В 1720-х гг., когда были прорыты Адмиралтейский и Крюков каналы, образовался остров почти правильной треугольной формы. Для находившегося неподалеку Адмиралтейства требовалось много леса, а остров идеально подходил для складов - протоки удобны для транспортировки, и вода «пожарного страха ради». В 1732 г. при участии арх. И. К. Коробова началось сооружение складов леса («сараев»). Наверное, в это время остров и приобрел свое название. Когда деревянные сараи начали разрушаться, решено было построить каменные здания. Работы возглавил С. И. Чевакинский. Он представил Адмиралтейств-коллегии, свой проект складов, в которых лес хранился бы не навалом, а вертикально, с небольшим наклоном к стене сарая, что увеличивало циркуляцию воздуха и было более удобно для отбора бревен. Склады представляли собой галереи по периметру острова, соединенные над водой арками. Проект был утвержден.
Мастер «елизаветинского» барокко, Чевакинский, попал в немилость с приходом к власти Екатерины II. Жан Батист Валлен-Деламот, сторонник классических форм, взяв за основу проект Чевакинского, очистил фасады от барочных «излишеств». Были сооружены складские корпуса, рассчитанные на хранение леса для 15 кораблей. С учетом различных габаритов бревен, которые должны были храниться вертикально, склады строились различной высоты – со стороны Мойки склады поднимаются ритмичными уступами. Для доставки леса внутри Новой Голландии вырыли обширный бассейн с двумя протоками – в Мойку и Крюков канал.
Над каналом, соединяющим внутренний бассейн с Мойкой, было запроектировано сооружение гигантской арки, которая должна была выполнять не только декоративные функции, но и механические – гасить давление на торцевые стены складов опирающихся на них бревен.
Юго-восточный корпус (наб. Адмиралтейского канала, 2 лит О). ото 1900 г.
* Пожар на острове "Новая Голландия" в Петербурге 27 мая т.г. Обуглившиеся балки здания лаунтенниса и налево уцелевшее здание бассейна
для моделей судов. По фот. А. А. Насветевича авт. "Нивы".
Знаменитая арка Новой Голландии воздвигнута в 1770-х гг. Попарно по обеим сторонам арки стоят колонны тосканского ордера, составленные из гранитных блоков. Из гранита красного оттенка вырублены базы и капители колонн. Между колоннами строгого рисунка ниши, декорированные гирляндами, высеченными из пудостского камня. Из него же создано оформление круглых медальонов над нишами. Полуциркульная арка, строго украшенная триглифами и изящной гирляндой, опирается на малые колонны, стоящие на берегах протока, ведущего во внутренний бассейн. Высота арки 23 м, ширина пролета чуть более 8 м.
Но комплекс так и не был достроен полностью в соответствии с первоначальным проектом. Просчеты, интриги, отстранения привели к тому, что корпус на пересечении Адмиралтейского и Крюкова каналов был отстроен лишь в 1848-1849 гг. А еще один корпус складов и арка, спроектированная Валлен-Деламотом со стороны Крюкова канала, так и остались неосуществленными.
Вскоре после восстания Семеновского полка (1820 г.) и восстания декабристов (1825 г.) в незастроенной западной части Новой Голландии была отведена территория для постройки военной тюрьмы. Проект выполнил архитектор Военного ведомства А. Е. Штауберт. Проект был утвержден в апреле 1828 г., а в 1829 г. реализован. Было построено кольцеобразное в плане трехэтажное здание с внутренним круглым двором. Штауберт называл свое сооружение «башней», и это название распространилось в городе, однако, городской фольклор назвал его еще и «бутылкой», и, если верить преданию, выражение «лезть в бутылку», связано с этим обстоятельством. Первый этаж «башни» был занят тюремной охраной, арестантской кухней, пекарней и кладовыми. На втором и третьем этажах были камеры, рассчитанные на размещение 250 заключенных на каждом этаже.
Вблизи тюрьмы на берегу Мойки в 1840-х гг. был построен трехэтажный дом коменданта Новой Голландии. В середине XIX века в той же части острова по проекту военного инженера Пасыпкина выстроили кирпичную кузницу.
Новая Голландия сыграла значительную роль в развитии отечественного кораблестроения. В 1893 г. в северной части острова соорудили испытательный бассейн. «Опытовый» бассейн действовал под руководством академика А. Н. Крылова, основоположника теории корабля. Он возглавлял исследования, проводившиеся в бассейне в 1900-1908 гг.
В годы Первой мировой в Новой Голландии оборудовали самую мощную на тот момент в России радиостанцию морского штаба, прославившуюся в том числе и тем, что с ее помощью в ноябре 1917-го большевики вели информационную войну с генералом Красновым.
В советское время Новая Голландия была закрытой зоной, на ее территории располагались различные службы Ленинградской военно-морской базы. (Есть, например, служба вещевая, служба продовольственная, служба медицинская и т.д.).
В 1990 г. был представлен проект архитектора Вениамина Фабрицкого, разработанный еще в 1970-х, который предложил снести строения в северной части острова, освободив участок под деловую застройку. Исторические здания предполагалось отреставрировать и разместить в них учреждения культуры: филиалы Мариинского театра и БДТ, художественные студии, а в центре острова – площадки для музыкальных представлений. Но главное условие проекта – вывод военных с острова - к 1993 г. осуществлен не был, и от проекта отказались.
В 1997 г. художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев обратился к президенту РФ Борису Ельцину с просьбой рассмотреть возможность реконструкции Мариинского театра, включив в комплекс театральных зданий Новую Голландию. Американский архитектор Эрик Мосс к началу 2002 г.выполнил такой проект, с сохранением всех исторически значимых зданий, но в конкурсе проектов реконструкции Маринки он не выиграл.
28 декабря 2004 г. военные, наконец, покинули остров.
