Публикация

Вагоностроительный завод. Заводоуправление

Здание на карте
фото
Архитекторы: Архангельский Н. А.
Год постройки: 1897-1899
Стиль: Кирпичный

Постройки Товарищества Санкт-Петербургского вагоностроительного завода. Заводоуправление

  

Заводоуправление

1897-1899 - инж. Архангельский Н. К.

Производственное здание (цех автосцепки)

1897-1898 - инж. Архангельский Н. К.

Производственное здание (литейный цех)

1902 - гражд.инж. Корвин-Круковский Василий Васильевич

Производственное здание (слесарно-сборочная мастерская, кузовной цех)

1913-1914 - гражд.инж. Розовский Г. Х.                   Ташкентская ул., 7 (двор)

Малярная

Пам. истории и культуры (федер.)

1913-1914 - гражд.инж. Розовский Г. Х.

Мастерские (цех гальванопластики)

 -  Друкер А. В.

Ограда по Заставской ул. с фрагментом фасада производственного здания

1913 - автор не установлен

(Список..)

 

Фабрика по производству столярно-механических изделий Дж. Смита   (1874)

Вагоностроительный завод Речкина и К.  (1897)

Пятый механический и обозный завод   (1918)

Вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова   (1922)

  • фото

    1913 г.

  • фото

    1933 г.

  • фото

Это одно из множества предприятий, возникших во второй половине XIX века за Московской заставой, то есть за южной границей города. Оно расположено между веткой Варшавской железной дороги и Московским (бывшим Забалканским) проспектом недалеко от Триумфальных ворот. Заставская ул. c севера отделяет его территорию от обувной фабрики "Скороход", сформировавшейся в тот же период.

 

В 1874 г. здесь существовала маленькая экипажная фабрика англичанина Джорджа Смита, рядом с которой основал свой завод по изготовлению патронных ящиков саксонский купец Федор Карлович Ретшке. Это имя было трансформировано рабочим людом в "Речкина", и завод стали называть "заводом Речкина". Несколько позже Федор Карлович купил фабрику Смита, значительно пострадавшую от пожара.

 

В 1893 г. предприятие Ретшке перешло к прусским подданным Пастору и Эйлеру. К тому времени профиль завода изменился. Началось возведение хорошо оборудованных каменных мастерских для чугунно-бронзолитейного и механического производства. На углу Заставской ул. и Забалканского пр. было построено краснокирпичное здание конторы. К разработке проектов привлекался арх. Н. А. Архангельский. Завод выполнял выгодные военные заказы на понтонные мосты, конные обозы, походные кухни.

Подъем промышленности в те годы вызвал бурный рост железнодорожного строительства. Вскоре паровозы и вагоны стали основной продукцией предприятия.

 

Устав АО "Товарищество Санкт-Петербургского вагоностроительного завода" утвердили 21 февраля 1897 г., а через год был выпущен первый вагон. Помимо расширения существовавших производственных помещений продолжалась постройка новых цехов по проектам техника Л. В. Друкера и гражд. инж. В. В. Корвин-Круковского. Административный корпус приобрел свой окончательный вид в 1899 г., когда его завершили высоким мансардным этажом.

Значительные строительные работы проводились в 1912-1915 гг. под руководством гражд. инж. Г. Х. Розовского.

 

После национализации в 1918 г. завод стал называться "Пятый механический и обозный завод". Позднее ему было присвоено имя рабочего И. Е. Егорова - одного из руководителей стачечного движения на заводе во время революции 1905 г.

 

Сооружения старого комплекса, сохранившиеся до наших дней, представляют большую историко-архитектурную ценность как образцы фабричного строительства рубежа веков.

 

Заводоуправление, построенное арх. Н. А. Архангельским, расположено на угловом участке, выполнено в лицевом красном кирпиче, имеет три арочных проезда и увенчано мансардой. Оно служит активным элементом застройки этого отрезка Московского пр. Объемно-пространственная композиция протяженного одноэтажного корпуса мастерской со сдержанным архитектурным оформлением фасадов (цех автосцепки, также построенный Н. А. Архангельским) строго подчинена технологической функции. Центральный двухсветный неф с подкрановыми путями оснащен верхним фонарем вдоль конька крыши. Для более удобной организации производственного процесса в боковых частях устроены обходные галереи. Мастерские (цех гальванопластики), возведенные по проекту А. В. Друкера, имеют аналогичное производственное решение. Для перекрытия основного пролета здесь применены деревянные клееные фермы, опирающиеся на металлические колонны.

