Публикация

Летний сад (пейзажный)

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль:

Фото - Mary, 2006.

Летний сад  (пейзажный)

 Дворцовая наб., 2 - наб. р. Фонтанки, 1

1704-1706 - закладка сада

1721 - завершение основных работ

Пам. (федеральн.)

2009-2012 - комплексная реставрация

 

  Летний сад  (первоначальный)

  Летний сад  (пейзажный)

  Летний сад  (регулярный и современный)

 

Решетка Летнего сада со стороны Невы

1770-1784 - арх. Фельтен Юрий Матвеевич, Егоров Петр Егорович

Решетка со стороны Мойки

1826 - арх. Шарлемань Людвиг Иванович

"Кофейный домик"

1826 - арх. Росси Карл Иванович

 

 

Летний сад был заложен ранней весной 1704 г. Летний сад был создан в регулярном (архитектурном) стиле.

см. Летний сад (первоначальный)

 

В 1777 г. сильное наводнение с ураганным ветром нанесло большой урон Летнему саду: была разрушена фонтанная система, пострадали грот и значительное число скульптур и деревьев. Вместо восстановительных работ, были засыпаны «гаванец» у Летнего дворца, Поперечный канал и Овальный пруд, разрушен Грот, разобраны галереи, беседки, птичники. Трудно сказать, какая судьба ожидала Летний сад, если бы не сооружение ограды со стороны Невы, начатое в 1770 г. и завершенное в 1784 г.  (см. Решетка Летнего сада со стороны Невы)

 

В конце XVIII в. на смену регулярному парковому стилю Летнего сада пришел пейзажный. Он диктовал естественно садово-парковой композиции. Были уничтожены крытые зеленые коридоры. Прекратилась фигурная стрижка кустарников. Екатерина II распорядилась разобрать остатки павильонов, оранжереи, садовые затеи. Тогда же был засыпан Поперечный канал и уничтожена фонтаная система.

От первоначального облика Летнего сада сохранилась основная регулярная планировка аллей 1-го и 2-го садов, Карпиев пруд, Лебяжий канал, комплекс мраморной скульптуры на прежнем месте, Летний дворец Петра I.

 

Екатерина II любила по утрам прогуливаться в Летнем саду. Еще в 1765 г. здесь произошла ее встреча со знаменитым авантюристом Казановой. Свидание устроили друзья Казановы.

 

К этому времени  берег Невы был расширен путем подсыпки , были устроены гранитные набережные Невы и Фонтанки. Чтобы ликвидировать контраст между нарядным обрамлением невского берега и не имевшей архитектурного оформления северной  границы Летнего сада, было решено возвести здесь ограду. Архитектор Ю. М. Фельтен предложил интересное решение, в котором удачно сочетался  мотив колонн, восходящий  к петровским галереям, со сквозной кованной решеткой.

 

В первой половине XIX в. в Летнем саду появились архитектурные памятники, отмеченные печатью петербургского классицизма. Прежде всего это Кофейный домик, созданный К. И. Росси из полуразрушенного Грота. Архитектор Л. И. Шарлемань построил в глубине сада  Чайный домик и создал чугунную ограду вдоль южной границы Летнего сада, в которой использованы античные декоративные мотивы – ликторские связки, щиты с головой  Медузы Горгоны и мечи. В этой же южной части Летнего сада была установлена в 1839 г. ваза-амфора, выточенная из эльфдальского порфира и преподнесенная Николаю I шведским королем. Поднятая на высокий постамент, хорошо видная из-за решетки, отраженная в водах петровского Карпина пруда, она органично вошла в композицию сада.  Последним привнесением XIX в. была установка в 1855 г. памятника А. А. Крылову, отлитого по модели П. К. Клодта.

 

В композиционной системе города  Летний сад читается как остров, обрамленный реками и каналами. Его северная парадная часть обращена к Неве, восточная граница совпадает с набережной Фонтанки, южная выходит к Мойке, а западная  отмечена Лебяжьей канавкой. Все границы сада имеют строго линейные очертания.

