2 Ноября 2022, 19:08
    Ответ на "одна гравюра в неурезанном виде хранится в ГМИ СПб:" от Galina Vabishchevich

     Дровосеки (в описании на сайте) - это круто! Взял на себя смелость присвоить ей другое название "Обработка брёвен для постройки или ремонта судов"  citywalls.ru/photo547419.html ..

  • 2 Ноября 2022, 23:46

    Дааа. В лесу раздавался топор дровосека... Сам по себе топор раздавался... А дровосек в это время гулял в кабаке у Калинкина моста с "развратными девками" с парусиновой фабрики. (https://www.citywalls.ru/house1671.html, Фонтанка 166). 😀

     

    На Плане 1738 г. Зихгейма к востоку от Измайловского полкового двора до Петергофского пр. изображена "нарезочка" участков. Что бы это могло быть? 

     

     

     

    Обнаружила я, книгу. По крайней мере для наших целей, как мне кажется, она пригодится (С.Б.ГОРБАТЕНКО Петергофская дорога Историко - архитектурный путеводитель. СПб: Европейский дом, 2001)

    Преддверием Петергофской дороги служит Коломна - район СанктПетербурга, расположенный между Крюковым каналом, Мойкой, Пряжкой и Фонтанкой. Через эту местность, после строительства в 1730-х гг. деревянного Калинкина моста, прошла дорога из центра столицы к побережью Финского залива. Регулярная застройка этой части города началась во второй половине этого десятилетия, после того как «Комиссия о Санкт-Петербургском строении", возглавляемая Б.-Х. Минихом, разработала ряд генеральных планов Адмиралтейской и прилегающих частей города, в том числе Коломны. При проектировании был предусмотрен маршрут, ведущий к императорским дворцам - Екатерингофу и Петергофу.

     

     

    Трасса Садовой улицы, которая стала главной осью южной части Коломны, для этого не подходила: ориентированная в сторону Калинкина моста, в действительности она вела в тупик, к мысу у слияния Фонтанки и Глухой речки, через которые мостов в то время не предусматривалось. Но от усадьбы Юсуповых, под углом к Садовой, была запроектирована специальная магистраль - Екатерингофский проспект (пр. Римского-Корсакова), который, пересекая Глухую речку, выходил на ее северный берег и по набережной вел к Калинкину мосту.

     

     

    Эта ситуация отражена на гравюре Петра Штелина, выполненной в 1760-х гг.: на ней мы видим устье Фонтанки с расположенным посредине длинным узким островом, слева - дорогу по еще не укрепленной набережной Глухой речки, правее - вышеупомянутый мыс с деревянной застройкой Коломны, над которой вдалеке возвышаются церкви Николы Морского, Вознесения и Владимирской Божией Матери. Калинкина площадь появилась во второй половине XVIII в., когда в ходе больших гидравлических работ по превращению Глухой речки в Екатерининский канал ее русло было изменено: изогнутый завершающий участок засыпали и вырыли новый, прямой, сместив его к востоку.

     

     

    Этому предшествовали генеральные планы 1766 и 1769 гг., согласно которым на проходящей по правому берегу Фонтанки границе города была запроектирована обширная полуциркульная площадь, с отходящими от нее веером пятью улицами, вписанная в ограниченный каналами треугольный квартал. Площадь, которая предназначалась для продажи привозимого в город продовольствия, одновременно должна была стать парадным «аванзалом» столицы (подобные предмостные площади, только меньших размеров, предполагалось устроить на друвъездах в город, в том числе на Невском проспекте).

     

     

    Указ 1766 г. гласил: «Оные площади полагаются не для одного торга, а по примеру других Европейских городов и ко украшению города...» Относительно Калинкиной было сказано: «Назначенная... под № 3-м площадь всякому подъезжающему с Лифляндской стороны в город первою представится, а перед нею проезд ныне весьма грязен и без всякого украшения...» Площади предполагалось придать единообразный архитектурный облик, застроив ее за казенный счет «такою фасадою, какая от Комиссии сочинена и Высочайшей апробации удостоится». 42 Петергофская дорога Калинкина площадь. Литография Ф.-В. Перро. 1841 г. Калинкина площадь (пл. Репина). Фото Т.Н. Ладыниной. 1990-е гг. Коломна 33

