Публикация
1-й Зимний дворец - 2-й Зимний дворец -
|
Архитекторы: | Маттарнови Г. Трезини Д. |
Год постройки: | 1716-1723, 1725-1727 |
Стиль: | Классицизм |
Первые Зимние дворцы Петра I петровское барокко
Театр для придворных представлений
1-й Зимний дворец - наб. Зимней канавки между Дворцовой наб. и Миллионной ул.
1711 - арх. Трезини Доменико
2-й Зимний дворец - наб. Зимней канавки и Дворцовая наб.
1716 - арх. Маттарнови Георг-Иоаганн (Христиан Егорович) - проект
1716-1720 - строительство западного корпуса
1719-1723 - строительство центральной и восточной части лицевого корпуса
1726-1727 - арх. Трезини Доменико - корпуса по периметру двора
На месте 2-го Зимнего дворца Петра I сооружен
Эрмитажный театр классицизм
1783-1787 - арх. Дж. Кваренги
конец XVIII - начало XIX в. - изменение внешнего и внутреннего облика
1893-1898 - арх. Красовский Александр Федорович - реставрационные и ремонтные работы
1960-е - реставрация
Эрмитаж. Экспозиция Петровский дворец
1992 - открытие
Зимний дом Петра - на углу Зимней канавки и Миллионной ул.
1707-1709 -
Зимний дом Петра начали строить осенью 1707 г. Присматривал за строительством сосед - корабельный мастер Ф. М. Скляев, который в письмах сообщал царю, как продвигается работа. Находился он примерно там, где Миллионная ул. пересекает Зимнюю канавку. Это был "маленький дом в голландском стиле" для корабельного мастера Петра Алексеева, как называл себя царь. Строительство было завершено к весне 1709 г. Одноэтажный домик с мезонином, крытый черепицей, состоял из 6 небольших покоев. По приказу Петра этот домик в 1711 г. был перенесен на Петровский остров и поставлен у пристани. Вдоль фасадов Зимнего царского дома и палат Апраксина и Крюйса проложили улицу, которая со временем стала называться Средней. (9)
Зимний дворец.
(1-й Зимний дворец Петра I)
Ростовцев А.И.
Зубов А.Ф., грав. 1716 г. [25*]
Свадьба Петра I и Екатерины.
Зубов А.Ф., грав.
1712 г. [31*]
(добавил Mary)
фрагмент
фрагмент
Свадьба Петра I и Екатерины.
Зубов А.Ф.,
грав. 1712 г.
(добавил Mary)
1-й Зимний дворец - наб. Зимней канавки между Дворцовой наб. и Миллионной ул.
1711 - арх. Трезини Доменико
Первый Зимний дворец или, как тогда называли “Зимний дом”, изображенный на гравюре А. Ф. Зубова 1716 г., начали строить а начале лета 1711 г. Построен он был за 6 месяцев. Вопреки выданному Петром чертежу небольшого деревянного дома стараниями А. Д. Меншикова были возведены двухэтажные каменные палаты. Царский дворец возводился по упрощенному и переработанному арх. Доменико Трезини проекту Меншиковского дворца на Васильевском острове. Дом в стиле петровского барокко находился между набережной Невы и Миллионной ул., с фасадом, обращенным к будущей канавке.
Этот Зимний дворец был небольшим 2-этажным домом, крытым черепицей, с двумя выступами по краям и центральным входом, к которому вело высокое крыльцо. Декор фасада ограничивался пилястрами по углам, прямоугольными наличниками окон и порталом. С обеих сторон к дому примыкали низкие служебные флигили. Между домом и флигилями с обеих сторон были въездные ворота, увенчанные моделями кораблей. Дом стоял на высоком цокольном полуэтаже и завершался небольшим мезонином.
В 1718-1720 гг. вдоль фасада дворца прокопали канал (канавку) между Невой и Мойкой. Свое название канавка получила от Зимнего дворца. Через канавку был перекинут деревянный разводной мост, созданный голландским мастером Х. ван Болесом. От дворцового крыльца к пристани на канавке вели мраморные ступени. Здесь швартовались небольшие суда, на которых плавал Петр I и его приближенные.