 

С юга на север Летний сад прорезан четырьмя перспективами – аллеями: Лебяжьей, проложенной вдоль канала, Школьной (название, установившееся после 1945 г.), начинающейся от Карпиева пруда, Главной и западной (не имеющей названия). Параллельно берегу Фонтанки и следуя ее изгибу, проходит хозяйственная аллея. Вдоль Невской ограды идет аллея, наименованная невской. Параллельно ей проложены аллеи: первая или Дворцовая, вторая третья. Четвертая и пятая (бывшая граница сада) и шестая, в которую упираются четыре перпендикулярные аллеи. Главная, срединная, аллея  выделена в своей северной части четырьмя площадками, вносящими в перспективу аллеи, оживляющую ее ритмику. Сама аллея и площадки насыщенно декорирована садово-парковой скульптурой, которая являлась самым существенным в убранстве петровского парадиза, его идейной и художественной сутью. Скульптура композиционно увязана с другими аллеями северной части Летнего сада, а также с партером.                    ([197], С. 49-54)

см. Летний сад . Скульптура

 

На рубеже XVIII и XIX вв. в связи со строительством Михайловского дворца изменился облик южной части Летнего сада.

 

Большой ущерб саду принесло наводнение 1824 г. Пострадали и деревья, и скульптура. Частично был разрушен Грот

(автор проекта - арх.-скульпт. Андреас Шлютер) В 1826 г. при строительстве павильона "Кофейный домик", возведенного на месте грота, арх. Карл Росси использовал стены старой шлютеровской постройки.

В 1827 г. арх. Шарлемань Людвиг Иванович возвел Чайный домик недалеко от Кофейного.

К 1827 г. Летний сад был обновлен: "поднят грунт для уничтожения сырости, сглажены рытвины, произведенные наводнением, дороги во всех аллеях заново вымощены, пруд очищен. Вокруг сада устроена новая аллея, по которой ездят верхом и в кабриолетах".

 

В 1826 г. по проекту арх. Л. И. Шарлеманя на южной границе Летнего сада была устроена чугунная решетка. Она украшена изображениями горгоны Медузы. Вблизи ворот этой ограды в 1839 г. установили Порфировую вазу.

 

В первой половине XIX в. сад открыли для петербургской публики. Летний сад стал одним из излюбленных мест для прогулок. По чистым аллеям разгуливали дамы с кавалерами и дети с гувернантками.

Императрица Елизавета Петровна разрешила впускать публику в Летний сад "в небытность государыни" в Петербурге. Любой опрятно одетый человек имел право пройтись по аллеям. С 25 мая 1752 г. сад был открыт для публики по воскресеньям и в праздничные дни. С 10 мая 1755 г. Елизавета приняла решение впускать публику по четвергам. С 16 июня сад возобновил работу и по воскресеньям, а с 24 мая 1756 г. публику чином ниже 2 класса вновь стали впускать только в отсутствие императрицы в Петербурге.  (miraru1)

 

Летний сад вошел в историю отечественной культуры. С ним связаны имена выдающихся деятелей литературы и искусства.

Сюда часто приходил крепостной художник Тарас Шевченко. Здесь Шевченко познакомился с худ. И. М. Сошенко. Сошенко, оценив талант юноши, познакомил его с В. А. Жуковским и К. П. Брюлловым, которые организовали выкуп поэта и художника из крепостной зависимости.

В 1833-1834 гг. А. С. Пушкин жил недалеко от сада (на Пантелеймоновской ул.). Поэт часто приходил сюда по утрам в домашних тапочках и халате. Пушкин с любовью называл Летний сад своим "огородом", как Петр I.

Сохранились свидетельства того, что часто посещали В. А. Жуковский, И. А, Гончаров, М. П. Мусоргский, В, В, Стасов, П. И. Чайкоовский, И. Е. Репин, А. А, Блок и другие.

В 1791-794 гг. рядом с Летним садом в доме Бецкого (Дворцовая наб., 2) жил И. А. Крылов. По утрам он часто купался в Лебяжьей канавке. В саду баснописец любил дремать, сидя на скамейке. 12.05.1855 г. состоялось открытие памятника И. А. Крылову.

 

Вскоре после покушения Д. В. Каракозова на Александра II (4 апреля 1866 г.) в невской ограды сада (часть решеки была выломана), у главных ворот, где прозвучал выстрел, возвели часовню в память о чудесном спасении царя.

см. Часовня св. блг. князя Александра Невского в оргаде Летнего сада

 

На рубеже XIX-XX вв. в саду проводились спортивные соревнования ("скороходное беганье"). В те годы сад был навожден многочисленными торговыми киосками, ларьками, будками, которые загромождали аллеи и площадки.

В 1909 г. был отклонен проект создания на Марсовом поле центрального парка города с засыпкой Лебяжьего канала, что исказило бы облик Летнего сада.

До 1917 г. действовал указ Николая I об ограничении доступа в Летний сад.

 

Наводнение 1924 г. нанесло урон Летнему саду. Погибло 550 вековых деревьев, которые при падении сломали много статуй. После наводнения начались работы по реставрации зданий и скульптур. В саду вместо погибших деревьев были высажены молодые липы. В 1931 г.  было решено восстановить в первоначальном виде ограду. Тогда же разобрали Часовню.На изготовленном новом звене решетки были укреплена мемориальная доска (Д. В. Каракозову).

К 1934 г. Летний дворец был отреставрирован, в нем открылся музей, посвященный Петру I. 

 

Во время Великой Отечественной войны из Летнего дворца были вывезены в тыл все ценности. Памятник Крыловы укрыли мешками с песком и щитами. Мраморные статуи, завернуты в промааленную бумагу и упакованные в ящики,  укрывали в вырытых траншеях. За время блокады ни одно дерево в Летнем саду не было срублено. Осколками снарядов были повреждены многие деревья и гранит ограды.

 

После окончания войны в Летнем саду были посажены клены.

В 1948-1949 гг. была очищена решетка Летнего сада со стороны Невы. В 1953 г. решека вновь засверкала позолотой розеток и других деталей орнамента, позолочены были и ручки на венчающих ограду вазах и урнах. В 1954 убранство сада обогатилось лилиями, розами, тюльпанами, нарциссами и другими цветами, которые росли в Летнем саду в первой четверти XVIII в. Были проведены капитальные работы по ремонту Карпиева пруда и Лебяжьего канала.

 

В 1956 г. скульптуры были расставлены по плану близкому к расстановке первой четверти XVIII в. В это время сад украшали 38 скульптур, 46 бюстов и 5 скульптурных групп.

 

В наши дни Летний сад занимает площадь 11,7 га. В 1980-х гг. в саду насчитывалось 2 900 деревьев разных пород: липы, клены, вязы, ясени, дубы; 22 000 кустарников: сирень, жасмин, боярышник, кизильник, жимолость - размещены в саду группами и в виде живой изгороди. Большей частью лип, посаженных еще в начале XIX в.

([201]. С. 28-38.   [199]. С. 50-56   [200]. С., добавил Mary)

  • фото

    Летний сад. 1885 г.
    («Нева», 1885, № 12, 24 марта)
    (добавил Департамент полиции)

  • фото

    Бенуа А.Н.
    Летний сад.
    (добавил Mary)

  • фото

    Бенуа А.Н.
    Аллеи Летнего сада.
    (добавил Mary)

  • фото

    Летний сад.
    А.П.Остроумова-
    Лебедева 1902.
    (добавил Mary)

  • фото

    Остроумова-Лебедева А.П.
    (добавил Mary)

  • фото

    (добавил Mary)

  • фото

    1913 г.
    (добавил Ладада)

  • фото

    Ленинград. Летний сад зимой.
    А.П.Остроумова--Лебедева. 1929.
    (добавил Mary)

  • фото

    Летний сад. Последствия
    наводнения 1924 г.
    (добавил Ладада)

  • фото

    Фото 1942 г.
    Перспектива набережной Кутузова.
    Фото - Бродский Александр Иванович
    (добавил nikspb)

  • фото

    1945 г.
    Извлечение из укрытия мраморных
    скульптур в Летнем саду.
    Фото - Цильке С.Г.

    (добавил nikspb)

  • фото

    Исаак Бродский.
    Летний сад осенью.
    (добавил Mary)

  • фото

    (добавил Mary)

  • фото

    У памятника И.А.Крылову.
    Фото 1950-х гг. [79]
    (добавил Mary)

  • фото

    1954 г.
    фото Евгений Халдей

  • фото

    1955 г.
    pp.userapi.com
    (добавил Ладада)

  • фото

    В Летнем саду.
    Фото - Илья Голанд 1964 г.
    (Альбом Ленинград. Виды города)

    (добавил Mary)

  • фото

    1970-е? гг.
    Фото - Юрий Рост
    (добавил Ладада)

  • фото
  • фото

    (добавил Mary)

  • фото
  • фото

    1980 г.

  • фото

    1980-е гг.
    (добавил Ладада)

  • фото

    1983 г.
    Фото М. Ивашинцова
    (добавил Ладада)

  • фото

    1983 г. Открытка
    (добавил Mary)

  • фото

    Лебяжий канал.
    Из набора открыток
    "Летний сад". Л.:
    Аврора, 1985.
    (добавил Анчар)

  • фото

    1989 г. Фото Сергея
    Компанийченко
    (добавил Ладада)

  • фото
  • фото
  • фото

    Открытка.
    (добавил Mary)

  • фото

    Приложение
    к Топ-плану 2004

  • фото

    Приложение к Топ-плану 2004

  • фото

    Приложение к Топ-плану 2004
    (добавил IVa )

  • фото

    1969. Зимний Ленинград
    (meshok.net
    {(добавил Сергей Г).

  • фото

    В Летнем саду.
    1970-е? гг.
    Фото - Юрий Рост

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    нач. 2000-х гг.
    фото - Jeremy Nicholl

  • фото

    Фото - Влада, 10.2019.

Композиция Летнего  сада, как приморского вертограда, ориентирована на Невский простор. Его три главные перспективы, проложенные вдоль всей территории, в петровское время выходили прямо к Неве, отделенные от нее лишь галереями колоннами, в наше время  водная панорама открывается сквозь ажурные звенья решетки.

Обнаруживается парадоксальный феномен:  на границе ХХ в., время которое уничтожило многие и многие декоративные элементы, возвратило Летнему саду планировку, соответствующую первоначальному петровскому эскизу.

 

Дворцовая аллея связывает Дворец Петра с партером, распланированном вдоль Лебяжьего канала и отделенным от него Лебяжьей аллеей. Партер обозначен на всех изначальных планах Летнего сада , но не следует думать, что существующий сохранил габариты первоначального. Для понимания изначальной композиции важно одно – именно в этой части на протяжении всего XVIII в. располагались цветочные партеры.

 

Дворцовая аллея пересекается с восточной перспективой, Западной (Школьная аллея) и средней (Главная аллея). Скрещение Дворцовой и Главной аллей отмечено первой площадкой, т.н. Шкиперской. В композиции сада она играет ключевую роль. От нее открывается вид на Невскую аллею, идущую вдоль ограды, и на ворота, т.е. на то место где при Петре I  высились колонны главной парадной галереи, в которой находилась главная драгоценность сада – античная статуя Венеры, своего рода символ Летнего сада.

 

В северной части Летнего сада (т.е. в бывшем Первом Летнем саду) главная аллея ритмично перебивалась акцентами еще трех площадок. Каждая из них закрепляла пересечение поперечных аллей. Четвертая поперечная аллея связывает площадку  перед павильоном Росси с партером и носит наименование аллеи Росси.  Здесь мы вновь встречаемся с полным сохранением петровского замысла. Павильон Росси по пятну и конфигурации повторяет петровский Грот. Этим самым сохранено принципиальное для композиции Летнего сада  расположение декоративного павильона на берегу Фонтанки и его роль, как архитектурной доминанты аллеи. Ведущей в нему, и примыкающих к ней, восьми боскетов.

 

Пятая поперечная аллея, не имеющая специального названия, отмечает трассу исчезнувшего канала и местоположение Оранжереи. От нее начинается Второй Летний сад. Однако эта условная граница не прерывает продольных перспектив. Единственным новым акцентом является расширение Главной аллеи, которая здесь становится тройной.

 

Лебяжья, Школьная и Главная аллеи замыкаются фигурным Карпиным прудом – типичным для регулярных садов водоемов с геометрически четко выявленной береговой линией, которая придает ему облик барочного водяного зеркала.

 

Находясь в центре любой из площадок Главной аллеи, зритель находится в окружении четырех боскетов. То же самое относится и к пересечениям восточной перспективы и Школьной аллеи (западная перспектива) с поперечными аллеями.

Со второй половины XVIII в. формовка (подстрижка) деревьев прекратилась. Породный состав стал более  однообразным. Свободно растущая крона создала над аллеями своеобразный шатер. Но этот живописный пейзажный элемент только  подчеркнул восходящую к годам  основания сада гармоничную строгость его регулярной планировки.

Летний сад удивителен тем, что он первенец петербургских садов, что он сохранил свою петровскую изначальность, с ним связано многое в истории и культуре города, но более всего Летний сад замечателен своей одухотворенностью, пронизан таинственной поэтичностью, которую в разной мере ощущает каждый, погружаясь в его  атмосферу. 

  ([197], С. 54-61, добавил Mary)

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,

Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов

Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца

От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои

О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,

Но света источник таинственно скрыт.

      А. Ахматова Ленинград 1959 г.

  • фото
  • фото
  • фото

    Открытки.

  • фото

Порфировая ваза

- дар шведского короля Николаю I, украшала площадку у входа в Летний сад со стороны Мойки. Установлена на высоком прямоугольном пьедестале из темно-красного порфира. Ваза исполнена в шведском городе Эльфдалене из местного розового порфира. Она собрана из пяти отдельно выточенных частей (по горизонтали). Высота вазы вместе с пьедесталом - 4, 85 м. Ваза была установлена 10.09.1839. В 1968 г. проведена реставрация. 

В январе.2008 г. на вазе образовалась трещина. Через несколько дней знаменитая порфировая ваза Летнего сада развалилась на куски. В рамках глобального проекта реконструкции Летнего сада ваза была отреставрирована и вернулась на прежнее место.

 

Памятник И. А. Крылову

Идея установки памятника великому баснописцу относится к 1844 г. Создавался памятник на добровольные пожертвования. Первоначально предполагалось установить памятник на Васильевском острове, у Академии наук. В 1848 г. был проведен конкурс, в котором победил проект П. К. Клодта. Модель монумента, формовка и отливка выполнены в 1851-1853 гг. В 1854 г. начались работы по установке. 12.05.1855 г. состоялось открытие памятника.

И. А. Крылов изображен сидящим с раскрытой книгой в руках. Пьедестал из темно-серого сердобольского гранита украшен горельефами, выполненными по рисункам худ. А. А. Агина; в основу его работ легли сюжеты басен Крылова.

(по материалам [93], добавил Mary)

  • фото

    Старый Летний сад. 1980-е гг.
    (добавил matim)

  • фото

    Аллея Летнего сада.
    Фото - В.Мельников. 1962 [*]
    (добавил Mary)

  • фото

    В Летнем Саду.
    Середина 1950-х.

  • фото

    сайт vk.com
    (добавил Ладада)

  • фото

    Ворота со
    стороны Мойки

  • фото

    Решетка со стороны Невы
    Фото - Наталия, 2010.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 2007.

