Был реконструирован по проекту профессора Г. П. Передерия. Под его руководством производилась и перестройка моста, закончившаяся в 1939 г.
Первоначально архитектурную часть проекта разрабатывал арх. К. М. Дмитриев. Неудовлетворенный утвержденной композицией, он от дальнейшего участия в проекте отказался. Для продолжения работ Передерий привлек арх. Л. А. Носкова.
Технические данные перестроеннного моста:
- ширина между перилами - 24 метра (увеличена на 4 метра)
- ширина проезжей части - 18 метров
- общая длина моста - 331 метр
- отверстие разводного пролета - 42 метра
Число пролетов осталось прежним - восемь. Часть опор осталась без изменений.
Масса нового пролетного строения - 2400 т (старое чугунное - 9500 т)
После перестройки от старого Николаевского моста осталась чугунная решетка перил.
Авторство рисунка решеток приписывается А. П. Брюллову. Но на чертежах его фамилия отсутствует. На одном чертеже, подписанном С. В. Кербедзом (автором проекта Николаевского моста), имеется указание, что "рисовал и чертил поручик Бульмеринг" [ЛИИЖТ, библиотека, № 7869]
Фонари старого Николаевского моста установлены на Марс овом поле.
Пролетные строения старого Николаевского моста установлены на втором мосту через Волгу в городе Твери.
Бронзовые фонари и перила на Николаевском мосту красятся под бронзу чуть ли не ежегодно; пора бы их очистить от толстой коры масляной краски, восстановить первоначальную красоту драгоценного материала и сберечь значительную сумму, употребляемую совершенно попусту на окраску бронзовых частей.
(«Листок архитектурного журнала "Зодчий"», 1877, № 9, С. 44-45, добавил miraru1)
Строительство арочного чугунного моста им. лейтенанта Шмидта, б. Николаевского моста, по проекту русского инженера путей сообщения С. Кербедз, было начато в декабре 1842 года и закончено в ноябре 1850 года, т. е. через 8 лет от начала постройки. Стоимость моста составила по исполнительной смете 4,381 тыс. руб. До постройки этого моста на р. Неве существовали лишь одни плавучие мосты на плашкоутах. <…> Находясь 86 лет в эксплоатации, мост имени лейтенанта Шмидта уже давно не удовлетворял растущим требованиям судоходства и городского движения как изношенным состоянием отдельных элементов, так и своими ограниченными размерами. Еще в дореволюционное время при Петербургском округе путей сообщения были составлены два проекта переустройства моста: в 1906 году профессором Кривошеиным (автором Охтенского моста через Неву) и в 1909 году инженерами Витол и Глушковым. Но задача переустройства б. Николаевского моста, очень сложная в техническом отношении, осталась неосуществленной в дореволюционное время. В 1934 году постановлением Совета Труда и Обороны была образована междуведомственная комиссия по вопросу переустройства мостов Ленинграда с точки зрения устранения препятствий для судоходства. Комиссия, рассмотрев представленные четыре варианта переустройства моста имени лейтенанта Шмидта, постановила перестроить разводную часть по второму из представленных вариантов, согласно которому новый разводный пролет располагается у правого берега, но несколько выдвигается в реку. Этот вариант постановлением СТО от 5 сентября 1935 г. было предложено разработать в технический проект и представить на утверждение в Народный комиссариат коммунального хозяйства. Составление проекта было поручено проф. Г. П. Передерий, который в процессе разработки нашел, что приведение в исполнение переустройства моста по намеченному варианту представляет большие трудности, причем исключает даже гарантии успеха самой работы. Эти обстоятельства привели к тому, что, взамен указанного варианта проф. Передерий предложил новый вариант переустройства моста, который принят к осуществлению. Решение, предложенное проф. Передерий, было одобрено президиумом Ленинградского совета и внесено на утверждение правительства. Совнарком СССР 6 мая 1936 г. окончательно утвердил вариант переустройства моста по схеме, предложенной проф. Передерий. Полная длина перестраиваемого моста по верху между устоями получается равной 331 м. Число пролетов остается прежнее. Восьмой правобережный пролет на месте старого разводного пролета, перекрывается железобетонными двухшарнирными арками с гранитной облицовкой. Полотно проезжей части моста устраивается по железобетонной плите из асфальтового бетона, в трамвайном полотне укладываются торцы; тротуары, шириной 3 м каждый, устраиваются асфальтовыми на консолях. При этом полезная ширина моста между перилами тротуаров против существующей увеличивается. Местоположение моста им. лейтенанта Шмидта, как первого моста при входе в Неву в старой части города с законченными архитектурными ансамблями, в окружении замечательных архитектурных памятников, требовало особого внимания при выборе отдельных конструкций и силуэта моста. Если старый мост с чугунными арками, покоившимися на гранитных устоях с пилонами, представлял удачное сочетание инженерной части с внешней архитектурной частью, то новый проект уступает тем внешним качествам, которые были в старом мосте. От старого моста сохраняются решетка (арх. Штакеншнейдер) и фонари {арх. Перетяткович), представляющие собой образцы высокохудожественного чугунного литья. С внешней стороны, для придания большей легкости линиям несколько тяжелой и сухой по очертаниям балки, ей дается некоторая орнаментовка по консолям и нижним поясам. Этим самым она связывается с богатой старой решеткой. Павильоны управления, в виде низких башен, решаются в каменных формах, не доминирующих в силуэте моста и не нарушающих общего городского ансамбля. В декабре 1936 г. были начаты работы по переустройству моста имени лейтенанта Шмидта. Общая стоимость реконструкции моста составит 23 миллионов рублей.
