Публикация

Балтийский вокзал

Здание на карте
фото
Архитекторы: Кракау А. И.
Год постройки: 1857
Стиль: Неоренессанс

Балтийский вокзал                                   неоренессанс

наб. Обводного канала, 120

Пам. арх. (регион.)

1857 - арх. Кракау Александр Иванович

 неоренессанс (Пунин)

Комплекс построек Балтийского вокзала -

Здание вокзала

1857 - арх. Кракау Александр Иванович.

Здание товарной станции

1870-е гг. - инж.-арх. Знобишин Д. В.     (Список...)

 

 

  • фото

    Балтийский вокзал. 1858 г.
    Дебаркадер Петергофской
    железной дороги в Петербурге
    (репродукция с рисунка)
    (добавил PavelT)

  • фото

    Старая открытка.
    Фото - К.Булла. 1913 г.

  • фото

    Альбом чертежей сооружений
    Российских железных дорог.
    1872
    Добавил - YURIY ALEKSANDROV.

  • фото

    Фасад и поперечный разрез.
    Чертежи. 1872. [3]

  • фото
  • фото

    Балтийский вокзал.
    И. Шпрлемань, рис., 1860 г.

  • фото

    Из альбома: СПб в 1860-е -
    1870-е гг. XIX в.
    Добавил - Ладада .

  • фото

    Балтийский вокзал. 1913 г.
    Добавил - Ладада .

  • фото

    1913 г. Провожающие на перроне
    (Журнал "Историк" N9 .- М.,2016. С.32.)
    Добавил - nikspb

  • фото

    март 1919 г. Открытие
    памятника Луи Огюсту Бланки
    Фото - Я. Штейнберг
    Госкаталог

    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1919 - 1923
    Бюст Л.О. Бланки
    у Балтийского
    вокзала
    Госкаталог
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    Балтийский вокзал.
    1929 г.
    Добавил - Ладада .

  • фото

    конец 1930-х гг.

  • фото

    1930-е гг.

  • фото

    Памятник Сталину
    у Балтийского вокзала
    скульпт. Н.В. Томский,
    арх Н.Ф Хомутецкий,
    Б В Муравьев, С И Евдокимов

    (добавил Риэлтор)

  • фото

    начало 1950-х гг.
    Фото - Кузьми А. Н.
    ЦГАКФФД СПб Ар 202954

  • фото

    Балтийский вокзал.
    1954-1956 гг.
    Добавил - Ладада .

  • фото

    Проект реконструкции. Вариант фасада на площадь
    у вокзала. 1950-е.
    ГНИМА ОФ-5863/37 (госкаталог № 8704248)
    Добавил - _p_k

  • фото

    Проект реконструкции. Развертка с площади
    у Балтийского вокзала, слева станция
    метро "Балтийская". Середина 1950-х гг.
    ГНИМА ОФ-5863/7 (госкаталог № 8704156)
    Добавил - _p_k

  • фото

    1955-1960 гг.
    pastvu.com

  • фото

    Конец 1970-х гг.
    Тепловоз ТЭП60-0001
    на станции
    Ленинград-Балтийский
    (rail-club.ru)

  • фото

    Приложение к
    Топ-плану 2004
    Добавил- IVa

Строительство Петергофской ж.д. совпало с началом Крымской войны. <…> Железная дорога в одну из самых роскошных царских резиденций строилась на капитал барона А. Л. Штиглица, вложившего в это предприятие 2 млн. руб. Издержки по строительству он намеривался возместить после постройки дороги путем выпуска акций. Председателем правления Общества Петергофской железной дороги являлся Р. В. Штейнгель.

К сооружению дороги приступили в 1853 г. Сначала работы шли медленно и даж были приостановлены на один год, но после окончания Крымской войны их интенсивность возросла. С 1856 г. к проектированию искусственных сооружений на Петергофской дороге приступил видный инженер-мостовик  С. В. Кербебедз. К числу наиболее интересных сооружений, выполненных на этой трассе по проекту  Кербедза и под его руководством, относится металлический железнодорожный мост в районе Стрельны с пролетом 26,3 м.

21 июля 1857 г. состоялось торжественное открытие Петергофской ж.д. Состав из 14 вагонов благополучно доставил 300 пассажиров из столицы до Петергофа за 1 час 10 мин. Управляющим дорогой стал В. И. Бурдо, до этого являвшийся главным производителем работ на ее строительстве.

