Публикация
Финляндский вокзал. Станция метрополитена "Площадь Ленина"Ленина пл., 6
Финляндский вокзал пл. Ленина, 6 Пам. арх. (федер..) Старое здание 1870 - арх. Купинский Петр Станиславович
Финляндский вокзал 1955-1960 - арх-ры Ашастин П. А., Баранов Н. В., Лукин Я. Н., инж.-констр. Рыбин И. А.
см.
Станция метрополитена "Площадь Ленина"
В 1860-х гг. была проложена Финляндская железная дорога. Здание Финляндского вокзала возвели в 1870 г. по проекту арх. П. С. Купинского севернее Симбирской ул. (ныне ул. Комсомола). Территорию между ним и Невой занимали различные служебные строения. Небольшая площадь была организована перед главным, западным, фасадом вокзала (теперь здесь находится его боковой корпус).
* Обозначение по цветам: красный - пл. Ленина, синий - ул. Комсомола, фиол. - участок ж. д. "Финляндский вокзал - Минеральная ул."
Сюда поздним вечером 3 апреля 1917 г. приехал вернувшийся из эмиграции В. И. Ленин. Встреченный рабочими, революционными солдатами и матросами, он произнес с броневика пламенную речь, призывавшую к борьбе за социалистическую революцию. Центральый ризалит старого вокзала, на котором Ленин неоднократно бывал в 1905-1907 гг. и в декабре 1917 г., включен в один из корпусов нового вокзального здания. На перроне вокзала установен паровоз № 293, доставивший В. И. Ленина в Россию в октябре 1917 г. Он был передан в 1957 г. правительством Финляндии в дар Советскому Союзу.
Рядом находится первый из 36 мемориальных столбов, поставленнных в 1973 г. вдоль железнодорожной ветки легендарной Дороги жизни. Он напоминает о том, что Финляндский вокзал был единственным действующим в годы блокады: 7 февраля 1943 г. сюда с Большой земли пришел первый состав с продовольствием.
Исторический эпизод приезда В. И. Ленина запечатлен в памятнике, который был торжественно открыт 7 ноября 1926 г. у
Развитие всех основных видов пассажирского транспорта после 1955 г. потребовало строительства соответствующих типов сооружений. В 1960 г. был сдан в эксплуатацию новый железнодорожный вокзал в Ленинграде. Постройка Финляндского вокзала была связана с реконструкцией пл. Ленина, получившей раскрытие в сторону Невы. Памятник Ленину был перенесен ближе к реке и вокзал, замыкающий северную сторону площади, стал основным элементом ансамбля (Н. Баранов, П. Ашастин, Я. Лукин, И. Рыбин).
Здание выполнено в строгом стиле. Основной корпус имеет удлиненную призматическую форму. Основным мотивом композиции главного фасада является крупномасштабный ритмический строй светлых пилонов без капителей. Промежутки между ними сплошь остеклены. В верхней их части, над окнами, помещены патированные рельефы на темы революционного прошлого Выборгской стороны. Здание увенчано башней с ребристым остеклением, на ней тонкий шпиль из нержавеющей стали.
Основу внутреннего пространства вокзала составляет просторный квадратный центральный операционный зал с десятками касс. Он покрыт тонкостенным плоским сводом - оболочкой. На поверхности одной из стен тонкими никелированными планками выполнена огромная схематичная карта железнодорожных линий. В интерьере использованы зеркальное стекло и камень в обработке пилонов.
Левая часть здания, зде находится вестибюль станции метро, была полностью отстроена и открыта в 1958 г.
В здание вокзала был встроен вестибюль ([
В фасад торцевой стороны современного здания вокзала включен центральный ризалит На нем установлена мемориальная доска.
Часы на башне вокзала: часы Mobatime Systems. Часы бескорпусные, односторонние с открытыми стрелками, механизм установлен внутри башни на металлической станине. Циферблат образован метками, закрепленными на каркасе остекления фасада. Механизм часов самоустанавливающийся. Режим работы - автономный с синхронизацией по GPS.Часы расположены на часовой башне центрального объема здания вокзала и обращены к привокзальной площади. Дизайн: историческая реконструкция Отображение времени: часы, минуты Диаметр: 2,8 м (по стрелкам) Отметка по высоте: 20 м Циферблат: образован метками, закрепленными на каркасе остекления фасада Метки: объемные, металлические, круглые Подсветка циферблата: наружная подсветка башни Стрелки: объемные алюминиевые, П-образного сечения Часовая стрелка: 1,1 (1,5) м Минутная стрелка: 1,4 (2,0) м Механизм: cамоустанавливающийся с раздельным приводом часовой и минутной стрелок Управление механизмом: GPS 3148 A Доступ к механизму: из внутреннего помещения башни Год изготовления: 2003 (Добавил:
1973: Мужская парикмахерская № 56 - пл. Ленина, 4 (Финляндский вокзал) ([ 1973: Рестораны при вокзалахФинляндский вокзал - пл. Ленина, 4 ([ 1973: Переговорный телефонный пункт Калининского р-на - пл. Ленина, 5, Финляндский вокзал ([ (Добавил:
Просторный кассовый зал перекрыт пологой железобетонной оболочкой - одной из первых в городе большепролетных конструкций такого типа. Плоскость фасада здания прорезана вертикальными остекленными проемами. Их завершают скульптурные рельефы, изображающие революционные события 1917 г.
