Публикация
Галерная гавань - Главный Гребной порт - Галерная гаваньФото временное. (автор Александр Орлов. 2012) Галерная гавань - Главный Гребной порт - Шкиперский проток, - Галерный проезд Пам. (федеральн.) 1721 - Галерная гавань 1794 - Главный Гребной порт
Галерная гавань Объекта культурного наследия федерального значения Галерная гавань Гребного порта.
Набережная протока на участке от современной ул. Шевченко до Наличной ул. 14 июля 1859 г. получила имя Шхиперская по находившейся некогда в Галерной Гавани слободе шкиперов. На плане 1868 г. написано уже Шкиперская. 16 апреля 1887 г. Шкиперским (через «к») был назван и сам проток. В 1891 г. улица становится Шкиперской набережной, а через год - набережной Шкиперского протока. В 1906 г. проток был засыпан до Наличной улицы, а в 1920-е гг. - до ковша Галерной гавани. Проезд 4 раза продлевали: 24 мая 1948 г. - от Наличной ул. до Шкиперского канала; в 1950-е гг. - до дома № 18; в 1977 г. - от ул. Шевченко до Детской ул. (ныне ул. Беринга), в 1980-е гг. довели до Прибалтийской площади. Сейчас Шкиперский проток идет от ул. Беринга до Прибалтийской площади. Объекты Кроншпицы, Галерная гавань Гребного порта, Водонапорная башня, Караульный дом и Паровой кран охраняются государством и включены в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 №527. (Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы от 23.01.2018 г. добавил
Галерная гавань Гребного порта включает Большой и Малый бассейны и входной канал. Длина канала более 400 м.
Строительство гавани в устье Глухого протока на ВО началось в 1721 г. по указу Петра I. Проект арх. Д. Трезини включал прямоугольный бассейн, соединённый с Финским заливом каналом и сооружение дока для ремонта галер. Прямоугольный бассейн соединен с заливом входным Гаванным (Петровским) каналом. По берегам Большого бассейна были установлены подъемные устройства для снятия пушек с галер. По проекту Доменико Трезини около 1722 г. были построены две подзорные башни - небольшие караульные павильоны со световыми фонарями ("маячными огнями") и шпилями (сигнальными флагштоками). Первоначально они были деревянными - из бревен, обшитых досками.
В 1930-х гг. все постройки, находившиеся на западном берегу Большого бассейна, использовались Складом № 17 ВВС КБФ для хранения авиационного имущества и материалов. Бывшие хранилища Пироксилинового завода, находившиеся вокруг Малых бассейнов, использовались Складом № 17 для горюче-смазочных материалов и боеприпасов. (
* Военная энциклопедия. - СПб. : Т-во И. Д. Сытина, 1911-1915. Том VIII. Гимры – Двигатели судовые. СПб. 1912. 389 с.Вкладка между стр. 408 и 409
Историческая справка (выполнена Н. Ю. Бахаровой в 2003 г.)
История формирования ансамбля Галерной гавани началась в XVIII в. 21 сентября 1721 г. вышел именной указ Петра I о начале строительства в устье Чёрного (Глухого) протока на Васильевском острове "фортеции" - Галерной гавани Гребного порта. Проект комплекса составил Доменико Трезини, руководил строительством шаутбенахт (командующий Галерным флотом) М. Х. Змаевич. Для укрытия судов здесь был вырыт прямоугольный бассейн, соединенный с Финским заливом 400-метровым каналом. Черный проток, начинавшийся в районе болот Смоленского поля, был засыпан. В 1720-х гг. на конце молов, ограждающих канал, у залива построены две деревянные дозорные башни -
В 1754 г. арх. М. А. Башмаков возобновил кроншпицы в камне, сохранив архитектурное решение XVIII в. Эти небольшие квадратные в плане башни с высокими изонутыми кровлями, завершенными фонариками с флагштоками, - единственные сооружения, сохранившиеся от построек XVIII в. В XIX-XX вв. кроншпицы ремонтровались и переделывались, но сохранили первоначальный внешний облик.
