Публикация
Крюковские склады - Крюковские морские (флотские) казармы
|
Архитекторы: | Пасыпкин М. А. Кудинов А. С. |
Год постройки: | 1844-1855, 1898-1900 |
Стиль: | Эклектика |
Фото -
Крюковские склады - Крюковские морские (флотские) казармы ранняя эклектика
Б. Морская ул., 69 - наб. Крюкова канала, 2 - ул. Труда, 7 - пл. Труда, 5
Пам. федеральн.
1750-1760-е - неизв. арх. - Крюковские государственные склады
1830-1833 - арх. Гомзин Иван Григорьевич, Анерт Эдуард Христианович -Крюковские морские казармы,
перестройка корпуса вдоль канала
1844-1855 - воен. инж. Пасыпкин Михаил Александрович - строительство новых корпусов,
реконструкция корпуса вдоль канала ([
акад. арх. Кудинов Александр Семёнович - реконструкция корпуса вдоль канала ([
1898-1900 - надстройка 3-м этажом (крылья корпуса вдоль Крюкова канала и корпус на Благовещенской пл.)
1914 - ремонт
1973 - реконструкция, капитальный ремонт
Центральный Военно-морской музей
2009-2013 - ООО "Интарсия" - реконструкция, капитальный ремонт под размещение ЦВММ
см. продолжение
Цокольный этаж и порталы здания облицованы красным темно-розовым гранитом-рапакиви с очень крупнозернистой порфировидной структурой. ([
План Санкт-Петербурга
1738 г. Зихгейма
Крюковские склады и Новая Голландия.
(Аксонометрический план
Санкт-Петербурга 1765-1773 гг.
(План П. де Сент-Илера, И. Соколова,
А. Горихвостова и др.) СПб.: Крига, 2003)
1792 г. План столичного города
Санкт-Петербурга Григорьева
1804 г. План
Петербурга Савинкова
План, 1-я четв. XIX в.*
(добавил
Генеральный план строений**
(добавил
1828 г.
План Шуберта
План частей С.-Петербурга,
подвергшихся наводнению 1824 г. *
Предположительно,
план сделан в 1840-х гг.
План Санкт-Петербурга
1849 г.
(добавил
Galina Vabishchevich)
1858 г. План столичного
города С.Петербурга
Фрагмент военно-топографической
карты. Литография 1858 г.
(добавил Galina Vabishchevich)
1868 г. План Санкт-Петербурга
Мусницкого
1880 г. План на урегулирование
С.Петербурга
(добавил
1942 г. Аэрофотосъемка
(добавил
Galina Vabishchevich)
Яндекс-панорамы 2011 г.
(добавил Galina Vabishchevich)
2021. Google - спутник.
* План района Петербурга между Мойкой и Малой Мойкой, Крюковым каналом и Почтамтской ул. Первая четверть XIX в. Неизвестный автор.
Библиотека Академии художеств. Музей: НИМ РАХ КП-531/457. А-15538
** Генеральный план строений в районе Провиантского острова, Нового Адмиралтейства, Новой Голландии и Морской казармы в Петербурге.
XIX в. НИМ РАХ КП-99/69
Морские казармы (Крюковские) представляют собой единый архитектурный комплекс, в форме сильно вытянутой трапеции в плане, занимающей квартал между площадью Труда, Крюковым каналом, наб. Мойки и ул. Труда. Этот комплекс составляют несколько зданий разновременной постройки. В РГА ВМФ сохранились многочисленные документы, которые свидетельствуют об истории их строительства и реконструкции, начиная с 1830 г. Однако первые постройки, бывшие на этом месте, значительно старше.
