Публикация

Галерная гавань - Главный Гребной порт - Галерная гавань

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1721
Стиль:

Фото временное. (автор Александр Орлов. 2012)

Галерная гавань -

Главный Гребной порт -

Шкиперский проток,  - Галерный проезд

Пам. (федеральн.)

1721 - Галерная гавань

1794 - Главный Гребной порт

 

Галерная гавань

Объекта культурного наследия федерального значения Галерная гавань Гребного порта.

 

Набережная протока на участке от современной ул. Шевченко до Наличной ул. 14 июля 1859 г. получила имя Шхиперская по находившейся некогда в Галерной Гавани слободе шкиперов. На плане 1868 г. написано уже Шкиперская. 16 апреля 1887 г. Шкиперским (через «к») был назван и сам проток. В 1891 г. улица становится Шкиперской набережной, а через год - набережной Шкиперского протока. В 1906 г. проток был засыпан до Наличной улицы, а в 1920-е гг. - до ковша Галерной гавани. Проезд 4 раза продлевали: 24 мая 1948 г. - от Наличной ул. до Шкиперского канала; в 1950-е гг. - до дома № 18; в 1977 г. - от ул. Шевченко до Детской ул. (ныне ул. Беринга), в 1980-е гг. довели до Прибалтийской площади. Сейчас Шкиперский проток идет от ул. Беринга до Прибалтийской площади.

Объекты Кроншпицы, Галерная гавань Гребного порта, Водонапорная башня, Караульный дом и Паровой кран охраняются государством и включены в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 №527.

(Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы от 23.01.2018 г. добавил Galina Vabishchevich)

 

Галерная гавань Гребного порта включает Большой и Малый бассейны и входной канал. Длина канала более 400 м.

 

Строительство гавани в устье Глухого протока на ВО началось в 1721 г. по указу Петра I. Проект арх. Д. Трезини включал прямоугольный бассейн, соединённый с Финским заливом каналом и сооружение дока для ремонта галер. Прямоугольный бассейн соединен с заливом входным Гаванным (Петровским) каналом. По берегам Большого бассейна были установлены подъемные устройства для снятия пушек с галер.

По проекту Доменико Трезини около 1722 г. были построены две подзорные башни - небольшие караульные павильоны со световыми фонарями ("маячными огнями") и шпилями (сигнальными флагштоками). Первоначально они были деревянными - из бревен, обшитых досками.

 

В 1930-х гг. все постройки, находившиеся на западном берегу Большого бассейна, использовались Складом № 17 ВВС КБФ для хранения авиационного имущества и материалов. Бывшие хранилища Пироксилинового завода, находившиеся вокруг Малых бассейнов, использовались Складом № 17 для горюче-смазочных материалов и боеприпасов. (Galina Vabishchevich)

  • фото

    План столичного города
    Санкт-Петербурга 1737 года
    (фрагмент)
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Фрагмент
    плана СПб. 1753 г.

  • фото

    1790. План Санкт-Петербурга.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1804. План Санкт-Петербурга.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    План столичного
    города Санкт-Петербурга
    1817 г.
    (добавил
    Galina Vabishchevich)

  • фото

    1825. План Санкт-Петербурга.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    План 1828 г.

  • фото

    1880. План Санкт-Петербурга.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    План Гребного порта
    конца XIX в.
    (Журнал "Катера и яхты"
    1991 г. №152)
    (добавил
    Galina Vabishchevich)

  • фото

    Военная
    энциклопедия*

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    План Гребного порта 1827 г.,
    выделены постройки 1827 г.
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    1905. План Санкт-Петербурга.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1913. План Санкт-Петербурга.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1929 г.

  • фото

    Топографическая
    съёмка 1932 г.
    Архив КГА.
    ( 3d-inn.ru)
    (добавил
    Galina Vabishchevich)

  • фото

    Топографическая съёмка
    1932 г. Архив КГА (фрагмент).
    ( 3d-inn.ru)
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Фрагмент немецкой
    аэрофотосъёмки от 07.07.1942 г.
    (добавил
    Galina Vabishchevich)

  • фото

    1942. Аэрофотосъемка.

  • фото

    1942. Аэрофотосъемка.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    Топографическая съёмка
    1946 г. Архив КГА.
    ( 3d-inn.ru)
    (добавил
    Galina Vabishchevich)

  • фото

    Топографическая съёмка
    1946 г. Архив КГА (фрагмент).
    ( 3d-inn.ru)
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    1966. Снимок со спутника.

