Морской собор Святого Николая Чудотворца византийский стиль
Кронштадт, Якорная пл., 5
Пам. арх. (федеральн.)
1903-1913 - арх. Косяков Василий Антонович ([99]. С. 171)
Собор Никольский Морской: Ограда с фонарями 1913-1914 - арх. Косяков Василий Антонович Сад 1911-1914 - садовый мастер Гильбих Э. Г. Собор 1903-1913 - арх. Косяков Василий Антонович 1930-е - (Постановление...)
... - реконструкция и реставрация
КБ ВиПС (КБ Высотных и подземных сооружений) - проект
Техническое оснащение собора. Здание было оборудовано по последнему слову техники того времени. Для уборки имелась стационарная пылесосная станция системы А. Бордига, которая располагалась в подвале и была установлена фирмой "Иохим и К". Система трубопроводов, кранов и воздушных резиновых шлангов-рукавов позволяла быстро произвести приборку огромного собора. В подвале также размещались агрегаты и приборы систем отопления, вентиляции, электрооборудования и кладовые. Собор имел автономную центральную систему отопления. Котлы располагались в специально построенном здании, которое стояло недалеко к востоку от собора. Там же имелись 10 комнат для размещения служащих при соборе сторожей, электромонтеров и кочегаров. Здание котельной сообщалось с подвалом собора подземным туннелем. На поставку и монтаж электрооборудования претендовало восемь фирм. Строительный комитет отдал предпочтение Санкт-Петербургскому отделению завода в Риге, принадлежавшему Русскому обществу всеобщей компании электричества. Часть работ и технический надзор осуществлялся специалистами Кронштадтского порта. От центральной электростанции до восточной ограды сквера проходила воздушная электропроводка на 18 решетчатых железных столбах. Далее шел подземный кабель в подвал собора, где располагались три главных масляных трансформатора. В соборе имелось около 5000 электрических лампочек накаливания по 5-10 свечей. Только на решетке главного купола располагалось 218 ламп, на главном хоросе (церковный светильник, который имеет особый статус - он символизирует древо жизни, имеет вид колеса, подвешенного с помощью цепей к потолку храма) - 588, на главном карнизе - 827. Алтарь освещали 100 ламп с рефлекторами и еще 92 лампы располагались в иконостасе, лампадах. Кроме основной сети была оборудована еще и сеть дежурного освещения. Сложная и оригинальная для того времени система освещения прекрасно дополняла великолепие внутренней отделки и производила неизгладимое впечатление.
Свято-Никольский собор в Кронштадте сооружался Морским ведомством и поэтому получил название Морского собора. Идея сооружения в Кронштадте нового храма – памятника истории развития Русского флота относится к 1896 г. В 1897 году был объявлен международный конкурс на составление проекта. Средства на собор жертвовались членами императорской семьи, придворными и военными чинами, большая часть необходимой на строительство суммы была собрана военными офицерами и моряками, постановившими отчислять на эти цели часть своего жалованья. Для строительства была выбрана центральная площадь города, где хранились вышедшие из употребления якоря, поэтому она получила название Якорной. В апреле 1901 г. был принят проект, представленный архитектором В. А. Косяковым, который был высочайше утвержден 21 мая 1901 года. Собранных пожертвований оказалось недостаточно даже для начала строительства, и 27 октября 1901 года Государственный Совет ассигновал средства на производство работ. Председателем Строительного комитета стал вице-адмирал С. О. Макаров. Работы по расчистке и подготовки территории производились моряками флотских экипажей и учебных отрядов. Возведению собора предшествовало торжественное богослужение 1 сентября 1902 года, которое отслужил о. Иоанн Кронштадтский. После завершения бетонных фундаментов и гранитного цоколя, 8 мая 1903 г. состоялась торжественная закладка собора, на которой присутствовала императорская чета, свита и руководство Морского ведомства. За период 1903-1907 годов были выполнены все общестроительные работы, что для сооружения столь больших размеров было необыкновенно быстро. При работе над проектом косяков учитывал весь предшествующий опыт создания храмов «византийского стиля» (авторы самых значительных из них, Д. И. Гримм и В. А. Шретер были его учителями). Это видно и в компоновке масс и в понимании роли детали. Здесь присутствует лаконичность и ясность построения формы Д. И. Грима, и утонченная декоративность В. А. Шретера. В. А. Косяков привнес много новых приемов в компоновку