Территория начала осваиваться ещё при жизни Петра Великого и в основном использовалась для нужд Адмиралтейства и Морского ведомства в целом. Так, на Плане СПб 1720 г. Хоманна в этой части Адмиралтейского острова уже изображены застроенные кварталы. Прорытые к концу 1710-х гг. Крюков и Адмиралтейский каналы стали удобными водными магистралями для доставки грузов прямо к Главной Адмиралтейской верфи. Логично, что на "перекрёстке" каналов были построены различные склады, в т. ч. на островке
В книге (Зуев, Г.И. Там, где Крюков канал... М. : Центрполиграф, 2012. 510 с.) об истории застройки набережных Крюкова канала имеется следующее: "В «Описании столичного города Санкт-Петербурга», относящемся к концу первой половины XVIII века, отмечалось, что первые здания на набережных Крюкова канала и на территории, примыкавшей к ним, строят главным образом из дерева, благо лес под рукой... «дома все деревянные, из положенных друг на друга бревен, которые внутри отесаны, но снаружи нет. Крыши покрыты тонкой еловой щепой или же досками (длиною 10–12 футов), уложенными друг около друга и закрепленными поперечными рейками. Кто хочет лучше защититься от дождя, укладывают под доски большие куски березовой коры… Другие покрывают крыши поверх щепы четырехугольными кусками дерна. Пока он свеж, похоже, что на крыше зеленый луг, который все же достаточно сух». Стены некоторых жилых домов по моде того времени раскрашивались «под кирпич». Лишь немногие из первых жителей этой части города строили «каркасные» дома, крытые черепицей".
Застройка была плотной и часто страдала от пожаров. В середине XVIII века на набережных Крюкова канала стали строить каменные дома. В главе "Грядут перемены" той же книги (Зуев, Г.И. Там, где Крюков канал... М. : Центрполиграф, 2012. 510 с.) написано: "Столичные планы на рубеже XVIII–XIX вв. демонстрируют сплошную линию застройки Благовещенской площади, подходящую с запада на восток вплотную к набережным Крюкова канала. На восточном берегу, напротив массивных корпусов Новой Голландии, еще в 1756 г. возвели государственные винные амбары (склады), из которых водка развозилась не только по питейным заведениям Адмиралтейской части, но и по кораблям петровского флота".
Далее автор описывает старую флотскую традицию выдачи вина экипажам, а затем продолжает рассказ о складах: "В петровское время во всех флотах, как военных, так и коммерческих укоренилось традиция регулярной выдачи вина команде перед обедом. Утвержденный Петром I этот морской обычай существовал со дня основания флота русским императором... Однако подобная организация распределения крепких горячительных напитков по кабакам и аустериям оказалась, по-видимому, делом не прибыльным, и спустя десять лет, в 1766 г., государственные амбары по решению городских властей превратили в «провиантские магазины». На планах 1770-1840-х гг. видно, что они располагались четкой цепочкой вдоль русла Крюкова канала. Эти хлебные складские помещения снабжали мукой Адмиралтейское ведомство и мастеровых людей казенных предприятий. «Магазейны» официально также числились в государственных реестрах как «запасные» на случай резкого повышения розничных цен на рынке. В подобной чрезвычайной ситуации в «запасных магазинах» производилась продажа муки жителям Санкт-Петербурга по более низкой цене, и таким образом предотвращались вспышки народных недовольств, выступлений и голодных восстаний работного люда".
И действительно, на планах Санкт-Петербурга (1792 г., 1804 г. и др.) показаны корпуса магазинов (магазейнов), стоящих буквой "Г" в юго-восточном секторе перекрёстка Адмиралтейского и Крюкова каналов. Самым точным из Планов, где засвидетельствовано их существование, является
На месте углового магазина позднее была выстроена
Между тем обнаружилась крайне интересная
В справочнике Аллера С. И. "Указатель жилищ и зданий в Санкт-Петербурге на 1823 г." на C. 357 указана "Контора Правления С. Петербургских запасных магазейнов. У Поцелуева моста в казённом доме".
Возможно
Архитекторы Гомзин Иван Григорьевич и Анерт Эдуард Христианович составили эти чертежи не случайно. Именно в то время было принято решение о перестройке двух провиантских складов, стоявших на наб. Крюкова канала, под Морские казармы. Что и было сделано в начале 1830-х г
(добавил
Большая морская.
Гр. по рис. И.И. Шарлеманя,
1852–1859 гг.
(pastvu.com #458630)
(добавил
Фрагмент гравюры
И.И. Шарлеманя
( pastvu.com #458639)
(добавил
Galina Vabishchevich)
«Морская казарма у Поцелуева моста.
С.-Петербург». Худ. Монтеверде.
ЦВММ КП ФН-35571
(добавил Galina Vabishchevich)
Благовещенская церковь.
