Публикация
Зимний дворец . Личные покои - Эрмитаж . Зимний дворец (продолжение 2)Дворцовая наб., 38
Фото - Зимний дворец . Личные покои - Эрмитаж . Зимний дворец барокко
1754-1762 - арх. Растрелли Франческо-Бартоломео, ск. Дункер Иван Францович - постройка 1762-1795 - арх. Кваренги Джакомо, Фельтен Юрий Матвеевич, Валлен-Деламот Жан-Батист - оформление интерьеров 1818-1837 - арх. Росси Карл Иванович, Стасов Василий Петрович, Брюллов Александр Павлович, Монферран Огюст 1838-1839 - арх. Стасов Василий Петрович, Брюллов Александр Павлович - восстановление сгоревшего здания
Зимний дворец . Строительство ( Зимний дворец . Парадные анфилады ( Зимний дворец . Личные покои ( Зимний дворец . 1917 - 1941-1945 - 2000-е (
Пётр I Алексеевич 1682-1721-1725 Екатерина I
Императорские резиденции
Запасные половины Зимнего дворца
занимала 2-й этаж южного корпуса с видом на площадь и во двор. До 1837 г. здесь жила имп. Мария Фёдоровна, с июля 1839 по 1844 г. - вел. кн. Мария Николаевна и герцог Максимилиан Лейхтенбергский. занимала 2-й этаж юго-восточного ризалита. Изначально на этом месте располагались личные апартаменты Петра III и Екатерины II, а также Павла I, после смерти которого императорская половина перешла в разряд запасной с названием Прусско-королевские комнаты. занимала часть 2-го этажа западного корпуса с видом во двор (157-161). Здесь жили дети Николая I. занимала 1-й этаж северо-западного ризалита. Вход был устроен со стороны набережной и далее через винтовую Детскую лестницу (не сохран.). Запасной эта половина стала называться после выезда из Зимнего дворца дочерей Николая I - Александры (в 1844) и Ольги (в 1846). С 1856 г. до переезда в собственный Николаевский дворец здесь жил вел. кн. Николай Николаевич. Созданные после пожара интерьеры А. П. Брюллова частично были изменены А. И. Штакеншнейдером. занимала 1-й этаж юго-западного ризалита (34-53). Вначале эту часть дворца занимали дети Александра II - Мария (34-38), Сергей и Павел (39-53). До 1858 г. часть помещений, предназначенных для вел. княжны Марии занимала Варвара Нелидова. Над Гардеробной (38) Марии Александровны в комнате в антресольном этаже проживала воспитательница детей Анна Тютчева. С 1894 по 1897 г. в залах 34-53 временно проживала дочь Александра III вел. кн. Ксения Александровна с супругом. После их переезда в собственный особняк на наб. Мойки, 106 залы и получают название 5-й запасной половины. С 1897 г. здесь квартировала гофмейстерина имп. Александры Фёдоровны княгиня Елизавета Нарышкина, «мадам Зизи», а залы 40.53 занимала обер-гофмейстерина светлейшая княгиня Мария Голицына. занимала 3-й этаж западного корпуса (360-363, 290-301). Здесь проживала светл. княгиня Юрьевская - вторая, морганатическая, супруга имп. Александра II. находилась в здании Большого Эрмитажа.
Пётр I
Личные покои мператорской семьи
Елизавета Петровна. 1741-1761 Заказчицей строительства Зимнего дворца была дочь Петра I, имп. Елизавета Петровна. Б.-Ф. Растрелли отделывал личные покои императрицы (две опочивальни и кабинет), покои цесаревича Павла Петровича и некоторые примыкающие к покоям помещения: Церковь, Оперный дом и Светлая галерея. Пожить во дворце императрица не успела. Она скончалась в декабре 1761 г. Покои для Елизавету Петровну Растрелли расположил в солнечной юго-восточной части дворца. Окна личных покоев выходили на Миллионную ул. Елизавета любила посидеть у окна, глядя на уличную суету. Парадные залы и жилые покои членов императорской фамилии располагались на 2-м этаже и были исполнены в стиле русского барокко - огромные залы, залитые светом, двойные ряды больших окон и зеркал, пышный декор.
Первым хозяином Зимнего дворца стал племянник Елизаветы Петровны (сын её старшей сестры Анны) Петр III Федорович. Он переехал в Зимний дворец в апреле 1762 г. и занял помещения на 2-м этаже юго-восточного ризалита дворца. Для того чтобы императору было легче ориентироваться в громаде Зимнего дворца, арх. Ф.-Б. Растрелли поднес ему большой план резиденции. Его опочивальня располагалась на углу дворца и выходила окнами на Миллионную ул. В число его покоев вошли Кабинет (278) и Библиотека. Планировалось создание Янтарного зала по образцу Царскосельского. Петр III прожил во дворце всего несколько месяцев, с апреля по июнь 1762 г., после чего навсегда покинул его, переехав в любимый Ораниенбаум. Павел I приказал сохранить в неприкосновенности кабинет Петра III (279), мемориальный характер которого подчеркивал парадный портрет имп. Петра III в дорогой золоченой раме.
