Публикация

Финляндский вокзал

Здание на карте
фото
Архитекторы: Купинский П. С.
Год постройки: 1870
Стиль:

Финляндский вокзал

Утраченное здание

пл. Ленина, 5

1870  арх. Купинский Петр Станиславович

 

см. Финляндский вокзал современное здание

 

В 1862-1870 гг. была построена Финляндская железная дорога. Она стала первой из железных дорог, проложенных к северу от Санкт-Петербурга  и связала столицу автономного Великого княжества  Финляндского Гельсингфорс (ныне Хельсинки) с российской столицей Санкт-Петербургом. Дорога строилась и впоследствии эксплуатировалась Дирекцией Финляндских железных дорог. По указу Александра II участок Белоостров (Валкеасаари) - Санкт-Петербург, находившийся за пределами Финляндского княжества, тем не менее подпадал под финское управление и все работники этого участка являлись служащими Финляндских казенных железных дорог. Новая дорога примыкала к существовавшей линии Хельсинки - Хямеенлинна (Гельсингфорс - Тавастгус) на станции Риихимяки. Это ускорило и удешевило строительство. Дорога Гельсингфорс - Тавастгус строилась с 1862 г., а линия  Риихимяки - Санкт-Петербург начала строиться в 1868 г. , а уже 1 ноября 1869 г. открылся для движения участок Риихимяки - Лахти, а 1 февраля 1870 г. Санкт-Петербург - Выборг. Полностью дорога была введена в строй 11 сентября 1870 г.

 

Первоначально все пассажирские здания на станциях строились из дерева, исключение составлял лишь вокзал в Санкт-Петербурге. Петербургская станция Финляндской железной дороги, расположившаяся на Выборгской стороне недалеко от Невы первоначально предназначалась главным образом для приемки и отправления грузов.

 

Пассажирское  здание вокзала, построенное по проекту арх. П. С. Купинского, отвечало всем требованиям здания международной линии, но выглядело оно очень скромно.Это было протяженное одноэтажное здание с тремя ризалитами - центральным входом и расположенными симметрично относительно него двумя двухэтажными павильонами. Со стороны платформ от здания вокзала был переброшен навес над двумя путями. Располагалось оно севернее Симбирской (ныне Комсомола) ул. Главный вход был  со стороны западного фасада, в  сторону вновь проложенного  Финского пер., там же находился вход  в павильон  для членов императорской семьи.  Со стороны главного входа сформировалась небольшая привокзальная площадь.  

 

Для перевалки грузов с водного транспорта в вагоны железнодорожные пути подходили к берегу Невы, где располагалась товарная станция. На месте, где ныне аллеи и газоны, стояли склады, штабеля шпал, деревянные постройки. Территорию между зданием вокзала и Невой (нынешнюю пл. Ленина) занимали различные служебные строения, принадлежавшие железной дороге, образуя так называемый "Нижний двор": здание Петербургской конторы Финляндской железной дороги, склад, кассы, таможня.

 

Внутренней отделкой здания вокзала занимались финские архитекторы: В. Вестлинг и П. Дегенер. Оформление было очень скромным, даже невзрачным, но залы для пассажиров и багажные отделения, несмотря на свои небольшие размеры, оказались очень удобными.

  • фото

    Фрагмент
    карты 1913 г.

  • фото

    Открытка начала ХХ в.

  • фото

    Открытка начала ХХ в.

  • фото

    1890-1907 гг.
    Добавил - Ладада .

  • фото

    Конец XIX в.
    Фото - Савельев
    С сайта finna.fi
    Добавил -
    YURIY ALEKSANDROV.

  • фото

    Финлядский вокзал,
    пострадавший 13 декабря [1906 г.]
    от пожара С сайта pastvu.com
    Журнал "Дело и отдых"
    №1 за 1907 г.

    Добавил - Vladimir-2013

  • фото

    Добавил - Ладада .

  • фото

    Конец XIX в.
    Вид со стороны путей
    Добавил - Ладада .

  • фото
  • фото
  • фото

    Передний павильон вокзала в 1926 г
    Добавил - весовщик.

  • фото

    1929 г.
    Добавил - Ладада .

