Публикация
Цепной мост в парке ЕкатерингофЦепной пешеходный мост в парке Екатерингоф. Лифляндская ул., 5х Утраченное сооружение 1823 — инж. Базен П. П., инж. Клапейрон Б. П. Э. 1935 – построен деревянный мост на деревянных сваях (возможно, восстановлен мост арх. М.А. Макарова).
В 1823 г. профессор Института Корпуса инженеров путей сообщения Пьер-Доминик (на русский манер Петр Петрович) Базен построил первый не только в Петербурге, но и в континентальной Европе цепной пешеходный мост, перекинутый через Петровский канал в парке Екатерингоф. На середину лета 1823 г. плотницкие работы на мосту были окончены, колонны загрунтованы краской и осуществлялась их «резная работа». Легкий парковый мост имел общую длину более 23 м. Его деревянное полотно размером 7 на 15 м поддерживали четыре ряда цепей с девятью подвесками в каждом. На береговых устоях были сделаны порталы из четырех столбов диаметром 21 см и высотой 3,83 м. Цепи были перекинуты через столбы и закреплялись в устоях моста. Выше цепей гладь столбов портала переходила в декоративное завершение. Для большей жесткости конструкции вертикальные колонны поверху объединялись перекладиной-карнизом, в которую врезались подкосы, образующие стрельчатые арки.
Цепной пешеходный мост стал достопримечательностью парка Екатерингоф. «Я приближаюсь к чудесному мостику, устроенному только для пешеходов чрез канал, идущий к дворцу. Без всякой арки, не поддерживаемый ничем снизу, он висит на одних цепях, обделанных с легкостию из чугуна, прикрепленных к четырем столбам. Когда проходишь, то мост дрожит под ногами, и цепи звенят. При входе на мост, с двух сторон сделаны в виде трех арок фигурныя ворота», – писал чиновник Департамента духовных дел и иностранных вероисповеданий Б.М. Федоров и сделал к этому примечание: «Когда мост сей, равно и другой на дачу Мольво, сделанный на чугунных арках, в виде пробнаго моста, покажет, что чугун может выдержать все перемены воздуха, то казна приобретет выгоды несколько милионов – по устроению мостов по Московской и другим дорогам, которое будет обходиться несравненно дешевле»..
В 1869 г. цепной мост перестроили в балочный (проект и производство работ – архитектор М.А. Макаров). По смете «на исправление моста чрез Дворцовый канал» подрядчиком купцом В. Зубовым в 1873 г. и по выставленному счету в Городскую Управу было осуществлено 11 видов работ. Среди них: «сделаны» новые столбы из сосновых бревен и окрашены «французскою зеленью»; той же «зеленью» окрашены бруски, планки и перила, которые были исправлены «с прибивкою гвоздями». Коричневой «на клею» краской покрашены постаменты.
* - Николаи Л.Ф. Краткие исторические данные о развитии мостового дела в России. СПб.,1898, стр. 47-48
С 1823 по 1826 год в Петербурге было построено шесть цепных мостов. Из них до наших дней сохранилось лишь три. Это пешеходные мосты через канал Грибоедова - " (Пукинский Б. К. 1000 вопросов и ответов о Ленинграде. Л.: Лениздат, 1981) Петровский канал. Петр I очень любил летние катания по воде и зимние на буерах по льду. Для их организации государь раздал всем суда. Первым вельможам подарено было по яхте, по буеру и по две шлюпке, одна на 12, другая на 4 весла. Прочим жителям дали меньше, в соответствии с чином (см.
Петр I в 1711 г. устроил для своей супруги Екатерины I загородную усадьбу Екатерингоф - небольшой дворец со цветником и парком, разбитым под руководством французского садового мастера Дениса Брокета. К деревянному дворцу с открытой террасой, окружённой красивой балюстрадой и широкой лестницей вёл гаванец — вырытый в 1711 г. канал шириной 7 м, заканчивающийся небольшой гаванью (см. В 1823 г. по инициативе петербургского генерал-губернатора графа М. А. Милорадовича началось переустройство заброшенного парка (подробнее см. В 1856 г. (и позднее) проводились работы по очистке канала. Сегодня глубина канала составляет примерно полтора метра. Ф.В. Булганин писал: Вместо болота и запустения разостлались луга, явились здания. Даже иностранцы, посетившие Екатерингоф в 1824 г., раскрывали рты: «Здесь домы, кажется выходят из-под земли по мановению волшебного жезла, земля расступается для образования каналов, и болота по одному слову превращаются в пашни». Публикация создана на основе работ Ходановича В.И. и В. И. Кочедамов. Цепные мосты в Петербурге первой четверти XIX века.
* - ** - районе. Ленинград. Вид после восстановления. Из альбома «Материалы к проекту планировки г. Ленинграда. ч. II. Архитектурно-планировочный отдел Ленсовета. 1935 г.» *** - Канал в парке Екатерингоф.
В Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева сохранился чертеж деревянного моста в Екатерингофском парке и его фото из альбома «Материалы к проекту планировки г. Ленинграда. ч. II. Архитектурно-планировочный отдел Ленсовета. 1935 г.» 2 комментария
1663 просмотра Добавил: Риэлтор, 14 Апреля 2020, 07:54
Редактировано: 16 Августа 2024, 21:31
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house31407.html' target='_blank'>Цепной мост в парке Екатерингоф на Citywalls.ru</a>
Всего 2 комментария
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32227
Готовится: 75
Улицы: 2705
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14291
Всего сегодня: 3814
|
Свая, вбитая в землю комлем вверх, сохранилась на берегу севернее Петровского канала. фото 05,2021.