Публикация
Крюковские склады - Крюковские морские (флотские) казармы
|
Архитекторы: | Пасыпкин М. А. Кудинов А. С. |
Год постройки: | 1844-1855, 1898-1900 |
Стиль: | Эклектика |
Фото -
Крюковские склады - Крюковские морские (флотские) казармы
ранняя эклектика
Б. Морская ул., 69 - наб. Крюкова канала, 2 - ул. Труда, 7 -
1750-1760-е - неизв. арх. - Крюковские государственные склады
1830-1833 - арх. Гомзин Иван Григорьевич, Анерт Эдуард Христианович -Крюковские морские казармы,
перестройка корпуса вдоль канала
1844-1855 - воен. инж. Пасыпкин Михаил Александрович - строительство новых корпусов,
реконструкция корпуса вдоль канала ([
- акад. арх. Кудинов Александр Семёнович - реконструкция корпуса вдоль канала ([
1898-1900 - надстройка 3-м этажом (крылья корпуса вдоль Крюкова канала и корпус на Благовещенской пл.)
1914 - ремонт
1973 - реконструкция, капитальный ремонт
Центральный военно-морской музей
2009-2013 - ООО "Интарсия" - реконструкция, капитальный ремонт под размещение ЦВММ
С 28.07.2013 здесь Центральный военно-морской музей.
Историю строительства и реконструкции комплекса см.
Макет
Фото -
Яндекс-панорамы 2011 г.
(добавил Galina Vabishchevich)
Осенью 2006 правительство Санкт-Петербурга приняло решение о перебазировании Центрального военно-морского музея (ЦВММ) из
Для справки: ГК «Интарсия» (ООО «Интарсия») - российская строительная и реставрационная группа компаний, основанная в 1992 г. в Санкт-Петербурге. Компания вела проектирование, строительство, реставрацию и реконструкцию памятников истории и культуры, и к концу 2000-х гг. контролировала до 50% реставрационного рынка Санкт-Петербурга, была одним из крупнейших господрядчиков престижных объектов в других регионах РФ. В конце 2015 г. «Интарсия» фактически ушла с рынка и была признана банкротом. В 2013 г. ООО «Строительная компания "Интарсия"» было приобретено Борисом Ротенбергом и переименовано в "Трансепт групп", остальные структуры группы были ликвидированы. (acompromat.com, audit-it.ru 21.01.2023)
До начала реконструкции комплекс Крюковских казарм состоял из четырёх корпусов, каждый из которых имел собственный адрес: старейший по наб. Крюкова канала; корпус, выходящий главным фасадом на пл. Труда; корпус по наб. Мойки у Поцелуева моста (ул. Большая Морская, д. 69); корпус, расположенный вдоль стены по ул. Труда. В комплексе казарм находились некоторые учреждения и службы Ленинградской военно-морской базы, а часть помещений сдавалась в аренду.
"Здания Крюковских казарм – характерный образец архитектуры периода ранней эклектики. В тот период в моду вошел стиль неоренессанс в его несколько выхолощенном и сухом варианте. Отказ от деталей классицизма, как бы скупо их прежде ни использовали, означал предельное обеднение облика казарм. Поэтому следовало найти замену классическим мотивам. Вот и стали использовать монументальные наличники и тяжелые карнизы, избегая каких-то иных украшений. Офицерский корпус Конногвардейского полка, возведённый Иваном Черником к югу от Благовещенской площади, уже имеет подобные черты. В такой же манере работал гораздо менее известный военный инженер Михаил Пасыпкин, автор здания Крюковских морских казарм. Он специально согласовал новое здание с соседним корпусом Черника. Не случайно въезд на улицу Труда (бывшую Благовещенскую) со стороны Мойки фланкирован симметричными, хотя и отличающимися по цвету и фактуре корпусами. Украшение казарм - брамантовы окна, с наличниками в виде прямоугольной рамки, охватывающей арочный проём. А фасад Крюковских казарм со стороны канала по материалу и цвету перекликается с гораздо более старинными постройками на острове Новая Голландия". (Цит. по otzyv.ru)
Проектный этап реконструкции начался в конце 2007 г. при взаимодействии Группы компаний «Интарсия» и ЦВММ. По поручению Главного командования ВМФ сотрудники ЦВММ приступили к работам по созданию научного проекта новой экспозиции, который был одобрен в феврале 2008 г. Общая площадь музейного комплекса составила около 30 тысяч кв. м. В новом комплексе экспозиция должна была занять 19 залов (В здании Биржи было 10 залов).