(Смирнов И.А. Переустройство моста им. лейтенанта Шмидта // Архитектура Ленинграда. 1937. № 3. С. 28-31).
Значительной работой была реконструкция моста имени лейтенанта Шмидта, связывающего центральную часть города с Васильевским островом. Старые арочные фермы, возведенные Кербедзом, были заменены новыми, балочными, сварной конструкции, со сплошной стенкой (рис.395). Работы по сварке ферм моста явились крупнейшим в то время достижением в этой области. Для улучшения условий судоходства по Неве железные фермы моста установлены на более высоком уровне, для чего пришлось перестраивать все опоры моста. Разводной пролет моста, располагавшийся раньше около берега, перенесен теперь на середину реки. Старая узорчатая чугунная решетка сохранена и служит связующим звеном между новой конструкцией моста и набережной. Старые чугунные фермы моста были в таком хорошем состоянии, что их применили в Калинине на мосту через р. Тверцу. (Щусев П. В. Мосты и их архитектура. 1952. С. 301)
([*] - Путеводитель по Санкт-Петербургу. Наиболее интересные маршруты.(на англ.яз.)/ Сост. А.Марголис. - М. "Лантерна", "Вита", 1995.)
В 2005-2007 гг. происходила очередная реконструкция моста, вернувшая ему первоначальный облик моста, построенного в 1843-1850 гг. по проекту С. В. Кербедза. Мост переименовали в Благовещенский.
Объект культурного наследия регионального значения: ограждения, фонари и павильоны моста Лейтенанта Шмидта. 1.Ограждения, фонари и павильоны моста Лейтенанта Шмидта включены в Государственный список памятников градостроительства и архитектуры местного значения (Решение исполкома Ленгорсовета № 645 от 06.08.1990 "О взятии под охрану памятников градостроительства и архитектуры") 2. Памятники истории и культуры местного значения, принятый на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, отнесены к объектам культурного наследия регионального значения (ФЗ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»)
<a href='https://www.citywalls.ru/house24648.html' target='_blank'>Благовещенский мост - Николаевский мост - Лейтенанта Шмидта мост на Citywalls.ru</a>
"В 2005-2007 гг. происходила очередная реконструкция моста, вернувшая ему первоначальный облик моста, построенного в 1843-1850 гг. по проекту С. В. Кербедза" - чушь. Первоначальный мост был узкий. И в 2005-07 была не реконструкция. Демонтировали мост 1939 г.п. и построили новый мост.
Ну ведь ложное утверждение, о котором я сообщал, осталось.
Вид нового моста приближен по силуэту и некоторым деталям к первоначальному постоянному, но не повторяет его. А от моста Лейтенанта Шмидта новому мосту достались павильоны с досками и, если не ошибаюсь, фонари. И, кстати, в публикации нет ни одной фотографии нового моста :)
В результате чьего-то редактирования сегодня образовалась новая публикация. Старая была удалена. Восстанавливать её не вижу смысла - потеряны только комментарии.
Пролетные строения старого Николаевского моста установлены на втором мосту через Волгу в городе Твери.
