В начале XYIII в. на этом участке набережной находились дома соратников Петра I - генерал-адмирала Ф. М. Апраксина и советника А. В. Кикина.
? В 1732-1735 гг. арх. Б.-К. Растрелли и его сын Ф.-Б. Растрелли на этом участке построили 3-й по счету Зимний дворец. Дворец включил часть стен старых зданий. В 1754-1762 гг. дворец кардинально перестроен Ф.-Б. Растрелли. Здание многократно перестраивалось и реконструировалось.
Вид Зимнего дворца Анны Иоанновны со стороны Невы. грав. Г.А. Качалова с рис. М.И. Махаева. 1748-1750.
Императорский Зимной дворец. грав. с карты Петербурга 1820-1825 гг.
Вид зимнего дворца и старого Адмиралтейства. Раскрашенная гр. с акв. Аткинсона
Дворцовая площадь от Адмиралтейства. неизв.худ. акв. нач. XIX в.
Панорама Петербурга, снятая с башни кунсткамеры. Тозелли А. 1817-1820.
Костюмы и виды Санкт-Петербурга и окрестности. Прево. 1833. Л.19.
Вид Дворцовой пл передъ Зимним дворцом, с приготовленными жареными быками, покрытыми кумачем, и фонтаном для вина при Екатерине II. рис. с натуры X. Гейслера. ([29*])
Зимний дворец со стороны Адмиралтейства. Беггров К. грав. ([29*]. Mary)
* Комплект 16 открыток Петербург XVIII-XIX вв. в гравюрах и акварелях. Издательство "Аврора", Ленинград. 1971
1* Фото 1913 г. : " Торжественный выезд царского кортежа на Дворцовую площадь в дни празднования 300-летия Дома Романовых." (Лит-ра:Жмодиков Ю.Л., Кононенко Е.А. ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПАРАДЫ. Праздники и церемонии с участием войск в XVIII - начале XX в. СПб., 2003. С.19)
Елизавета Петровна (1741-1761) Петр III (1761-1762)
Современное здание дворца (пятое) построено в 1754-1762 гг. русским архитектором итальянского происхождения графом Бартоломео Франческо Растрелли в стиле елизаветинского барокко. Зимний дворец, возведенный по воле имп. Елизаветы Петровны, представляет собой в плане огромный прямоугольник с причудливыми линиями фасадов длиной - 152 (200) м, шириной - 117 (160) м. Высота Зимнего дворца в 28(22) м. Более 100 лет в Санкт-Петербурге запрещалось строить дома выше Зимнего дворца. . С 1762 по 1904 г. использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 г. Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе.
Дочь Петра I имп. Елизавета Петровна задумала строительство большого каменного Зимнего дворца в начале 1750-х гг. Первоначально Елизавета Петровна хотела построить царскую резиденцию на месте летнего дома Екатерины I (Инженерный замок). Но впоследсвии для большого дворца было назначено современное место. В январе 1752 г. Ф.-Б. Растрелли представил имп. первые проекты нового Зимнего дворца. Трижды обер-арх. Растрелли переделывал проекты.
16(27) июня 1754 г. императрица утвердила план будущего дворца, на котором архитектор обозначил основную планировочную схему: в северо-восточном крыле (на Неву) - парадная лестница, в северо-западном - Тронный зал, в юго-западном - церковь, в юго-восточном - театр. Объемы соединены анфиладами парадных залов и жилых помещений. Растрелли спланировал здание в форме четырехугольника с большим парадным двором в центре (центральный въезд с площади). Во дворе, в северном корпусе, располагался главный вход в здание (Посольская, Иорданская лестница). После утверждения проекта Растрелли не вносил в него существенных изменений, но вносил коррективы во внутренние взаимосвязи помещений. Резиденция планировалась как огромный и роскошный дворец и должен был стать символом могущества и богатства молодой империи. Вместе с созданием Зимнего дворца Растрелли собирался и перепланировать весь Адмиралтейский луг, создать здесь единый архитектурный ансамбль.
Когда планы на строительство нового Зимнего дворца были утверждены, в 1754 г. все находившиеся здесь строения были сломаны. Императрица переехала новый временный дворец, построенный арх. Растрелли у Полицейского (Зеленого) моста.
Для постройки дворца была создана особая строительная коммисия, выделено 860 тыс. руб. По расчётам Канцелярии от строений Зимний дворец должен был быть возведён за три года. Первые два отводились на сооружение стен, а третий на отделку помещений. Строительство началось с луговой стороны (площади) и со стороны Адмиралтейства. По мере строительства план дворца расширялся. В 1757 г. был куплен двор рядом с дворцом у протоиерея Федора Дубянского (духовника Елизаветы Петровны).