Екатерина Алексеевна Комнаты на 2-м этаже западного фасада Зимнего дворца, обращенные окнами на Адмиралтейство, между двумя ризалитами, при Павле III предназначались для Екатерины II. В 1763 г. Екатерина II приняла решение переехать в юго-восточный ризалит, а эти комнаты были законсервированы. Со временем подросший цесаревич (Павел I) переселился сюда. Детство Павла прошло в комнатах, расположенных по южному фасаду Зимнего дворца.
В 1764 г. в Зимний дворец переехала имп. Екатерина II. Екатерина стала первой настоящей хозяйкой Зимнего дворца. Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди. При Петре III для Екатерины (II) предназначаличь комнаты на 2-м этаже западного фасада Зимнего дворца, обращенные окнами на Адмиралтейство, между двумя ризалитамиI. В 1763 г. Екатерина II приняла решение переехать в юго-восточный ризалит, а эти комнаты были законсервированы. Со временем подросший цесаревич (Павел I) переселился сюда. Арх. Ю. М. Фельтен, произвел масштабную перепланировку, отделав ее покои в стиле раннего классицизма. В комплекс покоев вошли: Аудиенц-камера, заменявшая Тронную залу, Столовая, Уборная, две Повседневные спальни, Будуар, Кабинет и Библиотека. Одно из описаний: перед залой для аудиенций маленький застекленный кабинет, где хранятся под печатями корона и бриллианты; зал для аудиенций очень прост: подле двери - трон красного бархата; затем идет гостиная, отделанная деревом и позолотой с двумя маленькими каминами. Эта комната, служила для приемов.
Позднее Екатерина приказала Фельтену переделать одну из повседневных спален в Бриллиантовую комнату (279) или Алмазный покой, где хранилось драгоценное имущество и императорские регалии: корона, скипетр, держава. Регалии находились в центре комнаты на столе под хрустальным колпаком. По мере приобретения новых ювелирных изделий появлялись застекленные пристенные витрины. Большая императорская корона, изготовленная ювелирами Иеремией Позье и Георгом Фридрихом Экартом, прослужила с 1762 по 1896 г. Для отделки помещений Зимнего дворца с Урала начал поступать мрамор различных сортов. Из этого мрамора вытесывали колоны, камины, доски для столов. Императрица прожила в Зимнем дворце 34 года и ее покои расширялись и перестраивались не раз. Завершилось строительство Зимнего дворца в 1762 г., но в течение долгого времени еще велись работы по отделке внутреннего интерьера. Отделка интерьеров была поручена лучшим русским архитекторам Ю. М. Фельтену, Ж. Б. Валлен-Деламоту и А. Ринальди. В 1780-1790-х гг. работы по переделке внутреннего убранства дворца продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги. В юго-западном ризалите над подъездом, позже названным Комендантским, появился знаменитый Фонарик - небольшой дворцовый зал, расположенная над подъездом. Сохранилась акварель "Екатерина II на балконе Зимнего дворца в день переворота 28 июня 1762 года" худ. И.-Г.К. Кестнер (конец XVIII в.). Этот Фонарик сохранялся над Комендантским подъездом вплоть до 1920-х гг.
Юго-западный ризалит при Екатерине II занимал дворцовый театр (Оперный дом). Его снесли в середине 1780-х гг. Здесь разместили комнаты для многочисленных внуков императрицы. Внутри ризалита устроили маленький замкнутый дворик. В комнатах юго-западного ризалита поселили дочерей будущего имп. Павла I. В 1816 г. вел. кн. Анна Павловна вышла замуж за принца Вильгельма Оранского и уехала из России. Ее покои переделали под руководством Карло Росси для вел. кн. Николая Павловича и его молодой жены Александры Федоровны. Супруги прожили в этих комнатах 10 лет. После воцарения в 1825 г. имп. Николаем I и супруга переехали в 1826 г. в северо-западный ризалит. А после женитьбы наследника-цесаревича Алесандра Николаевича на принцессе Гессенской (имп. Марии Александровне) они заняли помещения 2-го этажа юго-западного ризалита. Со временем эти комнаты стали именоваться Половиной императрицы Марии Александровны. Сегодня только малая часть из покоев Екатерины II сохранила очертания 1790‑х гг. В 1790‑х гг. апартаменты Екатерины II продолжали занимать восточную часть Зимнего дворца от Иорданской лестницы и до половины наследника Павла Петровича (283 и 290). В 1780-1790-х гг. работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги.
Павел I прожил в Зимнем дворце детство и юность, а получив в подарок от матери Гатчину в середине 1780-х выехал из дворца и вернулся в ноябре 1796 г., став императором. Во дворце Павел прожил 4 года в переделанных покоях Екатерины II. Его большая семья поселилась в своих комнатах в западной части дворца. После воцарения он сразу начал строительство Михайловского замка, использовав все ценное из Зимнего дворца для украшения замка. Личные покои Павла I: Уборная (278), Опочивальня (277), Угловой кабинет (276), Большой кабинет (275), Библиотека (273-274). Все эти покои выходили окнами на Миллионную ул. и Дворцовую пл.
