Бенуа Ирина Николаевна (урождённая Осипова, 16.05.1912, СПб - 2004). Архитектор настолько хорошо справилась с работой, что Л.Б. Александрова (книга Луиджи Руска. Л., 1990, с.83, 84) приписывает эту работу Л. Руска и даёт архивную ссылку на неосуществлённый его проект:
Петербургская сторона с островами. Проект пристани на Каменном острове. Планы и фасад. Начало XIX в. И размещает фотографию описываемой пристани! Можно предположить, что при строительстве пристани И.Н. Бенуа использовала старый неосуществленный проект Л. Руска. Для проверки этого предположения надо смотреть дело в архиве - к сожалению, заочно это невозможно.
(добавил S.P., см. коммент от 07.09.2022 в 19.59 )
Есть мнение, не подтверждённое документально, что сфинксы изготовлены в 1905 г. на Обуховском сталелитейном и орудийном заводе(ныне АО "Обуховский завод"), являются слегка изменённой копией сфинксов, созданных в 1826 г. скульптором, академиком Соколовым Павлом Петровичем для Египетского Цепного моста.
Предположительно, после разрушения в 1905 г. цепного моста со сфинксов по чьему-то заказу была сделана копия. Для этого оригинал должен был находиться в мастерской для изготовления копии для отливки по другой технологии.
Что писали о сфинксах в ХХ в. авторы, которые их видели своими глазами во дворе? В. Я. Курбатов. О скульптурных украшениях петербургских построек. "Старые годы", 1914, апрель, стр. 9:
"Чугунные сфинксы неизвестного происхождения находятся в доме №5 по Можайской улице; они, вероятно, одной эпохи с теми, что лежали у Египетского моста". (фото)
Курбатов использовал глагол прошедшего времени "лежали" случайно или в это время у моста сфинксов не было?
Лукомский Г.К. Старый Петербург. Прогулки по старинным кварталам столицы. Альбом. 1916: «следует упомянуть о десятках бесследно исчезнувших, уступивших место огромным доходным домам, особнячков с садиками на Можайской, Верейской, Клинском проспекте и в Ротах. Хотя здесь уцелело и до сих пор кое-что интересное в этом роде, но к этому материалу мы еще вернемся.» (с. 37) «Не только дома конца XVIII века и начала XIX, но часто их части бывали очень интересны. Напр., есть прекрасные дворы, подъезды, навесы или особенно красивые карнизы и всякие фрагменты. Отметим чудесный подъезд с двумя сфинксами в одном доме на Можайской улице; не редки у подъездов львы (к сожалению, их все меньше и меньше остается: еще недавно львы, равно как и красивые тумбы, стояли у многих ворот);» (с. 68) (фото)
«Они лежат тут, по-видимому у «бывшего подъезда» некогда стоявшего на этом месте небольшого особнячка, и смотрят пустыми глазами на дрова, на играющих на асфальте ребят, на сохнущие простыни… Откуда они здесь? Кто, при каких обстоятельствах установил их? Не надо большой наблюдательности: это — родные сестры тех, с Египетского моста, отлитые в одной форме… Вероятно, кому-то, обладавшему властью, понравились мостовые скульптуры, и он приказал отлить парочку сверх комплекта и водрузить возле его дома…».
На родных сестёр похожи, но не похоже, что отливались в одной форме (фото)...
Вячеслав Владимирович Нестеров (Львы стерегут город,1971): "При осмотре статуй выясняется, что под ними нет чугунных плит, видны небольшие дефекты в отливке, шишак прикрепляется на голове тремя болтами и есть отверстие для дуги с фонарем (правда, фонари отсутствуют).
Нет сомнения, что эти сфинксы отлиты по моделям Соколова, но когда и для какой цели - пока остается загадкой. Может быть, это была первая, пробная отливка, видимо, забракованная, в результате чего статуи долгое время стояли где-то на складе. Не удалось пока установить, как и когда (до катастрофы на Египетском мосту или после нее) сфинксов приобрел купец Галактионов, который имел склад железа и рельсов".
Неубедительно звучит у автора версия о пробной отливке: не могут массивные пробные скульптуры 80 лет переставляться с места на место на заводской территории. И похоже, ошибся в описании: прикреплялся на голове тремя болтами фонарь, и видимо, именно для этого потребовалось наклонить шишак (урей) вперёд, чтобы не мешал дуге с фонарем?
На старых фото на голове сфинкса видна пластина, прикрывающее отверстие для крепления фонаря. Для сравнения привожу фото крепления фонаря на сфинксе Египетского моста.
