Публикация

История Ленинградского / Петербургского метрополитена

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1955-2021
Стиль:

 

 

История строительства Ленинградского / Петербургского метрополитена

 

 

История метрополитена

 

Вопрос о проектировании подземного метрополитена в Ленинграде был поставлен в 1938 г. по инициативе Председателя исполкома Лениградского городского совета А. Н. Косыгина. Практически сразу же началась и разработка проекта первой линии от станции "Автово" до Бабурина пер. (ул. Смолячкова). По приказу наркомата путей сообщения она велась московским институтом Метрогипротранс с привлечением лениградских специалистов. 21.01.1941. был подписан документ о создании филиала - Строительство № 5 НКПС. На 1 сентября было намечено окончание технического проекта и сметы. В феврале 1941 г. большинство строительных площадок от Автово до Владимирской были заложены, началась прокладка шахт. Война остановила все работы. Строительство № 5 НКПС переключилось на строительство оборонительных сооружений. Пройденные к тому времени стволы и подземные выработки были затоплены.

 

После окончания Великой Отечественной войны в 1946 г. был создан новый коллектив Ленметропроект. Им пришлось в первую очередь решать экономические задачи - пути удешевления строительства. Довоенный проект был пересмотрен - принят вариант сооружения станций "на горках" (поезд разгоняется под уклон, а затем преодолевает половину подъема по инерции). Диаметр перегонных тоннелей сократили с 6 м (Москва) до 5,5 м.
В 1949 г. на механическом заводе Ленметростроя был изготовлен первый ленинградский образец горнопроходческого комбайна - механизированного щита.
Институт Ленметропроект (затем Ленметрогипротранс) - единственное учреждение в городе на Неве, занимающееся проектированием метро как в Петербурге, так и в других городах, проектированием тоннелей по всей стране. (Построенный лениградцами пешеходный тоннель в Ташкенте не дал во время землетрясения ни одной трещины).
12.1954. было принято Постановление Совета Министров СССР о создании Управления ленингардского метрополитена. За короткий срок городу требовалось подготовить 2 тыс. работников отрасли.
В помещении Школы паровозных машинистов Октябрьской ж.д. были организованы курсы по обучению рабочим профессиям.

 

Архитектурное проектирование станций ленинградского метрополитена началось в 1948 г. Тогда было проведено два конкурса: один - закрытый - на разработку проектов пяти станций: "Пушкинская", "Технологический институт", "Нарвская", "Кировский завод", "Автово"; другой - открытый, в котором участвовали архитекторы Ленинграда, Москвы и др. городов. Было представлено свыше 100 проектов. В начале 1950 г. было одобрено 6 проектов для дальнейшей разработки. Проекты станций - "Пушкинская" и "Владимирская" утверждались позднее.


5 августа 1955 г. в 8 часов утра на станции "Площадь Восстания" началась 48-часовая обкатка первого эскалатора. 6 сентября был сдан 1-й объеект метрополитена - понижающая трансформаторная подстанция Ленэнерго. 7 сентября - обкатка 1-го электропоезда.
5 ноября 1955 г. был подписан акт правительственной комиссии о сдаче в эксплуатацию первой очереди Ленинградского метрополитена. С 5 по 9 ноября была оргинизована перевозка пассажиров по пригласительным билетам.

Торжественное открытие Ленинградского метрополитена состоялось 15 ноября 1955 г.

Вторая в СССР, после Московского метро, подземная электродорога проходит от Автово до пл. Восстания. Первая очередь метро связала четыре вокзала: БалтийскийВаршавскийВитебский и  Московский.

 

В первые годы пассажиры метро предъявляли на контрольном пункте станции билет или другой проездной документ. В штате каждой станции было 20 контролеров и кассиров. Уже через несколько лет на станции "Нарвская" испытывались первые образцы турникетов - вращающиеся двери-вертушки и приемник жетонов (стоимостью 50коп.). Затем появились автоматы свободного прохода. После денежной реформы 1961 г. стали использовать 5 коп. монеты. Одновременно в метро появились разменные автоматы. 

([96], Mary)

Из истории Ленинградского метро

  • фото

    Метростроевцы.
    1950-е гг. [210].С.27.
    (добавил Mary)

  • фото

    Станция метро "Площадь Восстания". В день открытия
    Ленинградского метрополитена 15 ноября 1955 г.
    (добавил Ладада)

  • фото

    1970 г. Визит
    Саддама Хуссейна
    На ст. Площадь
    Восстания

  • фото

    Пригласительный билет.
    (в дни празднования
    38-й годовщины Октябр.рев.)