На стадии проектирования комплекс казарм был обследован, но в интерьерах следов исторической отделки XIX в. (лепнины, росписей, паркета и т.п.) обнаружено не было. Охране и реставрации памятника архитектуры XIX в. подлежали фасады, многие внутренние стены и своды, а также лестницы. В ходе реконструкции обнаружилось, что в процессе ремонтов советского времени не усиленные пустоты в несущих стенах заполнялись шлакоблоками. В несущих стенах имелись трещины. Часть кирпичной кладки стен из за протечек крыши местами промокала и разрушалась, наблюдалось вымывание кладочного раствора и разрушение кирпича вплоть до выпадения. Эти места были отремонтированы. Конструкции и перекрытия крыш были возведены заново. При этом некоторые чердачные помещения были превращены в мансардный этаж. Дымовые трубы на крыше из-за неприемлемого состояния пришлось полностью разобрать и воссоздать заново. Все дымоходы в теле кладки были очищены от сажи и либо заложены, либо использованы для скрытой прокладки инженерных сетей.
В ещё худшем состоянии находились подвалы, из-за близости к Крюкову каналу (менее 20 м) туда просачивалась вода. Для укладки фундаментов казарм использовался бутовый камень, уложенный на настилы из лиственничных брёвен. Древесина не сгнила, но вода со временем нашла путь в подвальные помещения, под её напором часть брёвен были выдавлены внутрь помещений, из-за чего фундаменты деформировались. К началу работ подвалы корпусов по Крюкову каналу и на площади Труда, соединённые сквозным проходом, были заполнены полужидкой грязью, во многих помещениях – примерно на половину объёма. Из-за этого в арочных перекрытиях подвала и 1-го этажа имелись трещины. Корпус вдоль Мойки подвалов не имел, а цокольный этаж был заглублён в землю незначительно, так что здесь подтопления удалось избежать. (
Основные строительные работы произведены в 2008-2010 гг. Отделочные работы продолжались до 2012 г. В ходе реконструкции был полностью разобран корпус вдоль ул. Труда, прилегавший с внутренней стороны к стене, которую сохранили и усилили дополнительными контрфорсами. Остальные корпуса были отреставрированы и частично реконструированы. В процессе ремонта исторические кирпичные своды и перекрытия подвального и 1-го этажей были укреплены. Силовые конструкции верхних этажей состояли из стальных балок с клёпанными соединениями. Многие из них были деформированы, их пришлось удалить. Но часть исторических конструкций перекрытий сохранить удалось. Штукатурка внутренних помещений была зачищена до кирпича, кладку укрепили и оштукатурили заново, где это было необходимо. Некоторые оконные и дверные проёмы, ранее заложенные кирпичом и шлакоблоками, были восстановлены, но отдельные существовавшие проёмы по новым планировкам были заложены кирпичом. При ремонте карниза корпуса по наб. Мойки многочисленные декоративные кронштейны снимались и реставрировались в мастерской. Лестницы в корпусе по Крюкову каналу, в связи с крайней степенью коррозии конструкций, были почти полностью снесены и изготовлены заново. Лестницы в "торцевых" корпусах (на пл. Труда и наб. Мойки) были отреставрированы. В процессе реставрации в корпусе по пл. Труда был обнаружен и отреставрирован уникальный свод, перекрытый трубчатыми керамическими элементами.