Эту постройку часто называли Свадебными палатами. Здесь праздновали венчание Петра и Екатерины (будущей имп. Екатерины I). В 1712 г. Петр обвенчался в Петербурге с Екатериной Алексеевной 19 февраля. Венчание совершалось утром в Адмиралтейском храме святого Исаакия. Так как при живой первой жене (Евдокии Лопухиной, заточенной в монастырь) вторично царь жениться не имел права, да и новобрачная была не дворянского рода, то Петр I венчался как вице-адмирал.
Из храма, переехав Неву по льду, молодожены со свитой прибыли во дворец Меншикова, где ненадолго задержались. Затем новобрачные - под залпы бастионов Петропавловской и Адмиралтейской крепостей - вступили в свой Зимний дом. Гости разместились во всех комнатах 2-го этажа. Новобрачные и самые важные гости пировали в центральном зале. Его главным украшением были венецианские зеркала и огромная люстра, выточенные из кости самим царем. В числе приглашенных к свадебному столу кроме высших сановников с женами, были: семейства морских офицеров, рижские и ревельские ландраты, жители Петербурга (люди посадские и купцы), пехотные офицеры, духовенство и певчие. Встали из-за стола в 6-м часу пополудни, танцевали до 11-го и затем смотрели фейерверк, без которого у Петра не обходился ни один праздник. Для свадьбы его величества все петербургские дома осветились торжественными огнями. (5) (16)
Согласно преданию, через 12 лет после свадьбы, когда Петр узнал об измене своей жены, он подвел ее к зеркалу того зала, где праздновалась свадьба, и произнес: «Это зеркало венецианского стекла сделано из простых материалов, но может превратиться в прежнее ничтожество». После чего ударил по зеркалу тростью. Бывшая служанка и прачка Марта Скавронская намек поняла, но не растерялась и спросила: «А разве Ваш дом теперь стал красивее?».
Свадьба Петра запечетлена на гравюре Алексея Зубова "Изображение брака его Царского Величества Петра Перовго Самодержца Всероссийского". На гравюре изображен большой зал 1-го Зимнего дворца, стены и потолок которого украшены коврами, гобеленами и зеркалами. Столы посталены кругом. На первом плане дамы, между ними вполоборота - Екатерина. На противоположной стороне стола сидят мужчины. В центре - Петр, рядом стоит Меншиков, который был церемониймейстером на свадьбе. Зубов пытался дать портретное изображение Петра и Екатерины. Все одеты по западноевропейской моде. Через открытые боковые двери видны столы, за которыми сидят приглашенные гости. Гравюра сделана с натуры с передачей многих мелких деталей. Лист сделан вскоре после свадьбы в 1712 г. и отпечатан в СПб типографии. ([31*], Mary)
О гравюре "Зимний дворец". (1716). В 1716 г. А. Зубов создал гравюру "Панорама Петербурга". В это время Петр уезжает за границу. К его возвращению Екатерина приказала директору СПб типографии М. Аврамову нагровировать перспективу Петербурга. Он поручает выполить этот заказ А. Зубову. Зубов показал панораму города. Он нарисовал дома ВО, начиная с большого трехэтажного дома вице-канцлера П. П. Шафирова, Петропавловскую крепость и здания Петроградской стороны. В панораму вошли и здания, построенные на берегу Большой Невки, и часть противоположной набережной - р. Фонтанка с проектировавшейся колоннадой Летнего сада. Изображена и часть еще проектируемых домов. По Неве плывут корабли с четко прорисованной оснасткой. В одном из ботов _ Петр и Екатерина. Длина гравюра на 4-х листах - 2,5 м. Панорама сопровождалась 11-ю листами с видами города и окрестностей, сделанные А. Зубовым и А. Ростовцевым. Летний дворец Монастырь св. Ал Невского сделал Зубов. Петергоф и Ораниенбаум - Ростовцев. Остальные 7 листов - Гостиный двор, Дом светлейшего князя Меншикова, Зимний дворец, Катерин Гоф, Адмиралтейство, Кронштадт, Котлин остров - не подписаны. ([31*], Mary)
2-й. Новый "Зимний дом".
Главный фасад. Проект.
арх. Г.-И. Маттарнови. 1716.
(добавил Mary)
Новый Зимний дом.
План 1-го этажа.
арх. Г.-И. Маттарнови. 1716.
2-й Зимний дворец Петра I. Вид с Невы.
1719 г. арх. Д.Трезини. Реконструкция.
Вид от канала.
Справа - Старый Зимний дом. 1711.
Слева - Новый Зимний дом. 1716-1720.
