Публикация

Мастерские в Галерной гавани

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль:

Мастерские в Галерной гавани

ул. Шкиперский проток, 18, кор. 1

1870-е - арх. инженеры Морского ведомства

 

  см.  Галерная гавань

  • фото

    Мастерские на левом
    берегу большого
    бассейна.
    Чертёж Гребного порта,
    начала ХХ в. *
    (фрагмент).

  • фото

    Миноноска № 61 ("Коноплянка")
    СПб Гавань, после 1895 г. 1*
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Панорама "Бинг". 2010 г.

  • фото

    Яндекс-панорамы. 2019 г.
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    (добавил snegir)

  • фото

    Вид с севера.
    (1panorama.ru)
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Панорама западного берега
    Большого ковша. 2020 г.
    (1panorama.ru)
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Корпус 3Д изначально имел
    цилиндрический свод.
    Фото из Паспорта памятника
    истории и культуры СССР ГИОП
    (фрагмент)

    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Вид с Галерного проезда
    на Галерную гавань. 10.05.1991 г.
    Фото К.В. Овчинникова.
    ЦГАКФФД СПб Ар 217438 (фрагмент)

    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Яндекс-панорамы 2021 г.
    (добавил Galina Vabishchevich)

* Военная энциклопедия. - СПб. : Т-во И. Д. Сытина, 1911-1915. Том VIII. Гимры – Двигатели судовые. СПб. 1912. 389 с. Вкладка между С. 408 и 409.

1*  Миноноска № 61 ("Коноплянка") с метательными минными аппаратами. Санкт-Петербург, Гавань, после 1895 г. Фото из англоязычной Википедии: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Minonoska_1877.jpg В книге Р.М. Мельникова это фото подписано: Миноноска "Коноплянка" идет в Неву на парад. Экипаж миноноски позирует на фоне восточного Кроншпица в Гребном порту, а направляется, можно предположить, на большой парад кораблей в р. Неве к 200-летию Петербурга. Вероятно, фото от мая 1903 г. (Galina Vabishchevich)

 

По проекту И. К. Коробова на берегах большого бассейна Гребного порта к 1739 г. было построено 64 деревянных галерных сарая. В мае 1796 г. страшный пожар уничтожил почти все наземные сооружения Галерной гавани.

В 1872 г. Гребной порт стал использоваться в качестве ремонтной базы миноносок и места их зимней дислокации. В это время были построены мастерские слесарная, котельная и медничная, устроены новые погреба Морского ведомства.

После постройки Пироксилинового завода, здания были приспособлены под его нужды. На чертеже Гребного порта начала ХХ в. в Военной энциклопедии изд. Сытина все четыре строения указаны в следующем порядке: сдвоенный 18к1 - под № 41 (склад мин Уайтхеда) и № 42 (сарай для хранения...); 18к2 - под № 43 (мастерская по исправлению миноносок); 18к3 - под № 44 и 18к4 под № 45 (оба - сараи для хранения...)

В 1922-1924 гг. мастерские находились в ведении Морского инженерного училища, и в 1924 г. были переданы в распоряжение Управления Воздушного флота. Именно с этого времени и по крайней мере до середины 1950-х гг. (есть сведения, что значительно дольше?) в корпусах размещались авиаремонтные части морской авиации. Предположительно, в этих мастерских производился ремонт двигателей самолётов.                

На плане Гребного порта 1931 г. эти здания отнесены к комплексу Склада № 17 ВВС КБФ и обозначены следующим образом: корп. 1, лит. Ж и корп. 2, лит. А - мастерские; корп. 3, лит. Д - неотапливаемая кладовая; корп. 4, лит. В - отапливаемая кладовая. К западу от мастерской (корп. 1, лит. Ж) располагалось "лесохранилище", к которому вела дорога, так что, возможно, что эта мастерская была деревообрабатывающей.