Корпус вдоль стены по ул. Труда впервые нашёл отражение на
Часть пространства этого зала, примыкающая к корпусу по набережной Мойки, получила название "дебаркадер" и используется для транспортировки и разгрузки крупногабаритных экспонатов и оборудования. Над дебаркадером в экспозиционном пространстве был сделан круглый демонстрационный зал, где посетителям показывают кино-видеоматериалы. Во внешней (исторической) стене по ул. Труда вместо существовавшей небольшой арки были пробиты въездные ворота в дебаркадер. Менее габаритные грузы провозятся через сквозную арку корпуса по наб. Крюкова канала, а во второй бывшей сквозной арке того же корпуса в настоящее время устроен вход в музей.
Фактически внутри комплекса Крюковских казарм вместо двора был построен новый корпус, в котором расположена экспозиция, посвящённая истории Российского флота XVII–XIX веков. Его размеры 110 м в длину и 17 м в высоту, причём в задней части зал имеет 2 уровня. В атриуме находятся крупногабаритные образцы военно-морской техники и оружия. Остальные 18 залов экспозиции расположены в здании, выходящем на Крюков канал, напротив Новой Голландии. В новом музее были организованы фондохранилища, отвечающие современным требованиям, а также помещения для сотрудников и необходимых служб. Для этого в процессе реконструкции некоторые большие помещения 3-го этажа исторических казарм были разделены перегородками на несколько малых для размещения сотрудников, а 1-го этажа - для гардеробов, туалетов, касс и т. п. Остальные залы сохранили первоначальные планировки. Помещения 2-го этажа были сохранены и в основном вошли в экспозиционную зону.
Торжественное открытие отремонтированного комплекса (ещё без экспонатов) состоялось 3 июня 2010 г. при участии губернатора В. И. Матвиенко, главнокомандующего ВМФ В.С. Высоцкого, директора Эрмитажа М. Б. Пиотровского, собственно директора ЦВММ А. Я. Лялина и других высокопоставленных лиц. Атмосферу праздника создавал военно-морской оркестр и в парадном строю курсанты военно-морских училищ.
Но отделочные работы на то время были не завершены и продолжались ещё более полутора лет. Только в начале 2012 г. началось перемещение экспонатов из здания Биржи в Крюковские казармы. Договор на упаковочно-транспортировочные работы был заключён в 2010 г. с ООО "Невисс-Комплекс". Работы выполнялись некачественно, сопровождались финансовыми злоупотреблениями и не были завершены, как следствие, всё закончились крупным скандалом, и прежний директор Лялин был снят с должности. (whoiswho.dp.ru).
Завершался переезд музея на новое место уже под руководством нового директора генерал майора Руслана Шамсудиновича Нехая. В апреле 2013 г. все коллекции ЦВММ были перемещены в отреставрированный комплекс Крюковских морских казарм и в том же году первая очередь музея открылась для посетителей.
(При написании очерка использованы весьма содержательные и богато
иллюстрированные материалы с сайта ОТЗЫВ.RU
(
Фото - yuri.sedunov, 01.2011.
Фото -
10.05.2013.
Со стороны
Крюкова канала.
Со стороны Мойки.
Фото -
Вход в музей
Фото - d7161, 2015
Фото -
Фото -
Galina Vabishchevich, 12.10.2017.
Со стороны наб. Мойки
Фото -
Фото -
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого
Краткий исторический очерк
Датой основания Санкт-Петербургской Модель-камеры - главного российского государственного собрания корабельных моделей в XVIII–XIX веках - принято считать 24 (по старому стилю - 13) января 1709 г., когда она впервые была упомянута в письме Петра I. Первоначально Модель-камера располагалась в Зимних хоромах Петра I, но в том же 1709 г. ее перевели в Главное Адмиралтейство, где коллекция проектных моделей хранилась рядом с чертежной. Петром I были приняты законодательные меры по систематическому пополнению коллекции корабельных моделей, которые вместе с чертежами по завершении постройки корабля передавались в Адмиралтейств-коллегию. В XVIII веке в России также стало традицией изготовление моделей плененных неприятельских кораблей.
