Публикация

Варшавский вокзал

Здание на карте
фото
Архитекторы: Скаржинский К. А.
Сальмонович П. О.
Год постройки: 1852-1853, 1858-1860
Стиль: Эклектика

Фото - С. Васильев. 2004 г.

Варшавский вокзал                                                 эклектика

наб. Обводного канала, 118

1852-1853  - арх. Скаржинский Ксаверий Алоизиевич

1858-1860  - арх. Сальмонович Петр Онуфриевич, инж. Фляш Ю. - перестройка

                   включено существовавшее здание

1949 - арх-ры Муравьёв Б. В., Хомутецкий Н. Ф. - восстановление, перестройка

 

Два жилых дома для служащих

1860-1890-е  - арх. Сальмонович Петр Онуфриевич

 

Торгово-развлекательный комплекс "Варшавский экспресс"

2003-2006 - арх. Джованни Бартоли - перестройка с сохранением фасадов

 

 

Это третий по счету вокзал в городе. По указу Николая I после строительства Витебского вокзала был разработан проект строительства ж.д.линий в сторону европейских столиц, первой из них была Варшава.

  • фото

    Первое здание Варшавского
    вокзала в Санкт-Петербурге.
    Рис. Грейма, 1850-е гг.

  • фото
  • фото

    1858-1860 гг.
    (из книги А.Л.Пунина:
    Архитектура Петербурга
    середины ХIX века)

  • фото

    1862 г.
    (добавил Ладада)

  • фото

    Из альбома: СПб в 1860-е -
    1870-е гг. XIX в.
    (добавил Ладада)

  • фото

    1865-1871 гг.
    (pastvu.com)

  • фото

    Атлас чертежей общего расположения путей,
    зданий и мостовых сооружений существующих
    в России железных дорог /
    сост. И.И. Волгунов. - М., 1872.
    (добавил YURIY ALEKSANDROV)

  • фото

    там же 1872 г.
    (добавил YURIY ALEKSANDROV)

  • фото

    1895-1903 гг.

  • фото

    Старые открытки.

  • фото

    Открытка
    (добавил весовщик)

  • фото

    15 июля 1904 г.

  • фото

    1904 г.

  • фото

    Вид подлинных чугунных навесов
    над входами, скульптурные украшения
    которых изрядно пострадали в сов.время
    (добавил весовщик)

  • фото

    Торжествееное освящение места закладки
    каменного храма Воскресения Христова
    возглавляет протоиерей Философ Орнатский.
    8(21) сентября 1903 г.

  • фото

    Государь император Николай II
    под дебаркадером на платформе
    в ожиданиипоезда германского
    императора Вильгельма.
    (фото ЦГА КФФД)

  • фото

    Остаток кареты убитого министра
    Плеве у Варшавского вокзала.
    Фото - Карл Булла, 1904.

  • фото

    1946 г.

  • фото

    1949 г.
    (добавил
    Олег Сыромятников)

  • фото

    5 ноября 1949 г. -
    открытие памятника Ленина
    (добавил
    Олег Сыромятников)

  • фото

    фото pastvu.com
    (добавил Vladimir-2013)

  • фото

    Фото 1952 г.

  • фото
  • фото
  • фото

    1960-е гг.*
    ЦГАКФФД СП
    бАр 208008

  • фото

    Фото начала 1980-х гг.
    (добавил Ладада)

  • фото

    1986 г.
    Фото - В. Валдин
    pastvu.com

  • фото

    Конец 1980-х
    Фото - Hans Oerlemans

  • фото

    Рисунок прим. 1990-х гг.
    зала ожидания
    (добавил
    весовщик)

  • фото

    1990-е гг.

  • фото

    Фото 2001 г.
    vk.com (добавил miraru1)

  • фото

    худ. Антонышев Ян.

  • фото

    Приложение к Топ-плану 2004
    (добавил IVa)

  • фото

    1996 г.
    (Антощенков В. Петербургские
    дворы. - СПб., 2006. С.14

    (добавил nikspb)

* Памятник В.И.Ленину в нише главного фасада здания Варшавского вокзала (наб.Обводного канала, 118); 1949, скульптор Н.В.Томский,

   архитектор Н.В.Хомутецкий, Б.В.Муравьев.

 

15 февраля 1851 г. император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги между Санкт-Петербургом и Варшавой. Дорогу решено было строить на средства казны. Императорский указ от 22 ноября 1851 г. предписывал вести строительство дороги с двух сторон - от Санкт-Петербурга и от Варшавы.

Руководство изыскательскими работами осуществлял товарищ главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями генерал-майор Э. И. Герстфельд, он же в дальнейшем возглавил Управление строительными работами. Его помощником был назначен инженер путей сообщения С. В. Кербедз. Выбором места и обмерами земли под строительство станции занялись инженеры путей сообщения подполковник В.И. Грабе и капитан Г. Ангель. Они выбрали пустырь за Обводным каналом, где в то время находились "выгонные земли".

 

Первое здание Варшавского вокзала внешне не было похоже на Николаевский вокзал. Оно строилось по проекту архитектора чертежной "особенной канцелярии" К. А. Скаржинского, который занимался также сооружением пассажирских и водоподьемных зданий в Царском Селе и Гатчине. Построенное в 1853 г. каменное здание Варшавского вокзала было двухэтажным и имело скромный вид. Снаружи это был обычный жилой дом, и лишь наличие больших дверных проемов в центре главного фасада свидетельствовало о том, что здание предназначено для пропуска большого количества людей. Главный фасад его выходил на Обводный канал. Над центральным входом был этаж с двускатной крышей типа мезонина и флагштоками на лицевом и дворовом фасадах. В центре кроме лестницы были устроены боковые пандусы для въезда экипажей на платформу. По обеим сторонам здания высились кирпичные заборы с лепными украшениями и воротными проездами.

 

В сравнительно короткие сроки по проектам Скаржинского одновременно были построены вагонные и локомотивные депо, жилые дома для рабочих и служащих, различные подсобные помещения и мастерские.

 

1 ноября 1853 г. открылось движение на первом участке дороги - от Петербурга до Гатчины. Для регулярного движения дорога открылась в 1862 г.