В конце 2004 г. все объекты, которые прежде занимала база, передали городу. После этого был объявлен международный конкурс на проект использования ансамбля «Новая Голландия». Победителем в марте 2007 г. был признан видный английский архитектор Норманн Фостер. Его проект предполагал создание на острове многофункционального комплекса, включающего театры, конференц-залы, рестораны и гостиницы. Все объекты культурного наследия - здания складов, тюрьмы и кузницы,- как предполагалось, должны быть сохранены и отреставрированы. Склады превращались в четырех- и пятизвездочные отели, апартаменты, магазины, рестораны. Вдоль Адмиралтейского канала были спроектированы повторяющие геометрию складов новые здания офисного центра и гостиницы. Главный объем - Дворец фестивалей и открытый амфитеатр — должен был разместиться между зданием тюрьмы и ковшом. Бывшую тюрьму предполагалось перепрофилировать в офисное здание с атриумом, в цокольном этаже намечалось устроить концертный зал камерной музыки.
(Кормильцева О. М. Новая Голландия // Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга.
Адмиралтейский район. Барокко и классицизм. 2012. С. 46-47 добавил Lonely Walker)
* см.
** см.
Будущее Новой Голландии. Проект общественно- делового центра.
В феврале 2006 г. подвели итоги тендера на реконструкцию территории Новой Голландии. Наиболее удачной признана концепция английского архитектора Нормана Фостера: на территории будет построен культурный центр площадью 180 тыс. кв. м, в котором будут находиться офисные помещения, магазины, гостиницы, галерея искусств, подземный паркинг. Архитектурной доминантой проекта станет Дворец Фестивалей площадью 16,3 тыс. кв. м с концертным залом и открытым амфитеатром.
Заместитель директора института «Спецпроектреставрация», проводившего историко-культурную экспертизу этого объекта, Михаил Мильчик говорил: «Вызывает тревогу и предполагаемое новое использование исторических построек. В зданиях складов хорошо сохранились интерьеры трех времен: самые старые XVIII века, без перекрытий, предназначенные для хранения в вертикальном положении корабельного леса; начала XIX века — двухэтажные, когда эти корпуса были превращены в воинские склады, и начала XX века с «колодцами» для подъема грузов на верхние этажи (кое-где еще в рабочем состоянии сохранялись и подъемные механизмы), с металлическими лестницами, как на военных кораблях. Использование складских корпусов исключительно под торговлю и гостиницы означает, что прекрасно сохранившиеся деревянные конструкции в интерьерах будут полностью уничтожены. Между тем здесь можно было бы наряду с гостиницами и магазинами разместить филиалы музеев — Военно-морского, истории Петербурга, галереи для временных выставок, как в 1990-х годах предлагал архитектор В. Фабрицкий… Есть сомнения и технического характера. Склады стоят на деревянных сваях. Они держат здания до тех пор, пока постоянен уровень грунтовых вод. Если уровень по ходу строительства понизится, то здания могут серьезно пострадать…».
На стенде возле строительной площадки указано: Начало реализации проекта 01.06.2006 Окончание работ: 31.08.2010 Инвестор-заказчик ООО «СТ Новая Голландия», ген. Директор А. Я. Зелеранский Автор проекта: FOSTER AND PARTNERS Генеральный проектировщик: ООО «Архитектурная мастерская Митюрева», ген. Директор Митюрев Ю. К. Партнер Фабрицкий В. Б. Waterman International
Изначально объявлялось, что сносить будут только «возникшее в советское время». Однако были снесены лаборатория Менделеева и знаменитый «Опытовый» бассейн, корпус радиостанции Морского Генерального штаба, откуда в 1917-м прозвучало знаменитое обращение «Всем, всем, всем!».
В настоящее время срок окончания работ по проекту перенесен на 2012 г. и стоимость увеличилась вдвое. Удорожание проекта связывают с применением нестандартной технологии – забивкой 800 тридцатиметровых титановых свай для укрепления фундаментов, рекультивацией территории из-за загрязнения нефтяными отходами, увеличением количества парковочных уровней с двух до четырех, общей инфляцией.
А вот не совсем так.На берегу канала Круштейна оказывается были запланированы туалеты, потому немецкие липы не вырубили, а достали из земли, где они сидели в больших пластиковых мешках и увезли.Все лето строили там туалеты, но не успели закончить их подключение к открытию парка.Деревья привезли и опять посадили в землю.Получилось совсем неплохо - рядом с туалетами взрослые деревья и никаких следов строительных работ.
Там порядок во всем, а как иначе. В нас культуры мало элементарной. Для примера. До чего довели Сад Дружбы на Литейном пр. - подарок друзей к 300-летию города. А то что огорожено, так ведутся строительные работы, и еще идет подготовка территории к новому сезону. Мы же приходим не на перекошенные лица глазеть. Это для кого как.
Мне там тоже не нравится, возможно что ощущение искуственности и новодельности пройдет, когда разрастутся деревья и кустарники, припылится все слегка... Но местное население радо возможному месту для отдыха. А говорить об уместности можно бесконечно с разными аргументами с той и другой стороны...
Не была в этой Акватории и как-то не планировала. Вопрос к тем, кто был. Там как-то абстрактно все это понаставлено или какие-то конкретные здания и терртории имелись в виду? Или, м.б. что-то еще в работе? Так вроде открылись давно. Смотрю на вот этот сарай и ничего не понимаю. Вся соль замысла Чевакинского была в том, чтобы хранить лес стоймя в специальных устройствах-"конусах", чтобы он не гнил в штабелях. Это же так интересно можно было бы сделать, а у них что? Зачем тогда такие высокие проемы? И вокруг не поймешь, что за места.
На сайте http://peteraqua.ru/ все коротко и толково объяснено. Все конкретно. Территории, выходящие к воде на начало 18 в. Что неясно - можно прояснить во время экскурсии. Возможно, данное здание показано в процессе постройки. Настоятельно рекомендую посетить!!! Можете полистать альбом https://my.mail.ru/mail/helga60/photo/5887/5892.html
По большому счету игрушка для школьников. Набор разных исторических комплексов на разные даты. Хочется верить, что достоверность изображения соблюдена. Детям нравится. Стоит довольно дорого.
Из того, что видно на снимке - какая уж там достоверность. Отдельные постройки стоят в свободном порядке. Это видно. Ну, весь город, даже на 18 век, и невозможно воспроизвести. Но здесь совершенно неправильно показано главное - как именно хранили лес. А уж это-то досконально описано. Значит и все остальное, вероятно, так же.