Фраза некорректна - получается, что установка произошла не ранее 1990 года, когда Калинин был переименован (т.е. городу было возвращено ист. имя) в Тверь. А мост там вроде после ВОВ устроили.
Кстати или в городе ТверЬ, или просто в ТверИ.
И вообще-то в титуле нет нынешнего названия моста. Мне, правда, так и неясна логика "возвращения" историч. топонима, ведь если "на 1918", то должен быть Николаевским...
По вопросу использования частей старого моста попался интересный документ, письмо начальника управления «ДОРВОДМОСТ» от 21 марта 1939 г. заместителю председателя Ленсовета РК и КД. В письме указано, что на основании расчетов проектного сектора «ДОРВОДМОСТ», использование элементов моста при строительстве новых мостов в Ленинграде и области нецелесообразно. Несмотря на это в апреле 1941 г. было принято решение о перевозке элементов моста в г. Калинин, но помешала война и смогли перевезти только в 1944 г.
Фонари старого Николаевского моста установлены на Марсовом поле
По описанию создается впечатление, что фонари стояли на мосту до самой реконструкции и были перенесены прямо оттуда на Марсово поле (и во многих источниках прямо пишут, что это якобы было "одним из аспектов реконструкции") В действительности, как видно по фотографиям, фонари с моста были сняты (и перенесены к Летнему саду) еще во время прокладки трамвайной сети в 1907 г. А затем не позднее 1914 г. фонари еще раз менялись на фонари такого же вида, как были после реконструкции 1930-х и стоят сейчас. Так что как раз во время реконструкции фонари, судя по всему, не заменялись (либо заменялись на такие же). По поводу перемещений первых фонарей подробнее здесь: https://pastvu.com/p/112555?hl=comment-1250308
Черненко, ссылаясь на документ РГИА Ф.217. Оп.1 Д.817, указывает, что автор проекта решетки - Н.Е.Ефимов. Проект Брюллова сначала был утвержден Государем. Потом посчитали вес решетки, оказалось, что он превышает расчетную нагрузку. И, к тому же, "высокие и тяжелые перила и карниз, расположенные на легких и прозрачных надсводчатых частях, придали бы и самому сооружению тяжелый вид". Проект требовал переработки. Ефимов последовательно выполнил два варианта облегченного рисунка звеньев (по мотивам Брюллова). Второй его вариант, наконец, был утвержден Николаем I 30 ноября 1844 года. [Черненко В.А. Первый пароход в России - пароход Берда. - Спб.: "Издательство "Крига", 2015. - С.187-195].
Почему Брюллов сам не мог изменить проект, осталось не понятным. Не предложили или не захотел?
Мне тоже сначала показалось, что первая буква в фамилии русское "Т". Но первая м.б. латинской "Р", и есть буква, вроде бы, "h" и в конце то ли "2", то ли Z", и "ll" (2 латинских "л", скажем так, для ясности)
... Интерес к первому постоянному мосту /через Неву/ был настолько велик, что его все время стремились как можно богаче украсить. В 1843 году скульптор П. Клодт предложил поставить на мосту группу из коня с сидящим на нем человеком. В 1846 году П. Клодту и Н. Пименову поручается составить проект украшения моста. Клодт вскоре отказался от поручения, а Пименов затратил восемь лет упорного труда на разработку многих вариантов групп, символизирующих города: Москву, Петербург, Киев, Новгород, царства Казань и Сибирь. Работал он и над скульптурными фигурами князя Владимира, Александра Невского и большой аллегорической группой «Торжество под водой». Крымская война помешала осуществлению грандиозного замысла.
Кочедамов В. 1958 Мосты Ленинграда, 18
Николаевский мост
pastvu.com/125447
«Любимая прогулка теперь /начало 1850-х/ - Благовещенский мост, дивное ожерелье красавицы Невы, верх искусства во всех отношениях! Мост прельщает в двойном виде. Днем он кажется прозрачным, будто филигранный, легкий, как волны, а при полночном освещении является громадною массою, спаивающей между собой два города», - писал о нем восхищенный современник.