1853–1854 гг.
(pastvu.com #460880)
Провиантский склад.
1853–1854 гг.
(добавил
Galina Vabishchevich)
Благовещенская церковь
1857–1861 гг.
(pastvu.com #127786)
(добавил
Крюков канал. 1870-е гг. (?).
Фото Ф. Буффа.
ГМИ СПб 231008
(добавил
1870-е гг.
Фрагмент фото*
(добавил
1880–1906 гг. Фрагмент фото
(pastvu.com #385929)
(добавил Galina Vabishchevich)
Оркестр музыкантской школы
флотского экипажа 1907 г.
(pastvu.com #132627)
(добавил Galina Vabishchevich)
1913 г. Поцелуев мост и наб, Мойки
в дни празднования 300-летия
царствования Дома Романовых.
ГМИ СПб 180643
(добавил Galina Vabishchevich)
1913 г.
ГМИ СПб 175978
(добавил
1913 г.
ГМИ СПб 175933
(добавил
1913 г.
ГМИ СПб 175966
(добавил Galina Vabishchevich)
1913 г.
Журнал
"Всемирная Новь".
(добавил
Андрей Агафонов )
Крюков канал. Нач. XX в.
ГМИ СПб 231005
(добавил Galina Vabishchevich)
Моряки во дворе 2-го Балтийского
флотского экипажа перед
выступлением на фронт.
1919 г. ЦВММ КП ФН-5433
(добавил Galina Vabishchevich)
Отправка моряков 2-го Балт.
флот. экипажа на фронт
Осень 1919 г.
ЦВММ КП ФН-5434
(добавил
Galina Vabishchevich)
"На Юденича" (2-й фл. эк.).
Неизв. худ. 1938 г.
ЦВММ КП ФН-5432
(добавил Galina Vabishchevich)
1914 г.
ГМИ СПб 231506
(добавил Galina Vabishchevich)
1926 г.
Фото Л.Г. Андреевского. 1926 г.
ГМИ СПб 231452
(добавил Galina Vabishchevich)
1926 г. Крюков канал.
Фото Л.Г. Андреевского.
ГМИ СПб 231454
(добавил
1927 г.
(etoretro.ru)
(добавил Galina Vabishchevich)
1930-е гг.
ГМИ СПб 152514
(добавил Galina Vabishchevich)
1930-1940 гг.
(pastvu.com #124326)
1951 г.
Фото -
1960 г.
(pastvu.com #1078645
(добавил Galina Vabishchevich)
1970-1980-е гг.
spb-nimbus.ru)
(добавил Galina Vabishchevich)
1975–1980 гг.
(pastvu.com #371006
(добавил Galina Vabishchevich)
Улица Труда. 1990 г.
(pastvu.com #122026
(добавил Galina Vabishchevich)
1998 г. Свод.
Крюковские казармы.
Фото В.Ф. Егоровского.
РОСФОТО КП 385/099
(добавил
Galina Vabishchevich)
Источник - Приложение
к Топ-плану 2004
(добавил IVa)
2007 г. otzyv.ru
(добавил
2007 г. otzyv.ru
РГИС 2022 г.
* Фото А. Лоренса из альбома "Бурмачевский". ГБУКиДО г. Москвы "Мультимедийный комплекс актуальных искусств". МДФ КП-465/344
Первым по времени постройки в комплексе Крюковских морских казарм стал корпус вдоль набережной Крюкова канала. Собственно, и своё название "Крюковские" эти Морские казармы получили по месторасположению. А сам канал был назван в честь подрядчика Семёна Крюкова, организовавшего постройку канала в 1738 г.
Первый корпус был перестроен из двух бывших Крюковских магазинов, стоявших на набережной канала. Можно предположить, что план реконструкции принадлежал архитекторам И. Г. Гомзину и Э. Х. Анерту, которые до того выполнили фиксационные чертежи магазинов. Но это только предположение. Решение на работы было принято в 1830 г., а утверждено в 1831 г. (РГА ВМФ. Ф. 84, Оп. 1-1, Д.Д. 671, 763; Там же. Ф. 205. Оп. 1. Д. 406). После этого началась капитальная реконструкция сначала 1-го магазина - в 1831-1832 гг., а затем и 2-го - в 1832-1833 гг. На стройку завозили бутовые плиты, кирпич, известь, металлические конструкции и прочие строительные материалы. Решение об отделке фасадов зафиксировано 1833 г. (РГА ВМФ. Ф. 205. Оп. 1. Д. 723). Обо всём этом сохранилось достаточно много архивных документов в РГА ВМФ. В 1834 г. в 1-й казарме была устроена мелочная лавка (РГА ВМФ. Ф. 205. Оп. 1. Д. 1538).