... газета «Северная пчела» /1826/ ... сообщила своим читателям: «Известный Леман, содержатель редких зверей, которые прежде показывались на Вознесенском проспекте... возвратился в Петербург с новым собранием зверей, между коими нет ни одного плотоядного или злого. ...В оном есть невиданная здесь Зебра из Африки, Кенгуру из Новой Голландии, множество разнородных, прекрасных саег и обезьян... Видеть их можно ежедневно с 10 часов утра до 6 часов вечера, у Каменного моста, в доме аптекаря Штрауха № 56» (Гороховая ул., 27/49).
Иванов А.А. 2008 Петербургские истории. Путешествие в прошлое Северной столицы, 86-87
Не понял, при чем здесь остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге. По-моему, совершенно очевидно, что речь здесь идет о какой-то заморской колонии Голландии (Нидерландов). Может быть, это Новая Гвинея? Там, кажется, тоже водятся кенгуру.
"Новая Голландия (нидерл. Nieuw Holland; лат. Nova Hollandia) — историческое название Австралии. Название было введено в употребление в 1644 году голландским путешественником Абелом Тасманом и широко использовалось в течение последующих полутораста лет."
Когда-то Сергей Курёхин и Сергей Шолохов вполне разумно рассуждали о том, что Ленин - гриб. Многие поверили. Вот и я, наивнейший, подумал, что в нашей любимейшей Новейшей Голландии кенгуру обитали... Может даже какой полярной разновидности... Крайне обидно...
У Мойки остров, обнесенный высокой красной стеной. Канал разрывает ее, а над каналом высится величественная арка, достойная украсить Вечный город. Стройно вознеслась она над каналом, словно призывая победоносные галеры пройти под собою. И стоит она здесь в глухом месте города, точно лишняя, и чернеют под ней мачты кораблей на фоне неугасающей зари белых ночей. И кажется она каким-то призраком.
Анциферов Н.П. 2014 Душа Петербурга, 24
... Теперь подобный проект сооружения провиантских складов на острове с бассейном внутри показался бы, пожалуй, недостаточно деловым, и, вероятно, его сочли таковым скоро после начала постройки, так как окончили лишь небольшую часть. Грандиозная въездная арка, перекинутая через канал, не имеет, конечно, никакого служебного значения, но на редкость декоративна при всей сдержанности и почти бедности украшений. В ней нет, конечно, строгого величия построек Империи, и, наоборот, чувствуется остаток уюта XVIII века, когда еще не было грандиозных армий современности, и когда юные полководцы становились во главе войск и выигрывали генеральные сражения.
Стены здания переходят к арке, постепенно повышаясь, и это еще усиливает слегка театральный эффект. Таким образом, арка Голландии должна считаться одной из главных достопримечательностей и украшений Петербурга.
Курбатов В. 1913 Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы, (Переходная эпоха. Делямот)
Помню ,когда в Новой Голландии были военные склады. Подрабатывал там в студенческие годы - а это уже больше пятидесяти лет. Высокие величественные краснокирпичные своды. Из еле различимых громадных полуциркульных окон под самым карнизом струится слабый свет. Кьяроскуро. Грузчики закатывают с первого на второй этаж по пандусам (доскам) большие ржавые бочки. Из бочек сочится какое-то вещество грязно-белого цвета. Руководит работами мичман в черной флотской форме с золотыми погонами. (Блестят в полумраке). Тема для передвижников. Или в другой день в (Лесном?) порту нужно вылавливать из воды бревна и подтаскивать их к лесопилке. Или просто перетаскивать какие-то ящики из одного места в другое. Разнообразная работа, развивает все мышцы. Подрабатывали ребята из Лесгафта, из Консерватории. Грузчики хвалились: "У нас оперный певец работает!". Кажется, были планы переделать склады под апартаменты. Интересно, почему отменили. Мне кажется, если бы там жили люди, то было бы гораздо труднее пытаться что-то еще "воздвигать".
Подождите, нас всех убеждали, что Газпром весь и целиком переедет в Кукурузину. Теперь значит, они по всему городу хотят разползтись?. Одно радует, с деньгами у них не очень хорошо, операционные убытки у них. Так что вынуждены будут ужаться.
"В 1720-х гг., когда были прорыты Адмиралтейский и Крюков каналы, образовался остров почти правильной треугольной формы". - Ко второй очереди Адмиралтейского канала приступили в 1732 году, тогда и образовался остров.
Годы жизни Ж.-Б.М.Валлен-Деламота: 1729-1800. Таким образом, запись в публикации: "1848-1849 - арх. Валлен-Деламот Жан-Батист" - грубейшая ошибка.
На самом деле первоначальный проект складов выполнил С.И.Чевакинский, а осуществил строительство Ж.-Б.М.Валлен-Деламот, которому и принадлежит фасад с аркой.
"В 1893 г. в северной части острова соорудили испытательный бассейн. «Опытовый» бассейн действовал под руководством академика А. Н. Крылова, основоположника теории корабля. Он возглавлял исследования, проводившиеся в бассейне в 1900-1908 гг."
В 1892 г. на острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге сооружена и забетонирована чаша канала, построены здание бассейна и двухэтажное здание со служебными и подсобными помещениями. Возглавил новое учреждение преподаватель, позднее ставший профессором Морской академии, капитан А.А. Грехнев.
1892. Здание Опытового бассейна в Новой Голландии (Санкт-Петербург) (справа и в центре)
1893. Завершен монтаж первой буксировочной тележки и оборудования.
В 1894 г. состоялось официальное открытие и начало работы Опытового бассейна Морского ведомства - первого в России и шестого в мире исследовательского учреждения, призванного определять посредством испытаний моделей кораблей мощность двигателей, потребную для достижения ими заданной скорости, и выявлять такую форму их корпусов, при которой эта мощность окажется наименьшей.
8 марта 1894 г. Опытовый бассейн посетили и ознакомились с его работой император Александр III, члены императорской фамилии и высшие чины Морского ведомства. Эту дату принято считать днем основания Крыловского центра.
Сообщение в Санкт-Петербургской газете «Новое время» (09.03.1894 г.) об открытии бассейна.
3 января 1900 г. приказом по Морскому ведомству № 276 «исполняющим должность заведующего бассейном» был назначен капитан по Адмиралтейству А.Н. Крылов.
