Публикация

Почтамтский мост

Здание на карте
фото
Мойка р., 5
Мойки наб., 61хх
Прачечный пер., 1хх
Архитекторы: Христианович В. А.
Треттер В. К.
Дворкин Б. Э.
Год постройки: 1823-1824, 1981-1983
Стиль:

Почтамтский мост

р. Мойка, 5 - наб. Мойки, 61хх - Прачечный пер., 1хх

1823-1824 - инж. Треттер Г. М., Христианович  В. А.                                                                           Пам. арх.(федер.)

1981-1983  - инж-ры Дворкин Б. Э. , Шипов Р. Р.

 

 

На этом месте с конца XVIII в. существовал деревянный четырёхпролётный мост балочной конструкции с промежуточными опорами. Этот мост был построен путём обшивки досками деревянных свай, забитых в дно реки. Со временем эта переправа пришла в негодность, появилась необходимость её замены.

 

При участии арх. В. А. Христиановича осенью 1823 г. был разработан проект висячего однопролётного цепного моста. Проект был утверждён, и 10 сентября 1823 г. на месте деревянного началось строительство под руководством инж. Г. М. Треттера.

Строительство продолжалось одиннадцать месяцев, и 4 августа 1824 г. мост начал эксплуатироваться явочным порядком: местные жители, не дожидаясь окончания строительства, стали переходить Мойку по строящемуся мосту. Некоторые детали моста, в том числе перила, на тот момент не были установлены, и мост достраивался в процессе эксплуатации.

  • фото

    1824 г. Вид на пешеходный
    цепной мост (Почтамтский).
    Литография Кнорре с ориг.
    В. фон Треттера (
    Музей Пушкина museumpushkin.ru)

    (добавил Lonely Walker)

  • фото
  • фото
  • фото

    1930-е гг.
    Добавил - begemout

  • фото

    1977 г. Мосты повисли
    над водами…
    Фото – Е. Плюхин

    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    2003 г. Разобранный Почтамтский
    мост через реку Мойку.
    Фото - Горячёв Дмитрий Николаевич
    (ЦГАКФФД СПб Ар 203332)
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    (добавил Trezin)

  • фото

    2011 г. Марка в серии
    "Пешеходные мосты"

Мост пересекает реку Мойку против Прачечного переулка. Длина моста 49,1 м, ширина - 2,2 м. Название мост получил по расположенному неподалеку Главному почтамту, а на участке дома 61 по Большой Морской улице, расположенном напротив моста, в 1840-х гг. архитектор А. Кавос построил «Двор почтовых карет». <...> Мост построен в 1823-1824 гг. по проекту инженеров В. К. Треттера и В. А. Христиановича. Он строился одновременно с Пантелеймоновсим мостом через Фонтанку у Летнего сада.

Почтамтский мост - цепной, висячий, однопролетный. Его опоры, сложенные из бута и гранита, представляют собой одно целое со стенками набережных. Основанием тех и других служат свайные ростверки. Для крепления цепей на опорах моста установлены чугунные обелиски, завершенные бронзовыми золочеными шарами. Обелиски и удерживающие их с противоположной стороны чугунные дуги закреплены на опорах анкерными болтами, глубоко заделанными в кладке опор. Кованые железные цепи, к которым подвешено деревянное пролетное строение, крепится к обелискам-пилонам специальными шарнирными замками. Для ограждения моста была установлена железная, кованая художественная решетка, которую в 1902 г. при ремонте моста заменили более легкой. Все чугунные и другие металлические части изготовлены на заводе Берда и собраны силами рабочих этого завода. Мост скупо декорирован. В декоре использованы бронзированные розетки в стыках цепей и элементах ограждения

(Антонов Б. И. Мосты Санкт-Петербурга. 2002. С.123-124 добавил  Lonely Walker)

 

 

В 1901-1902 годах была произведена замена литого чугунного перильного ограждения моста на более легкую металлическую решётку в стиле модерн. Это было временное решение, оно кардинально не повлияло на развитие событий.

