Публикация
Старо-Калинкин мост
Фото - Старо-Калинкин мост
1786-1788 - инж. Герард И. К., инж. Сухтелен П. К. 1892-1893 - арх. Рылло М. И. 1907-1908 1965 - арх. Бенуа И. Н. (реставрация) 1986-1987 - арх. Иванов В. М. (реставрация) (Постановление от 10 июля 2001 года N 527)
С 1733 г. здесь существовал деревянный мост, переброшенный через рукава реки Фонтанки. В конце 1780-х гг. построен каменный мост по типовому проекту мостов через Фонтанку. В 1802-1893 гг. по проекту архитектора М.И. Рылло мост расширен до 15,2 м, разводной пролет реконструирован в постоянный. В 1907-1908 гг. в связи с прокладкой трамвайных путей мост вновь расширяется, сохраняя башни и ограждения. В 1965 г. по проекту архитектора И.Н. Бенуа воссозданы обелиски на опорах моста, восстановлены гранитные скамьи и парапеты, отделяющие тротуары от проезжей части. В 1969 г. позолочены металлические декоративные детали. В 1989 г. по проекту архитектора В.М. Иванова воссозданы фонари. (Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. - Л.: Лениздат, 1991. С.303;) О капитальном исправлении среднего пролета Старо-Калинкина моста Начальная дата: 25.02.1876. Конечная дата: 04.03.1877. (ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 118. Дело 75. 39 л.) О перестройке Старо-Калинкина моста через р.Фонтанку. Начальная дата: 29.07.1888. Конечная дата: 27.07.1889. (ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 118. Дело 523. 26 л.) По заявлению гласного М.А.Ратькова-Рожнова о перестройке Старо-Калинкина моста без оставления на нем существующих башен для уширения проезда на нем. Начальная дата: 13.05.1892. Конечная дата: 26.06.1892. (ЦГИА СПб. Фонд 792. Опись 1. Дело 5505 ) С Линда - производство работ по переустройству Старо-Калинкина моста Начальная дата: 21.08.1907. Конечная дата: 11.05.1910. (ЦГИА СПб. Фонд 1496. Опись 1. Дело 471) О переустройстве Старо-Калинкина моста. 08.10.1906. (ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 151. Дело 195) О кредите в 243444 рублей 50 копеек на переустройство Старо-Калинкина моста Начальная дата: 06.10.1906. Конечная дата: 09.10.1907. (ЦГИА СПб. Фонд 1496. Опись 1. Дело 452) Исполнительные чертежи и подсчёты работ по укладке путей на Калинкином мосту и набережной реки Фонтанки. 1908 г. (ЦГИА СПб. Фонд 1496. Опись 2. Дело 48) (Добавил:
* Рис. Кнорра, 1798 г. Фото-тинто-гравюра из альбома "Историческая панорама Санкт-Петербурга и его окрестностей", выпуск VII, часть 10-я. Изд-е Московского Товарищества "Образование". Изд. 1914 г. МНЗ КП-4191/35 (Музей "Невская застава", С-Пб)
В 1785-1788 гг. на Фонтанке были построены семь однотипных трехпролетных каменных мостов:
Построен в 1786-1787 гг. (инж. П. К. Сухтелен, И. К. Герард) как 3-пролетный каменный на месте существовавшего уже в 1737 г. деревянного моста. В 1892-1893 г.г. разводное пролетное строение заменено кирпичным лучковым сводом с гранитными арками по фасадам (арх. М. И. Рылло). В 1907-1908 гг. мост вторично расширен пристройкой дополнительных гранитных сводов с верховой и низовой сторон во всех 3 пролетах. Гранитные башни и парапеты на опорах сохранены. В 1965 г. восстановлены гранитные обелиски с фонарями, гранитные скамейки на устоях и парапеты, отделяющие проезжую часть от тротуаров (арх. И. Н. Бенуа). Длина моста 65,6 м, ширина – 30 м. (Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник. 1992. С.594)
По инициативе Ленмостотреста, поддержанной инспекцией по охране памятников, архитектору И. Н. Бенуа - она крупнейший знаток петербургской старины - поручили создание проекта реставрации «мостовой переправы» через Фонтанку. В 1965 г. бригада гранитчиков треста восстановила на устоях моста гранитные скамейки, стройные обелиски и парапеты, отделяющие проезжую часть от тротуаров. В 1969 году мастерами реставрационных мастерских была восстановлена позолота на шарах башен и обелисков. «Скоро слово сказывается, да не скоро дело делается». Не обошлось, увы, и без этого. Только в минувшем году были изготовлены наконец мастерами кооператива «Гамма» мемориальные бронзовые доски. Кузнец В. С. Волковой в соответствии с проектом В. М. Иванова отковал и собрал в кузнице при производственном ремонтно-эксплуатационном управлении Ленмостотреста восемь оригинальных шестигранных фонарей. Патиноровку, позолоту тех фонарей выполнили специалисты участка № 3 объединения «Реставратор». Монтаж всего этого декора произвели слесари Южного мостового эксплуатационного управления Ленмостотреста. В масштабах самого моста работы, координацию которых осуществлял инженер Е. А. Смердягин, не столь, казалось бы, значительны. Но пройдитесь по реставрированному мосту, и вы поймете что «новизна» вернула ему прежний, дышащий стариной облик… (Павлов П. Старо-Калинкин / Ленинградская правда. 1988(?). Фото А. Дроздова) (Добавил:
