образуют единый уникальный дворцово-музейный комплекс
1-я мировая война
С 1904 г. Зимний дворец перестал быть официальной императорской резиденцией, оставаясь местом приемов и торжественных церемоний. Царской резиденцией стал Александровский дворец в Царском Селе. В середине октября 1915 г. в его пустующих залах был устроен госпиталь им. цесаревича Алексея Николаевича, который просуществовал до ноября 1917 г. Залы Невской и Большой анфилад, а также Пикетный и Александровский были отведены под госпитальные палаты. Половину Фельдмаршальского зала превратили в перевязочную. В Гербовом зале оборудовали операционную. Петровский зал стал помещением для дежурных врачей; на хорах Николаевского зала и Аванзала разместили санитаров, а в жилых апартаментах - сестер милосердия. В Галерее 1812 года хранилось белье и предметы, необходимые для обслуживания раненых. Вестибюль Главной лестницы заняла столовая. На ее площадках разместили канцелярию, кабинет главного врача, приемную, лабораторию и рентгеновский кабинет.
"По воле Гос. Имп. свободные помещения Зимнего дворца отведены и приспособлены под лазарет - по своим размерам и техническому и санитарному оборудованию 1-й лазарет в России. Раненые воины поступают во Дворец с наб. Невы с Иорданского подъезда. Частьвестибюля этого подъезда приспособленп под приемную и сортировочную. Отсюда раненные и больные направляются в Посольский подъезд, где устроены ванны. Затем по главной Иорданской лестнице - в верхние помещения. Для тяжело раненных имеются подъемные машины. Остальная часть Ирданского вестибюля превращена в огромную столовую. Лазарет устроен в аванзале. В Николаевском зале и прилегающей к нему Восточной галерее. Затем в Фельдмаршалском, Петровском, Гербовом залах, Пешем пикете, Галерее 1812 года и Александровском зале. В Колонном зале устроена операционная, В Помпейском садике - ванны. Все картины, ценности большей частью оставлены на своих местах и затянуты лишь белым полотном. Со стен сняты лишь золотые и серебряные блюда. Фигуры в подъезде и ценные картины закрыты деревянными щитами. Полы и мраморные стены покрыты линолеумом. Старшим врачом лазарета состоит доктор Рутковский. Лазарет обслуживают 10 врачей, 60 сестер милосердия и 180 санитаров. Лазарет расчитан на 1 000 раненых и больных воинов. Все работы по приспособлению Царских залов и покоев под лазарет произведены за счет Дворцового ведомства. Оборудование же лазарета мебелью, медикаментами, тнстументами произведено на средства управления северного района Красного Креста". (Нива. 1915. N45 С. 816., Mary) Война 1914 г. прервала нормальную жизнь музея.
Наиболее ценная часть предметов из галереи драгоценностей музея была уложена в девять сундуков и эвакуирована в Москву для хранения в Оружейной палате. Об эвакуации Эрмитажа задумались уже с началом Первой мировой воны в 1914 г. Была эвакуирована и часть коллекционных императорских вин. Тогда под зданием Нового Эрмитажа располагались огромные винные склады. Первая эвакуация проходила в 1812 г. Тогда коллекции были эвакуированы баржами по Неве на север.
Госпитальная палата в Гербовом зале. 1915-1917. [26*]
Раненые в Фельдмаршальском зале. 1915. (babs)
Лазарет им. цесаревича Алексея Николаевича. Николаевский зал. 1915. (Нива. 1915. N45 С.820.)
Койки для раненых в восточной галерее. 1915.
Сестры милосердия Кауфманской общины на Иорданской лестнице. 1915. ([7*].С.31.)
Белый зал. Охрана Керенского. 1917.
Революционные солдаты в Зимнем дворце. 1917.
Помещение Женского батальона в Зимн.дворце. 1917. [43*]
Кабинет Керенского после его бегства 25 октября 1917.
Готический зал после взятия его большевиками. 1917.
Возвращение Эрмитажных коллекций. 1920.
Галереи Растрелли. Антресоли. 1926. [25*]
Расчистка галереи Растрелли. 1926. [25*]
Афиша Эрмитажа. 1920-е гг. ([7*].С.32.)
Ленинград. Путеводитель. 1931 г. (добавил peterburzhets)
Ленинград. Путеводитель. 1931 г. (добавил peterburzhets)
1917
В дни Февральской революции 1917 г. имп. Николай II находился в Могилеве, в Ставке главнокомандующего. Поздним вечером 2 (15) марта 1917 г. на станции Дно близ Пскова в поезде, который не смог пройти к Петрограду, Николай II подписал акт об отречении за себя и сына в пользу своего брата - вел. кн. Михаила Александровича, который тоже отказался от трона. В тот же день было образовано Временное правительство.Председателем Совета министров стал князь Г. Е. Львов. 7 (20) марта Временное правительство приняло решение об аресте императора и императрицы. 9 (22) марта Николай II был препровожден в Царское Село. Там уже были взяты под домашний арест члены его семьи.
В февральские дни 1917 г. дворец остался нетронутым. Сотрудники Эрмитажа восприняли Февральскую революцию спокойно, сразу сделав заявление о принятии новой власти. В марте 1917 г. на общем собрании было решено работу в музее продолжать в полном объеме. Эрмитаж закрыли. Но хранители и служители во главе с директором несли круглосуточные дежурства, своей охраны у музея не было. Сразу после революции в Эрмитаж в качестве наружной охраны был отправлен 2-й запасной Саперный батальон.
В это время была сделана попытка разместить во дворце штаб командующего войсками округа, но администрация дворца категорически воспротивилась. Штаб разместился в Адмиралтействе.