 

Из построек известного петербургского зодчего В. В. Корвин-Круковского сохранилась мастерская (литейный цех), сооруженная в 1902 г. Ее лицевой фасад насыщен пластикой кирпичных декоративных деталей. Впечатление стройности и устремленности ввысь придают облику этого трехпролетного цеха вертикали лопаток с развитыми раскрепованными завершениями.

 

В 1913-1914 гг. в глубине заводского двора Г. Х. Розовским были построены крупногабаритная слесарно-сборочная мастерская (кузовной цех) и малярная, отличающиеся необычайной выразительностью внешнего облика и оригинальностью инженерного замысла. Это одноэтажные сооружения в несколько пролетов с применением металлоконструкций. В одном случае это шеды, в другом - легкие ажурные фермы. Зубчатая структура перекрытия "малярной" венчает кирпичную стену со стрельчатыми проемами, сплошной лентой опоясывающими здание. Углы корпуса фиксированы гранеными башенками (лестничными клетками), что придает всему сооружению характер средневекового замка.

 

Двухчастные фасады другой мастерской завершены щипцами. Большие воротные проемы первого яруса уравновешены рядом мелких окон наверху. Ритм лопаток с навершиями, выступающими над парапетом кровли, разбивает монотонную горизонталь протяженого фасада. Контрастное сочетание невысоких распластанных объемов с многоэтажной фабричной застройкой соседней обувной фабрики придает выразительность этому уголку заводской территории, делая его своеобразной экспозицией индустриальной среды рубежа XIX-XX в.

Вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова выпускает вагоны для метрополитена (с 1968) и ж.-д. вагоны пассажирского парка.

Основан в 1874 г. Дж. Смитом как фабрика по производству столярно-механических изделий.

С 1897 г. - Вагоностроительный завод Речкина и К.

С 1918 г. - 5-й государственный механический и обозный.

С 1922 г. - Вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова.

 

В 1937 г. мягкий вагон, выпущенный заводом, отмечен золотой медалью и дипломом "Гран при" на Всемирной промышленной выставке в Париже. В 1940 г. изготовлен первый в стране цельнометаллический вагон. В 1941-1945 гг. завод полностью перешёл на производство военного снаряжения и боеприпасов.

После войны на заводе спроектировано и изготовлено большое число типов вагонов. С конца 1980-х гг. проводится техническое перевооружение и реконструкция предприятия. Завод награждён орденом Октябрьской Революции (1974), Красной Звезды (1944).

[128], с. 106. Добавил - Наталия

 

К сожалению, вагоностроительный завод, как и многие другие предприятия Петербурга, пришел в упадок. Здания обветшали, состояние металлических конструкций близко к аварийному. Необходимы меры по консервации заводских построек и санации территории.

 

11 мая 2017 г. на Московском проспекте, 115, АО «Эталон ЛенСпецСМУ» торжественно открыло памятник, посвящённый погибшим в годы Великой Отечественной войны сотрудникам завода им. И. Е. Егорова («Вагонмаш»). Стела увековечила историю места, где раньше работал завод «Вагонмаш».               (АиФ-Петербург spb.aif.ru , 16.05.17; Lonely Walker)

  • фото

    Корпус на Заставской ул.

  • фото
  • фото

    Вид по Заставской ул.
    на восток.

  • фото

    Фото - Виктор М,
    01.12.2010.

  • фото

    Фото - Lonely Walker, 04.2017.

  • фото

    Вид с Заставской ул.

  • фото

    Вид со двора
    Фото - Lonely Walker, 06.2017.

  • фото

    Фото - Влада, 03.2017.

  • фото
  • фото

    Вид со двора
    Фото - Аврора, 2017.

  • фото

    Мемориальные
    доски.

