Публикация

Новая Голландия. Лесной склад (юго-восточный)

Фото - Lonely Walker, 05.05.2017.

Новая Голландия. Лесной склад (юго-восточный)

набережная Адмиралтейского канала, дом 2, литера О

Пам. арх. (федер.)

1765-1780 - арх. Чевакинский Савва Иванович

                    арх.  Валлен-Деламот Жан-Батист

                    инж. Герард  Иоганн

1847-1850 - воен.инж. Пасыпкин Михаил Александрович 

(Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге 

(утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 527))

  cм. Новая Голландия

  • фото

    2021. Фрагмент схемы РГИС.

  • фото

    2021. Фрагмент
    схемы 2ГИС.

  • фото

    1900-1901 гг. *
    Арка Новой Голландии.
    pastvu.com

  • фото

    1900. Новая Голландия. *
    pastvu.com

  • фото

    1926. Новая Голландия
    ФОто - Андреевский Л. Г.
    goskatalog.ru pastvu.com

  • фото

    1950 - 1959. **
    Арка Новой Голландии.
    pastvu.com

  • фото

    1911. Вид от дворца Вел. кн.
    Ксении Александровны.
    (flickr.com)

Из книги: Грабарь И.Э. История русского искусства. Т.3. Архитектура. Петербургская архитектура в XVIII и XIX в. М.: Изд. И. Книбеля. 1912.

**  Источник: История русского искусства под общей редакцией И.Э. Грабаря, том 6, М: Изд-во АН СССР, 1961

 

Первые строения

В 1732 г. Новая Голландия перешла в ведомство Воинской морской комиссии. Тогда было принято решение продлить Адмиралтейский канал и построить на острове амбары для хранения корабельного леса. Строительство поручили архитектору Ивану Кузьмичу Коробову. К 1738 году на Новой Голландии выстроили восемь сараев для хранения леса. 

<...>

27 октября 1763 г. Адмиралтейств-коллегия поручила Савве Ивановичу Чевакинскому возведение на острове Новая Голландия амбаров – «таким же образом расположенных, как прежние сараи были, токмо на каменных столбах с отлогими для удобной таски эленгами».

13 ноября 1763 г. он подал в коллегию готовый проект, разработанный с учетом требований Адмиралтейства и предписаний Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. В этом плане бытовая постройка задумывалась как архитектурно значимое сооружение, украшающее столицу. Согласно первому проекту, предполагалось построить одинаковые по ширине, но разные по высоте сараи, вмещающие леса на 15 кораблей. Однако второй план Чевакинского также не был осуществлен. В 1765 г. архитектор предложил коллегии четвертый по счету план с новой системой вертикального хранения бревен.

 

План С. И. Чевакинского

Согласно новой концепции архитектора, предполагалось создать систему из 63 конусов - так он назвал отсеки, имевшие в поперечном разрезе форму усеченных треугольников. Внутренние столбы поддерживались контрфорсами, позволявшими опирать на них деревянные решетки, к которым прислонялись деревья. Центральные части здания со стороны Мойки и Крюкова канала предлагалось выделить по высоте и приспособить для хранения самого длинного леса. Проектом предусматривалось отдельное хранение высоких, средних и ветвистых деревьев. Сараи, спроектированные как каменные галереи с арками, были рассчитаны на возможность разгрузки с воды и с суши. Внутренний двор с гаванью планировалось использовать как техническое пространство для обтесывания деревьев, загрузки барж и постройки небольших судов. Новаторский проект Чевакинского был утвержден с некоторыми изменениями, Адмиралтейств-коллегия приняла решение: «Назначенные по Крюкову каналу большие сараи для красы города строить по Мойке, средние – по Крюкову каналу».

Однако эти изменения не были осуществлены, так как разработку фасадов для Новой Голландии поручили новому архитектурному фавориту двора – Жану-Батисту-Мишелю Валлен-Деламоту.