(добавил Galina Vabishchevich)

На схеме:

- Шкиперский проток, 18, корп. 1, лит. Ж - "Административный корпус" (РГИС) - 1925 г. (ЕИСТ);

                                      корп. 2, лит. А -  "Производственный корпус" (РГИС) - "1917г. " (ЕИСТ);

                                      корп. 3, лит. Д - "Производственный корпус" (РГИС) - 1945 г. (ЕИСТ);

                                      корп. 4, лит. В - "Столовая"  (РГИС)                             - 1950 г. (ЕИСТ).

Корпус 1, фактически, состоит из двух частей - более высокой левой (южной) и более низкой правой (северной), к которой со стороны улицы примыкает ещё более низкая пристройка. Со стороны двора эти части разделены узким проходом.                                                                                                                                                   (добавил snegir)

 

Все здания краснокирпичной архитектуры, явно построены до 1917 г., имеют те же контуры и находятся на тех же местах до настоящего времени. Но по данным ЕИСТ/РГИС: корп. 1 - 1925 г.; корп. 2 - 1917 г.; корп. 3 - 1945 г.; корп. 4 - 1950 г. Что очевидно указывает на реконструкцию зданий в указанные годы с приспособлением по функциональному назначению. В настоящее время корпуса нуждаются в капитальном ремонте.                          (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Фото - Suokas, 14.04.2004.

  • фото

    Корпус 1, лит. Ж,
    уличный фасад

  • фото

    Корпус 1, лит. Ж,
    южная часть,
    дворовый фасад

  • фото

    Корп. 1, лит. Ж,
    северная часть,
    дворовый фасад

  • фото

    Корп. 2, лит. А,
    уличный фасад

  • фото

    Корп. 2, лит. А,
    дворовый фасад

  • фото

    Корп. 3, лит. Д,
    уличный фасад

  • фото

    Корп. 3, лит. Д,
    дворовый фасад

  • фото

    Корп. 4, лит. В,
    уличный фасад

  • фото

    Корп. 4, лит. В,
    дворовый фасад
    Фото - snegir, 2018.

Явившаяся после Сан-Стефанского мира 1878 г. угроза английского вторжения в русские моря заставила прибегнуть к экстренной постройке миноносок.

 

В начале 1878 г. состоялся заказ 90 "миноносных быстроходных шлюпок" или, как их также называли, миноносных лодок (срок готовности - июнь 1878 г.), а уже к осени воды пустынного до того для минных судов Финского залива заполнились русскими миноносками, недвусмысленно давая понять (по опыту войны в Черном море) английскому флоту, что ждет его в случае приближения к Кронштадту.

 

Балтийский завод построил 31 миноноску. Завод Берда - 24, Невский - 5, Завод Крейтона в Або - 6, верфь Бритнева в Кронштадте - 5, верфи РОПиТ и Беллино-Фендерихв Черном море по 3 миноноски. На долю иностранных заводов - Шихау, Вулкан (Германия) и Торникрофт (Англия) пришлось соответственно 11,2 и 2 миноноски. Казенные Кронштадтские и Петербургские верфи построили 12 миноносок. 77 из общего числа миноносок принадлежали к проекту Балтийского завода (водоизмещение - 23 т, длина, ширина и осадка - 22,6; 2,7 и 1 м, скорость 13 узл.).

 

Корпуса кораблей ради уменьшения веса были до чрезвычайности переоблегчены, их конструкции далеки от оптимальной. Палуба под ногами с легкостью проседала, а борта кораблей при работе машины "то вгибались внутрь, то раздавались в стороны". Заклепочные швы не выдерживали даже незначительного внешнего усилия и то и дело "заявляли о себе течью". В конечном счете из 90 балтийских миноносок 44 имели по 2–3 аппарата для метательных мин, 29 - по одному постоянному для мин Уайтхеда, 13- поворотный аппарат для мин Уайтхеда.