Навес расположен очень низко. Если на голове когда-то крепился фонарь, то первоначально сфинкс стоял в другом месте... Или по каким-то причинам сфинкс не был установлен у того особняка, для которого предназначался, а достался сразу Галактионову.
"Курбатов как человек серьезный пишет: "чугунные сфинксы неизвестного происхождения". Все остальное домыслы. Откуда их взял Галактионов, какая это была отливка по счету, все это фантазии." (добавила Liz)
В начале XIX века, в связи с походом Наполеона в Египет, когда Европа ближе познакомилась с замечательным искусством этой древней страны, в архитектуре и скульптуре начали появляться мотивы, заимствованные из египетского искусства. Мосты, набережные и входы в здания стали украшаться фигурами сфинксов, не вывезенными из Египта, а созданными русскими мастерами первой половины XIX столетия.
В.Я. Курбатов в 1913 г. писал: "...умирание скульптуры шло очень быстро. Только П.П. Соколов, вылепивший поэтичную молочницу для Царского Села и эффектных грифонов и львов для мостиков Екатерининского канала, еще является воспоминанием XVIII века."
Одним из таких примеров являются установленные на пристани сфинксы, которые отличаются от сфинксов Египетского моста с их мягким женственным обликом и холодной красотой идеализированных лиц.
Женский лик египетских сфинксов дополнен принадлежностями царского головного убора фараонов Древнего Египта - урей и клафт. Сделанный из ткани полосатый платок с двумя длинными боковыми фалдами, вырезанными полукругом и спускающимися на плечи и спину. Сверху надет уре́й - крепившееся на лоб вертикальное, подчас весьма стилизованное изображение богини-кобры Уаджит.
Форма и противоположный угол наклона урея - основное отличие от хорошо известных четырёх сфинксов Египетского моста. Нижняя половина фалд имеет другой наклон.
Второе отличие выясняется при визуальном осмотре обеих скульптур: чугунная поверхность сфинксов на пристани более гладкая.
Третье отличие не видно снаружи, но известно реставраторам - полые чугунные скульптуры имеют разную толщину стенок: у установленных на Фонтанке - почти 8 мм, у каменноостровских - всего 4 мм. Не могут пробные скульптуры отливаться меньшей толщины (поведение металла при отливке зависит от толщины слоя), а потом 80 лет передаваться по бухгалтерским книгам!
Отличия в лицах можно найти самостоятельно. Для удобства сравнения два фото объединены.
Думаю, что вывод напрашивается сам собой: модели для отливки были сделаны разными скульпторами в разное время и отливались по разным технологиям. Постаменты у этих сфинксов отсутствуют.
Музей городской скульптуры в 1967 г. письменно обратился в КГИОП с предложением о переносе скульптур из двора жилого дома на Можайской ул., 3-5 с перечислением возможных мест установки.
В рамках реконструкции городских набережных по решению Ленгорисполкома и инициативе П. П. Степнова, главного инженера "Ленмосттреста" (ныне СПб ГБУ "Мостотрест"), сфинксов отреставрировали и в декабре 1971 г. установили на лестничном спуске наб. Малой Невки у Каменноостровского моста, спроектированным ленинградским архитектором Ириной Николаевной Бенуа (фото).
Из-за очень низкой высоты постаментов они часто страдали от наводнений. Самое сильное случилось ночь с 28 на 29 декабря 1975 г. – сфинксы оказались в воде практически полностью (фото).
Отливки сфинксов, изготовленные в 1905 г. на Обуховском сталелитейном и орудийном заводе (ныне АО "Обуховский завод"), к 2004 г. были повреждены вандалами и временем. НПЦ Мостов по заданию ГУП «Мостотрест» произвел их реставрацию. На Литейно-механическом заводе Метростроя была отлита утраченная корона сфинкса. Искусство литья в начале 20-го века было несовершенно и скульптуры сфинксов имели значительные литьевые дефекты (каверны, земляные включения и др.). Специалисты НПЦ Мостов приварили корону и устранили литьевые дефекты.
Восстановление «позолоты» на головных уборах сфинксов было выполнено путем напыления на чугунную поверхность латуни газодинамическим методом. Затем напыленное латунное покрытие отполировали латунными механическими щётками «под золото» и покрыли бесцветным лаком. На остальную поверхность сфинксов было нанесено лакокрасочное покрытие темно-зеленого цвета. (Из студенческого реферата, авторы Гриценчук А.Р. и Родионов С.М.)
В 2004 г. сфинксы были сняты, отреставрированы ГУП "Мостотрест" и оставлены у себя во дворе на Индустриальном пр., д. 42. Отливку утраченной короны выполнял ЗАО "Литейно-механический завод Метростроя".