В середине 1730–х гг. Модель-камера превратилась в депо технической и навигационной документации, образцов и наглядных пособий. Модели и устаревшие чертежи, а также планы, географические и навигационные карты, которые прежде находились в разных подразделениях Адмиралтейства, собрали воедино в «Модель-каморе», располагавшейся тогда в небольшой палате под адмиралтейским шпицем. С 1748 г. «палата под шпицем» была превращена в церковь, а коллекции Модель-камеры разместили в восточном крыле Адмиралтейства. Но с 1780-х гг. пополнение Модель-камеры носило случайный характер, она приходила к упадку. В течение XVIII в. кораблестроительные модели стали постепенно заменять теоретическими чертежами и научными расчетами. На рубеже XVIII-XIX вв. модели стали рассматриваться как памятники судостроительной мысли, произведения декоративно-прикладного искусства и исторические реликвии.
В 1805 г. император Александр I утвердил доклад, предусматривавший, что при Адмиралтейском департаменте создан «будет свой Museum», основой которого стали коллекции Модель-камеры. Присоединение к «Морскому музеуму» библиотеки Адмиралтейств-коллегии превратило его в крупнейший флотский культурный центр. Первым директором «Морского музеума» был назначен Ксавье де Местр - ученый, писатель и художник, много сделавший для пополнения музейных коллекций. Его помощником был Александр Яковлевич Глотов - известный судомоделист, автор трудов по морской практике, кораблестроению и истории флота. По его инициативе в 1818 г. при музее была создана своя модельная мастерская. Отдел морских карт и навигационных инструментов возглавлял Гавриил Андреевич Сарычев - видный гидрограф, географ и полярный исследователь; библиотеку - прославленный мореплаватель и картограф Иван Федорович Крузенштерн. Модель-камера, то есть отдел моделей и чертежей, находилась в ведении Николая Александровича Бестужева - изобретателя, историографа флота, одного из активных участников движения декабристов.
В 1827 г., в ходе очередных преобразований морского ведомства, «Музеум» перешел в ведение Гидрографического депо, для которого потребовалось помещение в адмиралтейском здании. Начальник депо Ф. Ф. Шуберт посчитал самым подходящим для этого помещение «Морского музеума» и доложил об этом императору Николаю I. В 1827-1834 гг. собранные в «Музеуме» предметы были переданы различным учреждениям - Академии наук, Морскому кадетскому корпусу и др. Вещи, принадлежавшие Петру I, остались на хранении в зале Адмиралтейств-совета. От «Морского музеума» вновь осталась лишь Модель-камера, влачившая жалкое существование.
Крымская (Восточная) война 1853-1856 гг. вызвала в обществе повышенный интерес к флоту. Когда происходил переход от парусного деревянного кораблестроения к паровому броненосному, остро стала ощущаться необходимость как в сохранении морских исторических памятников, так и демонстрации новейших технических достижений. Было принято решение о воссоздании Морского музея, в основу которого были вновь положены материалы Модель-камеры и других хранилищ Адмиралтейства. Руководителем музея стал лейтенант Николай Михайлович Баранов. Ему удалось найти и вернуть многие предметы, ранее принадлежавшие расформированному «Морскому музеуму». Он же добился непременного поступления в музей всех образцов новейших изобретений в военно-морской сфере.
