Публикация
Старо-Калинкин мост
Фото - Старо-Калинкин мост
1786-1788 - инж. Герард И. К., инж. Сухтелен П. К. 1892-1893 - арх. Рылло М. И. 1907-1908 1965 - арх. Бенуа И. Н. (реставрация) 1986-1987 - арх. Иванов В. М. (реставрация) (Постановление от 10 июля 2001 года N 527)
С 1733 г. здесь существовал деревянный мост, переброшенный через рукава реки Фонтанки. В конце 1780-х гг. построен каменный мост по типовому проекту мостов через Фонтанку. В 1802-1893 гг. по проекту архитектора М.И. Рылло мост расширен до 15,2 м, разводной пролет реконструирован в постоянный. В 1907-1908 гг. в связи с прокладкой трамвайных путей мост вновь расширяется, сохраняя башни и ограждения. В 1965 г. по проекту архитектора И.Н. Бенуа воссозданы обелиски на опорах моста, восстановлены гранитные скамьи и парапеты, отделяющие тротуары от проезжей части. В 1969 г. позолочены металлические декоративные детали. В 1989 г. по проекту архитектора В.М. Иванова воссозданы фонари. (Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. - Л.: Лениздат, 1991. С.303;) О капитальном исправлении среднего пролета Старо-Калинкина моста Начальная дата: 25.02.1876. Конечная дата: 04.03.1877. (ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 118. Дело 75. 39 л.) О перестройке Старо-Калинкина моста через р.Фонтанку. Начальная дата: 29.07.1888. Конечная дата: 27.07.1889. (ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 118. Дело 523. 26 л.) По заявлению гласного М.А.Ратькова-Рожнова о перестройке Старо-Калинкина моста без оставления на нем существующих башен для уширения проезда на нем. Начальная дата: 13.05.1892. Конечная дата: 26.06.1892. (ЦГИА СПб. Фонд 792. Опись 1. Дело 5505 ) С Линда - производство работ по переустройству Старо-Калинкина моста Начальная дата: 21.08.1907. Конечная дата: 11.05.1910. (ЦГИА СПб. Фонд 1496. Опись 1. Дело 471) О переустройстве Старо-Калинкина моста. 08.10.1906. (ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 151. Дело 195) О кредите в 243444 рублей 50 копеек на переустройство Старо-Калинкина моста Начальная дата: 06.10.1906. Конечная дата: 09.10.1907. (ЦГИА СПб. Фонд 1496. Опись 1. Дело 452) Исполнительные чертежи и подсчёты работ по укладке путей на Калинкином мосту и набережной реки Фонтанки. 1908 г. (ЦГИА СПб. Фонд 1496. Опись 2. Дело 48) (Добавил:
* Рис. Кнорра, 1798 г. Фото-тинто-гравюра из альбома "Историческая панорама Санкт-Петербурга и его окрестностей", выпуск VII, часть 10-я. Изд-е Московского Товарищества "Образование". Изд. 1914 г. МНЗ КП-4191/35 (Музей "Невская застава", С-Пб)
В 1785-1788 гг. на Фонтанке были построены семь однотипных трехпролетных каменных мостов:
Построен в 1786-1787 гг. (инж. П. К. Сухтелен, И. К. Герард) как 3-пролетный каменный на месте существовавшего уже в 1737 г. деревянного моста. В 1892-1893 г.г. разводное пролетное строение заменено кирпичным лучковым сводом с гранитными арками по фасадам (арх. М. И. Рылло). В 1907-1908 гг. мост вторично расширен пристройкой дополнительных гранитных сводов с верховой и низовой сторон во всех 3 пролетах. Гранитные башни и парапеты на опорах сохранены. В 1965 г. восстановлены гранитные обелиски с фонарями, гранитные скамейки на устоях и парапеты, отделяющие проезжую часть от тротуаров (арх. И. Н. Бенуа). Длина моста 65,6 м, ширина – 30 м. (Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник. 1992. С.594)
