Публикация

Галерная гавань - Главный Гребной порт - Галерная гавань

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1721
Стиль:

Фото временное. (автор Александр Орлов. 2012)

Галерная гавань -

Главный Гребной порт -

Шкиперский проток,  - Галерный проезд

Пам. (федеральн.)

1721 - Галерная гавань

1794 - Главный Гребной порт

 

Галерная гавань

Объекта культурного наследия федерального значения Галерная гавань Гребного порта.

 

Набережная протока на участке от современной ул. Шевченко до Наличной ул. 14 июля 1859 г. получила имя Шхиперская по находившейся некогда в Галерной Гавани слободе шкиперов. На плане 1868 г. написано уже Шкиперская. 16 апреля 1887 г. Шкиперским (через «к») был назван и сам проток. В 1891 г. улица становится Шкиперской набережной, а через год - набережной Шкиперского протока. В 1906 г. проток был засыпан до Наличной улицы, а в 1920-е гг. - до ковша Галерной гавани. Проезд 4 раза продлевали: 24 мая 1948 г. - от Наличной ул. до Шкиперского канала; в 1950-е гг. - до дома № 18; в 1977 г. - от ул. Шевченко до Детской ул. (ныне ул. Беринга), в 1980-е гг. довели до Прибалтийской площади. Сейчас Шкиперский проток идет от ул. Беринга до Прибалтийской площади.

Объекты Кроншпицы, Галерная гавань Гребного порта, Водонапорная башня, Караульный дом и Паровой кран охраняются государством и включены в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 №527.

(Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы от 23.01.2018 г. добавил Galina Vabishchevich)

 

Галерная гавань Гребного порта включает Большой и Малый бассейны и входной канал. Длина канала более 400 м.

 

Строительство гавани в устье Глухого протока на ВО началось в 1721 г. по указу Петра I. Проект арх. Д. Трезини включал прямоугольный бассейн, соединённый с Финским заливом каналом и сооружение дока для ремонта галер. Прямоугольный бассейн соединен с заливом входным Гаванным (Петровским) каналом. По берегам Большого бассейна были установлены подъемные устройства для снятия пушек с галер.

По проекту Доменико Трезини около 1722 г. были построены две подзорные башни - небольшие караульные павильоны со световыми фонарями ("маячными огнями") и шпилями (сигнальными флагштоками). Первоначально они были деревянными - из бревен, обшитых досками.

 

В 1930-х гг. все постройки, находившиеся на западном берегу Большого бассейна, использовались Складом № 17 ВВС КБФ для хранения авиационного имущества и материалов. Бывшие хранилища Пироксилинового завода, находившиеся вокруг Малых бассейнов, использовались Складом № 17 для горюче-смазочных материалов и боеприпасов. (Galina Vabishchevich)

  • фото

    План столичного города
    Санкт-Петербурга 1737 года
    (фрагмент)
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Фрагмент
    плана СПб. 1753 г.

  • фото

    1790. План Санкт-Петербурга.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1804. План Санкт-Петербурга.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    План столичного
    города Санкт-Петербурга
    1817 г.
    (добавил
    Galina Vabishchevich)

  • фото

    1825. План Санкт-Петербурга.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    План 1828 г.

  • фото

    1880. План Санкт-Петербурга.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    План Гребного порта
    конца XIX в.
    (Журнал "Катера и яхты"
    1991 г. №152)
    (добавил
    Galina Vabishchevich)

  • фото

    Военная
    энциклопедия*

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    План Гребного порта 1827 г.,
    выделены постройки 1827 г.
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    1905. План Санкт-Петербурга.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1913. План Санкт-Петербурга.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1929 г.

  • фото

    Топографическая
    съёмка 1932 г.
    Архив КГА.
    ( 3d-inn.ru)
    (добавил
    Galina Vabishchevich)

  • фото

    Топографическая съёмка
    1932 г. Архив КГА (фрагмент).
    ( 3d-inn.ru)
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Фрагмент немецкой
    аэрофотосъёмки от 07.07.1942 г.
    (добавил
    Galina Vabishchevich)

  • фото

    1942. Аэрофотосъемка.