  • фото

    Монеторазменный
    автомат.
    Фото 1961 г. [96]
    (добавил Mary)

  • фото

История строительства Ленинградского / Петербургского метрополитена

 

10.12.1946 - 1-й тур конкурса на архитектурное оформление станций первой очереди строительства

         1950 - подведены итоги III тура конкурса на архитектурное оформление станций Ленинградского метрополитена

     12.1954 - при исполкоме Ленсовета образовано Управление Ленинградского метрополитена

08.10.1955 - прошел первый пробный поезд от станции "Площадь Восстания" до станции "Автово"

14.11.1955 - указом президиума Верховного Совета СССР Ленинградскому метрополитену присвоено имя В.И.Ленина.

15.11.1955 - в 6 часов началось регулярное движение по трассе, связывающей 4 городских вокзала.

                   На первом участке трассы протяженностью 10,2 км сооружено 8 станция: "Площадь Восстания",

                   "Владимирская", "Технологический институт", "Балтийская", "Нарвская", "Кировский завод", "Автово"

     12.1955 - сооружено депо "Автово"

30.04.1956 - откр. ст. "Пушкинская"

     03.1956 - откр. техническая школа метрополитена

          1957 - созданы Объединенные мастерские метрополитена

01.06.1958 - Кировско-Выборгская линия (2-й уч.) - "Площадь Восстания" - "Чернышевская" - "Площадь Ленина" (3,4 км)

13.08.1958 - откр. наземный вестибюль ст. "Площадь Восстания" со стороны Московского вокзала

29.04.1961 - Московско-Петроградская линия - участок "Технологический институт" - "Фрунзенская" -

                   "Московские ворота" - "Электросила" - "Парк Победы"  (6,5 км).

    10.1961 - решением Исполкома Лениградского городского Совета трудящихся, Ленинградского областного Совета

                   профсоюзов и Городским комитетом ВЛКСМ коллективу Ленинградского метрополитена присвоено звание

                   "предприятие высокой культуры"

01.07.1963 - Московско-Петроградская линия (N2) - уч. "Технологический институт" - "Петроградская" (5,9 км)

                   "Технологический институт" - "Площадь Мира" - "Невский проспект" - "Горьковская" - "Петроградская"

          1965 - Техническая школа разместилась в новом здании на площадке депо "Автово"

01.07.1966 - Кировско-Выборгская линия (№ 1) - 1-й наземный участок "Автово" - "Дачное"  (1,5 км)

30.04.1967 - откр. наземный вестибюль станции "Невский проспект" с выходом на канал Грибоедова

03.11.1967 - Невско-Василеостровская линиия (№ 3) - участок  "Василеостровская" - "Гостиный двор" -

                   "Маяковская" -"Площадь Александра Невского" (6,7 км)

         1968 - поступили первые вагоны серии Ем, изготовленные на вагоностроительном заводе им. И. Е. Егорова

         1969 - организована медсанчасть метрополитена

25.12.1969 - Московско-Петроградская линия (№ 2) - участок "Парк Победы" - "Московская" (1,8 км)

21.12.1970 - Невско-Василеостровская линия (№ 3) - "Площадь Александра Невского" - "Елизаровская" -

                   "Ломоносовская" (6,15 км)

    02.1971 - указом Президиума Верховного Совета СССР Лениградский метрополитен награжден орденом Ленина

25.12.1972 - Московско-Петроградская линия (№ 2) - участок "Московская" - "Звездная" - "Купчино"  (4,4 км)

                 - Введено в эксплуатацию электродепо "Московское"

08.04.1974 - произошел прорыв плывуна между строящимися станциями "Лесная" - "Площадь Мужества"

02.09.1974 - начало работы профессионально-технического училища № 115 Метрополитена

25.04.1975 - Кировско-Выборгская линия (№ 1) - участок "Площадь Ленина" - "Выборгская" - "Лесная"  (3,49 км) 

                 - Метроплитен передан в ведение Министерства путей сообщения

31.12.1975 - Кировско-Выборгская линия (№ 1) - участок "Лесная" - "Площадь Мужества" - "Политехническая" -

                   "Академическая"  (5,26 км)

                 - открыта поликлиника метрополитена 

          1976 - вторая очередь депо "Дачное" с поточной линией капитального ремонта вагонов