Старо-Калинкин мост перекинут через реку Фонтанку в створе Старо-Петергофского проспекта. Он соединяет Коломенский и Безымянный острова. Длина моста по задним граням устоев - 61,6 м, полная ширина - 30,8 м. Это каменное трехпролетное сооружение, где средний пролет перекрыт пологой циркульной аркой, а боковые - каменными сводами коробовых очертаний. Четыре гранитные башни выполнены в виде открытых беседок, состоящих из слабо рустованных колонок ромбического сечения. Их венчают круглые купола с шарообразными позолоченными урнами. На башнях установлены мемориальные доски, обозначающие даты начала и окончания строительства. Перильные ограждения - металлические секции на гранитных тумбах - совпадают по рисунку с решетками набережной реки Фонтанки, на открылках - гранитные парапеты. Своё название мост получил по наименованию Калинкиной деревни (небольшой финской деревни, расположенной в этих местах с XVII века, ижорское название – Кальюла или Kallina). Название Калинкин мост было официально присвоено переправе 20 августа 1739 г. Затем его называли по-разному: Калинковский (1755 г.), Калинкинский (1758 - 1875 гг.), снова Калинкин (1763 - 1867 гг.) и Большой Калинкин мост (1820 - 1925 гг.). С 1930-х гг. переправу окончательно переименовали в Старо-Калинкин мост. С 1733 г. здесь существовал деревянный мост. Длина моста доходила до 250 м. Мост имел подъемный пролёт с надмостными сооружениями для раскрытия его полотен в виде трехпролетных порталов с «журавлями». В 1780-х гг. началось строительство гранитной набережной реки Фонтанки, работами руководил инженер-полковник И. К. Герард. Согласно Генеральному плану переустройства Фонтанки, с 1782 по 1788 г. было построено семь мостов: Как и остальные типовые мосты на реке Фонтанке, Калинкин мост представлял собой трехпролетное каменное сооружение с деревянным двукрылым разводным пролетом в центре и каменными арками по бокам. Опоры моста - каменные, облицованы гранитом. На опорах снизу были построены треугольные гранитные ледорезы, а сверху - четыре гранитные башни, в которых находились подъемные механизмы. Мост разводился вручную с помощью цепей. Тротуары от проезжей части отделялись гранитными бордюрами, у въездов на мост были установлены гранитные обелиски с фонарями, а у парапетов на открылках моста - гранитные скамьи. В 1892 - 1893 гг. по проекту архитектора М. И. Рылло мост был частично реконструирован - его расширили до 15,2 м, а средняя деревянная подъемная часть была заменена пологим каменным сводом. Были восстановлены гранитные башни над речными опорами. В 1907 - 1908 гг. в связи с прокладкой трамвайных путей по мосту расширяется его проезжая часть с сохранением гранитных башен и гранитных парапетов на опорах. В 1965 г. по инициативе Ленмосттреста было решено восстановить исторический облик Старо-Калинкина моста, вернуть ему утраченный декор. Архитектор И. Н. Бенуа разработала проект реставрации на основе архивных материалов и изображений моста в живописи. Мосту были возвращены гранитные детали: скамьи на парапетах открылков моста, бордюры вдоль тротуаров и круглые обелиски на въездах. В 1969 г. позолочены металлические декоративные детали. В 1986 - 1987 гг. по проекту архитектора В. М. Иванова воссозданы фонари и памятные доски на башнях. С октября 2013 г. по апрель 2014 г. на мосту производился ремонт дорожного покрытия, трамвайных рельсов и коммуникаций. Дополнительная информация Старо-Калинкин мост - самый последний мост через реку Фонтанку, доступный для горожан и туристов. Дальше начинается завод «Адмиралтейские верфи», на территории которого река Фонтанка впадает в Финский залив. По набережной реки Фонтанки на мост приходят транспортные потоки с Садовой улицы. Мост находится на учете Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (mostotrest-spb.ru добавил