  • фото

    Фото - Виктор М,
    01.12.2010.

  • фото

    1929 г.
    Добавил - nikspb .

  • фото

    Памятный знак во дворе:

  • фото

    Вид со двора
    Фото - Lonely Walker, 06.2017.

  • фото

    Фото - M.A.,27.04.2017.

 

 

1922: Вагоностроительный завод, б. Речкина, Международный пр., 99. ("Весь Петроград – 1922», кол. 363)

1923: Бюро Обозной промышленности, Петроградский Отдел Всероссийского объединения Государственных обозных заводов; Петроградский Вагоностроительный завод имени Егорова, (б. «Речкина», Международный пр., 99. ("Весь Петроград - 1923". С. 120)

1924-1926: Всероссийское объединение Государственных обозных заводов «Цупрвоза», Петроградское отделение, 5-й Государственный Обозо- и Вагоностроительный завод имени т. Егорова, (б. «Речкина»), Международный пр. (б. Забалканский), 99. («Весь Ленинград - 1924". С. 161; «Весь Ленинград - 1926". С. 331)

1927: Вагоностроение, завод им. Егорова; киоск изд. «Прибой», Международный пр., 99. («Весь Ленинград - 1927". С. 398, 420)

1928: Вагоностроение, завод им. Егорова; Кооператив «Моснарврабкооп» (продуктовый магазин), Международный пр., 99. ("Весь Ленинград и область - 1928» С. 451, 517)

1930: 5-й Государственный Обозо- и Вагоностроительный завод имени т. Егорова Государственного Обозно-вагонного треста «Цупвоз» (Москва), Международный пр., 99. ("Весь Ленинград и область - 1930» С. 421)

1931: Ленинградский Вагоностроительный завод им. т. Егорова, Международный пр. (б. Забалканский), 99 (в оригинале опечатка). («Весь Ленинград  - 1931", С. 341)

1932: Ленинградский вагоностроительный завод им. Егорова, Международный пр. (б. Забалканский пр.), 99 входит в состав Всесоюзного объединения вагоно-строительных и тормозных заводов ВОВАТ (г. Москва). Рабочих 4500 человек. Производство: пассажирские вагоны, запасные части вагонов, чугунное литье и обоз спец. назначения.

Весь Ленинград на 1932 г., с. 167

1932-1934: Ленинградский Вагоностроительный завод им. Егорова, Международный пр., 99. («Весь Ленинград  - 1932". С. 167; «Весь    Ленинград  - 1934". С. 73)

1935: Гос. Ленинградский Вагоностроительный завод им. Егорова, Международный пр., 99. («Весь Ленинград  - 1935", С. 73)

1937: Вагоностроительный завод им. тов. Егорова «Воват», Международный пр., 99. 1937- Ленинград список абонентов", С. 211)

1939: Вагонозавод – Лен. Вагоностроительный завод им. И.Е. Егорова, Международный пр., 99. («Весь Ленинград - 1939". С. 114)

1940: Вагоностроительный завод им. И.Е. Егорова, Международный пр., 99. («Весь Ленинград - 1940". С. 146)

В интервале 1940-1965 произошло изменение нумерации домов и названия проспекта.

1965: Вагоностроительный завод им. Егорова, Московский пр. 115. ([108]. С. 51)

1973: Завод им. Егорова, вагоностроительный - Московский пр., 115 ( Ленинград. Краткая адресно-справочная книга. Лениздат, 1973. С.197.)

1988: Вагоностроительный завод им. И.Е. Егорова, Московский пр. 115. ([125]. С. 130)

( v3p1s4)

В 2001 г. комплекс построек  включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1040).

Входящее в комплекс здание малярной мастерской - памятник истории и культуры федерального значения.

54 комментария
11005 просмотров
Добавил: Blackadder, 4 Апреля 2009, 23:56
Редактировано: 28 Октября 2018, 23:09
Оцените:
(8 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house5195.html' target='_blank'>Вагоностроительный завод. Заводоуправление на Citywalls.ru</a>
Всего 53 комментария
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27178
Готовится: 180
Посетители
Гостей: 112
Всего сегодня: 2538