Публикация

Бумажный мост

Здание на карте
фото
Архитекторы: Носков Л. А.
Болтунова Е. А.
Год постройки: 1962-1963
Стиль: Современный

фото Риэлтор 

Бумажный мост

Лифляндская ул., 10х

Бумажный канал, 1

1962-1963 - арх. Носков Л. А., инж. Болтунова Е. А.

 

 

Мост расположен в створе Лифляндской ул., пересекающей парк Екатерингоф.

 

Обычный балочный деревянный мост на этом месте был построен до 1795 г., когда вокруг усадьбы  Екатерингоф был прорыт межевой канал. Он начинался от реки Екатерингофка и ограничивал северную часть территории усадьбы.

В 1823 г. его по проекту инженеров А.А. Бетанкура, П.П. Базена и Б.П.Э. Клапейрона переделали в деревянный арочный однопролётный мост по типу арок Каменноостровского моста, спроектированного Бетанкуром. Он был похож на Головинский мост (1817), автор  проекта которого неизвестен, но конструкция моста явно Бетанкуровская  (источник).

В 1862 г. мост снова перестроили в дереве - он стал трехпролетным с центральным подкосным пролетным строением и балочными боковыми пролетами.
В 1873 г. канал получил название Бумажный – по бумажной фабрике Л. Кенига, расположенной у истока канала на Лифляндской улице. Такое же название закрепилось и за мостом через канал.
В 1949 г. деревянные пролетные строения моста заменили металлическими по проекту инженеров А. Д. Саперштейна и П. М. Блохина.


Современный мост построен в 1962-1963 гг. по проекту. инженера Е.А. Болтуновой и архитектора Л. А. Носкова. Мост трехпролетный, железобетонный, длиной 24 м и шириной 20 м. Пролетное строение представляет собой неразрезную балку постоянной высоты из предварительно напряженного железобетона. Устои моста и промежуточные опоры железобетонные, на свайном основании, без облицовки.
На мосту установлено чугунное перильное ограждение с рисунком, известным как «бегущие стойки». На устоях — гранитные тумбы. Проезжая часть отделена от тротуара железобетонным ограждением парапетного типа.

(по материалам сайта МостоТреста)

  • фото

    1792 г. Вместо Бумажного
    канала есть только
    затон р. Таракановка

  • фото

    План Шуберта
    1828 г

  • фото

    Атлас Н. Цылова
    1849 г.

  • фото

    Карта 1880 г.

  • фото

    В.С. Садовников
    Головинский мост
    через Черную речку

  • фото

    Часть предыдущего фото

  • фото

    Майское Екатерингофское гулянье.
    Гравюра Гампельна 1823 г.

  • фото

    Новый мост при входе
    на гулянье 1824 г.
    Литография Плюшара

 

 

 

  • фото

    Временный мост, фото 1962 г
    автор неизвестен

  • фото

    Герб России на
    столбах ограды
    приморской части парка

  • фото

    фото 05.2020 -
    Риэлтор

  • фото

    Табличка вводит в заблуждение.
    Бумажная фабрика на месте
    оранжерей Лукина появилась к 1823 г.

  • фото

    Вид в сторону дома Д. Лодера

  • фото

    фото 05.2020 -
    Риэлтор

Емельяновская (или Екатерингофская) дорога - исторический «дублер» Петергофской, пролегавший параллельно ей между устьями рек Фонтанки и Емельяновки (протекала по территории современного Кировского завода) по самому берегу залива. Вдоль нее в начале XVIII в. располагались усадьбы супруги и дочерей Петра I - Екатерингоф, Анненгоф и Елизаветгоф. После раздачи в 1762 г. участков некоторые владельцы, особо ценившие морские виды, возвели усадьбы на побережье, по Емельяновской дороге.