 

Из-за нарастания потока пассажиров и грузов появилась необходимость перестройки и расширения вокзала. Его переустройство началось после 1855 г. На чертежах 1854 и 1855 гг. можно увидеть "временную станцию" южнее вокзала. Ее возведение - вынужденная мера, поскольку предполагалось расширение пассажирской станции, но средств для ведения работ не хватало: шла Крымская война. Основные строительные работы, продолжившиеся после окончания войны, были завершены к декабрю 1860 г. Производителем работ по строительству нового вокзала стал  П. О. Сальмонович, один из выпускников Института гражданских инженеров, ранее работавший помощником у К. А. Скаржинского. В 1858 г. он представил проект, который предусматривал помимо возведения нового пассажирского дома (вокзала) строительство паровозного здания (депо) на 14 паровозов и двух каменных жилых домов для служащих общества. В перестройке вокзала также принимал участие французский инженер Ю. Фляша.

 

В ходе сооружения нового вокзала возникли разногласия между Управлением путями сообщения и новой администрацией дороги. П. П. Мельников, в 1862 г. назначенный главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями, обратил внимание Министерства на неприемлемый для русских железных дорог проект постройки вокзала. Согласно этому проекту, внутри здания должны были располагаться пять поворотных кругов для рассортировки вагонов. Такая система постройки не могла быть использована, так как длина вагонов, принятая в России, была больше, чем в Европе, а ограниченность площади здания не позволяла содержать и разворачивать их на поворотных кругах. Тем не менее проект был утвержден.

 

Здание при перестройке изменило свой вид и местоположение: первый вокзал стоял на значительном удалении от берега канала, а второй оказался придвинутым к нему  почти вплотную. Здание было значительно расширено и в сторону путей. На главном фасаде выделялся большой витраж, за которым находилось обширное пространство. перекрытое дебаркадером. Вокзал имел два последовательно расположенных дебаркадера - один для прибывающих и отправляющихся поездов, другой для отстойного парка вагонов. Перекрытия дебаркадеров опирались на чугунные колонны. В парке, имевшем застекленную крышу, одновременно могли находиться до 60 вагонов, поступавших в распоряжение начальника станции. Они разводились по девяти путям вручную на пяти поворотных кругах. После выпадения нескольких стекол, крышу перекрыли кровельным железом. В 1890-х гг. отстойный парк ликвидировали, оставив три пути, являвшихся продолжением путей приема, отправления и ходового.

В 1907 г. Варшавская железная дорога вошла в состав Северо-Западных железных дорог.

(От Царскосельской до Октябрьской. Альбом. СПб.: Лики России, 2007 .

И.А. Богданов. Вокзалы Петербурга. СПб., 2004.,  добавили - Наталия, Kon-Tiki)

 

Подъезд был не с набережной, а сбоку здания. Фасад со стороны канала был оформлен центральным ризалитом с часовой башенкой и витражом.

Арх. Вольмар Вестлинг и арх. П. Э. С. Дагенаер из Швеции проектировали интерьер и мебель для вокзала Петербург - Варшава в 1857 г., что послужило образцом и для Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге.  (Suokas)

Долгое время Варшавский был единственным международным вокзалом России.

 

Часовня-шатер

17 октября 1901 г. перед витражным окном на главном фасаде Варшавского вокзала была установлена икона Спасителя, худ. И. А. Коркин. В 1902 г. была сооружена часовня-шатер из стекла и металла, по проекту Н. П. Нечаева.

Часовня была приписана храму Воскресения Христова, принадлежавшему Всероссийскому Александро-Невскому обществу трезвости. Привокзальную часовню снесли в 1925 г.

Рядом с вокзалом - два жилых дома для служащих. Построены в 1860-1890-е гг. - арх. Сальмонович П. О.

 

Комплекс построек Варшавского вокзала -

Здание вокзала

1852-1853  - арх. Скаржинский Ксаверий Алоизиевич

1858-1860  - арх. Сальмонович Петр Онуфриевич, инж. Кербедз  Станислав Валерианович (Ю. Фляша) (?) -

                       включено существовавшее здание

Здание пакгауза

2-я половина XIX в. - автор не установлен

Водонапорная башня

2-я половина XIX в. - автор не установлен

Поворотный круг

2-я половина XIX в. - автор не установлен

Вагоноремонтное депо

2-я половина XIX в. - автор не установлен

Два служебных здания  (1-е здание, 2-е здание)

2-я половина XIX в. - автор не установлен

Жилой дом (деревянный двухэтажный)

2-я половина XIX в. - автор не установлен

Здание инструментального цеха

2-я половина XIX в. - автор не установлен

Здание склада

2-я половина XIX в. - автор не установлен

Круглое производственное здание

2-я половина XIX в. - автор не установлен         (Список...)

Здание механического цеха (Электростанция) (исключено из Списка...)

1898-1899 -

1910-е - расширение

вторая полов. XX в. - перестройка   (Список... до исключения)

 

Здание вокзала было перестроено в 1949 г. , арх. Б.В. Муравьёв и  Н.Ф. Хомутецкий. Тогда же у главного фасада был установлен памятник В. И. Ленину (ск. Н. В. Томский).     (Путеводитель по Ленинграду. Л.: "Лениздат", 1957. Добавил - snegir)

 

Рассказ Сены Сергея Львовича (тогда студента) со слов Муравьева Бориса Викторович (тогда декана арх. фак. ЛИСИ): Борис Викторович, вернувшсь с фронта получил назначение в архитектурное начальство Ленинграда. Как-то сверху пришёл приказ в короткий срок (чуть-ли не в сутки) поставить два памятника - Сталину у Балтийского вокзала и Ленину у Вашавского. Памятники эти до этого не планировались, и готовых скульптур не было. Была единственная возможность - отнять их у других заказчиков. К счастью в Ленинграде отливалсь такие памятники по заказам из других городов. Муравьев бросился искать их по заводам. Подходящая (выбор был достаточный, было из чего выбирать) скульптура Сталина нашлась быстро и памятник поставили в сквере площади Балтийского вокзала.

