Публикация
Зимний дворец . Парадные анфилады - Эрмитаж . Зимний дворец (продолжение 1)Дворцовая наб., 38
Фото - Зимний дворец . Парадные анфилады - Эрмитаж . Зимний дворец барокко
1754-1762 - арх. Растрелли Франческо-Бартоломео, ск. Дункер Иван Францович - постройка 1762-1795 - арх. Кваренги Джакомо, Фельтен Юрий Матвеевич, Валлен-Деламот Жан-Батист - оформление интерьеров 1818-1837 - арх. Росси Карл Иванович, Стасов Василий Петрович, Брюллов Александр Павлович, Монферран Огюст 1830-е - арх. Монферран - новая оттедлка ряда пардных залов 1838-1839 - арх. Стасов Василий Петрович, Брюллов Александр Павлович - восстановление сгоревшего здания
Зимний дворец . Строительство ( Зимний дворец . Парадные анфилады ( Зимний дворец . Личные покои ( Зимний дворец . 1917 - 1941-1945 - 2000-е (
Шестое по счету здание Зимнего дворца - резиденции русских царей. В настоящее время это главное здание Эрмитажа. Дворец был передан музею в 1922 г.
Из внутренних помещений дворца, созданных Растрелли для имп. Елизаветы Петровны, сохранили барочный облик лишь Иорданская лестница и частично Большая церковь. Личные покои Екатерины находились в юго-западном ризалите: Аудиенц-камера, которая заменяла Тронную залу; Столовая, Уборная; две Повседневные спальни; Будуар, Кабинет и Библиотека. Все помещения были выдержаны в стиле раннего классицизма. Одна из спален переделана в Бриллиантовую комнату или Алмазный покой. Большинство сохранившихся парадных и жилых интерьеров относится ко времени правления Николая I и его жены Александры Федоровны.В 1830-х гг. арх. Монферран проводит новую отделку ряда парадных залов и жилых помещений. Всего в Зимнем дворе им стпроектировано более 20 помещений: ряд комнат на половине императрицы, Тронный, Фельдмаршалский, Петровский залы, Яшмовая гостиная (Малахитовый зал), Ротонда и др. Комнаты Марии Федоровны украшали лучшие специалисты. Скульпторы В.И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, Н. Н. Токарев выполнили барельефы в Яшмовой гостиной, фриз в библиотеке и д.ссепорты Тронного зала. Живописная часть выполнялась под пуководством Д.-Б. Скотти.Пожар 17-19 декабря 1837 года уничтожил интерьеры Растрелли, Кваренги, Монферрана, Росси. В 1838-1839 гг. работами по восстановлению руководили арх. В. П. Стасов и А. П. Брюллов. Большая часть залов получила новое убранство в стиле зрелого классицизма, русского ампира. При Александре II Зимний дворец внутри был еще раз основательно переделан, жилые интерьеры оформили по моде того времени. В конце XIX - начале XX века внутреннее оформление постоянно изменялось и добавлялось новыми элементами. Интерьеры покоев имп. Марии Александровны, супруги Александра II, созданы по проектам Г. А. Боссе (Красный будуар) и В. А. Шрейбера (Золотая гостиная), библиотека Николая II (автор А. Ф. Красовский). Обновлена отделка Николаевского зала. Александр III с семьей по соображениям безопасности жил за городом. А когда выезжал из Большого Гатчинского дворца, останавливался в Аничковом на Невском пр. Николай II использовал Зимний лишь для роскошных балов и приемов, хотя на 2-м этаже находились его личные апартаменты.
Парадные залы Зимнего дворца
Большая парадная анфилада 196. Пикетный зал (Новый зал)
Невская парадная анфилада
156. Ротонда
1 этаж главная галерея Зимнего дворца создана арх. Б. Растрелли. Колонны делят галерею на три части. Главное украшение здесь скульптура (Лаокоон Танцующие Ори). Главная галерея подводит к Главной лестнице Эрмитажа - Иорданской.
1754-1762 - арх. Растрелли Ф.-Б. 1838-1839 - арх. Стасов В. П. - восстановление с изменениями после ВОв - восстановление Главная парадная лестница в Зимнем Дворце создана арх. Бартоломео Растрелли. Изначально лестница называлась Посольской. По ней послы иностранных государств поднимались в парадные залы для аудиенций. Позже ей дали имя Иорданская, поскольку царская семья в праздник Крещения спускалась к Иордане - специальной проруби в замершей Неве, где проводился обряд водосвятия. Из внутренних помещений дворца, созданных Растрелли, Иорданская лестница сохранила барочный облик. Лестница занимает весь объем здания, эффект усиливается зеркалами напротив окон. Убранство Посольской лестницы отражает особенности русского барокко. Стену украшает обильная золотая лепка. Вдоль стен скульптуры - аллегорические изображения Правосудие, Воинская доблесть, Милосердие, Процветание. Живопись на потолке - боги Олимпа. Ступени и резная балюстрада выполнены из белого каррарского мрамора. Гладкие колонны из серого сердобольского мрамора, расположенные на верхней балюстраде.