3-й Зимний дворец Петра I. Вид с Невы.
1721 г. арх. Д.Трезини. Реконструкция.
1725. Наб. р. Невы от Зимнего
дворца до дома гр. Апраксина.
[3*]. С.81.
(добавил Mary)
3-й Зимний дворец. грав. О.Эллигера
по рис. Х.Марселиуса.
1728-1729 гг. [25*]
Погребальная зала Петра I
во 2-м Зимнем дворце.
Ростовцев А.И., грав.
Вид Зимнего дворца с каналом.
неизв. худ., серед. XVIII в.
(добавил Mary)
* - [3*] 3* - Вид Петербурга при Петре Великов. Набережная р. Невы от Зимнего дворца до дома графа Апраксина.
грав. Л. А. Спрякова с рис. А. К. Беггрова.
Крайний справа - дом адмирала Апраксина (сейчас Зимний дворец). Крайний слева - 2-й Зимний дворец Петра I (сейчас Эрмитажный театр).
2-й Зимний дворец
1716 - арх. Маттарнови Георг Иоаганн (Христиан Егорович) - проект
1716-1720 - строительство западного корпуса
1719-1723 - строительство центральной и восточной части лицевого корпуса
1726-1727 - арх. Трезини Доменико - корпуса по периметру двора
1-й этап (2-й Зимний дворец)
1-й Зимний дворец уже к осени 1715 г. стал тесным. Подросли дочери, вырос штат придворных. В 1716 г. Георг Иоганн Маттарнови, немецкий арх. и скульптор, создал проект нового жилища для царской семьи. Место для него император выбрал сам - ближе к Неве, откуда открывается прекрасный вид на Стрелку Васильевского острова и Неву. В начале 1716 г. там, где сейчас расположен Эрмитажный театр, начали бить сваи под новое здание и укреплять невские берега. К 1719 г. строительство дома вдоль проектируемой Зимней канавки было завершено.
Дом был невелик - 8 осей по фасаду, в два этажа на цокольном полуэтаже. Главный фасад выходил на Неву. Центральный ризалит с четырьмя окнами на 1-м этаже рустован, а на 2-м украшен пилястрами дорического ордера. В треугольном фронтоне две аллегорические фигуры поддерживали картуш для герба, увенчанный короной. Боковые части фасада с широкими лопатками между окнами украшены филёнками с гирляндами. Крыша - голландского типа (с переломом), над ризалитом - в виде шатра с декоративной вазой.
На плане видно, что слева вглубь участка протянулся хозяйственный флигель. Переход справа ведет к строению в шесть комнат на цоколе - это личные покои государя. За царскими палатами - небольшой сад, который завершается гаванью, по другую сторону которой - строение для хранения прогулочных судов. Севернее расположен участок 1-го каменного Зимнего дворца.
В 1718-1720 гг. вдоль фасада дворца прокопали канал (канавку) между Невой и Мойкой. Свое название канавка получила от Зимнего дворца. Через канавку был перекинут деревянный разводной мост, созданный голландским мастером Х. ван Болесом.
Завершить внутреннее убранство дворца Маттарнови не успел. Архитектор внезапно скончался 2 ноября 1719 г. Согласно эскизам Маттарнови дворец был великолепно отделан. Стены Большого зала облицованы красным мрамором, использованы гипсовые рельефы, дубовые двери и оконные рамы. Дворец имел четыре дубовые лестницы и полы - "французским манером с рамами". Отделка стен и потолков бело-синей голландской плиткой в шести государевых покоях выполена под наблюдением отца и сына Растрелли.
27 декабря 1720 г. в новом Зимнем дворце состоялась первая ассамблея.
Петр реализовал в своем доме технические новинки, появившиеся в Европе. Во дворце были центральное отопление и проливная канализация, по свинцовым трубам подавалась горячая и холодная вода. В кабинете царь пожелал соорудить первый в России камин, но не вполне доверяя его возможностям, решил поставить рядом традиционно русскую печь, облицованную расписными плитками. Обслуживали царя всего 12 денщиков, причем, выбирал он их по смышлености и расторопности.
Более двухсот лет специалисты считали, что 2-й дворец Петра I был разрушен в 1780-е гг., когда имп. Екатерина II поручила арх. Джакомо Кваренги на этом месте построить придворный Эрмитажный театр. Когда в 1960-х гг. было решено реставрировать театр, то обнаружили, что Кваренги использовал фундамент и стены петровского дворца. В результате сохранились многие старые помещения, в том числе столовая, токарная комната и кабинет Петра I.
