Публикация
Эллинги на Галерном островетитульное фото: 1911 г. Каменные эллинги. Эллинги на Галерном острове Галерный остров, 2х наб. р. Фонтанки, 203 элл Утраченные здания
Годы эксплуатации эллингов: 1834 - 1863 гг. - деревянный фрегатский эллинг 1889 - 1912 гг. - первый каменный эллинг (ПКЭ, справа на титульном фото), в 1895 г. – удлинение на 34 м 1906 - 1912 гг. - второй или Новый каменный эллинг (слева, НКЭ на месте БДЭ)
История Галерного острова:
При Петре I суда строились на стапелях под открытым небом, но увеличение размеров удлиняло срок строительства. Недостроенные корпуса чаще подвергались атмосферным осадкам, что стало сказываться на их прочности. Возникла потребность накрывать стапель крышей. Такое здание называется эллингом. Построенные в них корабли отличались добротностью и могли находиться в строю до 25-30 лет, что более, чем в два раза превышало долговечность кораблей, строившихся под открытым небом, набор которых начинал порой гнить под воздействием атмосферных осадков еще в период постройки.
В 1718 г. рядом с Калинкиной деревней построили прядильный завод, на котором изготавливались пеньковые канаты. На Указ Петра I, изданный в 1719 г., обязывал Адмиралтейств-коллегию приступить к «построению на Галерном острову каменных зданий и сараев под мастерские для постройки самых малых и весьма нужных в пользу флоту нашему судов». Соломко В.С.
С этого времени Калинкин остров часто стали называть Галерным (хотя старое название официально сохранялось до 1828 г.).
На В левой нижней части гравюры нарисован плот с брёвнами, плывущими к месту разгрузки и хранения.
Осеннее нападение шведского гребного флота выявило недостаток гребных судов и с конца октября 1788 г. началась массовая их постройка. На Галерной верфи и Галерном островке начали строиться бомбардирские корабли, галеры и канонерские лодки.
В рукописной "Книге 4-й Адмиралтейской части" 1798 года про дома, которые стояли на нынешней четной стороне Лоцманской улицы (а нечетной стороны тогда не было, была площадь) сказано: "На площади у новостроющихся галер". (Отдел рукописей РНБ. Ф. 550. Оп. IV. Д. 56, добавила
На гравюре Гампельна 1823 г. (см.
В В 1834 г. имелись три больших деревянных эллинга (два клиперских и фрегатский) и 24 стапеля для мелких судов. К 1860 г. эти деревянные эллинги устарели и оказались непригодными для постройки металлических корпусов.
В 1859-62 гг. в начале царствования Александре II комиссия Морского министерства составляет план реконструкции верфи и остров стал застраиваться. В 1858 г. построен деревянный Общий вид верфи "Галерного островка" в 1880-х гг. виден на
В 1889 г. на месте клиперских рядом с фрегатским построен каменный эллинг размерами 111 м на 23 м, В 1901 г. деревянный фрегатский эллинг вместе с царским павильоном перед ним «для торжества спуска» сгорели. К 1906 г. на его месте построили В 1912 г. в рамках реконструкции верфи два огромных каменных эллинга были частично разобраны и переоборудованы в открытые стапели. В 1928-29 гг. окончательно разбираются остатки стен каменных эллингов (см.
В 1867 г. на острове был построен первый отечественный морской броненосный корабль «Князь Пожарский», в 1877 г. - первый в мире морской миноносец «Взрыв». Всего до революции 1917 г. построено более 2000 судов: 137 крупных и около 700 средних и малых парусных, более 100 металлических (в т.ч. 25 броненосцев, 8 крейсеров 1-го ранга).