Морской музей разместили в помещениях на втором этаже
29 августа 1917 г. музей закрылся для посетителей, что было связано с войной. 24 февраля 1918 г. он вновь был открыт для групп посетителей. Свободный доступ в музей для одиночных посетителей был открыт в 1920 г. В 1924 г. он стал называться Центральным военно-морским музеем (ЦВММ). В конце 1930-х гг. музею стали выделять значительные средства, что позволило воссоздать модельную мастерскую. В августе 1939 г. ЦВММ было передано
С 1950-х гг. стала создаваться сеть филиалов ЦВММ. В 1956 г. открылся филиал на
24 января 2009 г. музею исполнилось 300 лет. С 2013 г. экспозиция ЦВММ развёрнута в бывших Крюковских морских казармах. На новом месте была обустроена реставрационно-художественная мастерская музея, подготовлены мастерские для единственной в стране студии художников-маринистов, которая более 50 лет работает при Центральном военно-морском музее. 11 сентября 2019 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2028-р Центральному военно-морскому музею было присвоено почетное наименование "имени императора Петра Великого" (Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства "Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого" Министерства обороны Российской Федерации). Филиалами музея являются:
(Очерк составлен по материалам с официального сайта ЦВММ navalmuseum.ru добавил
Атриум.
Концерт ко дню ВМФ-2014
Фото - Виктор М, 23.07.2014.
Зал музея
Зал музея
Памятник Петру I
в атриуме музея
Зал музея
Фото - d7161, 2015
Зал 1-го эт.
Экспонат.
Зал 1-го эт.
Кресло Петра I.
Ботик Петра I.
Ботик Петра I.
Первая подводная
лодка.
Экспонат.
Фото -
Фото -
02-03.12.2014.
Директор музея Р.Ш. Нехай
в конференц-зале.
Фото -
Galina Vabishchevich, 02.12.2014.
Атриум.
Ботик
Атриум
Атриум
2-й ярус атриума
2-й ярум
атриума
Фото -
02-03.12.2014.
Дворик между корпусом
по наб. Крюкова кан.
и атриумом.
Зал Русско-японской войны
в корпусе по наб. Крюкова кан.
Фото -
02-03.12.2014.
Вход из
экспозиционной
зоны в дебаркадер
Фото -
12.10.2017.
Фото -
Galina Vabishchevich, 19.01.2019.
Дворик между корпусом
по наб. Крюкова кан. и атриумом.
Фото -
Galina Vabishchevich, 15.07.2021.
Корпус по наб. Крюкова кан.
Вид со двора. 2008-2010 гг.
otzyv.ru
Корпус по наб. Крюкова кан.
2008-2010 гг. otzyv.ru
Корпус по наб. Крюкова кан.
2008-2010 гг.
otzyv.ru
Корпус по наб. Мойки.
Вид со двора. Слева арка
въезда в дебаркадер.
2008-2010 гг. otzyv.ru
Корпус по наб. Мойки.
Перекрытия винтовой
лестницы. 2008-2010 гг.
otzyv.ru
Корпус по наб. Мойки.
Винтовая лестница. 2008-2010 гг.
otzyv.ru
Корпус по наб. Мойки.
2008-2010 гг.
otzyv.ru
Корпус по наб. Мойки.
Парадная лестница. 2008-2010 гг.
otzyv.ru
Корпус по наб. Мойки. Фойе.
2008-2010 гг. otzyv.ru
Корпус по наб. Мойки.
Фойе и парадная
лестница.
2008-2010 гг.
otzyv.ru
Корпус по наб. Мойки.
Парадная лестница
после ремонта.
2008-2010 гг. otzyv.ru
Корпус по наб. Крюкова кан.
Парадная лестница.
2008-2010 гг. otzyv.ru
Корпус пл. Труда. Парадная лестница.
2008-2010 гг. otzyv.ru
Корпус пл. Труда.
Парадная лестница.
2008-2010 гг. otzyv.ru
Корпус пл. Труда.
Свод из тонкостенных керамических
трубок. 2008-2010 гг. otzyv.ru
Корпус по наб. Крюкова кан.
Лестница, подлежащая
демонтажу. 2008-2010 гг.
otzyv.ru
Корпус по наб. Крюкова кан.