2-й этап (3-й Зимний дворец ?)
К 1719 г. по проекту Маттарнови была возведена западная часть дворца вдоль проектируемой Зимней канавки. Указ царя от 8 июня 1719 г. велит арх. Маттарнови продолжить строение дворца вдоль Невы. Но зодчий не успел выполнить это повеление. По указанию Петра в начале 1720-х гг. Трезини достраивает по проекту Маттарнови 2-й каменный дворец. В период с 1719 по 1723 гг. возводятся центральная и восточная части лицевого корпуса парадных залов, выходящих на Неву. В новый протяжённый фасад вошла западная часть дворц, построенная раньше. Для достижения единства этот западный фасад Зимнего дома Трезини повторил в качестве восточного ризалита. Сооружение нового дворца было закончено к лету 1723 г. Лишь когда все здание до восточного ризалита было готово, его соединили с домом Маттарнови.
Центральный ризалит дворца в три окна декорирован трехчетвертными колоннами на высоких пьедесталах. Наверху аттик с императорской короной.
Просторный вестибюль - 11 м шириной, справа дубовая лестница на 2-й этаж в падную залу, прямо выход во внутренний двор. Двор был вымощен голландским кирпичом, разбиты цветники. Большой зал был весьма велик - 18х11,5 м, высота - 6,7 м. Стены завершал фриз и карниз, которые венчала падуга. С прямоугольного панно на потолке свисали пять больших паникадил.
Окрашенное золотистой охрой с белыми архитектурными деталями, здание протянулось на 68 м вдоль Невы. Этот дворец стал самым торжественным в Петербурге. При этом он органично вписан в окружающую застройку по наб. Невы.
9 декабря 1723 г. в Большой дворцовой зале состоялось обручение герцога Голштинского со старшей дочерью Петра I Анной.
В новом дворце Петру I суждено было прожить недолго: в ночь с 27 на 28 января 1725 г. Петр I скончался. Большой дворцовый зал стал "Погребальной салой" Петра Великого.
3-й этап
1725-1727 - арх. Трезини Доменико - перестройка, расширение
После смерти Петра Великого вступившая на престол Екатерина I приказала расширить дворец. В 1726-1727 гг. арх. Д. Трезини перестраивает старые и возводит новые флигели. По периметру двора - вдоль Зимней канавки, Немецкой (Миллионной) ул. и бывшей усадьбы Ф. Скляева выстроены двухэтажные корпуса с открытыми внутрь галереями на 1-м и 2-м этажах. Здание приобрело форму огромного каре. При этом был разобран 1-й Зимний дворец, где в 1723-1726 гг. заседал Сенат. Новые корпуса Трезини выстроил выше дворца по набережной.
В 1727 г. во дворце насчитывалось около ста комнат, многие из которых были отделаны с большой роскошью. Одна из комнат была украшена янтарными изделиями, подаренными Петру Великому прусским королем. Русский император, в знак признательности за такой подарок, отправил в Пруссию 55 лучших солдат русской армии. (Позже янтарный кабинет был перевезен в Царскосельский дворец, откуда его похитили фашисты при оккупации города Пушкина во время Великой Отечественной войны). (16)
Анна Иоанновна став императрицей, повелела отремонтировать и расширить дворец. Трезини пристраивает новые покои с тыльной стороны дворца в юго-западной части. Возвратившись в Петербур в 1731 г. после коронации имп. Анна Иоанновна поселила во дворце своих служителей. Сама же избрала для жительства дом графа Ф. М. Апраксина, как более просторный и нарядный (дом перестраивал Д. Трезин). Бездетный граф завещал свой дом Петру II.
Елизавета Петровна отдала дом лейб-компаньенцам (гренадерская рота Преображенского полка)
После кончины Елизаветы во дворце вновь поселились музыканты и служители.
При Екатерине II (с 1766 г.) здание переходит в ведение Дирекции императорских театров. Она поручила арх. Джакомо Кваренги на этом месте построить придворный (Эрмитажный) театр. Екатерина II, которую называли "Семирамидой", проявляла большой интерес к театру, и сама писала исторические драмы и комедии.
(Зодчий. Пг., 1914 N 13.)