По инициативе Ленмостотреста, поддержанной инспекцией по охране памятников, архитектору И. Н. Бенуа - она крупнейший знаток петербургской старины - поручили создание проекта реставрации «мостовой переправы» через Фонтанку. В 1965 г. бригада гранитчиков треста восстановила на устоях моста гранитные скамейки, стройные обелиски и парапеты, отделяющие проезжую часть от тротуаров. В 1969 году мастерами реставрационных мастерских была восстановлена позолота на шарах башен и обелисков. «Скоро слово сказывается, да не скоро дело делается». Не обошлось, увы, и без этого. Только в минувшем году были изготовлены наконец мастерами кооператива «Гамма» мемориальные бронзовые доски. Кузнец В. С. Волковой в соответствии с проектом В. М. Иванова отковал и собрал в кузнице при производственном ремонтно-эксплуатационном управлении Ленмостотреста восемь оригинальных шестигранных фонарей. Патиноровку, позолоту тех фонарей выполнили специалисты участка № 3 объединения «Реставратор». Монтаж всего этого декора произвели слесари Южного мостового эксплуатационного управления Ленмостотреста. В масштабах самого моста работы, координацию которых осуществлял инженер Е. А. Смердягин, не столь, казалось бы, значительны. Но пройдитесь по реставрированному мосту, и вы поймете что «новизна» вернула ему прежний, дышащий стариной облик… (Павлов П. Старо-Калинкин / Ленинградская правда. 1988(?). Фото А. Дроздова) (Добавил:
Старо-Калинкин мост перекинут через реку Фонтанку в створе Старо-Петергофского проспекта. Он соединяет Коломенский и Безымянный острова. Длина моста по задним граням устоев - 61,6 м, полная ширина - 30,8 м. Это каменное трехпролетное сооружение, где средний пролет перекрыт пологой циркульной аркой, а боковые - каменными сводами коробовых очертаний. Четыре гранитные башни выполнены в виде открытых беседок, состоящих из слабо рустованных колонок ромбического сечения. Их венчают круглые купола с шарообразными позолоченными урнами. На башнях установлены мемориальные доски, обозначающие даты начала и окончания строительства. Перильные ограждения - металлические секции на гранитных тумбах - совпадают по рисунку с решетками набережной реки Фонтанки, на открылках - гранитные парапеты. Своё название мост получил по наименованию Калинкиной деревни (небольшой финской деревни, расположенной в этих местах с XVII века, ижорское название – Кальюла или Kallina). Название Калинкин мост было официально присвоено переправе 20 августа 1739 г. Затем его называли по-разному: Калинковский (1755 г.), Калинкинский (1758 - 1875 гг.), снова Калинкин (1763 - 1867 гг.) и Большой Калинкин мост (1820 - 1925 гг.). С 1930-х гг. переправу окончательно переименовали в Старо-Калинкин мост. С 1733 г. здесь существовал деревянный мост. Длина моста доходила до 250 м. Мост имел подъемный пролёт с надмостными сооружениями для раскрытия его полотен в виде трехпролетных порталов с «журавлями». В 1780-х гг. началось строительство гранитной набережной реки Фонтанки, работами руководил инженер-полковник И. К. Герард. Согласно Генеральному плану переустройства Фонтанки, с 1782 по 1788 г. было построено семь мостов: Как и остальные типовые мосты на реке Фонтанке, Калинкин мост представлял собой трехпролетное каменное сооружение с деревянным двукрылым разводным пролетом в центре и каменными арками по бокам. Опоры моста - каменные, облицованы гранитом. На опорах снизу были построены треугольные гранитные ледорезы, а сверху - четыре гранитные башни, в которых находились подъемные механизмы. Мост разводился вручную с помощью цепей. Тротуары от проезжей части отделялись гранитными бордюрами, у въездов на мост были установлены гранитные обелиски с фонарями, а у парапетов на открылках моста - гранитные скамьи. В 1892 - 1893 гг. по проекту архитектора М. И. Рылло мост был частично реконструирован - его расширили до 15,2 м, а средняя деревянная подъемная часть была заменена пологим каменным сводом. Были восстановлены гранитные башни над речными опорами. В 1907 - 1908 гг. в связи с прокладкой трамвайных путей по мосту расширяется его проезжая часть с сохранением гранитных башен и гранитных парапетов на опорах. В 1965 г. по инициативе Ленмосттреста было решено восстановить исторический облик Старо-Калинкина моста, вернуть ему утраченный декор. Архитектор И. Н. Бенуа разработала проект реставрации на основе архивных материалов и изображений моста в живописи. Мосту были возвращены гранитные детали: скамьи на парапетах открылков моста, бордюры вдоль тротуаров и круглые обелиски на въездах. В 