А.Н. Крылов выдвинул идею создания научно-исследовательского учреждения, в состав которого должны входить: опытовый бассейн, испытательная и физико-химическая лаборатории для исследования судостроительных материалов, механическая и электротехническая лаборатории.
А.Н.Крылов заведовал опытовым бассейном с 1900 по 1908 г.
В конце XX века появилось множество проектов переоборудования острова, воплощению которых помешали исторические события конца столетия. В начале XXI века были утрачены некоторые здания, в том числе опытовый бассейн.
В ноябре 2010 года компания Millhouse LLC выиграла тендер на реставрационные работы и реорганизацию пространства острова. Среди архитекторов и урбанистов со всего мира был проведен конкурс на разработку генерального плана и плана реставрации.
Параллельно с этим в ходе временных программ «Лето в Новой Голландии» прошло исследование потенциальной аудитории проекта. Свободная от застройки территория была трансформирована в летний парк с обширной программой культурных мероприятий. За девять с половиной месяцев работы (с 2011 по 2013 год) остров принял более 700 000 человек. Впервые проект открылся для публики 16 июля 2011 года – эту дату можно по праву считать точкой отсчета новейшей истории Новой Голландии.
Архитектурный конкурс
Архитектурный конкурс «Новые идеи для Новой Голландии» был объявлен в январе 2011 года с целью организации на острове многофункционального комплекса, в том числе создания культурного и социального центра. В конкурсе принимали участие: Юрий Аввакумов (Россия), David Chipperfield Architects (Великобритания / Германия), Dixon Jones (Великобритания), Lacaton & Vassal (Франция), MVRDV (Нидерланды), OMA (Нидерланды), Studio44 (Россия), WorkAC (США). Победителем стал проект американского архитектурного бюро WorkAC.
Согласно концепции бюро WorkAC, Новая Голландия должна стать «городом в городе». На острове планируется открытие культурных центров, театров, музеев и выставочных залов, образовательных учреждений и научных лабораторий. Каждый из этих «якорей» будет дополнен серьезной коммерческой инфраструктурой, включая офисные пространства, резиденции и гостиницы.
Инвестор проекта поставил перед собой задачу не только восстановить памятник индустриальной архитектуры, но и переосмыслить его роль для города, создав на месте некогда промышленного объекта многофункциональный культурный комплекс, который мог бы стать центром притяжения интеллектуальной общественности всего мира.
Лето в Новой Голландии
Параллельно с разработкой окончательного проекта развития острова компания «Айрис Новая Голландия» проводит первые эксперименты по внедрению возможных культурных и социальных программ в Санкт-Петербурге в рамках проекта «Лето в Новой Голландии». Для этого свободная от исторических зданий территория острова на летний период трансформируется в открытое пространство с программой мероприятий в сферах культуры, искусства, спорта, урбанистики, образования, гастрономии и других направлений.
Новая Голландия: Культурная урбанизация
Успех программы «Лето в Новой Голландии» показал необходимость создания серьезной парковой инфраструктуры для отдыха горожан. По этой же причине было принято решение отказаться от застройки части острова со стороны Адмиралтейского канала. Параллельно с парком будут запущены в эксплуатацию здание бывшей кузницы и пруд. Работы по реконструкции остальных зданий будут вестись постоянно, но остров уже не будет закрываться полностью.
В связи с этими изменениями Millhouse LLC выбрала голландскую компанию West 8, специализирующуюся на ландшафтном дизайне и освоении публичных пространств, которая разработала новый проект на основе успешно выполненного генерального плана компании WorkAC.
Новая концепция развития острова включает:
- организация, благоустройство и озеленение парка во внутреннем пространстве острова;
- реставрация и приспособление для современного использования зданий «Кузни», «Бутылки», «Дома Коменданта» и лесных складов;
- реставрация и благоустройство набережных Адмиралтейского канала и внутренней акватории острова «Ковша»;
- работы по прокладке сетей инженерно-технического обеспечения острова;
- работы по архитектурной подсветке парка и отреставрированных зданий;
- устройство детской площадки;
создание травяного сада у здания «Кузни»;
- размещение временных павильонов и решений для проведения мероприятий культурной программы и необходимых функций парка.
На острове не предполагается строительство новых зданий.
В августе 2016 года завершился первый этап реставрации, открылась парковая зона Новой Голландии, и остров начал работать круглый год.
Какой же Вы молодец, что схватили эту тему! На самом деле Опытовый бассейн - одна из изюминок Новой Голландии, имеющая огромное значение не только для архитектурного комплекса, а и для истории судостроения, истории флота, да и всей истории Отечества как морской державы. Это тем более значимо, что наследник Опытового бассейна - Крыловский государственный научный центр существует до настоящего времени.
Но надо бы добавить нижеследующее.
Инициаторами строительства Опытового бассейна стали кораблестроитель адмирал А.А. Попов и учёный Д.И. Менделеев, идею на официальном уровне поддержал Главный начальник флота и Морского ведомства генерал-адмирал Великий князь Алексей Александрович (Романов). Проект был одобрен Морским ведомством в 1890 г.
Модельные испытания будущих судов позволяли избежать множества проектных ошибок, исправить их на стадии разработки, и, возможно, отказаться от неудачных решений. Тем самым существенно экономились средства на кораблестроение, сокращались его сроки.
Используя экспериментальные данные, полученные в Опытовом бассейне, А.Н. Крылов разработал проблему непотопляемости судов, доказал, что для спасения корабля, получившего пробоины, надо не откачивать воду, а, наоборот, затоплять другие отделения, кроме поврежденных, чтобы корабль не опрокинулся. Созданная Крыловым теория непотопляемости стала применяться в практике кораблестроения после трагедии - потери почти всего флота, произошедшей в ходе Русско-японской войны (1904-1905 гг.).
Идеи выдающегося кораблестроителя А.Н. Крылова (будущего академика) о создании научного судостроительного комплекса стали активно реализовываться уже при новом начальнике Опытового бассейна - И.Г. Бубнове (1908-1912 гг.). Под руководством Ивана Григорьевича Бубнова, создателя первых российских подводных лодок, проводилась модернизация оборудования, были закончены работы по постройке новой буксировочной тележки и укреплению рельсового пути, смонтировано оригинальное устройство для проведения буксировочных испытаний моделей подводных лодок в погруженном положении. Создаётся лаборатория испытаний механических свойств материалов, включающая приборную часть для измерений прочностных характеристик кораблей. Бассейн превращается в головной центр России, занимающийся этой проблемой. В 1912 г. создается механическая лаборатория бассейна для изучения и испытаний материалов, применяемых в судостроении.