В начале июля 1917, когда Керенский занял место председателя Совета министров, заседания были перенесены в Зимний дворец, в Малахитовую гостиную. С 11 июля во дворце разместились различные организации и учреждения Временного правительства и ряд частных лиц. В Зимний дворец была введена значительная воинская охрана. Керенский занял лично для себя комнаты Александра III (3 этаж, угол на Неву и на Адмиралтейство). Канцелярия его поместилась в комнатах Александра II. Комнаты Николая II были также предназначены для нужд Временного правительства. (В библиотеке Николая II Керенский принимал доклады).
В начале августа 1917 г. по решению Временного правительства Николай II и его семья были сосланы в Тобольск. Правительство объявило о национализации царских дворцов. Образованная в июле 1917 г. Художественная комиссия по приемке движимого имущества Петербургских дворцов уже 7 августа 1917 г. указывала, что "пребывание воинских частей в исторических покоях Зимнего дворца может иметь самые гибельные последствия". Воинская охрана разместилась в Золотой гостиной и в целом ряде других парадных комнат, а также во внутренних коридорах. Залы были переполнены железными кроватями, соломенными тюфяками и представляли весьма унылый вид (из записей Комиссии). Из журнала Комиссии - "значительное количество комнат дворца обслуживает в настоящее время потребности членов Временного правительства, а также всевозможные общественные организации; здесь же находятся лазарет и охраняющие дворец воинские части". Комиссия уже тогда обнаружила повреждения и утрату многих вещей. Обнаружены и "попытки представителей дворцового караула проникнуть в запертые помещения дворца, где хранились драгоценности".
В сентябре 1917 г. обстановка в городе была напряженной. После взятия немцами Риги, Временное правительство приняло решение об эвакуации всех художественных собраний Петрограда в Москву, в Кремль. 15 сентября в Москву ушел 1-й эшелон. Руководил эвакуацией директор Эрмитажа Дмитрий Толстой.
Хранители и служители музея занимались упаковкой. Для всех сотрудников Эрмитажа эвакуация была тяжелым потрясением. Тогда возникла идея - снимать картины, оставляя на стене рамы. В пустом окне вписывался инвентарный номер картины, чтобы при реэвакуации можно было в кратчайшие сроки восстановить экспозицию. Этот опыт использовали при эвакуации Эрмитажа во время Великой Отечественной войны. Для эвакуации в Москву была запланирована отправка трех эшелонов. Первые два поезда ушли благополучно. Этими эшелонами были эвакуированы и художественные собрания Русского музея, Академии художеств, крупных частных собраний из Строгановского, Шуваловского дворцов. В Москве экспонаты были распределены: в Кремле, в Оружейной палате, Историческом музее. Третий эшелон должен был уйти 25 октября. Но началось Октябрьское вооруженное восстание. Большевики задержали поезд - нераспакованные вещи в ящиках остались в Эрмитаже. предназначавшаяся же отправка вещей, назначенная на 27 октября 1917 г. хотя и не осуществилась, но вещи из комнат Николая II были своевременно убраны в ящики, "в виду объявленного Временным правительством намерения немедленно же занять аппартаменты б. царской семьи".
Октябрьский переворот
К осени 1917 г. положение в стране ухудшилось. В ночь на 25 октября (7 ноября) в Петрограде произошла смена власти: Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) во главе с В. И. Ульяновым (Лениным) взяла под свой контроль главные объекты города - телеграфное агентство, вокзалы, главную электростанцию, продовольственные склады, государственный банк и телефонную станцию.
Но Зимний дворец оставался убежищем Временного правительства. В ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) дворец окружили революционные отряды рабочих, матросы, солдаты.Министры Временного правительства были арестованы в Малой столовой Зимнего дворца и отправлены в Петропавловскую крепость. А. Ф. Керенский покинул дворец накануне.
В Октябрьскую ночь революционный караул стал и у дверей Эрмитажа. Эрмитажа эти события не коснулись, т.к. музей и в предшествующие дни был совершенно изолирован от дворца. Сразу же после взятия Зимнего дворца в Эрмитаж для охраны был послан вооруженный отряд.
Отличаясь нетерпимостью ко всему, что связано с царями, большевики проявили заботу о сохранении дворцового имущества. По инициативе В. И. Ленина при Народном комиссариате по просвещению был организован Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины; к работе были привлечены специалисты. 30 октября (12 ноября) 1917 г. народный комиссар просвещения в Советском правительстве А. В. Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. В январе 1918 г. была образована Комиссия по охране (учету и регистрации) памятников искусства и старины, поместившаяся в Зимнем Дворце.
В 1918 г. Эрмитажу были переданы: Аполлонов зал, Ламотов павильон и часть VII запасной половины дворца. Весной 1919 г. в петроградских газетах появились объявления об открытии в Эрмитаже выставок вновь поступивших вещей и коллекций, не вывезенных в Москву. В 1922 г. Зимний дворец полностью был передан Эрмитажу.
11 января 1920 г. в Зимнем дворце открылся Музей Октябрьской революции, созданный по решению Петроградского совета. Часть помещений дворца предоставлена была вновь возникшему Музею (Аван-зал, Николаевский, Концертный залы и Ротонда, все помещения Александра III и часть помещений в 1 этаже IV и V запасных половин). В нем были представлены материалы по истории освободительного движения в России и революционных событий 1917 г. До начала Великой Отечественной войны Зимний дворец совмещал функции музея Октябрьской революции и музея художественно-исторического.