С 1760 г. при графе Растрелли находился уже арх. Ю. М. Фельтен. В это время луговой фасад был почти закончен. Со стороны Невы укреплен берега и выстроен аванзал. Растрелли занимался отделкой личных покоев Елизаветы Петровны (две опочивальни и кабинет), покоев цесаревича Павла Петровича, а также некоторых примыкавших к ее покоям помещений: Церкви, Оперного дома и Светлой галереи. в 1757 году В. В. Фермора главнокомандующим русской армией пост руководителя строительства занял архитектор Ю. М. Фельтен.
Работы велись в ускоренном темпе - стареющая императрица хотела быстрее перехать в свою будущую главную парадную резиденцию. Однако Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства. Она скончалась 25 декабря 1761 г.
В Пасху 1762 г. Зимний дворец торжественно освятили. Первым хозяином Зимнего дворца стал племянник Елизаветы Петровны, имп. Петр III Федорович. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Петр III занял покои окнами на площадь в углу к Миллионной (Комнаты короля Прусского). В отделке участвовал и арх. Чевакинский. Некоторые из живописных плафонов были выписаны из Италии (в Светлой галерее). Для императрицы предназначались комнаты впоследствии называемые Комнаты имп. Марии Федоровны. По указу Петра III над подъездом (Комендантским) был сделан фонарик, где находился его кабинет. В 1761-1762 гг. построили садик под ним манеж, по проекту Фельтена, арх. Жеребцов.
Екатерина II (1762-1796)
В 1764 г. в Зимний дворец переехала имп. Екатерина II. Дворец строился около 8-ми лет, а внутренняя его отделка была закончена лишь при Екатерине II в конце 1760-х гг.
Екатерина заняла апартаменты в юго-восточном углу дворца. Особенно парадным был Зеркальный кабинет, устроенный в 1776 г. на месте Библиотеки. Из него через скрытый вход в створках шкафа можно было попасть на антресоли с интимными комнатами, которые она называла Эрмитажем. Здесь размешались коллекции императрицы. Антресоли называли зелеными или китайскими. Они пострадали во время пожара 1837 г. и не были восстановлены.
По первоначальной, сделанной Растрелли, планировке дворца самые большие парадные залы находились на 2 этаже и выходили окнами на Неву. По замыслу зодчего, путь к громадному Тронному залу (который занимал всё пространство северо-западного крыла) начинался с Иорданской (Посольской) лестницы и пролегал через анфиладу из 5-и аван-залов (из них три средних зала составили впоследствии нынешний Николаевский зал). В юго-западном крыле Растрелли поместил дворцовый театр - Оперный дом. Кухни и прочие службы занимали северо-восточное крыло, а в юго-восточной части между жилыми покоями и устроенной в восточном дворе Большой церковью была перекинута галерея. По задумке Растрелли главные залы Зимнего дворца располагались в его угловых объёмах, а также в северной (Невской) и восточной анфиладах. Северо-восточный ризалит был отдан под парадную Посольскую (позже переименованную в Иорданускую) лестницу, от которой на запад вдоль Невы вела анфилада из пяти примерно равных по размерам Аванзалов. Пройдя по ним можно было попасть в Тронный зал, который использовал практически весь объём северо-западного ризалита. Юго-западный объём здания занял Дворцовый театр, а юго-восточный - Придворная церковь. Южную и западную анфилады распределили под жилые комнаты императорской семьи.
В конце 1760-х гг. в юго-западной части появился театр с четырьмя ярусами лож из цельного камня.
В 1765 разобрали деревянный флигель старого дворца. Таким образом начатый в 1732 г. Зимний дворец был окончательно достроен к 1768 г. Общий расход на строительство составил 2 622 000 руб. С 1754 по 1762 г. шло строительство существующего и в настоящее время здания дворца. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца составила 60 000 кв. м. Периметр его фасадов составил около 2-х км.
Карниз Зимнего дворца украсили 176 статуй и ваз. Они вырезались из пудостского известняка по рис. Растрелли немецким скульптором Боумхеном. Позже их побелили.
Со стороны Дворцовой наб. в здание ведёт Иорданский подъезд, названный так по царскому обычаю выходить из него в праздник Крещения к прорубленной напротив, в Неве, проруби - "иордани". С южного фасада во дворец ведут три входа: Её Императорского Величества (Павловский, Театральный), Коммендантский подъезд, где размещались службы коменданта дворца. Проезд во двор Растрелли не планировал закрывать воротами. Он оставался свободным.
Окончено строительство Зимнего дворца происходило уже при Екатерине II. Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли, распорядителем на стройке стал Иван Иванович Бецкой. Для Екатерины II внутренние покои дворца переделывал архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот. В то же время над подъездами Её Императорского Величества и Комендатским были созданы эркеры, которых не было в проекте Растрелли. Специально для Екатерины II дворцовый храм был переосвящён 12 июля 1763 года преосвященным Гавриилом во имя Спаса Нерукотворного Образа.
Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы раннего классицизма Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди. Растрелли уже не принимал более участия; , а на смену Растрелли (в 1764 г. он уехал, получив 1.000 руб. на дорогу и ежегодный пенсион в 1.000 руб.) явились его помощники Чевакинский и Фельтен и новые архитектора - Валлен де-ла Мотт (строитель Эрмитажного павильона) и Кваренги. В живописных работах участвовали иностранцы - Торелли, Гуаранси, Ангели и др. Работы производились под наблюдением главного директора над строениями П. Бецкого. К концу 1760-х гг. дворец был закончен и расход на его постройку простирался приблизительно до двух с половиной миллионов рублей, сумма по тому времени огромная.
Еще в 1763 г. на территории примыкающей к дворцу с востока были созданы Висячие сады. Затем Висячий сад был оформлен двумя галереями по сторонам и двумя павильонами его замыкающими. Северный павильон выстроен ы 1767 г. арх. Валлен Деламотом (Малый Эрмитаж). Почти сразу после восшествия на престол Екатерина II повелела расширить пространство дворца за счёт постройки нового соседнего здания - Малого Эрмитажа.
Дворец в течение первых 10 лет царствования Екатерины достраивался и украшался внутри. Для размещения коллекций Екатерины II в 1771 г. по проекту арх. Ю. М. Фельтена началось строительство Большого (Старого) Эрмитажа. Завершено к 1787 г.
Была создана галерея-перемычка между дворцом и Малым Эрмитажем - появился новый Тронный зал. Он был открыт в день святого Георгия Победоносца 28 ноября 1795 г. и назван Георгиевским
До 1780 гг. никаких существенных переделок во дворце не происходило. В 1783 г. по указу Екатерины был произведён слом дворцового театра. На его месте устроены покои. В 1783-1785 гг. арх. Кваренги для придворных спектаклей выстроил новый Эрмитажный театр.
В 1783-1787 гг. арх. Джакомо Кваренги возвел Эрмитажный театр. В 1792 г. самом конце царствования Екатерины II вдоль Зимней канавки возведен корпус Лоджий Рафаэля. В 1792 г. арх. Дж. Кваренги соорудил новый корпус Большого Эрмитажа для размещения Лоджий Рафаэля.
В 1790 гг., к концу царствования Екатерины, три средние парадные аванзалы на Неву были перестроены в один большой мраморный зал длиной в 29 саж. и шириной до 9 саж. (Николаевский зал), а грандиозный Тронный зал, к которому вели антика-меры, был переделан на ряд комнат, предоставленных любимому внуку Екатерины - Александру, только что женившемуся. На половине Александра I была построена еще в 1768 г. небольшая церковь (Малая церковь). Описаний комнат дворца в XVIII в. не сохранилось
В 1780-1790-х гг. работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги. В 1790-х гг. для прохода в Эрмитаж , была создана галерея-перемычка с Зимним дворцом - Аполлонов зал. Тогда же Кваренги возводит и новый Тронный (Георгиевский) зал, открытый в 1795 г. Старый тронный зал был переделан на ряд комнат, предоставленных для покоев только что женившемуся вел. кн. Александру. На месте бывших растреллиевских пяти залов антикамер были созданы Аванзал, Мраморная галерея (Большой аванзал) и Концертный зал.
1786-1792 - Мраморная галерея (Георгиевский зал) Кваренги 1787-1788 - подвалы ? 1-й оборудованы под кухни, службы и жилье. На замену упраздненного Тронного зала Кваренги построил новый (Георгиевский), который образовал самостоятельную пристройку в сторону Эрмитажа. Зал был закончен и открыт в день орденского праздника св. Георгия 26 ноября 1795 г. 1793 2 аванзала и огромная между ними мраморная разноцветная галерея 1794 - трон в Георгиевском зале
Павел I прожил в Зимнем дворце детство и юность. Став императором, он вернулся в Зимний дворец в ноябре 1796 г. Переселившись, император стал обустраивать Зимний дворец под себя. Фасады дворца окружили полосатыми сторожевыми будками для часовых, сам же дворец было велено именовать Зимним замком. Крупных строительных работ в период с 1796 по 1800 г. в Зимнем дворце не велось. При этом Павел I перемещал ценности Зимнего на украшение Михайловского замка. Сам же Зимний дворец Павел I хотел превратить в казарму. Павел I не терпел все то, что любила его мать. При Павле I в Бриллиантовой комнате был создан мемориальный кабинет его отца Петра III. Он приказал соорудить деревянную колокольню для дворцового собора Спаса Нерукотворного Образа, чей купол хорошо виден с Дворцовой пл. Колокольня была построена и для малой церкви. Вместо одного Тронного зала Павлом I в Зимнем дворце было создано два - для себя и для имп. Марии Фёдоровны. Они располагались в южной анфиладе со стороны двора. При Павле I новые парадные залы - Кавалергардский (Александровский) и Тронные залы южной анфилады. Строительные работы в Зимнем дворце параллельно с работами по строительству Михайловского замка возглавлял арх. В. Ф. Бренна. После принятия в 1798 г. Павле I титула Великого магистра Мальтийского ордена, два помещения в юго-восточном ризалите были переоборудованы под Кавалерскую залу, где проводились официальные приёмы мальтийских кавалеров, и Тронный Мальтийских зал. Место позолоты на их стенах заняла серебряная облицовка на фоне жёлтого бархата. Южный фасад Зимнего дворца украсил герб Ордена Великого магистра. 1 февраля 1801 г. Павел I вместе с семьёй переехал в только что отстроенный Михайловский замок.