1969 г. позолочены металлические декоративные детали. В 1986 - 1987 гг. по проекту архитектора В. М. Иванова воссозданы фонари и памятные доски на башнях. С октября 2013 г. по апрель 2014 г. на мосту производился ремонт дорожного покрытия, трамвайных рельсов и коммуникаций. Дополнительная информация Старо-Калинкин мост - самый последний мост через реку Фонтанку, доступный для горожан и туристов. Дальше начинается завод «Адмиралтейские верфи», на территории которого река Фонтанка впадает в Финский залив. По набережной реки Фонтанки на мост приходят транспортные потоки с Садовой улицы. Мост находится на учете Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (mostotrest-spb.ru добавил
Старо-Калинкин мост без больших изменений сохранил свой первоначальный внешний облик. В 1892-1893 гг. мост подвергся коренной реконструкции: были разобраны даже арки и быки, устои. Гранитные башни, стоявшие на этих быках, были восстановлены. Деревянный разводной пролёт был заменён на постоянный каменный. После реконструкции ширина моста составляла 15, 2 м. К началу ХХ в. башни с цепями сохранились лишь на Старо-Калинкином и Чернышевом мостах. За время своего существования мост понес существенные утраты: исчезли каменные скамьи у парапетов, обелиски с фонарями, были утрачены памятные доски на башнях моста, которые обозначали даты начала сооружения моста (Н.1786.) и окончания строительства (О. 1788). Эти утраты были восстановлены в 1960-х гг. в ходе реставрации, осуществленной под научным руководством И. Н. Бенуа. Ограждениями моста служат решетки с гранитными тумбами, сработанные по типу традиционных ограждений наб. Фонтанки. (по материалам [
Первоначальное наименование - Калинкин мост известно с 1738 г. Официально оно присвоено 20 августа 1739 г. Дано по находившейся на левом берегу Фонтанки Калинкиной деревне. В таком виде название существовало до 1867 г. Употреблялись также варианты Калинковский мост (1755-1762 гг.) и Калинкинов мост (1775-1777 гг.). Позже с появлением Мало-Калинкина моста появляется наименование Большой Калинкин мост (1820-1929 гг.) или Большой Калинковский мост (1894 г.). Современное название известно с 1873 г. в форме Старокалинкинский мост. С 1907 г. - Старо-Калинкин мост. (Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга/ Авт.-сост. Алексеева С. В., Балашов Е. А., Владимирович А. Г., и др. СПб.: Информационно-издательское агентство "ЛИК", 2002. С.384-385)
Памятник федеральный. Основание: Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001 КГИОП Мост включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге (Постановление Правительства Российской Федерации № 527 от 10.07.2001 г.) "О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге" мост Старо-Калинкин, 1786-1788 гг., строитель - инж. Герард И.К., строитель - инж. Сухтелен П.К., 1892-1893 гг., арх. Рылло М.И., 1907-1908 гг., 1965 г. (реставрация), арх. Бенуа И.Н., 1986-1987 гг. (реставрация), арх. Иванов В.М. 1* 2022. Фрагмент схемы РГИС. Ансамбль: Набережные и мосты реки Фонтанки. Наименование ОКН: Мост Старо-Калинкин. Датировка: 1786 - 1788; 1892 - 1893; 1965 (реставрация); 1986 - 1987 (реставрация) Авторы: стр-инж. Герард И. К, стр-инж. Сухтелен П. К.; арх. Рылло М. И.; арх. Бенуа И. Н.; арх. Иванов В. М. Категория охраны: Ф. Основание: Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.
98 комментариев
7897 просмотров Добавил: Наталия, 20 Июля 2010, 17:18
Редактировано: 18 Августа 2024, 23:23
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house13045.html' target='_blank'>Старо-Калинкин мост на Citywalls.ru</a>
Всего 98 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Река Фонтанка. Старо-Калинкин мост. Фото А.И. Смирнова. 1903 г. ГМИ СПб 233678 (добавил Galina Vabishchevich) |
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32211
Готовится: 75
Улицы: 2704
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14273
Всего сегодня: 5627
|
Фонтанка - 2...???