Публикация
Балтийский вокзал
Балтийский вокзал неоренессанс наб. Обводного канала, 120 Пам. арх. (регион.) 1857 - арх. Кракау Александр Иванович неоренессанс (Пунин) Комплекс построек Балтийского вокзала - Здание вокзала 1857 - арх. Кракау Александр Иванович. 1870-е гг. - инж.-арх. Знобишин Д. В. (Список...)
Строительство Петергофской ж.д. совпало с началом Крымской войны. <…> Железная дорога в одну из самых роскошных царских резиденций строилась на капитал барона А. Л. Штиглица, вложившего в это предприятие 2 млн. руб. Издержки по строительству он намеривался возместить после постройки дороги путем выпуска акций. Председателем правления Общества Петергофской железной дороги являлся Р. В. Штейнгель. К сооружению дороги приступили в 1853 г. Сначала работы шли медленно и даж были приостановлены на один год, но после окончания Крымской войны их интенсивность возросла. С 1856 г. к проектированию искусственных сооружений на Петергофской дороге приступил видный инженер-мостовик С. В. Кербебедз. К числу наиболее интересных сооружений, выполненных на этой трассе по проекту Кербедза и под его руководством, относится металлический железнодорожный мост в районе Стрельны с пролетом 26,3 м. 21 июля 1857 г. состоялось торжественное открытие Петергофской ж.д. Состав из 14 вагонов благополучно доставил 300 пассажиров из столицы до Петергофа за 1 час 10 мин. Управляющим дорогой стал В. И. Бурдо, до этого являвшийся главным производителем работ на ее строительстве. Движение поездов из СПб осуществлялось с нового, четвертого по счету вокзала в столице (впоследствии назван Балтийским). Построенный по проекту архитектора А. И. Кракау по тупиковой схеме. Он занял участок на Обводном канале по соседству с Наружные подъезды и подходы к зданию вокзала были выполнены в виде двух самостоятельных пандусов с боковыми съездами, позволявшими экипажамвъезжать под арочные ризалиты. Пассажиры проходили внутрь через арки-входы. Особое положение Петергофской ж.д., изначально ориентированной на обслуживание высшей знати, определило нестандартное решение главных пассажирских зданий на ней, выполненных по проекту Н. Л. Бенуа. В 1854 г. он приступил к проектированию вокзала в Петергофе – тогда конечной станции дороги. <…> Бенуа также принадлежат проекты вагонного и локомотивного депо в Петергофе и ряда других станционных зданий на Петергофсой дороге – Стрельна (1856), Появление ж.д. в юго-западных окрестностях Петербурга способствовало превращению небольших поселков в дачные пригороды и места массового паломничества столичной публики. Наиболее популярными были поездки на престольные праздники в мужской монастырь в В 1862 г. приступили к сооружению ж.д. ветви Петергоф - Ораниенбаум. С открытием движения по ней в 1864 г. общая длина дороги достигла 45 км. <…> Петергофская дорога сохраняла свое дачно-пригородное значение до 1872 г.. когда произошло ее присоединение к Балтийской ж.д., которая к этому моменту уже открыла движение на участке Тосно-Гатчина-Балтийский порт (Пальдиски) - Ревель (Таллинн). Высочайшее утверждение концессии на ее строительство, выданное Обществу Балтийской ж.д., состоялось в 1868 г. Председателем Правления стал барон А. М. Пален. Руководство строительством возглавил инженер Р. В. Штейнгель, а управление Главной конторой строителей – инженер С. И. Кербедз. Растущий вывоз хлеба – главного предмета экспорта России – и ограниченные возможности старого СПб морского порта, о реконструкции которого тогда еще только помышляли, заставили правительство искать способы соединения хлебородных районов Империи с ее прибалтийскими портами посредством широкой сети новых железных дорог. Одной из них и должна была стать Балтийская ж.д., призванная, помимо того, разгрузить работавшую с большим напряжением Николаевскую ж.д. Уже к концу 1872 г. всего несколько месяцев спустя после присоединения Петергофской ж.д., Общество проложило соединительную ветвь от Красного Села до Гатчины, и в том же году в СПб прибыл первый пассажирский поезд из Ревеля.. Через два года был построен участок Тапс - Дерпт (Тапа - Тарту), регулярное движение по которому началось в 1877 г. Т. о., общая протяженность Балтийской ж.д. , (включая участки бывшей Петергофской ж.д., в том числе двухпутный участок СПб-Новый Петергоф-Ораниенбаум) составила около 600 км. Батийская дорога приняла на себя значительную часть экспотно-импортного грузопотока, возраставшего весной и осенью в связи с разницей в сроках навигации между портом Ревеля, Балтийского порта и СПб <…> Лидируя среди российских ж.д. по пассажирским перевозкам (в основном за счет линии СПб-Ораниенбаум, СПб-Гатчина), Балтийская дорога все же в значительной степени была ориентирована на перевозку экспортно-импортных грузов. <…> В 1893 г., следуя политике огосударствления частных железных дорог, несмотря на возражения Правления Общества, правительство выкупило Балтийскую железную дорогу в казну, а в 1907 г. она вошла в состав Северо-Западныхжелезных дорог. (От Царскосельской до Октябрьской. Альбом Изд. 2-е, испр. и дополн.- СПб.: Лики России, 2007 С. 54-63; добавил Наталия)
На привокзальной площади в 1919 г. был установлен
5 ноября 1949 г., торжественно открыли (Алексей Ерофеев Скверы, сады и парки Петербурга. Зелёное убранство Северной столицы 2015 г. добавил
Реконструкция вокзала проводилась в начале 1930-х гг. - пригородное сообщение Балтийского направления переводили на электрическую тягу. Тогда же в здании был устроен центральный вход.
На территории вокзала действует часовня
1965: ЛенУТЭК. Узловая транспортно-экспедиционная к-ра Упр. Ленпромтранс - Лиговский пр., 50 Балтийское отделение - Обводный кан., 120 ([
В 2001 г. постройки комплекса включёны КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (244). Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры №10-22 от 21.07.2009 г. 15 комментариев
17408 просмотров Добавил: Mary, 2 Ноября 2008, 03:30
Редактировано: 11 Июня 2024, 19:09
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2331.html' target='_blank'>Балтийский вокзал на Citywalls.ru</a>
Всего 15 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32147
Готовится: 72
Улицы: 2700
Архитекторы: 4138
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14223
Всего сегодня: 2888
|
Нет происх. данных.
Видимо, эти данные относятся к строениям с лит., но коль скоро дан этот адрес, помещаю сюда:
№ 108. С. 105.
ЛенУТЭК, Узловая транспортно-экспедиционная к-ра Упр. Ленпромтранс - Лиговский пр., 50.
Балт. отд-ние - Обводный кан., 120.
Витеб. отд-ние - Лиговский пр., 240.
Морское отд-ние - Межевой канал, 5.
Москов. отд-ние - Полтавская, 9.
Финлянд. отд-ние - Минеральная, 25.