Комнаты на 2-м этаже западного фасада Зимнего дворца, обращенные окнами на Адмиралтейство, между двумя ризалитами, при Павле III предназначались для Екатерины II. В 1763 г. Екатерина II приняла решение переехать в юго-восточный ризалит, а эти комнаты были законсервированы. Со временем подросший цесаревич (Павел I) переселился сюда. Детство Павла прошло в комнатах, расположенных по южному фасаду Зимнего дворца.
Изменились и названия помещений на императорской половине. Генерал‑адъютантская с эркером‑ фонариком (280) стала называться Кавалерской, поскольку при Павле I предназначалась для официальных приемов кавалеров рыцарского Мальтийского ордена, а соседнюю с ней Столовую (281) преобразовали в Тронную, стены которой обтянули желтым бархатом. Тогда же Бренна построил лестницу, соединившую все три этажа юго-восточной части Зимнего дворца.
Личные покои Павла I Личные покои Павла I 273-279 280. Кавалерская (б. Генерал‑адъютантская с эркером‑фонариком)
Личные покои Марии Федоровны Изображена анфилада комнат имп. Марии Фёдоровны в Зимнем дворце. Созданная О. Монферраном отделка помещений была уничтожена пожаром 1837 г. Помещения на 2-м этаже вдоль южного фасада, окна которых расположены справа и слева от главных ворот, еще Павел I отвел своей супруге Марии Федоровне в 1797 г.
Помещения на 2-м этаже вдоль южного фасада, окна которых расположены справа и слева от главных ворот, Павел I отвел своей супруге Марии Федоровне в 1797 г. Во время своего вдовства сумела сформировать "ведомство императрицы Марии Федоровны". Оно занималось призрением, образованием, оказанием медицинской помощи разлиным сословиям. В 1827 г. в покоях сделали ремонт. Её 3-й сын имп. Николай I принял решение о консервации ее покоев. Позднее там сформировалась 1-я запасная половина, состоящая из двух параллельных анфилад. Это была самая большая из дворцовых половин, простиравшаяся по второму этажу от Белого до Александровского зала. В 1839 г. там поселились временные жильцы: старшая дочь Николая I вел. кн. Мария Николаевна и ее муж, герцог Лейхтенбергский. Они прожили там почти 5 лет, до завершения строительства Мариинского дворца в 1844 г.
Александр I. 1801-1825
9 мая 1793 г. в Большой Соборной церкви Спаса Нерукотворного была проведена церемония миропомазания Луизы Марии Августы Баденской, ставшей в православии Елизаветой Петровной (Алексеевной). На следующий день состоялось её обручение с вел. кн. Александром Павловичем. 28 сентября в этом же храме они были обвенчаны. Молодожёны поселились в северо-западном ризалите Зимнего дворца. Интерьеры для них в 1793 г. оформлял арх. И. Е. Старов. Со стороны Невы появилась анфилада комнат Елизаветы Алексеевны. Она включала в себя: Приёмную, 1-ю гостиную, 2-ю гостиную, Опочивальню, Диванную или Зеркальную. С этой анфиладой сообщалась Большая столовая с окнами во дворик. Окнами на Адмиралтейство выходили Уборная Елизаветы Петровны, её Будуар, Камердинерская и Угловой кабинет Александра Павловича. Со стороны Салтыковского подъезда располагались Уборная Александра Павловича и Камер-юнгферская.
За имп. Елизаветой Алексеевной остались личные и парадные комнаты на 2-м этаже северо-западного ризалита, а имп. Александр I вернулся в комнаты своего детства на 2-м этаже западного фасада, выходящие окнами на Адмиралтейство (168-174). Там имп. Александр I прожил до сентября 1825 г. При этом и комнаты в северо-западном ризалите остались за ним. «Детские» комнаты имп. Александра I начинались от Салтыковской лестницы, связывавшей все три этажа Зимнего дворца. Личные покои императора включали: Прихожую в два окна (174); Приемную, или Столовую, выходившую окнами на балкон над Салтыковским подъездом (173); Гостиную, или Учебную комнату (172); Спальню (№ 171) и Библиотеку, перекрытую антресолью (170 северная часть).
При перестройке 1826 г. часть личных комнат Александра I сохранили, придав им мемориальный статус (176-182) В начале ХХ в. в комнатах 2-й запасной половины селили сановников "первого уровня", спасая их от бомб террористов. С начала весны 1905 г. там жил генерал-губернатор Санкт-Петербурга Трепов. Затем с осени 1905 г. - премьер-министр Столыпин с семьей.