В Акте по результатам государственной историко-культурной экспертизы от 23.01.2018 г. приводятся данные о том, что архитектором А.Д. Захаровым в 1807 г. были предложены 4 варианта проекта реконструкции и нового строительства в Гребном порту. Сохранились рапорты Захарову от производителя работ мастера Ирвина. (
В это период строится новый На берегу Большого бассейна не позднее 1828 г. был установлен подъёмный кран, который применялся для подъёма судов и прочих грузов. В 1854 г. его сменил новый
В 1880-1881 гг. на территории гавани разместился В 1896-1897 гг. на берегу Большого бассена построено каменное двухэтажное
В 1898 г. участок Гребного порта на берегу залива передан В конце XIX в. из-за краж на Пироксилиновом заводе решено было усилить караул Гребного канала для постоянного обхода завода. К началу ХХ в. в связи с увеличением караула возникла потребность надстройки Караульного дома. После надстройки дома в нач. ХХ в. его занимали - караул, дежурный полицейский, канцелярия заведующего Гребным портом и содержатель порохового содержания.
В конце ХХ в. в Галерной гавани работала научная лаборатория, проходили испытания электричества на кораблях, испытывались первые подводные лодки. В 1911 г. близ Галерной гавани было размещено
С 1916 г. на восточном моле Шкиперского канала разместились Центральные авиаремонтные мастерские морской авиации, а в дальнейшем ремонтные мастерские авиационных частей и соединений ВВС Балтийского флота, базировавшихся в Гребном порту. В 1950-х гг. авиамастерские преобразованы в 20-й авиаремонтный завод.
В конце 1920-х гг. часть Шкиперского протока к востоку от Наличной ул. была засыпана и превратилась в улицу Шкиперский проток с бульваром. К западу от Наличной улицы на месте Шкиперского протока был прорыт круглый ковш - гидроаэродром для базировавшихся в Гребном порту авиационных частей ВВС Балтфлота. В этой части улица Шкиперский проток стала пролегать по ранее безымянной дороге, ведущей от Наличной улицы до бывшего Караульного дома и далее до В 1950-х гг. проводилась реставрация
(
К конце 1720-х гг. Большой бассей приобрел современные очертания, сюда были переведы все галеры с Фонтанки, сюда же поступали новые галеры с Адмиралтейских верфей. По берегам бассейна были возведены эллинги (сараи) для судов. Работами в гавани с 1734 г. после смерти Д. Трезини руководил арх. И. К. Коробов. В 1729 г. территорию гавани обнесли палисадом из бревен. В 1736 г. обнесли валом и рвом. С 1744 г. под руководством арх. С. И. Чевакинского сооружения гавани реконструированы для галерной верфи. В 1753-1754 гг. по его проекту реконструированы галерные сараи. Входной канал в 1750-1754 гг. облицован камнем. В 1754 г. по его же проекту были возведены кирпичные кроншпицы в стиле петровского барокко. В 1808-1812 гг. по проекту арх. А. Д. Захарова берега канала укреплены гранитом, устроены спуски. В 1830-е гг. сооружен Малый бассейн по проекту Захарова, в нем разместился сухой док. Малый бассейн отделен от Большого шлюзами. Во второй половине XIX в. в Галерной гавани проходили испытания новой техники для флота. В 1880-1881 гг. на территории гавани разместился Пироклисиновый завод. В 1904-1906 гг. для Пироксилинового завода построили сушильню для пороха, котельную, пороховую мастерскую. (по материалам [
Включенв Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства. Российской Федерации от 10.07.2001 №527.
26 комментариев
8537 просмотров Добавил: Mary, 4 Июля 2009, 09:51
Редактировано: 21 Июня 2024, 14:04
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house27292.html' target='_blank'>Галерная гавань - Главный Гребной порт - Галерная гавань на Citywalls.ru</a>
Всего 26 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32221
Готовится: 75
Улицы: 2704
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14286
Всего сегодня: 3249
|
из текста: "Осенью 1723 г. сюда перевели из Галерной верфи в устье р. Фонтанки 94 галеры. В 1724 в гавань переведено еще 90 построенных в Адмиралтействе судов"
Осенью 1723 г. не могли перевели из Галерной верфи в устье р. Фонтанки 94 галеры, верфи там просто не было! "
Судостроение на Галерном (Калинкинском) острове в месте слияния Невы и Фонтанки началось в 1834 г." (Тихонов С.Г. «Оборонные предприятия СССР и России». М. «ТОМ», 2010 г.)