Публикация

Казармы Морского Гвардейского экипажа (левая часть)

Здание на карте
фото
Архитекторы: Пасыпкин М. А.
Год постройки: 1843-1852, 1875
Стиль: Эклектика

Фото - С. Васильев.  2008.

Казармы Морского Гвардейского экипажа

наб. канала Грибоедова, 133

1843-1844, 1852 - воен. инж. Пасыпкин Михаил Александрович, воен. инж. Митюшин - 

                           новый корпус со стороны канала                                                               ([99]. С. 239)

 

Казарма для строевых рот Морского Гвардейского экипажа

Казарма для строевых рот с двумя воротами

1875 - воен.инж. Селянинов С. С.   (Список...)

 

  Другие здания казарм:          Римского-Корсакова пр.  22,

  Офицерские казармы - Союза Печатников ул.  4

 

Здания в стиле, переходном от казарменного классицизма к неоренессансу.

  • фото

    1828 г. план Шуберта

  • фото

    1880 г.

  • фото

    1913 г.

  • фото

    Журнал "Огонек"
    (добавил Андрей Агафонов )

  • фото

    "Новое время" 24.04 (7.05)
    1910 г. № 12253 С. 131.

  • фото

    "Новое время" 24.04. (7.05)
    1910 г. № 12253 С. 131.

  • фото

    "Новое время" 15 (28) мая
    1910 г. № 12274 С. 157.

  • фото

    "Новое время" 15 (28) мая
    1910 г. № 12274 С. 156.

  • фото

    Фрагмент фото
    Фото 1910 г. [28]
    (добавил Mary)

  • фото

    Фрагмент фото
    Фото 1910 г. [28]
    (добавил Mary)

  • фото

    1913 г. Казармы Гвардейского
    флотского экипажа
    Фото К. Булла
    (?Петербург сквозь столетие?)

    (добавил Ладада)

  • фото

    1936 г. * см. ниже
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Чертёж 2-й пол. XIX в. ЦВММ КП-13175
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Чертёж 2-й пол. XIX в.
    ЦВММ КП-13936
    (добавил
    Galina Vabishchevich)

* 1936 г. Вид набережной канала Грибоедова у дома № 133 (бывшие казармы Морского Гвардейского экипажа, архитекторы М. А.Пасыпкин,

    С. С.Селенников, 1843-1852, 1875 гг.) (ЦГАКФФД СПб. Гр 55011)

 

При пожаре 1736 г. почти все строения на этом участке сгорели.

В 1737 г. участок был передан под строительство Казарм Морского гвардейского экипажа.

К 1742 г. местность осушили и построили первые полковые казармы в районе казарм Гвардейского экипажа (Грибоедова, 133).

Строительство каменных казарм началось при Павле I в 1797 г. со стороны ул. Римского-Кормакова.

 

Казармы по наб. кан. Грибоедова были построены в 1875 г. по проекту С. С. Селенникова.

В начале XIX в. комплекс зданий экипажа занимал всю территорию между кан. Грибоедова, Крюковым кан. и пр. Римского-Корсакова.

 

Морской Гвардейский экипаж был сформирован в 1810 г. из придворных гребцов и яхтенной команды. Боевое крещение получил в войне 1812 г. Отличился в битве при Кульме.

 

В это здание моряки переселились в 1819 г.

Первоначально Гвардейский морской экипаж размещался в районе Галерной гавани, затем в Литовском замке на Офицерской ул.

(добавил Mary)

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 01.11.2011.

  • фото

    Фото - M.K-N, 02.2012.

  • фото

    Фото - Kon-Tiki, 12.2013

  • фото

    Фрагмент дворового фасада
    Фото - Виктор М, 04.2019.

  • фото

    Вентиляционная труба
    на крыше здания.
    Фото - Риэлтор, 03.2023.