  • фото

    1966. Снимок со спутника.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    2022. Фрагмент схемы РГИС.
    Ансамбль: Галерная гавань
    Гребного порта.
    Объект: Бассейн большой.
    Датировка: 1721-1723; 1740-х кон.
    Объект культурного наследия
    федерального значения

  • фото

    2022. Фрагмент схемы РГИС.
    Ансамбль: Галерная гавань
    Гребного порта.
    Oбъект: Бассейны малые (два).
    Датировка: 19 в.1-я треть

  • фото

    2022. Фрагмент схемы РГИС.
    Ансамбль: Канал входной с каменными
    набережными, спусками и молами.
    Oбъект: Канал входной.
    Датировка: 1721; 1732;
    1750-1754; 1808-1812}
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    Яндекс-панорама 2022 г.
    (добавил Galina Vabishchevich)

* Военная энциклопедия. - СПб. : Т-во И. Д. Сытина, 1911-1915. Том VIII. Гимры – Двигатели судовые. СПб. 1912. 389 с.Вкладка

   между стр. 408 и 409

 

 

Историческая справка (выполнена Н. Ю. Бахаровой в 2003 г.)

 

История формирования ансамбля Галерной гавани началась в XVIII в. 21 сентября 1721 г. вышел именной указ Петра I о начале строительства в устье Чёрного (Глухого) протока на Васильевском острове "фортеции" - Галерной гавани Гребного порта. Проект комплекса составил Доменико Трезини, руководил строительством шаутбенахт (командующий Галерным флотом) М. Х. Змаевич. Для укрытия судов здесь был вырыт прямоугольный бассейн, соединенный с Финским заливом 400-метровым каналом. Черный проток, начинавшийся в районе болот Смоленского поля, был засыпан. В 1720-х гг. на конце молов, ограждающих канал, у залива построены две деревянные дозорные башни - Кроншпицы.
Осенью 1723 г. сюда перевели из Галерной верфи в устье р. Фонтанки 94 галеры. В 1724 в гавань переведено еще 90 построенных в Адмиралтействе судов. В казармах разместили команду из 2000 человек. На берегу бассейна в 1728-1729 гг. построили эллинги для галер - арх. И. К. Коробов. Он же руководил строительством в Галерной Гавани в 1734-1740 гг., после смерти Д. Трезини .


В 1739 г. встал вопрос о переносе Галерного двора с Адмиралтейского острова на Васильевский, что потребовало увеличения территории гавани и колличества построек. Выбрав с галерными мастерами участок, И. К. Коробов представил план и смету по реконструкции бассейна. В начале 1741 г. он предложил облицевать бассейн плитами. Галерная верфь была переведена сюда в 1740-х гг. Мол в 1753-1754 гг. был облицован известняковым камнем по проекту арх. С. И. Чевакинского.

В 1754 г. арх. М. А. Башмаков возобновил кроншпицы в камне, сохранив архитектурное решение XVIII в. Эти небольшие квадратные в плане башни с высокими изонутыми кровлями, завершенными фонариками с флагштоками, - единственные сооружения, сохранившиеся от построек XVIII в. В XIX-XX вв. кроншпицы ремонтровались и переделывались, но сохранили первоначальный внешний облик.
Одновременно со строительством производственных помещение гавани возводились и небольшие постройки для размещения караула, охранявшего территорию Галерной гавани, впоследствии Главного Гребного порта. К началу XIX в. "каменная караульня" (или гауптвахта) стояла у шлагбаума на "большом проезде", две кордегардии - при въезде в Галерное селение с Большого и Малого проспектов, а "деревянная гауптвахта", переделанная из мастерских, - внутри порта.
Каменное строительство с 1730-1740-х гг. велось по типовым проектам. Расположенные по обеим сторонам Большого бассейна одинаковые галерные сараи, образующие ядро военно-промышленного ансамбля, были сугубо утилитарными постройками.
Во второй половине XVIII в. к проектированию и строительству производственных и складских зданий привлекались арх-ры: Ф. И. Волков, В. И. Баженов, И. Кребер, Я. Перрен.


В 1794 г. гавань получила название Главного Гребного порта. В 1796 построенные Петром I сараи и мастерские были уничтожены пожаром вместе с хранившимися там судами. После этого порт потерял свое назначение и сохранил лишь характер складского места.


В 1808-1812 гг. по проекту А. Д. Захарова берега канала были укреплены гранитными набережными со спусками. Задуманное им же сооружение Малого бассейна для устройства сухого дока осуществили в конце 1810-х гг. (?). Его акватория, разделенная дамбой на две части, отделялась шлюзами от Большого бассейна.