  • фото

    1926-1930 гг.

  • фото

    1930-е гг.

  • фото

    1946-1948 гг. pastvu.com
    Добавил - весовщик

  • фото

    1970-е гг.

  • фото

    Добавил - Suokas.

  • фото

    1900-е гг.
    Фото - А. Павлович,
    Институт истории материальной
    культуры Российской академии наук
    (ИИМК РАН)

    (добавил peterburzhets)

В комплекс станции Санкт - Петербург - Финляндский к 1870 г. входили:

 

Вокзал с дебаркадером
Веерное депо и мастерские по обслуживанию локомотивов на 12 стойл с поворотным кругом
Вагонное депо с отделением для Императорского поезда
3 дровяных сарая (снесены в 1990-х гг. из-за нехватки места в связи со строительством новых жилых домов и зданий)
Водокачка с паровой насосной станцией, находящейся на берегу Невы
Газовый завод с газозапровочной станцией и электростанцией
Павильон местного сообщения
Багажный пакгауз

 

 

На рубеже XIX и XX вв. возник вопрос о соединении железнодорожных сетей Финляндии  и России. Финляндия не стремилась к постройке соединительной ветви, отчасти по политическим мотивам, отчасти ввиду иных, чем в России габаритов и массы подвижного состава. Русская сторона стремилась соединить железные дороги и настаивала на изменении габаритов и усилении верхнего строения пути финляндских дорог.. Эти мероприятия, хотя и в ограниченном объеме, были проведены в 1910-1911 гг. В результате русские легкие паровозы и товарные вагоны малой высоты могли свободно обращаться по всех сети Финляндских железных дорог. В 1909 г. началось строительство соединительной ветви между Российской и Финляндской железнодорожными сетями и Финлянского железнодорожного моста через Неву. Движение поездов по ней открылось в конце 1913 г. В условиях начавшейся вскоре Первой мировой войны соединительная ветвь приобрела важное стратегическое значение. До введения в строй основной соединительной ветви в 1910-1913 гг. действовала временная, с ограниченной пропускной способностью, поскольку движение осуществлялось по трамвайным путям через Литейный мост и далее вдоль левого берега реки Невы.

  • фото

    Памятник Ленину возле
    Финляндского вокзала

  • фото

    Аллея Ленина

  • фото

    Аллея Ленина

  • фото

    Памятник Ленину

  • фото

    Фото 1935 г.

  • фото

    Фото 1935 г.

  • фото

    (добавил Ладада)

В 1926 г.  перед зданием вокзала напротив входа в кассовый павильон   был поставлен знаменитый памятник "Ленин на броневике", а в 1957 г.  был выставлен паровоз №293, на котором Ленин в августе 1917 г. выехал в Финляндию, а в октябре на нём же вернулся обратно в Петроград.

13 июня 1957 г. в Хельсинки состоялась торжественная церемония передачи 293-го советской правительственной делегации, спустя четыре дня финские машинисты Т. Солио и его помощник X. Яяккола привели его на пограничную станцию Вайниккала. Локомотив приняла советская паровозная бригада Выборгского депо: машинист В. Тепляков и его помощник В. Сериков. О паровозе № 293  также см. Финляндский вокзал .

 

В годы блокады Ленинграда Финляндский вокзал был единственно действующим. Через него осуществлялся подвоз продовольствия по "Дороге жизни". В годы войны здание вокзала было сильно разрушено.

 

При реконструкции  1950-х гг. центральный ризалит старого вокзала включен в один из корпусов нового здания.

  • фото

    Идет реконструкция вокзала.
    Открытка 1960 г.

  • фото

    1975-1978 гг.
    pastvu.com
    (добавил bibar67)

  • фото

    Фрагмент фасада старого
    здания, включенный в
    новое здание вокзала
    Фото - Наталия, 07.2013

Об установлении мемориальной доски В. И. Ленину на фасаде Финляндского вокзала

Исполком Ленгорсовета разрешил Управлению Октябрьской железной дороги установить мемориальную доску на фасаде старого здания Финляндского вокзала со стороны площади Ленина со следующим текстом:

«Здесь, на площади, 3 (16) апреля 1917 года рабочие Петрограда, солдаты и матросы восторженно встречали возвратившегося из эмиграции В.И. Ленина. Владимир Ильич с броневика приветствовал революционный пролетариат и революционную армию с победой над царизмом и призвал их к борьбе за социалистическую революцию».