"Большое здание казарм на Екатерининском канале, завершившее строительство военного городка Гвардейского экипажа, было спроектировано начальником строительной части Петербургского порта, военным инженером С.С. Селяниновым. Император Александр II соизволил утвердить данный проект 7 апреля 1875 года, а через пять лет здание было сдано в эксплуатацию (наб. кан. Грибоедова, 133). Официально оно называлось «казармой для строевых рот»: на каждом из четырех этажей располагалась одна из строевых рот, при этом шефская рота занимала второй этаж, архитектурно выделенный на фасаде закругленной формой окон, обрамленных массивными белыми наличниками. Общий вид казармы, протянувшейся вдоль канала Грибоедова на 120 м, оставляет впечатление мощной неприступной крепости. Этому во многом способствуют выделенные лопатками и увенчанные карнизами в виде бойниц три ризалита, напоминающие сторожевые башни. Подобный архитектурный прием был использован за четверть века до этого архитектором И. Д. Черником при проектировании офицерского корпуса лейб-гвардии Конного полка. Вполне возможно, по нашему мнению, что С. С. Селянинов вдохновился этим примером и создал на его основе свой проект, не повторяющий архитектуры Черника, но использующий его идею здания-крепости. Кроме того, данная идея была исторически оправдана для казарм Гвардейского экипажа, если вспомнить, что первоначально он располагался в Литовском замке."  (сайт polki.mirpeterburga.ru, добавил Риэлтор)

  • фото

    Фото - Виктор М, 02.2011.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 01.11.2011.

40 комментариев
9317 просмотров
Добавил: Shuba, 25 Января 2008, 19:24
Редактировано: 20 Марта 2023, 18:11
Оцените:
(12 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house4814.html' target='_blank'>Казармы Морского Гвардейского экипажа (левая часть) на Citywalls.ru</a>
Всего 40 комментариев
  • 15 Декабря 2010, 21:25

    Здесь неточность в датах и фамилии одного из архитекторов. Вот, что пишет нам Кириков (99):

    с. 239: Пасыпкин М. А.Казармы Гв. экипажа. Пр. Р-К, 22 - наб. к. Гриб., 133. Перестройка, новый корпус со стороны канала. 1843-1844, 1852. При участии Митюшина.

    с.217 - Митюшин. Воен. инженер. Казармы Гв. экипажа. Гриб., 133. 1852. Совместно с М. А. Пасыпкиным.

    с.277 - Селянинов С. С. Корпус казарм Гв. экипажа. Гриб., 133-а. 1877. 

    При просмотре информации на сайте по всем трем адресам ясности не возникает - особенно на этой странице. Давайте, попробуем разобраться - где что.

    Как можно понять сведения из 99? 

    У Пасыпкина дано 2 адреса и названо два этапа работ.

    Вероятно, в 1843-1844 он перестроил корпус по Екатерингофскому (Р.-К., 22), а в 1852, при участии Митюшина, построил новый корпус на канале (133). 

    А Селянинов в 1877 построил корпус на канале - 133-а. Знать бы еще - какой корпус имеет какой номер. 

    С одной стороны, у налоговой инспекции адрес - 133, с другой - № с литерой вроде бы (по старому) должен следовать за тем же номером без литеры. А есть ли там на каком-нибудь доме № с литерой?

     

    А Зуев, будучи историком флота, мог бы и не публиковать форму гребцов 18 в. как форму Гв. экипажа, учрежденного в 1810 году.

  • 15 Декабря 2010, 23:45

    Лиз, мое :)

    Я бы так же  трактовал данные № 99.

     

    В тексте ссылки - пр. Римского-Корсакова и ул. Союза Печатников.

    Нет происх. инф-ции в публ-ции.

  • 16 Декабря 2010, 22:19

    Тем не менее, здание, которое изображено на фото, значится в списках объектов культурного наследия как "Казарма для строевых рот с двумя воротами, Дата постройки 1875, Автор воен.инж. Селянинов С.С."

    Так что указание Пасыпкина в числе архитекторов (а также годы постройки до 1875го), видимо, неверно.