Скульптуру Ленина отыскали с трудом - она была единственная (так, кажется). Привезли к ночи. Постамент уже соорудили. Ноги скульптуры уложили на постамент, грудь упёрли в тягач, который двигаясь к постаменту поднимал вождя из горизонтального в вертикальное положение (впрочем, может поднимали и иным образом - краном, подвязав скульптуру за голову - эту деталь не вполне помню). Когда уже почти поставили в вертикальное положение, вдруг выяснилось, что рука или затылок скульптуры упирается в горизонтальную металлическую связь, стягивавшую основание арки вокзала, и не даёт поставить скульптуру вертикально. Было принято отчаянное решение - резать связь. Когда рабочий почти уже ее разрезал, она с оглушительным шумом лопнула и разошлась, и все здание вокзала взрогнуло. Все в ужасе разбежались, боясь обрушения... Но арка выдержала, не обрушилась, и статую вождя поставили вертикально.                                                                                                             (добавил  Павел Николаевич)

 

1883 г. - "...9 октября 1883 г. гроб с телом покойного Ивана Сергеевича Тургенева прибыл на поезде из Парижа (Тургенев умер во Франции); с Варшавского вокзала его доставили на Волковское кладбище, где предали земле. Процессия была многолюдной. "

(Шерих Д.Ю. Петербург. День за днем. Городской месяцеслов. - СПб., издательство "Петербург - XXI век". 1998. С. 218, nikspb  (даты по нов. стилю )

 

 В начале 1980-х гг. появилось решение т. Романова Г. В. о сносе Варшавского вокзала для того, чтобы соединить Измайловский пр. с Новоизмайловским (если посмотреть по карте-идеально). Проект разрабатывался в мастерской №1 ЛенНИИПроекта, арх. Юрий Александрович Овсиев непосредственно работал над этой сложнейшей задачей. Предполагалось завершить работы к 1985 г. Памятник архитектуры спасла статуя В. И. Ленина, как известно, стоявшая по оси проспекта-вокзала. Была идея перенести статую к Балтийскому вокзалу, но ее не приняли, и Варшавский вокзал, к счастью, остался на месте.          (добавил - a1960)

 

С 15 октября 2001 г. движение поездов с Варшавского вокзала не осуществляется.

 

В вокзальном депо 2 августа 2001 был открыт Музей железнодорожной техники. 30 октября  2017 г. музей открылся на новой площадке.

 

Сегодня в здании вокзала создан Торгово-развлекательный комплекс "Варшавский экспресс".

Разработчик проекта - итальянец Джованни Бартоли.  Все исторические фасады вокзала сохранены.

  • фото

    Скульптурные украшения
    чугунных навесов,
    на 2-ом этаже -
    помещения ресторана
    (добавил - весовщик)

  • фото

    Фото 15 июля 1904 г.
    (добавил nikspb)

  • фото

    Видны 18 чугунных колонн французской
    фирмы, поддерживающих когда-то стеклянную
    крышу, которые по признанию
    перестройщиков вокзала 10 лет назад,
    невозможно воспроизвести в наше время.

  • фото

    Представление о пространственной
    структуре вокзала и используемой
    конструкции стеклянной крыши 1850-х гг.
    Они сделаны за несколько месяцев до
    перестройки вокзала под ТРК.
    (добавил весовщик)

  • фото

    начало 2000-х гг,

  • фото
  • фото

    Фото - весовщик

  • фото

    (добавил весовщик)

  • фото

    (добавил
    весовщик)

Сооружение линии железной дороги СПб - Варшава , после Крымской войны была сопряжена со значительными трудностями, с финансами в стране было туговато, и и 1857 г. было решено привлечь иностранный капитал, а именно французский - группу Кредит Мобилье братьев Э. и И. Перейре, которые основали "Главное общество российских железных дорог", базировавшееся в Париже. Братья были инвесторами идейными, они финансировали строительство железных дорог по всей Европе. Их постоянными партнерами была французская строительная фирма Общество Эрнест Гуйан и К, основанная Эрнестом-Александром Гуманном (Ernest- Alecandre Gouin). Фирма в 1871 сменит название на "Батиньоль" ( La Socite de construction des Batignolles ), которое нам более знакома по постройке юбилейного Троицкого моста в 1903 г. Другим постоянным партнером в осуществлении проектов братьев Перейре был известный в то время французский инженер- конструктор пространственных металлических конструкций Эжен Флаша (Eugene Flachat) (1).

 

Середина XIX в. ознаменовалась бурным развитием металлических конструкций, позволявших перекрывать огромные, невиданные ранее пространства, просторные в высоту и ширину. в особенности для укрытия локомотивов и вагонов. Развивались как конструкции перекрытий, так и используемые детали и материалы. Так для чугунных отливок промежуточных опорных колонн появились огромные печи, сейчас вышедшие из употребления, в связи с чем практически невозможно в настоящее время воспроизвести такие колонны. Явилась особая французская система металлических строгальных ферм на растяжках и шарнирах треугольной формы конструкции Полонсо (по имени инженера Камиля .Полонсо) в виде перевернутой буквы V, в то время как в Англии и Германии предпочитали полусферическуб форму дебаркадеров. Ее преимуществом являлись легкость, экономия материалов, простота и более высокая центральная часть по сравнению с краями покрытия.

Освещение производилось посредством зенитных фонарей грандиозного размера в кровле. Э. Флаша следовал этой системе в основанной им конструкторской фирме расчета и проектирования металлических конструкций, но внес свои усовершенствования, отражающие успехи французской индустрии металлоизделий. Среди его работ - дебаркадеры первого вокзала Монпарнас в Париже и особенно построенная в 1850-х гг. сложная система дебаркадеров вокзала Сен-Лазар. Современников сильно впечатлило 40 м-ое покрытие крупнейшего в то время железнодорожного дебаркадера Полонсо в мире (сейчас им является покрытие Северного вокзала в Париже 1865 г, промежуточные чугунные колонны для которого пришлось заказывать аж в Глазго, Шотландии). Создававшаяся особая атмосфера внутри таких сооружений, цветовые и световые эффекты служили источником вдохновения для художников и кинематографистов. Так известен цикл картин Клода Моне, изображающий внутренности дебаркадеров Сен-Лазара, их меняющаяся освещенность, клубы пара и т.д. Потомки оценили вклад Э. Флаша, выгравировав его имя (как и К. Полонсо) на Эйфеловой башне как одного из ее конструкторов-предтечей.