 

Декор фасада Валлен-Деламота

Проектируя фасады складов, Деламот задумал подчеркнуть торжественность сооружений аркадным принципом: он акцентировал портиками центры арок и украсил парными колоннами скругленные угловые сараи, создав таким образом впечатление композиционного единства комплекса. Благодаря Деламоту появился великолепный портал в классическом стиле, ставший символом острова. 15 июля 1765 г. фасадный план Деламота был утвержден. Однако на пути реализации планов Чевакинского и Деламота возникли проблемы: поскольку точный обмер острова со стороны Мойки провести было невозможно из-за завалов леса, оба проекта выполнили с неточностями. Арка Деламота была рассчитана на другую ширину канала, а корпуса Чевакинского составляли более острый угол, чем позволяла территория острова. Кроме того, проекты невозможно было совместить. Позднее Чевакинский пытался исправить еще одну ошибку: неправильный расчет места под сваи у Адмиралтейского канала. Эта оплошность повлекла за собой отстранение архитектора от строительства Новой Голландии, и на его место был назначен инженер Иоганн Герард.

 

Воплощение проекта Иоганном Герардом

До наших времен дошел исторический анекдот о том, что Герард «потерял» чертежи Деламота и сделал попытку утвердить свой собственный план острова. Однако в коллегии нашлась копия чертежей, выполненная и исправленная Чевакинским, и Герарду пришлось дорабатывать именно этот план. Он занялся кропотливой переработкой проекта и внес большое количество конструктивных поправок. Весной 1767 г. проект Герарда был утвержден. Согласно докладу Интендантской экспедиции, с 1765 по 1770-е гг. по реке Мойке было построено 30 конусов, по Крюкову каналу – 20. Функционировать склады начали с 1773 г., хотя их сооружение окончилось только к 1779 г. (по другим сведениям – к 1784 г.). Строительство велось бурными темпами, в самый активный период на острове работало около 500 рабочих. Особенно трудоемким стал процесс возведения портала. Колонны выкладывали из гранитных блоков, каждый из которых весил около 4 тонн, для приготовления цементного раствора для этих колонн «машинных дел мастер» Кузьма Петров даже изобрел специальную мельницу. Строительство арки затянулось на семь лет и было завершено только в 1777 г.. Однако в 1782 г. порталу потребовалась реконструкция и переборка антаблемента, которая закончилась к 1784 г. В целом проект так и не был осуществлен до конца: помешали войны с Турцией и Швецией, которые велись в 1788 - 1789 гг. Не были закончены работы по внутреннему бассейну комплекса, не была возведена вторая арка, по Крюкову каналу, и даже стены комплекса остались неоштукатуренными. Однако складские помещения активно использовались, а сам комплекс зданий, декорированный Деламотом, воплощенный Герардом и его преемником Михайлой Ветошниковым, стал одним из лучших образцов раннего классического стиля в российской архитектуре.

(По материалам официального сайта  «Новая Голландия: культурная урбанизация». newhollandsp.ru)

 

Следующим значимым этапом в истории строительства комплекса Новая Голландия стала достройка оставшихся незавершенными складов, называемых уже «магазинами», по берегам Крюкова и частично Адмиралтейского каналов. Строительные работы в этот период велись под наблюдением военных инженеров Пасыпкина, Шена и Валуева. Общее руководство осуществлял инженер-подполковник Михаил Александрович Пасыпкин. 

(Соловьева Т. А. Новая Голландия: История острова. - СПб: Бельведер, 2005 . С.51)

  • фото

    Арка Новой Голландии.
    Вид со стороны
    наб. Мойки.

  • фото
  • фото

    Южный фасад.
    Вид со стороны
    наб. Мойки.

  • фото

    Восточный фасад.
    Вид со стороны
    Крюкова канала.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Северный фасад.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - V_Malyj, 03.01.2022.

  • фото

    Южный фасад.

  • фото
  • фото
  • фото

    Южный и восточный фасады.

  • фото
  • фото
  • фото

    Восточный фасад.
    Вид со стороны
    Крюкова канала.

  • фото
  • фото

    Фото - V_Malyj, 14.01.2022.

  • фото
  • фото
  • фото

    Южный фасад.

  • фото
  • фото

    Вид с Матвеева моста.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - V_Malyj, 25.01.2022.

  • фото

    Вид со стороны Мойки.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 31.07.2022.

Новая волна интереса к ансамблю Новой Голландии возникла в конце ХХ в. Ее первоначальным стимулом стала выдвинутая в 1977 г. идея архитектора Вениамина Борисовича Фабрицкого и Галины Александровны Ковалевой о превращении острова Новая Голландия в центр культуры и сотрудничества. Фабрицкий разработал и первую проектную версию сохранения и развития этого уникального памятника.

 

В конце XX в. появилось множество проектов переоборудования острова, воплощению которых помешали исторические события конца столетия. В начале XXI в. были утрачены некоторые здания, в том числе опытовый бассейн.