В 1905 году, в связи с прогрессирующими деформациями пролётного строения, а также в связи с катастрофой, произошедшей на Египетском мосту, он был укреплён. Под руководством инженера Б. В. Бальди под мост были подведены две деревянные опоры. После проведения этой реконструкции чугунные обелиски и цепи окончательно перестали поддерживать мост, при этом они были оставлены в качестве декоративного украшения.

В 1956 году в литейном цеху трамвайного парка имени Калинина по инициативе инженера П. П. Степанова была отлита копия оригинальных перил моста. Литейная модель была изготовлена в Научно-реставрационных мастерских по первоначальному рисунку. Исторические перила моста были установлены на мосту в течение того же года.

В 1968 году произведена позолота шаров на чугунных обелисках.

В 1981-1983 годах мост был восстановлен в историческом виде (была восстановлена работоспособность конструкций моста и убраны временные опоры-«подпорки»). Конструкция моста снова стала висячей цепной однопролётной. Авторами реконструкции с использованием новых материалов стали инженеры Б. Э. Дворкин и Р. Р. Шипов (институт «Ленгипроинжпроект»). В реставрационных работах участвовали ведущие предприятия Петербурга.

В 2002-2003 годах был произведен капитальный ремонт моста по замене цепей.

Почтамтский мост в буквальном смысле слова уплыл на ремонт. Специалисты "Мостспецмонтажа" полностью разобрали его пролетные строения, погрузили на баржу и увезли к месту ремонта, сообщает "Интерпресс". На свое место - полностью обновленными - пролетные строения вернутся уже к концу октября. Проектом капитального моста предусмотрена также замена звеньев цепей (они станут в полтора раз толще), реставрация перильного ограждения и пилонов, перекладка гранитных плит на подходах к мосту и ремонт гранитной облицовк

(fontanka.ru 20.10.2003 добавил Lonely Walker)

  • фото
  • фото

    Фото - Blackadder, 2010 г.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 01.2014

  • фото

    Фото - Анчар, 04.2018.

  • фото

    Фото - Lonely Walker,
    06.2017.

18 комментариев
3190 просмотров
Добавил: Blackadder, 23 Июля 2010, 20:06
Редактировано: 8 Ноября 2021, 02:20
Оцените:
(11 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house15792.html' target='_blank'>Почтамтский мост на Citywalls.ru</a>
Всего 18 комментариев
  • 23 Декабря 2013, 02:16
  • 16 Апреля 2020, 17:44
    Ответ на "http://vk.com/id110359638?z=photo110359638_3034237" от Liz

     Пукинский Б. К. в своей книге ("1000 вопросов и ответов о Ленинграде". Л.: Лениздат, 1981) пишет:

    "В 1936 году реконструировали Почтамтский мост: из висячего его превратили в трехпролетный."

    Получается, что фото 4 сделано до реконструкции моста в 1936 г.

    (фото Сергей Подгорков)

     

  • 25 Апреля 2020, 16:07

    Редактору: исправьте пожалуйста: Треттер не был Г. М.: Вильгельм (Василия Карлович) фон Треттер считался одним из лучших в Петербурге рисовальщиком того времени. Справедливо его считать архитектором, а выпускник Института Корпуса инженеров путей сообщения Василий Андреевич Христианович был инженер-полковником

  • 25 Апреля 2020, 18:41
    Ответ на "Редактору: исправьте пожалуйста: Треттер не был Г." от Риэлтор

     С инициалами согласна. Но насчет архитектор  нет - звание архитектор подразумевает успешное окончание определенного учебного заведения. Треттер известен как мостостроитель, а это во-первых инженер.  Ну и все пишут литограф.  Интересно было бы найти как Треттер был представлен в справочниках того времени.

  • 25 Апреля 2020, 19:17
    Ответ на "С инициалами согласна. Но насчет архитектор  " от Наталия

     Но разве можно называть инженер-полковника В. А. Христиановича архитектором? 

    И как могут два инженера проектировать великолепные в архитектурном смысле мосты?

     

    Треттер .. Обучался за свой счёт и практиковался в области землеустройства и работал инженером-географом. Не сумев сдать экзамен на получение звания инженера, преподавал математику в старших классах лицея Великого герцога Баденского. Ему удалось обратить на себя внимание приехавшего в Баден Александра Первого,... Император пригласил Треттера в Петербург. В 1814 году, он начал работать под началом А. Бетанкура в Корпусе инженеров путей сообщения ... Талант и Высочайшее покровительство привели к тому, что в 1823—1828 годах он стал одним из ведущих специалистов в области постройки мостов....