Старо-Калинкин мост без больших изменений сохранил свой первоначальный внешний облик. В 1892-1893 гг. мост подвергся коренной реконструкции: были разобраны даже арки и быки, устои. Гранитные башни, стоявшие на этих быках, были восстановлены. Деревянный разводной пролёт был заменён на постоянный каменный. После реконструкции ширина моста составляла 15, 2 м. К началу ХХ в. башни с цепями сохранились лишь на Старо-Калинкином и Чернышевом мостах. За время своего существования мост понес существенные утраты: исчезли каменные скамьи у парапетов, обелиски с фонарями, были утрачены памятные доски на башнях моста, которые обозначали даты начала сооружения моста (Н.1786.) и окончания строительства (О. 1788). Эти утраты были восстановлены в 1960-х гг. в ходе реставрации, осуществленной под научным руководством И. Н. Бенуа. Ограждениями моста служат решетки с гранитными тумбами, сработанные по типу традиционных ограждений наб. Фонтанки. (по материалам [
Первоначальное наименование - Калинкин мост известно с 1738 г. Официально оно присвоено 20 августа 1739 г. Дано по находившейся на левом берегу Фонтанки Калинкиной деревне. В таком виде название существовало до 1867 г. Употреблялись также варианты Калинковский мост (1755-1762 гг.) и Калинкинов мост (1775-1777 гг.). Позже с появлением Мало-Калинкина моста появляется наименование Большой Калинкин мост (1820-1929 гг.) или Большой Калинковский мост (1894 г.). Современное название известно с 1873 г. в форме Старокалинкинский мост. С 1907 г. - Старо-Калинкин мост. (Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга/ Авт.-сост. Алексеева С. В., Балашов Е. А., Владимирович А. Г., и др. СПб.: Информационно-издательское агентство "ЛИК", 2002. С.384-385)
Памятник федеральный. Основание: Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001 КГИОП Мост включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге (Постановление Правительства Российской Федерации № 527 от 10.07.2001 г.) "О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге" мост Старо-Калинкин, 1786-1788 гг., строитель - инж. Герард И.К., строитель - инж. Сухтелен П.К., 1892-1893 гг., арх. Рылло М.И., 1907-1908 гг., 1965 г. (реставрация), арх. Бенуа И.Н., 1986-1987 гг. (реставрация), арх. Иванов В.М. 1* 2022. Фрагмент схемы РГИС. Ансамбль: Набережные и мосты реки Фонтанки. Наименование ОКН: Мост Старо-Калинкин. Датировка: 1786 - 1788; 1892 - 1893; 1965 (реставрация); 1986 - 1987 (реставрация) Авторы: стр-инж. Герард И. К, стр-инж. Сухтелен П. К.; арх. Рылло М. И.; арх. Бенуа И. Н.; арх. Иванов В. М. Категория охраны: Ф. Основание: Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.
![]() ![]() Добавил: Наталия, 20 Июля 2010, 17:18
Редактировано: 24 Марта 2025, 22:22
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house13045.html' target='_blank'>Старо-Калинкин мост на Citywalls.ru</a>
Всего 108 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32417
Готовится: 76
Улицы: 2712
Архитекторы: 4156
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14528
Всего сегодня: 13779
|
А вот что "великая и ужасная" Википедия глаголет:
В1965 году Ленмостотрест выступил с инициативой возвращения Старо-Калинкину мосту исторического облика. Государственная инспекция по охране памятников поддержала это начинание, и реставрационным мастерским был передан заказ на осуществление работ. Проект был составлен архитектором И. Н. Бенуа .[3] Одним из источников общего вида переправы в XIX веке явилась картина К. Ф. Кнаппе «Калинкин мост», написанная в 1840 году .[4]
В результате реставрационных работ были воспроизведены утраченные элементы прежнего декора моста, благодаря чему облик моста приобрёл вид, схожий с приведённым в проектных материалах40-х годов XIX века и художественных изображениях его современников. Для достижения такой исторической достоверности пришлось провести широкое историческое исследование архивных материалов и исторических справок.[4]
В результате несколько восстановленных надмостных частей коренным образом изменили весь облик моста. Вдоль мостового полотна восстановлены гранитные барьеры, отделяющие проезжую часть от тротуара. Они находятся вплотную друг к другу и заканчиваются у въездов на мост фигурными торцами, впереди которых круглые гранитные столбики, предназначенные оберегать их от повреждений. На парапетах открылков моста, повторяя их геометрию, тянутся гранитные скамьи. Около открылков установлены гранитные круглые обелиски с фонарями.[4]
В1969 году выполнена позолота металлических декоративных деталей моста.[2]
В1986 -1987 годах была выполнена реставрация. Воссозданы фонари и памятные доски на башнях по проекту архитектора В. М. Иванова.[3]
2.http://service.sch239.spb.ru:8001 Старо-Калинкин мост (рус.). Проверено 4 марта 2008.
4.«Всё, что нужно знать о Санкт-Петербурге» ; Анжелика Лихачева Старо-Калинкин мост (рус.). Проверено 29 февраля 2008.