* - из книги: Адмиралтейские верфи. 1704-1925 изд-во Гангут, СПб.1994 ** - там же, с.74 "Генеральный план Галлерного (Калинковского) Острова с показанием места, на котором предлогается построить каменную Смольну, что назначено на сем плане под литерой Л" (Копия в книге явно сделана с двух листов разного оттенка - на нижнем нет литеры Л, есть только цифры 1 и 2) Внизу подпись: "Командир команды инженер подполковник Фассе" Примерно в то время он был командиром С.Петербургской инженерной команды, такая была флотская должность. (подпись добавила *** - Собрание чертежей строительных работ в морских военных портах России. 1855 -1880
Гигантские арки торцевых порталов эллингов, смотрящие на Неву, были сделаны из остеклённых рам или деревянных щитов, которые разбирались перед спуском корабля (см. Для освещения эллингов в двускатную крышу врезали световые фонари с боковым или верхним светом (см. Эллинги и расположенный выше по течению величественный каменный О сохранившихся эллингах см.
Спуск больших кораблей всегда был значительным фактом. Эллинг украшали флагами. Для присутствующих на этих церемониях царствующих особ и свиты строились специальные павильоны (видны на
Теперь только по сохранившимся фотоснимкам и картинам можно судить, насколько эти строения украшали Красота снова уступила место производственной необходимости, но возродилась в новой высотной доминанте. Гигантские портальные краны (см. Источники: В. Лелина. Верфи и Коломна. журнал АРДИС № 1(25) 2005 г. Тихонов С.Г. «Оборонные предприятия СССР и России». М. «ТОМ», 2010 г.
* - 1865 г. Вид Галерного острова со стороны Невы. ** - Из книги Памятники промышленной архитектуры СПб. 2005 г. C. 26. Датировка ошибочна: виден Большой деревянный эллинг, а каменного рядом с ним нет. Левее расположены два деревянных клиперских эллинга. Правильная датировка: 1880 - 1889 гг. (см. *** - С высокой степенью вероятности на фото изображён корпус крейсера «Император Николай I» в Большом деревянном эллинге. На этом проекте была применена новая технология изготовления отверстий для заклёпок корпуса корабля. Видимо, именно поэтому сохранились в архиве два разных фото, сделанные с одной точки: Датировка фото изменена на даты строительства корабля.(см. комментарии 9-10.05.2022). **** - в источнике фото датируется 1900-14, но виден один эллинг. Деревянный эллинг сгорел в 1901 г., а каменный эллинг на его месте был построен в 1906, поэтому датировка изменена. ***** - Закладка нового каменного эллинга на Галерном островке в Санкт-Петербурге. На обороте: портреты Н.И. Скрыдлова, Ф.К. Авелана, Е.И. Алексеева, З.П. Рождественского, В.К. Витгефта. Лист из альбома «Русский военный флот. Иллюстрированная история со времен Петра Великого до настоящего времени 1689-1905». Апостоли Н. Н. (фотограф, род. 1861) Период создания: [1904 г.] *6 - Закладная доска. На лицевой стороне: "Железный Пароходъ въ 100 силъ Работникъ Заложенъ 20го Октября 1860 г. въ С.Петербурге на Галерномъ островке въ присутствии Управляющаго Морскимъ Министерствомъ Г-на Генералъ-Адъютанта Н.Краббе"; на оборотной стороне: "Построенъ на Камско-Воткинском заводе и собранъ въ С.Петербурге Инженером Штабсъ Капитаномъ Латынинымъ".
Рисунки, подписанные "Фиг.№...", взяты из книги "Судостроительные заводы и судостроение в России и за границей" СПб, Типография Морского Министерства в Главном Адмиралтействе,1909 г.
Современный вид стапелей представлен на Северный стапель можно увидеть с наб. лейтенанта Шмидта (в 2024 г. на нём строился корабль с белой надстройкой - см. Положение южного стапеля (бывший первый каменный эллинг) можно определить по строящемуся на нём кораблю (
Людвиг Годлевский. «Вид больницы св. Николая Чудотворца и окрестностей (по птичьему полету)», 1875 г. (см. На картине изображены Большой деревянный эллинг, и на другой стороне Невы - эллинг Балтийского завода.