 

В Акте по результатам государственной историко-культурной экспертизы от 23.01.2018 г. приводятся данные о том, что архитектором А.Д. Захаровым в 1807 г. были предложены 4 варианта проекта реконструкции и нового строительства в Гребном порту. Сохранились рапорты Захарову от производителя работ мастера Ирвина.                     (Galina Vabishchevich)

  • фото

    "Галерная гавань".
    Открытка начала ХХ в.
    (добавил
    Galina Vabishchevich)

  • фото

    Затопленная площадь в Гавани
    в наводнение 1914 г.
    Фото Я.В. Штейнберга ГМИ СПб 239452
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    июль 1979.
    Шкиперский
    канал.
    Фото - А.Н.Крутов
    pastvu.com
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    "Галерная гавань и входной канал" 1983 г.
    Фото из Паспорта памятника истории
    и культуры СССР ГИОП

    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Лестница между ярусами
    набережной. 1983 г.
    (Фото из Паспорта памятника
    истории и культуры СССР ГИОП)

    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Вид от Галерной гавани на современный
    жилой район в западной части
    Васильевского острова.
    Фото К.В. Овчинникова от 10.05.1991 г.
    ЦГАКФФД СПб Ар 217439

  • фото

    10.05.1991 г.
    Фото К.В. Овчинникова
    ЦГАКФФД СПб Ар 217562

    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    10.05.1991 г.
    Фото К.В. Овчинникова
    ЦГАКФФД СПб Ар 217438
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    1998 - 2000. Галерная гавань.
    (ЕИСТ pastvu.com )
    (добавил V_Malyj)

 

В это период строится новый Караульный дом в Главном Гребном порту. В рапорте от 20 декабря 1822 г. сказано, что стоящий в порту на южном берегу Шкиперского протока Караульный дом, построенный в 1795 г. из старых лесов, выбранных от разломки Служительских казарм, совершенно не пригоден для жизни караульному офицеру и солдатам.  Постройка нового Караульного дома намечалась на 1825 г., пока же использовался старый караульный дом, который простоял до середины 1830-х гг. Новое место для каменного дома было отведено на противоположном берегу Шкиперского протока. Старая Караульня и новая Гауптвахта обозначены на плане 1828 г. Использовался проект одноэтажного каменного караульного дома арх. А. Е. Штауберта. Строительство началось в июле 1825 г. Руководил работами арх. помощник, строитель 12-го класса П. Жигалев. Работы были звершены в октябре 1826 г. 23 ноября караул перебрался в новый дом.

На берегу Большого бассейна не позднее 1828 г. был установлен подъёмный кран, который применялся для подъёма судов и прочих грузов. В 1854 г. его сменил новый Паровой кран сохранившийся до нашего времени.
В 1872 г. Главный Гребной порт стал место ремонта первых российских миноносцев. В этот период построены мастерские - слесарная, котельная и медная. Пороховые и пироксилиновые погреба устроили, соответственно, на северном и восточнои берегах Малого бассейна... 

 

В 1880-1881 гг. на территории гавани разместился Пироксилиновый завод. Пироксилин использовался для оснащения взрывчатыми веществами морских мин и торпед. Для завода построили сушильню для пороха, котельную, пороховую мастерскую. Для водоснабжения завода в 1894 г. на западном берегу Галерной гавани возведена Водонапорная башня по проекту инженеров Куториха и Яковлева (Шкиперский проток, 25). (В настоящее время является частным владением).

В 1896-1897 гг. на берегу Большого бассена построено каменное двухэтажное Пожарное депо и кислотная мастерская Пироксилинового завода. В 1904-1906 гг. для завода возведены сушильня для пороха с ограждающим валом, котельная, пороховая мастерская и др. здания.

 

В 1898 г. участок Гребного порта на берегу залива передан Невскому яхт-клубу, состоявшему под покровительством вел. кн. Ксении Александровны.В 1901 г. часть территории на северном берегу Шкиперского протока отведена Гаванскому парусному обществу. После 1917 г. на том же месте некоторое время находился Петроградский морской яхт-клуб.

В конце XIX в. из-за краж на Пироксилиновом заводе решено было усилить караул Гребного канала для постоянного обхода завода. К началу ХХ в. в связи с увеличением караула возникла потребность надстройки Караульного дома. После надстройки дома в нач. ХХ в. его занимали - караул, дежурный полицейский, канцелярия заведующего Гребным портом и содержатель порохового содержания.


В 1906 опасный Пироксилиновый завод перевели с ВО на Обуховский полигон. Водонапорная башня функционировала до конца ХХ в.