29.09.1977 - Кировско-Выборгская линия - участок "Автово" - "Ленинский проспект" - "Проспект Ветеранов"  (3,62 км)

05.10.1977 - ст. "Дачное" закрыта

29.12.1978 - Кировско-Выборгская линия - участок "Академическая" - "Гражданский проспект" - "Девяткино"  (4,32 км)

                 - главный склад службы матер.-технич. снабжения в депо "Московское"

28.09.1979 - Невско-Василеостровская линия - участок "Василеостровская" - "Приморская"  (2,36 км)

                 - введено в эксплуатацию электродепо "Северное"

                 - Ленинградский метрополитен награждён Дипломом ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ

18.07.1980 - откр. ст. "Технологический институт 2"

     11.1980 - открыт санаторий-профилакторий метрополитена на 400 мест в Зеленогорске

     11.1980 - создан музей метрополитена

09.09.1981 - Невско-Василеостровская линия - участок "Ломоносовская" - "Пролетарская" - "Обухово"  (4,3 км)

         1981 - откр. рельсосварочная база с механическими мастерскими в депо "Московское"

         1981 - сдан вычислительный центр метрополитена

04.11.1982 - Московско-Петроградская линия - "Петроградская" - "Чёрная речка" - "Пионерская" - "Удельная" (7,19 км)

         1983 - оздоровительный комплекс в депо "Московское"

28.12.1984 - Невско-Василеостровская линия - участок "Обухово" - "Рыбацкое"  (3,23 км)

30.12.1985 - Правобережная линия - "Площадь Александра Невского 2" - "Новочеркасская" -"Ладожская" -

                   "Проспект Большевиков"  (6,83 км)

     05.1986 - создано проектно-конструкторское бюро метрополитена

          1986 - откр. электродепо "Невское"

30.09.1987 - Правобережная линия - "Проспект Большевиков" - "Улица Дыбенко"  (1,76 км)

19.08.1988 - Московско-Петроградская линия - "Удельная" - "Озерки" - "Проспект Просвещения"  (3,73 км)

         1989 - построен лечебный корпус на 500 коек при ж.д. больнице им. Дзержинского

         1990 - для поликлиники метрополитена построено новое здание - Трамвайный пр., 22 к2

30.12.1991 - Правобережная линия - "Площадь Александра Невского 2" - "Лиговский проспект" - "Достоевская"

                  - "Садовая"  (4,69 км)

     12.1991 - метроплитен передан из МПС в ведение администрации города

                 - ПТУ № 115 переименовано в Технический лицей метрополитена

     07.1992 - Лениградский метрополитен им. В. И. Ленина преобразован в Петербургский метрополитен (ГППТ)

                 -  для оплаты проезда введён жетон

 ([96]. С. 225-2227,  96жун. Метрострой. N7. 1975. С. 18-19, Mary)

01.07.1992 - переименованы станции "Комсомольская" в "Девяткино";  "Площадь Мира" в "Сенную площадь";

                   "Красногвардейская" в "Новочеркасскую"

         1993 - введена система нумерации линий метрополитена, и каждой был присвоен свой номер и цвет

                 - начата замена световых символов на фасадах вестибюлей станций

    06.1995 - введен проход по магнитным картам

    12.1995 - на участке между станциями "Лесная" - "Площадь Мужества" произошёл размыв тоннелей и их затопление 

                   движение поездов прекращено, линия 1 разорвана (до 26.06.2004)

        1996 - сокращено время работы метрополитена - 05:45 - 00:00   Было - 05:35 - 00:30

15.09.1997 - Правобережная линия (№ 4) - участок "Садовая" - "Спортивная" - "Чкаловская" (4,73 км)

14.01.1999 - Правобережная линия (№ 4) - участок "Чкаловская" - "Старая Деревня"  (4,11 км)

03.09.1999 - Правобережная линия (№ 4) - станция "Крестовский остров"

01.05.2000 - ст. "Рыбацкое" закрыта на реконструкцию до 01.04.2001

05.09.2001 - зарегистрировано Санкт-Петербургское ГУП "Петербургский метрополитен"(в ведении Комитета по трансп.)