 

Фирма Флаша в 1857-1866 гг. принимала участие в проектировании некоторых металлических конструкций вокзалов, мастерских и вагонных депо СПб-Варшавской линии (а также в некоторых других проектах в России), при этом его сотрудники работали в Париже в специально организованной "Комиссии по строительству в России", закладывая в свои проекты преимущественно металлоконструкции французских фирм. Для координации работ на месте в СПб был командирован (2) инженер Филипп-Александр Готтшалк (Philippe Alexandre Gottschalk). Он был по-видимому выбран, потому что родился в СПб в датско-французской семье, но в 9 лет уехал в Париж. Он получил там образование и после работал в разных конструкторских фирмах, в том числе и у Флаша. В России он сделал быструю карьеру, дослужившись довольно быстро к 1862 г до должности директора строительства - главного инженера проекта, и проработал до 1866 г. Французские инженеры из упомянутой Комиссии спроектировали для Варшавского вокзала необычную схему - после достаточно узеого пассажирского пассажа на 3 пути и 2 платформы следовало обширное пространство - павильон квадратной формы, первоначально предназначенный для сортировки вагонов. Он имел дебаркадер по схеме Полонсо с 18 промежуточными чугунными колоннами. Эти колонны возможно предназначались для еще одного проекта братьев Перейре - железнодорожной линии в северной Испании, тоже строившейся в 1860-х гг, так как имели явный барочный вкус, столь любимый в латинских странах. Их выделяет из аналогичных изящная орнаментация и деталировка, верхняя часть колонн каннелирована, Средняя часть их имела вид витых колонн, излюбленной формы барочных колонн после их применения Дж. Бернини в знаменитом балдахине собора св. Петра в Риме. Такие витые колонны позже стали излюбленным приемом декорации колонн во французском искусстве.

Рисунок примерно 1990-х гг зала ожидания вокзала с кассами и буфетом. По каким-то причинам в неизвестное время потолок зала подперли несколькими чугунными колоннами, по виду выглядящими как укороченные колонны самого дебаркадера.

С 1890 -х гг поворотные круги и вагоны были убраны и дебаркадер как и везде в Европе стал накрывать часть поездов и стал пассажирским.

1. Статья об Эжене Флашо во французской Википедии fr.wikipedia.org Eugène_Flachat

2. The Institution of mechanical Engineers Proceedings. 1898, parts 1 - 2., Great Britain. Google book on-line: books.google.ca

(добавил весовщик)

 

 

Первое здание не выходило на Обводной канал. Канал назывался Обводной - т.к. был вырыт по существовашему тогда мнению, что при наводнении водам Невы нет выхода в залив. Отсюда и название Обводной, а не Обводный. Дебаркадер - крытая плавучая пристань. С "легкой" руки литераторов название привнесли на ж.д. 

 

В 1858 г. гл. арх. Общества ж.д. П.О. Сальманович представил проект, предусматривавший помимо возведения нового пассажирского дома (вокзала) строительство паровозного здания (депо) на 14 паровозов и двух каменных домов для служащих общества (один из этих домов существует до сих пор). Для надлежащего содержания чистоты вагонов требовалось крытое помещение, и оно появилось. Хорошо освещённый дневным светом, теплый павильон для парковки и ухода за спальными вагонами пристроили к основному зданию Варшавского вокзала в середине 1860-х гг., а фасад «переехал» ближе к Обводному каналу.   (prm46)

 

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (243)

  • фото

    Панорама Варшавского вокзала.
    (журн. спб.собака.ру №10(153) октябрь)

  • фото

    Фото из ГИКЭ, 20.12.2021.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    (добавил Виктор М)

75 комментариев
26082 просмотра
Добавил: Mary, 2 Ноября 2008, 14:36
Редактировано: 4 Мая 2024, 14:58
Оцените:
(35 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2338.html' target='_blank'>Варшавский вокзал на Citywalls.ru</a>
Всего 73 комментария
  • 5 Февраля 2010, 12:14

    Здание вокзала было перестроено в 1949 г. , арх. Муравьёв Б.В. и Хомутецкий Н.Ф.

    Тогда же у главного фасада был установлен памятник В.И.Ленину (ск. Томский Н.В.)

    Ист. - "Путеводитель по Ленинграду", "Лениздат", 1957.

  • 16 Июня 2010, 21:56

    Архитектор Вольмар Вестлинг и архитектор П. Э. С. Дагенаер из Швеции проектировали интерьер и мебель для вокзала Петербург - Варшава в 1857 году, что послужило образцом и для Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге.

  • 14 Августа 2010, 13:02

    от   a1960

     

    В начале 80-х годов (1984) появилось решение т. Романова Г. В. о сносе Варшавского вокзала для того, что бы соединить Измайловский проспект с Новоизмайловским.(если посмотреть по карте-идеально!) Мой отец, архитектор Овсиев Юрий Александрович, из мастерской №1 ЛенНИИПроекта, непосредственно работал над этой сложнейшей проблемой. Как сейчас помню, что отец передавал слова т. Романова "чтобы в 85-году трамвай пошел прямиком".

         Но  главная проблема оказалось в том, что памятник архитектуры спасла Статуя В.И.Ленина, как известно,стоящая по оси проспекта-вокзала.Была идея перенести Статую к Балтийскому вокзалу, но ее не приняли и Варшавский вокзал, к счастью, остался на месте.

         Сейчас и Статуи нет и Вокзал заброшен и пробок больше.

  • 15 Августа 2010, 13:47

    Мари, а Вы уверены, что в 1984-м? Г.В. Романов руководил Ленинградским обкомом КПСС в 1970-83 гг., а потом его забрали в Москву, секретарить в ЦК КПСС.

  • 15 Августа 2010, 15:47

    Оставим - В начале 1980-х гг. ...

  • 28 Мая 2011, 09:24

    В тексте разночтения: первое здание не выходило на Обводной канал. Канал назывался Обводной - т.к. был вырыт по существовашему тогда мнению, что при наводнении водам Невы нет выхода в залив. Отсюда и название Обводной, а не Обводный. Дебаркадер - крытая плавучая пристань. С "легкой" руки литераторов название привнесли на ж.д. 

    В 1858 г. главный архитектор Общества ж.д. П.О. Сальманович представил проект, предусматривавший помимо возведения нового пассажирского дома (вокзала) строительство паровозного здания (депо) на 14 паровозов и двух каменных домов для служащих общества (один из этих домов существует до сих пор). Для надлежащего содержания чистоты вагонов требовалось крытое помещение, и оно появилось. Хорошо освещённый дневным светом, теплый павильон для парковки и ухода за спальными вагонами пристроили к основному зданию Варшавского вокзала в середине 1860-х годов, а фасад «переехал» ближе к Обводному каналу.

  • 28 Мая 2011, 09:32

    как бы убрать с фасада этого каменного истукана дабы восстановить ажурный витраж и восстановить исторический облик здания. Оригинал значительно элегантнее нынешней пародии с глухой стеной.

  • 28 Мая 2011, 09:56

    А что там за "каменный истукан"?

  • 28 Мая 2011, 10:01

    "Каменный истукан" в данном случае  - Ленин. А менять фото на старое не стоит, все-таки здание не утрачено. Скорее надо поменять на современный вид.