Личные покои Александра I к.176-182 Личные покои Елизавета Алексеевна
Николай I. 1825-1855
После воцарения в декабре 1825 г. Николай I сначала жил на два дома. Его семья осталась жить в Аничковом дворце, время от времени наезжая в Зимний дворец на различные дворцовые церемонии. Тогда, в 1825 г., дочери императора Мария, Ольга и Александра жили на 2-м этаже юго‑западного ризалита, в бывших комнатах вел. кн. Анны Павловны. Сам Николай I с супругой Александрой Федоровной размещался в бывших комнатах вел. кн. Михаила Павловича, выходящих окнами на Большой двор. В 1826 г., после кончины имп. Елизаветы Алексеевны, Николаай I перенес свою половину на 2-й этаж северо‑западного ризалита, где ранее жили Александр I и Елизавета Алексеевна. Работы под руководством арх. Василия Петровича Стасова начались в июне 1826 г. - на 2-м этаже ризалита устраивались комнаты для Александры Федоровны, на 3-м этаже - Николая Павловича. Стасов оформил здесь комнаты для Николая I и его младшего брата вел. кн. Михаила Павловича. Комнаты последнего: Передняя (394), Гостиная (395), Угловой кабинет, обитый желтым штофом (396). Только рабочий кабинет имп. находился на 1- этаже. Здесь же стояла его походная раскладная кровать, на которой ему было суждено было скончаться в 1855 г. Пожар 17-19 декабря 1837 г. полностью уничтожил отделку Зимнего дворца. Погибли интерьеры Растрелли, Кваренги, Монферрана, Росси. Восстановительные работы продолжались 2 года. Ими руководили архитекторы В. П. Стасов и А. П. Брюллов. Только некоторые интерьеры, созданные или восстановленные после пожара А. П. Брюлловым, дошли до нас в первоначальном виде. За стеной кабинета находились комнаты дочерей Николая I - Ольги и Александры. Эта небольшая анфилада изящно отделанных помещений и после замужества великих княжон продолжала оставаться княжеской "детской половиной". В 1838-1839 Николай I расширил свои покои на 3-м этаже, оставляя рядом со своими комнатами только Малый кабинет Александры Федоровны (387). В 1850-1860-х гг. Николаем I приказал зафиксировать в акварелях интерьеры Зимнего дворца и Эрмитажа. Они были исполнены в художниками К. А. Ухтомским, Э. П. Гау и Л. Премацци. Единственный зал, отделка которого полностью сохранилась до наших дней, – Малахитовая гостиная.
Личные покои Николая I 393. Секретарская 394. Передняя Михаила Павловича 389. Будуар
390. Зеленый кабинет выходил окнами на Адмиралтейство. Вокруг всей комнаты - полушкафы с книгами. Посредине огромный письменный стол. В простенке между окнами большие малахитовые часы. Мебель из карельской березы, обитая зеленым сафьяном.
391. Уловая Гостиная на 4 окна, обитую голубой материей с золотыми разводами
392. Приемная декорированная малиновым штофом
181. Кабинет Николая I Кабинет представлен в том виде, каком он был при Николае I. Таким он сохранялся до 1920-х гг.
Личные покои Александры Федоровны 1838-1839 - арх. Брюллов А. П.
Имп. Александра Федоровна, поселившаяся в комнатах 2-го этажа северо‑западного ризалита в декабре 1826 г., ежегодно занималась изменением интерьера своих комнат. Отделка интерьеров на половине Александры Федоровны не сохранилась, но их облик донесли до нас акварели. В 1836 г., арх. О. Р. Монферран заново отделал все комнаты имп. Александры Федоровны, оформленные В.П. Стасовым в 1826 г. Все эти интерьеры погибли в пожаре 1837 г. После восстановления Зимнего дворца (1838-1839) половина имп. Александры Федоровны претерпела изменения, включив в себя: парадные залы, личные комнаты и несколько служебных помещений. Отделанная уже в третий раз половина имп. Александры Федоровны начиналась тремя парадными гостиными: Малахитовая гостиная (№ 189), Розовая гостиная (№ 187) и Малиновая гостиная (№ 186). Интерьер всех помещений на половине императрицы, создан в 1838-1839 гг. арх. А. П. Брюлловым. Розовую гостиную императрицы Александры Федоровны создал в 1846-1847 гг. арх. А.И. Штакеншнейдер. Личные комнаты императрицы включали: Кабинет (№ 185), Спальню (№ 184), Уборную (№ 183), Будуар (№ 182), Садик (№ 181), Ванную (№ 670). Располагались они между парадными гостиными и Большой столовой. К служебным помещениям относились: Буфет, Бриллиантовая (№ 177) и Проходная комнаты. Парадная часть 189. Малахитовая гостиная 187. Розовая (Белая) гостиная 186. Малиновая гостиная 155. Арапская столовая 188. Помпейская, или Малая, столовая 17. 179. 961. Большая столовая Личные покои 184. Спальня 183. Уборная 182. Будуар 181. Зимний Садик 670. Ванная 185. Угловой кабинет (Зелёный кабинет) 387. Малый кабинет Александры Федоровны
189. Малахитовый зал (Малахитовая гостиная) Малахитовая гостиная создана арх. Александром Брюлловым после пожара 1837 г. на месте Яшмовой гостиной. Служил парадной гостиной имп. Александры Федоровны. Колонны, пилястры и камины облицованы ярким или нежно-зеленым малахитом. Уникальный малахитовый декор зала, предметы обстановки созданы в технике «русской мозаики». Стену зала украшает аллегорическое изображение Ночи, Дня и Поэзии (А. Виги). Орнаменты наборного паркета как бы повторяют узор потолка, а отделка мрамором стен прекрасно сочетается с позолотой потолка, дверей и капителей колонн. Малиновая драпировка окон и мебели. Самые старые предметы в обстановке зала - это пережившие пожар дворца высокая малахитовая ваза яйцевидной формы и мебель, выполненная по рисункам Огюста де Монферрана. В Малахитовой гостиной с июня по октябрь 1917 г. проходили заседания Временного правительства. Экспозиция представляет изделия декоративно-прикладного искусства ХIХ в.