(Бюллетень Ленгорисполкома, № 10, 1967; добавил: v3p1s4)

 

О дополнительном взятии под государственную охрану зданий, связанных с жизнью и деятельностью В. И. Ленина

 

Решение Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 16 ноября 1970 года № 880. Список зданий-памятников и мест,  связанных с жизнью и деятельностью В. И. Ленина Калининский район пл. Ленина, 6 Старое здание Финляндского вокзала. Здесь произошла встреча возвратившегося из эмиграции В.И. Ленина с рабочими, солдатами и матросами 3 апреля 1917 г.                            Бюллетень Ленгорисполкома, № 24, 1970 добавил: v3p1s4)

36 комментариев
12640 просмотров
Добавил: Наталия, 8 Апреля 2010, 21:45
Редактировано: 19 Ноября 2022, 11:42
Оцените:
(26 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house11004.html' target='_blank'>Финляндский вокзал на Citywalls.ru</a>
Всего 36 комментариев
  • 18 Марта 2021, 15:50

    1930 г. : Финляндский вокзал.


    Ссылка: https://zen.yandex.ru/media/id/5ede0ae67f274d488065118a/leningrad-v-1930-godu-604b69fd45c5353e845ad899 (18.03.21)

  • 12 Мая 2022, 21:31

    1890 - 1900. Финляндский вокзал.  Источник: http://www.delcampe.net/

    https://pastvu.com/p/155397

     

    1906. Финлядский вокзал, пострадавший 13 декабря [1906 года] от пожара. 

    Источник: Журнал "Дело и отдых" №1 за 1907 г. 

    https://pastvu.com/p/217505

     

    1914 - 1916. Финляндский вокзал.  https://pastvu.com/p/383551

     

    1961 - 1962. Площадь перед старым зданием Финляндского вокзала. 

    Здесь 3 апреля 1917 г. выступал В. И. Ленин перед встречавшими его рабочими, солдатами и матросами.

    Источник: http://spbstarosti.ru/vidy-na-peterburg/partiya-lenina-sila-narodnaya.html

    https://pastvu.com/p/121695

     

    1969. Ленинские места. Площадь Ленина. 

    Набор открыток "Ленинские места в Ленинграде". Изд-во "Аврора", 1969.
    У старого здания Финляндского вокзала 3 апреля 1917 г. В.И.Ленин выступил с броневика перед встречавшими его рабочими и революционными солдатами и матросами.

    Автор: Г. Савин.   Источник: babs71.livejournal.com/440819.html

    https://pastvu.com/p/114472

     

    11.05.2022.

     

    11.05.2022. Фрагмент фасада старого здания, включенный в новое здание вокзала. Вид со стороны площади.

     

    Билетно-кассовый центр.

     

     

     

  • 17 Октября 2023, 23:51

    https://www.citywalls.ru/photo353326.html Есть фото лучшего качества в https://vk.com/wall-123250013_129391

  • 18 Марта 2024, 22:25

    Из книги "Предыстория Санкт-Петербурга" (А.Шарымов, 2007):

     

    1483-1489 гг - переселение "крамольников"-новгородцев под Москву, а на их место - москвичей: в частности, в 27 погостов Водской пятины переехало 80 московских семейств.
    В их числе - в "волость на реке на Неве, у моря" - принадлежавшую ранее боярину Тимофею Грузову, - перебрался московский князь Иван Юрьевич Одинец "со товарищи" (отсюда - названия деревень Большой и Малой Адицевых, то есть Одинцовых, находившихся ранее на невском правобережье в районе нынешнего Финляндского вокзала).

  • 17 Апреля 2024, 08:30

    Надо бы в публикацию добавить ссылку на https://www.citywalls.ru/house24112.html

     

    Карту 1887 г.  https://retromap.ru/_1418874_59.956138,30.355718 отправил.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31737
Готовится: 73
Посетители
Гостей: 9552
Всего сегодня: 1655