В конце ХХ в. в Галерной гавани работала научная лаборатория, проходили испытания электричества на кораблях, испытывались первые подводные лодки. В 1911 г. близ Галерной гавани было размещено радиотелеграфное депо Морского министерства (создано на базе кронштадтских радиомастерских А. С. Попова). В 1912-1913 гг. в Галерной гавани, на взморье, действовала первая Опытная авиационная станция Морского ведомства. 8 мая 1913 с водной поверхности Галерной гавани впервые взлетел гидроаэроплан. Это был С-10 "Гидро" русского авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского.

 

С 1916 г. на восточном моле Шкиперского канала разместились Центральные авиаремонтные мастерские морской авиации, а в дальнейшем ремонтные мастерские авиационных частей и соединений ВВС Балтийского флота, базировавшихся в Гребном порту. В 1950-х гг. авиамастерские преобразованы в 20-й авиаремонтный завод.

 

В конце 1920-х гг. часть Шкиперского протока к востоку от Наличной ул. была засыпана и превратилась в улицу Шкиперский проток с бульваром. К западу от Наличной улицы на месте Шкиперского протока был прорыт круглый ковш - гидроаэродром для базировавшихся в Гребном порту авиационных частей ВВС Балтфлота. В этой части улица Шкиперский проток стала пролегать по ранее безымянной дороге, ведущей от Наличной улицы до бывшего Караульного дома и далее до Шкиперского моста.    
 
В 1920-1930-х гг. Караульный дом занимала администрация Авиазавода, размещавшегося в Гавани. Позже в нем располагалась администрация Яхт-клуба морской базы.

В 1950-х гг. проводилась реставрация кроншпицев на молах.

НИИ ВМФ


Сейчас с северо-запада появились жилые кварталы. К востоку и западу от Большого бассейна промышленные зоны сокращаются. Западная часть - гаражи "Маяк", АПТ N 4 Спецтранс (Гаванская колонна), автобаза. К востоку Центральный офис Федеральной регистрационной службы СПб, Невское проектно-конструкторское бюро и ВНИИ радоиаппаратуры.

 (Акт государственной историко-культурной экспертизы 2015., добавил Mary)

  • фото


    Фото - snegir, 24.04.2011.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 06.01.2017.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 11.01.2017.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 23.03.2017.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 24.03.2017.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 20.04.2017.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 20.04.2017.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 27.07.2017.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 07.11.2017

  • фото

    Фото - V_Malyj, 27.11.2017.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 08.12.2017.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 03.07.2018.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 02.10.2018.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 15.11.2018

  • фото

    Фото - V_Malyj, 16.11.2018.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 21.11.2018.

  • фото

    Малый бассейн (западная часть)
    Фото - snegir, 22.05.2022.

  • фото

    Остатки дамбы (шлюза),
    отделявшей Малый бассейн от Большого

  • фото

    Фото - snegir, 22.05.2022.

  • фото

    Фото - snegir, 2022.

К конце 1720-х гг. Большой бассей приобрел современные очертания, сюда были переведы все галеры с Фонтанки, сюда же поступали новые галеры с Адмиралтейских верфей. По берегам бассейна были возведены эллинги (сараи) для судов. Работами в гавани с 1734 г. после смерти Д. Трезини руководил арх. И. К. Коробов.

В 1729 г. территорию гавани обнесли палисадом из бревен.

В 1736 г. обнесли валом и рвом.

С 1744 г. под руководством арх. С. И. Чевакинского сооружения гавани реконструированы для галерной верфи.

В 1753-1754 гг. по его проекту реконструированы галерные сараи.

Входной канал в 1750-1754 гг. облицован камнем.

В 1754 г. по его же проекту были возведены кирпичные кроншпицы в стиле петровского барокко.

В 1808-1812 гг. по проекту арх. А. Д. Захарова берега канала укреплены гранитом, устроены спуски.

В 1830-е гг. сооружен Малый бассейн по проекту Захарова, в нем разместился сухой док. Малый бассейн отделен от Большого шлюзами.

Во второй половине XIX в. в Галерной гавани проходили испытания новой техники для флота.

В 1880-1881 гг. на территории гавани разместился Пироклисиновый завод.

В 1904-1906 гг. для Пироксилинового завода построили сушильню для пороха, котельную, пороховую мастерскую.

(по материалам [24], Mary)

 

 

Включенв Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства.   Российской Федерации от 10.07.2001 №527.

Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

  • фото

    1737. План Санкт-Петербурга. Фото - V_Malyj

26 комментариев
8537 просмотров
Добавил: Mary, 4 Июля 2009, 09:51
Редактировано: 21 Июня 2024, 14:04
Оцените:
(22 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house27292.html' target='_blank'>Галерная гавань - Главный Гребной порт - Галерная гавань на Citywalls.ru</a>
Всего 26 комментариев
  • 21 Января 2022, 23:14

    из текста: "Осенью 1723 г. сюда перевели из Галерной верфи в устье р. Фонтанки 94 галеры. В 1724 в гавань переведено еще 90 построенных в Адмиралтействе судов"

    Осенью 1723 г. не могли перевели из Галерной верфи в устье р. Фонтанки 94 галеры, верфи там просто не было! "

    Судостроение на Галерном (Калинкинском) острове в месте слияния Невы и Фонтанки началось в 1834 г." (Тихонов С.Г. «Оборонные предприятия СССР и России». М. «ТОМ», 2010 г.)

  • 22 Января 2022, 00:40
    Ответ на "из текста: "Осенью 1723 г. сюда перевели из Галерн" от Риэлтор

     Про 1723 год, возможно, загнули (а, может быть, и нет), но Тихонов С.Г. фантазирует. В книге с росписью домов 4-й Адмиралтейской части 1798 года про дома стоявшие по левой стороне Лоцманской улицы сказано: "по площади у новостроющихся галер" (ОР РНБ. Ф. 550. О-IV-56).

  • 22 Января 2022, 01:02
    Ответ на "Про 1723 год, возможно, загнули (а, может быть, и " от Liz

     Спасибо! Правильно понял: левая сторона - современная чётная, но тогда получается , что галеры строились на берегу Фонтанки, а не на Галерном острове?

    Тихонову профессионалы доверяют - специально спрашивал...

  • 22 Января 2022, 10:40
    Ответ на "из текста: "Осенью 1723 г. сюда перевели из Галерн" от Риэлтор

     Замените слово "Фонтанки" на "Мойки" и всё встанет на свои места.

     

    Галерный (Скампавейный) двор в то время находился, где ему и положено, в районе нынешней Галерной улицы. Но у автора текста, видимо, произошёл сдвиг по времени. Может, просто оговорился. 

     

     

     

     

  • 22 Января 2022, 11:42
    Ответ на "Замените слово "Фонтанки" на "Мойки" и всё встанет" от Galina Vabishchevich

     Согласен! На картах на Фонтанке в это время рисуют одни деревья.

  • 22 Января 2022, 21:03
    Ответ на "Спасибо! Правильно понял: левая сторона - современ" от Риэлтор

     Я не знаю, каков процесс строительства галер, все на стапелях делается или с какого-то момента на воде. Но написано в документе черным по белому, буквально. Ведь придумать или с чем-то спутать такое невозможно. Не понимаю, почему из этих слов может следовать, что в такой буквальной близости это происходило. Могло и происходить, но могло происходить и на острове.

  • 22 Января 2022, 21:23

    Считаю, что в тексте Историческая справка (выполнена Н. Ю. Бахаровой в 2003 г.), размещённом на странице, имеются ошибки и неточности.  

     

    Судя Плану столичного города Санкт-Петербурга 1817 г., "сооружение Малого бассейна для устройства сухого дока осуществили" не в 1830-х гг., а в конце 1810-х гг. 

     

    Судя по Плану 1828 г. Кран (а не безликие "прежние устройства для подъема судов") находился на том же месте, где и теперь. И под ним, без сомнения, уже имелся "мощный фундамент".   

     

    "В 1872 г. Главный Гребной порт стал местом починки первых российских миноносцев"

    Чинят трусы и носки, а миноносцы всё-таки ремонтируют.

     

    "В 1901 г. часть территории на южном берегу Шкиперского протока отведена Гаванскому парусному обществу". 

    На южном берегу находился Невский яхт-клуб, а ГПО находилось на северном берегу. 

     

    1906 г. участок Гребного порта на берегу залива передан Невскому яхт-клубу, ...".

    По более достоверным источникам - в 1898 году

     

    "В северном углу этой территории по проекту арх. Ф. В. Кенеля в 1910 г. возвели беседку-ротонду".

     Как выясняется, беседка построена значительно позже - в 1950-х гг.

     

     (Сообщение исправлено мною)

  • 23 Января 2022, 11:13
    Ответ на "Я не знаю, каков процесс строительства галер, все " от Liz

    Строили всегда на стапеле. Стапель в широком смысле - это место постройки судна (его круглый корпус необходимо как-то закреплять при строительстве). С увеличением размеров судна увеличивался и размер стапеля, усложнялся спуск на воду - их стали делать наклонными... 