187. Розовая (Белая) гостиная Розовую гостиную имп. Александры Федоровны создал в 1846-1847 гг. арх. А. И. Штакеншнейдер. Гостиную украшал гарнитур розового дерева в стиле 2-го рококо, декорированный фарфоровыми пластинами. Эти фарфоровые вставки были выполнены на Императорском фарфоровом заводе по рис. Штакеншнейдера. Фарфоровые вставки этажерки и столиков выполнены с изображениями роз, незабудок, васильков, гвоздик. Мебель выполнили мастера фирмы братьев Гамбс. Потолок был украшен лепкой в виде ажурной золоченой сетки, стены задрапированы белой узорчатой тканью, повсюду висели зеркала, в кадках стояли цветущие растения.
185. Угловой кабинет (Зелёный кабинет) Кабинет был создан во второй половине 1820-х гг. по проекту арх. В. П. Стасова. Первоначально интерьер был решён в зелёных тонах и носил название Угловой Зелёный кабинет. Здесь находились "Иоанн" Доменикино и "Святое Семейство" Мурильо. В 1834 г. заменили обивку стен в Угловом кабинете и одновременно поменяли обивку всей мебели в кабинете. После пожара 1837 г. Кабинет был восстановлен. Антонио Медичи расписал купольный потолок. Плафон представлял звёздное небо с двенадцатью танцующими женскими фигурами, символизирующими месяцы года. Спустя несколько лет зелёную обивку стен заменили на малиновую. Это была и рабочая комната Александры Фёдоровны и зал для проведения камерных музыкальных вечеров. По утрам здесь вся семья собиралась для утренней трапезы. После кончины Александры Фёдоровны Кабинет сохранялся как мемориальный, и его обстановка на протяжении нескольких десятилетий оставалась неизменной. В конце ХIХ в. на его месте разместился Кабинет супруги Николая II. В настоящее время в зале № 185 находится экспозиция, посвящённая творчеству знаменитого мебельного мастера Генриха Гамбса.
184. Спальня Спадбню А. П. Брюллов отделал в классицистическом духе, с колоннами из белого искусственного мрамора в альковной части, скульптурным барельефным фризом работы И. Г. Германа и легкой орнаментальной росписью потолка. Спальня была выдержана в синих тонах.
Столовая была расписана по мотивам фресок, раскопанных в Помпеях в Италии.
Ванная изысканная и роскошная Ванная комната, оформленная в мавританском стиле После пожара 1837 г. Ванная комната была восстановлена почти без тзменений.
Интерьеры и декор образца 1840‑х гг. сохранились только в Малахитовой гостиной и Арапской столовой.
181. Зимний сад Александры Федоровны В 1920-е гг. интерьер был значительно переделан. Зимний сад неоднократно подвергался реконструкции, а в 1939 г. был окончательно разобран. В настоящее время в нем располагается экспозиция русской живописи и прикладного искусства XVIII в. ([50*], Mary)
Александр II. 1855-1881
Особые апартаменты дворца предназначались для наследника - цесаревича, будущего имп. Александра II. Эта Анфилада покоев с окнами на Адмиралтейство была создана арх. Кваренги во времена Екатерины II специально для Александра I (тогда вел. кн.). Следуя указанию Николая I, Брюллов сделал все, чтобы воссоздать декор Кваренги в этой половине. А в 1839 г., в связи с предстоящим бракосочетанием наследника с принцессой Гессен-Дармштадтской (имп. Марией Александровной), А. П. Брюллову было поручено оформление новой половины наследника. Эта Анфилада начиналась от Лестницы ее императорского величества (Октябрьской), идущей от Октябрьского подъезда со стороны Дворцовой пл. Брюллов сохранил классически сдержанное и элегантное убранство лестницы, созданное Монферраном до пожара. От лестницы следовала череда роскошно отделанных залов: парадный Белый зал, Гостиные, Спальня, Будуар. Это были личные покои супруги наследника, смыкавшиеся с его собственными комнатами. В середине 1850-х гг. ряд комнат Марии Александровны был заново оформлен арх. А. И. Штакеншнейдером и Ю. А. Боссе. Штакеншнейдер создал самые нарядные помещения для Марии Александровны - Зеленую столовую и Малиновый кабинет. Вся жизнь имп. Марии Александровны прошла в этих апартаментах. Она любила музыку и живопись. Малиновый кабинет, на штофе которого неслучайно были вытканы изображения разных музыкальных инструментов, служил местом домашних концертов. На стенах кабинета висели картины, которые нередко приобретались специально для императрицы, а впоследствии стали ценным достоянием Эрмитажа.