     

    Для этого его, как миниум, надо красиво снять. Может быть у кого-то есть фото?

  • 28 Мая 2011, 10:35

    Так памятник Ленину уже давно (2004г.?) оттуда увезли в мастерские (вроде в Старо-Паново). И витраж "восстановили". Так что, sperling, можете ехать любоваться :)

     

    PS: да и Ильич этот не каменный, а бронзовый.

  • 28 Мая 2011, 10:41

    Какой, собственно, истукан? Его давно нет, правда лучше от этого не стало.

  • 28 Мая 2011, 11:25

     :)  я про заглавное фото в публикации. Наталия поняла точно...о чем я.

    Остальная "лирика" - не для текста публикации (разве я предлагал это вписать в текст?!) . Просто это фото в заголовке так действует при пасмурной погоде :)

  • 12 Декабря 2011, 20:50

    Нет Варшавского переулка, есть Варшавский проезд (без нумерации).

  • 11 Мая 2012, 14:59

    1883 г. - "...9 октября 1883 г. гроб с телом покойного Ивана Сергеевича Тургенева прибыл на поезде из Парижа (Тургенев умер во Франции); с Варшавского вокзала его доставили на Волковское кладбище, где предали земле. Процессия была многолюдной. "
            ( С. 218 Источник: Шерих Д.Ю. ПЕТЕРБУРГ День за днем.                               Городской месяцеслов. - СПб., издательство "Петербург -                   XXI век". 1998.- 320 с. /Все даты - по новому стилю/. )

  • 23 Ноября 2012, 00:14

    За Варшавским вокзалом начался снос, дома-памятники сохранят 

    http://karpovka.net/2012/11/22/80060/

  • 5 Декабря 2012, 16:55

    " 15 июля 1904 года у Варшавского вокзала бомбой, брошенной двадцатипятилетним эсером Егором Сазоновым, был убит министр внутренних дел и шеф корпуса жандармов Вячеслав фон Плеве (1845-1904)."   Ссылка, фото (4.12.2012 г.)    

    P.S. Фактически взрыв бомбы произошел у гостиницы "Варшавская"(см.http://www.citywalls.ru/house3165.html  )
    "15 июля 1904 года
    В половине одиннадцатого утра узнал, что убит Плеве. Взял извозчика и сейчас же поскакал к месту происшествия - к "Варшавской гостинице".
    ...Источник: С.Р.Минцлов. Петербург в 1903-1910 годах. Изд. Salamandra P.V.V. 2012 "
    Ссылка (5.12.2012 г.) 

  • 5 Декабря 2012, 17:04

    фон Плеве был убит на другой стороне канала у гостиницы "Варшавская" на Измайловском проспекте

  • 5 Декабря 2012, 17:12

    Уважаемый Алексей von Fricken !

    Будьте так добры, приведите ссылочку на ваше сообщение.

  • 5 Декабря 2012, 23:02

    Все прояснилось. я рад:)

  • 26 Января 2013, 15:03

    2001 г.   фото  см. публ.

    http://vk.com/photo-998865_149617260

  • 11 Февраля 2013, 00:57

      картина  - см. публ.

  • 5 Марта 2013, 17:32

    СПб. Варшавский вокзал. Министерство путей сообщения признало нужным приступить к капитальному ремонту здания вокзала С.-Петербурго-Варшавской жел. дороги, помещения которого страдают разными неудобствами и требуют расширения. (Бирж. Вед).

    «Зодчий», 1903, Вып. 31, С. 373

  • 10 Марта 2014, 23:43

        см.  публ.

    Все фото - из книги А.Л.Пунина: Архитектура Петербурга середины ХIX века.

  • 23 Апреля 2014, 19:10

    Фото нач. 2000-х гг. :        Панорама Варшавского вокзала (с юга) - кроп с фото.
                                              (Лит-ра: Квартальный надзиратель. - СПб., 2013 - N 10 (153).)

            см.  публ.

  • 23 Апреля 2014, 19:15
    Ответ на "Фото нач. 2000-х гг. :        " от nikspb

     Это современная фотография. Видно, что пути разобраны. 

  • 23 Апреля 2014, 19:20

    https://pastvu.com Дата обращения 23.04.2014         фото  см. публ.

  • 1 Февраля 2015, 04:09

    загрузил несколько фотографий на усмотрение кураторов сайта

    главная ценность этого вокзала - не в его некрасивом романском фасаде арх. Сальмоновича,а в его интерьере с единственно сохранившимся в стране вокзальном дебаркадере  той эпохи бума железных дорог в Европе середины 19 века.
    Если посмотерть на современные фотографии парижских вокзалов Сент- лазар  

    http://static.panoramio.com/photos/large/13743546.jpg

     и Северного

    http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0c/P1130068_Paris_X_gare_du_Nord_rwk.JPG

    то видно, что наш вокзал является несомненным, если не равным,  то бедным подлинным их кузеном, с той же самой фирменной французской конструкцией дебаркадера.

    фото 1 - государь император Николай II  под дебаркадером на платформе в ожидании поезда  германского императора Вильгельма

    фото 2 и 3 - единственные. которые удалось разыскать. которые дают представление о пространственной структуре вокзала и  используемой конструкции стеклянной крыши 1850-х гг. Они сделаны за несколько месяцев до перестройки вокзала под ТРК в начале века. Видны  18 чугунных колонн французской фирмы, поддерживающих когда-то стеклянную крышу , которые по признанию перестройщиков  вокзала 10 лет назад,  невозможно воспроизвести в наше время.

    фото 4 относится к экстерьеру  - вид подлинных чугунных навесов над входами, скульптурные украшения которых изрядно пострадали в совецкое время

    с внедрением наглой Призмы под своды вокзала вся эта красота стала для нас недоступной


  • 1 Февраля 2015, 09:44
    Ответ на "загрузил несколько фотографий на усмотрение курато" от весовщик

     Лучше выложите их в коментарии. В публикации они не появятся с вероятностью 90%

  • 4 Января 2016, 19:58

    Санкт-Петербург. Варшавский вокзал. Фото Альфред Лоренс, 1860 год.

  • 14 Января 2016, 16:15

    А что же случилось с чугунными навесами?МОжет они сохранились и попали в музей?