Движение поездов из СПб осуществлялось с нового, четвертого по счету вокзала в столице (впоследствии назван Балтийским). Построенный по проекту архитектора А. И. Кракау по тупиковой схеме. Он занял участок на Обводном канале по соседству с Варшавским вокзалом площадью около 12 тыс. кв. м; длина его по главному фасаду составила  56,6 м. Фасады здания. Имевшего П-образный план, архитектор решил в стиле ренессанса. Две симметрично размещенные невысокие башни подчеркивали общественную функцию вокзала, акцентируя его объем в пространстве привокзальной площади. Той же цели служили выступающие ризалиты симметричных двухэтажных флигелей. Левый флигель, изолированный от других частей вокзала, предназначался  для членов царской фамилии, а в правом находились багажное отделение. Залы ожидания и кассы для прочих пассажиров. Оба боковых крыла соединялись крытым дебаркадером, вмещавших два рельсовых пути и три платформы. Торцевую стену дебаркадера украшал огромный полукруглый витраж, оформленный на фасаде арочным проемом. Позднее там установили часы фирмы «Павел Буре», существующие и в настоящее время.. Вокзал Петергофской дороги в Петербурге был причислен к I классу. Кроме пассажирского здания в СПб, по проектам А. И. кракау возводились вагонные и локомотивные депо, дома для служащих и другие сооружения.

Наружные подъезды и подходы к зданию вокзала были выполнены в виде двух самостоятельных пандусов с боковыми съездами, позволявшими экипажамвъезжать под арочные ризалиты. Пассажиры проходили внутрь через арки-входы.

Особое положение Петергофской ж.д., изначально ориентированной на обслуживание высшей знати, определило нестандартное решение главных пассажирских зданий на ней, выполненных по проекту Н. Л. Бенуа. В 1854 г. он приступил к проектированию вокзала в Петергофе – тогда конечной станции дороги. <…> Бенуа также принадлежат проекты вагонного и локомотивного депо в Петергофе и ряда других станционных зданий на Петергофсой дороге – Стрельна (1856), Сергиево (1857), Красное Село (1858). Последняя станция была сооружена на линии, проложенной от Лигово через два года после открытия движения по дороге. <…>

Появление ж.д. в юго-западных окрестностях Петербурга способствовало превращению небольших поселков  в дачные пригороды и места массового паломничества столичной публики. Наиболее популярными были поездки на престольные праздники в мужской монастырь в Троице-Сергиевой пустыни, ежегодно проводившиеся смотры и маневры  в Красном Селе, куда выезжали в летние лагеря гвардейские полки и курсанты военных учебных заведений… <…>. Бега на Красносельском ипподроме, открывшемся в 1861 г. (специально для доставки пассажиров непосредственно к ипподрому была даже выстроена платформа Скачки). В некоторые дни ж.д. с трудом справлялась с наплывом пассажиров.

В 1862 г. приступили к сооружению ж.д. ветви Петергоф - Ораниенбаум. С открытием движения по ней в 1864 г. общая длина дороги достигла 45 км.  <…>

Петергофская дорога сохраняла свое дачно-пригородное значение до 1872 г.. когда произошло ее присоединение к Балтийской ж.д., которая к этому моменту уже открыла движение на участке Тосно-Гатчина-Балтийский порт (Пальдиски) - Ревель (Таллинн).

Высочайшее утверждение концессии на ее строительство, выданное Обществу Балтийской ж.д., состоялось в 1868 г. Председателем Правления стал барон А. М. Пален. Руководство строительством возглавил инженер Р. В. Штейнгель, а управление Главной конторой строителей – инженер С. И. Кербедз. Растущий вывоз хлеба – главного предмета экспорта России – и ограниченные возможности старого СПб морского порта, о реконструкции которого тогда еще только помышляли, заставили правительство искать способы соединения хлебородных районов Империи с ее прибалтийскими портами посредством широкой сети новых железных дорог.  Одной из них и должна была стать Балтийская ж.д., призванная, помимо того, разгрузить работавшую с большим напряжением Николаевскую ж.д.  Уже к концу 1872 г.  всего несколько месяцев спустя после присоединения Петергофской ж.д., Общество проложило соединительную ветвь от Красного Села до Гатчины, и в том же  году в СПб прибыл первый пассажирский поезд из Ревеля.. Через два года был построен участок Тапс - Дерпт (Тапа - Тарту), регулярное движение по которому началось в 1877 г. Т. о., общая протяженность Балтийской ж.д. , (включая участки бывшей Петергофской ж.д.,   в том числе двухпутный участок СПб-Новый Петергоф-Ораниенбаум) составила около 600 км.  Батийская дорога приняла на себя значительную часть экспотно-импортного грузопотока, возраставшего весной и осенью в связи с разницей в сроках навигации между портом Ревеля, Балтийского порта и СПб <…>

Лидируя среди российских ж.д. по пассажирским перевозкам (в основном за счет линии СПб-Ораниенбаум, СПб-Гатчина), Балтийская дорога все же в значительной степени была ориентирована на перевозку экспортно-импортных грузов. <…>

В 1893 г., следуя политике огосударствления частных железных дорог, несмотря на возражения Правления Общества, правительство выкупило Балтийскую железную дорогу в казну, а в 1907 г. она вошла  в состав Северо-Западныхжелезных дорог.