Следуя указанию Николая I, Брюллов сделал все, чтобы воссоздать декор Кваренги в великокняжеской половине. А в 1839 г., в связи с предстоящим бракосочетанием наследника с принцессой Гессен-Дармштадтской (имп. Марией Александровной), А. П. Брюллову было поручено оформление новой половины наследника. Эта Анфилада начиналась от Лестницы ее императорского величества (Октябрьской), идущей от Октябрьского подъезда со стороны Дворцовой пл. Брюллов сохранил классически сдержанное и элегантное убранство лестницы, созданное Монферраном до пожара. От лестницы следовала череда роскошно отделанных залов: парадный Белый зал, Гостиные, Спальня, Будуар. Это были личные покои супруги наследника, смыкавшиеся с его собственными комнатами. В середине 1850-х гг. ряд комнат Марии Александровны был заново оформлен арх. А. И. Штакеншнейдером и Ю. А. Боссе. Штакеншнейдер создал самые нарядные помещения для Марии Александровны - Зеленую столовую и Малиновый кабинет. Вся жизнь имп. Марии Александровны прошла в этих апартаментах. Она любила музыку и живопись. Малиновый кабинет, на штофе которого неслучайно были вытканы изображения разных музыкальных инструментов, служил местом домашних концертов. На стенах кабинета висели картины, которые нередко приобретались специально для императрицы, а впоследствии стали ценным достоянием Эрмитажа.
К бракосочетанию цесаревича Александра Николаевича и вел. кн.и Марии Александровны в 1841 г. на 2-м этаже юго-западной части Зимнего дворца была создана новая Половина наследника. Жилые апартаменты молодой супружеской четы, созданные по проекту А.П. Брюллова, отличались простотой и изысканностью. Окончательно отделанные к свадьбе в 1841 г. апартаменты получили название Новая половина наследника. Располагались в юго-западном ризалите Зимнего дворца
Личные покои Александра II
Большой кабинет Большой кабинет Александра I находился в северо-западной части Зимнего дворца. После смерти императора этот кабинет сохранялся как мемориальный.
Личные покои Марии Александровны парадный Белый зал, Гостиные, Спальня, Будуар - Брюллов А. П. Жилые апартаменты Марии Александровны созданы по проекту А.П. Брюллова. Состояли из Уборной (168), Ванной (945), продолжавших линию комнат Александра Николаевича, Спальной (307), Будуара (306), Малинового кабинета (305), Золотой гостиной (304), Зелёной столовой (308) и парадного Белого зала ( 289). В начале 1850-х гг. в комнатах был произведён небольшой ремонт под руководством арх. А. И. Штакеншнейдера.
289. Белый зал
189. Белый зал 1841 - Брюллов А. П. Белый зал создан А. П. Брюлловым к свадьбе будущего имп. Александра II в 1939 (1841) г. на месте трёх гостиных.
304. Золотая гостиная 1838-1841 - Брюллов А. П 1853 - Шрейбер В. А. по рисункам Штакеншнейдера А. И. Личная гостиная Марии Александровны. Интерьер парадной гостиной создан А. П. Брюлловым в 1838-1841 гг. для вел. кн., а впоследствии и имп. Марии Александровны после пожара 1837 г. Низкий сводчатый потолок украшает золоченый лепной орнамент. Первоначально стены, облицованные белым стюком, были декорированы растительным золоченым узором. Золотая гостиная была заново оформлена в 1853 г. арх. В. А. Шрейбером по рисункам А. И. Штакеншнейдера. При этом стены, облицованные первоначально белым искусственным мрамором, на который были нанесены золотые узоры, сплошь покрыли позолотой.Убранство интерьера дополняют мраморный камин с яшмовыми колоннами, украшенный барельефом и мозаичной картиной (Э. Модерни), вызолоченные двери и великолепный паркет. Лишь сама планировка зала и рисунок дверей дошли до нас в прежнем виде. После убийства 1 марта 1881 г. Александра II, именно здесь, в окружении членов Государственного Совета, новый русский имп. Александр III решал судьбу Российской конституции и реформ. Здесь экспонируются камеи, с которых началась коллекция Екатерины Великой. В пирамидальных витринах выставлены французские и итальянские камеи. На камине картина с видом античного города Пестума. Это мозаика, выполненная из маленьких кусочков непрозрачного стекла - смальты.