Дорога, первоначально совершенно незначительная, неблагоустроенная и извилистая, на участке до Екатерингофа была выпрямлена и урегулирована в 1760-х гг. На плане ландшафтного переустройства этой местности, подписанном генерал-майором Я. И. Данненбергом, новая трасса охарактеризована так: «Аллея от дворца, следующая влево к Калинкину мосту, а вправо чрез речку Тентелеву (Таракановку. - С.Г.) в слободу, где ныне состоит строение дворцовой канцелярии, управительские покои и скотный двор (вновь прожектированная)». За Таракановкой дорога не выпрямлялась, и улица Калинина до сих пор сохраняет ее изгибы.
Первый за Обводным каналом дачный участок, расположенный между дорогой и руслом Екатерингофки, в 1780-х гг. принадлежал купцу Н. Я. Молво.
Если начиная от устья Фонтанки идти вне городского рва по берегу Кронштатского залива, то находится у берега хорошо расположенный сад купца Молво, сделанный из возвышенного болота и имеющий у берега знатный земляной вал и при дороге деревянный для жилья дом. — И.-Г. Георги, 1794 г.
Вдоль северного берега современного Бумажного канала в конце XVIII в. располагалась дача В.И. Лукина. С середины 1760-х гг. он состоял секретарем при кабинет-министре И. П. Елагине, одновременно являвшемся вице-президентом Дворцовой канцелярии. Служа по этому ведомству и пользуясь покровительством своего шефа, он стал управляющим екатерингофским имением и к началу 1790-х гг. получил эту дачу. В отличие от дачи Молво, она располагалась по обеим сторонам дороги. 
Подле оного (сада Молво.— С.Г.) у берега есть сад Действительного Статского Советника Лукина с знатными оранжереями и насупротив оного по левой стороне Екатерингофской дороги принадлежащие ему же знатные деревянные жилые строения перед увеселительным лесом.— И.-Г. Георги, 1794 г.
В первой четверти XIX столетия дача Лукина была разделена пополам. Участок на берегу Екатерингофки стал владением банкира барона А. Раля, который к 1823 г. на месте оранжерей Лукина устроил бумажную фабрику, а часть к востоку от дороги, со строениями и садом, приобрел купец Лодер. 
В 1820-х гг. по проекту архитектора В.И. Беретти для него был возведен жилой дом и здания сахарного и уксусного завода. Этот комплекс запечатлен на литографии Плюшара (фото 4): классицистический жилой дом с большим балконом располагался на углу улицы и канала. Левее виден заводской корпус, композиция которого основана на постепенном нарастании его высоты к центру (одноэтажные крылья - двухэтажный главный корпус - мезонин - бельведер). Здание находилось на месте южной части дома № 8 по Лифляндской улице.
После завершения эпохи войн и походов возобновилась и стала общегородской традиция майских екатерингофских гуляний, возникших при Петре I в честь победы над шведами 7 мая 1703 г. Одно из них запечатлено на гравюре Гампельна, 1823 г. (фото 5).
В этом же году издатель А. Плюшар предоставил военному губернатору Петербурга М.А. Милорадовичу предложения по устройству в Екатерингофе увеселительного сада с гостиницей, рестораном, кофейным домом, подобно аналогичным заведениям в Париже. В июле 1823 г. М.А. Милорадович будущим членам «Комитета об устроении Екатерингофа» сообщает, что Александр I утвердил план реконструкции территории парка садового мастера Иоганна Буша-младшего и архитектурный план О. Монферрана.

Этот план предусматривал возведение четырех отдельных строений («Львиный павильон», «Мавританский павильон», «Маленький русский домик» и «здание, предназначенное для разнообразных игр в кегли»), двух комплексов – «Главный корпус и жилища Фермы» и «Готическое здание Wauxhall» с «кухней и пристройками», а также «шатра для сладостей», качелей, цепного моста через канал и нового моста через вновь прорытый канал, перестройку старого (Молвинского) моста.
Обновлённый парк открылся 1 мая 1824 г. Наибольшим изменениям подверглась приморская часть парка. Прудам середины XVIII в. были приданы полуциркульные очертания, на них устроили островки. Дренажные канавы в заболоченных боковых частях этой территории были превращены в извилистые каналы, окружавшие два больших острова.
Заводь Таракановки в ее нижнем течении была соединена с Екатерингофкой каналом, дабы доставить возможность шлюпкам «проезжать вдоль Екатерингофа», а местным жителям – иметь «выгоду привозить нужныя по своим заведениям потребности»". 

(По книгам Горбатенко С.Б.Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель. 2001, стр. 101-116

В.И. Ходанович «Екатерингоф. От императорской резиденции до рабочей окраины»  2013)

 

Выдающимися произведениями инженерного искусства стали выполненные по проекту П. П. Базена мосты - возведенные в 1823 г. деревянные арочные трехпролетный Молвинский и пятипролётный Сутугин мост, в которых для устоев были использованы чугунные колонны. Украшением сада стал первый в Петербурге пешеходный Цепной мост через канал перед дворцом.
Завершала спрямлённый участок дороги установленная в 1824 г. у Молвинского моста колонна из полированного гранита - единственный сохранившийся памятник великолепного ансамбля начала XIX в.

  • фото

    А.И.Шарлемань 1874 г.
    Вид Молвинского столба, моста...
    * - см. ниже

  • фото

    Колонна завершала
    спрямлённый участок дороги
    фото 05.2020 - Риэлтор

  • фото

    Бумажный канал
    в сторону Екатерингофки
    фото 05.2020 - Риэлтор

  • фото

    Берег Бумажного канала около
    Чернореченской бумагопрядильной
    мануфактуры.
    фото 05.2020 - Риэлтор

  • фото

    Берег Бумажного канала перед
    мостом около Чернореченской
    бумагопрядильной мануфактуры.
    фото 09.2022 - Риэлтор

  • фото
  • фото

* - А.И.Шарлемань. Вид Молвинского столба, моста, бывшего Молвинского сада и Екатерингофской бумагопрядильной фабрики,

возведенной на месте бывшего Екатерингофского сахарного завода Моллво. Сепия, Екатерингоф, сентябрь 1874 г. (ГМИ СПб)

6 комментариев
1036 просмотров
Добавил: Риэлтор, 17 Апреля 2020, 18:52
Редактировано: 11 Октября 2022, 22:30
Оцените:
(135 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house31416.html' target='_blank'>Бумажный мост на Citywalls.ru</a>
Всего 6 комментариев
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 18 из 22
Бумажный мост
Бумажный канал
в сторону Екатерингофки
фото 05.2020 - Риэлтор
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31690
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 8313