Публикация

Египетский Цепной мост

Египетский Цепной мост

р. Фонтанка, 4х

Фонтанки наб., 136х

Лермонтовский пр., 34х

Утраченное сооружение

Большой цепной мост

1825 - 1826 - инж. Треттер В. К., Христианович В. А.

1905 - разобран

Сфинксы

1826 - ск. Соколов П. П.

 

В период проектирования и строительства в официальных документах мост назывался «Большой цепной мост» или «Проезжий цепной мост между Измайловским и Калинкинским мостами»,

1828 до 1836 гг. - Новый цепной мост,

с 1836 г. - цепной Египетский мост, чем была отдана заслуженная дань его художественному оформлению.

 

 

Египетский Цепной мост, окрашенный в яркие цвета и сверкающий позолотой, резко выделялся на фоне окружающей унылой застройки. Он издали привлекал всеобщее внимание и по праву считался одним из самых знаменитых цепных мостов, всемирно известным украшением Петербурга. Металлические арки были богато орнаментированы в египетском стиле, а въезды на мост с обеих сторон украшали фигуры четырех сфинксов, отлитые по модели скульптора П. П. Соколова.

Журнал "Зодчий" писал: "Египетский мост висит на цепях, пропущенных сквозь чугунные ворота египетского стиля, со множеством украшений и орнаментов, называемых добрыми людьми египетскими иероглифами, которые... в нашем понятии просто говорят: "Честь тебе, искусный зодчий".

 

В Петербурге строительство мостов всегда было одной из важнейших задач городского благоустройства. На смену первым деревянным мостам пришли каменные, затем их сменили чугунные. Дальнейшие поиски наиболее совершенной конструкции привели к сооружению цепных мостов. Инженер Треттер утверждал в своем трактате о цепных мостах, что они обладают «такой легкостью и элегантностью, которых нельзя достичь в других конструктивных системах».

С 1823 по 1826 г. таких мостов было построено шесть. Первый цепной мост в Екатерингофском парке

был выполнен по проекту инженера П. П. Базена, а остальные пять построены по проектам инженера Вильгельма (Василия Карловича) фон Треттера, одного из лучших в Петербурге рисовальщиков того времени.

До наших дней сохранились только три пешеходных: Банковский и Львиный  - через канал Грибоедова, и Почтамтский - через Мойку.

Пешеходный Цепной мост в Екатерингофском паркеПантелеймоновский и Египетский мосты были разобраны на рубеже XIX-XX веков.

 

К 1837 году в Петербурге насчитывалось 14 чугунных мостов. «Художественная газета» писала 1 сентября 1840 г., что эти мосты «по своей легкости и изяществу соответствуют общей красоте столицы... их упрощенный до возможности рисунок, составляя приятную противоположность с тяжелыми, гранитными набережными, отличается своим оригинальным и вместе с тем превосходным стилем».

 

 

  • фото

    1825 г. Литография К. Беггрова

  • фото

    Pont Egyptien sur la Fontanka.
    Альбом А.Плюшара, 1827 г.

  • фото

    Egyptian_bridge.
    Гравюра Поппеля. 1834 г

  • фото

    Краус Г. 1840-е гг.
    Литография I.B. Dreseli

  • фото

    1863-64 гг. А.Ф. Лоренс

  • фото

    1870-е гг. Фелиш Альберт

  • фото

    1896 г. Франтишек Кратки
    Египетский мост

  • фото

    1900-1903 гг.

Подполковник В. фон Треттер подаёт рапорт начальнику главного управления путей сообщения герцогу Вюртембергскому, в котором подчёркивалась необходимость постройки в Петербурге цепных висячих мостов, подобных тем, которые нашли широкое распространение в Англии и Америке. Высочайшее одобрение императора Александра I на строительство было получено и особой комиссии во главе с Треттером в апреле 1823 г. «...поручается изучить все вопросы, связанные с сооружением цепных мостов и, в частности, проведение ряда экспериментальных опытов и испытаний различных сортов железа». Генерал-майору Карбоньеру принять срочные меры к изготовлению на чугунолитейном заводе Берда машины для испытания прочности железа, предназначенного для цепных мостов. 
Принимается решение о постройке опытного большого цепного моста через Фонтанку, напротив Инженерного департамента. Все металлические части этого моста, изготовленные на заводе Берда, собрали всего за 18 дней - срок для того времени поистине рекордный. Пантелеймоновский цепной мост был открыт для движения 4 ноября 1824 г. 