 

В ноябре 2010 г. компания Millhouse LLC выиграла тендер на реставрационные работы и реорганизацию пространства острова. Среди архитекторов и урбанистов со всего мира был проведен конкурс на разработку генерального плана и плана реставрации.

 

Архитектурный конкурс «Новые идеи для Новой Голландии» был объявлен в январе 2011 г. с целью организации на острове многофункционального комплекса, в том числе создания культурного и социального центра. В конкурсе принимали участие:

Юрий Аввакумов (Россия), 

David Chipperfield Architects (Великобритания / Германия), 

Dixon Jones (Великобритания), Lacaton & Vassal (Франция), 

MVRDV (Нидерланды), 

OMA (Нидерланды), 

Studio44 (Россия), 

WorkAC (США).

Победителем стал проект американского архитектурного бюро WorkAC.

(по материалам официального сайта  «Новая Голландия: культурная урбанизация newhollandsp.ru )

  • фото

    2021. Фрагмент схемы РГИС.
    Ансамбль "Новая Голландия".
    Объект культурного наследия:
    Склады лесные (три) с аркой.

  • фото

    2022. Google - спутник.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 03.01.2022.

К настоящему времени  северный корпус   (наб. Адмиралтейского канала, дом 2, литера И)  - «Дом 12» - отреставрирован в рамках проекта «Новая Голландия: культурная урбанизация».   (newhollandsp.ru )

 

Западный корпус  (наб. Адмиралтейского канала, дом 2, лит. Н) и юго-восточный корпус (наб. Адмиралтейского канала, дом 2, лит. О) - до сих пор находятся на реставрации.

На стенде возле строительной площадки указано:

Приспособление памятников в целях создания общественно-делового многофункционального комплекса с выставочными площадями, объектами инженерной инфраструктуры на территории о. Новая Голландия.

Начало работ: VI (?) (опечатка, по-видимому - IV) квартал 2010 г.  Окончание работ: 2025 г.

Лицо, осуществляющее строительство: ООО «Балтийская инжиниринговая компания».

 

 

Памятник федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)

8 комментариев
1315 просмотров
Добавил: V_Malyj, 5 Января 2022, 20:21
Редактировано: 30 Марта 2023, 20:49
Оцените:
(12 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house33254.html' target='_blank'>Новая Голландия. Лесной склад (юго-восточный) на Citywalls.ru</a>
Всего 8 комментариев
  • 3 Февраля 2022, 00:21

    Так а что же теперь внутри лесных складов?

  • 20 Марта 2022, 14:06
    Ответ на "Так а что же теперь внутри лесных складов?" от Кадет Биглер

     Они пока не открыты(по крайней мере, этот).

     

    Вот мне становится очень интересно: по Мойке этих зданий не найти - нет адреса

    Фото самого монументального сооружения - арки присутствуют в этой публикации и соседней: Лесной склад (западный)!

    И куда помещать это фото? Посредине между публикациями?

  • 16 Сентября 2022, 01:23

    Титульная фотография та же, что мы обсуждали, т.е. западного склада. Фото 6 и 7 это северный склад, та часть, которая была построена Пасыпкиным в 1840-х.  Фото 6 угол Крюкова и Адмиралтейского каналов, фото 7 - вид с Крюкова канала.   Юго-восточная часть, от арки до разрыва на Крюковом канале на фото 12-22.

    Вообще же, фотографии разделены между публикациями совершенно хаотично, фотографии одних и тех же частей есть и тут и там. 

    И, конечно, у Новой Голландии не может быть адрес только по Адмиралтейскому каналу, при том, что главные постройки выходят на Мойку и Крюков канал. 

    Год постройки:1765-1780, 1747-1850

  • 16 Сентября 2022, 01:36
    Ответ на "Они пока не открыты(по крайней мере, этот). Вот м" от Риэлтор

     А чем Вас не устраивает публикация с аркой на титульном фото? Уж всяко не сюда.

  • 16 Сентября 2022, 07:37
    Ответ на "А чем Вас не устраивает публикация с аркой на титу" от Liz

     Спасибо, не догадался! Оказывается, основная публикация (с аркой) по Новой Голландии обозначена меткой на водоёме... Несколько последних абзацев и фото с аркой отсюда надо перенести в основную   https://www.citywalls.ru/house4111.html

  • 17 Сентября 2022, 20:34
    Ответ на "Титульная фотография та же, что мы обсуждали, т.е." от Liz

     ...Фото 6 угол Крюкова и Адмиралтейского каналов,..