Стараниями градозащитницы Дарьи Васильевой их удалось найти у офиса "Мостотреста", добиться придания скульптурам статуса вновь выявленного объекта культурного наследия и вернуть на пристань.
По указанию губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко сфинксы были возвращены на берег Малой Невки и 17 апреля 2010 г. состоялось торжественное открытие. ГУП "Мостотрест" сделал себе их копии (см. публикацию).
На фото видно, что скульптура требует срочной реставрации.
Лестничный спуск входит в состав объекта культурного наследия регионального значения Парк «Тихий отдых».
Предмет охраны объекта культурного наследия «Парк «Тихий отдых», расположенный по адресу Санкт-Петербург, Каменный остров [в том числе]:
спуск лестничный на набережной р. Малой Невки (напротив дачи В.В. Долгорукова): местоположение, исторические габариты; архитектурно-художественное решение (ступени, по сторонам ступенчатые парапеты, нижние блоки парапетов служат постаментами для фигур двух сфинксов);
материал: ступени и парапеты лестниц из блоков камня (розовый гранит), сфинксы (чугун - в Распоряжении опечатка).
(Распоряжение КГИОП № 10-687 от 23.10.2014.Об определении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Парк «Тихий отдых»)
У меня тут полторы строчки, все остальное цитата из Нестерова. Править Нестерова или пересказывать своими словами было бы крайне неразумно. Что нужно - это отметить (уже после цитаты) некоторые его неточности или возникающие вопросы. Вот он пишет, что Галактионов построил дом по Можайской, 3-5, в 1907 году. Однако, в справочнике [99] постройка дома, а, может быть, лишь проектный чертеж, датируется 1910 годом. Существенно и то, что в 1910 году дом не мог строиться самим Галактионовым, хозяйкой тогда была уже его вдова.
Кто ошибся, авторы справочника или Нестеров? На этот вопрос, несомненно, есть ответ в чертежах дома:
ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 4961 Чертежи дома на участке, принадлежавшем Н.И.Браилову, А.Г.Галактионову, А.Н.Галактионовой по Можайской ул., 3 и Верейской ул., 6
Но доступа к этим чертежам на сайте архивного комитета сейчас нет. Стало быть, надо эту сторону вопроса формулировать как-то обтекаемо. А еще лучше - оставить этот дом на Можайской в покое, потому что к истории со сфинксами он не имеет никакого отношения - когда бы и кто его ни построил.
И надо, конечно, меньше безапелляционности в формулировках, когда вопрос не вполне ясен. У нас практически единственный источник сведений - Нестеров, который, будучи слепым, ощупал этих сфинксов от корон до хвостов. А в архиве документы для него смотрел другой человек. Что Нестеров пишет о происхождении сфинксов?
"Нет сомнения, что эти сфинксы отлиты по моделям Соколова, но когда и для какой цели - пока остается загадкой. Может быть, это была первая, пробная отливка, видимо, забракованная, в результате чего статуи долгое время стояли где-то на складе.
Не удалось пока установить, как и когда (до катастрофы на Египетском мосту или после нее) сфинксов приобрел купец Галактионов, который имел склад железа и рельсов". И дальше о том, что Галактионов владел участком уже в 1870 году. Новых сведений с тех пор как будто не появилось, так что говорить определенно о пробной отливке и о покупке сфинксов на заводе Берда не приходится, тем более, что к концу 19 века завод Бердам уже не принадлежал.
Еще один пункт. Нестеров пишет: "И только когда посередине внутреннего двора разбили сквер, а это, надо полагать, было сделано в 1930-х годах, сфинксов переставили на их нынешнее место". Если с тех пор появились конкретные сведения о времени создания сквера, это одно дело. Но разве такие сведения есть? В общем, лучше бы придерживаться Нестерова, который формулировал, как правило, аккуратно.
Ну, и насчет демонтажа сфинксов. Они были сняты с пьедесталов, но сами-то они демонтированы не были.
Из окончательного текста публикации: В 2005 г. сфинксы были демонтировали
Мы внутренне можем быть уверены в чем угодно, но просто так, ничего не доказывая, не приводя никаких резонов, утверждать что-либо всегда некорректно. Зачем перепечатывать? Вы можете обозначить проблему кратко, сослаться на опубликованный текст, высказать свое с ним согласие. Но не так безапелляционно, как это получилось.
Сфинксы украшают пристань у Каменноостровского моста на набережной Малой Невки. Две скульптуры были изготовлены как пробные для Египетского моста и потом их бросили во дворе обычного дома. Но в 1971 году их нашли и украсили ими пристань на набережной Малой Невки у дома №11. Но на этом испытания животных не закончились – во время наводнения в декабре 1975 года они буквально погрузились в воду, а позже над ними не раз надругались вандалы и даже у одного из них оторвали корону.
После реставрации в 2005 году скульптуры располагались у здания Мостотреста, за счет которого и восстановили скульптуры. У ворот на Индустриальном проспекте у дома №42 они были в полной безопасности и Мостострой не хотел расставаться со своими подшефными животными. В 2010 году мифических животных все же возвратили на Малую Невку. Их уникальность в том, что это единственные сохранившиеся пробники великого зодчего Павла Соколова.
Лестничный спуск входит в состав объекта культурного наследия регионального значения Парк «Тихий отдых», т.е. является частью предмета охраны парка (Распоряжение КГИОП об определении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Парк «Тихий отдых» № 10-687 от 23.10.2014 г.)
Предмет охраны объекта культурного наследия «Парк «Тихий отдых», расположенный по адресу Санкт-Петербург, Каменный остров [в том числе]:
спуск лестничный на набережной р. Малой Невки (напротив дачи В.В. Долгорукова): местоположение, исторические габариты; архитектурно-художественное решение (ступени, по сторонам ступенчатые парапеты, нижние блоки парапетов служат постаментами для фигур двух сфинксов);
материал: ступени и парапеты лестниц из блоков камня (розовый гранит), сфинксы (бронза). (Приложение к распоряжению КГИОП № 10-687 от 23.10.2014 г.).
"Подробности отливки и реставрации (в самом конце реферата) изложены здесь." Это "здесь" меня вывело на какой-то учительский блог, и ничего конкретного по теме я не увидела. Просьба "здесь", "тут" и т.п. на иные сайты не использовать, а хоть кратко написать что это, на случай, если ссылка исчезнет. Ну и эта ли ссылка подразумевалась? Я не добралась до конкретной информации.
Дальше: "На последнем фото видно, что скульптура требует срочной реставрации." - оно до сих пор последнее?. Лучше ссылку на фото, такую, как на "два фото".
И даты в первом блоке. Наводнение на что похоже? - у нас было сильное наводнение в 1954 или 1955 - отец говорил. Скорее в 1955. Я помню 1975.
По середине этого сайта учителя размещён студенческий реферат, в самом конце которого говорится о реставрации. Не могу считать его серьёзным источником, но откуда-то они брали информацию...
Датировка фото из интернета затопленных сфинксов: 29 декабря 1975 г.
Центральный государственный архив кинофотофонодокументов СанктПетербурга Шифр: Ар 226177
Аннотация: Вид чугунных сфинксов на гранитной пристани у Каменноостровского моста (скульптор П.П.Соколов, 1826 год, установлены в 1971 году, перенесены из двора дома № 3 на улице Можайской).
Замените, наконец, поставленные Вами фотографии таким образом, чтобы их могли видеть все, а не только те, кто зарегистрирован на сайте spbarchives.ru !!! И чтобы после 30 апреля они не пропали.
Вы хоть читаете ответы на Ваши комментарии?! Например, здесь.
Если непонятно, о чем речь - попробуйте выйти с сайта spbarchives.ru, а потом посмотреть загруженные Вами фотографии.
"1823 г. — конструкции и украшения для Пантелеймоновского, Почтамтского, Банковского, Львиного, Египетского, 1-го Инженерного, Благовещенского мостов; постройка висячих мостов в Санкт-Петербурге; 1824 г. — Почтамский и Пантелеймоновский мосты; 1826 г. — изготовление сфинксов для пристани на Крестовском острове (скульптуры П. П. Соколова);"
М. Б. Гарбузова в "Шотландская династия в Санкт- Петербурге" воспроизводит частично эту же фразу, ограничиваясь 1823 г., и указывает источник: Историко - статистический обзор промышленности России, 1886 г., СПб. т. 2, стр. 7
Интересно: как в источнике выглядит выделенная фраза?
Хорошо бы все-таки прежде, чем что-то цитировать, внимательно прочитать, что там написано. В 1823 году конструкции и украшения Благовещенского моста. Открытие, прямо скажем. А Кербедз-то и не знал. Да и Треттер, чьи проекты, во всяком случае, Львиного и Банковского мостов были утверждены лишь в 1825 году.
Согласен с Вами! Приведённая мною фраза не сильно отличается по формулировке от цитируемого мною студенческого реферата, но я говорю о том, что надо посмотреть первоисточник: Историко - статистический обзор промышленности России, 1886 г., СПб. т. 2, стр. 7. К сожалению, пока это я не могу сделать.