Николай Климентьевич Обух (1874 - 1933(4?)). "Церковь во имя Воскресения Христова на Воскресенской площади в Малой Коломне". 1897 г. Холст, масло. ГМИ СПб, Инв № I-А-329ж. На картине изображён первый каменный эллинг (см.
Карл Эдуардович Гефтлер (1853 - 1918). "Сальный буян". Бумага, картон, карандаш, акварель, 346 × 513 мм. ГМИ СПб. Поступила в 1916 г. в дар от автора. (добавила
Перикл Спиридонович Ксидиас (1872-1942) Вид р. Пряжка до засыпки. Без года. Бумага, карандаш. Размер по раме 16х25 см. Дом справа сохранился,
Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957) Набережная реки Пряжки. Из альбома "Петербург в двадцать первом году" 1922 Литография. 32х50,5 см Хорошо виден мост, ведущий на Сальный буян, а справа нарисована часть деревянной пристани. Для создания образа острова допущена художественная условность: Бердов мост является продолжением Мясной улицы, а тут он будто бы сзади (добавила
"В 1914 г. на Большом Сальном Буяне были снесены склады торговых зданий (каменные постройки конца XVIII в.) и начато строительство цехов башенного отдела. Общая площадь застройки составляла более 14 тыс.м. До начала мировой войны были выведены фундаменты зданий на высоту первого этажа, изготовлены металлические конструкции колонн, балок, подкрановых путей, фермы для крыши, конструкции оконных проемов." Виноградов С.Е. Последние исполины Российского императорского флота. Гл. 3. Эти постройки запечатлены на
Добужинский, живя в 1909-15 гг. на
Пожар на Галерном острове. (по материалам
Описание развития пожара по книге "
Светлана Самченко "23 мая 1901 года на казенной верфи Галерного острова был заложен крейсер по германскому проекту, аналогичный уже готовому «Богатырю». Великий князь Алексей Александрович собственноручно держал клепки старому мастеровому, когда к основанию 97 шпангоута на уже уложенном внутреннем дне будущего корабля была прикреплена серебряная закладная доска с именем «Витязь». Увы, еще одному быстроходному крейсеру с шестидюймовой артиллерией не суждено было пополнить ряды российского флота. Неделю спустя закладной церемонии на верфи вспыхнул опустошающий пожар... «Над крышей деревянного эллинга, в котором шла сборка днищевого набора крейсера «Витязь», поднимались огромные языки пламени с клубами черного дыма, вырывавшимися через световые фонари на крыше», — записал в своем дневнике начинающий флотский инженер, курсант-второкурсник Морского Инженерного училища имени императора Николая I В.П. Костенко, проходивший практику на Адмиралтейских заводах. В пятницу 1 июня на заводе закончился двухчасовой обеденный перерыв, и сотни сборщиков потянулись на свои рабочие места в эллинг № 2, где на кильблоках из деревянного бруса стояли элементы основного набора. Сборка корабля находилась в начальной стадии: смонтированы днищевые конструкции в районе машинных и котельных отделений, шла установка поясьев наружной обшивки и настила второго дна. На стапеле уже находилось 36 000 пудов металла. Вокруг возвышались строительные леса, соединенные многочисленными трапами. При этом нарушений техники безопасности было хоть отбавляй. Все дерево обрабатывалось прямо на месте, щепа и стружки не убирались – некогда! А у каждой группы клепальщиков было по горну для нагрева заклепок, здесь же варили смолы для пропитки деревянных досок, складировали запасы пеньковых канатов, брусьев для лесов и временных трапов. Обыкновенный рабочий парнишка Степа Киселев, восемнадцати с половиной лет от роду, служил на проекте учеником сборщика-клепальщика. Грамотному юноше выдали бумажный шаблон для разметки отверстий под клепку и послали в отсек второго дна в носовой части корпуса – отметить будущий клепаный шов. В это время другая бригада занималась подгонкой листа палубного настила и прикрыла отсек сверху листом металла на временных болтах. Парень оказался заперт в отсеке – минут на двадцать, как думали его товарищи. И тут грузчики, тащившие тяжелый