фасадов и интерьера. Он опирался на «классический» вариант компоновки внутреннего пространства, выраженного во внешних формах и адресующего к историческому прототипу – Софии Константинопольской. Два полукупола с востока и запада примыкали к огромному центральному подкупольному пространству, освещенного из окон барабана. Как и в Софийском соборе, наос с трех сторон окружали аркады первого уровня и хоров. Для усиления конструкции создавались симметричные «контрфорсы», которые имели не только конструктивное, но и функциональное значение – в них размещались лестницы на хоры. Две другие лестницы находились со стороны главного входа. По ним можно было подняться не только на хоры, но и на звонницы и попасть на верхние галереи, предназначенные для осмотра систем отопления, расположенных «под верхними окнами». Цельность внутреннего пространства выражалась во внешнем облике храма. В. А. Косяков дополнил художественную палитру стиля декоративными элементами романского зодчества, что часто встречалось в европейской архитектуре 19 столетия, где существовало понятие «византийско-романского» или «романо-византийского» стиля. Замысел архитектора дополняли башни двух звонниц, фланкирующих вход, и портал «романского» характера. Если пространственное решение интерьера и его роспись полностью были выдержаны в византийском стиле, то внешние формы были выполнены в «византийско-романской» стилистике, что вносило в общее восприятие сооружения несколько «эклектичный» оттенок. Фасады собора были облицованы долговечным облицовочным серовато-желтым кирпичом и дополнены терракотовыми рельефами. В отделке фасадов (колонны порталов, окон и облицовка цоколя) применялся наиболее долговечный материал - гранит. Купола собора и звонниц были покрытии декоративными морскими рельефными атрибутами. Этот прием уже известен в художественном арсенале византийского стиля. В качестве материалов отделки применялись майолика и мозаика. Святые изображения на фасадах выполнялись по эскизам Ф. Р. Райляна. Майоликовые фризы с фигурами архангелов и символами евангелистов создавались в мастерских Н. Ваулина и И. Гельдвейна. В мозаичной мастерской В. А. Фролова выполнялись иконы на фасадах. Над тремя порталами главного, западного входа - в честь святых, которым посвящены приделы - святителя Николая чудотворца, святых апостолов Петра и Павла, святого Иоанна Рыльского; над северным - образ Божией матери; над южным - Святилеля Митрофания. Западный портал украшался мозаичными изображениями Спаса Нерукотворного, двумя сюжетами из жизни свт. Николая чудотворца, символами евангелистов и орнаментами. Вестибюль центрального входа мог служить постоянно открытой часовней. С востока вели еще два входа для духовенства. Из них попадали в подвальный этаж с библиотекой и архивом. Двери были декорированы бронзовым орнаментом.
Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 N 527 о Перечне объектов исторического и культурного наследия Федерального (Общероссийского) значения, находящиеся в г. СПб. (Текст документа по состоянию на 1 марта 2008 г.) (Постановление...", с. 20-21)
В апреле 1901 г. был принят проект, представленный архитектором В. А. Косяковым, который был высочайше утвержден 21 мая 1901 года.
Кем принят? В любом случае надо сократить число частей предложения - перегруз в таком виде.
При работе над проектом Косяков учитывал весь предшествующий опыт создания храмов «византийского стиля» (авторы самых значительных из них, Д.И. Гримм и В.А. Шретер были его учителями).
Видимо это были учителя Косякова, а не стиля.
Это видно и в компоновке масс ЗПТ и в понимании роли детали.
В.А. Косяков привнес много новых приемов в компоновку фасадов и интерьера. Он опирался на «классический» вариант компоновки внутреннего пространства, выраженного во внешних формах и адресующего к историческому прототипу – Софии Константинопольской.
Отделочные работы велись круглогодично СНЯТЬ ПРОБЕЛ, ПРОБЕЛ и летом 1909 года внутренние леса уже были разобраны.
Алтарь не весь был закрыт иконостасом, а уровень пола приподнят высоту более четырех метров.
Боковые пределы св. Петра и Павла и св. Иоанна Рыльского (покровителя св. Иоанна Кронштадтского) не отделялись от главного, существуя с ним в едином пространстве.
А разве в таком контексте верно писать св. Иоанна Кронштадтского? Ведь он тогда не был канонизирован.
Подобно константинопольской Софии, галереи второго яруса были открыты в интерьер, визуально увеличивая и без того необъятное пространство храма.