1914: Объявлен конкурс на проект памятника Петру I в здании, где он провел последние годы своей жизни и умер. (Зодчий. Пг., 1914 N 13.,
Эрмитаж. Экспозиция Петровский дворец
Зимний дворец Петра I нашли, когда стали готовить Эрмитажный театр к реставрации. Под сценой было обнаружен фрагмент бывшего парадного двора и боковые галереи. Благодаря архивным документам было установлено, что это часть помещений петровского дворца, построенного в 1720 г. арх. Марттарнови. Считалось, что при строительстве Эрмитажного театра кладка петровского дворца была разобрана. Но сжатые сроки данные Екатериной II арх. Кваренги для строительства Эрмитажного театра привели к тому, что зодчий вынужденно использовал старый фундамент. Эрмитажный реставраторы и архитекторы восстановили помещения и в 1992 г. дворец открылся для посетителей.
Экспозиция петровский дворец включает несколько самых древних помещений Эрмитажа - парадный двор, сени, столовую, токарную и "восковую персону" (портрет Петра I в полный рост).
Часть жилого корпуса, т.н. "малые палатки". Сохранились и 12 жилых покое имп. Екатерины I. Из сводчатого подвального помещения м. попасть в парадный двор, пол которого выложен плиткой. Здесь выставлена парадная коляска Петра I, карнавальные сани и чугунная корабельная пушка.
В галерее, у Малых палаток, главным фасадом выходящих на Зимнюю канавку, находились партерный сад и эллинг для малых судов. На первом этаже - Токарная, Конторка, Столовая, Чулан истопника и Сени. В палатках сохранились израсцовые печи, станок, конторка. На стенах картины Вид Нового моста в Париже Сельский пейзаж и натюрморты голландских мастеров. Петр был первым коллекционером живописи. Здесь же небольшая портретная галерея членов императорской фамилии.
Траурная зала посвящена церемонии погребения Петра I. Здесь картина И. Г. Таннауера Петр на смертном одре.
Здесь выставлена восковая фигура Петра, выполненная Карло Растрелли, и одетая в подлинный костюм и башмаки. арх. Карло Растрелли еще при жизни царя сделал восковую маску и парик из волос, которые Петр подстриг во время Персидского похода в 1722 г. Восковая фигура Петра работы Растрелли оказалась по-настоящему реалистична: она отчетливо напоминает о характере Петра.
Экспозиция размещена в подвальном этаже здания Эрмитажного театра. Там же можно увидеть и то немногое, что сохранилось от первоначального Зимнего дворца, принадлежавшего Петру.
Вход в музей находится по адресу Дворцовая наб., 32. Административно относится к музею Эрмитаж.
(текст Mary, иллюстрации Mary)
([16*]. С. 263-269) ([5*]. С. 86-87.) ([9*].С. 378-387.) ([18*]. С. 141-153) ([8*])
3* - Альбом 200-летнего юбилея императора Петра Великого. 1672-1872. Санкт-Петербург, изд. Германа Гоппе. 1872.
(рисунки исполнены художниками Всемирной иллюстрации, текст П. Н. Петрова и С. Н. Шубинского)
5* - Петров П.Н. История Санкт-Петербурга с основания города. С-Петербург. Тип. Глазунова. 1884. С. 86-87
8* - Антонова Л. В. Когда и как построен Эрмитаж. Лениздат. 1973.
9* - Калинина Е.М., Слепенкова О.В. Петровский Петербург. Город на островах. Саккт-Петербург. "Паритет". 2016. С. 378-387
16* - Калюжная А. Петром основанный прекраснейший сей град. "Тригон". Санкт-Петербург. 2003. С. 263-269
18* - Овсянников Ю. Доминико Трезини. Искусство. Ленинградское отделение. 1987
25* - Историчеякая панорама СПб и окрестностей. Ч.01. От основания до Екатерины. М. Моск. кн.зд. Т-во Образование. 1911.
31* - Лебедянский М. С. Гравер петровской эпохи Алексей Зубов. М. Искусство. 1973.