     

     

    Однако этот план не был осуществлен: он требовал ломки уже частично сформировавшейся застройки Коломны и больших гидравлических работ по прокладке новых каналов. Планировка кварталов Коломны 1730-х гг. была сохранена, и площадь, ограниченная Фонтанкой, Екатерининским каналом и линией застройки Екатерингофского проспекта, получила форму неправильного ромба, а затем, когда в первой трети XIX в. была застроена ее восточная сторона, стала треугольной. Ведущим в ансамбле площади является съезжий дом Коломенской части - массивное здание из красного кирпича в стиле ренессанс, с высокой башней в центре.

     

     

    Впервые такой дом с пожарной каланчой предполагалось построить здесь еще в 1738 г., однако первое капитальное здание, совмещающее в себе качества пожарной части и полицейского управления, было возведено лишь в конце восемнадцатого столетия. Оно изображено на литографии Ф.-В. Перро 1841 г.: это двухэтажный дом в стиле строгого классицизма с портиком ионического ордера и деревянной наблюдательной башней, к которому примыкают каретники пожарного выезда. Существующее здание было построено в 1849-1851 гг. по проекту архитектора Р.А. Желязевича. С севера к нему примыкает дом с полукруглым башенным выступом: в нем в 1882-1895 гг. жил и работал И.Е. Репин, для которого в 1887 г. архитектором А.И. Реймерсом была надстроена мастерская. Северная сторона площади включает ряд интересных зданий конца XVIII - начала XIX вв., впоследствии перестроенных (например, дома 109 и 111 по пр. Римского-Корсакова). С запада ее замыкают корпуса Адмиралтейского завода. Посредине - сквер, разбитый в 1875 г. на средства купца Ландрина по проекту архитектора А.И. Мерца. На обращенной в сторону Фонтанки оконечности сквера находится главный знак принадлежности площади Петергофской дороге - поставленный в царствование Екатерины II верстовой столб-обелиск из мрамора и гранита, с солнечными часами и цифрой «26», означающей расстояние до Петергофа.

     

     

    Однако на это место его перенесли во 2-й половине XIX в., а ранее он стоял на правой стороне СтароПетергофского проспекта, у дома № 3. Старо-Калинкин мост через Фонтанку связывает Калинкину площадь с исторической трассой Петергофской дороги - Старо-Петергофским проспектом. В 1786-1787 гг. мост заменил предшествующий, построенный в 1752 г., который в свою очередь пришел на смену первоначальному, сооруженному в начале 1730-х гг. Эти мосты были арочными, деревянными, с разводными механизмами голландского типа. Вероятно, их создателем был Харман ван Болес, автор многих подобных мостов в Петербурге. Новый каменный мост, построенный по специально разработанному для мостов по Фонтанке «образцовому» проекту, несмотря на ряд перестроек, до сих пор сохранил свои исторические черты -гранитные устои, парапеты и башни, в которых ранее находились механизмы деревянного разводного пролета.

     

    В основу этой архитектурной концепции был положен проект моста через Неву французского инженера Ж.-Р. Перроне, разработанный им в 1778 г. Одновременно со строительством моста в 1780-е гг. были произведены облицовка гранитом берегов Фонтанки и большие земляные работы по переустройству ее русла: деливший ее надвое Поганый остров частично срыли и сделали трапециевидным в плане (он получил название Галерного). Русло Фонтанки в районе моста было 34 Петергофская дорога сужено, берега двух ее рукавов выпрямлены. Через новое устье Екатерининского канала перебросили трехпролетный Мало-Калинкин мост с изящными фонарямиобелисками.

     

     

    ОТ ФОНТАНКИ ДО ОБВОДНОГО КАНАЛА

     

    За Старо-Калинкиным мостом начинается Старо-Петергофский проспект - историческая трасса Петергофской дороги. По первому административному делению города 1737 г. эта территория вошла в состав петербургской Московской стороны, но по сути дела оставалась загородной. В 1766 г. она получила статус предместья, названного Лифляндским (позднее - Рижским). Его границы с севера на юг простирались от Фонтанки до намеченного городского выгонного рва (будущего Обводного канала). Между ними, согласно генеральным планам 2-й Адмиралтейской части и предместий 1766 и 1769 гг., были запроектированы две параллельные магистрали - современные Рижский проспект и Курляндская улица. На местности они были разбиты и начали застраиваться в 1770-1780-х гг. В 1782 г. Рижское предместье вошло в состав вновь образованной Московской, а впоследствии - 4-й Адмиралтейской и затем Нарвской части Санкт-Петербурга.