2 этаж
ПАРАДНЫЕ ЗАЛЫ ЗИМНЕГО ДВОРЦА БОЛЬШАЯ АНФИЛАДА
1833 - арх. Монферран О. Р. 1938-1939 - арх. Стасов В. П. Фельдмаршальский зал создан арх. Огюстом Монфераном в 1833 г. Здесь обычно находились офицеры дворцовой гвардии и происходил развод дворцового караула. Восстановлен арх. В. П. Стасовым после пожара 1837 г. близко к заыслу Монферрана. Зал отделан в строгих формах французского классицизма. Весь декор зала посвящен воинским доблестям. Николай I распорядился увековечить здесь военачальников, одержавших исторические победы. В плоских стенных нишах зала были помещены портреты прославленных русских фельдмаршалов - гр. Румянцева-Задунайского, кн. Потемкина-Таврического, кн. Кутузова-Смоленского, кн. Итальянского гр. Суворова-Рымнинского. Стены украшают парные пилястры, у входа и выхода - колонны, наверху - балкон. Гладкие стены оживляются лепными изображениями военных доспехов. На больших люстрах из золоченой бронзы, изготовленных для Зимнего дворца на фабрике в Петербурге, - украшения в виде лавровых венков, щитов, шлемов и знамен. Зал оформлен арх. Огюстом Монфераном. В дни торжественных приемов здесь несли службу офицеры дворцовой гвардии и происходил развод караула. 1833 - арх. Монферра О. Р. 1838-1839 - арх. Стасов В. П. При устройстве зала Монферран вынужден был возвести деревянную стену рядом с каменной, в которой был душник от калориферной печи, расположенной в подвале и подававшей теплый воздух в залы, что послужило причиной пожара, случившегося 17 декабря 1837 г. Арх. В. Стасов и А. Брюллов в 1838-1839 гг. восстановили зал по проекту Стасова при консультациях Монферрана. 1838-1839 - арх. Стасов В. П. После пожара 1837 г. арх. Стасов оформил зал по собственному проекту. Он значительно увеличил длину зала, и площадь Гербового зала (второго по величине в Зимнем дворце) стала 1 000 кв. м. Оформление зала выполнено в стиле русского классицизма. Вызолоченные колонны коринфского ордера держат верхнюю галерею, у входа портик из колонн. У дверей скульптуры русских витязей с копьями. На копьях были укреплены гербы росскийских губерний. Сейчас они по краям золоченых люстр. Зал олицетворял собой единение империи и императора. В этом зала происходил прием представителей губернских городов, устраивались ужины после балов, проходили торжественные обеды. В центре зала ваза из авантюрина. В наши дни Гербовый зал является выставочным помещением. В Гербовом зале экспонируется коллекция западно-европейского серебра XVII-XVIII вв.
197. Военная галерея 1812 года
198. Георгиевский (Большой тронный) зал 1795 - арх. Кваренги Дж. Главный зал в Зимнем дворце. Здесь проходили все официальные церемонии Российского императорского дома. Для проведения больших и официальных церемоний кавалеров Ордена Георгия Победоносца, учрежденного Екатериной, к анфиладе был пристроен Большой Тронный зал. Тронный зал был создан арх. Дж. Кваренги и освящен 26 ноября 1795 г. в день Святого Георгия Победоносца. Это один залов Эрмитажа целиком отделаный камнем. Его убранство полностью погибло в огне пожара 1837 г.Зал был оформил зал заново в строгом классическом стиле арх. В. П. Стасовым, который сохранил композиционное решение Дж. Кваренги. Стасов решил отделать его не цветным мрамором, как было до пожара, а только белым. Стены облицованы каррарским мрамором, из него же высечены колонны. Белый каррарский мрамор считался лучшим. Из России в Италию по заключенному соглашению, отправился арх. Н. Ефимов. Он провел там около двух лет, наблюдая за добычей и руководя обработкой мраморных глыб. пронумерованные и упакованные мраморные доски и части колонн привезли на кораблях из Италии в Петербург. К 1842 г. работы по реконструкции Георгиевского зала были закончены. Двусветный колонный зал отделан каррарским мрамором и позолоченной бронзой. Золоченый орнамент потолка повторен в узоре пола. Паркет составлен из шестнадцати пород цветного дерева. Сейчас зал украшен изделиями из малахита, лазурита, орлеца, кварца и яшмы, выполненными на камнерезных фабриках в Петергофе, Екатеринбурге, Колывани. Тронное место восстановили на рубеже XX-XXI вв.