В 1931 г. на базе Опытового бассейна и работавших при нём лабораторий создан Научно-исследовательский институт военного кораблестроения (НИВК). В 1932 г. началась модернизация бассейна, он был удлинён на 27 м и получил новую быстроходную автоматизированную тележку. Было построено здание специальной лаборатории для размещения кавитационной трубы.
В 1936 г. была создана специализированная организация «Судбасстрой» для проектирования и строительства нового комплекса Опытовых бассейнов и экспериментальных установок для НИВК на Средней Рогатке (Московское шоссе). В том же году началось там строительство комплекса, исторические здания которого сохранились в Крыловском центре до настоящего времени.
К сожалению, центр не позаботился об охране Опытового бассейна в Новой Голландии и допустил его преступный снос. Найти сведения, когда прекратилась эксплуатация этих зданий по прямому назначению, мне не удалось. Может, кто-то поможет?
Теперь ещё назад по времени.
В статье на этой странице написано:
"Но комплекс так и не был достроен полностью в соответствии с первоначальным проектом. Просчеты, интриги, отстранения привели к тому, что корпус на пересечении Адмиралтейского и Крюкова каналов был отстроен лишь в 1848-1849 гг. А еще один корпус складов и арка, спроектированная Валлен-Деламотом со стороны Крюкова канала, так и остались неосуществленными".
Попыталась увеличить обнаруженный в интернете любопытный план складов:
И ещё добыла фрагмент, на котором понятен замысел хранения леса в вертикальном положении (арочный проём слева).
Чисто с инженерной точки зрения мне показалась эта идея ошибочной. Во-первых, брёвна испытывают значительные изгибающие нагрузки, принимают дугообразную форму - что отвратительно для дальнейшей обработки и увеличивает количество отходов ценнейшей строевой древессины. Во-вторых, когда увидела выше размещённый план, поняла, что лес просто должен в казематных условиях гнить. Там высокая влажность, необходимо хорошо просушивать помещения, создавать циркуляцию воздуха, поддерживать определённую температуру без сильных перепадов. Это при такой конструкции склада трудно выполнимо.
Случайно нашла подтверждение своей мысли:
"В начале XIX века выяснилось, что система хранения бревен, предложенная архитектором Чевакинским, оправдала себя лишь частично: при вертикальном хранении дерева начинали подгнивать нижние части. Тогда было принято решение использовать амбары для инвентаря Морского ведомства.
Складские корпуса к западу от портала были переделаны под мундирные магазины, а корпуса к востоку и по Крюкову каналу стали использовать под экипажные магазины. Также на острове появилась первая деревянная гауптвахта".
По этой же ссылке есть пара исторических гравюр видов Новой Голландии, мелковатых, к сожалению.
Кроме того, брёвна очень тяжёлые, и сам процесс запихивания брёвен в казематы - дальнейший отбор - выпихивание практически вручную - погрузка для транспортировки на верфь - это дело излишне трудоёмкое, тем более в те времена.
Так что, похоже, дело не в интригах, а в ошибке самого замысла такой конструкции складов.
Кстати, интересно бы узнать, всё же каким образом предусматривалась вентиляция этих казематов?! Это очень серьёзный вопрос, важный для условий хранения древессины.
Я закину иллюстрации в премодерацию, а текст, если потребуется, прошу взять из моего сообщения.
Согласна, что Опытовый бассейн достоин отдельной публикации. Но, насколько я понимю, его история связана с НИИВК.
Я попрошу V_Malyj, если у него есть желание, сделать эту публикацию.
Кроме того в журнале "Судостроение" № 3 за 2021 г в историческом разделе есть статья, посвященная этой теме, с картинками мастерских Опытового бассейна.
Из этой стать (С. 88)
Официальное признание постоянно расширявшихся функций бассейна вместе с его переименованием произошло еще в 1930 г. Сформированный на базе Опытового судостроительного бассейна и трех секций НТКМ (кораблестроительной, подводного плавания и механикоэлектротехнической) Научноисследовательский институт военного кораблестроения (НИИВК) разместился в Ленинграде на острове Новая Голландия на Адмиралтейском канале (тогда — канал Крузенштерна) (так написано). Его первым начальником стал Николай Владимирович Алякринский.
...
И дальше из воспониманий К. А. Камешкова (заслуженный ветеран ЦНИИ им. Академика А. Н. Крылова) в контекте 1934 г.
"... Помимо уже существовавшего старого одно этажного здания (бассейна) и старого административного корпуса, где размещались руководство института, библиотека и лаборатория испытания материалов, ближе к зданию порта было построено пятиэтажное здание с примыкавшими к нему лабораториями — гидравлической, электротехнической, дизельной, паротехнической и отдельно (в герметизированном помещении) — котельный стенд. В пятиэтажном зданииразмещались камеральные помещения электромеханического и химического профилей, а также лаборатории, не требующие фундаментов для своего оборудования. Заканчивалось постройкой трехэтажное здание нового административного корпуса, где разместились, кроме отделов управления и руководства, отделы строительной механики корабля и проектные".
Извините, пжлст. Но я же привела, как положено, библ. справку на документ. Просто не догадалась указать, что первый столбик описи - номера дел, поскольку сама постоянно работаю с архивами, это привычно.
А номера дел я дала: ДД. 7538-7568 - Новая Голландия, ДД. 6117-6122 - Опытовый бассейн.
Ну, вот и меня "зацепило". До сих не понимаю, что они этим хотели изобразить, то ли такой замысловатый замысел свадебного фотографа, то ли для рекламного буклета? 😇
До последнего момента в распоряжении Минобороны находились расположенные на острове 18 зданий и строений общей площадью около 56 тыс. кв. м (из них 5 зданий, построенных в конце XYIII века по проекту архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота, являются памятниками федерального значения). В них размещались склады, а также швейные мастерские, штаб тыла, гаражи и другие объекты Ленинградской военно-морской базы.