17 апреля 1825 г. Треттер представил начальнику главного управления путей сообщения герцогу А. Вюртембергскому проект Большого цепного моста в двух вариантах, различающихся по стоимости (148 500 и 158 500 рублей). Его разработал молодой выпускник Института Корпуса инженеров путей сообщения Василий Андреевич Христианович под руководством Треттера. 
По требованию герцога проект был переработал в сторону дальнейшего удешевления. Для этого мост пришлось сделать не косым, учитывающим направление улицы к Обводному каналу, а по линии продолжения Грязной ул. (между Фонтанкой и каналом Грибоедова, с 1859 г. переименованной в Могилёвскую). Именно этим объясняется наличие расширения набережной на левом берегу реки Фонтанка перед проспектом. Формирование этой площади в начале Ново-Петергофского пр. завершается в 1896 г. строительством доходного дома. С 1912 г. улицы объединены в Лермонтовский пр.
При постройке Египетского» моста качка, существенный недостаток опытного Пантелеймоновского моста, была в значительной степени устранена путём применения подвижных тележек, устроенных наверху порталов, где цепи переходят в наклонные растяжки. Также для уменьшения раскачки моста цепи были опущены до уровня проезжей части. Роковую роль в дальнейшем сыграло решение сократить количество цепей с пяти до трех (Треттер известен как родоначальник введения в практику строительства инженерных методов расчёта прочности конструкций). Цепи держали только проезжую часть, а пешеходные тротуары были устроены на консолях. Выдвинутые в русло реки устои уменьшили длину пролета моста до 44,7 м при ширине 11,7 м. 
Когда утвердили проект, лето было уже на исходе и последовало распоряжение «портики окончить прежде прочей отработки металла, дабы еще при хорошей погоде нынешнего года портики могли быть поставлены на свои места».

С 9 по 25 августа 1825 г. под основания береговых устоев было забито 264 сваи длиной 8,52 м и 10,65 м. До конца октября велись работы по сооружению гранитных устоев моста, на этих работах было занято до 130 каменщиков под руководством подрядчика Гавриила Васильева. Для облицовки использовались гранитные блоки, вынутые из стенок рвов, окружавших Инженерный замок.

Строительство продолжалось зимой и летом 1826 г., в августе Большой цепной мост был окончен.

Торжественное открытие Большого Цепного моста состоялось 25 августа 1826 г. в присутствии профессоров, инженеров и учащихся Института Корпуса путей сообщения, преподавателей и воспитанников Военно-строительного училища и большого числа горожан.

Своеобразная архитектура моста возникла, очевидно, под влиянием богато иллюстрированного издания «Описание Египта, или Собрание находок, которые сделаны в Египте во время экспедиции французской армии», вышедшего в Париже в 1820 г.

Порталы были оформлены в египетском стиле: каждый портал состоял из трех круглых чугунных колонн высотой 6,5 м и диаметром по низу 65 см, а по верху 50 см с египетскими капителями в виде листьев лотоса. Поверхности стволов колонн и плоскости контрфорсов были украшены множеством изображений, среди которых видны коленопреклоненные жрицы с голубями в руках, иероглифы и др.

Колонны и контрфорсы перекрывались пышно декорированной архитравной балкой с развитым египетским карнизом, на котором были изображены расходящиеся веерообразно стилизованные листья пальмы, а по центру укреплены малое и большое золоченые изображения бога Ра в виде крылатого солнца.

В порталах, украшенных золочённым орнаментом, были устроены фонари с «варшавскими» лампами. Между порталами провисали три ряда парных цепей, от которых для поддержания настила проезжей части опускались 93 железных вертикальных стержня. Места присоединения стержней к цепям декорировались чугунными накладками с украшениями из птичьих головок. Чугунные перила моста были также выдержаны в «египетской манере». По обе стороны порталов располагались сфинксы. 

Порталы, решетка, пьедесталы под сфинксами и цепи были выкрашены в коричневый цвет и имитировали старую бронзу, а сфинксы покрыты желтой краской «под бронзу».

 

Работа над сфинксами была поручена П. П. Соколову, автору скульптур уже построенных Банковского и Львиного пешеходных мостов. «Обязуюсь, - писал скульптор в Департамент путей сообщения, - сделать из собственных материалов по данному рисунку и по правилам искусства модель из глины одного сфинкса, включая форму из алебастра, за восемьсот рублей, при начатии сей работы выделить мне, Соколову, вперед двести рублей, а остальную сумму, шестьсот рублей, при доставлении формы и чистого экземпляра из алебастру. 17 января 1826 года. Академик Соколов.»
Фигуры сфинксов, плинты под ними, каркасы, цепи и другие металлические части были отлиты и изготовлены на заводе Ч. Берда, который запросил цену значительно меньшую, нежели за отливку львов и грифонов для Львиного и Банковского мостов.