  • фото

    1942. Аэрофотосъемка.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    Топографическая съёмка
    1946 г. Архив КГА.
    ( 3d-inn.ru)
    (добавил
    Galina Vabishchevich)

  • фото

    Топографическая съёмка
    1946 г. Архив КГА (фрагмент).
    ( 3d-inn.ru)
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    1966. Снимок со спутника.

  • фото

    1966. Снимок со спутника.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    2022. Фрагмент схемы РГИС.
    Ансамбль: Галерная гавань
    Гребного порта.
    Объект: Бассейн большой.
    Датировка: 1721-1723; 1740-х кон.
    Объект культурного наследия
    федерального значения

  • фото

    2022. Фрагмент схемы РГИС.
    Ансамбль: Галерная гавань
    Гребного порта.
    Oбъект: Бассейны малые (два).
    Датировка: 19 в.1-я треть

  • фото

    2022. Фрагмент схемы РГИС.
    Ансамбль: Канал входной с каменными
    набережными, спусками и молами.
    Oбъект: Канал входной.
    Датировка: 1721; 1732;
    1750-1754; 1808-1812}
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    Яндекс-панорама 2022 г.
    (добавил Galina Vabishchevich)

* Военная энциклопедия. - СПб. : Т-во И. Д. Сытина, 1911-1915. Том VIII. Гимры – Двигатели судовые. СПб. 1912. 389 с.Вкладка

   между стр. 408 и 409

 

 

Историческая справка (выполнена Н. Ю. Бахаровой в 2003 г.)

 

История формирования ансамбля Галерной гавани началась в XVIII в. 21 сентября 1721 г. вышел именной указ Петра I о начале строительства в устье Чёрного (Глухого) протока на Васильевском острове "фортеции" - Галерной гавани Гребного порта. Проект комплекса составил Доменико Трезини, руководил строительством шаутбенахт (командующий Галерным флотом) М. Х. Змаевич. Для укрытия судов здесь был вырыт прямоугольный бассейн, соединенный с Финским заливом 400-метровым каналом. Черный проток, начинавшийся в районе болот Смоленского поля, был засыпан. В 1720-х гг. на конце молов, ограждающих канал, у залива построены две деревянные дозорные башни - Кроншпицы.
Осенью 1723 г. сюда перевели из Галерной верфи в устье р. Фонтанки 94 галеры. В 1724 в гавань переведено еще 90 построенных в Адмиралтействе судов. В казармах разместили команду из 2000 человек. На берегу бассейна в 1728-1729 гг. построили эллинги для галер - арх. И. К. Коробов. Он же руководил строительством в Галерной Гавани в 1734-1740 гг., после смерти Д. Трезини .


В 1739 г. встал вопрос о переносе Галерного двора с Адмиралтейского острова на Васильевский, что потребовало увеличения территории гавани и колличества построек. Выбрав с галерными мастерами участок, И. К. Коробов представил план и смету по реконструкции бассейна. В начале 1741 г. он предложил облицевать бассейн плитами. Галерная верфь была переведена сюда в 1740-х гг. Мол в 1753-1754 гг. был облицован известняковым камнем по проекту арх. С. И. Чевакинского.

В 1754 г. арх. М. А. Башмаков возобновил кроншпицы в камне, сохранив архитектурное решение XVIII в. Эти небольшие квадратные в плане башни с высокими изонутыми кровлями, завершенными фонариками с флагштоками, - единственные сооружения, сохранившиеся от построек XVIII в. В XIX-XX вв. кроншпицы ремонтровались и переделывались, но сохранили первоначальный внешний облик.
Одновременно со строительством производственных помещение гавани возводились и небольшие постройки для размещения караула, охранявшего территорию Галерной гавани, впоследствии Главного Гребного порта. К началу XIX в. "каменная караульня" (или гауптвахта) стояла у шлагбаума на "большом проезде", две кордегардии - при въезде в Галерное селение с Большого и Малого проспектов, а "деревянная гауптвахта", переделанная из мастерских, - внутри порта.
Каменное строительство с 1730-1740-х гг. велось по типовым проектам. Расположенные по обеим сторонам Большого бассейна одинаковые галерные сараи, образующие ядро военно-промышленного ансамбля, были сугубо утилитарными постройками.
Во второй половине XVIII в. к проектированию и строительству производственных и складских зданий привлекались арх-ры: Ф. И. Волков, В. И. Баженов, И. Кребер, Я. Перрен.