Как и в константинопольской Софии, галереи второго яруса были открыты в интерьер, визуально увеличивая и без того необъятное пространство храма.
В истории храмостРоения такой подобный прием был использован Э.И. Жибером в проекте самарского собора ЗПТ а в 1890 г к нему же обратился Н.В. Султанов при проектировании Петергофского храма Святых апостолов Петра и Павла.
Такой и подобный - что-н. одно. Неясно, почему самарский со строчной, а Петергофский с заглавной. Или оба со строчной, или оба с заглавной.
Вскоре здесь же был установлен памятник строителю собора адмиралу С.О. Макарову (1848 – 1904) работы Л.В Шервуда. Вблизи был разбит парк, устройством которого руководил Э. Г. Гильбих.
Морской собор в Кронштадте - главный храм Российского флота. И хорошо брать работы историков, которые работают именно в этом направлении. Существует несколько полноценных работ на тему Морского собора. А в книге Савельева идет скорее всего сравнительный анализ... Есть публикации СПб епархии, Морского сборника периода строительства, да и у современных военно-морских историков много нового. Например, у авторов Исаковой и Шкаровского в "Храмах Кронштадта" использовано огромное количество документов из ГРА ВМФ, РГИА, РНБ и т.д.
Уникален был пол, выполненный в виде морской зыби с рыбами и морскими гадами: звездами, раковинами и т.д. Очевидцы с восхищением рассказывали, что с верхней галереи казалось, что морская зыбь колышется. Наверху было звездное небо... Такого не было ни в одном храме во всем мире.
В храме могло присутствовать до 5000 человек.
Сам собор всегда впервую очередь был маяком для всех кораблей.
Якорная площадь у собора вымощена резными чугунными плитами, такого мощение тоже нигде больше нет.
Улицы Кронштадта долгое время были покрыты булыжными мостовыми, но болотистая почва не позволяла держать их в должном порядке: надо было периодически выкапывать булыжник, подсыпать грунт и снова укладывать камень.
В одну из поездок в Америку управляющий Кронштадтским Пароходным заводом генерал В.П. Лебедев обратил внимание на мостовые, устроенные в Нью-Йорке и в Бостоне по идее инженера Кнаппа. Они имели оригинальное покрытие из чугунных деталей, в виде шашек. Эта идея заинтересовала В.П. Лебедева и, вернувшись на родину, он приказал отлить на Пароходном заводе по привезенным им образцам чугунные шашки. Этими шашками в виде эксперимента вымостили двор завода. Опыт имел успех.
В 1860 году великий князь Константин приказал начальнику строительного управления Кронштадтского порта инженер-подполковнику Н. П. Эйлеру испытать чугунную мостовую в больших размерах и на месте с оживленным движением транспорта. Такое место длиной 160 метров и шириной 6,4 метра было выбрано у Пенькового моста, вдоль ограды нового Адмиралтейства.
Н. П. Эйлер доказывал, что по своим качествам она превосходит все известные мостовые России и Европы и что, несмотря на кажущуюся дороговизну ее устройства (а каждая квадратная сажень тогда обошлась в 40 тысяч рублей серебром.), она благодаря своей прочности едва ли не самая экономически выгодная. В 1862 году чугунная мостовая была устроена под Петербургскими воротами и вдоль Петровской улицы, в 1863 году - вдоль Большой Екатерининской улицы, в 1864 году - от Пароходного завода до вала и вдоль вновь проложенной дороги при Доковом Адмиралтействе. Спустя 20 лет, в 1884 году, когда возникла мысль об устройстве чугунной мостовой в петербургском Арсенале, был послан запрос в Кронштадт о состоянии тамошних металлических мостовых. В ответ было сообщено, что они "со дня положения их на место никогда не ремонтировались и находятся в хорошем состоянии".
И служила эта дорога без всякого ремонта целых 80 лет.
В сентябре 1941 года из Москвы пришел приказ Ленинграду: отлить один миллион корпусов мин. Из них, по разнарядке, Кронштадскому Морскому заводу надо было изготовить 70 тысяч. Стали искать сырье. И оказалось, что старые чугунные шашки состоят из крупнозернистого чугуна. При испытании на полигоне корпуса мин, изготовленных из этих шашек, дали наибольшее количество осколков. Приказ был выполнен. Корпуса мин отправили в Ленинград, там их начинили взрывчатыми веществами и отправили по назначению. Таким образом до наших дней дошли только два небольших кусочка этой мостовой на Пеньковом мосту и да вдоль ограды Петровского адмиралтейства на Якорной площади. В Америке в Чикаго чугунная мостовая была разобрана во Вторую мировую войну.