306. Будуар 1838-1839 - Брюллов А. П. 1853 - Боссе Г. А. - переделка Будуар создан А. П. Брюлловым после пожара 1837 г. Одна из любимых комнат Марии Александровны и её семьи. Интерьер комнаты был решён в холодных тонах. Стены обтянуты шёлком с синими узорами на светлом фоне, такой же тканью обита мебель, созданная в мастерской знаменитого мастера Гамбса. Будуар, как и другие помещения на половине цесаревны, украшали картины, которые на время приносили из залов Эрмитажа, а потом заменяли другими. Нередко в Будуаре Мария Александровна устраивала поэтические вечера, на которые собирались известные литераторы. Здесь бывали П.А. Вяземский, А.К. Толстой, Ф.И. Тютчев и, конечно же, учитель цесаревны В.А. Жуковский Переделан в 1853 г. по проекту Гаральда Боссе. Заменен цвет обивки на гранатовый. Прежний цилиндрический свод заменен плоским потолком, декорированным золочеными узорами, по периметру украшенный фигурками путти, а в центре - зеркалом в декоративной раме. На месте строгой полуциркульной ниши Боссе создал прямоугольный альков, обрамлённый аркой сложной формы, которую декорируют фигуры кариатид. Комната стилизована в стиле 2-го рококо с обилием резных золочёных орнаментов, зеркал и живописных вставок. Альков (на месте нпрежней ниши) отделен ступенькой и низкой фигурной решёткой. Гранатового оттенка штоф для отделки панно на стенах, обивки мебели, для драпировок на окнах и дверях был заказан во Франции на фабрике Картье. Убранство Будуара дошло до наших дней. В 1960-е гг. драпировка стен была заменена аутентичной, созданной по прежним технологиям. На одной из стен Будуара оставлен фрагмент подлинной гранатовой брокатели (шёлковой ткани с металлической нитью), которая была заказана в середине ХIХ в. на парижской фабрике Картье. Сохранилось скульптурное убранство интерьера, лепной золоченый декор, а также расположенные над дверями живописные десюдепорты с изображениями богини Венеры.
- Штакеншнейдер А. И.
305. Малиновый кабинет 1838-1839 - Брюллов А. П. - Штакеншнейдер А. И. Золотая гостиная, Малиновая гостиная, будуар, спальня и ванная комната, созданные для императорской семьи в 1838 г. по проекту А. Брюллова. Интерьер Малинового кабинета был создан арх. А. И. Штакеншнейдером. Стены затянуты штофом малинового цвета. В отделку интерьера включены медальоны с нотами и музыкальными инструментами, атрибуты искусств в лепнине и росписях. В зале экспонируются предметы прикладного искусства, мейсенский фарфор, посуда и фигурки по модели И. И. Кендлера. В Малиновом кабинете хранится резной золоченый рояль XIX в. с росписью Э. К. Липгарта. Малиновая гостиная, имевшая во времена Брюллова сводчатый потолок, украшенный росписью, была перестроена в 60-е годы по проекту и под руководством Штакеншнейдера архитектором Г. А. Боссе. Картины над дверьми («десюдепорты») исполнены художником Неффом.
Спальня Ванная комната 1838-1839 - Брюллов А. П. Спальня и ванная комната созданы 1838 г. по проекту А. Брюллова. Залы подверглись переделке. Ванная сохранила первоначальную отделку потолка.
Александр III. 1881-1894
После убийства террористами Александра II имп. Александр III перенес свою резиденцию в Гатчину. С этого момента в Зимнем дворце проводились лишь особо торжественные церемонии. Александр III из Аничкова дворца в 1881 г. с семьей переехал в Гатчинский дворец, который, наряду с Аничковым, стал постоянной жилой резиденцией императорской семьи. Зимний дворец продолжал оставаться главной императорской резиденцией. В 1887 г. Александр III выразил желание устроить в Зимнем дворце Собственную половину, где он мог бы останавливаться во время приездов. По традиции дети не трогали половин своих умерших родителей. Половиной Александра III стали бывшие комнаты его младшего брата вел. кн. Алексея Александровича.
Личные покои Александра III
К 1888 г. половина имп. Александра III в Зимнем дворце включала следующие покои: Передняя, 1-я Проходная, 2-я Проходная, 3-я Проходная, Уборная Е.В., Уборная и Ванная, Кабинет, Гостиная угловая, 2-я Гостиная, Библиотека, Гардероб, 2 проходные комнаты, Дежурная и Буфет. Всего 15 комнат. Все эти комнаты располагались на 3-м этаже северо-западного ризалита дворца, большая часть выходила окнами на Неву.
Александр III из Аничкова дворца в 1881 г. с семьей переехал в Гатчинский дворец, который, наряду с Аничковым, стал постоянной жилой резиденцией императорской семьи. Зимний дворец продолжал оставаться главной императорской резиденцией. В 1887 г. Александр III выразил желание устроить в Зимнем дворце Собственную половину, где он мог бы останавливаться во время приездов. По традиции дети не трогали половин своих умерших родителей. Половиной Александра III стали бывшие комнаты его младшего брата вел. кн. Алексея Александровича. К 1888 г. половина имп. Александра III в Зимнем дворце включала в себя: Передняя, 1-я Проходная, 2-я Проходная, 3-я Проходная, Уборная Е.В., Уборная и Ванная, Кабинет, Гостиная угловая, 2-я Гостиная, Библиотека, Гардероб, 2 проходные комнаты за гардеробом, Дежурная и Буфет. Всего 15 комнат.