    С увеличением размера стапеля становилось невыгодным занимать его судном, которое можно достроить и на воде. А на стапеле в это время закладывался новый корпус...

  • 23 Января 2022, 11:55
    Ответ на "Я не знаю, каков процесс строительства галер, все " от Liz

    Цитируемый источник (https://kgiop.gov.spb.ru/media/uploads/userfiles/2015/12/14/12020.pdf) в части, касающейся перевода галер из устья Фонтанки в Галерную гавань, не опирается ни на документы, ни на какую-либо литературу, по крайней мере они не указаны (иными словами - "откуда дровишки?!"). 

     

    Из нашей статьи на страничке: "Осенью 1723 г. сюда перевели из Галерной верфи в устье р. Фонтанки 94 галеры. В 1724 в гавань переведено еще 90 построенных в Адмиралтействе судов. В казармах разместили команду из 2000 человек".   

     

    Не совсем одно и то же с текстом Бахаровой (из Акта): "Осенью 1723 года сюда перевели с устья реки Фонтанки, где располагалась Галерная верфь, 94 галеры. В 1724 году в гавань были переведены еще 90 построенных в Адмиралтействе судов, а в казармах разместили команду из 2000 человек".

     

    Сразу оговорюсь, что для досконального изучения вопроса следовало бы привлечь узких специалистов, исследовавших вопросы флота и судостроения Петровского времени. Однако, будучи не чуждой этой тематике, хотя бы в некоторой степени, позволю себе высказать собственное суждение, как относительно написанного в тексте Акта, так и по Вашему сообщению. 

     

    Во-первых, не с устья, а из устья или от устья. Во-вторых, известная нам Галерная верфь в то время ещё не находилась в устье Фонтанки. В-третьих, насколько можно судить из текста того же цитируемого Акта, ковш Галерной гавани на В.О., соединявшийся с заливом, был вырыт только к 1728 г. Причём канал рыли в последнюю очередь, я думаю, иначе копатели бы все утопли, так и не окончив своего дела. Таким образом, в-четвёртых - куда же всё-таки перевели эти галеры? Может быть, конечно, посуху перетащили и расставили на берегах недокопанного и ещё сухого ковша... А, может быть, разместили где-то на внешнем берегу В.О... А, может быть, привели и через некоторое время куда-нибудь увели на зимовку, ибо оставлять их на низменном берегу у открытого моря чревато, ну, там шторма, наводнения и всё такое неприятное прочее.

     

    Конечно же галера - не фрегат, но и не шлюпка. Всё-таки это достаточно крупное гребное судно. В связи с этим возникают самые разные вопросы, связанные с возможностяи Галерной верфи и площадями в будущем Гребном порту. 

     

    В то же время, относительно постройки галер в принципе, то да, ради срочности организовать их строительство (теоретически) могли и не на самой Галерной верфи, а где-то поблизости (хоть бы и временно на Галерном острове, но подтверждение этому надо найти). Главное, чтобы туда можно было притащить лес и всё необходимое, построить стапеля на сухом берегу. Строительство велось под открытым небом. 

     

    К сожалению, найти указанные сведения в более достоверных источниках мне не удалось. Но попробуем обратиться к документам близкой тематики. 

     

    Материалы для истории русского флота: Часть II. СПб, 1865

    https://runivers.ru/bookreader/book10219/#page/4/mode/1up

    Это документы по хронологии, относящиеся к истории флота, как указы самого Петра I, так и деловая переписка военно-морских деятелей.

     

    Зимой 1723 г. Е.И.В. распорядился для кампании 1723 г. приготовить 60 лучших галер. Как выясняется из переписки, такого количества "лучших" галер найти нельзя, многие старые суда, находящиеся на хранении, подгнили и в плавание не годятся. Посему было принято решение отобрать, что поприличнее, отремонтировать и доукомплектовать, сняв необходимое снаряжение с подлежащих списанию старых галер.  

     

    Материалы... Стр. 666 😇

    Реестр галерам военным, конным, большим и малым, которые готовятся в кампанию сего 1723 года

     

    Всего в документе указаны 70 галер по их именам, имеющих от 15 до 23 банок (пар вёсел). На большие галеры необходимо было 6 гребцов на каждую банку, на малые галеры - 3 гребца. 