Лестница, подлежащая
демонтажу. 2008-2010 гг.
otzyv.ru
Двор. 2008-2010 гг.
otzyv.ru
Снос корпуса вдоль ул. Труда.
2008-2010 гг. otzyv.ru
Корпус по наб. Крюкова кан.
2008-2010 гг. otzyv.ru
Чердак. 2008-2010 гг.
otzyv.ru
Крыша корпуса
по наб. Мойки. 2008-2010 гг.
otzyv.ru
Строительство атриума.
2008-2010 гг. otzyv.ru
Атриум. 2010 гг.
otzyv.ru
(добавил
Крюковские казармы или Флотский экипаж. Казармы построены в 1844-1852 годах по указу императора Николая I, под руководством архитектора Ивана Черника. Здания Крюковских казарм - характерный образец архитектуры периода ранней эклектики.
Комплекс состоит из трёх зданий и образует замкнутый треугольник с внутренним двором. В здании располагался 2 Флотский экипаж и все необходимые службы. В 1860 году в помещениях Флотского экипажа, по инициативе великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича, открылась Матросская библиотека для приобщения к грамоте нижних чинов Российского флота. В 1917 году здесь находился Штаб революционных матросов. Позднее Базовый матросский клуб, который использовался не только как танцплощадка, но и центр политической работы со служащими и военнослужащими ВМФ. В 1973 году проводилась очередная реконструкция и ремонт здания.
По адресу Большая Морская дом 69 располагались 14 и 18 Флотские экипажи.
О чем говорится в "Путеводителе по Санкт-Петербургу"
"Путеводитель по Санкт-Петербургу"// под редакцией Комиссии по Народному образованию. СПб: издание Спб Городского Общественного Управления, 1903 г.
Говорить, что "слова "флотский экипаж" без номера ничего не значат" - нельзя. Если Вы почитаете воспоминания русских морских офицеров, так они вообще употребляли одно слово "Экипаж" и им было все ясно и понятно, а вот термин Крюковские казармы военно-морские офицеры как раз не употребляли.
И совсем не обязательно было иметь номер, например, существовали: Квантунский флотский экипаж, Николаевский флотский полуэкипаж, Нижегородский флотский полуэкипаж и т.д. Никогда военно-морской офицер и даже матрос не сказали бы, что прибыл в казарму, они говорили прибыл в Экипаж, это флотская традиция! Проэтому правильнее написать "Флотский экипаж. Крюковские казармы" или "Флотский экипаж (Крюковские казармы)". Издание Весь Петербург сугубо штатское. У моряков свои правила и их надо придерживаться.
Конечно, у них свои правила, так что же теперь всем говорить компАс? Конечно, если у экипажа есть название, зачем ему номер. Но здесь-то экипажи были с номерами. Что там они между собой говорили, это их военно-морское дело. А я вот не далее, как месяц назад, читала в архиве ВМФ документ, в котором капитан 1 ранга в 1918 году заказывал грузовик к Крюковским казармам для вывоза оборудования гидрографической экспедиции.
А если здесь дислоцировались два экипажа - тогда как? Вот каждый из них в свой экипаж и прибывал. Но здание не может одним экипажем называться.
Да, и компАс , и камбуз, и гальюн. А брать, к примеру, 1918 год - так все уже начинали рушить и переименовывать. Военные корабли имена другие носили "типа Воли", что говорить об Экипажах. Ну-ка, напиши командующей солдатне "во флотский экипаж", так этого капитана 1 ранга в расход пустили бы сразу, он в угоду и писал "казармы", поди и бант красный нацепил еще в 1917 году, поэтому и дожил до 1918 года.
Он и дольше дожил, и с большевиками в Сибири сражался. Ну, ладно, 1918 год нам не указ, а как быть с названием хранящегося там же документа 1892 года: "Дело Распорядительно-строевого отделения Главного морского штаба о разборке здания третьей морской казармы в связи с его ветхостью"?