...
Торжественная церемония передачи Петербургу военной недвижимости проходила у стен круглого здания бывшей Морской тюрьмы, откуда три недели назад выехал штаб тыла Ленинградской военно-морской базы. Последнее имущество военные вывезли с острова на прошлой неделе, причем не обошлось без скандала — в четверг исторические здания Новой Голландии охватил пожар, который тушили по пятому номеру.
Командующий Ленинградской военно-морской базой вице-адмирал Владимир Кудрявцев покидал остров без энтузиазма.
...
"Свершилось то, о чем мечтали многие поколения петербуржцев длинные годы! Таинственный остров наконец-то станет открытым для горожан!" — воскликнула в ответ губернатор. Она назвала новогодний подарок военных городу "практически личным проектом Сергея Иванова", отметив, что, "если бы во главе Минобороны не стоял человек просвещенный и образованный, мы бы ждали этого очень долго".
Весь тыл Ленинградской ВМБ, а не только штаб, получается там размещался.
Ох уж эти "просвещённые и образованные люди во главе МО..."
Кстати, получается, что радиостанция Новая Голландия стала правительственной не в ноябре 1917, а раньше, поскольку передавала воззвания Временного Правительства Российской Республики.
иногда поражаешься тупости и пошлости людей... некоторые пизанскую башню "удерживают" и считают это предельно "оригинальным". теперь вот новую голландию облюбовали. Правда если вспомнить, что в той же бутылке теперь находится удивляться местному контингенту не приходится. весь этот "креативный" шлак. Вот "Литература" книжного магазина бутылки
Да, пошлостью и глупостью там все затоплено. Одна из самых больших пошлостей - называть здание тюрьмы бутылкой. Придуманное название, никогда в городе не бытовавшее, впервые возникшее в одной книжонке Синдаловского и взятое на флаг командой московских менеджеров. От их "На Новой Голландии" почти отбились со скандалом. Все остальное с восторгом принято массами, так сказать.
называть "тюрьмой" место торговли, "поглощения пищи", алкоголя и проведения прочих дионисийиских практик с точки зрения креатива совсем не круто. Так что миф о бутылке, лезть в бутылку и т.д.(на сайте подобное неоднакратно и акцентно упоминается) придал этому строению постмодернисткий ироничный оттенок, который в целом и стал духом этого места с недавних пор. В Москве аналогом является - гараж или соседняя с ним Арма. Хотя в Санкт-Петербурге в Новой Голландии получилось даже как-то пообъемнее Абрамовичу все организовать, благо география позволяет.
Ну хоть здесь будет написано, что в Англии (Великобритании) нет города Осборн, соответственно нет тюрьмы города Осборн, а этот пассаж это кривой перевод с "Оборнская тюремная система" (от города Оберн в штате Нью-Йорк).
А прототипом для тюрьмы послужил знаменитый Паноптикум английского учёного мужа Иеремии Бентама.
Комментарий к фото 9: "Развитие Нового адмиралтейства признавалось нерентабельным и его намеревались постепенно ликвидировать. Эту идею, выдвинутую корабельным инженером Д.В. Скворцовым, активно поддерживал начальник Адмиралтейского завода генерал-майор П.Е. Черниговский.
План перепланировки верфей вылился в широкомасштабную программу, намечавшую преобразование целого района города. Она была разработана Н.И. Дмитриевым при участии его брата А.И. Дмитриева, назначенного в 1908 г. архитектором Адмиралтейского завода, и других специалистов...
Новое адмиралтейство после прекращения на нем производства отводилось под жилые кварталы с частновладельческой застройкой. В зону реконструкции Дмитриевы включали также и Новую Голландию с разбивкой ее на отдельные участки. Перепланировка этих комплексов предусматривала кардинальные изменения градостроительной структуры. Вдоль невского берега Нового адмиралтейства получала продолжение Английская набережная, внутри его территории пересекались новые отрезки Галерной улицы и Английского проспекта, выходившие к Неве. По правой стороне Мойки, от Поцелуева моста до ее впадения в Неву, тянулась «Продолженная Морская улица». Участок Новой Голландии разделяла на два квартала продленная Ново-Исаакиевская улица, а с северной стороны ограничивала новая часть Конногвардейского бульвара, прокладываемого на месте Адмиралтейского канала. Ново-Адмиралтейский канал и отрезок Крюкова канала до Мойки также подлежали засыпке и превращались в обычные проезды.
Намеченный план интересен широтой градостроительного подхода, стремлением разрешить назревавшие задачи преобразования производственно-складских зон вблизи центра столицы. Главный позитивный смысл проекта заключался в приближении жилых кварталов города к просторам Невы и Финского залива. Прокладка новых проездов логично продолжала существующие направления улиц и набережных.
Вместе с тем этот градостроительный замысел отличался прямолинейным прагматизмом, грозившим невосполнимыми утратами в исторически ценной среде. Засыпка трех каналов привела бы к исчезновению своеобразного, полного очарования уголка Северной Венеции. Безжалостный снос ансамбля Новой Голландии даже в проекте можно считать вопиющим вандализмом. При тотальной расчистке территории Нового адмиралтейства подлежали уничтожению памятники промышленной архитектуры, неразрывно связанные с историей морского флота России" (М.С. Штиглиц)
Приветствую, друзья. Что вы тут устроили в 2022 году за бурные дискуссии? Этот опытовый бассейн изначально не вписывался в общую концепцию острова, которую задумал тов. Чевакинский ещё почти 250 лет назад.
А вот то, что проект Фостера - Митюрёва - Фабрицкого не был реализован, это крайне печально.