Кочедамов В. 1958 Мосты Ленинграда, 18
Мост Лейтенанта Шмидта
pastvu.com/155254
Наиболее крупной работой последующего периода была капитальная реконструкция моста Лейтенанта Шмидта. В 1937-1939 годах с него были сняты старые чугунные фермы и на заново укрепленных быках положены высокие сварные стальные балки с параллельными поясами. Средний пролет из треугольных консолей сделан подъемным. Здесь, как и на мосте Володарского, тот же автор, профессор Передерий, позаботился только об инженерном эффекте конструкции, упустив ее архитектурную роль. Мост стал надежнее, удобнее для городского транспорта, но его силуэт, в отличие от мягких линий старого моста, стал жестким, плохо согласующимся с гладью воды и архитектурой гранитной набережной. Сохранившаяся от прежнего моста массивная решетка негармонична с его новыми формами, что лишает все сооружение художественного единства.
Сайт серьезным не назовешь. Многое явно переснято с печатных изображений, сильно отретушировано. Датировок нет. Когда Невский проспект был переименован, это мы как-нибудь и сами разберемся, от фонда с таким названий ожидаешь другого. И что значит редкие фотографии?
"... Насколько расходы не играли роли в постройках, а играли главную роль требования прочности и крепости, - доказал, между прочим, Николаевский мост. Николай I был сам инженером, поэтому он знакомился с проектом построек критическим умом сведущего в деле человека. Когда проект Николевского моста был окончен, Клейнмихель его представил на утверждение Николая I. Если не ошибаюсь, он составлен был знаменитым тогда инженером Кербедзом. Николай I, рассмотрев во всех подробностях проект, призвал Клейнмихеля и, прямо указав ему место на плане со стороны Васильевского острова, сказал: проект не годится; на этом месте лёд будет затираться и мост не выдержит; надо всё кругом в этом углу до дна обложить гранитом. Клейнмихель взял назад проект. По расчётам строителей, на осуществление мысли Николая I потребовалось бы чуть ли не на 2 или 3 миллиона больше. Клейнмихель, представляя Государю новый план, доложил о том, насколько он обойдётся дороже. "Хоть на 10 миллионов больше, - ответил Николай I, - ни мне, ни тебе в карман они не пойдут, а на прочность!". Оказалось потом, что Николай I был безусловно прав, ибо именно в указанном им месте собирался лёд, и не будь там гранитного дна, мост и года не выдержал был.
Этот-то принцип: хоть 10 миллионов, но чтобы было прочно, - применялся ко всем сооружениям Клейнмихеля. Он миллионы истратил на прочность, но миллионы сберёг ремонта".
Колонна демонстрантов на Николаевском мосту. 1-е мая, 1919 г. отсюда Судя по всему, снято с правого "раздвоения" моста, часовня осталась чуть левее за кадром. А на противоположном берегу будто бы крейсер Аврора.
Л.Ф.Лагорио. Вид разводного моста на Неве. Летняя ночь. Картина, 1866 г. В частной коллекции.
Помню, видел эту картину в 80-х годах на выставке из частных коллекций в Манеже. Она выставлялась под ошибочным названием: строительство Благовещенского моста (не буквально так, но смысл такой). Я искал, кому бы сообщить об ошибке - и не нашел. Теперь, слава Богу, исправили.
Как оказалось, жутко популярное в своё время изображение моста с рисунка И.И. Шарлеманя. И литографии с него делали, и гравюры, и лубки, и даже в иностранных изданиях засветилось это изображение.
Николаевский мост со стороны Английской набережной. Л. Ж. Жакотте и Гегаме по рисунку И. И. Шарлеманя 1850-е гг.
И вот ещё:
Шарлемань А. И.. Вид Невы у Благовещенского моста. 1854 г..
Такой вопрос возник — кажется, будто у первого Благовещенского моста все пролёты были одинаковые по конструкциям, по диаметру арок, то есть их изгибу. Хотя как он при этом постепенно набирал бОльшую высоту? Может, лишь из-за их разного расположения. Кто-нибудь знает точно? В публикации, кажется, вообще мало данных про первый мост.
Можно сравнить с нынешним вариантом — видно, что в нём что диаметр арок от краёв к центру постепенно становится меньше, то есть изгиб становится сильнее.
По-моемку пна портрете изображен А.Д. Готман, директор института инженером путей сообщения, а не С..Крбедз. Один из портретов А. д. Готмана находитсяв Музее мостов в Мучном переулке, 2.
Еще один портрет приводится на сайте "Семейные истории" (ссылка не копируется) в том же мундире и с ттеми же наградами, но в более старшем возрасте.