Так я о том, что мудрый был, без всякого ехидства написала. Красный бант тогда многие вынуждены были нацепить, а то некому было бы с большевиками сражаться. Но я за военно-морские традиции (по своему статусу, по должности, а главное в память...).
Есть у нас в городе Гренадерские казармы, их же не называют Карповскими. Это впервую очередь Морские казармы флотского экипажа.
Не называют. М.б. потому, что казармы Гренадерского полка не были разбросаны по городу, а все стояли вместе. Надо будет заглянуть в воспоминания А.Н.Бенуа - он описывает квартиру своего тестя там. Но он тоже штатский. Вообще, хочется какого-то докуметнта на этот счет. Что-то в печатном каталоге не указано никаких чертежей по Крюковским казармам. Неужели нет?
Просмотрела несколько адресных книг 19 века - везде дом на Торговой называют Морскими казармами № 3, а когда появились Крюковские - в 1869 они фигугируют как Крюковские морские казармы. Сомнительно, чтобы составители этих справочников придумывали эти названия сами.
Думаю нет, опять спецобъект, все в Москве. По многим казармам как я уже говорила неоднократно чертежей нет, их изъяли. Правда при кап. ремонте морских казарм флотского экипажа сейчас должны были запросить чертежи из Москвы. Теперь объект открытый значит у реставраторов-строителей-перестройщиков должны быть какие-то чертежи.
Морские казармы были и на Большом В.О. и у Калинкина моста, но они не были экипажными. "Экипаж" слово хитрое. Не просто так я упрямлюсь.
В Указе Президента РФ от 20.02.1995 N 176
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО (ОБЩЕРОССИЙСКОГО) ЗНАЧЕНИЯ" - Крюковские (Морские) казармы, 1844 - 1852 гг.
Не все данные подвт-ны ссылками.
Перебирая фотографии, нашла сделанные еще в 2011 году на Морском салоне. Качество не самое лучшее, пришлось фотографировать со стенда.
Внутренний двор выглядит теперь совсем по-другому, можно назвать его утраченным.
Внутренний двор.
Внутренний двор
По-тихому... т.к. уже серьезные комиссии работают, куда и что пропало...
1906 г.: " Судъ над бывшим адмиралом Н.И.Небогатовымъ.
22 ноября в Петербурге, в морских "Крюковскихъ казармахъ" на Крюковомъ канале, началось слушанiемъ судебное дело по поводу сдачи нашей эскадры японцамъ при Цусиме.
Подсудимыми въ процессе являются, кроме самого бывшаго адмирала Н.И.Небогатова, бывшiе командиры, старшiе офицеры, механики, мичмана и прочiе чины четырехъ сдавшихся японцам небогатовскихъ броненосцевъ..." (Лит-ра: Нива. - СПб., 1906 - N 50. С.801-802)
Вид с пл.Труда. Фото - Александр ОТ, 10.05.2013.
По крайней мере в 1989 г. здесь размещался ДК моряков (или как-то так). Вход с пл.Труда (виден на моём фото).
Ответ на "Вид с пл.Труда. Фото - Александр ОТ, 10." от Александр ОТ
Александр, он так Матросским клубом и назывался, а ДК моряков был на Виндавской ул.
В Петербурге горит здание Центрального военно-морского музея, передает ТАСС сообщение пресс-службы городского ГУ МЧС. «Пожару на площади Труда, 5, присвоен повышенный номер сложности», - сообщил представитель управления.
В этом здании до его ремон а и перезда ЦВММ, размещалась 13 бригада строящихся и ремонтирующихся кораблей ЛенВМБ. Со стороны пл. Труда в это части здания был "Матросский клуб" Лен ВМБ. Вход в 13 БСРК, был с Крюкова канала , внутри был плац. В помещениях выходящих окнами на ул. Глинки размещался штаб бригады и узел связи, медицинсая часть . Помещения ,окна которых выходили на Крюков канал были размещены оборудованные учебные классы , жилые казарменные помещения для рядового состава, кухня, столовая. Я когда служил (83-86) вместе с экипажем жили в этих казармах, перед тем как заселиться на корабль который строился на заводе им.Жданова (сейчас Северная верфь). Да, еще там был размещен личный состав береговой базы. После ремонта плац закрыли атриумом.