В 1794 г. гавань получила название Главного Гребного порта. В 1796 построенные Петром I сараи и мастерские были уничтожены пожаром вместе с хранившимися там судами. После этого порт потерял свое назначение и сохранил лишь характер складского места.


В 1808-1812 гг. по проекту А. Д. Захарова берега канала были укреплены гранитными набережными со спусками. Задуманное им же сооружение Малого бассейна для устройства сухого дока осуществили в конце 1810-х гг. (?). Его акватория, разделенная дамбой на две части, отделялась шлюзами от Большого бассейна.

 

В Акте по результатам государственной историко-культурной экспертизы от 23.01.2018 г. приводятся данные о том, что архитектором А.Д. Захаровым в 1807 г. были предложены 4 варианта проекта реконструкции и нового строительства в Гребном порту. Сохранились рапорты Захарову от производителя работ мастера Ирвина.                     (Galina Vabishchevich)

  • фото

    "Галерная гавань".
    Открытка начала ХХ в.
    (добавил
    Galina Vabishchevich)

  • фото

    июль 1979.
    Шкиперский
    канал.
    Фото - А.Н.Крутов
    pastvu.com
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    "Галерная гавань и входной канал" 1983 г.
    Фото из Паспорта памятника истории
    и культуры СССР ГИОП

    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Лестница между ярусами
    набережной. 1983 г.
    (Фото из Паспорта памятника
    истории и культуры СССР ГИОП)

    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Вид от Галерной гавани на современный
    жилой район в западной части
    Васильевского острова.
    Фото К.В. Овчинникова от 10.05.1991 г.
    ЦГАКФФД СПб Ар 217439

  • фото

    10.05.1991 г.
    Фото К.В. Овчинникова
    ЦГАКФФД СПб Ар 217562

    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    10.05.1991 г.
    Фото К.В. Овчинникова
    ЦГАКФФД СПб Ар 217438
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    1998 - 2000. Галерная гавань.
    (ЕИСТ pastvu.com )
    (добавил V_Malyj)

 

В это период строится новый Караульный дом в Главном Гребном порту. В рапорте от 20 декабря 1822 г. сказано, что стоящий в порту на южном берегу Шкиперского протока Караульный дом, построенный в 1795 г. из старых лесов, выбранных от разломки Служительских казарм, совершенно не пригоден для жизни караульному офицеру и солдатам.  Постройка нового Караульного дома намечалась на 1825 г., пока же использовался старый караульный дом, который простоял до середины 1830-х гг. Новое место для каменного дома было отведено на противоположном берегу Шкиперского протока. Старая Караульня и новая Гауптвахта обозначены на плане 1828 г. Использовался проект одноэтажного каменного караульного дома арх. А. Е. Штауберта. Строительство началось в июле 1825 г. Руководил работами арх. помощник, строитель 12-го класса П. Жигалев. Работы были звершены в октябре 1826 г. 23 ноября караул перебрался в новый дом.

На берегу Большого бассейна не позднее 1828 г. был установлен подъёмный кран, который применялся для подъёма судов и прочих грузов. В 1854 г. его сменил новый Паровой кран сохранившийся до нашего времени.
В 1872 г. Главный Гребной порт стал место ремонта первых российских миноносцев. В этот период построены мастерские - слесарная, котельная и медная. Пороховые и пироксилиновые погреба устроили, соответственно, на северном и восточнои берегах Малого бассейна... 

 

В 1880-1881 гг. на территории гавани разместился Пироксилиновый завод. Пироксилин использовался для оснащения взрывчатыми веществами морских мин и торпед. Для завода построили сушильню для пороха, котельную, пороховую мастерскую. Для водоснабжения завода в 1894 г. на западном берегу Галерной гавани возведена Водонапорная башня по проекту инженеров Куториха и Яковлева (Шкиперский проток, 25). (В настоящее время является частным владением).