     

    Стр. 667

    Другой документ, указывающий на количество галер в разных местах к началу года. Из него можно узнать, что в Санкт-Петербурге имелось 30 разных галер (всего!, а не только что вновь построенных). Остальные - в Финляндии, Ревеле, Выборге - всего 171 галера, включая 10-баночные малые.  

     

    Стр. 672

    Указ Госудяря капитан-командору Демьянову, 1723 года июня 6

     

    60 лучших галер со всеми принадлежностями... отдать присланному от генерала Бутурлина обер-офицеру. Да в заказ изготовить и без указа не отпускать 10 конных и 20 лёгких галер. 

     

    В данном случае "изготовить" - приготовить к плаванию. Но проясняется хотя бы некое количество, 60 лучших, 10 конных и 20 лёгких галер. Откуда их стянули, помимо тех, что были в Питере, история умалчивает.

     

    Да, ну, и в заключение. Стр. 679

    Выписка из донесения де Вильде Генеральным Штатам Соединённых Нидерландов из С. Петербурга, 1723 года июля 19/30

     

    Хотя галеры давно уже готовы к походу и снабжены людьми и всеми потребными припасами, но приказания к выходу в море до сих пор ещё не получали и продолжают стоять в реке немного ниже города. 

     

    Других известий о тех галерах в указанном источнике в документах 1723 - 1724 гг. я не обнаружила. Не обнаружила и в достоверной литературе, имеющейся под рукой. Одно ясно, что эти "94 галеры" не могли быть построены на Галерной верфи. Они были стянуты в район Петербурга и стояли, ожидая выхода в море, "немного ниже города". 

     

  • 23 Января 2022, 12:25
    Ответ на "Цитируемый источник (https://kgiop.gov.spb.ru/medi" от Galina Vabishchevich

     "имеющих от 15 до 23 банок (пар вёсел)"  Банка - это скамья для сидения гребцов

  • 23 Января 2022, 12:40

    Да, но сколько банок, столько на галере будет и пар вёсел, это для понимания масштабов. Чтобы не сильно углубляться в кораблестроение...  

  • 25 Января 2022, 19:50

    Вот, что я нашла. Если кому-то интересно, картинки покрупнее есть у меня. 

     

     

     

     

     

     

     

  • 18 Февраля 2022, 22:41

    Из статьи:   В 1796 построенные Петром I сараи и мастерские были уничтожены пожаром вместе с хранившимися там судами.

     

    Случайно обнаружила в фондах ЦВММ 

    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=27902896

    совершенно фантазийную немецкую гравюру Пожара в Галерной гавани. Но уж поскольку она, вроде, по теме, то вот: 

     

     

  • 13 Июля 2022, 11:59

    Малый бассейн (западная часть). Фото 22.05.2022

     

    Остатки дамбы (шлюза?), отделявшей Малый бассейн от Большого

  • 13 Июля 2022, 12:45
    Ответ на "Малый бассейн (западная часть). Фото 22.05.2022 О" от snegir

     "Остатки дамбы (шлюза?), отделявшей Малый бассейн от Большого"

    из текста: "сооружение Малого бассейна для устройства сухого дока осуществили в конце 1810-х гг. (?). Его акватория, разделенная дамбой на две части, отделялась шлюзами от Большого бассейна."

  • 24 Октября 2022, 06:36

    Виды с Галерного проезда на Галерную гавань.

     

    Фото К.В. Овчинникова от 10.05.1991 г. ЦГАКФФД СПб Ар 217562 

     

    Фото К.В. Овчинникова от 10.05.1991 г. ЦГАКФФД СПб Ар 217438

     

    Вид от Галерной гавани на современный жилой район в западной части Васильевского острова. Фото К.В. Овчинникова от 10.05.1991 г. ЦГАКФФД СПб Ар 217439

     

     

  • 24 Октября 2022, 21:45

     

    Лестница между ярусами набережной. 1983 г. Фото из Паспорта памятника истории и культуры СССР ГИОП

  • 31 Октября 2022, 12:59

    с "1 января 1908 г. ...в ведении Санкт-Петербургского порта остался только судоремонт, для выполнения которого имелись особые мастерские в Гребном порту"

    из книги: Адмиралтейские верфи. 1704 - 1925 изд-во Гангут, СПб. 1994, с. 147-148.

    Спасибо Galina Vabishchevich за подсказку!

  • 3 Ноября 2022, 21:44

    Свежая Яндекс-панорама 2022 г. 