 

Несмотря на все недостатки, миноноски в большинстве прослужили по 30 лет и составили эпоху в истории флота. Эти малые корабли оказались полезными при выполнении самых разнообразных задач и поручений. Они помогали отрабатывать тактику и технику миноносцев, испытывали аппараты для стрельбы сжатым воздухом и паром, проводили учебные атаки, несли разведочную и посыльную службу, применялись для научных экспериментов.

 

Оборону Амура решили усилить и миноносками 1878 года. Десять из них (NN 3, 6, 7, 9, 18,47, 48, 61, 64, "бывшие балтийские "Пескарь", "Кречет", "Крокодил", "Зяблик", "Чайка", "Тетерев", "Утка", "Коноплянка", "Глухарь", номер и название десятой не установлены), с 15 минами Уайтхеда в начале мая 1904 г. отправили в Николаевск в сопровождении ремонтной мастерской. В 1907 г. все прибывшие из Петербурга ... исключили из списков. В 1908 г. закончили службу и остальные.В 1908 г. исключили из списков все 60 оставшихся в строю на Балтике.

(О миноносках, для ремонта которых были устроены мастерские из книги Р. М. Мельникова

"Первые русские миноносцы", часть 4 "111 миноносок" arsenal-info.ru добавил Galina Vabishchevich)

6 комментариев
1174 просмотра
Добавил: Mary, 4 Июля 2009, 21:44
Редактировано: 13 Февраля 2023, 12:48
Оцените:
(5 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house6894.html' target='_blank'>Мастерские в Галерной гавани на Citywalls.ru</a>
Всего 6 комментариев
  • 11 Ноября 2018, 10:49

    Судя по фотографиям и положению указателя на карте, публикация посвящена корпусам №№1-4:

     - Шкиперский проток, 18, корп. 1, лит. Ж - "Административный корпус" (РГИС) - 1925 г. (ЕИСТ);

     -                                         корп. 2, лит. А -  "Производственный корпус" (РГИС) - "1917г. " (ЕИСТ);

    -                                          корп. 3, лит. Д - "Производственный корпус" (РГИС) - 1945 г. (ЕИСТ);

      -                                        корп. 4, лит. В - "Столовая"  (РГИС)                             - 1950 г. (ЕИСТ).

     

    Корпус 1, фактически, состоит из двух частей - более высокой левой (южной) и более низкой правой (северной), к которой со стороны улицы примыкает ещё более низкая пристройка. Со стороны двора эти части разделены узким проходом.  Все фото - 07.10.2017.

     

     

     

     

  • 12 Ноября 2018, 04:01

    корп. 1 - призв.цехи и адм.корпус (занимает не более 15 % площади)

    корп. 2 - произв.цех

    корп. 3 - произв.цех

    корп. 4 - участок № 31

  • 21 Января 2022, 23:47

    Строго говоря, эллинг имеет спуск к воде или даже стоит на воде, ибо для того и предназначен, чтобы вытащить судно и ремонтировать его или хранить в сухих условиях. Суда могут быть и большие и маленькие. Для маленьких судов эллинги могут выглядеть и как сараи, и как небольшие дворцы, всё зависит от возможностей владельца. Ключевое - вода. 

     

    Но в Петровские времена, насколько мне известно, термин "эллинг" не употребляли. Да и строительство, и ремонт даже крупных кораблей производилось под открытым небом. То есть эллингов не было. 

     

    А на заре авиации ангары называли сараями для самолётов.

     

  • 22 Января 2022, 00:30
    Ответ на "Строго говоря, эллинг имеет спуск к воде или даже " от Galina Vabishchevich

     Эллинг имеет несколько значений... Немного из истории эллингов (для кораблей): см. Эллинги на Галерном острове

  • 29 Января 2022, 14:56

    О миноносках, для ремонта которых были устроены мастерские (из книги Р.М. Мельникова "Первые русские миноносцы", часть 4 "111 миноносок"

    https://arsenal-info.ru/b/book/1444485819/5)

     

    Явившаяся после Сан-Стефанского мира 1878 г. угроза английского вторжения в русские моря заставила прибегнуть к экстренной постройке миноносок...