     

     

    Фронт застройки по берегу Фонтанки к востоку от Старо-Петергофского проспекта сформировался в 1750-х - начале 1760-х гг.: здесь, наряду с находившимся у самого моста большим владением купца Кирилла Попова, располагались крестьянские дворы деревни Металовой, дома матросов, мастеровых, отставных военных, с которыми соседствовали усадьбы «вдовы Тиммерманши», экономии советника Керлена, генерал-майора Данненберга. За линией нынешней Дровяной улицы начинался плац лейб-гвардии Измайловского полка. Впоследствии, в середине - второй половине XIX в. на месте этих домовладений были возведены новые здания, преимущественно медицинских учреждений.

     

     

    На бывшем участке Данненберга сегодня находится фабрика «Гознак». К западу от дороги, по левому берегу Фонтанки простиралась местность, известная как Калинкина деревня. Название «Калинкина», сохранившееся до сих пор в названиях мостов и одноименного переулка, происходит от названия финской деревни Калыола (Kalljula), которая в конце XVII - начале XVIII в. находилась на левом берегу Фонтанки, на месте домов 160-164. Она не была единственной - еще несколько хуторов (Романа, Хуркиала, Киприна) располагались вдоль берега ныне не существующей реки Таракановки - современной улицы Циолковского, между Обводным каналом и Курляндской улицей. Одна из этих деревень и дала реке название: в середине XVIII в. они назывались Калинкиной, Таракановой, Металовой, Каргаловой и Романовой.

     

     

    В петровское время эта местность вошла в состав екатерингофского имения. Существует предание о тайном бракосочетании Петра I и Екатерины 20 ноября 1707 г. в екатерингофской деревянной церкви или часовне, поставленной в честь первой морской победы над шведами. В 1710-х гг. ее перевезли в Стрельну, где в качестве придела во имя св. Николая пристроили к тамошней Спасо-Преображенской церкви. Вплоть От Фонтанки до Обводного канала 35 Вид Калинкиной слободы. Гравюра П. Штелина. 1760-е гг. до 1746 г. в этой местности существовало Калинкинское кладбище - главное кладбище Адмиралтейской стороны. В этом году «для близости Императорского дому» погребения на нем были запрещены, и постепенно оно исчезло.

     

     

    В 1710-1720-х гг. рядом с Калинкиной деревней, на берегу Фонтанки, был устроен ряд дворцовых промышленных заведений. Это полотняная фабрика - известный Прядильный двор, Шпалерная мануфактура (в 1732 г. переведенная отсюда на нынешнюю Шпалерную улицу), крупяная и масляная ветряные мельницы. Здесь же существовали фабрики по выделке пудры и плетеночная. На маленьком островке у северной оконечности Гутуевского острова построили «пергаментовый» завод. К середине XVIII в. деревня превратилась в Калинкину слободу, где жили купцы, чиновники, военные.

     

     

    В 1762 г. вдоль набережной к западу от Петергофской дороги располагался кабак, за ним - большой дом, сад и зверинец купца Рейнхольда, далее дома священника екатерингофской церкви Никиты Яковлева, советника Штелина, «морских солдатских полков капитана» Потапа Чернышева, майора Ивана Казакова, Калинкинский прядильный дом с огородом. За будущим Либавским переулком находился двор поручика Бориса Шаблыкина, а в районе бывшего кладбища казенный огород. Из этих обитателей Калинкиной слободы наибольший след в отечественной истории оставил Якоб Штелин, один из самых просвещенных людей России середины XVIII в., воспитатель будущего императора Петра III, первый историк отечественного искусства. Благодаря исполненным в 1760-х гг. его сыном Петром гравюрам с видами этих мест мы имеем прекрасное представление о Калинкиной слободе того времени.