(От Царскосельской до Октябрьской. Альбом Изд. 2-е, испр. и дополн.- СПб.: Лики России, 2007 С. 54-63; добавил Наталия)

На привокзальной площади в 1919 г. был установлен бюст Огюсту Бланки, затем с 1949 г. памятник Сталину (скульпт. Томский). Сейчас здесь маленький сквер.

 

5 ноября 1949 г., торжественно открыли памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину работы Николая Томского. Архитектурное оформление выполнили Николай Хомутецкий, Борис Муравьёв и Сергей Евдокимов. Отлитая на «Монумент-скульптуре» фигура Сталина представляла «вождя народов» в полный рост. Стоящий на 5-метровом ступенчатом прямоугольном постаменте, Сталин в левой руке держал свиток, а правую заложил за обшлаг шинели. Этот памятник демонтировали в 1961 г.

(Алексей Ерофеев Скверы, сады и парки Петербурга. Зелёное убранство Северной столицы 2015 г. добавил Риэлтор)

 

Реконструкция вокзала проводилась в начале 1930-х гг. - пригородное сообщение Балтийского направления переводили на электрическую тягу. Тогда же в здании был устроен центральный вход.

 

Станция метро "Балтийская" была построена в 1955 г. по проекту арх. М. Бенуа, А. Кубасова и Ф. Олейника. Планировалось построить второй павильон справа от вокзала.

 

На территории вокзала действует часовня  Церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала.

 

1965:  ЛенУТЭК. Узловая транспортно-экспедиционная к-ра Упр. Ленпромтранс  - Лиговский пр., 50

          Балтийское отделение   - Обводный кан., 120   ([108]. C. 105)

 

 

В 2001 г. постройки комплекса включёны КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (244).

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения  на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры №10-22 от 21.07.2009 г.

15 комментариев
17408 просмотров
Добавил: Mary, 2 Ноября 2008, 03:30
Редактировано: 11 Июня 2024, 19:09
Оцените:
(44 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2331.html' target='_blank'>Балтийский вокзал на Citywalls.ru</a>
Всего 15 комментариев
  • 4 Сентября 2010, 01:04

    Нет происх. данных.

     

    Видимо, эти данные относятся к строениям с лит., но коль скоро дан этот адрес, помещаю сюда:

    № 108. С. 105.

    ЛенУТЭК, Узловая транспортно-экспедиционная к-ра Упр. Ленпромтранс - Лиговский пр., 50.

    Балт. отд-ние - Обводный кан., 120.

    Витеб. отд-ние - Лиговский пр., 240.

    Морское отд-ние - Межевой канал, 5.

    Москов. отд-ние - Полтавская, 9.

    Финлянд. отд-ние - Минеральная, 25.

  • 3 Января 2012, 17:53

    РЖД предлагает каждому попробовать себя машинистом

    03 января 2012, 13:30 dp.ru

    Универсальный инновационный выставочный комплекс ОАО "РЖД" откроется сегодня на Балтийском вокзале. Комплекс состоит из восьми специальных железнодорожных вагонов, в которых находится экспозиция, посвященная последним железнодорожным научно-техническим достижениям.
     Также на выставке будут представлены обучающие тренажеры "Локомотив 2ЭС5К", авиасимулятор, симулятор стрелкового оружия "Тир", и различные разработки компаний "Роснано" и "Росатом", сообщает пресс-служба РЖД.

    Экспозиция продлится до 8 января. Время работы комплекса: с 09:00 до 17:00. Для взрослых стоимость посещения - 70 рублей, для группы (20 человек) - 900 рублей, а для школьников экскурсия бесплатна.

    Короткий адрес этого материала


  • 15 Мая 2012, 11:37

    1857 г. - " 2 августа 1857 г. открыт Балтийский вокзал; началось железнодорожное движение от Петербурга до Петергофа. Первый поезд отправился в 10 часов утра и был в пути час десять минут.

    1864 г. -    19 июня 1864 г. открыто железнодорожное движение до Ораниенбаума. Первый поезд по этому маршруту, состоявший из двух вагонов, отправился с Балтийского вокзала.