     

    В начале 1878 г. состоялся заказ 90 "миноносных быстроходных шлюпок" или, как их также называли, миноносных лодок (срок готовности — июнь 1878 г.), а уже к осени воды пустынного до того для минных судов Финского залива заполнились русскими миноносками, недвусмысленно давая понять (по опыту войны в Черном море) английскому флоту, что ждет его в случае приближения к Кронштадту...

     

    ... Балтийский завод построил 31 миноноску. Завод Берда — 24, Невский — 5, Завод Крейтона в Або — 6, верфь Бритнева в Кронштадте — 5, верфи РОПиТ и Беллино-Фендерихв Черном море по 3 миноноски. На долю иностранных заводов — Шихау, Вулкан (Германия) и Торникрофт (Англия) пришлось соответственно 11,2 и 2 миноноски. Казенные Кронштадтские и Петербургские верфи построили 12 миноносок.

     

    77 из общего числа миноносок принадлежали к проекту Балтийского завода (водоизмещение — 23 т, длина, ширина и осадка — 22,6; 2,7 и 1 м, скорость 13 узл.)...

     

    Корпуса кораблей ради уменьшения веса были до чрезвычайности переоблегчены, их конструкции далеки от оптимальной. Палуба под ногами с легкостью проседала, а борта кораблей при работе машины "то вгибались внутрь, то раздавались в стороны". Заклепочные швы не выдерживали даже незначительного внешнего усилия и то и дело "заявляли о себе течью"...

     

    В конечном счете из 90 балтийских миноносок 44 имели по 2–3 аппарата для метательных мин, 29 — по одному постоянному для мин Уайтхеда, 13- поворотный аппарат для мин Уайтхеда...

     

    Несмотря на все недостатки, миноноски в большинстве прослужили по 30 лет и составили эпоху в истории флота. Эти малые корабли оказались полезными при выполнении самых разнообразных задач и поручений. Они помогали отрабатывать тактику и технику миноносцев, испытывали аппараты для стрельбы сжатым воздухом и паром, проводили учебные атаки, несли разведочную и посыльную службу, применялись для научных экспериментов...

     

    Миноноска № 61 ("Коноплянка") с метательными минными аппаратами. Санкт-Петербург, Гавань, после 1895 г. Фото из англоязычной Википедии: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Minonoska_1877.jpg

    В книге Р.М. Мельникова это фото подписано: Миноноска "Коноплянка" идет в Неву на парад.

    Как видим, экипаж миноноски позирует на фоне восточного Кроншпица в Гребном порту, а направляется, можно предположить, на большой парад кораблей в р. Неве к 200-летию Петербурга. Вероятно, фото от мая 1903 г.

     

    Оборону Амура решили усилить и миноносками 1878 года. Десять из них (NN 3, 6, 7, 9, 18,47, 48, 61, 64, "бывшие балтийские "Пескарь", "Кречет", "Крокодил", "Зяблик", "Чайка", "Тетерев", "Утка", "Коноплянка", "Глухарь", номер и название десятой не установлены), с 15 минами Уайтхеда в начале мая 1904 г. отправили в Николаевск в сопровождении ремонтной мастерской... В 1907 г. все прибывшие из Петербурга ... исключили из списков. В 1908 г. закончили службу и остальные... В 1908 г. исключили из списков все 60 оставшихся в строю на Балтике.

     

     

    Отправляю в премодерацию. 😀

     

  • 24 Октября 2022, 23:48

    Вид с Галерного проезда на Галерную гавань. 10.05.1991 г. Фото К.В. Овчинникова. ЦГАКФФД СПб Ар 217438 (фрагмент)

     

     

    Яндекс-панорамы 2021 г.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32221
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 3083