     

     

    В ее застройке выделяются три двухэтажных дома - Рейнхольда, Штелина 36 Петергофская дорога и Прядильного двора, а также стоящие по другую сторону дороги, к востоку от нее, пивоварня, сахарный завод и дом купца Попова. Вот как характеризовал Штелин свое владение в объявлении 1767 г.: «На берегу реки Фонтанки между Калинкинским мостом и взморьем отдается в наем изрядное место, на котором построен новый дом о четырех покоях, имеющих проспект (вид.- С.Г.) как на взморье к Кронштадту, так и на устье Невы реки, на дворе кухня с покоем, сарай и конюшня, также пространное огородное место; желающие нанять о цене осведомиться могут у... статского советника Штелина».

     

     

    Слобода жестоко пострадала во время наводнения 1777 г. Французский дипломат М.-Д. де Корберон, описывая его последствия", отмечал: «Но ужаснее всего положение Калинкинского предместья, где все дома разрушены и повсюду лежат трупы мужчин, женщин и детей». Вероятно, сохранились лишь каменные здания фабрики Попова и Прядильного дома (который однако вскоре разобрали и возвели заново). Владение купца Попова находилось на месте большого комплекса Военно-морского госпиталя, доминирующего в застройке левой стороны Старо-Петергофского проспекта за Старо-Калинкиным мостом.


    Read more at: https://hotfishing.ru/petergofskaya-doroga-istoriko-arhitekturnyi-putevoditel-petergofskaya-doroga-sergei-gorbatenko-pete/

     

    В общем, там надо посмотреть и, т. с., воспользоваться. 😇

     

     

  • 3 Ноября 2022, 17:15
    Ответ на "Дровосеки (в описании на сайте) - это круто! Взял " от Риэлтор

    Ну, да, "ты неловок, дай-ка я". Вы напрасно иронизируете, у Вас получилось гораздо хуже - в Госкаталоге дровосеки лишь в описании, а Вы, неизвестно зачем решили дать свое название известной гравюре, происходящей из знаменитого собрания П.Я. Дашкова. Настоящее, полное ее название мы только здесь и встречаем. С какой стати ее переименовывать? Тем более, что никакой заготовки бревен мы здесь не видим, видим их обработку. 

  • 3 Ноября 2022, 17:36

    Да я вовсе не иронизирую, просто пошутила. 😀

     

    В Госкаталоге я нашла картинку, не обрезанную снизу, где есть оригинальная надпись. И дала на неё ссылку. А что там написано в аннотации - это проблемы музейщиков. Я ведь даже их не процитировала. 

     

     

  • 3 Ноября 2022, 19:57
    Ответ на "Да я вовсе не иронизирую, просто пошутила.  " от Galina Vabishchevich

     Да я ведь не Вам и отвечала. Вам спасибо, что привели название, сама я в таком качестве уже не в состояннии прочесть. Совершенно невозможно, к сожалению, объяснить, что всякое предположение нуждается хоть в каком-то осмысленном подтверждении.  

  • 4 Ноября 2022, 11:47
    Ответ на "Ну, да, "никакой заготовки бревен мы здесь не видим" от Liz

     Спасибо за замечание! Исправлю на "обработку"

    На сайте  http://www.imha.ru/1144540114-shtelin-petr-yakovlevich-graver.html#.YjylCVCOHN4  приводятся названия всех пяти гравюр Штелина и ни одно из них не совпадает с названием из знаменитого собрания П.Я. Дашкова.

    см. комменты на https://pastvu.com/p/752834  Яндекс переводчик:

    1) "Устье 4 берегов реки Калинка",
    2) "Устье Фонтанки",
    3) "Вид на границу дельты фонтанки",
    4)" Вход в Санкт-Петербург на мосту Калинка "
    5) "Вид на загородный и прогулочный дом в Санкт-Петербурге"

     

    Все эти названия даны по географическому признаку, а для целей публикации интересны темы, изображённые на гравюрах. Именно с этих позиций и рассматриваю их...

     

  • 4 Ноября 2022, 11:54
    Ответ на " На Плане 1738 г. Зихгейма " от Galina Vabishchevich

     Аналогичный вид и на Плане 1753 г. 