А что за пристань на Крестовском острове - мне тоже интересно!..
Да не было там никакой пристани. Что ж Вы думаете, сфинксов штамповали? Да и для кого? Не надо издание 1886 года считать первоисточником. Видите же, что люди друг у друга списывают, ни о чем не задумываясь, так зачем это все цитировать и снова по кругу все это проходить.
Оригинальный текст (буква ять не воспроизводится):
"Въ теченіе первыхъ лтъ своей дятельности, заводъ Берда исполнилъ слдующія наиболе видныя работы: въ 1808 г.— механизмы для обточки и полировки стекла для Императорскаго стекляннаго завода; въ 1809 г.—базы и капители изъ бронзы и другіе предметы для Казанскаго собора: въ 1810 г.—разныя работы для Монетнаго двора и, между ними, пожарныя трубы и паровые котлы; въ 1811 г.—паровыя машины и токарные станки для Тульскаго оружейнаго завода. Въ 1815 г., Бердъ построилъ первый въ Россіи пароходъ «Елизавета», который онъ пустилъ для содержанія общественнаго сообщенія между С.-Петербургомъ и Кронштадтомъ; въ 1817 году Берду была выдана привиллегія на исключительное право употребленія въ Россіи паровыхъ судовъ. Въ 1816 г. построены четыре машины для обмриванія судовъ Шлиссельбургскихъ шлюзовъ; въ 1817 — паровыя машины для Варшавскаго арсенала; въ 1819-дв пароходныя машины, въ 16 силъ каждая, позаказу командира Черноморскаго флота и въ 1818 и 1820 гг.-дв землечерпательныя машины для Маріинской системы, по заказу Министерства Путей Сообщенія. Хотя до 1830-хъ годовъ, дятельность завода по машиностроенію была далеко не столь значительна, какъ по литейнымъ и строитель нымъ работамъ, а также по устройству водопроводовъ, въ которыхъ заводъ Берда почти не имлъ себ конкурентовъ, но, во всякомъ случа, этотъ заводъ много способствовалъ распространенію паровыхъ и другихъ изготовлявшихся имъ машинъ и, такъ сказать, воспиталъ первое поколніе рабочихъ для машиностроительнаго дла." Цит. по Оригиналу: Историко - статистический обзор промышленности России, 1886 г., СПб. т. 2, Группа IХ. МАШИНЫ, АППАРАТЫ И ЭКИПАЖИ, стр. 7-8
Что-нибудь одно: или действительно воспроизводить текст в том виде, в котором он опубликован, что совсем не трудно, либо переводить его в современную орфографию, что и делается в нормальных публикациях. Читать невозможно, а правки на пять минут.
Довольно любопытная ошибка сделана в книге: Л.Б.Александрова. Луиджи Руска. Л., 1990, с.83, 84. В этой книге написано следующее:
"Существует чертеж пристани со сфинксами на берегу Малой Невки с указанием на авторство Руска [...]
Пристань была создана и находится на берегу Малой Невки к западу от Каменноостровского дворца."
А одна из иллюстраций (страница без номера) - фотография той пристани, которой посвящена данная публикация.
Таким образом, Александрова допустила грубую ошибку: приняла современное сооружение за постройку начала XIX века. (К сожалению, эта ошибка тиражируется в интернете. В Википедии в списке работ Руска названа "Пристань со сфинксами на Каменном острове на берегу Малой Невки".)
Но нет худа без добра. Возможно, эта ошибка поможет понять особенности проектирования пристани.
Александрова указала ссылку на источник (пишу в соответствии с нынешним названием архива): РГИА ф.485 оп.2 д.1246. На сайте РГИА можно узнать название дела:
"Петербургская сторона с островами. Проект пристани на Каменном острове. Планы и фасад. Крайние даты: Начало XIX в."
Можно предположить, что при строительстве пристани И.Н.Бенуа использовала старый неосуществленный проект Л.Руска. (Для проверки этого предположения надо посмотреть само дело; к сожалению, сделать это в интернете невозможно.)
ВСЕМ АВТОРАМ ПУБЛИКАЦИЙ
посмотрите, пжл., исправления в этой публ.
все это приходится делать мне и Наташе ... ( почти во всех публикациях -
сами понимаете, сколько это занимает времени
Соблюдайте, пжл., правила оформления публикаций -
Вы быстро привыкните, а нам это существенно упростит жизнь
(а когда "привыкните" - просмотрите все свои прошлые публ.))
спасибо