После заключения мира с Финляндией было принято решение о возвращении коллекции из Москвы. В ноябре 1920 г. все коллекции вернулись в Эрмитаж. Реэвакуаци я проходила ночью. На всем пути следования грузовиков от Кремля до Николаевского вокзала в Москве было поставлено оцепление. Грузовики шли по четыре в колонне. В Петрограде ящики ждали: весь персонал Эрмитажа собрался у подъезда с атлантами. По специальным настилам втаскивали ящики на 2-й этаж. За неделю была восстановлена экспозиция Рембрандта. Собрание Рембрандта до 1930-х было самым большим в мире. В 1921 г. для посетителей открылись залы Картинной галереи, а через год и другие экспозиций. Посетители входили в музей со стороны Нового Эрмитажа, через портик с атлантами. Первые 5 лет после революции вход в музей был бесплатным.
За время с 1918 по 1922 г. в Зимнем дворце помещались следующие организации и учреждения: приемный пункт для военнопленных старой армии (столовая на главном дворе, врачебная амбулатория), съезд делегатов от комитета бедноты Сев. области (на I зап. половине), женский съезд работниц Северной области (на I зап. половине), общежитие детских колоний, дошкольного возраста (фрейлинские помещения в 3-м этаже), штаб по устройству торжеств октябрьских, первомайских и др. (V зап. пол.), художественная комиссия, преобразованная в отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, выставка отдела Наробраза (Иорданская лестница, часть парадных зал) и выставка “произведений искусства” (I зап. половина и Георгиевский зал), концерты и спектакли (Гербовый зал и прилегающие к нему), иллюзион (кинематограф) (Николаевский зал), склады детских колоний Детского Села и склады колоний дошкольного возраста (конюшни и гараж), детская столовая и клуб (б. квартира обер-гофмаршала), в Николаевском зале, когда прекратились в нем кинематографические спектакли, устраивались митинги и партийные собрания центрального гор. района.
В 1922 г. были восстановлены комнаты Александра II и Николая II, куда допускалась публика. 1 августа 1926 г. личные комнаты Александра II и Николая II были закрыты и отведены для устройства в них выставочных зал Отдела Востока Эрмитажа. В 1925 г. были восстановлены комнаты Николая I в 1 этаже, открытые для обозрения до настоящего времени.
В 1922 г. был заключен договор между Эрмитажем и московскими музеями об обмене коллекциями. Москва, став столицей, хотела создать музей соответствующего уровня. 28 ноября 1927 г. было подписано окончательное соглашение, по которому в Москву передавалось около 500 картин. В центральный Музей старой западной живописи были переданы: "Турок", "Портрет старушки" Рембрандта; "Тайная вечеря", "Мадонна", "Святой Франциск", "Портрет инфанта Фердинанда" Рубенса; "Портрет Воувера", "Портрет Антония Триста" Ван Дейка; "Голова мальчика" Халса; "Похищение Европы" Лоррена; "Великодушие Сципиона" Пуссена. В начале 1930-х гг. были переданы еще около 70-ти картин.
В 1920-1930-х гг. коллекция Эрмитажа пополнялись за счет национализированных частных коллекций. Поступали вещи из дворцов петербургской знати - Юсуповского, Строгановского, Шереметевского; из Общества поощрения художеств, из Археологического общества, собрания Академии художеств.
Распродажа
19 .09.1918 Совет народных Комиссаров принял декрет о запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины. Но вопреки декрету Правительство СССР, испытывая недостаток валюты при покупки техники и строительстве заводов, принимает решение выставить на рынок для продажи музейные коллекции. Вскоре было создано специальное агентство под названием "Антиквариат". Через него за рубеж ушли знаменитые работы. Ценные вещи из Эрмитажа отправляли на европейские аукционы. 48 (59) шедевров мирового значения, 350 полотен высокой художественной ценности, 2880 произведений в целом было распродано из Эрмитажа в период 1929-1934 гг. Среди них: "Благовещение" Яна ван Эйка (Национальной галереи искусства. Вашингтон), "Поклонение волхвов" Боттичелли, "Мадонна Альба" и "Святой Георгий" Рафаэля, "Венера с зеркалом" Тициана, а так же произведения Перуджино, Веронезе, Антониса ван Дейка, Франса Халса, Рембрандта, Веласкеса. Часто шедевры продавались за символическую цену. Первым покупателем стал иранский нефтедобытчик Галуст Гюльбенкян. Он подружился с руководителями государства, и хотел купить "Юдифь" Джорджоне, "Возвращение блудного сына" Рембрандта и "Персей и Андромеда" Рубенса. Та сделка не состоялась. Вскоре иранский магнат приобрёл 51 эрмитажный экспонат за 278 900 фунтов. Большинство проданных тогда работ сегодня хранятся в Лиссабоне в музее Гюльбенкяна. Американский банкир и коллекционер Эндрю Меллон в апреле 1931 г. выкупил 21 работу за 6 654 053 доллара. После войны они стоили сто миллионов долларов. Ныне полотна находятся в коллекции Национальной галереи искусства в Вашингтоне. Затем Внешторг организовал несколько распродаж в Берлине и Лейпциге. Там за бесценок ушли 256 шедевров мировой живописи. Среди них - творения Рубенса, Рембрандта, Фальконе, Кранаха Старшего. Лишь в 1934 г. Политбюро распорядилось составить список шедевров Эрмитажа, не подлежащих продаже, а деятельность "Антиквариата" была признана неудачной. Сегодня многие произведения из собрания Эрмитажа хранятся в музеях США, Европы и Австралии. "Поклонение волхвов". Сандро Боттичелли (1931) (Национальная галерея искусств. Вашингтон) "Диана". Гудон "Распяти". Чима да Конельяно "Поклонения волхвов". Боттичелли "Мадонны Альба" Рафаэль Санти (Национальная галерея искусств. Вашингтон) В 1836 Николай I приобрел ее
В течение столетия "Мадонна Альба" считалась главным экспонатом музея. "Святой Георгий и дракон". Рафаэль Санти (Национальная галерея искусств. Вашингтон)
в Россию попала в 1772 г. благодаря приобретению Екатериной II коллекции Кроза "Венеры с зеркалом". Тициан (Национальная галерея искусств. Вашингтон) в 1850 г. приобретена Николаем I Диптих "Распятие" и "Cтрашный суд". Ян ван Эйк (Метрополитен-музеем. Нью-Йорк) "Благовещение" Дирк Баутс (музей. Лиссабон) "Портрет Елены Фурман". Питер Пауль Рубенс (музей Гюльбенкяна. Лиссабон) "Пир Клеопатры". Джованни Баттиста Тьеполо (Национальная галерея Виктории. Мельбурн)
Начиная с 1932 г. сотни картин и памятников прикладного искусства передавались из Эрмитажа в картинные галереи и музеи союзных республик и разных городов России.