Передняя 1-я, 2-я, 3-я Проходная комнаты Уборная императора Уборная и Ванная императрицы Кабинет Гостиная угловая 2-я Гостиная Библиотека Гардероб 2 проходные комнаты Дежурная Буфет
Личные покои Марии Федоровны
На 2-м этаже северо-западного ризалитв, в комната имп. Александры Федоровны, устроили половину имп. Марии Федоровны. Имп. бывала там тольо во время официальных мероприятий, поэтому перестроек здесь не проводилось.
С вступлением на престол Николая II в 1894 г. императорская семья вернулась во дворец.
Личные покои Николая II Апартаменты последнего имп. располагались на 2-м этаже напротив здания Адмиралтейства. Следующие за Малахитовым залом комнаты использовались в качестве жилых Николаем I. Комнаты Николая II, выдержанные в аристократических темных тонах, включали: Адьютантскую, Бильярдную, Бибилиотеку. 1-ю и 2-ю проходные комнаты, Кабинет и Уборную с бассейном. Снезначительными потерями сейчас существует Готическая библиотека и Малая столовая.
Адьютантская 177. Бильярдная 1-я и 2-я проходные комнаты Уборная с бассейном
Малая столовая была соединяющим звеном между покоями императора и императрицы.
188. Малая столовая (Белая столовая) В 1895 г. после свадьбы цесаревича вел. кн. Николая Александровича (Николая II) в северо-западном ризалите была устроена половина для молодой царской четы. В помещениях, где во 2-й трети ХIХ в. находились Садик и Будуар имп. Александры Фёдоровны, супруги имп. Николая I (181 и 182), разместился Кабинет имп. Николая II.
181. Кабинет Отделка Кабинета не сохранилась, но существуют фотографии К. К. Кубеша 1917 г. Интерьер выполнен в готическом стиле. Арх. А. Ф. Красовский сохранил арочные проёмы, соединяющие два помещения, заменил прежние цилиндрические своды плоскими потолками с выступающими деревянными балками. Кабинет был отделан дубом, обработнным под старину. Камин, размещавшийся в простенке между двумя арками, был композиционной доминантой интерьера. Он пострадал во время революционных событий 1917 г., затем был восстановлен и вошёл в состав экспозиции так называемых Исторических комнат, просуществовавшей до 1926 г.. В настоящее время в залах располагается постоянная экспозиция «Художественное убранство русского интерьера ХIХ века».
182. Библиотека Николая II На столе - скульптурный фарфоровый портрет последнего русского императора Николая II
1 августа 1926 г. личные комнаты Александра II и Николая II были закрыты и отведены для устройства в них выставочных зал Отдела Востока Эрмитажа. Личные покои Александры Федоровны
Включала комнаты, отделанные в неоклассическом стиле Людовика XVI: 1-я (187) и 2-я (188) (Серебряная) гостиные, Спальня (184), Уборная (183) (Будуар) и Угловой кабинет (185).
Малахитовый зал 183. Уборная (Будуар) 184. Спальня 185. Угловой кабинет 186. Серебряная гостиная 187. 1-я Гостиная 188. 2-я Гостиная (Серебряная)
185. Кабинет Кабинет Александры Фёдоровны занимал угловой Кабинет, расположенный в помещении бывших покоев супруги имп. Николая I. Отделка комнаты была выполнена по проекту арх. А. Ф. Красовского в стиле 2-го рококо. Общий колорит интерьера строился на мягких пастельных тонах: затянутые жёлтым шёлком стены сочетались с переливами жёлтого, голубого и розового тонов в обивке мебели. Главным декоративным акцентом комнаты был камин с порталом белого мрамора, над которым размещалось высокое зеркало в резной позолоченной раме сложной формы. Стены украшали портреты членов императорской семьи. Кабинет выполнял и функцию 3-й гостиной и являлся одним из любимых мест проведения семейного досуга. В ходе революционных событий убранству Кабинета был нанесён урон, но затем интерьер восстановили и включили в состав экспозиции Исторических комнат, рассказывавших о жизни последней русской императорской четы. В 1926 г. жилые покои были переданы Эрмитажу для устройства в них выставочных залов. Отделка Кабинета была уничтожена. В настоящее время в кабинете № 185 развёрнута экспозиция, посвящённая творчеству знаменитого петербургского мебельного мастера Генриха Гамбса.
Малахитовый зал парадная гостиная, входившая в состав личных покоев Александры Фёдоровны. Малахитовый зал открывал личную анфиладу имп. Александры Федоровны
(публикация
28* - Историчеякая панорама СПб и окрестностей. Ч.10. Зимний дворец. М. Изд. Т-ва Образование. 1913.
0 комментариев
16926 просмотров Добавил: Mary, 4 Марта 2020, 20:09
Редактировано: 22 Мая 2021, 10:20
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house31243.html' target='_blank'>Зимний дворец . Личные покои - Эрмитаж . Зимний дворец (продолжение 2) на Citywalls.ru</a>
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32221
Готовится: 75
Улицы: 2704
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14283
Всего сегодня: 3433
|