  • 2 Апреля 2016, 21:49

    еще несколько фото вокзала начала 2000-х гг, найденных и моих

     

     

     

     

     

  • 2 Апреля 2016, 21:52

     

     

     

  • 2 Апреля 2016, 21:55

    рисунки интерьеров вокзальных помещений в восточном здании

     

     

     

     

     

     

     

  • 2 Апреля 2016, 21:57

    винтовая лестница

     

     

     

    скульптурные украшения чугунных навесов, на 2-ом этаже - помещения ресторана

     

     

  • 2 Апреля 2016, 22:06
    Ответ на "винтовая лестница под дебаркадером скульптурные" от весовщик

     Откуда информация о месте лестницы?

  • 2 Апреля 2016, 22:09

    вы правы, не уверен

  • 2 Апреля 2016, 22:28

    уже имеющееся фото времени расцвета вокзала , но раскрашенное

     

     

     

     

  • 19 Августа 2016, 23:40

    1965: З-д подъемно-транспортного оборудования им. Кирова - Обводный кан., 118 (108. С. 58)

  • 20 Августа 2016, 01:10
  • 20 Августа 2016, 02:13

    Флаг получился голландским.

    А завод подальше http://www.citywalls.ru/house9620.html Он занимал весь квартал западнеее, до Митрофаньевского шоссе.

  • 1 Ноября 2016, 16:06

    Компании "ЛенСпецСМУ" и "ЛСС Варшавская" передали в собственность Петербурга около 5 га в будущем ЖК "Галактика" за Варшавским вокзалом. На участке запроектирован линейный парк длиной около 1,5 км, рассказал на пресс-конференции гендиректор ССМО "ЛенСпецСМУ" Геннадий Щербина.

    Парк должен протянуться от бывшего вокзала, ныне ТРК "Варшавский экспресс", до Ташкентской улицы, где планируется построить выход со станции метро "Московские ворота-2". Несмотря на то что участок передан городу, в строительстве зеленой зоны может принять участие застройщик, не исключают в "ЛенСпецСМУ". "К 2022 году построим", – сказал Геннадий Щербина....

    Дальше - http://www.fontanka.ru/2016/11/01/095/

  • 4 Декабря 2016, 12:19

    Подпись под фото 4 - Варшавский вокзал. Фото начала 1900-х гг. Витраж. - явно не соответствует изображению. И само фото не мешало бы заменить на нормальный вариант. См:  "Санкт-Петербург. Варшавский вокзал. 1860 год. " от Ладада. Автор фотографии Альфред Лоренс. 1860-е.

     

  • 4 Декабря 2016, 13:08

    http://www.rzd-expo.ru/history/petersburg-warshaw_railway/ - подробный текст о С.-Петербург-Варшавской железной дороге, в том числе подробности об устройстве вокзала. Несколько удивляют некоторые датировки. Получается, что вокзал не начинал действовать до возведения нового здания, построенного Сальмоновичем.

  • 3 Июня 2018, 19:11

    вид  касс суточной продажи и зал ожидания в 1995 г

     

    https://farm2.staticflickr.com/1752/40712719710_b19b834c65_o.jpg

  • 22 Сентября 2018, 07:47

    Рассказ Сены Сергея Львовича (тогда студента) со слов Муравьева Бориса Викторович (тогда декана арх. фак. ЛИСИ): Борис Викторович, вернувшсь с фронта получил назначение в архитектурное начальство Ленинграда. Как-то сверху пришёл приказ в короткий срок (чуть-ли не в сутки) поставить два памятника - Сталину у Балтийского вокзала и Ленину у Вашавского. Памятники эти до этого не плданировались, и готовых crekgneh не было. Была единственная возможность - отнять их у других заказчиков. К счастью в Ленинграде отливалсь такие памятники по заказам из других городов. Муравьев бросился искать их по заводам. Подходящая (выборбыл достаточный, было из чего выбирать) скульптура Сталина нашлась быстро и памятник поставили в сквере площади Балтийского вокзала.

    Скульптуру Ленина отыскали с трудом - она была единственная (так, кажется). Привезли к ночи. Постамент уже соорудили. Ноги скульптуры уложили на постамент, грудь упёрли в тягач, который двигаясь к постаменту поднимал вождя из горизонтального в вертикальное положение (впрочем, может поднимали и иным образом - краном, подвязав скульптуру за голову - эту детальне вполне помню). Когда уже почти поставили в вертикальное положение, вдруг выяснилось, что рука или затылок скульптуры упирается в горизонтальную металлическую связь, стугивавшею основание арки вокзала, и не даёт поставить скульптуру вертикально. Было принято отчаянное решение - резать связь. Когда рабочий почти уже ее разрезал, она с оглушительным шумом лопнула и разошлась, и все здание вокзала взрогнуло. Все в ужасе разбежались, боясь обрушения... Но арка выдержала, не обрушилась, и статую вождя поставили вертикально.

    По-моему было глупостью его убирать оттуда. Никакое аутентичное восстановление ажурности того, что было до 1917 года, как показывает практика, у нас не получается. Ленин в этой арке был иной, новый, по отношению к состонию на 1917 года образ. Но это был всё же образ. Сейчас это безобразие.  

  • 17 Декабря 2018, 14:23

  • 4 Ноября 2019, 13:23

    Об инженере-архитекторе Петре Онуфриевиче Сальмонович можно посмотреть на форуме http://forum.citywalls.ru/topic377-page5.html#post56310 

  • 29 Марта 2020, 13:34

    Фото начала 1980-х годов. Варшавский вокзал (закрыт на реконструкцию 15 мая 2001 года) и Церковь Воскресения Христова Всероссийского Александро-Невского братства трезвости 

     

    https://sun6-14.userapi.com/c856120/v856120651/20cdba/c9bksaMnlLE.jpg

  • 8 Мая 2020, 01:34

    ЦГИА СПб.  Фонд 1357.  Опись 10.  Дело 539
    Проект устройства бранд в сарае для хранения

    Императорского поезда Варшавской железной дороги N579 Дата: 1893 год

     

  • 21 Декабря 2020, 03:43

    перечитав публикацию, видно, что в истории вокзала упущен один момент : когда в период после 1949 года было прекращено использование обоих внутренних платформ вокзала под стеклянной крышей ?   

    Вырезка из газеты 1949 г говорит.. что еще  тогда внутренность вокзала под обоими дебаркадерами ( кстати это французское слово в тексте тщательно избегается -:) низкопоклонство-с...) используется.