     

    Историки утверждают, что "ещё в 1703 г. Петр I выбрал устье р. Фонтанка у островов Калинкина и Подзорного как место для будущего строительства базы галерного флота. В 1714 г. он приказал сузить выходы из Фонтанки и построить на ряжевых и свайных основаниях бастионы." citywalls.ru/house32657.html

     

    Не вижу на картах никакого сужения. Природа взяла своё и всё разрушила!

    В книге Адмиралтейские верфи. 1704-1925 изд-во Гангут, СПб 1994, с. 164 читал, что при строительстве достроечного бассейна были найдены эти бастионы, ушедшие в воду из-за слабого грунта. (см. citywalls.ru/house33618.html)

  • 4 Ноября 2022, 15:44
    Ответ на "Спасибо за замечание! Исправлю на "обработку" На с" от Риэлтор

     Исправлять надо не на придуманное без всяких оснований название, а на то, которое есть на подлиннике гравюры. Почему Вы ссылаетесь на никому не ведомую ассоциацию, где не приводятся изображения, а не на сайт Эрмитажа, ссылка на который стоит на pastvu несколькими строками ниже - https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/04.+engraving/2826020?lng=ru - где изображение есть и дается название гравюры, которое является переводом с текста под гравюрой из собрания Дашкова?  Раз Эрмитаж дает только собственно изображение, без текста, значит у них, скорей всего, лист обрезан, потому что ни один хранитель, если он в здравом уме, никогда не даст изображение без текста под ним, если оно, конечно, существует в его экземпляре. Текст на гравюре Дашкова не дописан кем-то позднее, а выгравирован на той же доске, что и изображение, под ним. Собрание Дашкова действительно было одним из самых известных в России, и, если у Эрмитажа есть только обрезанный экземпляр гравюры, значит они, скорей всего, сверяли подпись именно по экземпляру Дашкова. 

    Или вот в комментариях к плану Трускотта-Махаева 1753 года Вы пишете: "Историки утверждают, что..." Так не бывает, у историков есть фамилии, а у их сочинений названия, и Вы где-то в определенном месте/местах  прочитали, что там они утверждают. И цитируете не "историков", а вполне конкретный текст. Вы словно стесняетесь назвать автора. А что это за остров - Калинкин?

     

  • 7 Ноября 2022, 21:18
    Ответ на "Аналогичный вид и на Плане 1753 г.  Ист" от Риэлтор

     Почему Вы не хотите написать, кого цитируете?

  • 8 Ноября 2022, 10:10
    Ответ на "Почему Вы не хотите написать, кого цитируете?" от Liz

     Уточнил! Яндекс подсказал! 😀

     

     из книги: Адмиралтейские верфи. 1704-1925 изд-во Гангут, СПб. 1994 с.24

     

    Авторский коллектив

  • 17 Декабря 2023, 03:27

    По дому 1-158 столько матерьялов, что вполне можно сделать отдельную публикацию. А так получается несколько в кучу.

  • 9 Ноября 2024, 11:09


    Для будущей публикации: А. Н. Прошкин (1907-1986) Площадь Репина, 1943

    отсюда

  • 10 Ноября 2024, 15:08
    Ответ на "Для будущей публикации: А. Н. Прошкин (1907-1986) " от kolomna_in_art

     Никак не могу понять: из какого окна это нарисовано?...

  • 10 Ноября 2024, 16:12
    Ответ на "Никак не могу понять: из какого окна это нарисован" от Риэлтор

     Как вариант, Римского Корсакова, 117.

  • 10 Ноября 2024, 19:47
    Ответ на "Как вариант, Римского Корсакова, 117." от kolomna_in_art

     Вы правы, нашёл это место  https://yandex.ru/maps/-/CDtznVo5 (надо увеличить фото до максимума)

    Точка находится несколько левее по пр. Р-Корсакова, чем на Яндексе.

    Сквер огорожен. За Лоцманской правее желтого автобуса темный треугольник - это понижение берега Фонтанки;  там гранитная стенка "съезжает" в реку много лет, сейчас место огорожено.

  • 10 Ноября 2024, 20:16

    А в скверике возле дома опять что-то раскопали

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32225
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 1901