В декабре 1842 г. началось строительство
По Высочайшему повелению в 1843 г. из Морского в Военное ведомство были переданы два из бывших Крюковских магазинов, не подвергавшиеся ранее перестройке - угловой и стоявший вдоль Адмиралтейского канала: первый был разобран под площадку для строительства
В то же время от Военного Морскому ведомству к уже построенным вдоль Крюкова канала Морским казармам с востока была "прирезана" территория, ранее принадлежавшая Конному полку (часть старых казарм и плаца - незастроенной площадки для конных смотров). Таким образом сложился ныне существующий квартал Крюковских морских казарм и до конца сформировалась Благовещенская улица, начинавшаяся от Благовещенского моста, делавшая вокруг Благовещенской церкви изгиб и продолжавшаяся до р. Мойки между Морскими и Конными казармами.
В 1844 г. реконструкцию комплекса Морских казарм поручили архитектору, военному инженеру-строителю Михаилу Александровичу Пасыпкину, служившему в строительном департаменте Морского ведомства (в названиях архивных дел РГА ВМФ - Посыпкин, через "о"). (РГА ВМФ. Ф. 326. Оп. 1. Д.Д. 10237, 10236; Ф. 410. Оп. 2-4. Д. 7259; Ф. 84. Оп. 1-2. Д.Д. 3358, 3359 и др.).
В 1849 г. было принято решение о сломке части старой крюковской казармы, выходящей торцом к Благовещенской церкви, и о построении там нового корпуса казарм, который в настоящее время главным фасадом с входной дверью выходит на пл. Труда (5 осей), а боковыми - на наб. Крюкова канала (4 оси) и ул. Труда (5 осей) (РГА ВМФ. Ф. 283. Оп. 1-2. Д. 6866). Работы по строительству и отделке этого корпуса продолжались до 1852 г. Как и две старые Крюковские казармы, новый корпус был построен в 2-этажа и, по-видимому, подведён с ними под один карниз (справа от церкви на
Одновременно (или с небольшой разницей во времени) был построен красивый на высоком цоколе корпус Морских казарм, выходящий главным фасадом на наб. Мойки (Большая Морская ул., д. 69). Его центральная часть в 2 этажа, а боковые ризалиты в 3 этажа были увенчаны декоративным карнизом, опирающимся на многочисленные кронштейны (см.
Это, вероятно, послужило основанием некоторым краеведам "присвоить" авторство того и другого комплекса известному архитектору И. Д. Чернику, действительно строившему казармы Конного полка в 1840-х гг. Однако фамилия Черника совершенно отсутствует в наименованиях архивных дел в РГА ВМФ, так что его сотрудничество с Морским ведомством в целом следует подвергнуть сомнению. В то время как об авторстве Пасыпкина (Посыпкина) в строительстве и реконструкции Морских казарм свидетельствуют многие документы, он же осуществлял общее наблюдение за работами в 1840-1850-х гг (РГА ВМФ. Ф. 84. Оп. 1-2. Д. 4594). В то время его соавтором являлся Александр Семёнович Кудинов, которому принадлежит, например, проект 3-этажной казармы, составленный в 1849 г. (РГА ВМФ.Ф. 409. Оп. 2-3. Д.Д. 8831, 8834).