  • фото

    Вариант на 3 цепи

  • фото
  • фото
  • фото

    Вариант на 4 цепи

  • фото

    Чертёж цепного Египетского моста
    1880 г, ЦГИА СПб

  • фото

    1828 г. План Шуберта
    (добавил - Сергей Г)

  • фото

    Карта 1880 г.

Переправу ремонтировали в 1876, 1887, 1894 и 1900 годах. При этом менялось освещение моста и вид сфинксов.

Вспомним историю освещения. Первые уличные фонари были на конопляном масле с фитилями. Позднее появляется так называемый варшавский фонарь, в котором вместо конопляного использовалось лампадное масло. Такие фонари давали значительно больше света. На смену маслу приходит спирто-скипидарная жидкость. Позже появляется керосиновое, газовое и электрическое освещение.

На фото 1864 г. отсутствуют фонари на порталах моста. В 1870-е гг. сфинксы лишились фонарей - они установлены на отдельных столбах перед постаментами, а на фото 1896 г. не видно закрепленных на голове сфинкса плавно изогнутых дуг для фонарей.

В начале XX века все части, в том числе и ранее позолоченные, были перекрашены в темно-красный цвет, а чугунные решетки заменили железными более простого рисунка.

Египетский мост послужил 79 лет, в течение которых не было ни одного капитального ремонта. Длительная эксплуатация моста без капремонта и привела к катастрофе.

 

20 января 1905 г. в момент перехода по нему эскадрона лейб-гвардии Конно - Гвардейского полка мост обрушился.

На следующий день газета «Новое время» писала: "В 12 часов 30 минут дня вдруг раздался страшный удар, подобный залпу десятка орудий. Вслед за ударами, через несколько секунд, со стороны моста раздался страшный визг, крик, шум, ржание коней, и все бросились к мосту. Сначала лопнула одна верховая цепь, через мгновение лопаются остальные две цепи, и мост летит вниз, в то время когда на одной стороне моста двигается конница, а по другой ехали два извозчика с седоками. Пешеходов на мосту было 9 человек…Жалкую картину представляет теперь бывший Египетский мост… Только чугунные, выкрашенные в красную краску сфинксы молчаливо, загадочно смотрят на волнующуюся толпу…"

 

А в газете "Новости дня" от 3 февраля (21 января) 1905 г. событие было описано так: "Сегодня в 12 1/2 часа дня при следовании лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка через Египетский цепной мост через Фонтанку, по направлению от Могилевской улицы к Ново-Петергофскому проспекту, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противуположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строй справа по 3 в ряд, вместе с лошадьми (упали) в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов. Вся настилка моста вместе с перилами и скреплениями, разорвав цепи и сломав часть чугунной опоры, проломала лед и оказалась на дне реки. <...> К 2-м часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в лазареты Николаевского кавалерийского училища и Константиновского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось. Из лошадей одна затонула, две были искалечены и, вытащенные на берег, пристрелены".

 

Разрушение моста совпало с политическими событиями, захлестнувшими Петербург в это время: на улицах города проходили демонстрации с лозунгами о свободе и демократии. Это не могло не отразиться в городском фольклоре.

В «Петербургской газете» был опубликован анекдот:

  – До чего дошло, даже неодушевленные предметы – и те на свободу просятся.

  – Бог весть что вы говорите.

  – Сущую истину.

  – Да какой же неодушевленный предмет потребовал свободы?

  – А Египетский мост с цепи сорвался.

 

Причина катастрофы так до конца и не была установлена. Традиционно популярная версия разрушения моста из-за возникновения резонанса не имеет под собой никаких оснований: по мосту шла не пехота, а конница, которая "в ногу" не ходит.

Актом обследования было установлено наличие незаметных при внешнем осмотре трещин, внутренней раковины в металле одного из звеньев цепи (явление крайне редкое для кованых изделий) и особая хрупкость некоторых звеньев. Дело прекращено за отсутствием состава преступления. На фото приводится часть Доклада подготовительной комиссии с заключением экспертов о причинах обрушения Египетского моста через Фонтанку.                (1906. ЦГИА СПб)

Современные специалисты объясняют причину аварии недостаточным запасом прочности конструкции и явлениями усталости и хладноломкости металла, связанные с его структурой и химическим составом.

(По материалам Кочедамов В. И. Цепные мосты в Петербурге первой четверти XIX века.

Пукинский Болеслав Казимирович>Санкт-Петербург>Стр.33

Пунин Андрей Львович>Архитектура Петербурга середины XIX века>Стр.22

В. Нестеров. Львы стерегут город.)