191. Большой зал (Николаевский тронный зал) После пожара 1837 г. перед Стасовым была поставлена задача создать вместительный зал без лишних украшений для дворцовых церемоний. Стены зала облицованы искусственным мрамором, с массивными колоннами и узкими полосками лепки, на потолке роспись в технике гризайль (серым цветом по белому фону). Спокойные линии придают залу особую торжественность. Это самый большой в Зимнем дворце. Площадь - 1103 кв. м. В царское время здесь обычно устраивались парадные завтраки, обеды, большие балы. Во время последнего императорского праздника во дворце, Рождественского бала, в 1913 г. Николаевский зал вместил 5 тыс. человек.
НЕВСКАЯ АНФИЛАДА
Первоначальная отделка зала выполнена к весне 1762 г. арх. Б. Ф. Растрелли. К 1793 г. арх. Дж. Кваренги придает залу новый характер. Нарядные наличники окон и дверей, пышная золоченая резьба уступают место строгим классическим формам. В зале появляются полукруглые арки, прямые карнизы, спокойная гладь стен. После пожара 1837 г. зал восстановлен В. П. Стасовым к марту 1839 г. Зал выдержан в спокойных и светлых тонах. Стены отделаны искусственным мрамором желтоватого цвета, сочетающимся с позолотой потолка. В нижней части плоскость стены разбита на панно, чередующиеся с арками, ранее заполненными оконными переплетами с зеркалами вместо стекол, над арками протянут легкий лепной фриз, паддуга расписана гризайлью по золоченому фону. Плафон, изображающий жертвоприношение Ифигении, был, так же как и плафон для Главной лестницы, выбран Стасовым в запасах Эрмитажа. В центре зала - Ротонда (Малахитовый храм), декоративное сооружение из уральских самоцветов высотой 10 м. В ее отделеке использованы - лазурит, родонит, итальянский мрамор, змеевик и золоченая бронза. Изготовлен в 1834 г. в Италии из русских материалов. Заказчик, Николай Никитич Демидов, владельц уральских заводов, планировал украсить им свой флорентийский дворец. Сын Демидова, Анатолий Николаевич в 1836 г., хотел подарить его строящемуся Исаакиевскому собору. Николай I, не смотря на согласие Монферана, запретил устанавливать ротонду в качестве царского места собора, а приказал установить ее в Аполлоновм зале Зимнего дворца. Но Аполлонов зал не выдержал бы такой нагрузки, и разобранная ротонда была отправлена в Таврический дворец на склад дворцового инвентаря. При Александре II Ротонда была пожалована Александро-Невской лавре и установлена в Троицком собре. Там и названа Малахитовым храмом. В 1952 г. ротода была перевезена в Эрмитаж. В мае 1958 г. в нем установилена в Аванзале. Аванзал использовали как буфет для шампанского, когда в соседнем Николаевском зале (191) происходили балы.
191. Николаевский тронный зал (Большой зал) Здесь располагается эрмитажная коллекция русского серебра XVII - нач. XX в. Главная достопримечательность зала - серебряная гробница св. Александра Невского. Это самое большое в мире изделие из серебра. По указанию Петра I останки Александра Невского были пернесены из Владимира в Александро-Невскую лавру. В 1746 г. Елизавета Петровна распорядилась изготовить серебряную раку. Из казны было выделено 90 пудов (1,5 т) серебра. Раку для Александро-Невской лавры изготовили в 1747-1753 гг. на Петербургском монетном дворе русскими и немецкими мастерами. В 1920-х гг. стоял вопрос о продаже раки, но цена была очень большой. Вопрос о переплавке удалось остановить работникам Эрмитажа. Усилиями Троцкого (дир. Эрмитажа), Сычова (дир. Русского музея) и Ал. Бенуа Раку в 1922 г. была передана Эрмитажу. ? (и по сей день в ней хранятся мощи Святого князя Александра Невского)
С Малахитовой гостиной начинаются Личные покои имп. Александры Федоровны, супруги Николая I
В 1917 г. здесь расположилось Временное правительство и А. Ф. Керенский. Малахитовый зал отделывался для гостиной жены Николая I. До пожара 1837 г. зал был декорирован серо-фиолетовой яшмой. Зал был отделан в стиле классицизма начала XIX в. В 1839 г. арх. Александр Павлович Брюллов создал зал, как парадная гостиная имп. Александры Федоровны. В 1835 г. на уральских рудниках Демидовых было найдено большое месторождение малахита. После пожара 1837 г. они пожертвовали более 2 т. на восстановление дворца. Этот подарок навел арх. на мысль создать Малахитовую гостиную. Колонны, камины и вазы облицованы малахитом в технике русской мазаики: малахитовые пластинки наклеивались на деревянную форму. Ваза под стеклом пережила пожар 1837 г. - одна из ранних декоративных ваз Эрмитажа. Зал декорирован золоченой лепниной. В отделке стен Брюллов использовал белый искусственный мрамор. и малиновую обивку для золоченой мебели. В 1917 г. Временное правительство заседало в Малахитовой гостиной. Здесь же оно находилось и в ночь с 24 на 25 октября.