Александр I (1801-1825)
После гибели имп. Павла I в Михайловском замке от рук заговорщиков в марте 1801 г. молодой имп. Александр I немедленно вернулся в Зимний дворец. Он вернул Зимнему дворцу статус императорской резиденции. Комнаты Александра I и его супруги остались северо-западном ризалите, где они были до восшествия на престол Александра Павловича. В первые же годы царствования нового императора все эти помещения были заново оформлены архитектором Луиджи Руска. В 1817 г. Александр I пригласил для работы в Зимнем дворце арх. Карла Росси. Ему была поручена переделка комнат, где остановится дочь прусского короля принцесса Каролина, невеста вел. кн. Николая Павловича (будущего Николая I). За пять месяцев Росси переделал 10 комнат, расположенных вдоль Дворцовой пл. Дворец пережил большое наводнение в 1824 г., но вода не достигла жилых помещении 1-го этажа, были залиты лишь подвалы (доска о высоте подъема воды).
Николай I (1825-1855)
Имп. Николай I поселился в Зимнем дворце с семьей сразу после получения известия о смерти своего старшего брата. Он переехал сюда из Аничкова дворца. Восстание 14 декабря 1825 г. царская семья пережила в Зимнем дворце. Николай I своими апартаментами выбрал комнаты 3-го этажа северо-западного ризалита. Комнаты Елизаветы Алексеевны заняла его супруга имп. Александра Фёдоровна. В первой пол. XIX в. интерьеры Зимнего дворца создавали Карл Иванович Росси и Огюст Рикар де Монферран. В первых числах января 1827 г. Николай I поручает Карлу Росси переделку апартаментов имп. Марии Фёдоровны в Зимнем дворце. Карлом Росси же после открытия галереи были спроектированы помещения вокруг неё. Зодчим были задуманы Аванзал, Гербовый, Петровский и Фельдмаршальский залы. После 1833 года эти помещения достраивал Огюст Монферран. В 1826 г. по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом создал Военную галерею 1812 года, задуманную Александром I. В 1827 г. Росси участвует в переделках и отделке комнат имп. Марии Федоровны. С ним работали художники Скотти и Туричелли (плафоны). В 1827-1833 гг. в восточном корпусе О. Монферран оформил Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый залы. Кроме Монферрана в работах участвовали арх. Стасов и А. Брюллов, в декоративных работах - арх. Шарлемань 2-й, Ефимов и др.
30 августа 1834 г. перед Зимним дворцом состоялось открытие Александровской колонны, воздвигнутой по проекту арх. О. Монферрана. Для церемонии ее открытия над воротами дворца был устроен временный деревянный балкон. В 1835 г. на крыше дворца построен "телеграфический обсервационный домик с покоями для директора телеграфической линии, его помощников и сигналистов" (оптический телеграф).
Пожара 1837 г. уничтожил все интерьеры Зимнего дворца. Работами по восстановлению дворца руководили архитекторы В. П. Стасов, А. П. Брюллов и А. Е. Штауберт. Наружными работами (восстановлением фасадов) руководил И. М. Маевский. Сразу после пожара дворец был покрыт лесами, в работах принимало участие 6.000 - 8.000 человек ежедневно. К Пасхе 1839 г. дворец был восстановлен. Стоимость работ составила до 8 млн рублей ассигнациями.
Александр II (1855-1881)
К началу правления Александра II страна оказалась в непростой ситуации. Поэтому какие-либо крупные перестройки в Зимнем дворце не проводилсь. 19 февраля 1861 г. в своем Кабинете Александр II подписал судьбоносный для России Манифест об отмене крепостного права. Строительство Нового Эрмитажа началось в 1842 и было окончено в 1851 г. (арх. Лео Кленце) Музей был открыт 8 октября 1852 г. Торжественное открытие Императорского музея состоялось 5 февраля 1852 г.