На плане С-Пб 1849 г. Крюковские казармы уже изображены в виде замкнутой трапеции. Не исключено, что корпус, выходящий лицевым фасадом на наб. Мойки, строился в 1840-х гг., а в начале 1850-х гг. на нём проводились отделочные работы, в результате которых он приобрёл современный облик, дошедший до наших дней. Для сравнения стоит взглянуть на
В ходе строительных и ремонтных работ 1840-1850-х гг. изменился и внешний облик старейшего корпуса вдоль Крюкова канала, его центральная часть стала 3-этажной, а крылья справа и слева
В 1862 г. планировались фасадные работы, устройство крылец и аппарелей под руководством начальника строительной части Петербургского порта инженера-подполковника Ивана Романовича Гершельмана - в будущем генерал-лейтенанта (РГА ВМФ. Ф. 326. Оп. 2. Д. 1520). В первой половине 1860-х гг. было устроено освещение казарм газовыми фонарями (РГА ВМФ. Ф. 84. Оп. 1-3. Д. 6758; Ф. 961. Оп. 1. Д. 357). В те же годы там был проведён водопровод и установлена водокачательная машина (РГА ВМФ. Ф. 326. Оп. 1. Д. 10774; Ф. 961. Оп. 1. Д. 316). Вода в казармы поступала из Исаакиевского водоёма (ЦГИА СПб. Ф. 1933. Оп. 1. Д. 302). В 1873 г. прачечная Крюковских казарм была оборудована паровой машиной.
Генеральный план казарм 1857 г.: РГА ВМФ. Ф. 326. Оп. 2. Д. 1519.
Планы части двора Крюковских казарм 1864-1866 гг.: РГА ВМФ. Ф. 921. Оп. 2. Д. 189.
Поэтажные планы здания Крюковской морской казармы по Благовещенской улице, N 7 и набережной реки Мойки, N 69:
ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 169. Д. 84.
В 1870-1871 гг. в Крюковских казармах была сформирована пожарная команда, укомплектованная матросами 8-го флотского экипажа (РГА ВМФ. Ф. 921. Оп. 1. Д. 78).
В 1892-1894 гг. в Крюковские морские казармы было проведено электрическое освещение (РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 2. Д. 207).
В 1898-1900 г. 2-этажные корпуса - здание вдоль Крюкова канала и корпус, выходивший главным фасадом на Благовещенскую пл. - были надстроены третьим этажом. Корпус по наб. Мойки не надстраивался (РГА ВМФ. Ф. 427. Оп. 3. Д. 295). После 1905 г. в казармах проводился очередной ремонт. В 1911-1912 гг. была отремонтирована пекарня и устроена чайная для матросов. В 1914 г., в связи с началом Первой мировой войны и значительным ростом количества призывников, помещения Крюковских казарм были отремонтированы и расширены.
(добавил
Со стороны Крюкова канала.
Фото - Mary, 05.2014.
Фото -
Фото - люблюпитер, 05.2022.
Мемориальные доски
на фасаде со стороны
площади Труда
Фото -
11.2022.
Фото -
Фото - V_Malyj, 01.2022.
2-этажный корпус по ул. Труда.
Вид со двора. 2008 г. otzyv.ru
Фото - Lonely Walker,
07.2017.
Фото - Наталия, 02.2024.
Личный состав императорского Военно-морского флота, которым укомплектовывались корабли, в строевом отношении делился на экипажи в количестве около 1000-1600 человек в разное время. В Балтийском и Черноморском флотах было по нескольку десятков экипажей, которые в период навигации распределялись по кораблям, а в зимнее время нижние чины проживали в казармах, а офицеры - обычно в городских квартирах. Экипажная система и принципы укомплектования конкретных кораблей со временем изменялись. Так, например, в 1810–1816 гг. личный состав Балтийского флота распределялся на 52 корабельных и 8 гребных экипажей. После 1816 г. корабельные и гребные экипажи были объединены во «флотские экипажи», и в Балтийском флоте насчитывалось 27 экипажей, а в 1853 г. - 28 экипажей. Экипажи сводились в бригады и дивизии. Часть экипажей формировалась при учебных заведениях.
До 1905 г. боевые корабли и вспомогательные суда русского флота постоянных экипажей не имели и формировались на кампанию из состава флотских экипажей. Так, в Крюковских морских казармах были расквартированы нижние чины, приписанные к Петербургскому военному порту, например, в начале ХХ в. там находились 8-й, 14-й, 18-й, возможно, и другие экипажи. После Русско-японской войны (1904-1905 гг.) в Морском ведомстве в течение нескольких лет проводились реформы, коснувшиеся и вопросов укомплектования кораблей. В Санкт-Петербурге остался только один - 2-й флотский экипаж, а 1-й квартировал в Кронштадте. Во 2-м флотском экипаже числились призывники и учащиеся некоторых военно-морских школ и курсов военного времени. Крюковские морские казармы стали именоваться Флотским экипажем, и это, в частности, нашло отражение на Планах Санкт-Петербурга (Петрограда).