  • 16 Декабря 2010, 22:36

    Сейчас отправлю сделанные сегодня снимки, которые, м.б., прояснят ситуацию с нумерацией здесь, а пока словами. 

    На здании, которое мы здесь видим (большое красное), висит № 133, а на соседнем надстроенном - 133-а. Что с этим делать неясно, т.к. в опубликованном каталоге чертежей эти здания не упоминаются. Откуда сведения о них я не знаю.  

  • 16 Декабря 2010, 22:56

    В инете на ряде сайтов(в частности, http://walkspb.ru/zd/griboedova133.html) приводится такой текст (исходный источник нигде не указан):

    Дом № 133 по набережной канала Грибоедова находится на участке, изначально принадлежавшем Морскому полковому двору. Эта земля в 1737 году была отдана под строительство казарм для Гвардейского Экипажа, элитного морского военного подразделения.
    Строительство жилья для военных началось здесь только при Павле I, в сентябре 1797 года. Указом императора повелевалось приступить к постройке казарм, для чего следовало выкупить находящиеся здесь жилые частные дома. В первую очередь был выкуплен дом купца Анурьева, на месте которого было выстроено новое здание (пр. Римского-Корсако

    ва, 22). К набережной Екатерининского канала казармы добрались лишь к 1875 году. 7 апреля этого года Александром II был утверждён проект Семёна Семёновича Селенникова, по которому вдоль набережной было построено протяжённое здание казармы Гвардейского морского экипажа (дом № 133). Фасад этого здания изначально был выкрашен в буро-красный цвет.
  • 16 Декабря 2010, 23:05

    Указ Президента РФ №176, памятник архитектуры федерального значения:

    Комплекс казарм Гвардейского экипажа, кон. XVIII в., 1-я пол. XIX в. Римского-Корсакова просп., 22, Грибоедова канала наб., 133

     

    Распоряжением Правительства РФ от 10.06.99 №910-р - исключили

  • 16 Декабря 2010, 23:45

    south_thungus, Вы знаете, жизнь учит, что, если ссылки нет, сведения не очень дорого стоят. Их бы вообще в расчет принимать не следовало, если только как побудитель для разысканий в том или ином направлении. Если Вы видели это здание вблизи, то не могли не заметить, что оно вообще не оштукатурено. Ровно так и выглядят многие постройки Пасыпкина - далеко ходить не будем, вспомним Крюковские казармы. Другое дело, что не он один так строил, но это только один, самый маленький и простой пример того, как пишется большая часть подобных творений.

    Повторюсь, где-то этот вопрос уже обсуждался: если Гв. экипаж был учрежден в 1810 году - как здешний участок мог быть отдан под строительство для него в 1737? 

    Я не читала этого указа Павла и не знаю, какая там была привязка к местности, но еще в 1809 году весь этот участок принадлежал наследникам Чарльза Гаскойна (123) и только позднее стал казенным. 

    Да, на плане Трускота-Махаева, который составлялся в 1740-х годах, значительная часть территории будущей Коломны, в том числе и этот участок, отводилась под казармы, но кто видел эти казармы?

    На плане  1798 (ОР РНБ) этот участок еще принадлежит самому Гаскойну, он, слава Богу, был еще жив, и только участок на углу Крюкова канала, еще недавно пустовавший, числится полковым двором Адмиралтейств-коллегии.

    Участок Анурьева, как показывает тот же план, находился по другую сторону Екатерингофского, и он (Анурьев) вовсе не был купцом.

    Сайт "Прогулки по Петербургу" очень милый, но все-таки экскурсии экскурсиями, а дело - делом. Одно гламурное  слово "элитный" применительно к Гв. экипажу чего стоит.

  • 17 Декабря 2010, 00:06

    Лиз, помните тов. Дынина - поддерживаю "зрители аплодируют, аплодируют...".(Ссылка!)

    Отличное слово - милый. Или еще - славный такой сайт, сказала мне одна барышня про творение с хорошими картинками и... по большей части неверными подписями.