Во второй пол. XIX в. Зимний дворец оставался местом пребывания императорской семьи. Его интерьеры периодически менялись согласно вкусу и желанию владельцев, но большинство парадных помещений залов Эрмитажа, сохранялись в неизменном виде.
Александр III (1881-1894)
В 1866 г. наследник-цесаревич вел. кн. Александр Александрович (будущий Александр III), женившись на датской принцессе Дагмаре, переехал в Аничков дворец. Александр III не жил во дворце, избрав для жительства Аничков дворец и Гатчину. Его половина в Зимнем дворце была в 3-м этаже в б. комнатах Николая I (Музей Революции).
Николай II (1894-1917)
В середине XIX в. обветшавшую каменную скульптуру на крыше дворца заменили статуями из вальцованной меди. К началу царствования Николая II относится окончание работ по замене каменных статуй и ваз на. крыше дворца Статуи и вазы в начале 1890-х гг. начали заменяться медными полыми внутри. Работа исполнена скульптором Поповым по образцам Растрелли, отливка производилась на заводе Морана.
В конце 1890 гг. перед западным фасадом дворца был разбит небольшой сад с фонтаном. В 1901 г. от Невы до площади его оградили узорчатой решеткой из кованого железа с позолоченными орлами и императорской символикой. Проект решетки выполнен арх. Р. Мельцером. Камень для цоколя привезен из Майнца. На Всемирной выставке в Париже в 1900 г. проект решетки получил высшую награду. Стоимость работы - свыше миллиона рублей. Решетка была снята в 1918-1919 гг., так как закрывала фасад дворца.
Зимний дворец в Петербурге. Махаев М. И. 1750-1753 гг.
Пожар Зимнего дворца в 1837 году.
Пожар Зимнего дворца в 1837 году. Рис. Б. Грина. 1838 г.
Пожар Зимнего дворца в 1837 году. Рис. неизв.худ. Конец 1830-х гг.
Фото 1900-х гг.
Нева. Вид на Дворцовую наб. Фото - Илья Голанд 1964 г. (Альбом Ленинград. Виды города)
Эрмитаж. Вид на Петропавловскую церковь. Фото - Илья Голанд 1964 г. (Альбом Ленинград. Виды города) (добав.Mary)
В канун Октябрьского переворота стены здания выкрасили в красно-коричневый цвет без выделения деталей. Дворец несколько раз менял свой цвет: Сначала он был желтым с белым, затем, в середине XIX в - зеленый с белым , а в начале ХХ в. на некоторое время стал кирпично-красным. В 1927 г. при реставрации фасада было обнаружено 13 слоёв разных красок. Тогда стены Зимнего дворца был перекрашены в серо-зелёный цвет, колонны в белый, а лепнина - в почти чёрный. Сегодня здание окрашенной в зеленый цвет оттенка морской волны, колонны и обрамления окон - белые, лепные маски и раковины бронзового оттенка . Покрытая медью крыша выкрашена в зеленый цвет. Так же выкрашены и бронзовые статуи. Боги, богини, нимфы и вазы украшают балюстраду вокруг всего здания.
Николай II жил во дворце (зимние месяцы) до 17 апреля 1904 г., затем в зимнее время - в Царском Селе, в Александровском дворце, приезжая в Зимний дворец только для участия в парадных обедах, приемах. В феврале 1913 г. останавливался в нем во время торжеств 300-летия дома Романовых .
С октября 1915 г. до ноября 1917 г. во дворце размещался госпиталь им. царевича Алексея Николаевича. Парадные залы дворца (Николаевский, Аванзал, Фельдмаршальский, Петровский, Гербовый, Александровский залы, зал перед церковью и часть 2-й запасной половины) были предоставлены для устройства лазарета.
После февральской революции 1917 г. с июля по ноябрь во дворце размещалось Временное правительство. После октябрьского переворота 1917 г. Зимний дворец и Эрмитаж были объявлены Государственными музеями. В 1922 г. Зимний дворец полностью был передан Эрмитажу. В январе 1920 г. во дворце открыт Государственный Музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 г. В 1922 г. в Зимнем дворце был организован "Музей революции". Под него отвели три этажа западной половины здания, включая Николаевский и Концертный залы, Аванзал и 27 комнат с частично сохраняемым дореволюционным убранством. Созданную экспозицию назвали "Исторические комнаты императоров Александра II и Николая II". Другие парадные залы Зимнего дворца были переданы Эрмитажу. 1 августа 1926 г. личные комнаты Александра II и Николая II были переданы Эрмитажу.
В 1920-1930-е гг. в ходе ремонтов 1-й этаж Эрмитажа расчистили от многочисленных антресолей и перегородок. Галерею назвали галереей Растрелли. Тогда были разобраны эркеры над подъездами со стороны Дворцовой пл.