По проекту арх. А. В. Сивкова с 1926 г. началась реконструкция многочисленных служебных помещений Зимнего дворца. Разобрали антресольные этажи в галереях, ряд внутренних лестниц, кухонь, комнат прислуги. Так Растреллиевская галерея, соединяющей Иорданскую лестницу с Комендантским подъездом была освобождена от поздних антресолей. На 3 этаже было сделано 17 залов вместо 64 фрейлинских комнат. Кроме того на фасаде сняты балконы и оба фонаря над двумя подъездами, выходящими на площадь (в первоначальном проекте Растрелли их не было). В процессе этих работ заменялись каменные полы 1-го этажа Зимнего дворца, реставрировались и заново выполнялись художественные паркеты парадных зал, закладывались старые и пробивались новые дверные проемы для упорядочения потока посетителей музея. Вновь построенный переход соединил Новый Эрмитаж с Зимним дворцом. Он связал античные залы с коридором Ламотова павильона, из которого лестницы вели в манеж и конюшню, превращенные в обширные залы, занятые ныне музейными кладовыми. Кухня, расположенная под Тронным залом, была перестроена, и новое помещение стало большим экспозиционным залом. Все реконструкционные работы проводились Отделом главного архитектора Эрмитажа под руководством А. В. Сивкова.
Сектор музыкальной культуры был ликвидирован, и собрание музыкальных инструментов возвратилось в Институт истории и теории музыки (в бывшее здание Института искусства). Прекратились и популярные концерты старинной музыки, проводившиеся в Эрмитажном театре. В апреле 1941 г. был образован Отдел истории русской культуры. В фонд нового отдела вошло собрание исторического отдела Государственного музея этнографии народов СССР, среди них предметы из бывшей Галереи Петра Великого, которые в свое время находились в Эрмитаже, коллекция приборов и инструментов XVII-XIX вв. (более 1200), полученная из Института истории техники Академии наук СССР.
Многие картины русских художников в 1898 г. были переданы в Русский музей.
В 1939 г. был торжественно отмечен 175-летний юбилей Эрмитажа. В Министерском коридоре Зимнего дворца была развернута большая выставка по истории музея. На выставке была показана и научно-просветительная работа Эрмитажа: школьные кружки, выездные лекции, «культпоходы» в промышленные предприятия, в совхозы и в военные организации.
Эвакуация Эрмитажа. Л.А. Ранчевская, эск.картины
Все картины увезены, вазы и торшеры развинчены и лежат внизу. [42*]
Первая блокадная зима. Шатровый зал. 1941. [42*]
От подъекда Эрмитажа отходят машины. [42*]
Эвакуация отшумела, началась жизнь на крышах. [42*]
Снаряд ударил в портик с гранитными атлантами. [42*]
Пожар Американских гор. рис. А.С. Никольского 1941. [42*]
С началом Второй мировой войны началась эвакуация коллекций Эрмитажа. Упаковка экспонатов началась 23 июня 1941 г. Подготовка к эвакуации началась еще в 1939 г., после начала Второй мировой войны. Эрмитажу было отведено отдельное здание, где все это время заготавливали ящики и хранили упаковочный материал. Ящики готовились для определенных экспонатов, и в них находился список предметов, предназначенных для упаковки в каждом ящике, со всеми необходимыми данными и упаковочными материалами. Это позволяло эвакуировать экспонаты в очень короткий срок и обеспечить их сохранность при транспортировке. Упаковкой шедевров занимался весь коллектив музея, помогали добровольцы, солдаты и курсанты ленинградских училищ. Упаковка производилась круглые сутки, и зрительный зал Эрмитажного театра служил местом отдыха и сна. Директором Эрмитажа был академик И. А. Орбели, который и руководил всеми работами по эвакуации.
1-й эшелон специального назначения состоял из двадцати двух товарных вагонов, пассажирского вагона для музейных работников, сопровождающих эрмитажные ценности, и еще одного вагона для бойцов военной охраны. В середине и хвосте железнодорожного состава на открытых платформах стояли зенитные орудия и пулеметы с поднятыми вверх стволами. Два паровоза тянули эшелон специального назначения. Впереди, проверяя путь, мчался третий, "контрольный" паровоз. В 22 багажных вагонах разместилось около 500 тыс. экспонатов (предметы из экспозиции). Бронированный вагон вместил сверхшедевры и сверхсокровища Эрмитажа. Остальные сокровища музея разместились в четырехосных пульманах. Их сопровождали 16 сотрудников во главе с хранителем картинной галереи Владимиром Левинсоном-Лессингом. Он один знал место назначения эшелона - Свердловск. Левинсон-Лессинг и стал директором филиала Эрмитажа в Свердловске. Первый железнодорожный эшелон отошел рано утром 30 июня. Уже 6 (9) июля он прибыл в Свердловск. 1 118 тяжелых ящика (полмиллиона вещей) размесили в Картинной галерее, костёле и в подвалах особняка Ипатьева.