Во во время реконструкции Якорной площади старые шашки заменили, так что подлинниками они не являются, но на Пеньковом мосту остались оригинальные чугунные шашки. Кронштадская чугунная мостовая представляет собою уникальный образец дорожного строительства ХIХ века. Это едва ли не единственная в мире чугунная мостовая, сохранившаяся до наших дней. В музее истории Кронштадта можно увидеть примеры шашек, которые передали в дар при реставрации Якорной площади.
Здание было оборудовано по последнему слову техники того времени. Для уборки имелась стационарная пылесосная станция системы А.Бордига, которая располагалась в подвале и была установлена фирмой "Иохим и К". Система трубопроводов, кранов и воздушных резиновых шлангов-рукавов позволяла быстро произвести приборку огромного собора. В подвале также размещались агрегаты и приборы систем отопления, вентиляции, электрооборудования и кладовые. Собор имел автономную центральную систему отопления. Котлы располагались специально построенном здании, которое стояло недалеко к востоку от собора. Там же имелись 10 комнат для размещения служащих при соборе сторожей, электромонтеров и кочегаров. Здание котельной сообщалось с подвалом собора подземным туннелем.
На поставку и монтаж электрооборудования претендовало восемь фирм. Строительный комитет отдал предпочтение Санк-Петербургскому отделению завода в Риге, принадлежавшему Русскому обществу всеобщей компании электричества. Часть работ и технический надзор осуществлялся специалистами Кронштадтского порта.
От центральной электростанции до восточной ограды сквера проходила воздушная электропроводка на 18 решетчатых железных столбах. Далее шел подземный кабель в подвал собора, где располагались три главных масляных трансформатора. В соборе имелось около 5000 электрических лампочек накаливания по 5-10 свечей. Только на решетке главного купола располагалось 218 ламп, на главном хоросе (церковный светильник, который имеет особый статус - он символизирует древо жизни, имеет вид колеса, подвешенного с помощью цепей к потолку храма) - 588, на главном карнизе - 827. Алтарь освещали 100 ламп с рефлекторами и еще 92 лампы располагались в иконостасе, лампадах. Кроме основной сети была оборудована еще и сеть дежурного освещения. Сложная и оригинальная для того времени система освещения прекрасно дополняла великолепие внутренней отделки и производила неизгладимое впечатление.
Реставрируемый Морской собор в Кронштадте откроют на один день для посетителей Санкт-Петербург. 22 февраля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Жители пригорода Петербурга Кронштадта смогут в течение одного дня понаблюдать за ходом восстановительно-реставрационных работ в Морском соборе во имя святителя Николая Чудотворца.
"26 февраля, с 10 до 15 будет открыт Морской собор в Кронштадте для свободного посещения. На один день! Можно будет увидеть ход реконструкции", - написал в своем микроблоге глава местной администрации Кронштадта Александр Боруцкий.
Кронштадтский Морской собор реставрируется в течение нескольких последних лет. Планируется, что работы буду завершены в 2013 году.
Относительно чугунной мостовой. Почему-то многие (хотелось бы знать первоисточник) копируют информацию, что образцы плашек привезены из Америки "управляющим Кронштадским Пароходным заводом генералом В.П.Лебедевым". Между тем генерал-майор В.П. Лебедев был главным строителем Пароходного завода, а управляющим назначен инженер-механик капитан А.С.Соколов (Э.Б.Рагозина, Н.Е.Майоров. К истории Кронштадтского Ордена Ленина Морского завода http://www.kronstadt.ru/books/history/morzav_1.htm#1). Об "авторстве" чугунной мостовой говорится и на сайте "Музея истории Кронштадта" http://visitkronshtadt.ru/mostovaya, а также в архитектурном очерке "Кронштадт" (Б.А.Розадеев, Р.А.Сомина, Л.С.Клещева, с. 111, 112) и в воспоминаниях "Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов" (Д.А.Засосов, В.И.Пызин).
Меня давно мучает вопрос: - Была ли вымощена ВСЯ Якорная площадь чугунными шашками?
Можнт кто-нибудь скинет ссылку на фотографию довоенного мощения Якорной площади?