Поговорим о Первом Зимнем дворце Петра I постройки 1711 г. Воровитый Меншиков, заглаживая очередную вину перед царем, выстроил для него дворец на Дворцовой набережной и поднес Петру как свадебный подарок (царь-пустодом играл свою свадьбу в феврале 1712 г. уже в своем дворце). Здание перестраивали столько раз, что удивительно, как уцелели фундаменты, часть 1-го этажа и часть фасада, выходящая на Зимнюю канавку. Оставим спорить ученым, что там осталось от проекта Фонтана, что от Трезини, Маттарнови... Но есть сохранившиеся планы и чертежи фасадов, гаванца, даже регулярного садика во дворе. Археологические раскопки дали изразцы российской и голландской работы, аналоги которым есть лишь в... Монплезире и Меншиковском дворце, а большинство встретилось впервые!!! Ну как? Эрмитажники пошли на частичное воссоздание сохранившихся стен и интерьера (см. сайт Эрмитажа). (Ботамар)
(добавил ботанмар)
Экспозиция Петровский дворец.
Парадный двор Первого
Зимнего дворца Петра I.
Токарня.
Столовая.
Конторка.
Фото - d7161, 16.06.2010.
Сани карнавальные.
Фото - Анчар, 2021.
Ливневый колодец сохранился
со времени облицовки камнем
Зимней канавки. Камень с отверстиями
старый, а рядом новоделы.
Фото - Риэлтор, 03.2021.
Фото - люблюпитер, 10.08.2016.
Академик архитектуры Красовский Александр Федорович в 1893—1898 годах был архитектором Зимнего дворца, провёл реставрационные и ремонтные работы, в т. ч. Висячего сада Зимнего дворца и Эрмитажного театра (1894-1897), заново декорировал ряд интерьеров.(А.Ф. Красовский Википедия)
Бюллетень Ленгорисполкома, № 11, 1963
Об установлении мемориальной доски академику Орбели И.А.
В связи с 75-летием со дня рождения известного советского востоковеда, академика Иосифа Абгаровича Орбели Исполком Ленгорсовета разрешил Институту народов Азии Академии наук СССР установить на доме № 32 по Дворцовой набережной мемориальную доску академику Иосифу Абгаровичу Орбели.
Утвержден следующий текст мемориальной доски:
«В этом доме с 1948 по 1961 год жил выдающийся советский востоковед – академик Иосиф Абгарович Орбели».
Описание доски
1942 г. : Органами НКВД расстрелян Игнатовский В.С.(1875-1942), ученый,
профессор ЛГУ, проживавший - наб. 9-го Янв.(Дворцовая наб.), 32.
" Игнатовский Владимир Сергеевич (08(20).03.1875–13.01.1942) — математик, физик, специалист в области оптической техники; член-корреспондент АН СССР (1932).
В 1930–1932 гг. научный сотрудник Государственного оптического института. С 1936 г. сотрудник НИИ математики и механики ЛГУ. С февраля 1938 г. одновременно профессор кафедры дифференциальных и интегральных уравнений, позднее профессор кафедры теоретической механики математико-механического факультета ЛГУ. Арестован 6 ноября 1941 г УНКВД ЛО по обвинению в «шпионско-вредительской деятельности». 13 января 1942 г. приговорен к ВМН. Расстрелян. Реабилитирован 28 мая 1955 г."
P.S. Обвинялся в создании антисоветской организации, именуемой «Комитетом общественного спасения», преследовавшей цель «изменения существующего политического строя и реставрации капитализма при помощи немецких оккупантов», состоявшей из 32 человек.
Дело было сфальцифицировано работниками УНКВД — И.К.Альтшуллером, С.Ф.Заниным, И.А.Кожемякиным, С.И.Огольцовым, И.В.Подчасовым и другими, в 1950-х гг. после расследования все они были "уволены из органов ГБ, лишены пенсий и льгот"
(Лит-ра:
1.Документы о ленинградских ученых, репрессированных в годы Великой Отечественной войны.
Ссылка:
2.Список абонентов ЛГТС. 1940. С.82. )
М.Б. Пиотровский рассказал в СМИ о намерении Эрмитажа вернуть исторический цвет обивки зрительного зала.
лев на фасаде
Ответ на "лев на фасаде http://gnezdo-aistov.ru/viewtop" от Nipnip
Не вижу смысла в этих ссылках. Чужие современные фото из сети мы использовать в публикациях не можем. В комментах все это не наглядно. Может стоит открыть тему на форуме и собрать там всех львов? Например в разделе "Петербургская коллекция"?