Но в Эрмитаже оставалось еще свыше миллиона единиц музейного хранения, составлявших его запасные фонды. В так называемых "запасниках" хранилось множество первоклассных произведений искусства, редчайших памятников мировой культуры. 2-й эшелон отбыл из Ленинграда 20 (23) июля, в 23 вагонах он увозил 1422 ящика, в которых было упаковано более 700 тыс. экспонатов. С ним также уехали 16 сотрудников Эрмитажа. В первые дни войны Эрмитажем для хранения и эвакуации были приняты ценнейшие рукописи архива Академии наук СССР, в частности Ломоносова и Кеплера, рукописи Пушкина из музея Института русской литературы, самородки золота из Горного музея, портреты астрономов Пулковской обсерватории.
3-й эшелон отправить не успели, кольцо блокады замкнулось. Подготовка 3-го эшелона была самой тяжелой. На 2 первых эшелона было израсходовано 50 т стружки, 3 т ваты, 16 км клеенки, и к августу все запасы иссякли, оставались лишь доски для ящиков. Новая профессия появилась у эрмитажных работников: упаковщики стали такелажниками. Был уже упакован 351 ящик, когда 30 августа директор Эрмитажа приказал приостановить работы. Накануне вражеские войска перерезали последнюю железнодорожную магистраль между Ленинградом и страной. Эрмитажные грузы, приготовленные для 3-го эшелона остались в вестибюле Главного подъезда Зимнего дворца, громоздясь между двумя рядами белых колонн галереи Растрелли и заполняя всю ее длинну вплоть до Главной лестницы. Вызванные в Эрмитаж эксперты-артиллеристы пришли к заключению, что своды и стены нижних этажей и подвалов дворцовых зданий выдержат удары самой мощной авиационной бомбы и самого крупного артиллерийского снаряда. Оставшиеся неупакованные вещи, многотысячные запасные фонды эрмитажники сносили в залы 1-го этажа и в подвалы. Они стаскивали по лестницам тяжелые мраморы, бронзы, художественную мебель. Каменные столешницы, торшеры, громадные декоративные вазы из малахита, порфира, лазурита, яшмы они разбирали на части и сносили на 1-й этаж. Залы античного искусства стали бомбоубежищем и для самоцветного уральского камня, штабелей картин, средневековых алебард и пик из эрмитажного Арсенала. В подвале под залом Афины разместили неэвакуированный фарфор. Каменный пол подвала предварительно засыпали толстым слоем песка. Еще в начале войны песок был доставлен на барже и разгружен посреди одного из эрмитажных дворов. Затем тонны песка разнесли по всем залам эрмитажных зданий. В одном из залов был сооружен настоящий сейф: окна и двери были заложены кирпичами, а единственный вход был укреплен стальными решетками. В этом зале хранились самые ценные экспонаты Эрмитажа.
В общей сложности примерно из 2 милл. единиц хранения было эвакуировано около 1 милл. 200 тыс. самых ценных экспонатов. Информация о том, где в Свердловске находятся ценности, вывезенные из Эрмитажа, являлась строго секретной. После эвакуации в Ленинграде осталась большая группа сотрудников Эрмитажа для завершения работ по консервации зданий и сохранения большого количества экспонатов, которые остались в Ленинграде и требовали надежного укрытия. Кроме того, на хранение в Эрмитаж стали поступать предметы из пригородных дворцов-музеев, а также художественные коллекции частных лиц.
Первые бомбы стали падать на Ленинград уже в начале сентября. Один из первых снарядов разорвался у моста через Зимнюю Канавку на ул. Халтурина (Миллионной), и сегодня на каменном цоколе здания Нового Эрмитажа можно видеть следы разорвавшегося снаряда. Для защиты от воздушных налётов и обстрелов в Эрмитаже были сформированы подразделения гражданской обороны и в подвалах зданий музея было оборудовано 12 бомбоубежищ, в которых до начала 1942 г. постоянно жило около 2 тысяч человек. В Эрмитаже все время шла напряженная, непрерывная работа по приведению зданий музея и прилегающих к ним территорий в порядок.
Зимой снег лежал на паркете, иней покрывал стены. А весной все оттаивало, и на стенах появлялись грязные подтеки, уничтожающие росписи, лепку, резьбу. От сырости и резких изменений температуры портилась живопись на потолках. Ущерб, нанесенный зданиям, исчислялся многими миллионами рублей, так как было повреждено около 104 тысяч кв. м площади. В растреллиевской галерее между двумя рядами ее белых колонн громоздились ящики, приготовленные для третьего эшелона. В зале Лебедя на мозаичном полу среди опустевших постаментов всю войну пролежали пики и алебарды из эрмитажного Арсенала. В некоторых кабинетах научных работников горело электричество. Ток давался с кораблей "Полярная звезда" и "Ермак", стоявших на Неве.
В архиве Эрмитажа хранятся рисунки художников В. Милютиной и В. Кучумова, запечатлевшие вид залов в дни блокады и причиненные им разрушения. О том, как выглядел Ленинград, Эрмитаж и его залы в дни блокады, свидетельствуют и рисунки акад. арх.. Александра Сергеевича Никольского, жившего в одном из бомбоубежищ музея. (сейчас в эрмитажном хранилище). Документальных фотографий этой поры мало, так как фотоснимки в условиях военного времени могли делать только фотокорреспонденты, а они заходили в Эрмитаж редко.