В 1879 г. в Крюковских казармах в С-Петербурге была сформирована временная школа машинистов и кочегаров, подготовка которых в больших количествах требовалась для укомплектования парового и броненосного флота, строившегося высокими темпами в то время (РГА ВМФ. Ф. 283. Оп. 3-2. Д. 4255). В начале ХХ в. в казармах находилась Музыкантская школа. В связи с организацией во флоте Службы наблюдения и связи, в 1909 г. в Крюковских казармах были выделены помещения для сигнальщиков наблюдательных постов и радиостанций.
30 ноября 1909 архиепископ Волынский и Житомирский Антоний освятил в казармах "походную" церковь, оборудованную за лето и осень в одном из больших помещений и приписанную к
В РГА ВМФ имеется дело за 1916 г. "Об учреждении при 2-м Балтийском флотском экипаже постоянного церковного причта и прикомадировании к нему церковнослужителей упраздненной Военн-исправительной тюрьмы морского ведомства" (Ф. 417. Оп. 6. Д. 364).
Флотское командование заботилось и о культурном развитии личного состава. Так, например, в 1868-1869 гг. в Крюковских казармах устраивались вечера отдыха для фельдфебелей и унтер-офицеров 8-го флотского экипажа (РГА ВМФ. Ф. 921. Оп. 1. Д. 33). В конце 1880-х гг. на литературно-художественных вечерах в Морском собрании 2-го флотского экипажа, в то время размещавшегося в казармах, популярные актрисы О. Ф. и В. Ф. Комиссаржевские исполняли цыганские песни. Вера Комиссаржевская и Константин Станиславский (в будущем знаменитый режиссёр) здесь же выступали в премьере спектакля - комедии П. П. Гнедича "Горящие письма". На эти мероприятия съезжалась избранная столичная публика (Зуев, Г.И. Там, где Крюков канал... М. : Центрполиграф, 2012. 510 C.).
С историей казарм оказались связанными судьбы многих известных офицеров и матросов. Но удостоен чести быть увековеченным на
Другая
В 1909 г. в Казармах была создана собственная баня.
В 1914 г., в связи с началом Первой мировой войны, при 2-м флотском экипаже была организована подготовка санитаров для флота.
В 1914 г. в казармах 2-го Балтийского флотского экипажа были выделены помещения, в соответствии с планом мобилизации Морского госпиталя (РГА ВМФ. Ф. 921. Оп. 14. Д. 188).
Представляется любопытным, что в справочнике "Весь Петербург" (Петроград) в качестве заведующих казармами указаны не представители командного состава, а техники по морской строительной части: Николай Николаевич Опаровский (1900- 1904), Анатолий Иванович Бантышев (1905-1917).
Следует отметить, что матросы из Крюковских казарм "отличились" во время Февральской революции 1917 г., выпустили заключённых из
В советское время здание использовалось по назначению - как казармы Балтийского флотского экипажа и для размещения учреждений и служб Балтийского флота. В годы Великой Отечественной войны в казармах готовили специалистов для надводных кораблей Балтийского флота, комплектовались отряды морской пехоты, лыжные диверсионные бригады и иные воинские подразделения Ленинградского фронта.
Из воспоминаний артиста Драмтеатра Балтийского флота Я. М. Корнблита, ушедшего добровольцем в лыжный батальон: "В 1-й Балтийский флотский экипаж меня отвел главный старшина Глеб Веретенников: так полагалось, чтобы с сопровождающим. Через КПП у ворот, примыкающих непосредственно к Крюкову каналу, где у нас обоих проверили документы, мы вышли на набережную, с нее повернули под арку и попали в огромный двор. А во дворе полно народа - краснофлотцы, старшины. Одни шли в глубину двора с пустыми руками, другие возвращались обратно с валенками, полушубками, ватными брюками. Мы спросили, оказалось - комплектуется лыжный батальон. Какой-то краснофлотец показал нам второй подъезд. За дверями - небольшой тамбур и трап с каменными, вытоптанными тысячами и тысячами ног ступенями. Поднялись на третий этаж в канцелярию... Выдавали обмундирование повзводно, а у нас еще не набралось народу на взвод. По этому поводу нас заняли делом: драили полы в кубриках, скалывали во дворе лед..."