     01.2001 - электродепо "Выборгское"

         2002 - первые бесконтактные смарт-карты

         2003 - к 300-летию Санкт-Петербурга на всех станциях метро произведена почти полная замена всех указателей

26.06.2004 - восстановлено движение на уч. "Лесная" - "Площадь Мужества" на Кировско-Выборгской линии (N1)

02.04.2005 - Правобережная линия (№ 4) - участок "Старая Деревня" - "Комендантский проспект"  (2,66 км)

25.08.2005 - ст. "Пролетарская" закрыта на реконсрукцию до 27.02.2007

14.11.2005 - открыт новый музей метрополитена в "Доме связи-2" (м. "Приморская", ул. Одоевского, 29)

         2005 - Юбилейные жетоны

10.08.2006 - ст. "Владимирская" закрыта на реконструкцию (до 16.02.2008.)

         2006 - откр. ст. "Парнас"

10.08.2006 - ст. "Василеостровская" закрыта на реконструкцию

23.08.2006 - ст. "Гостиный двор" закрыта на реконструкцию

11.11.2006 - ст. "Горьковская" закрыта на реконструкцию (до 26.12.2009)

16.02.2008 - ст. "Владимирская" открыта после реконструкции

20.12.2008 - Фрунзенско-Приморская линия - "Звенигородская" - "Волковская" (временное челночное движение)

         2008 - внедрена новая концепция информирования пассажиров

07.03.2009 - Правобережная линия (№ 4) - ст. "Спасская"

                   участок  "Комендантский проспект" - "Садовая" присоединен к Фрунзенско-Приморской линии

31.08.2009 - открыта ст. "Гостиный двор" после капремонта

26.12.2009 - откр. наземный вестибюль ст. "Звенигородская"

                 - откр. ст. "Горьковская" после реконструкции

17.05.2010 - вестибюль ст. "Площадь Александра Невского 1" закрыт на капремонт (до 31.03.2011)

30.12.2010 - откр. ст. "Обводный канал"

         2011 - новый вид проездного билета - Единый электронный билет

12.04.2011 - персадочный узел "Садовая" - "Спасская" - "Сенная площадь"

31.03.2011 - откр. вестибюль ст. "Площадь Александра Невского 1" после капремонта

28.12.2011 - откр. ст. "Адмиралтейская"

01.02.2012 - вестибюль ст. "Невский проспект 2" (вых. на канал Грибоедова) закрыт на капремонт

28.12.2013 - вестибюль ст. "Невский проспект 2" открыт после капремонта

                 - откр. ст. линия № 5 - "Бухарестская" - "Международная"

05.01.2013 - ст. "Петроградская" закрыта на капремонт до 15.11.2013

07.11.2013 - откр. наземный вестибюль ст. "Спасская"

15.11.2013 - откр. ст. "Петроградская" (капремонт)

01.12.2013 - закр. ст. "Пушкинская" на реконструкцию (до 6 июля 2015)

        2015 - запущен состав проекта "Юбилейный", салоны вагонов декорированы изображениями

                   Петродворцового парка, Зимнего дворца и станций метрополитена

                   запущен памятный ретро-состав (Музей на колесах)

                   возможность бесконтактной оплаты проезда на турникетах (PayPass/PayWave)

         2015 - откр. ст. "Спортивная 2"

06.07.2015 - открытие "Пушкинской" после реконструкции

15.11.2016 - запуск состава модели 81-722.1/723.1/724.1 в красном цвете

         2017 - в Петербургском метрополитене заработал WI-FI

26.05.2018 - откр. ст. "Беговая"   "Новокрестовская"  

                   "Электродепо Южное"

03.10.2019 - откр. ст. "Проспект Славы"  "Дунайская"  "Шушары"

         2019 - открытие электродепо "Южное"

20.06.2020 - постановление о переименовании станции "Новокрестовской" в "Зенит"

         2020 - измение оформления станции Зенит в соответствии с корпоративными цветами

         2020 - открытие электродепо "Выборгское"

(по материалам [96],  ([201]. С. 31-34., Mary)

 

 

  • фото

    Конструкция станции. ([96].С.229.)
    (добавил Mary)

  • фото

    Проход пассажиров через
    контрольный пункт. Девушки
    контролеры проверяют билеты.
    Фото 1955 г. [96]

  • фото

    Проход пассажиров
    через турникет.
    Фото - кон. 1950-х
    Фотограф неизвестен [96]

0 комментариев
1104 просмотра
Добавил: Mary, 5 Ноября 2008, 01:16
Редактировано: 1 Февраля 2024, 17:46
Оцените:
(2 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house33240.html' target='_blank'>История Ленинградского / Петербургского метрополитена на Citywalls.ru</a>
Комментарии
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31758
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2721
Всего сегодня: 2868