  • 17 Декабря 2010, 00:14

    Не поняла - это комплимент или что? С Дыниным наперевес.

  • 17 Декабря 2010, 00:25

    Не комплимент, а искреннее уважение. А из Дынина просто памятная цитата. И уважение к Евстигнееву и авторам фильма.

  • 17 Декабря 2010, 10:52

    Отрывок, который я привел, явно откуда-то скопирован - вряд ли "милый славный сайт" является его первоисточником.

    Впрочем, в качестве источника информации об архитекторе этого дома я предлагал использовать официальные ресурсы городской администрации, в частности карту rgis.spb.ru, на которой отмечено расположение всех памятников и ВВО, как их представляет себе КГИОП.

  • 17 Декабря 2010, 12:46

    Конечно, скопирован - в том-то и беда. Какая разница, откуда он скопирован - предыдущий автор так же бездумно переписал весь этот бред откуда-то, совершенно не беспокоясь о том, какое все это имеет отношение к действительности. И вот кочуют эти "сведения" из книжки в книжку, а теперь еще проще - с сайта на сайт.

    Вы, вероятно, правы насчет Селянинова как автора этого здания. Пока за это говорит, как кажется, только упоминание о двух воротах. Если бы не эти ворота,  вообще ничего не было бы понятно. Непонятно, в частности, потому, что справочник № 99, на который приходится полагаться в отсутствие сведений непосредственно из архивов, дает такие номера зданий, которые описывают ситуацию с точностью до наоборот. Но, м.б., это так СЕЙЧАС номера висят - сначала 133-а, потом 133. Теоретически они должны быть расположены наоборот.

  • 17 Декабря 2010, 12:58

    Ув. Liz, я все-таки осмелюсь еще раз обратить Ваше внимание: есть такой источник, как электронные карты, периодически выпускаемые нашей гор. администрацией. Одна из предыдущих версий - "ЕИСТ-2002"- сейчас on-line недоступна. Зато доступна свежая и регулярно обновляемая версия -rgis.spb.ru. Это официальный ресурс.

    Так вот, на этих картах, на мой взгляд, достаточно непротиворечиво обозначены все здания из данного комплекса (с архитекторами). Посмотрите, может быть, некоторые моменты станут яснее..

  • 17 Декабря 2010, 23:09

    Шикарные карты!

  • 17 Декабря 2010, 23:46

    Увы, кроме номеров на домах ничего не смогла увидеть на карте.

  • 17 Декабря 2010, 23:53

    Если задать поиск по адресу, то покажет именно то сторение, кот. в юр.актах обзывают всякими литерами

  • 5 Февраля 2011, 22:47

    1940: Высшее военно-морское гидрографическое  училище имени Орджоникидзе - канал Грибоедова, 133. (126. С. 254)

     

  • 2 Декабря 2011, 22:10

    Селянинов к этому дому отношения не имеет.

    Он построил корпус по кан. Грибоедова 133А, который реконструировал В. Н. Питанин.

    И по (99) стр. 277 он построил только один корпус 133а.

  • 23 Февраля 2013, 14:20

    В коридорах налоговой инспекции, 2 этаж.

  • 23 Февраля 2013, 14:27

    Как у них там все евростандартно, однако. могли бы под старину сделать интерьерчик :)

    Так надо вписать в текст "сие богоугодное заведение".   :)  

  • 23 Февраля 2013, 14:34

    Хотя бы дверные проемы сохранили....

  • 23 Февраля 2013, 15:05

    Никто не хотел возиться. А так светло, но без души.. дом утратил какой-то свой дух времени, что-то своё изначальное. 

  • 11 Декабря 2014, 12:51
  • 15 Сентября 2017, 09:44

    Киник
    ru.foursquare.com

  • 29 Апреля 2019, 23:26

    https://vk.com/photo-26389816_348060393 - фотография 1972, с тополями, но направление не вкось, как на других, а прямо.