Стена.
"Значительные реконструктивные работы были осуществлены на площади Труда в 1960-1970-х годах.
... Движение пассажирского и грузового транспорта на площади Труда в послевоенные годы становилось всё более оживлённым. Однако по Крюкову каналу между площадью Труда и наб. Мойки не было проезда. До 1929 года для транспорта и пешеходного движения использовалась наб. Крюкова канала, параллельная улице Труда. Но после сноса Благовещенской церкви организация, занимавшая здание бывшего 2-го Флотского экипажа, перегородила заборами наб. Крюкова канала и лишила городской транспорт важной для него коммуникации.
... После ремонта набережной, восстановления тротуаров и ограды, ремонта подпорной стенки движение по Крюкову каналу было возобновлено, транспортные потоки в районе площади Труда стали более организованными".
(Канн П.Я. "Площадь Труда"; Лениздат, 1981; стр 111, 113-114).
1. 1941-43 Аэрофотосъёмка 2-й Мировой Войны
2. 1960-1967
3. Старшая сестра 1966 Георгий Натансон
(Источники изображений: warfly.ru; oldsp.ru/old/photo/view/2218 (посл. обращ. 2016-10-14))
1. 1941-43 Аэрофотосъёмка 2-й Мировой Войны
(тени от стен, которые перекрывают у казарм набережную, кажутся явственными).
*******
2. 1960-1967
*******
3. Старшая сестра 1966 Георгий Натансон
(почти повтор здесь имеющегося фото /15/, но с открывающейся дверью в стене).
*******
Петроград. Крюковские казармы. Собранные с различных концов царской России в мрачную, неприветливую казарму, новобранцы украдкой пытаются заговаривать друг с другом. За ними неустанно следит недремлющее око верного сверхсрочнослужащего унтер-офицера — «шкуры», как обыкновенно называли во флоте сверхсрочников.
Медленно шагая взад и вперед, он от поры до времени покрикивает:
— Что, матушка-деревня, не наговорились? Вам тут не деревня собираться кучкой и болтать. В строй попадете — мы там всю дурь из вас выбьем.
Встреча и привет... От таких слов кое-кого жуть берет. Что же будет, когда в строй поставят?..
За десять дней обитатели Крюковских казарм привыкают к своему новому положению. «Начальство» не раз уже успело обложить матом и надавать зуботычин. Служба царю-батюшке началась...
П.Е. Дыбенко. "Из недр царского флота к Великому Октябрю".
Ответ на "Открытка с фотографией А. Лоренса, 1870-е. Вероятн" от Liz
Повторюсь:
Откуда здесь взялся Черник? Пасыпкин - да, он служил в морском ведомстве, был командиром СПб. Морской инженерной команды. Черника в связи с Крюковскими казармами не упоминают ни Пунин, ни Кириков.
Пасыпкин Михаил Александрович, военный инженер. Крюковские морские казармы. 1844-1846. (Частично реконструированы) ([99]. С. 239)
Кудинов Александр Семёнович. Крюковские морские казармы. Реконструкция корпуса вдоль канала. 1852-1853 ([99]. С. 182).
Добавлю. Черник строил здесь только казармы Конногвардейского полка.
Не попадались фотографии Крюковских казарм с полным 3-м этажом, с датой до1917 года. То есть 3 этаж надстроен не Кудиновым. В [99] сведений о надстройке нет. Получается, что надстроили в советское время. Как-то не верится.
Ответ на "Повторюсь: Откуда здесь взялся Черник? Пасып" от Liz
Давайте все-таки исправим титул.
Мне кажется, что было бы правильнее определить единый стиль для домов 67 и 69 эклектика