(
Зуев, Г. И. в своей книге (Там, где Крюков канал...) написал, что в корпусе, обращённом на площадь Труда, в годы войны и после неё работал знаменитый Драматический театр Балтийского флота, а после войны тут же функционировал ансамбль песни и пляски Балтфлота. На сайте театра, в его истории, этот факт не упоминается (
Но в воспоминаниях артиста театра Глеба Веретенникова написано: "Весной нам дали новые «квартиры» на площади Труда. Помещение называлось «Клуб 1-го Балтийского флотского экипажа» (сегодня это «Матросский клуб»). Клуб имел отдельный от экипажа вход, настоящий «парадный подъезд»: несколько ступенек кверху - массивные дубовые двери, двойные, с небольшим тамбурочком между ними. Потом шло фойе: цементный пол в крапинках мрамора, справа - широкая лестница на второй этаж. В фойе дежурил дневальный, артист-краснофлотец. Воинская часть, посторонним вход воспрещен! Переезду радовались: клуб больше подходил нам - жилые помещения, репетиционные, два зала, большой и малый. Но главное, он отапливался печками... К концу августа во дворе нашего клуба, выходящего на набережную Крюкова канала у самой площади Труда, было аккуратно уложено больше трех с половиной сотен кубометров отличных дров" (С. 121).
Артистка театра Антонина Кашкан вспоминала: "На площади Труда, в клубе моряков, мы репетировали с балетмейстером Обрантом одну из его новых сюит. Я танцевала мазурку с Мишей Гордиенко... И вот в самый разгар репетиции кто-то крикнул: «Братцы, блокада прорвана!» Что тут началось! Мы стали кричать, прыгать, обниматься, даже плакали от счастья. А Миша подбежал ко мне и говорит: «Давай, Нина, пройдемся мазуркой по городу!»... Легким танцующим шагом мы устремились в сторону Театра оперы и балета имени Кирова по заснеженной и морозной улице... Помню, люди вокруг радостно смеялись, хлопали в ладоши, а мы неслись торжественно и легко, не замечая ни выбоин мостовой, ни своей слабости; ведь этого дня мы, все ленинградцы, так ждали... Как у нас хватило дыхания, сил в ногах, как выдержало сердце такой путь не знаю". (С. 125).
О пребывании в клубе Крюковских казарм вспоминали и другие артисты, в т. ч. Людмила Макарова - артистка БДТ, не успевшая эвакуироваться вместе со своим театром и оказавшаяся в труппе Драмтеатра Балтфлота на время блокады. В годы войны в театр приезжали знаменитые в то время писатели и сценаристы Всеволод Вишневский, Константин Симонов, Александр Крон и др. Режиссёром Драмтеатра Балтийского флота в то время являлся Александр Викторович Пергамент. День победы коллектив театра встретил именно в Крюковских казармах.
Поскольку в зданиях было печное, а не центральное отопление, в годы войны помещения, по-видимому, не сильно пострадали. Но на стенах оставались повреждения от осколков бомб и снарядов, которые были заделаны в ходе послевоенных ремонтов. После того, как театр и ансамбль убыли в Таллин вслед за командованием Балтийского флота (1945 г.), в Крюковских казармах продолжал функционировать матросский клуб. В других корпусах казарм размещались учреждения и части Ленинградской военно-морской базы (ЛенВМБ), сформированной в 1941 г.
В 2007 г. было принято решение о передаче Крюковских казарм Центральному Военно-морскому музею имени Петра Великого.
(добавил
В этом здании до его ремонта и переезда ЦВММ, размещалась 13-я бригада строящихся и ремонтирующихся кораблей ЛенВМБ. Со стороны пл. Труда в этой части здания был "Матросский клуб" Лен ВМБ. Вход в 13 БСРК, был с Крюкова канала, внутри был плац. В помещениях, выходящих окнами на ул. Глинки, размещался штаб бригады и узел связи, медицинская часть. В помещениях, окна которых выходили на Крюков канал были размещены оборудованные учебные классы, жилые казарменные помещения для рядового состава, кухня, столовая.