С началом Второй мировой войны большая часть коллекций Эрмитажа была эвакуирована. В годы войны в подвалах Эрмитажа строились надежные бомбоубежища.
С советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа. Время не пощадило последнее творение Растрелли. Почти на 1,5 м поднялся культурный слой, изменив пропорции здания.
С советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа. Время не пощадило последнее творение Растрелли. Почти на 1,5 м поднялся культурный слой, изменив пропорции здания.
Помимо комплекса зданий на Дворцовой наб., в распоряжении Государственного Эрмитажа находятся следующие объекты: Меншиковский дворец (1710-1720, арх. Дж.-М. Фонтана, И.-Г. Шедель) Восточное крыло Главного штаба (1819-1829, арх. К. И. Росси). Там располагались экспозиции: «Французское искусство XX века», «Под знаком орла. Искусство ампира», «Искусство модерна» и Музей гвардии. В настоящее время идёт реконструкция под современный музейный комплекс. 17 декабря 2011 г. в здании открылась выставка «Древности Геркуланума» - первая крупная выставка в отреставрированных помещениях Главного штаба. Музей Императорского фарфорового завода Реставрационно-хранительский центр Старая Деревня - фондохранилище в Старой Деревне Официальная гостиница государственного Эрмитажа
(публикация Mary, иллюстрации - Mary, Фото - Mary, С. Васильев)
1* - Генеральный план императорского Зимнего дворца. 1889? 2* - 3* - Пиатровский Б. Б. История Эрмитажа. Изд. Искусство. Москва. 2000 4* - Пиатровский М. Б. Эрмитаж. 5* - Петров П.Н. История Санкт-Петербурга с основания города. С-Петербург. Тип. Глазунова. 1884. Зимин Игорь Викторович. Зимний дворец. Люди и стены. История императорской резиденции. 1762-1917 План столичного города Санкт-Петербурга. 1753. Махаев М. И. Виды Санкт-Петербурга 8* - Антонова Л. В. Когда и как построен Эрмитаж. Лениздат. 1973. 9* - Калинина Е. М. Слепенкова О.В. Петровский Петербург. Город на островах. Сакт-Петербург. "Паритет". 2016. 10* - Норман Дж. Биография Эрмитажа. М. Cлoвo/SLovo. 2006 12* - Крутиков П. Г., Принцев Н. А. Эрмитаж. Науки служат музам.Ленинград. Наука. Лениградское отделение. 1989. 15* - Шапиро Ю. Г. По Эрмитажу без экскурсовода, Л., 1968 Шапиро Ю. Г. По Эрмитажу без экскурсовода. Изд. 8-е. Л. Изд. Аврора. 1972. 16* - Калюжная А. Петром основанный прекраснейший сей град. "Тригон". Санкт-Петербург. 2003. С. 263-269 16* - Эрмитажный Театр. Вилинбахов Г. В. (ред.). Изд. Гос. Эрмитажа. 2004 Утехина Е. Эрмитаж путеводитель (Оранжевый гид). 2012 18* - Овсянников Ю. Доминико Трезини. Искусство. Ленинградское отделение. 1987 19* - Макаров В. Часы Павлин в Эрмитаже. Изд. Гос Эрмитажа. Ленинград. 1960 20* - Часы Павлин (Шедевры Эрмитажа). Зек Ю.Я., Семенов Ю.Н., Гурьев М.П. Изд. Гос Эрмитажа. Санкт-Петербург. 2006 21* - Петрова Т.А. Павильонный зал Малого Эрмитажа. Изд. Гос. Эрмитажа. 2004. 25* - Историчеякая панорама СПб и окрестностей. Ч.01. От основания до Екатерины. М. Моск. кн.зд. Т-ва Образование. 1911. 26* - Историчеякая панорама СПб и окрестностей. Ч.02. М. Изд. Т-ва Образование. 1911. 27* - Историчеякая панорама СПб и окрестностей. Ч.03. Петербург эпохи Александра I и Николая I. 1801-1855. М. Изд. Т-ва Образование. 1913 28* - Историчеякая панорама СПб и окрестностей. Ч.10. Зимний дворец. М. Изд. Т-ва Образование. 1913
29* - Историчеякая панорама СПб и окрестностей. Ч.10?. Петербург. Гравюры. Живопись. М. Изд. Т-ва Образование. 1913 30* - Чеканова О. А. Огюст Монферран. Санкт-Петербург. Стройиздат СПб. 1994. 31* - Лебедянский М. С. Гравер петровской эпохи Алексей Зубов. М. Искусство. 1973. 50* - Вестник Московского университета Сер. 8. История. 2010. № 3 С.С. Веселова (научный сотрудник кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова) Зимние сады российских дворцов и особняков в XVIII-XIX вв. Образы в живописи и литературы
1937: Государственный музей революции РСФСР - наб. 9-го Января, 34 ( Путеводитель по Ленинграду. - Л., 1937. С.49)
Фото - owlat
Комендантский вход.