Интерьер столовой создан арх. А. П. Брюлловым при восстановлении дворца после пожара 1837 г. В её убранстве отразилась мода на увлечение наследием Помпей. Зодчий разбил стены на ярусы, разделённые бордюрами, и использовал присущую помпейским фрескам колористическую гамму - сочетание нескольких локальных цветов - белого, красного, синего и чёрного. Для декора стен он выбрал невероятно трудоёмкую технику инкрустации искусственным мрамором по искусственному мрамору (скальоло), обеспечивающую наилучшую сохранность. На медную доску накладывали искусственный мрамор выбранного цвета, потом прорезали на нем рисунок и углубления заполняли искусственным мрамором других цветов. Декоративные панно изготавливали в мастерской Л. Терциани на протяжении нескольких лет. Столовая была предназначена для ужинов и обедов в семейном кругу. Императорская чета любила проводить время в необычном ярком и изящном интерьере Малой столовой столешница от консольного стола - в бывшем кабинете Николая II (к.181) предметы мебельного гарнитура, выполненные по проекту Брюллова в мастерской братьев Гамбс - там же цветной паркет сложного геометрического рисунка (Брюллов) - в Бильярдную Николая II (к.177) На камине установлена мемориальная доска - Временное правительство было арестовано именно здесь.
Помпейская галерея ? До пожара здесь был прямоугольный зал. Арх. Брюллов при перестройке вписал в него круглую ротонду.
(текст, иллюстрации - Mary) (публикация
1* - Зичи М.А. 1873 г. Бал в концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир-аль-Дина в мае 1873 г. 2* - Зичи М.А. Парадный обед в концертном зале Зимнего дворца по случаю визита в С-Пб германского импераратора Вильгельма I 271. Большая церковь Большая церков частично сохранила барочный обли, созданный Растрелли.По замыслу Бартоломео Растрелли, Большая церковь должна была служить имп. Елизавете Петровне и её большому двору. Первоначально церковь освятили в честь Воскресения Христова (1762) и вторично - во имя Спаса Нерукотворного Образа (1763). Стены ее украшены лепной - изящного рисунка растительный орнамент. Трехъярусный иконостас украшены иконами и живописными панно с изображениями библейских сцен. Евангелистов на сводах потолка позднее написал Ф. А. Бруни.
([30*]. С. 118-122, Mary) 28* - Историчеякая панорама СПб и окрестностей. Ч.10. Зимний дворец. М. Изд. Т-ва Образование. 1913. 28* - Историчеякая панорама СПб и окрестностей. Ч.10. Зимний дворец. М. Изд. Т-ва Образование. 1913. Историческая панорама Санктпетербурга и его окрестностей. Выпускъ десятый. Зимнiй дворецъ. Изданiе Т-ва Образованiе. 191-
38 комментариев
22982 просмотра Добавил: Shuba, 21 Марта 2008, 20:00
Редактировано: 24 Апреля 2023, 00:49
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house5018.html' target='_blank'>Зимний дворец . Парадные анфилады - Эрмитаж . Зимний дворец (продолжение 1) на Citywalls.ru</a>
Всего 38 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32225
Готовится: 75
Улицы: 2704
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14288
Всего сегодня: 11997
|
Кое-что интересное из газеты "Вечерний Ленинград" от 03.06.1982 г.:
Письма из Эрмитажа
Какой по счету Зимний дворец?