     

    Мое предположение  - это произошло где-то в 1960-ые гг наряду с электрификацией пригородного движения до Гатчины ( Сиверской ?). После этого все платформы были вынесены на открытое пространство позади здания, внутренние обезлюдели,  а процесс деградации стильной европейской станции середины XIX века с металлическими  конструкциями  дебаркадера начался

     

    Процесс физического уничтожения дебаркадеров знаком по Московскому и Балтийскому, лишь на Витебском удалось провести електрификацию достаточно тактично, без  уничтожения тамошних

  • 26 Декабря 2020, 19:10

    Надо же - совсем без машин. Редкая удача :) Поставлю заглавным во второй публикации.

  • 26 Декабря 2020, 20:02

    Что как бы мрачно символизирует: стратегическое направление на Варшаву утрачено на века (навсегда).

  • 8 Октября 2021, 21:17

    Фото 2008 г.

     

     

    За Варшавским вокзалом присно памятная халабуда, которую не могли разобрать несколько лет. 

     

     

  • 11 Января 2022, 12:07

    2006 год.

  • 24 Апреля 2023, 05:26

    отправил  рисунок  и  текст об участии  французских банков, строительных фирмах и инженерах, написанный мною по иностранным источникам, содержащий информацию обычно отсутствующую в отечественной литературе

  • 2 Мая 2024, 12:07

    1870-1900-е гг. Варшавский вокзал. Неизвестный фотограф, с.натуры. (отправил)

    https://collection.artsacademymuseum.org/entity/OBJECT/132295

  • 2 Мая 2024, 13:10
    Ответ на "1870-1900-е гг. Варшавский вокзал. Неизвестный фот" от Риэлтор

     Мост есть? Или угол таков, что он просто не виден? А мост был построен в 1869-1870 годах. Да и вообще вид такой, словно все еще в работе. Ничего себе размах датировки - 40 лет.

    На фото 1863 года (фото 5)

    На pastvu непонятно, что имеют в виду: 1870-1890 - pastvu.com/p/1811245

    Есть еще фото А.Ф. Лоренса со старым деревянным мостом, даты: 1865-1869 - pastvu.com/p/129688

    Вообще, фотографий много и они помогают уточнить датировку.

     

  • 2 Мая 2024, 13:39
    Ответ на "Мост есть? Или угол таков, что он просто не виден?" от Liz

     https://pastvu.com/p/1811245

    Впечатление, что мост за кадром. Все фотокамеры были с треногами, она могла стоять на мосту. Видно строительство (или ремонт?) набережной канала

    Слева в углу якори откопали

  • 2 Мая 2024, 14:32
    Ответ на "она могла стоять на мосту" от Риэлтор

     На каком мосту могла стоять камера, если снимали справа? Мост, построенный в 1869-1870 годах, стоял по оси вокзала, старый деревянный левее. 

    В предыдущем комментарии я не дописала фразу: На фотографии 1863 года (фото 5) видна похожая высокая гряда из камней

  • 2 Мая 2024, 15:22
    Ответ на "На каком мосту могла стоять камера, если снимали с" от Liz

     Значит, не на мосту!..

    Но на фото 5 (и следующем) видны столбы для проводов, а на обсуждаемом их нет. Только  низкие газовые фонари!

    PS. Похожий столб для проводов и фонарь видны на Египетском цепном мосту photo472174.html

  • 3 Мая 2024, 01:46
    Ответ на "Значит, не на мосту!.. Но на фото 5 (и следую" от Риэлтор

     Все телеграфные столбы похожи друг на друга, как мало что другое, согласитесь, независимо от того, где они стоят. Стояли. Возможно, 1863 год это ошибка, и фотография та несколько более поздняя. Ну, так если на обсуждаемом фото столбов нет, это только подтверждает, что оно довольно раннее, разве нет? Мы с чего начали? Что датировка бессмысленная. Кстати, на фотографии с деревянным мостом, т.е. до 1869 года, столбы телеграфные есть - pastvu.com/p/129688 - ее бы надо в публикацию.

  • 3 Мая 2024, 10:54
    Ответ на "Все телеграфные столбы похожи друг на друга, как м" от Liz

     Вероятнее всего, Вы правы. Обсуждаемое фото можно датировать началом 1860-х гг.

    Ответ на "1870-1900-е гг. Варшавский вокзал. Неизвестный фот" от Риэлтор

     Разборка части набережной, видимо, связана с реконструкцией вокзала. А она проходила в 1858-1860 гг.

     

    Обратил внимание на план из альбома 1872 г., на кот. справа от вокзала нарисован бассейн, в кот. был доступ  из Обводного канала...

     

    На фото А.Ф.Лоренса 1865-71 гг. (датировка смущает) https://pastvu.com/p/129688 справа от канала виден выход светлой кирпичной (вероятно, дренажной) трубы, а левее её просматривается арочный подъём дороги и яма перед ним в сторону Обводного канала. Возможно, этот участок дороги перед вокзалом и переделывался.

     

    Информации, приведённой в тексте публикации о реконструкции 1858-1860 гг., недостаточно для определённых выводов.

  • 4 Мая 2024, 00:57

    К фото 8 и 9.

    Здесь показаны 2 листа из издания, которое, думаю, мало кто видел. И это очень неправильно - ради краткости искажать его название и не давать ссылки на само издание. Это же не ВПб-ВПг, которые все (почти) знают и бесконечно используют, не напишешься каждый раз. Здесь-то один раз можно и скопировать полностью.

    Я стала этот альбом искать, потому что зашла речь о неком бассейне, который обозначен на плане (фото 9) западнее здания вокзала. Хотелось понять, является ли этот план фиксационным или проектным.

    Издание я нашла, это оказалось не трудным, но все-таки это не дело заниматься таким сочинительством.

    Название можно сокращать, но на это тоже есть свои правила.

    Атлас чертежей общего расположения путей, зданий и мостовых сооружений существующих в России железных дорог / сост. И.И. Волгунов. - М., 1872.

    Что касается бассейна, первый план, на котором он встретился, это план С.-Петербурга Мусницкого 1868 года.

    Здесь он показан никак не связанным с хозяйством вокзала, но на плане из издания 1872 года видны пути, непосредственно к нему подходившие.

    Интересен также план С.-Петербурга и его окрестностей 1863 года авторства Ивашкина, на котором видны протоки на месте, где был устроен бассейн.

     

     

    Кажется, в последний раз бассейн попал на план, прилагавшийся к выпуску ВПб на 1910 год.

    Но понятно, что план для ВПб на 1910 год это план, составленный не позднее 1909 года. В планах же 1910 года бассейна не видно. Нет его и на плане, подготовленном в 1910 году для ВПб на 1911 год.