В марте 1942 г. Эрмитаж посетил А. Н. Косыгин, ознакомившийся с положением музея, после чего было принято решение о сокращении в Ленинграде обслуживающего персонала. 30 марта директор Эрмитажа И. А. Орбели выехал в Ереван, в Ленинграде осталось 36 научных сотрудников во главе с М. В. Доброклонским и кроме них по хозяйственной части 38 рабочих и 42 человека охраны.
27 января 1944 года блокада Ленинграда была снята. Когда фронт отошел от Ленинграда, Совет Народных Комиссаров СССР 24 августа 1944 г. вынес решение о восстановительных работах в Эрмитаже и отпуске необходимых для этого материалов.
Еще до окончания войны можно было подвести и печальные итоги. Из числа научных сотрудников Эрмитажа на фронтах погибло 6 человек, а в блокированном Ленинграде умерло 43 сотрудника. Потери среди рабочего и административного персонала были значительно большими. В здания музея попали две авиационные бомбы и множество артиллерийских снарядов, причинившие большие разрушения. Последний, 30-й снаряд разорвался 2 января 1944 г. в Гербовом зале Зимнего дворца. Снарядом, попавшим в каретный сарай, было разбито семь парадных карет и два паланкина XVIII в. Выбитой взрывной волной фрамугой была отбита голова у скульптуры Россетти "Эсмеральда", разбились обрушившиеся с потолка массивные бронзовые люстры. Из-за бомбежек пострадал фарфор, экспонаты страдали от плесени. Кроме повреждений и разрушений отдельных зданий было выбито множество оконных стекол в Эрмитаже и в Зимнем дворце (разбито более 20 тыс. кв м стекла). Через открытые окна в здания попадал снег, значительно были повреждены наборные паркетные полы и архитектурная лепка.
Все это было зафиксировано в акте 1944 г. специальной Комиссии по ущербу, причиненному Эрмитажу немецко-фашистскими захватчиками.
До войны на многих окнах парадных залов Зимнего дворца можно было видеть автографы гостей и хозяев дворца, выполненные бриллиантами перстней. Зафиксировать их вовремя не успели, а при уборке битого стекла после воздушных налетов и обстрелах о них забыли. Одна такая надпись сохранилась на стекле окна, выходящего на Неву у северо-западного угла дворца: этот автограф на английском языке, вероятно, был начертан перстнем царицы Александры Федоровны и сообщал, что 17 марта 1902 года «Ники» (Николай II) отсюда смотрел на гусаров.
Возвращение коллекций
24 августа 1944 г. Эрмитаж получил постановление Совета Народных Комиссаров СССР об отпуске средств на восстановление музея и об отпуске по заявке Эрмитажа материалов для строительных работ. Арх. А. В. Сивков вернулся к исполнению обязанностей главного архитектора Эрмитажа. Восстановительные работы были начаты с Павильонного зала, Романовской и Петровской галерей по сторонам Висячего сада. Надо было очистить залы от залежей песка и мусора, заново остеклить окна, привести в порядок паркеты, потолки, стены, а в одной из стен заделать пробоину от снаряда. Малярами, плотниками, стекольщиками, штукатурами стали работники эрмитажа. В саду у Зимнего дворца заровняли траншеи, засыпали землей последние воронки. Из Еревана вернулся директор Эрмитажа И. А. Орбели. Именно там к ноябрьским праздникам 1944 г. было решено устроить выставку. По красной ковровой дорожкй на беломраморных ступенях Советской лестницы поднимались 8 ноября 1944 г. первые посетители 1-й послеблокадной эрмитажной выставки памятников искусства и культуры, остававшихся в Ленинграде во время блокады. Здесь был и бюст имп. Марка Аврелия (Эдмонд Гастклу), найден под откосом около станции Новоселье Варшавской железной дороги - после крушения взорванного партизанами фашистского поезда с награбленным металлическим ломом. Для ленинградцев эрмитажная выставка стала символом возрождения к жизни.
В 1945 г., когда восстанавливали картинную галерею, первым открытым залом был зал Рембрандта.
29 августа 1945 г. правительство приняло решение о возвращении ценностей Эрмитажа в Ленинград. Два эшелона вновь пересекли просторы Родины. Железнодорожники пропускали специальный груз вне очереди. 6 ноября музей был открыт.Ни один экземпляр из двух миллионов эвакуированных на Урал экспонатов не был утерян. После возвращения лишь несколько из них нуждались в реставрации. В благодарность за спасение части коллекции Эрмитажа Свердловской картинной галерее было передано более 200 картин, редкие книги, коллекция художественного стекала и фарфора, а также несколько скульптур и предметов мебельного искусства. Фактически можно говорить только об одной серьезной утрате во время Великой Отечественной войны: во время упаковки пропала картина ван Дейка "Святой Себастьян". Это обнаружилось только после возвращения экспозиции в 1945 г. Картину искали несколько лет после возвращения экспонатов, и сегодня ее судьба неизвестна.
В Эрмитаже началась работа по восстановлению залов для большой выставки с реэвакуированными сокровищами музея. 5 ноября 1945 г. в Эрмитажном театре состоялось торжественное заседание с докладом директора музея И.А. Орбели, посвященное открытию залов, восстановленных после войны. Вход в музей был устроен через портик с атлантами в Новом Эрмитаже: 8 ноября 1945 г. восстановленные залы были открыты для публики. Однако реставрация залов и зданий продолжалась еще долгие годы.
В 1945 г. в Эрмитаж стало поступать трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В 1958 г. правительство Советского Союза возвратило их в Германскую Демократическую республику. Орбели выступал свидетелем на Нюрнбергском процессе.