     

    Все же, скорее всего,  фото 6 - это угол Мойки и Крюкова канала (юго-восточные склады).

    Сравните:

    фото 6 (1900 г.), где слева Крюковские казармы не просматриваются  

     

     

    и современные фото угла Крюкова и Адмиралтейского каналов (северный склад), где четко с этого ракурса видны бывшие Крюковские казармы...

     

     

     

    а также современные фото угла Крюкова и Адмиралтейского каналов (юго-восточные склады),

  • 17 Сентября 2022, 20:44

    Да, Вы правы. Ракурс у Грабаря такой, что угол выглядит как острый. И дело не так в казармах, как в отверстиях в кладке, которые есть на углу Мойки и которых нет и не могло быть на углу Адмиралтейского канала. Сейчас, на Ваших фотографиях, увидела их сразу, а вчера смотрела на планшете, с маленьким экраном, так что только острота угла и бросилась в глаза.

  • 28 Марта 2023, 21:54

    "Находящейся в Адмиралтейской службе инженер Герард учиненной архитектором Деламотом, апробированной и подписанной коллегиею фасаду план строющимся в новой Голландии каменным лесным сараям, шед по дороге, обронил; того ради, ежели кто оной нашел, тот бы объявил государственной Адмиралтейской коллегии в экспедиции Интендантской без всякого опасения".

    Газета «Санктпетербургские ведомости» (1766, 16 июня, № 48, с.5) 

    (vedomosti1728.ru)

     

    Герард (Gerhard), Иван Кондратьевич  (Johann Conrad) (1720 - 1808)

    Герард (Gerhard), Иван (Johann Conrad) Кондратьевич, тайный советник, родился 13 мая 1720 г. в Швабии, умер 8 июня 1808 г. Первоначальное образование получил в Германии, а окончил его в Петербурге при Академии Наук. В службу вступил в 1765 г. под начальство главного директора водяных коммуникаций гр. Сиверса и обратил на себя его особенное внимание. В 1790 г. он был в чине действительного статского советника и занимал должность архитектора при Императорских водяных строениях. Вышневолоцкая система и Ладожский канал обязаны Г. многими важными проектами, улучшениями и возведением полезных и прочных гидравлических работ. Г. сделал большую модель каменного моста, который он предполагал построить через Неву. Мост имел 13 пролетов, из коих 12 покрыты каменными сводами, а средний покрыт двумя разводными полотнами для пропуска кораблей. Мост этот в стиле Екатерининских мостов, из коих целиком сохранился только один Чернышев. В 1790 г. модель была выставлена в кунсткамере, впоследствии передана в Институт Путей Сообщения и затем утрачена. В 1798 г., по учреждении департамента водяных коммуникаций, Г. был назначен его членом. Он наблюдал за производством работ на Вельевском канале (водопровод для снабжения водой Вышневолоцких каналов), к которым приступлено было в 1798 г. Он же составил проект и наблюдал за работами Московского водопровода. Служба Г. была награждена орденами св. Владимира 3-й ст., св. Анны и св. Иоанна Иерусалимского.

    Он имел четырех сыновей, из них Антон Иванович († в 1830 г.) – генерал-майор, сельский хозяин, член-учредитель Московского общества сельского хозяйства, Федор (Фердинанд) Иванович (род. в 1761 г., † 9 августа 1829 г.) – инженер, генерал-лейтенант, член департамента водяных коммуникаций, а Логин Иванович – генерал-майор. Дочь его Шарлотта Ивановна была замужем за генералом от инфантерии И. И. Германом.

     

    Словарь Казадаева (рукопись). – «Сборник Имп. Русского Истор. Общ.», т. 60, стр. 142. – «Московский Некрополь», I, 263. – «Краткий очерк развития деятельности ведомства путей сообщения за сто лет его существования (1798–1898)», СПб., 1898. – В. Линковский, «Архитектурные модели в России» («Старые годы», 1910 г., № 12, стр. 11, 12). – Бар. Н. Врангель, «Иностранцы в России» («Старые годы», 1911 г., № 7–9, стр. 42).

     

    Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896 - 1913. / Т. 4. Гааг - Гербель. - 1914, 494 c.

    https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/russkij-biograficheskij-slovar-tom-4/395

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31671
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 3802