Первый Зимний дворец был построен для Петра I на берегу Невы напротив Петропавловской крепости в 1708 году. Участки в примыкавшем к Адмиралтейской верфи городском районе отводились в основном корабельным мастерам и служащим морского ведомства. Соседом Петра I был известный кораблестроитель Ф. М. Скляев.
Деревянный дворец в 1711 году сменило каменное здание второго Зимнего дворца, простоявшего до 1716 года, когда по проекту Г.-И. Маттарнови началось строительство третьего Зимнего дворца. Этот дворец включил в свой объем и предшествующую постройку. Вдоль стен третьего Зимнего дворца в 1718—1720 годах была прорыта Зимняя канавка.
До 1723 года было сооружено Здание последнего Зимнего
дворца Петра I — четвертого. В 1726—1727 годах четвертый Зимний дворец был расширен, его корпуса протянулись до нынешней улицы Халтурина. В конце XVIII века архитектор Д. Кваренги возвел на месте первых Зимних дворцов здание Эрмитажного театра.
Анна Иоанновна выбрала для своей парадной резиденции дворец генерал-адмирала Ф. М. Апраксина. Архитектору Ф.-Б. Растрелли было поручено значительно расширить здание. Так о 1732—1735 годах на планах города появился пятый Зимний дворец.
Когда же в середине века приступают к разработке проекта нового Зимнего дворца, то возникает необходимость на время реконструкции и строительства перевести двор в другое помещение. Временный деревянный Зимний дворец, возведенный в 1754 —1755 годах на берегу реки Мойки, следует считать шестым Зимним дворцом.
Существующий Зимний дворец, построенный по проектам Ф.-Б. Растрелли о 1754—1762 годах, становится, таким образом, седьмым Зимним дворцом.
Встречающиеся в литературе разночтения, когда здание последнего дворца называют то четвертым, то шестым, то седьмым, объясняются разным подходом исследователей к оценке самостоятельности проектов первых Зимних дворцов Петра I.
Можно рекомендовать читателям «Вечернего Ленинграда», интересующимся историей строительства Зимнего дворца и его предшественников, обратиться к следующим работам: Соколова Т. М. «Здания и залы Эрмитажа». Л., «Аврора», 1971; Денисов Ю. М. «Исчезнувшие дворцы». В книге «Эрмитаж. История и архитектура зданий». Л.. «Аврора», 1974; Матвеев В. Ю. «К истории первых Зимних дворцов». В сборнике «Музей-2. Художественные собрания СССР». М„ «Советский художник», 1981.
В. МАТВЕЕВ, научный сотрудник Государственного Эрмитажа
Менялся колер…
Еще до окончании строительства последнего Зимнего дворца начали отделывать фасад, выходящий на Дворцовую площадь. Работы были окончены к осени 1759 года. Сперва фасад оштукатурили серой известью на всю высоту здания от угла Миллионной (ныне улица Халтурина) до центральных ворот, затем выбелили и «раскрасили» изо всех казенных материалов. Срок окончания работ был назначен не позже августа. В протоколах Канцелярии от строений имеется требование на отпуск тридцати мучных нулей мела, черлени и охры, требование подписал капитан Ирман 17 августа 1759 года.
Екатерина II не любила напоминаний о своей предшественнице. Этим и объясняется полное отсутствие изображений Зимнего дворца в ее продолжительное царствование. Ведь дворец считался по праву елизаветинским. Поэтому понятно, что здание было перекрашено в тон, не имеющий ничего общего с прежним. Автором нового колера считается архитектор Джакомо Кваренги.
С вступлением на престол Павла I естественно было, зная его нелюбовь ко всему екатерининскому, желание увидеть Зимний дворец в прежнем виде. Отсюда — восстановление первоначальной окраски и снятие негласного запрета на изображения дворца.
Таким образом, смена окраски в XVIII веке представляется в следующем порядке:
с 1759 года — желтый с белым, автор Ф.-Б. Растрелли;
с 1785 года — оливковый, автор Д. Кваренги;
после 1796 года — желтый с белым, реставрация Павла I.
С 1888 года было принято решение об становлении «определенного цвета окраски Зимнего дворца».
В 1901 году он был окрашен в тонах новой ограды сада у западного фасада здания.
В 1911 году было решено окрасить Зимний дворец в более светлый тон.
Следовательно, с конца XIX вена окраска дворца становится сначала темно-красной (1901 год), а затем делается светлее.
В 1929 году началась окраска здания в зеленый цвет, но до конца 1940-х годов в некоторых дворах прослеживалась красная окраска.
Е. БАЖЕНОВА, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа