Закладка Михайловского замка состоялась 26 февраля 1797 г. 4 марта 1797 г. Павел I повелевает: "Строение Михайловского нашего дворца поручить беспосредственно нашему архитектору колежскому советнику Бренне". К строительству Михайловского замка были прикомандированы арх. И. Гирш и Г. Пильников, а также, в качестве чертежника, - К. И. Росси.
К концу октября 1797 г. стены замка были подведены под крышу, и его покрыли временной кровлей. В октябре 1800 г. строительство Михайловского замка было закончено, но работы по отделке интерьеров продлжались еще до февраля 1801 г.
Летний дворец Елизаветы Петровны. Гравюра А. А. Грекова с рис. М. И. Махаева. 1753 г. (добавил Mary)
Летний дворец Елизаветы Петровны и парадный двор перед ним. Вид с юга. (добавил Mary)
Летний Дворец. Фрагмент "Аксонометрического плана Санкт-Петербурга 1765-1773 гг. П. де Сент-Илера".
План 2-го этажа (по чертежу 1801 г.) (добавил Mary)
Ф.Я. Алексеев Михайловский замок в Петербурге, 1800 (добавил - IVa)
Михайловский замок. грав. с карты Петербурга 1820-1825 гг. (добавил Mary)
Кваренги Джакомо. Вид Михайловского замка. (добавил Mary)
Б. Патерсен Вид Михайловского замка. (добавил Mary)
Ф.Я. Алексеев (1753/55-1824) Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки. ок. 1800 г. ГРМ (добавил IVa)
Б. Патерсен Михайловский замок со стороны наб.Фонтанки. 1801 г. (добавил Mary)
Беггров К.П. Вид Инженерного замка со стороны южных ворот. 1830-е гг. (добавил Mary)
Ушин А.А. Инженерный замок. Линогравюра. (Из набора открыток Ушин А.А. Ленинград. Л.: Художник РСФСР, 1967) (добавил Анчар)
* Петроградский голос. 1917, № 70 (22 марта (4 апр.)): добавил: Олег Сыромятников
Общая планировочная схема Михайловского замка довольно проста. Она представляет собой квадрат со стороной немногим более ста метров и вписанный в него восьмиугольник внутреннего двора. Однако внутренняя планировка замка решена с необычайной фантазией. Ее отличает большое разнообразие пространственных архитек¬турных форм. Прямоугольные в плане помещения, выстроенные анфиладами, сменяются круглыми, треугольными, овальными залами, иные анфилады представляют сочетание разных геометрических форм.
Согласно принципам классицизма, постройка должна представлять собой симметричную, строго уравновешенную композицию. Такое впечатление сохраняется, если рассматривать какой-либо фасад Михайловского замка в отдельности. Но так как ни один фасад не является повторением другого, то объемно-пространственное решение замка представляет собой асимметричную композицию. Она позволяет находить при ее обзоре со всех сторон большое разнообразие перспективных видовых точек. Симметрию в плановом и пространственном решении в значительной степени сохраняет только восьмиугольный двор - центр всей архитектурной композиции. Сюда ведет один-единственный проезд, расположенный со стороны главного фасада. Изнутри проезд напоминает многоколонный зал или вестибюль с четырьмя рядами колонн, по шесть колонн в каждом ряду. Колонны поддерживают перекрытие бельэтажа, на котором покоится главный Воскресенский зал, носящий то же название, что и въездные ворота.
Несмотря на различные решения фасадов, замок воспринимается целостным объемом, благодаря постепенному переходу от одного фасада к другому, что достигается системой раскреповок и скругленных углов.
Композиция главного фасада была построена на постепенном нарастании архитектурных масс и скульптурного декора от периферии к центру. На фоне гладких стен рельефно выступает значительных размеров ризалит с мраморными колоннами, объединяющими два верхних этажа. Каждой колонне когда-то отвечала располагав¬шаяся над карнизом круглая скульптура, изображавшая в аллегорической форме одну из областей России.
Центральный портик с такими же, но сдвоенными колоннами облицован разноцветным мрамором, обработанным крупным рустом, украшен двумя обелисками с военной арматурой и вензелем Павла I. Над колоннадой проходит фриз из шокшинского порфира. Завершил композицию фасада треугольный фронтон с барельефом и ступенчатый аттик, увенчанный скульптурной группой работы воспитанника Академии художеств академика М. П. Александрова-Уважного. Из скульптурных произведений сохранился только барельеф в тимпане фронтона на тему «История заносит на свои скрижали славу России», исполненный скульпторами братьями Стаджи-Пьетро, Джакино и Лоренцо.
Не менее интересен фасад со стороны Летнего сада и реки Мойки. Не случайно архитектор решил его как садовый, связав фасад с Летним садом, потерявшим к тому времени регулярный вид и превратившимся в пейзажный.
Широкие пологие марши огромной лестницы осуществили плавный переход из окруженного зеленью пространства к галерее-лоджии, напоминающей раскрытый в сторону сада обширный вестибюль, как бы приглашающий в помещения замка. Использованные здесь живописные барочные приемы - чередование западающих, и выступающих частей, обилие декоративной скульптуры - позволили Бренне еще теснее связать Михайловский замок с создававшимся природным окружением.
Более строгий классический строй архитектурных элементов главного фасада был рассчитан на открытое пространство плац-парадной площади, а использование декоративной скульптуры в решении этого фасада способствовало лучшей композиционной связи замка с конной статуей перед ним. Одновременно конная статуя помогала организации площади, непосредственно примыкающей замку, и обеспечивала более тесную глубинно-пространственную взаимосвязь всех составляющих частей ансамбля.
Боковые фасады - со стороны реки Фонтанки и церковный - более скромны и сходны между собой. Тот и другой в центральной части отмечены выступом, соответствующим в одном случае Овальному залу, а в другом - помещению церкви.
Наиболее развитую композицию представляет церковный фасад, где основной объем церкви мощно выступает из плоскости стены, а устремленная кверху колокольня со шпилем создает значительно более сильный вертикальный акцент.
В завершении церкви, так же как в завершении выступающей части здания со стороны Фонтанки, Бренна продолжил традиции русского барокко начала XVIII века, тем самым осуществив преемственную связь своей постройки с архитектурными памятниками петровского времени.
Если церковный фасад не претерпел значительных изменений, то со стороны Фонтанки со временем исчезла декорированная скульптурой каменная лестница в 27 ступеней и наверху часы с курантами, приобретенные еще в начале 1797 г. у вдовы «шляпочного мастера Марии Магдалены Берг».
Освящение Михайловского замка и замковой церкви было назначено на 8 ноября 1800 г. Торжественное шествие из Зимнего дворца началось около 10 часов утра при громе пушек. Шествие двинулось мимо войск, выстроенных в почетном карауле, в замок. В этот день дворец был открыт для публики, которая могла любоваться роскошью и изяществом убранства вновь созданных чертогов".
Церковь во имя Архангела Михаила
Описание церкви приводит в своих заметках немецкий писатель Август Фридрих Фердинанд Коцебу (1761-1819), посетивший Петербург. "Церковь облицована серым сибирским мрамором и барельефами, изображающими 4-х евангелистов, по карнизам помещены ангельские головки, а внишах две статуи - Веры и Религии. На аттике с обеих сторон креста стоят статуи апостолов св. Петра и св. Павла. Куполом церкви служит вызолоченная башня 14 цельных ионических из сердобольского гранита, с карнизами и цоколями из полированной бронзы, поддреживают хоры. Алтарь имеет вид восьмиугольника из белого и черного мрамора. Царские врата из серебра украшают 6 медальонов из меди. Запрестольный образ - Тайная Вечеря работы пр. Джиовенко." До наших дней помещение церкви дошло с существенными изменениями.
После октябрьской революции церковь закрыли. Затем здесь раполагался небольшой Военно-инженерный музей. В годы ВОВ - размещался госпиталь.
Позже передана Ленинградскому центру научно-технической информации. В 1991 г. Михайловский замок перед под юрисдикцию Русского музея.
В наше время завершена реставрация интерьера церкви.
[*] - Памятники архитектуры Ленинграда. - Л., Стройиздат, 1972 г.
В 1819 г. Михайловский замок был передан Главному инженерному училищу.
Выпускники училища - Ф. Достоевский, Дм. Григорович, М. Глинка, Дм. А. Брянчанинов (епископ Игнатий).
Военно-инженерная академия была создана в 1855 г. из второго Кадетского корпуса. Предшественницей академии была инженерная школа, основанная в Москве в 1712 г. и переведенная в Петербург в 1733 г.
Академия с первых лет существования размещалась в Инженерном замке.
Она готовила офицеров-инженеров для строительных и саперных работ.
В 1932 г. перевели в Москву, где объединили с Высшим инженерно-строительным училищем.
(иллюстрации - Mary, текст - Blackadder, по материалам [61])
В 1851-1852 гг. арх-ры Н. Л. Бенуа и А. И. Кракау создали проект Зимнего сада перед Инженерным замком. Имеющий множетсво вариантов, он был разработан с применением легких металлических конструкций. Проект не был осуществлен.
После ВОВ по проекту, разработанному арх-рами Е. И. Катониным и В. Д. Кирхоглани, была проложена Кленовая аллея от Инженерной ул. до Манежной пл. и все пространство возле нее превращено в сквер. Фактически была возрождена планировка XVIII в., когда к замку со стороны Невского пр. шла зеленая аллея.
<a href='https://www.citywalls.ru/house499.html' target='_blank'>Михайловский замок - Инженерный замок - Николаевская военно-инженерная академия на Citywalls.ru</a>
" В 2003 году во внутреннем дворе замка установлен памятник Павлу I работы скульптора В. Э. Горевого, архитектор В. И. Наливайко."Ссылка (8.10. 2012 г.)
" Инженерный замок и домовая церковь апостолов Петра и Павла.
В 1857 году по повелению внука Павла – императора Александра II Николаевича (1818 – 01 (13) марта 1881), Опочивальня и Будуар Павла I были открыты и обустроены в церковь."Государю угодно было приказать открыть закрытые до того времени комнаты замка, где скончался Император Павел I, и на Собственные средства устроить в них домовую церковь для Николаевского инженерного училища". 8 июля 1857 г., «чтобы положить конец соблазну», было отдано Высочайшее повеление Императора Александра II о создании отдельной малой церкви в двух комнатах бывших личных покоев Павла I, в одной из которых он был в 1801 г. убит заговорщиками. Работы по переоборудованию комнат производил архитектор акад. К. А. Ухтомский. 12 января 1858 г. новая однопрестольная церковь была освящена в честь апостолов Петра и Павла. В притворе церкви находилась плащаница, а над ней образ Спасителя и надпись: "Отче, отпусти им, бо не ведают, что творят".
Храм на 250 человек отделан дубовыми панелями. На стенах - мраморные черные доски с именами павших с честью воспитанников.
Известно, что алтарь Домовой церкви стоял на месте кончины Павла I, ...на месте кровати (железная походная кровать), где совершилось предательское убийство императора Павла I.
Во второй комнате находились притвор, ризница и церковная библиотека. На стене с 1883 г. - мраморный барельеф с изображением Александра II.
При Советской власти, в 1918 году домовая церковь была закрыта (как и церковь Михаила Архангела). Более того, была осуществлена перестройка здания, и на месте, где находился алтарь домовой церкви, по сей день находится коридор (!)..."
2012 г. - " Во дворе Инженерного замка памятник Павлу I исчез со своего привычного места.
Раньше он был установлен ровно посередине. Теперь же Павла отодвинули в сторону. В пресс-службе Русского музея, в подчинении которого находится замок, ответили, что место установки памятника не является историческим, а сама скульптура появилась относительно недавно. Поэтому ее можно передвигать, чтобы сделать пребывание в музее более комфортным для посетителей. " Ссылка (14.10.2012.)
Закладка Михайловского замка состоялась 26 февраля 1797 г. 4 марта 1797 г. Павел I повелевает: "Строение Михайловского нашего дворца поручить беспосредственно нашему архитектору колежскому советнику Бренне".
Таких примеров множество и на этом сайте, и на других, и в мн-ве книг / статей. Неужели авторам не режет глаз / слух "болтание" во времени?! То состоялАСЬ, то вдруг повелеваЕТ. В историч. текстах все равно должно использоваться прошедшее время глаголов, но в таких случаях это т.б. очевидно.
Коллеги, п-та, копируя инф-цию, вникайте в этот временной вопрос.
Коллега, ставить год обращения бессмысленно - речь идет именно о дате. Например, мне на днях придется полностью изменить контент целого сайта - тексты готовились в ворде и в течение 15 минут будут заменены уже на самом сайте. И такие замены по всему сайту происходят не меньше, чем раз в год. А отдельные страницы обновляются еженедельно. И это сайт очень "рутинной" конторы :))
Извините, не понял, что значит у вас "год обращения"; в начале коммента я указал год, когда был переставлен памятник, и затем ссылку на страницу, откуда взята цитата, полная дата перестановки памятника не указана.
Может быть, кто-нибудь более точно укажет дату перестановки (если вы это имеете ввиду) ?
Я имею ввиду, что при указании ссылки на эл. ресурс ставят в скобках за ней дату - число - месяц - год - обращения к этому ресурсу, т.к. контент меняется, сайты переезжают, закрыавются и проч.
2012 г. - " Во дворе Инженерного замка памятник Павлу I исчез со своего привычного места.
Раньше он был установлен ровно посередине. Теперь же Павла отодвинули в сторону. В пресс-службе Русского музея, в подчинении которого находится замок, ответили, что место установки памятника не является историческим, а сама скульптура появилась относительно недавно. Поэтому ее можно передвигать, чтобы сделать пребывание в музее более комфортным для посетителей. " Ссылка (14.10.2012 г.)
P.S. Замена комментария в связи с уточнением даты обращения.
P.P.S. Хотелось бы заметить ( для уважаемого алекса ), что дата обращения по ссылке обычно совпадает с датой комментария ( в большинстве случаев, за исключением нескольких дней, что не имеет, мне кажется, никакого значения, тем более, что информация на сайтах не меняется годами.)
" Величественная громада «дворца Святого Михаила», как именовался замок в документах XVIII столетия, возвышалась на острове, ограниченном с севера и востока водами рек Мойки и Фонтанки. С западной и южной сторон остров омывался двумя специально прорытыми каналами — Воскресенским и Церковным. Система замковых фортификационных сооружений, окружавшая дворец и расположенную перед ним площадь Коннетабля, включала в себя каналы, полубастионы, подъемные мосты и пушки. "
" ...С 1991 года Русский музей ведет комплексную реставрацию памятника и его интерьеров. В 2001 - 2002 гг. проведена исключительная по своей сложности реконструкция части фортификационных сооружений, ранее окружавших замок - открыты фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста, сохранившиеся под землей. Исторические изыскания, археологические работы и уникальный архитектурный проект обеспечили осуществление единственной в своем роде реконструкции инженерно-технического комплекса XVIII столетия - одного из центральных градостроительных ансамблей Петербурга времен царствования Павла I. В отреставрированных залах замка в мае 2003 года открыты новые постоянные экспозиции музея - "История замка и его обитателей", "Античные сюжеты в русском искусстве" и "Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников". "Ссылка (14.10.2012 г.)
В 1911 году с отличием окончил Николаевскую военно-инженерную академию генерал-лейтенант Д.М.Карбышев (1880 - 1945 гг.), зверски замученный фашистами в концлагере Маутхаузен (вместе с другими 500 заключенными).
P.S. На здании была установлена мемориальная доска: " " В этом здании с 1898 по 1900 гг. и с 1908 по 1911 гг. учился выдающийся советский военный инженер и ученый Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Дмитрий Михайлович Карбышев." Доска из лабрадорита. Установлена в 1966 г. по проекту архитектора В.Д.Попова. " ( С. 371 Лит-ра: Б.Н.Калинин, П.П.Юревич Памятники и мемориальные доски Ленинграда. Справочник. Лениздат, 1979 г. - 520 с.)
1942 г. - " - 15 июля 1942 г. - ...Проходя по Фонтанке, я заметил, что совершенно разрушен внутри - со стороны Мойки и Фонтанки - массив Инженерного замка. Но наружная стена цела, издали разрушений можно и не заметить. Там был госпиталь. Погибло много народу.
Это было при одном из апрельских воздушных налетов... " ( С. 198-199 Лит-ра: Лукницкий П. Н. Ленинград действует... Кн.2. М., "Советский писатель", 1971 )
В публикации название фотографии 5 "План здания" надо изменить. Правильно - "План 2-ого этажа (по чертежу 1801 года)". (Лит-ра: Памятники архитектуры Ленинграда. - Л., Стройиздат, 1972. С. 122)
1838-1841 гг. - " Три с половиной года, с января 1838 по август 1841 года, кондуктор Федор Достоевский обычно занимался в угловой спальне своей роты, в так называемой "круглой каморе второго этажа", выходящей окном на Фонтанку." (Лит-ра: Белов С.В. Петербург Достоевского. - СПб., Алетейя, 2002. С.41)
Если мы посмотрим на план 2-го этажа ( http://www.citywalls.ru/photo2443.html ), то увидим. что в этом углу круглого помещения не показано, но оно есть в углу, который обращен к месту слияния Мойки и Фонтанки.
А воообще-то - последнее дело доверять всем этим писакам, которые только и делают, что списывают друг у друга. Вот этот, цитируемый Вами, уважаемый nikspb, фрагмент - именно текст Белова или он ссылается на что-нибудь?
"Кондуктор Достоевский обычно занимался в угловой спальне своей роты, в так называемой "круглой каморе второго этажа", выходящей окном на Фонтанку. В глубокой амбразуре окна, в уединении, он часами просиживал за книгами..." (Саруханян Е. Достоевский в Петербурге. Л., 1972. С. 16). Хоть бы буковку Белов заменил!
Клочки, взятые в кавычки, из воспоминаний командира кондукторской роты и воспитателя А. И. Савельева; нормального текста не могу найти, все только в цитатах. О нем: http://viupetra.3dn.ru/publ/savelev_a_i/36-1-0-435
Здесь упоминание "круглого" помещения отсутствует, а вот Фонтанка есть.
У Саруханян Е.П. ( Достоевский в Петербурге. - Л., 1972 ) на стр. 17 приведена фотографияэтого угла замка (на фото выше), и эта же фотография повторена у Белова С.В. в конце его книги в иллюстрациях.
Подзаголовок книги Белова С.В. - "Научное издание".
P.S. Хотелось бы заметить, что помещение с этого угла не назовешь круглым, но оно всё-таки полукруглое :)).
P.P.S. Обнаружил в статье В.Е.Холшевникова "Ф.М.Достоевский" (Литературные памятные места Ленинграда / сборник. - Л., 1968. С.462) полную цитату А.И.Савельева с упоминанием "круглой каморы" в том месте, где у В.С.Белова точки (пропущено).
В определении угла, думается, решающую роль сыграло упоминание Савельевым Фонтанки, другой угол вроде бы требует иного описания. Кстати, в разных воспоминаниях учащихся, которые просмотрела, упоминается слово "камеры", мне кажется даже - только камеры. Каморы в данном случае восходят, вероятно, к павловским временам, возможно, слово сохранилось в каких-то старых описях, в речи персонала.
Любопытно вообще-то - у Пушкина келья, у Достоевского камера-камора.
Самый известный М.Глинка - композитор Михаил Иванович Глинка, но он - "В 1822 году Михаил Иванович успешно (вторым учеником) окончил курс обучения в Благородном пансионе при Императорском Санкт-Петербургском университете." (из википедии).
Так что в публикации надо эту фамилию либо удалить, либо дополнить инициалами.
Чтобы исключить предположения "о доносе" (см. коммент. ув. Liz), может быть, вы замените своё фото (N 62) на это:
см. публикацию.
P.S. Для ув. GT добавил её фото, которое было в публикации (чтобы пояснить вопрос ув. Liz о "доносе" в её комментарии от 12.02.2014 - был удален модераторами 14.02.2014)
1918 - 1960 гг. - В Михайловском замке находилось Ленинградское Краснознаменное военно-инженерное училище им. А.А.Жданова (за исключением августа 1941 - 1945 гг.). (В разные годы оно носило названия: - 1-е Инженерные Петроградские курсы РККА, - Петроградский военно-инженерный техникум, - Петроградская военно-инженерная школа, - Ленинградская Краснознаменная военно-инженерная школа, - Объединенная Краснознаменая военно-инженерная школа им.Коминтерна, - Ленинградское Краснознаменное военно-инженерное училище.) В 1960-м году училище переведено в г.Калининград. (По материалам: http://ahazov.ru/827)-14.02.2014 , , Мельников В.И. Отсюда шли на фронт / "Ленинградский рабочий" 18.02.1978.)
Странно, что ни в публикации ни в комментариях нет упоминаний о Центральной Военно-морской библиотеке.
Центральная Военно-морская библиотека переедет из Михайловского замка на Кожевенную линию
Санкт-Петербург, 28 ноября. Крупнейшая морская библиотека России готовится к переезду в 2015 году, сообщили «БалтИнфо» в пресс-службе Западного военного округа.
Центральная Военно-морская библиотека Министерства обороны РФ в 2015 году получит в свое распоряжение современный технически оснащенный библиотечный комплекс на Кожевенной линии Васильевского острова. Об этом в ходе торжественных мероприятий, посвященных 215-летию крупнейшей морской библиотеки России, сообщил начальник ЦВМБ Николай Котобан.
Центральная военно-морская библиотека является старейшей и крупнейшей в Вооруженных Силах России. Она была основана 25 ноября 1799 года при учреждении Комитета для обсуждения вопросов по кораблестроению и мореплаванию Адмиралтейств-коллегии и первоначально размещалась в здании Главного Адмиралтейства.
К настоящему моменту основные фонды ЦВМБ расположены в стенах Михайловского замка и насчитывают более 1 млн единиц хранения. Он разделен на несколько частей: хранилище русской книги и русской периодики; иностранных книг и иностранных журналов; газет, переводов. Около 30% дореволюционных изданий являются библиографической редкостью. С 2001 года библиотека включена в 50-ти томный Европейский справочник «Крупнейшие библиотеки Европы, имеющие ценные владельческие издания».
Предприятий неметаллорудных материалов (асбеста, графита, слюды и др.). Гос. всесоюзный проектный и научно-исследовательский ин-т «Гипронинеметаллоруд» — Садовая ул., 2 ([211]. С.131)
Примечание: Многочисленные выставки по истории Петербурга, спектакли
- ГП Библиотека центральная военно-морская - Садовая ул., 2; Инженерный замок Библиотеки специальные Примечание: Закрытого типа. - Лекторий Государственного Русского музея
- ООО"Инженерный Замок"
Ассортимент: столярные изделия Примечание: Интерьеры Виды работ: реставрация
- ЗАО "Раритет" инженерно-коммерческий центр - Садовая ул., 2, оф.94
1988: Военно-морская центральная библиотека; Ленгипроэнергопром, государственный проектный институт электротехнической промышленности, Садовая ул., 2. ([125], с. 58, 171)
1942 г. : Инженерный замок, разрушенный фугасной бомбой. (Лит-ра: АКТ Ленинградской городской комиссии о преднамеренном истреблении немецко-фашисткими варварами мирных жителей .Ленинграда и ущербе, нанесенном хозяйству и культурно-историческим памятникам города за период войны и блокады. - Л., 1945. С.16)
Установка мемориальной доски Д.М. Карбышеву на здании Инженерного замка
Исполком Ленгорсовета обязал Управление культуры Исполкома Ленгорсовета изготовить и установить мемориальную доску на здании Инженерного замка.
Утвержден следующий текст на мемориальной доске:
«В этом здании с 1898 по 1900 г. и с 1908 по 1911 г. учился выдающийся советский военный инженер и ученый, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Дмитрий Михайлович Карбышев».
1945 г. : Вид района Инженерного замка во время реконструкции.
" ... В послевоенные годы всеобщий интерес вызвало воссоздание архитектурных ансамблей площади Искусств и Инженерного замка, которые были искажены позднейшими постройками и пристройками к старым зданиям.
Особенно пострадало окружение Инженерного замка после того, как в прошлом столетии этот памятник архитектуры передали военному ведомству, — у зданий кордегардий, обрамляющих главный подъезд к замку, были построены помещения для различных подсобных служб и, наконец, городской цирк с конюшнями. На Кленовой аллее — между Инженерной улицей и Манежной площадью — выросли жилой дом, хозяйственные флигеля и авторемонтные мастерские. В 1945—1947 годах проект воссоздания этих ансамблей, разработанный мною в содружестве с Е.Катониным и В.Кирхоглани, был осуществлен, что преобразило весь этот район, вернув ему яркий образ, близкий к первоначальному." (Лит-ра: Баранов Н.В. Силуэты блокады: Записки главного архитектора города. - Л., 1982. С.168-169, илл.)
ну так и следует писать: предположительно участие В.И.Баженова, согласно многолетнему преданию, никем не опровергнутом
[особенно умилительно, как Шуйский в своей книжке про Бренна в лучших совецких традициях безапеляционно приписал Замок единолично Бренне , не приведя вообще никаких доказательств ]
Южный фасад Замка представляет очевидную переработку парижских сооружений - колонады Лувра Перро
Последняя монография о Баженове ( Комсомольская правда, Директ-Медиа Москва 2016) , эл копию. которой нам предоставил несравненный nikspb, по поводу авторства замка высказывается определенно:
"Торжественная закладка замка состоялась 26 фев- раля 1797 года. Из-за болезни Баженов не смог при- сутствовать на этом знаменательном событии. Управ- лял возведением замка Винченцо Бренна, бывший ранее лишь декоратором и спешно возведенный в ранг придворного архитектора. Он же выполнил и худо- жественную отделку интерьеров."
но шарлатан Шуйский на сем сайте по прежнему торжествует
Нет, в данном случае у меня источник устный - экскурсии Анатолия Михайловича. Не исключаю, что у него были доклады, например, на эту тему и вообще что-то написанное, но не помню. Но само мнение его помню очень хорошо, он его очень горячо отстаивал. И это в 70-е производило сильное впечатление.
Спасибо за ответ, однако ваше мнение не противоречит той цитате из книги, что привел ув. весовщик. Так было всегда. Например, "Катюшу" - реактивный миномет - изобрел Лангемак, а официально автором проекта считается Костиков, который усовершенствовал миномет и получил все почести и награды.
Новость ещё 2018 года — но здесь её не было. Не прошло и 40-ка лет, как из замка съехал последний старый арендатор советский времён — Центральная Военно-Морская библиотека.
... До восшествия на престол Павла I Бренна работал в Павловске как живописец и ремонтный архитектор. По восшествии на престол Император назначил его первым архитектором двора. Это было естественно ввиду того, что Император отодвигал всё и всех, кто был приближен его родительницей. Бренна как раз целых 16 лет прожил при полуопальном молодом дворе в Павловске. Заметим, что Баженов, который по преданию был близок к Императору, достиг почти 60-ти лет и был, наверно, надломлен неудачами с постройкою Кремля и Царицынского дворца. Бренна же был способен по желанию нетерпеливого Императора носиться из края в край, разбирать незаконченные постройки, чтобы добыть материал для замка, или наскоро и кое-как заканчивать их. Это он весьма неудачно и даже как-то вкось, судя по большинству гравюр, свел маленький куполок на ринальдиевском Исаакии и тем окончательно погубил это изумительное сооружение.
... принимая во внимание, что Бренна ни до, ни после постройки замка не выказал себя большим зодчим, приходится думать, что Михайловский не им проектирован. Предание и свидетельство современников называют автором замка - Баженова, и это совсем не невероятно.
... Если Инженерный замок и был вполне под силу гению В.И. Баженова, то едва ли у последнего хватило бы сил и энергии в столь короткий срок (несколько месяцев) разработать детальные чертежи и расчеты для постройки. Для этого нужны были помощники, и среди них мог быть прежде всего Е. Соколов, автор превосходного углового здания Публичной Библиотеки, затем сам Гваренги, Бренна и молодой Росси, Камерон, Воронихин, Львов и др. Постройку начали в 1796 году, и на торжественной закладке первым среди архитекторов был Е. Соколов. 28-го ноября того же года был дан указ: чтобы замок был вчерне отделан в течение следующего года, и что «Баженов должен иметь наблюдение, чтоб строение производимо было с точностью по данному ему плану». Возможно, что Баженов отклонил от себя самое заведование постройкою, помня свои незаслуженные московские неудачи, Бренна же заведовал всеми строительными работами, и они были переданы целиком в его руки в следующем 1797 году. Одна эта чисто инженерно-административная роль, без сомнения, требовала от него колоссального напряжения сил, так как постройка (47 x 47 x 13 саженей) была закончена в два года. Правда, что она возведена частью из готового материала и была открыта еще сырою, так что на первом балу во всех залах стоял густой туман. Памятью о спешности постройки остается надпись на фризе, предназначавшаяся для Исаакия: «Дому Твоему подобает святыня Господня в долготу дней». Она как-то странно звучит на замке, где спустя немного месяцев после освящения разыгралась мрачная трагедия.
... Что касается до внутреннего убранства, то о нем трудно говорить, потому что все лучшее тотчас после смерти Императора было вывезено. Сохранена лишь парадная лестница, размеры главных залов, отчасти обезображенных новою лепкою и люстрами, и плафон Моттенлейтера с изображением строителя замка. Сходство его одинаково как с Бренна, так с Баженовым и любым зодчим.
... При входе в аллею стоят два павильона, исключительно оригинальных по плану (эллипс с четырьмя выступами). Нижние этажи их рустированы и украшены прелестными скульптурными панно, а в верхних помещены стройные колоннады. Как по плану, так и по пропорциям их следует отнести к числу совершеннейших созданий барокко. Трудно предполагать, чтобы они были созданы Бренна, который, без сомнения, их строил, потому что так сказано на гравированных планах, рисованных его воспитанником Росси, и слишком очевидно сходство пропорций и деталей их с проектами Баженова, которому и следует приписывать их.
... Допуская даже, хотя это и весьма мало вероятно, авторство Бренна, приходится сознаться, что нигде кроме Империи последнего рыцаря не могло быть создано такое сооружение. Если в нем и имеются отзвуки чужеземных мотивов, то целиком переработанные. Скорее же всего, что оно дело мысли того, кто задумал колоссальную ограду Кремля, и кто, изучив все западное зодчество, сумел оценить сказочные церкви старой Москвы.
Курбатов В. 1913 Петербург, (Последние отзвуки барокко)
... Он стоит в истории архитектуры особняком, как Капрарола, Эскуриал, Маффра, Сомерсет Гауз и т. п.
Курбатов В. 1913 Петербург, (Строительство эпохи Императора Павла)
... Главная сила впечатления получается от высокой лестницы, протянутой во всю ширину балкона, да еще расширяющейся книзу. Так и кажется, что по ней должно восходить торжественное шествие мальтийских рыцарей, тогда как площадь перед лестницей должна быть заполнена войсками.
Курбатов В. 1913 Петербург, (Последние отзвуки барокко)
... Сооружение Михайловского замка повлияло на дальнейшее развитие зодчества мыслью о застройке громадного участка по общему плану. ... Замок, площадь Коннетабля, павильоны, манеж и конюшни, т. е. все пространство между Фонтанкой и Итальянской улицей, было распланировано с расчетом на эффект развертывания перспективы по мере приближения к замку. После этого легко могли появиться и площадь Александринки с Театральной улицей и Михайловский замок с одноименной улицей и естественна была перестройка южной стороны площади Зимнего дворца в одно колоссальное целое.
Курбатов В. 1913 Петербург, (Строительство эпохи Императора Павла)
Столпянский П.Н. Петербург: Как возник, основался и рос Санкт-Питербурх. — Петроград, 1918, сс. 273-276.
"28 ноября 1796 года появился указъ новаго Императора Павла I 0 немедленноіі сломк Лтняго деревяннаго дворца и 0 построіік взамнъ его Михайловскаго замка. Приступивъ къ устроііству своего замка поздней осенью, Павелъ I не захотлъ считаться съ условіями- климата: 13 января 1797 года стали рыть рвы подъ фундаментъ, а 2 6 февраля состоялась торжественная, закладка Михаііловскаго замка. Въ іюл 1797 года уже приступили къ каменной кладк , было вызвано до 500 каменщиковъ, которые и успли до заморозковъ возвести болыиую половину зданія, прикрытуіо къ зим временноіо крышею: 7 сентября 1708 года уже заговорили о стропилахъ и въ тоже время вызывали пюставщиковъ желза и кровельщиковъ; 31 мая 1799 года торговались желаіощіе устраивать „плотничною работою куполъ церкви со спицомъ", осенью этого года приступили ко внутреннимъ работамъ, а 6 ноября 1800 года быліі разоеланы повсткіі на освященіе, которое и состоялось 8 ноября въ день архистратига Михаила. Павелъ поспшилъ освященіемъ своего Михаіповскаго замка— послднііі былъ далеко не готовъ во вйутреннемъ своемъ убранств , такъ . что жить въ немъ было еще невозможно, и лишь 1 февраля 1801 года Павелъ перехалъ на постоянное житье. 12 марта того же года онъ былъ убитъ въ своеіі спальн...
...
Точно такяге, пожалуіі, не выяснится и точная цифра, затраченная на ііостроііку: постройка велась съ самыми невроятными тратами, не стсііялись ни передъ чмъ; по предварительнымъ подсчетамъ, сумма расходовъ не мен е 5 міілліоновъ,—эта сумма истрачена была для того, чтобы дать возможность россійскому императору проягнть въ своемъ-, новомъ дворц мен е двухъ недль! Посл страшноіі ночи на 12 марта 1801 года весьма понятно, что императоръ Александръ, еслп и не принимавшііі физически участія въ убіііств своего отца, то знавшііі о немъ, не захотлъ оставаться в ъ Михайловскомъ замк , и 23 марта 1801 года былъ данъ послднііі нарядъ дворцоваго караула—дворецъ пересталъ быть дворцомъ. До 1816 года въ Михаііловскомъ замк помщали всякія учрежденія, для которыхъ не находилось другого мста: въ 1802 году сгода помстили капитулъ россіііскихъ орденовъ; въ 1809 году былъ переведенъ находившіііся на Васильевскомъ Остров Государственный архивъ; въ 1811 году здсь стали даватъ помщенія магометанамъ для совершенія ихъ богослуяіенія, затмъ здсь яге были первое время—институтъ слпыхъ, комиссія духовныхъ училищъ, происходили засданія Общества ліобителеіі словесностіт и, наконецъ, отводились квартиры частнымъ лицамъ—дочери протоіерея Самбургскаго, генералу Дибичу, знаменитоіі Татариновоіі, которая устраивала тутъ же свои хлыстовскія раднія... Шли годы. Подросталъ великііі князь Пиколай Павловичъ и былъ назначенъ генералъ-инсиекторомъ инженернаго вдомства. Инягенерное вдомство расцвло. До сихъ поръ оно находіілось въ пренебреженіи и не имло даже постояннаго опредленнаго помщенія; теперь, когда во глав былъ назначенъ великііі князь Николаіі Павловичъ, стали искать это особое помщеніе и нашли, что для инженернаго управленія или, какъ оно звалось,—инженерныіі департаментъ,—вполн подходитъ Михаііловскііі замокъ, которыіі и передали іінягенерному департаменту. Первое время относились бол е или мен е осторожно къ драгоцнностямъ замка, но такое церемонное отношеніе продоляіалось недолго: бол е дорогія вещи—камины, картины, вазы—гофъ-интендантская контора удержала при сдач замка, а тяжеловсныя и громоздкія украшенія, какъ, напримръ, мраморныя колонны, стны изъ ляписъ-лазури, инженерное вдомство, „признавая непригодными для офиціальныхъ помщепій", назначало въ продажу съ торговъ. Конечно, приэтомъ выказывалась очень трогательная заботливость о казенномъ интерес : вызывались оцнщики, составлялись иодробныя описи, длалась широкая публикація о продаж , отъ котороіі ждалась „немалая" прибыль. Но подходили торги, они бывали безрезультатны, такъ какъ оцночноіі суммы никто не давалъ: закипала тогда канцелярская работа, составлялись новыя отнопіешя о необходимости понизить оцнку и дйствительныя драгоцнности шли за безцнокъ... Если при созданіи своего замка Павелъ не церемонился - архитекторъ Бренна имлъ распоряженіе брать ' нужныіі матеріалъ для построііки отовсіоду, гд " только наіідетъ,—то не церемонились и при разгром замка. Разгромъ, или, врне, „грабежъ" шелъ дневноіі; нельзя в ъ настояіцее время безъ содроганія читать сохранившіяся архпвныя дла, въ которыхъ запечатлна въ мельчайшихъ подробностяхъ исторія распродажи украшенііі Михаііловскаго замка... И, главное, нельзя подыскать никакого бол е или мен е понятнаго объясненія этому явленію. В ъ самомъ д л , почему послдовало приказаніе „на занятіе большого столоваго зала, прилегаюіцеіі маленькоіі тронноіі и парадноіі комнатъ" для помщенііі инженерноіі мастерскоіі и модельноіі. Большая столовая и маленькая тронная Павла Петровича, распоряженіемъ его сыновеіі (Александра I и Николая I), превращаіотся в ъ столярныя мастерскія! Неужели для послднихъ нельзя было наііти другого бол е подходящаго мста!"
Помню, за такой же комментарий , об огромном неотредактированном тексе, да еще и помещенном в публикацию, был зашикан, в том числе и Вами, уважаемая Liz:))
На замену текст Столпянского из книги "Как возник, основался и рос Санкт-Питербурх"
28 ноября 1796 года появился указ нового императора Павла I о немедленной сломке Летнего деревянного дворца и о постройке взамен его Михайловского замка. Приступив к устройству своего замка поздней осенью, Павел I не захотел считаться с условиями климата: 13 января 1797 года стали рыть рвы под фундамент, а 26 февраля состоялась торжественная закладка Михайловского замка. В июле 1797 года уже приступили к каменной кладке, было вызвано до 500 каменщиков, которые и успели до заморозков возвести большую половину здания, прикрытую к зиме временною крышею: 7 сентября 1798 года уже заговорили о стропилах и в то же время вызывали поставщиков железа и кровельщиков 31 мая 1799 года торговались желающие устраивать «плотничною работаю купол церкви со спицом», осенью этого года приступили ко внутренним работам, а 6 ноября 1800 года были разосланы повестки на освящение, которое и состоялось 8 ноября в день архистратига Михаила. Павел поспешил освящением своего Михайловского замка — последний был далеко не готов во внутреннем своем убранстве, так что жить в нем было еще невозможно, и лишь 1 февраля 1801 года Павел переехал на постоянное житье. 12 марта того же года он был убит в своей спальне...
С Михайловским замком связаны имена двух архитекторов: русского Баженова и итальянца Бренна. Кто их них составлял проект этой павловской затеи, до сих пор остается невыясненным, и мы боимся, что вследствие пережитой нами разрухи, когда в достаточной степени пострадали архивные дела, этот вопрос об имени строителя замка останется невыясненным. Точно также, пожалуй, не выяснится и точная цифра, затраченная на постройку: постройка велась с самыми невероятными тратами, не стеснялись ни перед чем по предварительным подсчетам, сумма расходов не менее 5 миллионов, — эта сумма истрачена была для того, чтобы дать возможность российскому императору прожить в своем новом дворце менее двух недель! После страшной ночи на 12 марта 1801 года весьма понятно, что император Александр, если и не принимавший физически участия в убийстве своего отца, то знавший о нем, не захотел оставаться в Михайловском замке, и 23 марта 1801 года был дан последний наряд дворцового караула — дворец перестал быть дворцом. До 1816 года в Михайловском замке помещали всякие учреждения, для которых не находилось другого места: в 1802 году сюда поместили капитул российских орденов в 1809 году был переведен находившийся на Васильевском Острове Государственный архив в 1811 году здесь стали давать помещения магометанам для совершения их богослужения, затем здесь же были первое время — институт слепых, комиссия духовных училищ, происходили заседания Общества любителей словесности и, наконец, отводились квартиры частным лицам — дочери протоиерея Самбургского, генералу Дибичу, знаменитой Татариновой, которая устраивала тут же свои хлыстовские радения... Шли годы. Подрастал великий князь Николай Павлович и был назначен генерал-инспектором инженерного ведомства. Инженерное ведомство расцвело. До сих пор оно находилось в пренебрежении и не имело даже постоянного определенного помещения теперь, когда во главе был назначен великий князь Николай Павлович, стали искать это особое помещение и нашли, что для инженерного управления или, как оно звалось, — инженерный департамент, — вполне подходит Михайловский замок, который и передали инженерному департаменту. Первое время относились более или менее осторожно к драгоценностям замка, но такое церемонное отношение продолжалось недолго: более дорогие вещи — камины, картины, вазы — гоф-интендантская контора удержала при сдаче замка, а тяжеловесные и громоздкие украшения, как например, мраморные колонны, стены из ляпис-лазури, инженерное ведомство, «признавая непригодным для официальных помещений», назначало в продажу с торгов. Конечно, при этом выказывалась очень трогательная заботливость о казенном интересе: вызывались оценщики, составлялись подробные описи, делалась широкая публикация о продаже, от которой ждалась «немалая» прибыль. Но подходили торги, они бывали безрезультатны, так как оценочной суммы никто не давал: закипала тогда канцелярская работа, составлялись новые отношения о необходимости понизить оценку и действительные драгоценности шли за бесценок...
Если при создании своего замка Павел не церемонился — архитектор Бренна имел распоряжение брать нужный материал для постройки отовсюду, где только найдет, — то не церемонились и при разгроме замка. Разгром, или, вернее, «грабеж» шел дневной нельзя в настоящее время без содрогания читать сохранившиеся архивные дела, в которых запечатлена в мельчайших подробностях история распродажи украшений Михайловского замка... И, главное, нельзя подыскать никакого более или менее понятного объяснения этому явлению. В самом деле, почему последовало приказание «на занятие большого столового зала, прилегающей маленькой тронной и парадной комнат» для помещения инженерной мастерской и модельной. Большая столовая и маленькая тронная Павла Петровича, распоряжением его сыновей (Александра I и Николая I), превращаются в столярные мастерские! Неужели для последних нельзя было найти другого более подходящего места!
За время почти столетнего существования Николаевской Инженерной академии и Инженерного училища из стен Инженерного замка вышли не только сотни талантливых военных инженеров. Инженерная школа, основанная императором Николаем Первым, подарила своему Отечеству ряд выдающихся людей, ставших его славой и гордостью. Среди них писатели Ф.М.Достоевский и Д.В.Григорович, ученые И.М.Сеченов, П.И.Яблочков и Е.С.Федоров, историк Н.К.Шильдер, архитектор И.Д.Корсини, художник К.А.Трутовский, композитор Ц.А.Кюи и другие.
В последних числах октября 1917 г. юнкера последнего выпуска Николаевского Инженерного училища приняли участие в революционных событиях. В приказе «Комитета спасения» от 29 октября говорилось, что «всем воинским частям, опомнившимся от удара большевистской авантюры» и желающим послужить делу революции и свободы предписывалось немедленно стягиваться в Николаевское Инженерное училище. Это воззвание не было поддержано другими военными училищами, и гарнизон замка капитулировал. Несколько иначе написано в энциклопедическом справочнике «Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград» (1992): В конце октября Инженерный замок был штабом юнкерского мятежа 1917 г, при подавлении которого занят солдатами Павловского полка. В 1918 г. в стенах замка открываются Первые Инженерные Петроградские командные курсы, часть преподавательского и офицерского состава переходят на службу новой власти. Этим событием открывается очередная страница истории Михайловского (Инженерного замка). Однако эта страница больше похожа на чистый лист, так как в упомянутых выше книгах сведения об этом периоде практически отсутствуют. Вышеуказанный справочник также сообщает, что в 1920-30-х гг. в Инженерном замке размещались Военно-инженерная школа и Военно-инженерный исторический музей РККА; в 1925-1932 – Военно-техническая академия. В период блокады замок пострадал от артобстрелов и бомбардировок. Прямым попаданием тяжелой авиабомбы в восточное крыло была уничтожена бывшая парадная столовая замка. Восстановительные, перепланировочные и реставрационные работы велись многие послевоенные годы.
В замке работали многие разнопрофильные организации, которые не способствовали сохранению первоначальных интерьеров дворца. Из наиболее крупных организаций можно назвать Центральную военно-морскую библиотеку, которая занимает юго-восточную часть замка и Ленинградский межотраслевой территориальный центр научно-технической информации и пропаганды, который располагался в оставшейся не занятой части восточного крыла здания. В обеих организациях я был неоднократным посетителем и читателем.
То что Инженерный замок не пустовал, подтверждают воспоминания бывшего курсанта Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э.Дзержинского - Э.Г. Карпова, опубликованные в книге «Я ВЫРОС В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ». Санкт-Петербург 2007. Справка. Эдуард Гаврилович Карпов - доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии, более тридцати лет проработал в сфере военного подводного кораблестроения, пройдя путь от молодого специалиста до главного инженера Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин».
«…Заканчивался последний день июля тысяча девятьсот пятьдесят четвертого года, когда у входа в здание Адмиралтейства, в котором находилось училище имени Дзержинского, сошлись три бывших тбилисских нахимовца - Слава Жежель, Коля Попов и я. В нахимовском мы были в разных взводах, но были достаточно дружны, а теперь нам предстояло вместе учиться в «дзержинке», и с этого дня мы стали очень близкими друг другу. По старой нахимовской привычке использовать «полностью» время отпуска мы пришли сюда за полчаса до истечения его срока. Немного переговорив, мы сделали глубокий вдох и переступили порог, за которым начинался новый этап нашей жизни. Войдя в служебный вестибюль, мы представились дежурному офицеру, который с удивлением стал рассматривать наши предписания. В училище нас никто не ждал. В здании стояла мертвая тишина - все курсанты были в это время на плавательных практиках. Немного подумав, дежурный офицер повел нас на второй этаж, открыл ключом дверь с надписью «кабинет марксизма-ленинизма» и сказал: «Переночуете здесь, а завтра разберемся». В кабинете стояли длинные столы, на которых лежали подшивки газет. Такое начало нового этапа жизни нас озадачило, но мы сохраняли чувство юмора и, поострив по поводу неожиданной увертюры, улеглись спать на марксистских столах, подложив под головы стопки газетных подшивок и укрывшись бушлатами.
На следующий день в училище появилась большая группа выпускников ленинградского нахимовского училища, и мы влились в эту группу. Днем нас привели к заместителю начальника училища по учебной части, который решал, на каком факультете каждый из нас будет учиться. В «дзержинке» в то время было три факультета: паросиловой, электротехнический и кораблестроительный. Два первых готовили инженеров-механиков и инженеров-электриков для надводных кораблей и подводных лодок, то есть плавающий состав Военно-морского флота. А вот у выпускников кораблестроительного факультета был довольно большой диапазон возможных назначений: военные представительства в проектных организациях и на заводах-строителях боевых кораблей и подводных лодок, Военно-морской научно-исследовательский институт, судоремонтные заводы и аппарат Главного управления кораблестроения Военно-морского флота, а также служба на кораблях и подводных лодках в качестве командиров трюмных групп и дивизионов живучести. В «народной» молве кораблестроительный факультет считался «элитным» (на самом деле он был, возможно, более трудным для обучения, а во всем остальном он ничуть не отличался от других факультетов училища).
Оказалось, что все нахимовцы, пришедшие в «дзержинку», хотят учиться на кораблестроитедбном факультете. Это обстоятельство вызвало недовольство начальства, но все же желания почти всех были удовлетворены, и мы были зачислены на «корфак». Однако потом не всем удалось закончить именно этот факультет - в училище возникли другие обстоятельства.
<...>
… Но вот, наконец, все курсанты вернулись из отпуска, и в ноябре начался наш первый учебный год. Кораблестроительный факультет размещался не в Адмиралтействе, а в Инженерном замке (так тогда официально назывался исторический Михайловский замок). Большая часть замка в то время была нежилой - эти обшарпанные помещения были закрыты еще со времен войны. Кубрики (комнаты), учебные классы и помещения специализированных кафедр факультета размещались, в основном, в той части замка, которая обращена к Фонтанке, а в верхних этажах со стороны Летнего сада размещался небольшой иностранный факультет «дзержинки», готовивший военных корабелов для некоторых стран социалистического лагеря. Слушатели и курсанты иностранного факультета жили автономно, и мы мало общались с ними, в основном - на старших курсах. Иностранный факультет просуществовал недолго, а судьбы многих его выпускников были трагическими. Почти всех «наших» китайцев расстреляли хунвейбины в годы «культурной революции». Албанцев посадили в тюрьму, когда Энвер Ходжа разорвал отношения с Советским Союзом. Румыны подвергались притеснениям, когда Чаушеску тоже разорвал отношения с нашей компартией. И только два болгарина, высокие красивые парни, которых хорошо знали во всем училище, потому что они красиво пели русские песни, достигли высот в области кораблестроения у себя в стране.
<...>
… Зима первого курса была холодной и трудной. Мы уставали и не высыпались. Комната, в которой поначалу находился мой учебный класс, была расположена среди нежилых и неотапливаемых помещений на первом этаже со стороны Садовой улицы. В комнате стояла большая печь, отапливаемая углем. Чтобы согреть комнату, окруженную толстыми каменными стенами замка, нужно было топить печь несколько часов подряд. Топить ее начинали рано утром, но на первых уроках мы сидели в шинелях - в классе было холодно.
Гражданские преподаватели, читавшие нам общеобразовательные предметы высшей школы, вынуждены были читать лекции, не снимая своих зимних пальто. Потом наш класс перевели в теплое помещение на другой стороне замка. Там, в тепле, на первых уроках жутко хотелось спать. Кто-то боролся со сном, а кто-то сдавался. Вспоминается такая картина: первый урок, идет лекция по физике, многие спят. Лекцию читает доцент Соколов - человек с внушительной внешностью старого интеллигента и изысканно вежливыми манерами. Глядя на класс, он все понимает и время от времени пытается как-то изменить обстановку. Вот он громко и с выражением произносит какой-то постулат, после чего вдруг обращается к спящему курсанту со словами: «Извините, я Вас не разбудил?» И продолжает читать лекцию. Он мог бы выдворить из класса спящего курсанта, и того бы примерно наказали, но он никогда не делал этого, по-видимому, понимая, что мы спим на лекциях не от хорошей жизни. Была у этого физика еще одна оригинальная манера: задав курсанту какой-либо вопрос и получив правильный ответ, он всегда произносил своим низким и слегка скрипучим голосом: «Благодарю Вас, Вы очень любезны». Вообще-то лекции Соколова мне нравились, и я слушал его с интересом, если это были не первые часы, и не нужно было бороться со сном. …Мерзнуть в ту зиму приходилось не только в классе, но и на улице. За первым курсом был закреплен «наружный» пост часового на углу замка, который смотрит на пересечение Садовой улицы и Мойки. Там, в угловой части здания, находится небольшой хозяйственный дворик, в котором хранился уголь, используемый для топки печей. Часовой должен был охранять этот уголь и никого не допускать к стенам замка. Стоишь ночью один, на улице - сильный мороз, а вокруг - мертвая тишина. Вид у тебя «еще тот»: поверх шинели одет тулуп, на ногах - валенки, «уши» у шапки опущены и завязаны под подбородком, а винтовку прижимаешь «под мышкой», так как руки в шерстяных перчатках жутко мерзнут. Дверь, у которой ты стоишь, закрыта на замок, и ты прекрасно понимаешь «особую ценность» охраняемого угля и бессмысленность твоего пребывания на этом посту, и тоскливо ждешь, когда же придет к тебе смена. Этот пост был одним из «десертов», которыми угощали нас наши старшины. …Неприятными зимними мероприятиями были также утренние походы в баню. Нас поднимали в пять часов утра, и мы, не выспавшиеся, топали строем, дрожа от холода, в большую баню на улице Чайковского, через которую за два утренних часа должен был пройти весь факультет. Мытье в бане рано утром не доставляло никакого удовольствия, а после этого снова нужно было идти по морозу и, по приходе в замок, начинать рабочий день.
<...>
… На втором курсе мы, по мере возможности, стали изучать историческое здание, в котором мы жили. В этом своеобразном памятнике архитектуры отсутствовала какая бы то ни была симметрия: все залы, комнаты, коридоры, лестницы были непохожими друг на друга и располагались в здании причудливым образом. Главным украшением той части здания, где мы жили, был большой танцевальный (Овальный) зал на втором этаже, окна которого выходили на Фонтанку. К входу в этот зал вела широкая мраморная лестница, по которой когда-то ходили царские вельможи и знатные дамы, а возможно - и сам государь император. Теперь же по ней время от времени бегали курсанты и простые советские девушки, которых приглашали в замок на танцевальные вечера. (Об этом зале мне рассказывала и моя жена, которая также в тот период неоднократно посещала танцевальные вечера по приглашению двух знакомых офицеров-болгар). В нежилой части здания большой интерес вызывали апартаменты вокруг кабинета, где был убит император Павел, и сам его кабинет, расположенный на втором этаже со стороны Летнего сада. Какое-то время нам удавалось проникать туда и обследовать замысловатые подходы к приемной императора, скрытые уступы в стенах, тайную винтовую лестницу, ведущую от приемной на первый этаж, и пустой кабинет императора со знаменитым камином. Позднее доступ к этим помещениям был надежно перекрыт, и они стали казаться еще более таинственными, а мы продолжали путешествовать по нежилым помещениям и лестницам в течение нескольких лет, с переменным успехом преодолевая запретные проходы. Над крышей замка со стороны Летнего сада возвышается некое прямоугольное сооружение, которое в наше время просто пустовало. Еще на третьем курсе мы повадились загорать на крыше этого сооружения. Подходы к нему по разным пустующим лестницам и чердакам мы выявили в процессе изучения нежилых помещений замка. Но на четвертом курсе у нас появился новый начальник факультета по фамилии Чопикашвили, который стал изучать строение замка и обнаружил наш «пляж», после чего категорически запретил курсантам лазать на крышу и приказал закрыть на надежные замки все двери, через которые можно было бы проникнуть на чердак и далее — на крышу. Но загорать-то хотелось - мы ведь подолгу жили без солнца, которое светило в окна. И мы обнаружили еще одну дверь, через которую можно было выбраться на чердак. Эта дверь находилась в кубрике роты первого курса и была постоянно закрыта на ключ, а ключ от нее находился в связке ключей у дежурного по этой роте. Дежурными по роте стояли старшины - четверокурсники, среди которых были и «свои ребята». И небольшой контингент старшин - четверокурсников, нарушая запрет, продолжал время от времени загорать на крыше. Стоял июнь, начиналась экзаменационная сессия, и все курсанты сидели в своих классах, занимаясь самостоятельно.
В тот злополучный день с утра сияло солнце, и мне засвербело полезть на крышу. Дежурным по роте первого курса в этот день был Слава Жежель (для меня он по-прежнему был «Славка» - нас, тбилисских нахимовцев, было всего двое в роте). Славка открыл мне ключом заветную дверь, и мы договорились о времени, когда он снова откроет ее, чтобы впустить меня обратно. Я улегся на горячей крыше с надеждой изменить довольно белый цвет моего тела, но мой «кайф» был недолгим: надо мной возникла фигура начфака (не лень же ему было залезать сюда по узкой и неудобной лестнице). Два риторических вопроса начфака - «почему вы здесь находитесь» и «как вы сюда попали» - остались без ответа. Он объявил мне тридцать суток неувольнения в город, и я вернулся в замок по другой лестнице в сопровождении начальника факультета, после чего пошел сообщить Славке, что дверь открывать уже не нужно.
…Оркестр в послевоенные годы. Джаз в стране был запрещен - об этом уже много рассказано и написано. Но после того, как в 1957 г. в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи, в стране стали возникать неофициальные (то есть - нелегальные) оркестрики, а затем - оркестры, которые играли джаз и пользовались огромной популярностью у молодежи. Конечно, это не было тайной для соответствующих органов, но - в стране подули новые ветры, и органы стали как бы не замечать их. Во всяком случае, в Ленинграде джазовая музыка уже вовсю звучала на разных «закрытых» танцевальных вечерах.
В джазе у Кандата играли великолепные мастера: на рояле - будущий известный композитор и музыкант Кальварский, на трубе - виртуоз Костя Носов, которого в народе величали «золотой трубой», на контрабасе - Виталий Понаровский, папа будущей эстрадной звезды, а на саксофоне - сам Кандат. С появлением в замке этого неофициального джаза наши танцевальные вечера приобрели широкую известность - девочки ломились на них (мальчики были только свои - курсанты). Танцевальный зал всегда был полон, а Софья мастерски решала задачу продажи билетов и оплаты оркестра - это ведь была запрещенная деятельность, проводившаяся без участия финансовых органов. Играли музыку Глена Миллера и другие джазовые шедевры. Время от времени Кандат делал сольные номера. Изящный, со вкусом одетый и весь похожий на одного из солистов оркестра Глена Миллера, он подходил к рампе и издавал своим саксофоном чарующие звуки, играя классический джаз, или какую-нибудь наиболее популярную мелодию, или просто демонстрируя свой высокий класс с помощью импровизаций. И бывал на этих вечерах еще один коронный номер: курсант пятого курса Саня Квашенкин выходил на сцену и в сопровождении оркестра пел на английском языке «Чатаногу чу-чу». Пел точь-в-точь, как это исполнялось в "Серенаде солнечной долины", и срывал бурные аплодисменты. (Лет через двадцать мне довелось общаться с Саней по служебным делам, и я с удовольствием напомнил ему о том, как он здорово пел в курсантские годы, - он только улыбался в ответ, потому что давно уже не пел).
<...>
Другим свидетельством в копилку истории замка являются краткие заметки моего брата.
«Как ни странно, но живя в Питере с 1945 г., я впервые оказался во дворе Михайловского замка только, где-то в марте 1973 г., в поисках нового места работы. К тому времени я работал в ЦПКБ химического машиностроения уже шесть лет и чувствовал, что нужно поменять обстановку, чтобы не закиснуть. Подходя к замку, я знал, что там расположено много организаций, в том числе и проектных, которые меня интересовали, но когда я беспрепятственно вошел во двор замка, то был поражен, во- первых, наличием четырех подъездов, а во-вторых, обилием на стенах у подъездов табличек с наименованием организации в них размещаемых. Видимо, в силу характера, я начал обход с правого подъезда. Табличек было несколько, но я обратил внимание и запомнил только одну «ЦНТИ» (Центр научно-технической информации). Подъезд был очень популярен у горожан - люди сновали вперед и назад беспрерывно, но я туда не пошел. На следующем подъезде висела доска с названием организации «Ленгипротяжмаш» (Государственный проектный институт по проектированию предприятий тяжелого машиностроения). Мне было известно, что этот институт ведет проектирование таких заводов как: «Металлический завод», «Невский машиностроительный», «Завод турбинных лопаток», «Уралтяжмаш» и др. Мой разговор с начальником отдела кадров продолжался около часа, но в результате мне было сказано, что вакансий в БГИ (бюро главных инженеров проекта) сейчас нет. Думаю, что его смутил или мой возраст (молодой) или не понравилась фамилия. К сожалению, на внутреннее убранство помещений я в тот день не обратил внимания. Так закончился мой первый визит в замок, на другие организации уже не было времени.
Через несколько дней, как-то вечером, на кухне нашей коммунальной квартиры, я рассказал о своем неудачном визите в замок своему соседу. Сосед Юра Страшкевич работал ГИПом в проектном институте. Он, выслушав мою историю, говорит: «А давай к нам, я переговорю с Володей». С Володей я был немного знаком, он бывал в гостях у Юры. Как потом выяснилось, Володя работал заместителем главного инженера по производству и был начальником Бюро ГИПов института «Ленгипроэнергопром». Каково же было мое удивление, когда я узнал, что институт «Ленгипроэнергопром» расположен в Михайловском замке, но в левом от арки крыле. Вход был по левой парадной лестнице. Таким образом, в апреле 1973 г. я начал работать заместителем ГИПа в «Ленгипроэнергопроме». В начале 1980-х гг. его переименовали в «Ленгипроэлектро». В этом институте я проработал до сентября 1991 г., в том числе ходил на работу в замок до февраля 1991 г.
Институт «Ленгипроэнергопром» вел проектирование предприятий электротехнической промышленности, в том числе, подотрасли: крупное элетромашиностроение, производство свинцовых и щелочных аккумуляторов и производство сварочного оборудования. В Питере за нашим институтом было закреплено генпроектирование по двум заводам объединения «Электросила», объединение «Источник», Ленинградский аккумуляторный завод, завод «Электрик» и некоторые другие. Наш институт размещался на всех этажах левого крыла здания. Бюро ГИПов располагалось в первых двух комнатах анфилады на втором этаже с правой стороны площадки второго этажа парадной лестницы. Я работал в первой комнате, где, как потом выяснилось, в марте 1801 г. прощались с убитым императором Павлом. Замок производил на меня двоякое впечатление. С одной стороны восхищали остатки былой роскоши: парадная лестница в два цвета из мрамора, Геогиевский зал (его закрыли в середине 70-х гг. и больше я его не видел), церковь святого Михаила в процессе ее реставрации, комнаты императора с потайной лестницей и многое другое. С другой стороны, грязные, долго не ремонтированные стены, деревянные перегородки и общее впечатление запустения и отсутствия хозяина.
Отдельно вспоминаются эпизоды, когда на праздники приходилось дежурить по ночам. Ночные обходы по винтовым лестницам, неясные шумы и шорохи оставляли достаточно неприятные ощущения. Третья серия моих впечатлений о замке - это 2005 год, когда мы с женой Викой посетили музей «Михайловский замок». Совместить хорошо оформленные музейные анфилады с назначением и использованием этих помещений в период работы в «Ленгипроэлектро» (который начал постепенно освобождать помещения замка в 1988 г) было очень интересно».
<...>
Вместо заключения предлагаю познакомиться с одной из многочисленных легенд Михайловского замка, опубликованных, нет, не в популярных ныне книгах Н.Синдаловского, а в рассказе более авторитетного писателя - Николая Семеновича Лескова "Приведение в Инженерном замке" (1882 г.)
«У домов, как у людей, есть своя репутация. Есть дома, где, по общему мнению, нечисто, то есть, где замечают те или другие проявления какой-то нечистой или по крайней мере непонятной силы. Спириты старались много сделать для разъяснения этого рода явлений, но так как теории их не пользуются большим доверием, то дело с страшными домами остаётся в прежнем положении. В Петербурге во мнении многих подобною худою славою долго пользовалось характерное здание бывшего Павловского дворца, известное нынче под названием Инженерного замка. Таинственные явления, приписываемые духам и привидениям, замечали здесь почти с самого основания замка. Ещё при жизни императора Павла тут, говорят, слышали голос Петра Великого, и, наконец, даже сам император Павел видел тень своего прадеда. Последнее, без всяких опровержений, записано в заграничных сборниках, где нашли себе место описания внезапной кончины Павла Петровича, и в новейшей русской книге г. Кобеко. Прадед будто бы покидал могилу, чтобы предупредить своего правнука, что дни его малы и конец их близок. Предсказание сбылось. Впрочем, тень Петрова была видима в стенах замка не одним императором Павлом, но и людьми к нему приближёнными. Словом, дом был страшен потому, что там жили или по крайней мере являлись тени и привидения и говорили что-то такое страшное, и вдобавок ещё сбывающееся. Неожиданная внезапность кончины императора Павла, по случаю которой в обществе тотчас вспомнили и заговорили о предвещательных тенях, встречавших покойного императора в замке, ещё более увеличила мрачную и таинственную репутацию этого угрюмого дома. С тех пор дом утратил своё прежнее значение жилого дворца, а по народному выражению - "пошёл под кадетов".
Нынче в этом упразднённом дворце помещаются юнкера инженерного ведомства, но начали его "обживать" прежние инженерные кадеты. Это был народ ещё более молодой и совсем ещё не освободившийся от детского суеверия, и притом резвый и шаловливый, любопытный и отважный. Всем им, разумеется, более или менее были известны страхи, которые рассказывали про их страшный замок. Дети очень интересовались подробностями страшных рассказов и напитывались этими страхами, а те, которые успели с ними достаточно освоиться, очень любили пугать других. Это было в большом ходу между инженерными кадетами, и начальство никак не могло вывести этого дурного обычая, пока не произошёл случай, который сразу отбил у всех охоту к пуганьям и шалостям. Об этом случае и будет наступающий рассказ. Особенно было в моде пугать новичков или так называемых "малышей", которые, попадая в замок, вдруг узнавали такую массу страхов о замке, что становились суеверными и робкими до крайности. Более всего их пугало, что в одном конце коридоров замка есть комната, служившая спальней покойному императору Павлу, в которой он лёг почивать здоровым, а утром его оттуда вынесли мёртвым. "Старики" уверяли, что дух императора живёт в этой комнате и каждую ночь выходит оттуда и осматривает свой любимый замок, - а "малыши" этому верили. Комната эта была всегда крепко заперта, и притом не одним, а несколькими замками, но для духа, как известно, никакие замки и затворы не имеют значения. Да и, кроме того, говорили, будто в эту комнату можно было как-то проникать. Кажется, это так и было на самом деле. По крайней мере, жило и до сих пор живёт предание, будто это удавалось нескольким "старым кадетам" и продолжалось до тех пор, пока один из них не задумал отчаянную шалость, за которую ему пришлось жестоко поплатиться. Он открыл какой-то неизвестный лаз в страшную спальню покойного императора, успел пронести туда простыню и там её спрятал, а по вечерам забирался сюда, покрывался с ног до головы этой простынёю и становился в тёмном окне, которое выходило на Садовую улицу и было хорошо видно всякому, кто, проходя или проезжая, поглядит в эту сторону.
Исполняя таким образом роль приведения, кадет действительно успел навести страх на многих суеверных людей, живших в замке, и на прохожих, которым случалось видеть его белую фигуру, всеми принимавшуюся за тень покойного императора. Шалость эта продолжалась несколько месяцев и распространила упорный слух, что Павел Петрович по ночам ходит вокруг своей спальни и смотрит из окна на Петербург. Многим до несомненности живо и ясно представлялось, что стоявшая в окне белая тень им не раз кивала головой и кланялась; кадет действительно проделывал такие штуки. Всё это вызывало в замке обширные разговоры с предвозвещательными истолкованиями и закончилось тем, что наделавший описанную тревогу кадет был пойман на месте преступления и, получив "примерное наказание на теле", исчез навсегда из заведения. Ходил слух, будто злополучный кадет имел несчастие испугать своим появлением в окне одно случайно проезжавшее мимо замка высокое лицо, за что и был наказан не по-детски. Проще сказать, кадеты говорили, будто несчастный шалун "умер под розгами", и так как в тогдашнее время подобные вещи не представлялись невероятными, то и этому слуху поверили, а с этих пор сам этот кадет стал новым привидением. Товарищи начали его видеть "всего иссеченного" и с гробовым венчиком на лбу, а на венчике будто можно было читать надпись: "Вкушая вкусих мало мёду и сё аз умираю". Если вспомнить библейский рассказ, в котором эти слова находят себе место, то оно выходит очень трогательно.
Вскоре за погибелью кадета спальная комната, из которой исходили главнейшие страхи Инженерного замка, была открыта и получила такое приспособление, которое изменило ее жуткий характер, но предания о привидении долго ещё жили, несмотря на последовавшее разоблачение тайны. Кадеты продолжали верить, что в их замке живёт, а иногда ночами является призрак. Это было общее убеждение, которое равномерно держалось у кадетов младших и старших, с тою, впрочем, разницею, что младшие просто слепо верили в привидение, а старшие иногда сами устраивали его появление. Одно другому, однако, не мешало, и сами подделыватели привидения его тоже побаивались. Так, иные "ложные сказатели чудес" сами их воспроизводят и сами им поклоняются и даже верят в их действительность…»
В описаниях замка фигурируют Воскресенские, Рождественские и Зачатейские ворота: "Воскресенские — с портиками и колоннами полированного гранита с украшениями из пудожского камня, ведут на главный двор, куда позволялось въезжать лишь членам императорского семейства и посланникам. Рождественские — чугунные, со стороны Большой Садовой улицы, и Зачатейские ворота — с Фонтанки." [Кошель П. А. "Столица Российской империи. История Санкт-Петербурга второй половины XVIII века"]
Расположение Воскресенских и Рождественских ворот сомнений не вызывает, а вот где находятся Зачатейские ворота остается не ясным: на восточном фасаде замка, со стороны Фонтанки, ворот нет. В числе иллюстраций статьи есть фотография таблички над Зачатейскими воротами с подписью: "Табличка над одной из наружных дверей". Подскажите, где находится эта табличка и Зачатейские ворота?
№ 108. C. 2.
Бюро ремпромоборудования специально-конструкторское технологич. (так в оригинале) - Садовая, 2.