Дверь Комендантского входа (правый вход с площади)
Отдел Древнего Египта
Галерея Растрелли.
Переход между Зимним дворцом и Малым эрмитажем. Вид сторону Миллионной ул.
Вид в сторону Невы. Справа Малый эрмитаж.
Переход между Зимним дворцом и Малым эрмитажем. Мозаика. Фото - Виктор М, 02.2014.
78 комментариев 37783 просмотра
Добавил: Shuba, 21 Марта 2008, 20:00 Редактировано: 6 Ноября 2023, 19:25
1885 г. - " 17 января 1885 г. на балу в Зимнем дворце впервые демонстрировалось электрическое освещение. Из газет: "Николаевская зала, превращённая в сад гигантских пальм, была освещена электрическими лампами системы Сименса, расположенными вверху по карнизу залы.". "Электрическое освещение своим ослепительным блеском производит поразительный эффект..." " ( С. 177 Лит.: Юхнёва Е.Д. Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта. - М.:ЗАО Центрполиграф, 2007. - 362 с.)
P.S. Подчеркнул специально для "департамент полиции".
Это какая-то ерунда: лет десять назад я читал "Пб листок" начала 1870-х годов, и там в газете подробным образом, в нескольких номерах, описывалось электрическое освещение, устроенное каким-то немецким мастером в Летнем саду.
В ночь с 25 на 26 октября Зимний дворец представлял из себя довольно хаотическое зрелище. В Гобеленовой галерее матросики бросали бомбочки, чтобы посмотреть, что же получится. Зимний был полон ранеными, юнкерами, иностранными корреспондентами, ворами, просто шатающейся публикой. И вот через эту толкучку со стороны подъезда Цесаревича пробирались большевики во главе с Антоновым-Овсеенко. Собственно, это был не штурм. Это был проход через толпу. Сорок минут ходьбы от подъезда Наследника Цесаревича до столовой Александра III. Сорок минут, которые определили семьдесят лет дальнейшей истории.😢
Так я понял что нынешний Зимний дворец включил в себя элементы (стены) Зимних дворцов императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны???Господа!Кто подскажет???
Фото 1914 г. - ссылка (7.02.2013 г.) " Аннотация Император Николай II с балкона Зимнего дворца читает манифест об объявлении войны. Дата съемки 2 августа 1914 г. Год съемки 1914 Место съемки Санкт-Петербург Авторы съемки Фотография ателье Буллы "
реконструкция существующих подвалов, а также организация подземного перехода между Малым и Большим Эрмитажем. В ближайшее время Шуваловский проезд между зданиями Нового Эрмитажа и Малого и Большого Эрмитажа откроется для посетителей музея и станет сквозным до Дворцовой набережной.
В связи с этим для сотрудников музея необходимо организовать служебный проход. В рамках работ предполагается усиление фундаментов и грунтового основания зданий, возведение конструкций подземного перехода, а также реставрация и отделка подвальных помещений.
На Зимнем дворце установят трехглавого орла за 8,5 млн рублей.
1 декабря. В честь 250-летия Эрмитажа на крыше Телеграфной башни Зимнего дворца будет установлена позолоченная скульптура "Двухглавый орел". Фигуру установят 6 декабря, накануне дня юбилея музея, сообщил журналистам директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, передает корреспондент "Росбалта".
На самом деле фигура имеет три головы, что позволяет смотреть на нее с разных сторон без нарушения восприятия. Во времена Российской империи Телеграфную башню даже называли "Башней трехглавого орла". Однако скульптура была снята со здания в 1930-х годах, и с тех пор бесследно исчезла.
Как пояснил Пиотровский, новый орел является подарком к юбилею музея от несколько городских компаний. Себестоимость проекта — около 8,5 млн рублей. Высота изготовленной скульптуры — 2,6 метра, вес — более 600 кг. Фигура покрыта сусальным золотом.
"Установка орла завершит нашу работу на крыше Зимнего дворца", — отметил Пиотровский.
Александр Фёдорович Красовский был один. И именно он был архитектором Высочайшего Двора в 1890-е годы, когда провел реставрацию Зимнего Дворца. Разве здесь есть сомнения?
Не смог нигде найти хотя бы приблизительное значение общей высоты этого здания (по кресту Большой церкви). Также непонятно, знаменитые 11 саженей - это высота до карниза или до конька крыши?