Существует версия крушения моста, хорошо понятная любому жителю России.

Запись из дневника историка и литератора Сергея Рудольфовича Минцлова от 21 января 1905 г.:

«Вчера провалился Египетский мост, но к счастью, никто не убит и не утонул. Судьба, кажется, хотела отомстить за петербуржцев: вместе с мостом рухнула в Фонтанку часть эскадрона конных гренадер, переезжавших реку, тоже достаточно-таки отличившихся в битве 9 января. Крушение моста наделало много шума; что такое был этот мост - говорит катастрофа, а как чинили его расскажу я со слов подрядчика, три года тому назад умывшего руки и отошедшего на покой.

Мост этот нужно было разобрать и поставить новый; вместо этого на "ремонт" его было ассигновано думой 575 р. Но и эта сумма значилась только на бумаге, подрядчику же выдали 175 р., заставив расписаться в полной сумме... Правда зато никакого ремонта с него никто не спрашивал. "И так в России все ведется!" - воскликнешь вместе с Шекспиром.»
Минцлов С.Р. Петербург в 1903 - 1910 годах. Рига: Изд-во "Книга для всех",1931. С. 139.

(добавил anchurian)

  • фото

    фото ателье К.Буллы

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Разборка Египетского моста. 1905.
    Фото ателье Буллы. ЦГАКФФД СПб

  • фото
  • фото
  • фото

    Доклад с заключением экспертов
    о причинах обрушения

  • фото

    Торжественное открытие моста
    16.04.1905 г., фото ателье К.Буллы
    ЦГАКФФД: Д 4427

  • фото

    Временный мост
    (пер. Макаренко)
    фото 1932 г.

  • фото

    Английский пешеходный мост

Катастрофа вызвала скептическое отношение к цепным мостам: последовало распоряжение реконструировать Пантелеймоновский и укрепить Почтамтский (под мост были подведены две деревянные опоры).

 

Остатки конструкций Египетского моста были разобраны. Оставили только береговые гранитные устои и сфинксов на пьедесталах, которые видны на обеих берегах на двух архивных фото.                              (любезно предоставлены Lonely Walker)

 

Вместо разрушенного моста чуть выше по течению в створе Усачева переулка (ныне пер. Макаренко) был построен временный мост - деревянный семипролётный трапециедально-подкосной системы.

Торжественное открытие состоялось 16 апреля 1905 г. Трасса моста была весьма неудобной, поскольку въезд транспорта осуществлялся под прямым углом к нешироким набережным Фонтанки. Мост неоднократно ремонтировался и был разобран в 1956 г., после открытия в 1955 г. современного Египетского моста.

 

Для удобства пешеходов в 1906-8 гг. в створе Английского пр. соорудили деревянный пятипролётный пешеходный мост балочно-разрезной системы. До 1920-х годов мост назывался Английский пешеходный, а потом – просто Английский мост.

 

Теперь только сфинксы напоминают о существовавшим ранее всемирно известном украшении Петербурга - Египетский цепной мост.

О похожей паре сфинксов, установленных на наб. р. Малая Невка, см. отдельную публикацию - Пристань со сфинксами.

  • фото

    1926 г. Устои со сфинксами
    на правой стороне Фонтанки
    (ЦГАКФФД СПб. Гр 65706)

  • фото

    1939 г. Площадь и устои со сфинксами
    на левом берегу Фонтанки, д.136
    (ЦГАКФФД СПб. Вр 44341)

  • фото

    часть фото 1939. Видны сфинксы
    и деревянное ограждение устоев

  • фото

    1939 г. Лермонтовский пр.
    и наб. Фонтанки, д.138
    (ЦГАКФФД СПб. Вр 44342)

  • фото

    1942 г. Немецкая
    аэрофотосъёмка
    (добавил - Сергей Г)

  • фото

    фото 05.2020
    (добавил Риэлтор)

  • фото

    фото 05.2020
    (добавил Риэлтор)

1 комментарий
140 просмотров
Добавил: Риэлтор, 27 Апреля 2020, 00:34
Редактировано: 24 Июня 2020, 09:09
Оцените:
(23 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house31441.html' target='_blank'>Египетский Цепной мост на Citywalls.ru</a>
Всего 1 комментарий
  • 16 Июня 2020, 10:46

    Доклад А.А. Байкова "Перерождение железа как одна из причин обрушения Египетского моста", Зодчий, 1907 г. стр. 115, полный текст

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 28701
Готовится: 315
Посетители
Гостей: 323
Всего сегодня: 5771