  • 27 Октября 2019, 00:49

    Образование и становление Гвардейского Экипажа  при Александре I.  Л.А.Малышев

    https://www.guardcrew.com/?q=node/75

    много текста и картинок!

  • 27 Октября 2019, 02:23
    • Фото 3: Образцы формы Гвардейского
      экипажа 1710-1800 гг.
      Фото 1910 г. [28]

      Фото 4: Образцы формы Гвардейского

    • экипажа 1800-1910 гг.
      Фото 1910 г. [28]

      Заодно уж, чтоб, как говорится, второй раз не вставать. О какой форме Гвардейского экипажа, созданного в 1810 году, может идти речь применительно к 1710-1800-м годам? Потому что [28] это Зуев. Историком флота себя рекомендует.

  • 27 Октября 2019, 02:30

    Ответ на "Образование и становление Гвардейского Экипажа &nb" от Риэлтор

    Ага. И подписей под картинками. Д. 133 оказывается 1820 года.

  • 27 Октября 2019, 03:58
    Ответ на "Фото 3: Образцы формы Гвардейскогоэкипажа 1710-180" от Liz

    Это все изначально  из празднования к 200-летию Гвардейского экипажа - историческая шеренга - форма в разные годы за 200 лет. Оставила т.к. там покрупнее.  В "Новом времени" мельче. Искать Зуева и проверять что у него там написано, честно говоря, лень, может он и правильно разбил по годам фрагменты фото. Убрать подписи? Ну а насчет созданный в 1810 - они еще в 1910 решили, что им 200 лет - вот оттуда  и есть.

  • 27 Октября 2019, 09:52

    Гвардейский экипаж в Париже. 1814 год. 1911. И.С. Розен.

    http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=13949

    https://arsenal-info.ru/img/4277570865/i_134.jpg

    То ли казармы Пепиньерок, то ли на Вавилонской улице. 

  • 27 Октября 2019, 10:05
    Ответ на "Ответ на "Образование и становление Гвардейского Э" от Liz

     А Вы уверены, что эта открытка правильно атрибутирована? Подпись к ней: "Казармы Гвардейского экипажа. Открытка 1820-е годы." Я в интернете нигде не нашёл оригинал...

    Фонари установлены на столбах и висят на здании - это 1820 год? По одежде - не специалист, но тоже возникают сомнения (какая шикарная шляпка!..)

  • 27 Октября 2019, 10:16

    Только не выносите в титул "Приёмный покой", Христа ради... Это будет чудовищно... 

  • 27 Октября 2019, 15:19
    Ответ на "Только не выносите в титул "Приёмный покой", Христ" от Кадет Биглер

     О названии "Здание приемного покоя"  речь идет не об этом здании, а о соседнем

     

    Ответ на "А Вы уверены, что эта открытка правильно атрибутир" от Риэлтор

    Ошибочные подписи на открытках  встречются часто. Тут здание Казарм Флотского экипажа, но я не слишком разбираюсь в военно-морских терминах, возможно и в той публикации не все правильно.

  • 27 Октября 2019, 15:47
    Ответ на "Гвардейский экипаж в Париже. 1814 год. 1911. И.С. " от Кадет Биглер

     В журнале Новое время" 24 апреля (7 мая) 1910 г. № 12253 С. 131 помещена эта картина, в черно-белом виде, разумеется

    Подпись под изображнием: Почетный караул Гвардейского экипажа перед дворцом Талейрана в Париже в день заключения мира в 1814 г. Из дворца выходит в сопровождении свиты Император Александр I. С картины, находящейся в кают-компании Гвардейского экипажа.

  • 27 Октября 2019, 20:45
    Ответ  Наталия

     немного коснёмся истории: 

    "Занявшись организационными преобразованиями в отечественном флоте, Император Александр I принял доклад специальной комиссии в котором, в частности, говорилось: «Купно с сим угодно было Вашему Императорскому Величеству повелеть, чтобы составлен был особый Гвардейский Экипаж для парусных и гребных придворных судов и чтобы офицеры и нижние чины сего Экипажа имели своё обмундирование по образцу, Вашим Величеством утвержденному.