     

    Миркорайон начал формироваться, благодаря именно Гребному порту, и вот что мы имеем на сегодня, через 300 лет существования. Отправлю в большом размере в премодерацию

  • 3 Ноября 2022, 22:02

    Панорамы 2016-2020 гг. с https://1panorama.ru/

     

    Исчезнувший квартал, на месте которого построен Деловой комплекс (https://www.citywalls.ru/house29901.html).

     

    Застройка к северу от Ковша Галерной гавани

     

    Застройка к юго-западу от Большого бассейна

     

    Застройка к западу от Большого бассейна

     

    Квартал между восточным берегом Большого бассейна, ул. Шкиперский проток, Наличной улицей. Вид с юго-запада

     

    Тот же квартал. Вид с северо-запада.

     

    Улица Шкиперский пр. от Наличной ул. почти до пересечения с Галерным проездом

     

  • 3 Ноября 2022, 22:12

    Панорамы 2016-2020 гг. с https://1panorama.ru/

     

    Корпуса на территории завода "Навигатор"  

     

    Корпуса в промзоне к западу от Шкиперского канала

     

    Корпуса в промзоне к западу от Шкиперского канала

     

    Корпуса в промзоне к западу от Шкиперского канала

     

    Корпуса в промзоне к западу от Шкиперского канала

     

    Корпуса в промзоне к западу от Большого бассейна

     

    Корпуса в промзоне к западу от Большого бассейна

     

  • 3 Ноября 2022, 22:19

    Коллеги, надо ли все эти панорамы забросить в премодерацию?! 

     

    Панорамы 2016-2020 гг. с https://1panorama.ru/

     

     

     

     

  • 12 Мая 2023, 06:54

    Галерный (Гребной) порт на Васильевском острове. Санкт-Петербург. Проект перепланировки. Вариант II-б. А.Д. Захаров, 1806-1809 гг. Генплан https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=28693170

  • 9 Июня 2024, 22:06

    Диорама "Утро в Галерной гавани при Петре Великом". Худ. А. Зарецкий. Демонстрировалась на Судоходной выставке 1897 г. Номер по КП (ГИК): ГМИ СПб 32867/3

     

     

    Коллеги, исключительно интересное изображение сохранилось в ЦВММ!

    Шлюпочные сараи в Галерной гавани. Репродукция с акварели худ. Л. Премации. 

    Номер в Госкаталоге: 38767435

    Номер по КП (ГИК): ЦВММ КП ФН-3642

     

    Позволю себе дать фрагментом покрупнее.

     

     

    Уважаемые коллеги, что мы тут видим? 

    Ну, во-первых, это исключительно ценное изображение застройки на западной стороне Большого бассейна. Однако же совершенно непонятно, какой период времени отражён на этом рисунке!

     

    Как пишут биографы, художник прибыл в Петербург в 1834 г. и работал в России (с перерывами на поездки по заказам) до своей смерти в 1891 г. Известно, что Премацци много работал по заказам Морского ведомства. 

     

    Рискну предположить, что по времени акварель исполнена ближе к началу его карьеры, условно, в середине XIX в. И совершенно точно, до оживления Гребного порта в пору строительства миноносок (с 1878 г.). 

     

    Мы видим 2 спаренных эллинга с некими пристройками к ним, а также два "строенных" комплекса складских помещений. Руки прямо-таки чешутся сравнить с тем, что дожило до нашего времени:

    https://www.citywalls.ru/house6894.html

     

    Но!!! Берега бассейна грунтовые, не отделанные камнем, и не изображён по крайней мере знаменитый подъёмный кран, установленный до 1828 г. и заменённый на паровой в 1854 г. 

    https://www.citywalls.ru/house6873.html

     

    Таким образом, на рисунке отражено состояние Гребного порта до переделок Андрияна Захарова, как можно предположить. И тогда рисунок сделан не с натуры. Но если он правдиво отражает действительность... Даже не знаю, как выразить, что это за находка. 😍

  • 18 Июня 2024, 22:34

    Захаров А.Д. План части сараев, расположенных в Гребном порту. 😘

    Номер в Госкаталоге: 48419719

    Номер по КП (ГИК): НИМ РАХ КП-333/93

     

  • 18 Июня 2024, 22:39

    Захаров А.Д. Здание мастерских в Гребном порту. Фасад с лицевой стороны и план верхнего и нижнего этажей.

    Номер в Госкаталоге: 48419676

    Номер по КП (ГИК): НИМ РАХ КП-333/95

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 25 из 62
Галерная гавань - Главный Гребной порт - Галерная гавань
Топографическая съёмка
1946 г. Архив КГА.
( 3d-inn.ru)
(добавил
Galina Vabishchevich)
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32221
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 1586