Я очень рад за товарищей из "Новая Голландия Девелопмент", что они успешно реализовали свой априори провальный и убыточный проект по созданию "креативного острова", который посетили, по их данным, 700 тыс. человек в прошлом году, принеся им по 500 руб. каждый за чашечку кофе, как минимум. Это действительно невероятное достижение, т.к. по нашему изначальному бизнес плану по вышеназванному проекту первая прибыль должна была бы быть только... через 35 лет после открытия проекта, стоимостью под $1 млрд. Что ж, об этом проекте я бы давно забыл, кабы сейчас не проходил каждый день под окнами (бывшей?) квартиры В.Б.Фабрицкого, а выше - его лучшего друга и соседа - А.А.Собчака. Бывшей - судя по тому, что г-н Фабрицкий был уже 10 лет назад в крайне почтенном возрасте... ((( Итак, к сути истории для потомков. До августа 2008 года тов. Чигиринский был коронован как "первый девелопер России". Что такое девелопер? Это тот, кто привлекает бабло. Например, работая в его команде на НГ вашему покорному слуге повезло делать презентацию проекта женщине, которая "сделала" мистера Трампа тем, кто он есть в бизнесе, и на тот момент она являлась его ближайшим другом и соратником. Т.к. для Трампа тогда отвалить пару ярдов у.е. для друга Шалвы - ну как два пальца... Но, по воле рокового случая, Шалва Павлович принял не ту сторону в августе 2008 года, в итоге к ноябрю его империя была разорена праведным гневом нашего Верховного, а сам олигарх укрылся в Лондоне, лишившись всего, даже своей любимой коллекции часов.. Руководство НГ, вместо того, чтобы пройти экспертизу, "упаковать" проект для города и сделать хоть что-то стоящее в своей жалкой, никчёмной и убогой жизни, потратило последние 200 млн. Шалвы Павловича на авансы подрядчикам за работы, которые так и не были выполнены, хотя договор с Главгосэкспертизой (тогда во главе с госпожой Бурыгиной) стоил всего 20 млн. Всё это делалось под крышей КИСП. В итоге работы были заморожены, НГ расформирована, всех мальчиков-девочек отправили далее расти по комитетам СПб и в Сочи-Москву, кроме одного бунтаря, у которого прадед был вторым человеком в нынешнем КГА, и который понимает, что главное в жизни - это не бабло, а то, что ты оставишь после себя. Далее старик Фабрицкий попросил вашего покорного слугу напечатать письмо Путину, это был год 2010. Встретившись с Государыней-Императрицей (которая сейчас уже попала в немилость...) мы передали письмо лично для ВВП с просьбой срочно найти нового инвестора для НГ, благо, проект Фостера - Митюрёва - Фабрицкого был в своей полной готовности - оставалось лишь пройти экспертизу. Да, пару слов о проекте. Он был уникален тем, что посередине острова предполагалось 4х ярусное подземное пространство, парковка на 800 машиномест и вся технология и оборудование. Наверху - Дворец Фестивалей, который должен был затмить по своему совершенству старый убогий БКЗ и стать первой сценой в СПб (измученной второй сцены Мариинки тогда ещё не было). Предполагалось по эскизам Чевакинского ВОСОЗДАТЬ так и не построенный третий корпус по Адмиралтейскому каналу, именно поэтому снесли опытовый бассейн. Тов. Фостер не спал месяцами и признавался, что такого в Мире ещё никто не строил, что это будет его лучшим проектом! И? И... и. Добровольно-принудительно тов. Абрамовича попросили вложиться в проект ))) Это было год 2010-2011. На тот момент не было иной кандидатуры, государство ещё не было способно инвестировать средства в подобные проекты. Сначала вместо Абрамовича приехали странные люди из МСК в лице как его... Аввакумова (некий инкогнито - блондин-архитэктор из Мааасквы) и Р.Шатуновской, подруги Д.Жуковой. Все восторгались проектом Фостера-Фабрицкого, кроме блондина, который всё молчал да презентационные материалы фотографировал. Кстати, он так и не представился тогда, найти его было довольно сложно по связям, не имея фото. Но у меня получилось это на 2й день после встречи. Конечно, все шпрынцали обещаниями, что - это дооа, уникально, Дворец Фестивалей, плавучая сцена, 4х ярусное пространство под землёй, реастврация и приспособление исторических корпусов под жильё (основная проблема там была пройти по КЕО - света мало внутри), гостиницы и административку, большая прогулочная зона внутри и живописные набережные ... Кстати, на нас ещё ранее вышли некие израильтяне, которые хотели сделать автоматизированный поздемный паркинг под пл. Труда, выход проектируемой ст. Метро "Адмиралтейская" с траволлатором под Конногвардейским бульваром (там уже 150 лет как есть туннель, древний коллектор). А второй выход прямо на остров мы предполагали из м. "Театральная", которой до сих пор нет... ЭТО МОГ БЫТЬ ГРАНДИОЗНЫЙ И ЗНАКОВЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ НАШЕГО РОДНОГО ГОРОДА Но, увы...
Увы бахнуло тогда, когда мы ждали... лично Абрамовича через пару месяцев после первой встречи с его шестёрками, но так и не дождались. Г-жа губернатор "задержала его на чаепитии", 5 часов мы ждали, потели, звонили его сектретарю, потом услышали - "в следующий раз, у нас уже чартер обратно". Следующего раза не наступило, нам мягко сообщили, что команда нового инвестора не желает иметь ничего общего с теми, кто имел отношения к предыдущему. И - до свидания планы и мечты. Потом концепция и линия поведения стала очевидна. Новый проект была растянут во времени, минимум, на 10 лет при отказе от подземного пространства (которое так нужно задыхающемуся от отсутствия парковок историческому центру!), выходов из метро, нового корпуса, Дворца Фестивалей и прочих уникальных элементов... При стоимости условно в 150-170 млн. у.е., как было заявлено (стоимость уже тогда однозначно была завышена) подобный проект реализуем за 2 года! Но, как мы помним, на острове "невезения" сначала предлагали сажать на грядки морковку и капусту, потом срубили 150 летние тополя и грушевый сад, выходивший на пл. Труда, потом устроили просто пиар компанию с "элитным" кофе... Ноги моей не будет на этом острове до тех пор, пока не выставят торгашей и не вернут остров городу, его жителям, на развитие и перспективу! Вместо целеустремлённых строителей-хозяйственников на остров пришли торгаши-мещане, которые изначально НЕ ИМЕЛИ планов и целей что-то создать. У них одна задача - минимизировать свои потери и отбить вложения. Именно поэтому, например, в качестве одного из рулевых проекта был взят наглый провинциальный (недо)человек, который матюгами крыл своего бывшего директора (компания которого оказалась в роли исполнителя работ). Все работы были растянуты во времени настолько, насколько это возможно, а исторические корпуса худо-бедно законсервированы, чтобы избежать дальнейшего разрушения, и для вида на острове уже 10 лет красит-штукатурит бригада - другая "креативное арт-пространство"... Кстати, при проведении небольших археологических работ ещё в 2006 году были найдены такие артефакты, как старая булыжная мостовая на отм. -0,7м, пуговицы, клише, остатки рюмок, керамики и даже законсервированный в глине трогательный абсолютно целый лапоть одного из первых строителей... и даже случайно была откопана мраморная плита, на которой с ятями было написано что-то в морской тематике "первым, кто шёл по волнам и сложил свои головы"... Где теперь эта плита...