В 1948 г. был закрыт Музей нового западного искусства и его культурное наследие было перераспределено между музеями Петербурга и Москвы. В Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова - первые поступления работ французских художников конца XIX начала XX в. Коллекция Эрмитажа пополнилась работам импрессионистов и постимпрессионистов: Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо. В собрании особенно полно представлены К. Моне, О. Ренуар, П. Сезанн, П. Гоген, А. Марке, П. Боннар. Разносторонне подобраны произведения А. Матисса, включая его монументальные полотна "Танец" и "Музыка", а также полотна П. Пикассо, показывающие различные этапы его творчества. Но в это же время Бриллиантовая комната Зимнего дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (Тициан, Кранах, Веронезе, Рубенс, Рембрандт, Пуссен) была передана в московский Музей изобразительных искусств.
Военная галерея 1812 года была дополнена портретами солдат и двумя крупными картинами П. Хесса («Бородинское сражение» и «Переправа через Березину»), в 1949 году, к юбилею А.С. Пушкина, в галерее была установлена мраморная доска со стихотворением поэта «Полководец», описывающая галерею. Значительно расширилась деятельность археологических экспедиций Эрмитажа, особенно в Средней Азии и в Закавказье. После войны было восстановлено и издательство Государственного Эрмитажа, регулярно выпускались "Сообщения Эрмитажа. Научные статьи публиковались в "Трудах Эрмитажа". Работали школьные кружки, проводились занятия со студентами высших учебных заведений, читались лекции в лектории, которому был передан Эрмитажный театр. Практика концертов старинной музыки после войны не возобновлялась. Устраивались выездные лекции на заводах города, в совхозах Ленинградской области и в воинских частях. В этих мероприятиях часто участие принимали директор музея и руководящие работники отделов. С момента открытия музея до 1945 г. вход в Эрмитаж был с Миллионной улицы.
После ВОв в связи с возрошлим числом посетитеелей началась реконструкци входной части музея. Под руководством Сивкова часть подвалов была реконструирована для размещения гардероба. В 1973-1985 гг. проведена замена инженерных коммуникаций, строительство новой трансформаторных подстанций, насосных станций, реконструировано центральное отопления. В начале 1957 г. открылся для посетителей 3-й этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.
7* - Грицак Е. Н. Эрмитаж. М. Вече. 2005
25* - Эрмитаж. История и архитектура зданий. ред. Онуфриева Р.И., Гиль Е.В. Изд. Аврора. Ленинград. 1974.
26* - Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий. ред. Б.Б. Пиотровского. Л., Стройиздат, ЛО, 1991.
40* - Пиотровский Б. Б. История Эрмитажа. М. : Искусство, 2000. С. 95-108. 41* - Ленинградский альбом. Рисунки, гравюры, проекты военных лет. Никольский Александр Сергеевич. Искусство (Ленинград) . 1984 42* - Варшавский С. П., Рест Ю. И. Подвиг Эрмитажа. Изд. Советский художник. Ленинград. 1965.
43* - Старцев В. И. Штурм Зимнего. Лениздат. 1987.
44* - Революционный Петроград. Год 1917. Л. Наука ЛО. 1977.
Академик И. А. Орбели. 1940. Г.С. Верейский, литогр.
Афиша выставки. ноябрь 1944.
Восстановление. И кончилась эпоха фанеры 1945. [42*]
Ремонт в Тронном (Георгиевский) зале. 1946.
Возвращение коллекций. 11 окт. 1945. [42*]
Новый гардероб в подвале северо-западного ризалита. 1958.
В 1964 г. Государственный Эрмитаж торжественно отметил 200-летний юбилей. Музею был вручен орден Ленина.
В 1967 г. в Эрмитаже в одном из залов, посвященных творчеству Анри Матисса, выставлены два женских портрета, исполненные им в 1939 и 1947 гг. Они были подарены музею Лидией Николаевной Делекторской (модель Матисса, его секретарь и друг). С 1967 г. она дарила Эрмитажу рисунки, скульптуру, а также книги, иллюстратором и дизайнером которых был Матисс. Делекторская также докупала на свои деньги те книги Матисса и дарила их музею.
В 1981 г. был открыт для посетителей дворец-музей Александра Даниловича Меншикова, первого губернатора Санкт-Петербурга. После проведения строительных и реставрационных работ дворец был передан Государственному Эрмитажу. В здании была создана экспозиция Культура России первой трети XVIII века .
1992: Открытие экспозиции Зимний дворец Петра I в здании Эрмитажного театра Исследования, выполненные архитекторами Эрмитажа с 1976 по 1986 г., выявили под сценой театра обширный фрагмент бывшего парадного двора, окруженного с двух сторон аркадами обходных галерей и анфиладами дворцовых палат. Под зрительным залом сохранился фрагмент небольшого жилого корпуса, именовавшийся при жизни Петра I малыми палатками. За реставрацию и реконструкцию здания Эрмитажного театра с созданием мемориальной экспозиции Зимний дворец Петра I авторский коллектив архитекторов Государственного Эрмитажа, возглавляемый главным арх. В. П. Лукиным, был удостоен Государственной премии Российской Федерации. 1996: Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина от 18 декабря 1991 г. Государственный Эрмитаж включен в список особо ценных объектов национального наследия народов Российской Федерации и находится под покровительством Президента Российской Федерации.