    Автор литографических альбомов и работ по инженерному делу.

    Считался одним из лучших в Петербурге рисовальщиков того времени (Треттер, Вильгельм).

  • 25 Апреля 2020, 20:27

    Википедию я читала. В Центр. ж.д. музее представлено много старых проектов, почти каждый можно считать произведением искусства. В Корпусе инженеров путей сообщения давали прекрасное образование. Проекты все выглядели очень красиво. Я, честно говоря, особо не задумывалась кто именно разрабатывал внешний вид. Но именно архитектурного образования авторы проектов не имели.

  • 26 Апреля 2020, 00:36

    Понятно, что текст в публикации с сайта Мостотреста, но как объяснить тот факт, что на планах Петербурга 1798, 1804, 1817, 1825 годов никакой мост на этом месте не показан. Между тем, в том альбоме на французском языке, из которого взяты два вида моста, есть и лист с изображением деревянного моста. Альбом из Президентской библиотеки здесь - 

    Альбом на французском языке с планами и видами города Санкт-Петербурга и чертежами мостов , но у меня не получается открыть эти листы, и невозможно разобрать подписи с авторами и техникой (раскрашенные литографии, вероятно).  И описательное название альбома в библиотеке тоже довольно странно выглядит. 

    Ответ на "Но разве можно называть инженер-полковника&nb" от Риэлтор

     Что значит инженер-географ? 

  • 26 Апреля 2020, 11:45
    Ответ на "Понятно, что текст в публикации с сайта Мостотрест" от Liz

      Что значит инженер-географ? - что имел в виду автор статьи, я не знаю. По смыслу публикации можно предположить, что он работал топографом - геодезистом ("практиковался в области землеустройства")

  • 11 Июня 2020, 08:54

    фото 4 лучшего качества: "Фотография Почтамтского моста через Мойку. Изобразительный материал к отчету Научно-исследовательского института коммунального хозяйства о мостах и набережных Ленинграда. 1939. ЦГАНТД СПб"

     

  • 7 Мая 2021, 21:14

     Треттер Г. М. - с чего он вдруг Г.М.? Вильгельм или Василий Карлович.

    (Аллер С.И. Руководство к отыскиванию жилищ по Санктпетербургу... СПб., 1824. С. 418). 

     

    Про Христиановича ничего толкового по верхам не вижу, его нет в адресных книгах, но это не может быть основанием производить его в архитекторы. Архитектор это не оценочное слово, а звание, которое давалось успешно окончившим курс Академии художеств.

     

    Ответ на "Что значит инженер-географ? - что имел в виду автор статьи, я не знаю" от Риэлтор

    Вы не знаете, что автор имел в виду, но пересказываете (или цитируете?) статью - в любом случае надо дать на нее ссылку. 

    Безусловно надо дать ссылку в публикации на текст Мостотреста, тем более, что он абсолютно узнаваем, и это выглядит не очень хорошо..

     

    Вот здесь: https://pastvu.com/p/640453 - неожиданный вид моста, с каким-то укреплением подвесных конструкций. 

  • 8 Мая 2021, 00:10
    Ответ на "Треттер Г. М. - с чего он вдруг Г.М.? Вильгел" от Liz

    (Треттер, Вильгельм).

     "укреплением подвесных конструкций. "

    Очень интересно!... Это больше похоже на жёсткую рамочную конструкцию.

  • 8 Мая 2021, 17:16
    Ответ на "(Треттер, Вильгельм). "укреплением подвесных конст" от Риэлтор

     Ответ (не полностью) даётся на сайте:

    "Почтамтский мост был построен с отклонениями от проекта, поэтому вскоре стали выявляться дефекты, которые привели к просадке настила. Обследование, проведенное в 1827 году, показало, что три из четырех обелисков, держащих цепи, все больше отклоняются от вертикали в сторону реки."