Что-то много слов, хотя, наверное, для истории может быть интересно.. Но если честно для градозащитного сайта восторги вряд ли уместны по поводу нового строительства на месте бассейна в Новой Голландии какого-то "концертного зала на тыщу с лишним мест" и "подземной парковки", которая подается как дворец Елизаветы Петровны. Новую Голландию обуржуазили, снесли много знаковых построек, но по крайней мере не изгадили новоделами и на том спасибо. Абрамовича впрочем давно пора судить как и прочих "Шалв"
Не мешало бы несколько сбавить обороты и поучения вроде "что вы тут устроили" оставить при себе. Проект Фабрицкого был совершенно бандитским. Стремление все застроить, "блеснуть" своими талантами, не оставив живого места - это где-нибудь в другом месте, не здесь. Да, сейчас там засилье пошлости/гламура - все так, но то, что предлагал Фабрицкий, это было настоящее убийство места.
Какое счастье, что на месте Новой Голландии не выкопали очередную Яму (как на Московском вокзале). и не возвели НЕЧТО из стекла без бетона...
А Опытовый бассейн жаль! Но Чевакинский почти 250 лет назад о нём просто не знал, а академик А.Н. Крылов построил первый в Российской империи бассейн для испытаний моделей судов на сопротивление движению воды.
Т.е. по вашему остров не был "изгажен" массой построек советского времени, которые были хаотично понатыканы, как селёдки в банке? Остров, конечно, со стороны смотрелся романтично и загадочно, но это до того, как на него попадёшь. Очень очень жаль, что "абрамовичи" спилили вековые тополя у арки, которые находились в прекрасном состоянии, судя по спилам (я как раз тогда видел кругляки с набережной). Одному было за 180 лет, другому порядка 175...
Вы проект видели? Фабрицкого-Митюрёва-Фостера концептуальный, последний? У Фабрицкого было 4 проекта за всю историю, последний предусматривал только красивый Дворец фестивалей по центру, стилизованный под корпус средневекового корабля, "пузатый", а также достройку на месте бывшего никому не нужного бассейна 4го корпуса по проекту Чевакинского. Остальное место - открытое пространство с прудом посередине и выдвигающаяся из под воды сцена! Не говорите того, о чём не знаете.
Поезжайте в пос. Ильичёво, там разваливается такой же обытовый бассейн и канал на берегу озера. Почему вы о нём не жалеете? Бассейн не смотрелся вообще в общем комплексе по сравнению с величественными высокими складами. Хотя что сейчас говорить - без него выглядит комплекс хуже, это да, но ведь предполагали постройку 4го корпуса в стиле Чевакинского.
Вместо сохранения истории страны и настоящих технических артефактов предлагать соорудить красивый Дворец фестивалей, стилизованный под корпус средневекового корабля?..
А зачем строить что-то в "стиле Чевакинского", когда есть Чевакинский настоящий, и сохранить бы его, и не испортить. Площадь перед римским Пантеоном. Замечательное сочетание античного памятника и архитектуры барокко. Фонтан и обелиск соразмерны с высотой и шириной фронтона Пантеона. Когда есть в голове что-то своё. Талант и вкус. Тогда не нужно возводить перед Пантеоном что-то в стиле Апполлодора Дамасского. Вообще-то, зачем далеко ходить. Дворцовая площадь. Два стиля. Где бы талант и вкус достать..
"Грандиозный и знаковый проект"... Как -то проходил мимо острова, уже довольно давно. Вижу люди играют в волейбол. Атмосфера какая-то необычная для города, дачная, что-ли. Ну и прекрасно. Люди там живут, это их город. Сыграли в волейбол , переоделись, пошли в Мариинку или Оперную студию. А то и к Певческому мосту. Залить каток, оборудовать волейбольную площадку или даже построить теннисный корт вполне по силам местным жителям. Знаю, сам участвовал в таком строительстве неподалеку. Абрамович им в общем-то, и не нужен. И там у них театров достаточно. А ведь есть в Петербурге районы ещё и с допетровской историей. Вот там бы и построить что-нибудь знаковое....
А район Новой Голландии очень своеобразный, очень петербургский. Тут и верфи, и великокняжеские дворцы. И ампирная городская усадьба с садом, и мастерские художников, хорошая рядовая застройка, ведь это необходимая оправа для исторических и архитектурных памятников. И в то же время район очень тихий, уютный... Так бы и сохранить его...
А для подземных парковок можно найти места вдоль Обводного канала.
Чем вам не угодило создание четвёртого корпуса, который Чевакинский так и не достроил? Со стороны наб. он бы повторял архитектурный облик исторических корпусов. Без него остров остался обгрызенный, незаконченный ),:
Однозначно, если бы кто знал тогда, что проекту Фостера не суждено сбыться, опытовый бассейн было бы логично оставить.
"Достаточно по соседству одного здания театра "без лица и архитектуры"
Лицо как раз у Марьяны-2 есть. "Лицо кавказской национальности". Небритое такое...
"Чем вам не угодило создание четвёртого корпуса, который Чевакинский так и не достроил?"
Потрясная логика в духе Лужкова, который помнится все удивлялся на возмущения градозащитников - "что они ругаются, мы построили то же самое только с подземным паркингом!". 😆
Портал это портал, конусы - деревянные конструкции, которые поддерживали лес в слегка наклонном положении, а вот канал - какой-то из двух, ведущих к внутреннему бассейну, ковшу.
Если стволы опирать к стене на торцы, то при сушке возникнет прогиб. а если опирать на конус в нескольких местах по длине ствола, то прогиб не возникает.
ссылка неправильная