  • фото

    Открытка.
    (добавил Mary)

  • фото

    (добавил Mary)

  • фото

    Фото - Тамара
    Николаевна, 2008

  • фото

    Карпиев пруд.
    Фото - Т.В. Юркова

[*] - Ленинград. Комплект открыток. Лениздат. 1983.

 

27 мая 2012 г. завершена комплексная реставрация Летнего сада, полностью изменившая его облик и приблизившая его к облику XVIII века. Восстановлены фонтаны, здания той эпохи, изменена планировка, ставшая вновь регулярной.

 

 

Ансамбль Летнего сада (пейзажный) являлся объектом культурного наследия федерального значения
(Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001). http://kgiop.gov.spb.ru/uchet/list_objects/?page=1064

  • фото

    Старая открытка.

  • фото

    Фото - Mary, 2010.

  • фото

    Ваза эльфдальского
    порфира

  • фото

    Порфировая ваза. 01.2008.
    (фото Новая газета)
    (добавил Mary)

  • фото

    "Мир и Изобилие"
    Фото - С. Васильев
    11.06.2012

  • фото

    Фото 1985 г.
    pp.userapi.com
    (добавил Ладада)

  • фото

    Фото - люблюпитер, 01.2011.

32 комментария
19195 просмотров
Добавил: Mary, 6 Января 2011, 08:19
Редактировано: 6 Апреля 2024, 14:00
Оцените:
(21 голос)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1624.html' target='_blank'>Летний сад (пейзажный) на Citywalls.ru</a>
Всего 32 комментария
  • 12 Декабря 2023, 02:05

     

    Петербургская газета, 1894, № 195, 19 июля.

  • 18 Марта 2024, 05:41

    Наверное, это подходит именно к данной публикации, по периоду:

     

    "Этот необычный снимок был опубликован в 1972 году в газете «Вечерний Ленинград». Он иллюстрировал заметку о нововведении в Летнем саду — статуи на зиму попробовали укрыть прозрачными колпаками из органического стекла, снабжёнными подсветкой.

     

    «Пока эти нововведения носят экспериментальный характер. Необходимо выяснить, как мрамор будет "вести" себя в таких условиях, и ряд других моментов. В ближайшее время также должен решиться вопрос, останутся ли эти футляры на лето», — рассказывала тогда директор Летнего сада Кира Михайловна Егорова.

     

    По каким-то причинам эксперимент не получил продолжения. Позже, в 2009-2011 годах, скульптуры были полностью отреставрированы и перемещены в залы Инженерного замка, а на их места встали точные копии из искусственного мрамора".

     

     

    Источник.

     

    Может быть, стоит сейчас такие колпаки надевать на зимний период? Вид Сада был бы несравнимо лучше, чем с "сараями". Теперь-то технологии должны позволить использовать эту идею. Тем более притом, что статуи ныне здесь стоят принципиально менее ценные. 

    Или лучше просто нынешние статуи не закрывать, а заменять испортившиеся по мере надобности?..

  • 18 Марта 2024, 09:05
    Ответ на "Наверное, это подходит именно к данной публикации," от Nezoist

     Помнится, что в второй половине 1970-х только две скульптуры были под стеклом

  • 18 Марта 2024, 15:54
    Ответ на "По каким-то причинам эксперимент не получил продолжения " от Nezoist

     Микроклимат, мол,  под колпаками был неблагоприятен для мрамора: конденсат, повышенная влажность...

     

    Ну вот по мне, так это всё отговорки!

    Сделать снизу продухи  для вентиляции, например.

    Просто никто не хотел этим заниматься...

  • 18 Марта 2024, 16:13
    Ответ на "Микроклимат, мол,  под колпаками был неблагоп" от Chartpilot

     Везде закрывают деревянными колпаками и в Европейских парках тоже. Значит альтернативы пока не нашли. Дерево дышит, вбирает в себя лишнюю влагу и в то же время защищает от холода и осадков

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31733
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 5198
Всего сегодня: 6224