    1935 г. - 31 декабря 1935 г. с Балтийского вокзала в Красное Село отправился первый электропоезд. "

        ( С. 141, 173, 282 Источник: Шерих Д.Ю. ПЕТЕРБУРГ День за днем.            Городской месяцеслов. - СПб., издательство "Петербург - XXI                  век". 1998.- 320 с. /Все даты - по новому стилю/. )

  • 2 Ноября 2014, 17:32

    1949 г., февраль м-ц. : Начало фабрикации "Ленинградского дела".
    1949 г., ноябрь м-ц.   : Открытие памятника Сталину.
               " На иллюстрации из Центрального архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга  - митинг, посвященный открытию памятника Сталину у Балтийского вокзала, 5 ноября 1949 г.

     Автор съемки И. Фетисов."               (Лит-ра: С.Пб.Ведомости. - Вып. № 206 от 31.10.2014)

            

  • 2 Ноября 2014, 18:34

    http://isl.livejournal.com/382998.html

    Памятник Огюсту Бланки (1919 г.)



    Открыт 2 марта 1919 года. Находился у Балтийского вокзала.

  • 9 Января 2018, 21:02

    Проект реконструкции. Вариант фасада на площадь у вокзала. 1950-е.  ГНИМА ОФ-5863/37 (госкаталог № 8704248)

     

     

  • 10 Января 2018, 17:54

    Ещё один проектный рисунок из госкаталога: Бенуа М. К.; Кубасов А. И.; Олейник Ф. Ф.; Эпштейн С. М. Проект реконструкции здания Балтийского вокзала. Развертка с площади у Балтийского вокзала, слева станция метро "Балтийская". Середина 1950-х гг. Номер в Госкаталоге: 8704156, ГНИМА ОФ-5863/7

     

     

  • 31 Марта 2019, 12:05



    1996—2000 гг.
    Автор фото: Aku Korhonen

  • 9 Января 2020, 22:15

    1913 год

  • 10 Января 2020, 11:20
    Ответ на "1913 год" от Олег Сыромятников

     Без ссылки (хотя бы на название журнала или газеты) ценность Вашего сообщения равна нулю.

  • 14 Мая 2020, 04:00

    Дебаркадер Петергофской железной дороги в Петербурге

    (репродукция с рисунка) - Балтийский вокзал. 1858 г.

    см. публ.

     

  • 14 Мая 2020, 09:09
    Ответ на "Без ссылки (хотя бы на название журнала или газеты" от S.P.

     Олегу уже это неоднократно объясняли. Но бесполезно. 

  • 27 Ноября 2023, 12:57

    Памятник Луи Огюсту Бланки был открыт у здания Балтийского вокзала около 12:00 2 марта 1919 года. На открытии присутствовали делегации: Нарвского районного Совета во главе с Исполнителньм комитетом, Экспедиции Заговления Государтвенных Бумаг, железнодорожников, Первого клуба сочувствующих, фабрик "Скороход" и "Красный треугольник", стрелкового полка и др. Церемония открытия началась с исполнения оркестром "Марсельезы" и "Интернационала", затем от имени Петроградской Трудовой Коммунны выступил Народный комиссар просвещения А.В. Луначарский с разъяснением роли Бланки в революционном движении. После Луначарского от имени Нарвского Совета выступил т. Аркадьев. По случаю открытия памятника Нарвский районный Совет выпустил брошюру "Первый коммунар, заживо погребенный", которая бесплатно раздавалась присутствующим. Северная Коммуна. 1919. 2 марта. № 49 (242). С. 2. Северная Коммуна. 1919. 4 марта. № 50 (243). С. 2. 

  • 27 Ноября 2023, 19:54

     

    02.03.1919. Открытие памятника Луи Огюсту Бланки.  

    Автор: Я. Штейнберг. 

    Источник: goskatalog.ru

     

    02.03.1919. Открытие памятника Л.О.Бланки.

    Источник: goskatalog.ru

     

     

    1919 - 1923. Бюст Л.О. Бланки у Балтийского вокзала.

    Источник: goskatalog.ru

  • 4 Февраля 2024, 22:22

    photo12514.html  1949-54  г.- метро ещё не построено (более крупное фото отправил)

    5 ноября 1949 г., торжественно открыли памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину работы Николая Томского. Архитектурное оформление выполнили Николай Хомутецкий, Борис Муравьёв и Сергей Евдокимов. Отлитая на «Монумент-скульптуре» фигура Сталина представляла «вождя народов» в полный рост. Стоящий на 5-метровом ступенчатом прямоугольном постаменте, Сталин в левой руке держал свиток, а правую заложил за обшлаг шинели.
    Этот памятник демонтировали в 1961 г.

    Алексей Ерофеев  Скверы, сады и парки Петербурга. Зелёное убранство Северной столицы 2015 г

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32147
Готовится: 72
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 2888