Я когда служил (1983-1986), вместе с экипажем жили в этих казармах, перед тем как заселиться на корабль, который строился на заводе им. Жданова (сейчас "Северная верфь"). Да, еще там был размещен личный состав береговой базы. После ремонта плац закрыли атриумом. (
Памятник федеральный Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.
1* - 2023. Фрагмент схемы РГИС. Ансамбль: Казармы Крюковские (Морские) (три корпуса). Наименование ОКН: Казармы. Датировка: 1844 - 1852; 1850-е. Авторы: воен.инж. Пасыпкин М. А., арх. Черник И. Д.; арх. Кудинов А. С. Адрес: Большая Морская ул., дом 69, литера А. Категория охраны: Ф. Основание: Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.
2* - 2023. Фрагмент схемы РГИС. Ансамбль: Казармы Крюковские (Морские) (три корпуса). Наименование ОКН: Казармы. Датировка: 1844 - 1852. Авторы: воен.инж. Пасыпкин М. А., арх. Черник И. Д. Адрес: Большая Морская ул., дом 69, литера А. Категория охраны: Ф. Основание: Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.
3* - 2023. Фрагмент схемы РГИС. Ансамбль: Казармы Крюковские (Морские) (три корпуса). Наименование ОКН: Казармы. Датировка: 1844 - 1852. Авторы: воен.инж. Пасыпкин М. А., арх. Черник И. Д. Адрес: Большая Морская ул., дом 69, литера А Категория охраны: Ф. Основание: Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001. (добавил
Подвал. 2008 г.
otzyv.ru
Перекрытия 2-го этажа. 2008 г.
otzyv.ru
Декоративные кронштейны
фронтона по наб. Мойки.
2008 г. otzyv.ru
Перекрытия 2-го этажа. 2008 г.
otzyv.ru
Подвал. 2008 г.
otzyv.ru
2007 г. otzyv.ru
2007 г.
otzyv.ru
2008 г. otzyv.ru
2008 г. otzyv.ru
2008 г. otzyv.ru
(добавил
14.01.2022.
Фото - V_Malyj, 01.2022.
2023. Фрагмент схемы РГИС. 1*
2023. Фрагмент схемы РГИС. 2*
2023. Фрагмент схемы РГИС. 3*
(добавил V_Malyj)
Кадр из фильма "Старшая сестра" 1966.
(добавил Den)
Кадр из фильма
"Осенний марафон" 1979 г.
(добавил
Ответ на "военно-морская база КЭУ" от lenarch
А расшифровать аббревиатуру для далеких от военно-морской темы?
Ответ на "А расшифровать аббревиатуру для далеких от военно-" от Наталия
По-видимому, имелось в виду Квартирно-эксплуатационное управление Ленинградской военно-морской базы (КЭУ ЛенВМБ).
Но стоит заметить, что в советский период (и вплоть до передачи зданий ЦВММ в 2007 г.) по этому адресу каких только служб и управлений ЛенВМБ не было...
Специально для белобилетников докладываю: КЭУ на Флоте называется МИС.
ст. 2 "Положения о квартирно-эксплуатационной службы СА и ВМФ", введённого в действие Приказом Министра обороны СССР от 22 апреля 1965 г. № 100:
Все виды квартирного довольствия воинские части получают через органы квартирно-эксплуатационной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота.
В Военно-Морском Флоте функции квартирно-эксплуатационной службы, кроме особо оговоренных в разных статьях настоящего Положения, выполняются: в центре - Инженерным управлением ВМФ и на флотах (флотилиях) - морской инженерной службой флотов (флотилий).
Заместитель Министра обороны СССР
Маршал Советского Союза
А.А. ГРЕЧКО
Я всегда была уверена - всё, что мне очень хочется увидеть, я рано или поздно увижу! 😇
Тут нам и Крюковские склады и Новая Голландия. Рукописи не горят! 😲
Аксонометрический план Санкт-Петербурга 1765-1773 гг. (План П. де Сент-Илера, И. Соколова, А. Горихвостова и др.) СПб.: Крига, 2003.