Крупные и лаконичные формы здания Финляндского вокзала (авторы - архитекторы Я. Лукин, П. Ашастин, Н. Баранов), пилоны почти во всю его высоту, огромные окна, внушительные барельефные вставки - придают сооружению монументальный характер. Рельефы, отлитые в чугуне и вкомпанованные в предназначенные для них ниши, удачно сочетаются с общим композиционным строем здания. Народ и революция - тема содержания рельефов, значимая и правомерная для тех лет. Над созданием скульптурного фриза работали тогда выпускники художественного промышленного училища им. В. И. Мухиной: В. Иванов, М. Мухин, Л. Михайленок, А. Семченко, Г. Хонин. Ныне среди них признанные мастера. Творческие поиски велись совместно с архитектором Я. Лукиным. По замыслу архитектора барельефы размещены симметрично по отношению к главной оси здания. Все семнадцать барельефов, каждый из которых отличается завершенностью композиции, в общем воспринимаются как целостный фриз, в котором выявлено единство содержания и ритмического построения. (cт.: "Cкульптура в современной городской среде: роль, место, форма ", Сперанская В. С., добавил -
Финляндский вокзал во многом связан с именем В. И. Ленина. В 1956 г. в здании была установлена дюралюминиевая мемориальная доска с текстом: "8 ноября 1905 года в Петербург, на Финляндский вокзал, нелегально прибыл из эмиграции В. И. Ленин, чтобы принять непосредственное участие в Первой русской революции. В. И. Ленин неоднократно бывал на Финляндском вокзале в 1906-1907 гг., нелегально приезжая в Петербург из Куоккала (Репино) по партийным делам". Архитектор Ю. С. Кузнецов. В 1965 г. возле паровоза № 293 была установлена бронзовая на гранитном постаменте памятная доска (арх. М. Ф. Егоров), на которой изложена ленинская история паровоза: "После июльских событий 1917 года, когда Временное буржуазное правительство установило режим кровавого террора, Владимир Ильич Ленин перешел на нелегальное положение. Более месяца он скрывался у рабочих в Петрограде и окрестностях Сестрорецка. В начале августа ЦК РСДПР(б) принял решение переправить Ленина в Финляндию 9 августа 1917 года вечером Владимир Ильич с удостоверением на имя рабочего Сестрорецкого завода Иванова К. П. пришел на станцию Удельная. Он быстро поднялся на паровоз № 293 и, как было условлено, стал выполнять обязанности кочегара. На приграничной станции Белоостров, чтобы избежать проверки документов, машинист Г. Э. Ялава отвел паровоз к колонке набирать воду и прицепил его к составу перед самым отправлением. Через несколько минут граница была позади. На этом же паровозе 7 октября 1917 года Владимир Ильич Ленин нелегально возвратился в Петроград, чтобы возглавить подготовку к вооруженному восстанию. В 1957 году правительство Финляндии передало исторический паровоз № 293 в дар Советскому Союзу". На самом паровозе прикреплена табличка:"13.6.1957. Правительство Финляндии подарило этот паровоз Правительству Союза Советских Социалистических Республик в память тех поездок, которые В. И. Ленин на нем совершил в трудное время на территории Финляндии". Паровоз № 293 является техническим раритетом. Это единственный в мире соханившийся паровоз серии Н2 из двадцати двух, построенных в 1900-1901 гг. в Америке, причем десять из них по заказу Финляндской железной дороги. Паровоз работал в депо Петроград-Финляндский до 1924 г., затем был передан в Финляндию. Возвращен в год 40-летия Октябрьской революции.
В том же году в здании вокзала повилась дюралюминиевая памятная доска (арх. Ю. С. Кузнецов) с текстом: "В этой комнате 3 (16) апреля 1917 года Владимир Ильич Ленин, возвратившись из эмиграции, обратился с приветствием к представителям трудящихся Петрограда. Восторженно встреченный на привокзальной площади рабочими, содатами и матросами В. И. Ленин в речи, произнесенной с броневика, приветствовал революционный пролетариат и солдатские массы с победой над царизмом, призвал их к борьбе за социалистическую революцию". В 1967 г. на внешнем фасаде сохраненной части старого вокзала была установлена мраморная мемориальная доска (арх. В. Д. Попов) с текстом:" Здесь, на площади, 3 (16) апреля 1917 года рабочие Петрограда, солдаты и матросы вострорженно встречали возвратившегося из эмиграции В. И. Ленина. Владимир Ильич с броневика приветствовал революционный пролетариат и революционную армию с победой над царизмом и призывал из к борьбе за социалистическую революцию". ([ От Царскосельской до Октябрьской. Альбом Издание 2-е. - СПб.: ЛикиРоссии, 2007 С. 66 Наталия)
Объекты культурного наследия федерального значения: 1. Наименование объекта: Памятник В.И. Ленину (1926 г.) Местонахождение объекта: пл. Ленина Объект включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001 г.) 2. Наименование объекта: Место выступлений в апреле и октябре 1917 г. В.И. Ленина Местонахождение объекта: пл. Ленина, 6 - Финляндский вокзал (фрагмент фасада) Объект включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001 г.) 3. Наименование объекта: Паровоз "М-293", на котором в августе 1917 г. Ленин В.И. выезжал в Финляндию и в октябре 1917 г. возвратился в Петроград. Местонахождение объекта: Ленина пл., 6, Финляндский вокзал, у платформы № 5. Объект включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001 г.) По [ 44 комментария
25858 просмотров Добавил: лохотрон, 18 Декабря 2009, 17:57
Редактировано: 2 Февраля 2023, 11:27
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house9878.html' target='_blank'>Финляндский вокзал. Станция метрополитена "Площадь Ленина" на Citywalls.ru</a>
Всего 44 комментария
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32227
Готовится: 75
Улицы: 2705
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14290
Всего сегодня: 5657
|
№ 108. С. 23.
Финляндский вокзал - пл. Ленина, 5,
товарная контора - Минеральная, 25 (лит. не указ.).