Санкт-Петербург имеет несколько филиалов Эрмитажа по всему миру. Первые попытки создания отделений были в начале 2000-х гг. Открылись залы в Лондоне и Лас-Вегасе, но через 7 лет они были закрыты. Первая экспозиция а Италии появилась в 2006 г. в замке д’Эсте г. Феррара. Но самым знаменитым иностранным отделом является Эрмитаж на Амстеле г. Амстердам. Он был открыт в 2004 г. Позже для создания завершенной композиции была реконструирована целая улица и здание Амстелхоф. В Российской Федерации филиалы есть в Казани и Выборге, планируется в Омске в 2016 г.
1997: Возвращение картины Рембрандта Даная после реставрации в экспозицию. 15 июня 1985 г. эта картина подверглась нападению маньяка, который облил холст серной кислотой и дважды порезал его ножом. 1997: Присвоение имени Эрмитаж малой планете солнечной системы N4758 В 1998 г. в Эрмитаже открылся Центр обучения и информационных технологий, мультимедийные обучающие программы по искусству. В 1999 г. в рамках проекта был создан новый Веб-сайт Государственного Эрмитажа В 2003 г. была создана Виртуальная академия Эрмитажа. 1999: Окрытие экспозиций в новом музейном здании - восточном крыле здания Главного штаба В 1993 г. восточное крыло здания было передано Государственному Эрмитажу. Здесь в 1999 г. открылись новые выставочные залы музея. Экспозиция Французское искусство XX века. Пьер Боннар и Морис Дени.
23 декабря 2001 г. в Государственном Эрмитаже прошла съемка художественного фильма Русский ковчег режиссера Александра Сокурова. Съемка беспрерывной панорамы залов Эрмитажа была произведена одним планом, в котором предстали три века русской истории, со времени основания Санкт-Петербурга до наших дней. 2002: Передача картины Казимира Малевича Черный квадрат Государственному Эрмитажу
2003: Открытие Большого парадного двора Зимнего дворца и нового входа в Государственный Эрмитаж со стороны Дворцовой площади В конце 2003 г. состоялось торжественное открытие Музея фарфора, возрожденного совместными усилиями Государственного Эрмитажа и ОАО Ломоносовский фарфоровый завод. Собрание музея Ломоносовского фарфорового завода (ЛФЗ) было передано в управление Государственного Эрмитажа в 2001 г. Для его научной обработки и хранения был создан новый отдел Эрмитажа, разместившийся на территории фарфорового завода. 2003: Открытие Музея гвардии в здании Главного штаба
Санкт-Петербург имеет несколько филиалов Эрмитажа по всему миру. Первые попытки создания отделений были в начале 2000-х гг. Открылись залы в Лондоне и Лас-Вегасе, но через 7 лет они были закрыты. Первая экспозиция а Италии появилась в 2006 г. в замке д’Эсте г. Феррара. Но самым знаменитым иностранным отделом является Эрмитаж на Амстеле г. Амстердам. Он был открыт в 2004 г. Позже для создания завершенной композиции была реконструирована целая улица и здание Амстелхоф (200(0. В Российской Федерации филиалы есть в Казани (2205) и Выборге, планируется в Омске в 2016 г.
2008: Начало реализации проекта Реставрация восточного крыла здания Главного штаба 2009: Передача монумента Александровская колонна Государственному Эрмитажу на правах оперативного управления 2009: Приобретение коллекции графики XIX века и фарфора XVIII века из Galerie Popoff В коллекцию фарфора из собрания галереи Попов и К° входят уникальные произведения Императорского фарфорового завода в Петербурге и подмосковной фарфоровой мануфактуры Ф. Я. Гарднера, а также так называемая россика (европейский фарфор для русского двора).
Старые и новые реставрационные лаборатории получили новые помещения и в Запасном доме, и в Старой Деревне. С 1990 по 2013 г. через руки реставраторов лаборатории прошло более 9000 картин.
В бывшем 3-м бомбоубежище в подвалах музейных зданий, открылась памятная экспозиция. Экспозиция воспроизводит обстановку эрмитажного бомбоубежища военного времени. Рядом с обыкновенной железной кроватью стоит музейное кресло, на обычном деревянном столе - бухгалтерские счеты и старинные книги, коптилки и венчальные свечи, которыми также пользовались сотрудники музея после прекращения подачи электричества.
3* - Пиатровский Б. Б. История Эрмитажа. Изд. Искусство. Москва. 2000.
Запасники эрмитажа в Старой деревне.
4 комментария 6989 просмотров
Добавил: Mary, 4 Марта 2020, 21:53 Редактировано: 8 Апреля 2022, 19:08
Сейчас здание с каждой окраской делают на тон светлее, чтобы жители города постепенно привыкали к более светлому тону. А красят его относительно часто. Здание уже не такое яркое, как было в 80-90х. М.Б. Пиотровский хочет вернуть ему первоначальный вид, но не радикально, а постепенно, и не раз об этом говорил.
В 1762 году, до своей отставки, архитектор Б.Ф. Растрелли полностью завершил работы по фасадам Зимнего дворца, вплоть до их окраски. Вот, что писал сам зодчий: "Дворец снаружи раскрашен: стены песчаною краскою с тонкой прожелтью, а орнаменты - белой известью."1 В протоколах Канцелярии от строений говорится об отпуске на эти работы извести, мела, охры и черлени (красной земли, которая после обработки использовалась в качестве пигмента).
Зимний дворец.Окраска второй половины XVIII в.Б.Ф. Растрелли
В более поздних документах встречаются такие названия, как бледно-желтая с белым, "под цвет дикого камня" и т.д. Очевидно, что фасады Зимнего дворца имели очень легкую теплую охристую окраску с выделением ордерной системы и пластического декора белой известковой краской. Это подтверждается немалым количеством иконографического материала.
Скульптура Л.В. Шервуда "Часовой", установленная у Зимнего дворца, 1933 г. (источник )