"К лету 1911 года техник Кабинета е.и.в. инженер Н.П. Мельников разработал проект. Он создал в Эрмитаже две дополняющие друг друга системы: систему водяного радиаторного отопления и систему вентиляции с элементами кондиционирования. В залах установили водяные радиаторы, а по воздушным каналам подали свежий воздух — предварительно очищенный, подогретый и увлажненный до требуемого уровня в вентиляционных камерах.Две вентиляционные камеры длиной около 6 м смонтировали на чердаке Нового Эрмитажа. На крыше дворца, за башенкой оптического телеграфа над Собственным подъездом, появилась вентиляционная башня"
Следы гидропривода одного из лифтов по сей день сохранились на чердаке северо-западного ризалита Зимнего дворца. Добавим, что тогда гидропривод был подключен к системе городского водоснабжения. От системы гидропривода для лифта остался только небольшой резервуар из клепаного железа.
1. ГЛАВНОЕ: Зимний дворец изображен не со стороны Невы, а с противоположной стороны - с восточной части Адмиралтейского луга, будущей Дворцовой площади.
2. Я захотел посмотреть, как же озаглавлена гравюра в источнике, на который Вы даете ссылку - и обнаружил, что ссылка написана с ошибкой. Если набрать адрес вручную, то мы действительно попадем на нужное изображение, но если просто нажать ссылку, то мы увидим нечто другое. Исправьте, пожалуйста; проще всего стереть ссылку и заново вставить ее из буфера обмена (или написать вручную).
P.S. В источнике, слава Богу, нет слов "со стороны Невы"; не должно быть их и здесь.
Спасибо, проглядела, не узнала Дворцовую площадь. Название в источнике - "Третий Зимний дворец" не является общепринятым, поэтому я не стала его приводить.
Извините, пожалуйста, остается одно замечание - чисто техническое.
Попробуйте сами нажать на ссылку для этого изображения - и Вы увидите по-прежнему не ту картинку.
Я не знаю точно, как это работает на сайте, но от того, что Вы отредактируете адрес, сама ссылка не изменится. Нужно именно стереть всю строку с адресом - так, чтобы не осталось никаких следов от неправильной ссылки, - а потом заново набрать (или вставить из буфера обмена) правильный адрес. Именно об этом я и написал в предыдущем комментарии (основываясь на личном опыте).
Вообще-то отлично было бы, если бы по набережным как таковым были публикации. В деталях это не самый доступный материал. Такие другой раз сараи обсуждаем, а тут едва ли не главные объекты в городе - и о них ничего. С технической стороной вопроса я не знаю как быть, но ведь все набережные как названия магистралей в алфавите присутствуют, может быть, как-то можно устроить, чтобы собственно набережные строения стояли под этими шапками первыми. Или под шапками рек и каналов до мостов шли набережные.
Только надо понять как их привязывать к адресам. Набережная понятие не локальное. Так, как с мостами не получится. Так что до решения этого вопроса, пожалуйста, торопиться не надо.
Набережная представляет собой протяжённое множество локальных объектов... На мой взгляд, это тупиковый путь.
Сайт не считает за цифру 0 (ноль - проверил). Если Админ исправит это, то тогда публикация по набережной будет стоять первой. Если под цифрой 100, но тогда она будет последней...
С пристанями проще: буквы к цифре соответстующего моста, чтобы шли по-порядку.
Согласен с Вами, набережные достойны отдельной публикации. Но на сайте можно опубликовать только нумерованный объект. Логично, чтобы такая публикация стояла первой. Для этого ноль на сайте надо считать за цифру, стоящей перед единицей.
Каждый спуск, по-видимому, описывать не нужно, но спуск с датой 1764 достоен отдельной публикации
В очередном скороспелом архитектурном аккаунте прочитал, что кирпично-красный цвет Зимнего был обусловлен тёмно-розовым оттенком ограды по проекту Мельцера, и дворец перекрасили именно для единства цвета с оградой. Ссылок не нашёл, насколько это достоверная версия?
Я тоже об этом где-то читал, но не верю. Скорее всего, было наоборот - Мельцер постарался добиться единства ограды с дворцом, уже окрашенным в такой цвет.
План крыши Зимнего дворца с показанием видов конструкций стропильной системы и ихместоположения. Фрагмент. Бумага, тушь, акварель. 1840-е годы. Государственный Эрмитаж.
"На этой странице мы попытались раскрасить фасады Зимнего дворца в исторические цвета, используя информацию с официального сайта Государственного Эрмитажа. Цвета скопированы с фотографий фрагментов штукатурки фасадов дворца в разные исорические периоды. Изображения сделаны на основе современной фотографии ,поэтому есть ряд неточностей в передаче некоторых декоротивных и архитектурных деталей" -- hellopiter.ru.
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 55 из 84
Зимний дворец . Строительство - Эрмитаж . Зимний дворец (начало)
Здание многократно перестраивалось и реконструировалось.
Хотя бы про работы после пожара 1837 года надо дать...
Нет ссылок.