Ответ на "Не вижу смысла в этих ссылках. Чужие современные ф" от Наталия
В Городской коллекции уже есть тема о львах: http://forum.citywalls.ru/topic320-page7.html
Первый Зимний дворец был построен в 1712 г. в глубине участка, у нынешней Миллионной улицы. В 1716 - 1720 гг. по проекту Г.-И.Маттарнови был построен Второй Зимний дворец, вытянувшийся вдоль Зимней канавки и выходивший на Неву торцовым фасадом. В 1725 - 1726 гг. по повелению Екатерины I дворец был значительно расширен по проекту Д.Трезини. Весь прямоугольный участок по периметру окружили корпуса дворца. Лицевой корпус вытянулся вдоль Невы, в его фасад был включен прежний торцовый фасад Маттарнови, ставший правым ризалитом.
(См., например: Эрмитаж. История и архитектура зданий. "Аврора", Л., 1974.)
Таким образом, на месте Эрмитажного театра стоял не Первый Зимний дворец, а Второй. Следует исправить название публикации.
Изображения Второго Зимнего дворца.
1. И.-Г.Маттарнови. Второй Зимний дворец. Фасад со стороны Невы. Проект. 1719. (Эрмитаж, инв. № ОР-3734):
Высокое разрешение -
2. Изображение Второго Зимнего дворца, расширенного Д.Трезини:
Проспект старого Зимнего дворца с каналом, соединяющим Мойку с Невою. Гравюра Е.Г.Виноградова по рисунку М.И.Махаева. 1751 - 1753. (Эрмитаж, инв. № ЭРГ-31464):
Высокое разрешение -
Повторяю свое замечание: на месте Эрмитажного театра был не Первый, а Второй зимний дворец.
Во-первых, надо изменить название публикации - заменить "Первый" на "Второй". Во вторых - если уж даны изображения Первого зимнего дворца (стоявшего в стороне от будущего Эрмитажного театра), то тем более надо дать изображения Второго Зимнего дворца, который и был непосредственно перестроен в Эрмитажный тектр. (Ссылки на изображения хорошего качества я дал в предыдущем комментарии.)
все публикации по Эрмитажному комплексу - сейчас в работе
можно обсудить все чуть позже
Всё хорошо, но есть одно замечание.
Хотя это и не очень логично, но Второй Зимний дворец, расширенный Трезини, обычно тоже называют Вторым Зимним дворцом.
А Третий Зимний дворец - это построенный Растрелли Зимний дворец Анны Иоанновны, стоявший на месте западной части нынешнего Зимнего дворца.
честно говоря - "мы" еще думаем" )
кто как считает - многие (краеведы) современный Зимний дворец называют 6-м (включая деревянный на Мойке)
да и сложно что-то делать вопреки логики ...
хотелось бы сначала все написать, а потом обсуждать ... спасибо
Ответ на "Всё хорошо, но есть одно замечание. Хотя это и не" от S.P.
Вся проблема в том, что дворцами тогда эти здания не называли. Их всегда называли Домама, об этом пишет в своей книге Малиновский. Стоит начинать считать с первой постройки, относящейся к данному типу, а не философствовать, был это дворей или не был. Точо также на счёт Исаакиевского собора, пусть первая церковь не была собором, но она уже была Исаакиевской, поэтому их 4, а не 3. На счёт Зимнего дворца тоже самое. Это три дома Петра, а не дворца, и все они Зимние. Последний, в котором Пётр скончался будет 3-ьим! Сначала построили Малые палатки (личные комнаты Петра), а затем их уж расширяли вдоль Невы, но это уже не новая постройка, а расширенная старая. Таким образом у Петра было 3 Зимних дома.
Ответ на "... дворцами тогда эти здания не называли. Их всегда называли Домами " от Экскурсовод
Хм-м...
Давайте договоримся о терминах.
Что такое "всегда" и "тогда"?!
Вот перед Вами гравюра Махаева. И?
Насчёт нумерации Зимних дворцов вообще молчу.
Считаю это играми ума.
Расширения, переделки...
Трудно провести грань между реконструкцией и новым строительством.
Вот найдётся исследователь, который совершенно резонно заметит, что переделки после пожара 1837 года — по существу новый дворец. ((
Нет ссылок.
Нужно причесать глаголы - время гуляет.
№ 108. С. 127.
Музей Эрмитаж Гос. Мин. культуры СССР - Дворцовая наб., 34,
общежитие - Дворцовая наб., 32.