  • 4 Мая 2024, 14:35

    Спасибо. Название поправила.

    Интересно как использовался этот бассейн. Пожарный водоем возле канала вряд ли был нужен. Смысл имел водоем, в который могла зайти баржа и с нее можно было сразу перегрузить на платформу или в вагон.  Бассейн соединялся с каналом?

    Для дренирования бы канаву прокапали, а не бассейн.

    До 1894 г. дорога принадлежала ГОРДЖ, а с 1894 вернулась в казеное управление. В 1907 г. вошла в состав Северо-Западных железных дорог. Скорее всего к тому времени перегрузка с барж была уже не актуальна и бассейн засыпали. Это только предположение.

  • 4 Мая 2024, 19:56

    А откуда в конце публикации этот перл?

    То есть, если бы было мнение, что при наводнении водам Невы выход в залив есть, канал назвали бы Обводный? А в чем разница в значении той и другой формы? Триумф народной этимологии. Пушкин нас навеки припечатал: мы ленивы и нелюбопытны. 

    Интересующее нас слово в отношение канала впервые появилось в 1804 году в документе под названием  «Об устроении обводного около Санкт-Петербурга канала». Да, с маленькой буквы, потому что речь тогда шла не о названии, а о сути сооружения (хотя дальше увидим, что и топонимы в те патриархальные времена писали как хотели). Форма родительного падежа одинаковая у обеих форм слова -  «обводный» и «обводной», и какой вариант имелся в виду, мы из заголовка не узнаем. Названием это слово стало позднее. На плане Шуберта (1828) читаем: «Новообводный канал».       

    Но мы сейчас еще кое-что проверим. Открываем первую петербургскую адресную книгу, изданную в 1809 году, и, конечно, не видим в ней Обводного канала ни через «о», ни через «ы». А видим вот что (С. 32).

    Видим мы тут хоть одно прилагательное, которое оканчивалось бы на "-ый" или "-ий"? Не видим, потому что такова была норма. Но норма эта уже потихоньку размывалась в то время.

     

    А тут на одной странице и старая и новая формы (С. 5).

    Путаницы другого рода тоже хватало.

    Здесь перечисляются речки и каналы (после Таракановки должна быть запятая) перед тем, как перечислить мосты через них, и можно подумать, что Новой и Загородной это два разных канала. Но нет. Далее, на той же странице описательно  перечисляются мосты, которые в то время не имели названий. И выясняется, что Новый Загородный это один канал, будущий Обводный.

    И это на одной странице (33), два соседних абзаца. Как вам такое? Так что, если где-то и встречается форма "Обводной", это всего лишь более ранняя норма. Вплоть до середины 19 века разнобоя было много, потом стало строже. Но уже в 1836 году вышло издание, «Нумерация домов в С.-Петербурге», в котором эта строгость себя показала.

    (С. 387).

    Так что к моменту строительства Варшавского вокзала (1850-е) эта форма была абсолютно устаревшей, а уж вкладывать в нее никогда не существовавшее содержание совсем нет смысла.

  • 4 Мая 2024, 20:27
    Ответ на "Бассейн соединялся с каналом?" от Наталия

     Судя по многочисленным планам, там был мост. Лучше всего он виден на Плане на урегулирование С.-Петербурга 1880 года.

    На плане из альбома 1872 года видно, как много путей туда подходило.

  • 5 Мая 2024, 00:42
    Ответ на "Судя по многочисленным планам, там был мост. Лучше" от Liz

     Тогда это явно бассейн для перегрузки с барж.

    А "перл" не знаю откуда. Про наводнения явно ерунда. 

    По ТЭ:  от 13 мая 1766 "Об устроении предместий в Санкт-Петербурге" планировалось "присовокупляющиеся к городу предместия к ограничению от выгонов, вокруг обвести каналом шириною в 4 и 5 сажень". Этот канал получил название Городской кан., а с 1795 г. также Городовой кан. или канал ограничивающий город (1798). В 1781-1812 гг. употреблялось еще наименование Новый кан.

    28 дек. 1804 последовало новое высочайшее повеление "Об устроении обводного около Санкт-Петербурга канала". Т.о. канал должен был "обводить", т.е. служить южной границей города. Описание предназначеня канала "обводный" превратилось со временем в его название.

    Ну и еще упоминаются разные названия в 1820 -  Городской ров, в 1835 - Загородный кан.. Варианты Обводный городовой кан., Новообводный канал или Ново-Обводный. (с. 261)

    К слову - про Варшавский мост написано, что название известно с 1860 г.

     

    Завтра перечитаю, перл уберу,  может что полезного добавлю - мы тогда очень кратко литературу использовали. 

  • 5 Мая 2024, 08:16
    Ответ на "Вероятнее всего, Вы правы. Обсуждаемое фото можно " от Риэлтор

     "Разборка части набережной, видимо, связана с реконструкцией вокзала"

     

    Возможно, разборка части набережной связана со строительством Главного выпускного водостока по нивелировке Савицкого 1876 г.? (см. комменты мая 2022 г. к citywalls.ru/house16581.html )

  • 5 Мая 2024, 08:28
    Ответ на "Интересно как использовался этот бассейн" от Наталия

     Вы правильно предполагаете: основное назначение - бассейн для перегрузки с барж.

    Аналогичный бассейн был и на Николаевской железной дороге на Обводном канале недалеко от Невы, см. https://retromap.ru/1418833_59.914545,30.376381 

     

    "Для дренирования бы канаву прокапали, а не бассейн"

    Но такая изогнутая канава для дренажа (без начала и конца - т.е. уходила под землю) есть на плане  между путей южнее бассейна.

     

  • 5 Мая 2024, 12:06
    Ответ на "Тогда это явно бассейн для перегрузки с барж. А "п" от Наталия

     Перл из ранних комментариев. Про наводнения не ерунда, конечно, в 18 веке идея каналов как средства от наводнений сущаствовала, но вряд ли это имело отношение к Обводному. Я же прореагировала в основном на "топонимические" изыскания. Официальные же "топонимисты" в этом случае, как и во всех других, игнорируют адр. книгу 1809 года, где приводятся реальные, живые топонимы, вроде Нового Загородного канала.

  • 8 Мая 2024, 09:06

    Выгрузка почтовой корреспонденции из почтового вагона на Варшавском вокзале https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=8757058

     

    ещё несколько фото платформы:

    https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/photo/d1299

    https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/photo/d1297

    https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/photo/d1298

     

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32147
Готовится: 72
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 2686