В 1896-1897 гг. на берегу Большого бассена построено каменное двухэтажное Пожарное депо и кислотная мастерская Пироксилинового завода. В 1904-1906 гг. для завода возведены сушильня для пороха с ограждающим валом, котельная, пороховая мастерская и др. здания.

 

В 1898 г. участок Гребного порта на берегу залива передан Невскому яхт-клубу, состоявшему под покровительством вел. кн. Ксении Александровны.В 1901 г. часть территории на северном берегу Шкиперского протока отведена Гаванскому парусному обществу. После 1917 г. на том же месте некоторое время находился Петроградский морской яхт-клуб.

В конце XIX в. из-за краж на Пироксилиновом заводе решено было усилить караул Гребного канала для постоянного обхода завода. К началу ХХ в. в связи с увеличением караула возникла потребность надстройки Караульного дома. После надстройки дома в нач. ХХ в. его занимали - караул, дежурный полицейский, канцелярия заведующего Гребным портом и содержатель порохового содержания.


В 1906 опасный Пироксилиновый завод перевели с ВО на Обуховский полигон. Водонапорная башня функционировала до конца ХХ в.

В конце ХХ в. в Галерной гавани работала научная лаборатория, проходили испытания электричества на кораблях, испытывались первые подводные лодки. В 1911 г. близ Галерной гавани было размещено радиотелеграфное депо Морского министерства (создано на базе кронштадтских радиомастерских А. С. Попова). В 1912-1913 гг. в Галерной гавани, на взморье, действовала первая Опытная авиационная станция Морского ведомства. 8 мая 1913 с водной поверхности Галерной гавани впервые взлетел гидроаэроплан. Это был С-10 "Гидро" русского авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского.

 

С 1916 г. на восточном моле Шкиперского канала разместились Центральные авиаремонтные мастерские морской авиации, а в дальнейшем ремонтные мастерские авиационных частей и соединений ВВС Балтийского флота, базировавшихся в Гребном порту. В 1950-х гг. авиамастерские преобразованы в 20-й авиаремонтный завод.

 

В конце 1920-х гг. часть Шкиперского протока к востоку от Наличной ул. была засыпана и превратилась в улицу Шкиперский проток с бульваром. К западу от Наличной улицы на месте Шкиперского протока был прорыт круглый ковш - гидроаэродром для базировавшихся в Гребном порту авиационных частей ВВС Балтфлота. В этой части улица Шкиперский проток стала пролегать по ранее безымянной дороге, ведущей от Наличной улицы до бывшего Караульного дома и далее до Шкиперского моста.    
 
В 1920-1930-х гг. Караульный дом занимала администрация Авиазавода, размещавшегося в Гавани. Позже в нем располагалась администрация Яхт-клуба морской базы.

В 1950-х гг. проводилась реставрация кроншпицев на молах.

НИИ ВМФ


Сейчас с северо-запада появились жилые кварталы. К востоку и западу от Большого бассейна промышленные зоны сокращаются. Западная часть - гаражи "Маяк", АПТ N 4 Спецтранс (Гаванская колонна), автобаза. К востоку Центральный офис Федеральной регистрационной службы СПб, Невское проектно-конструкторское бюро и ВНИИ радоиаппаратуры.

 (Акт государственной историко-культурной экспертизы 2015., добавил Mary)

  • фото


    Фото - snegir, 24.04.2011.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 06.01.2017.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 11.01.2017.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 23.03.2017.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 24.03.2017.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 20.04.2017.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 20.04.2017.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 27.07.2017.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 07.11.2017

  • фото

    Фото - V_Malyj, 27.11.2017.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 08.12.2017.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 03.07.2018.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 02.10.2018.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 15.11.2018

  • фото

    Фото - V_Malyj, 16.11.2018.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 21.11.2018.

  • фото

    Малый бассейн (западная часть)
    Фото - snegir, 22.05.2022.