    Доклад и приложенный к нему штат Экипажа были одобрены и утверждены  Государем. 16 февраля 1810 года он повелел: «Придворную яхтенную и гребецкую команду переформировать в особый экипаж, причислив его к гвардии и назвав «Морской Гвардейский Экипаж». Учредив Морской Гвардейский Экипаж, Александр I создал новую полноценную воинскую часть Императорской Гвардии...

    Бытовало мнение, что одна из причин учреждения и существования Морского Гвардейского Экипажа состояла в том, чтобы всегда иметь под рукой символ морского могущества государства. Поездки в Кронштадт и другие места базирования флота были делом хлопотным и не всегда осуществимым. С ноября по май Финский залив замерзал, разоруженные корабли Балтийского флота вмерзали в лед, яхты и гребные суда вытаскивались на берег. Зато морской Гвардейский экипаж хоть на плацу, хоть в коридоре Императорского Дворца в любое время мог продемонстрировать, что военно-морские силы страны – на страже Отечества, и по выучке не уступают ни гренадерам, ни егерям."

    (источник Образование и становление Гвардейского Экипажа  при Александре I )

    В публикации написано: 

    "В 1737 г. участок был передан под строительство Казарм Морского гвардейского экипажа.

    К 1742 г. местность осушили и построили первые полковые казармы в районе казарм Гвардейского экипажа (Грибоедова, 133).

    Строительство каменных казарм началось при Павле I в 1797 г. со стороны ул. Римского-Кормакова."

    Интересно, как можно передать землю в 1737 году Морскому гвардейскому экипажу, основанному в 1810 г.?

  • 27 Октября 2019, 20:48
    Ответ на "Это все изначально  из празднования к 200-лет" от Наталия

     У Зуева, насколько я помню, именно так все и написано, как в подписях. Есть фото 11 с нормальной подписью. Можно эти 2 поставить после него (нынешнего 11) и дать подпись: фрагмент фотографии из Нового времени (примерно). Разбить-тто он разбил, но это форма не Гвардейского экипажа, а формирований придворных гребцов, к которым восходит Гв. экипаж, о чем в подписи в Новом времени и пишут. Гергиев вот тоже сезоны Мариинского театра считает аж от 1783 года, когда Большой театр был построен, а Альберта Кавоса не было еще и в проекте.

  • 27 Октября 2019, 20:50
    Ответ на "А Вы уверены, что эта открытка правильно атрибутир" от Риэлтор

     А Вы уверены? Почему шяпка вызывает сомнение, а не сам факт датировки открытки, какой бы то ни было, 1820 годом. В России открытки начали выпускать с 1896 года.

  • 28 Октября 2019, 02:48
    Ответ на "О названии "Здание приемного покоя"  речь иде" от Наталия

     Об ошибочных надписях на открытках.

    Ни на какой открытке такого абсурда не могло быть напечатано. На том сайте много всякой ерунды написано. Картинки красивые, да. 

    Флотский экипаж это флотский, к  Гвардейскому не имеет отношения. И флотских экипажей было много, Гвардейский один.

  • 28 Октября 2019, 05:23

    Вот здесь http://www.citywalls.ru/house1728.html

    про эту открытку 

    фото

    Открытка начала XX-го в.   -  " Екатерингофский проспект между Лермонтовским проспектом и набережной Крюкова канала, справа - здание Морского гвардейского экипажа."

                      (Лит-ра: Петербург в старых открытках / сост. Л.М.Луценко. СПб, 1993 Откр.N 39 (1 паг.))

    А сколько бесполезной воды перекачено.

  • 11 Мая 2022, 09:24

    История о похищении большевиками в 1906-ом пушки из казарм: https://vk.com/feed?w=wall584161144_439

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32026
Готовится: 71
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 27056