Из моего давнего детства мне запомнилось большое пространство вымощенное чугунными плитками. Была ли это площадь, или только дорога? Детское восприятие отличается от взрослого, сами понимаете "Тогда и деревья были большими"
Хотя в Кронштадте есть свой памятник Петру I, с функцией Медного всадника лучше справляется, пожалуй, этот монумент. Он водружен на своего рода малый Гром-камень, который также не без труда доставили на это место через Петровский канал и Сухой док в 1911 году. А до этого он больше века пролежал на дне Финского залива: добытый где-то под Выборгом вроде бы для памятника Павлу I в Петербурге камень до столицы не доехал, затонув на полпути. Коня флотоводцу не полагается, а вот змее в концепции скульптора Леонида Шервуда место нашлось. Только теперь это уже японский дракон и одновременно волна, нападающая на адмирала и увлекающая его в бездну. Назначенный командующим Тихоокеанской эскадрой Степан Макаров погиб на корабле, подорвавшемся на японской мине.
На одном из барельефов постамента изображен ледокол «Ермак», созданный при участии адмирала. Одна из туристских традиций — «приложиться к медведю», его морду уже натерли до латунного блеска
Была там в день открытия, 28 мая. Приглашаю посмотреть фотографии интерьера и фасада. Старалась заснять разные детали. Публикацию перегружать не хочется, тут и так много всего http://vk.com/seespb?z=album-49274383_174894937
На ступенях солеи от престолов лежали ковры, вышитые шерстью вручную женами военных моряков и серебром мастерской Е.М. Бертенсона. Работа эта заняла около года и выполнялась безвозмездно.
Утварь собора: священные сосуды, евангелия, запрестольные и наперстные кресты, подсвечники, запрестольные семисвечники, аналои, хоругви, лампады, большие и малые паникадила - в основном были изготовлены Московским Торгово-промышленным товариществом "И. Оловянишников и сыновья", Товариществом серебряных, золотых и ювелирных изделий "Н.П. Хлебников, сыновья и К", "Студией художественной индустрии" О.С. Кошкиной и Н.Н. Дивова в общем едином стиле с применением морской атрибутики.
Литература: В.А. Горохов, В.Я. Крестьянинов. Кронштадтский Морской собор. - Спб.: ООО "Галерея -принт", 1998г., С. 25.
Покажу фотографию, которую я сделал 10 ноября 2012 г. Это было вскоре после того как собор был открыт после реставрации. В это время с фасадов еще не были полностью убраны леса, и храм был окружен забором. Вот как выглядела внутренняя сторона забора:
Я попрошу сейчас активно не присылать фото по собору - публикация полная, чуть попозже сделаю вторую и перераспределю фото, чтобы не было свалки. То что уже послано - не пропадет, пока лежит во временной базе.
...Кронштадт — город на острове, маленьком острове Котлин. Город-крепость, всего несколько улиц. Из Ленинграда раньше нужно было по воде плыть часа два. Сейчас, конечно, быстрее. А зимой надо доехать электричкой до Ораниенбаума, а оттуда на автобусе по льду, через Финский залив. Городок небольшой, много зелени, бульвары, сады. Красивые дома в два-три этажа. В то время самый высокий дом был четырехэтажный. Красивая набережная со зданием Офицерского собрания. Петровский парк с памятником «Петру Первому — основателю Кронштадта». Огромный Морской собор в хорошую погоду виден из Ленинграда. В те годы его превратили в кинотеатр. На площади — памятник адмиралу Макарову, а дальше — большой овраг: туда мы ходили зимой кататься на санках.
Сколько ребят набивалось в кино на утренние сеансы! Причем всем обязательно хотелось в первый ряд, кидались вперегонки, и я, конечно, со всеми — вповалку. Десятки раз смотрели одни и те же фильмы, знали их наизусть, а переживали всякий раз заново. «Красные дьяволята», «Чапаев», «Веселые ребята»…
Это были годы, когда уничтожали, закрывали церкви. Взорвали красивую часовню напротив нашего дома. Я не могла понять, почему. Ведь было так красиво — а теперь ничего нет. Ходили слухи, что взорвут Морской собор. В большом соборе Иоанна Кронштадтского хранили картошку. Но и его хотели взорвать, да война помешала, уже не до того было.
Что-то ничего не пойму. Фотография diletant, текст Наталия, а публикация Виктор М? Виктор, а Ваша роль какова?