    Добавляю от себя: мост был укреплён жёсткой рамочной конструкцией, видной на фото 1865 г., вышеприведённом 1869-72 гг. и на фото 1870-72 гг. Позднее она была убрана.

     

    Ответ на "Понятно, что текст в публикации с сайта Мостотрест" от Liz

     "лист с изображением деревянного моста." - Деревянный был только настил. С сайта:

    "Конструкция моста представляла собой закрепленные в береговых чугунных обелисках-пилонах с веерообразными секторами провисающие цепи из кованного железа, которые удерживали деревянное пролетное строение посредством подвесных стержней круглого сечения. Кованные железные цепи крепились к обелискам-пилонам специальными шарнирными замками. Обелиски завершались позолоченными шарами.

    Мост начал эксплуатироваться явочным порядком: местные жители, не дожидаясь окончания строительства, стали переходить Мойку по строящемуся мосту. Некоторые детали моста, в том числе перила, на тот момент не были установлены, и мост достраивался в процессе эксплуатации. При движении пешеходов мост сильно раскачивался из-за небольшой жесткости. Для предотвращения неравномерной раскачки на входах моста были установлены отлитые из чугуна турникетки — крестообразные вертушки для регулирования движения пешеходов."

    Видимо, эти "крестообразные вертушки" и изображены на рис. в середине листа.

  • 5 Ноября 2021, 14:39

    Включен в государственный список памятников истории и культуры местного значения (Решение Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 05.12. 1988 г. № 963)

    Мост Почтамтский ( 1823-1824 гг., инж. Треттер В., 1905 г., арх. Бальди К.В., 1981-1983 гг., инж. Дворкин Б.Б., инж. Шипов Р.Р.) включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге. (Постановление Правительства Российской Федерации № 527 от 10.07.2001 г.)

  • 10 Июня 2023, 23:36

    Конструкция цепей моста. Фото 06.2023, отправил

  • 10 Июня 2023, 23:46

    отправил

    Ай, молодца продавец воздуха!

  • 10 Июня 2023, 23:56
    Ответ на "отправил Ай, молодца продавец воздуха!" от lenarch

     ЛЕНа из АРХива со словарным запасом Эллочки-людоедки проснулась.

  • 11 Июня 2023, 20:01

    К первой части публикации следовало бы поставить ссылку на сайт Мостотреста - https://mostotrest-spb.ru/bridges/pochtamtskij . Но ссылка не снимает вопроса: откуда сведения о существовавшем здесь с конца 18 века мосте. 

    http://www.etomesto.ru/map-peterburg_1822map/ - план 1822 года, иправленный на 1824;

    http://www.etomesto.ru/map-peterburg_1822aller/ - план из "Указателя жилищ и зданий" Аллера 1822 года;

    http://www.etomesto.ru/map-peterburg_1810spb/ - план Савинкова 1810 года;

    http://www.etomesto.ru/map-peterburg_1804/ - план Савинкова 1804 года;

    http://www.etomesto.ru/map-peterburg_1800/ - план Веймарна 1800;

    http://www.etomesto.ru/map-peterburg_1793-spb/ - план 1793 года.

    Ни на одном из планов моста в этом месте не показано. Конечно, далеко не все эти планы точны, часто один повторяет другой. Но вот посмотрим рукописные планы из Сенатского атласа, датированного 1798 годом, содержащем сведения несколько более ранние.

     

    Л. 5. Фрагмент плана 1 Адмиралтейской части, Ледокольная набережная на правом берегу Мойки, изгиб реки перед бывшей усадьбой Ломоносова.

    Л. 12. То же место со стороны левого берега, 2 Адмиралтейская часть. Моста нет, а это самый конец 1790-х годов, что же это если не конец 18 века?

    Адресная книга СПб 1809 года, перечень мостов через Мойку в 1 Адмиралтейской части ([123]. C. 5).

    (Там же. С 28). Перечень мостов через Мойку во 2 Адмиралтейской части.

  • 1 Сентября 2023, 09:26

    1820-е. Беггров К.П. (литограф и рисовальщик) Мойка. С рисунка К.Ф.Сабата и С.П.Шифляра.  ЭН-235

    https://vivaldi.nlr.ru/le000010046/details  Отправил

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32228
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 1256