брус, ухитрились своротить с лесов уже разожженный Степой горн, в котором пылали угли и разогревался комплект заклепок... Горн свалился на окруженный ворохом стружек штабель просмоленных досок. Стружка вспыхнула, как порох. В считанные мгновения занялся и штабель, жаркий язык лизнул леса. Из-за сквозняка на эллинге огонь быстро перекинулся на копылья стапельного устройства. Рабочие бросились было сбивать пламя, да какое там… Когда через 10 минут прибыла ближайшая к заводу Коломенская пожарная часть, пожар, раздуваемый ветром с залива, бушевал уже по всему стапелю, угрожая и ближайшим строениям. Бригадиры-десятники выводили из эллинга людей. В городе был объявлен сбор всех пожарных частей и резерва, чего не случалось более 30 лет. Старшина Коломенской пожарной части смог организовать лишь попытку отстоять от огня эллинг № 1, где находился почти готовый к спуску броненосец «Орел», а также угольные склады завода с несколькими миллионами пудов кокса. Не успевшие сбежать из эллинга мастеровые бросались со слипа в Неву, пытались спастись вплавь. Резкий ветер носил над Невским устьем дым и пепел с искрами и горящей стружкой, осыпал палубы «Дианы» и «Паллады», стоявших в заводской акватории на устранении строительных недочетов. Чтобы не получить ожогов, крейсера вытравили якорные цепи, оттянулись вниз по реке, потом и вовсе освободились от якорей и убежали к другому берегу – в бассейн Балтийского завода. Потом выгоревший эллинг просто обрушился. А под его железной крышей продолжали гореть деревянные остатки лесов и элементы спускового устройства. Получилось что-то вроде огромной муфельной печи… Кроме эллинга, стихией были полностью разрушены чертежная со всеми документами строящихся кораблей, канцелярия, бухгалтерия, цех корпусных конструкций, плаз, запасы строевого леса, малый стапель с двумя баржами, казармы рабочих и инженерный домик, провиантские склады военного ведомства и запасы Красного Креста, находившиеся за рукавом Фонтанки. Когда после победы пожарных над огнем была вскрыта упавшая крыша эллинга, и рабочие добрались до конструкций недостроенного корпуса, вопрос о дальнейшем строительстве «Витязя» был сразу же закрыт. Температурная деструкция уничтожила и стапель, и сам корабль. Металл заводского плаза и металл киля «Витязя» местами просто сплавились воедино, приготовленные к установке стальные листы были так отожжены, что их можно было проткнуть голым пальцем. А от запертого в отсеке юного подмастерья Степы Киселева осталась лишь горстка праха – нечего было и на погост снести… Приезжал прокурор с дознавателями – расследовать чрезвычайное происшествие. Но дела так и не завел – признал все, что произошло, «несчастным случаем, неизбежным на производстве при исполнении экстренных работ». А чего же вы еще хотели при объективной перегруженности казенных заводов срочными заказами, при работе в три смены на измор, при суете и спешке, при тотальном пренебрежении нормами техники безопасности и со стороны заводских властей, и со стороны самих мастеровых? Гибель «Витязя» списали на стихию, разрушенный эллинг расчистили и поставили на реконструкцию, умершего страшной смертью молодого сотрудника завода похоронили за казенный счет, а матери его выдали единовременное денежное пособие по потере кормильца. Тем дело и закончилось. Уже через пару дней на казенных верфях была та же горячка спешной работы, та же суета, те же кучи стружек и горы досок…"
52 комментария
3359 просмотров Добавил: Риэлтор, 18 Июля 2021, 20:13
Редактировано: 28 Сентября 2024, 00:45
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house32657.html' target='_blank'>Эллинги на Галерном острове на Citywalls.ru</a>
Всего 52 комментария
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32139
Готовится: 78
Улицы: 2700
Архитекторы: 4132
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14221
Всего сегодня: 4404
|
Название предприятия, наверное, стоило указать?