  • фото

    Остатки дамбы (шлюза),
    отделявшей Малый бассейн от Большого

  • фото

    Фото - snegir, 22.05.2022.

  • фото

    Фото - snegir, 2022.

К конце 1720-х гг. Большой бассей приобрел современные очертания, сюда были переведы все галеры с Фонтанки, сюда же поступали новые галеры с Адмиралтейских верфей. По берегам бассейна были возведены эллинги (сараи) для судов. Работами в гавани с 1734 г. после смерти Д. Трезини руководил арх. И. К. Коробов.

В 1729 г. территорию гавани обнесли палисадом из бревен.

В 1736 г. обнесли валом и рвом.

С 1744 г. под руководством арх. С. И. Чевакинского сооружения гавани реконструированы для галерной верфи.

В 1753-1754 гг. по его проекту реконструированы галерные сараи.

Входной канал в 1750-1754 гг. облицован камнем.

В 1754 г. по его же проекту были возведены кирпичные кроншпицы в стиле петровского барокко.

В 1808-1812 гг. по проекту арх. А. Д. Захарова берега канала укреплены гранитом, устроены спуски.

В 1830-е гг. сооружен Малый бассейн по проекту Захарова, в нем разместился сухой док. Малый бассейн отделен от Большого шлюзами.

Во второй половине XIX в. в Галерной гавани проходили испытания новой техники для флота.

В 1880-1881 гг. на территории гавани разместился Пироклисиновый завод.

В 1904-1906 гг. для Пироксилинового завода построили сушильню для пороха, котельную, пороховую мастерскую.

(по материалам [24], Mary)

 

 

Включенв Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства.   Российской Федерации от 10.07.2001 №527.

Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

  • фото

    1737. План Санкт-Петербурга. Фото - V_Malyj

23 комментария
7886 просмотров
Добавил: Mary, 4 Июля 2009, 09:51
Редактировано: 26 Октября 2022, 16:13
Оцените:
(20 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house27292.html' target='_blank'>Галерная гавань - Главный Гребной порт - Галерная гавань на Citywalls.ru</a>
Всего 23 комментария
  • 3 Ноября 2022, 21:44

    Свежая Яндекс-панорама 2022 г. 

     

    Миркорайон начал формироваться, благодаря именно Гребному порту, и вот что мы имеем на сегодня, через 300 лет существования. Отправлю в большом размере в премодерацию

  • 3 Ноября 2022, 22:02

    Панорамы 2016-2020 гг. с https://1panorama.ru/

     

    Исчезнувший квартал, на месте которого построен Деловой комплекс (https://www.citywalls.ru/house29901.html).

     

    Застройка к северу от Ковша Галерной гавани

     

    Застройка к юго-западу от Большого бассейна

     

    Застройка к западу от Большого бассейна

     

    Квартал между восточным берегом Большого бассейна, ул. Шкиперский проток, Наличной улицей. Вид с юго-запада

     

    Тот же квартал. Вид с северо-запада.

     

    Улица Шкиперский пр. от Наличной ул. почти до пересечения с Галерным проездом

     

  • 3 Ноября 2022, 22:12

    Панорамы 2016-2020 гг. с https://1panorama.ru/

     

    Корпуса на территории завода "Навигатор"  

     

    Корпуса в промзоне к западу от Шкиперского канала

     

    Корпуса в промзоне к западу от Шкиперского канала

     

    Корпуса в промзоне к западу от Шкиперского канала

     

    Корпуса в промзоне к западу от Шкиперского канала

     

    Корпуса в промзоне к западу от Большого бассейна

     

    Корпуса в промзоне к западу от Большого бассейна

     

  • 3 Ноября 2022, 22:19

    Коллеги, надо ли все эти панорамы забросить в премодерацию?! 

     

    Панорамы 2016-2020 гг. с https://1panorama.ru/

     

     

     

     

  • 12 Мая 2023, 06:54

    Галерный (Гребной) порт на Васильевском острове. Санкт-Петербург. Проект перепланировки. Вариант II-б. А.Д. Захаров, 1806-1809 гг. Генплан https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=28693170

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31758
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2686
Всего сегодня: 2440