1811 - арх. Соколов Егор Тимофеевич, Миллер Л. И. - изменение купола и внутренней отделки,
часовня
1845-1846, 1893, 1914 - переделки
С начала XVIII в. на 11-й версте Шлиссельбургского тракта (пр. Обуховской Обороны) лежала слобода рабочих казённых кирпичных заводов.
В 1713 г. у самой Невы была построена приходская деревянная церковь Спаса Преображения.
В 1731-1734 гг. деревянная церковь была заменёна каменной в три придела (правый - Пророка Илии, левый - Святителя Николая). Освятили церковь 4 августа 1742 г. для рабочих фарфорового завода, который был переведен сюда при Елизавете Петровне.
К 1811 г. однокупольный храм обветшал, и Е. Т. Соколов и Л. И. Миллер разработали проект его перестройки, но из-за недостатка средств изменить удалось лишь форму купола и отчасти внутреннюю отделку. Тогда же в ограде была возведена часовня. 27 сентября 1817 г. состоялось освящение здания.
После этого храм не раз ремонтировали, перестраивали, но гордостью его неизменно оставался пудовый колокол с латинской надписью Soli Deo gloria. Gloria in excelsis Deo. Me fundebat anno 1686 Holmiae Misael Bader, отлитый известным шведским мастером Михаэлем Бадером в 1686 г. - по преданию, он был перенесен сюда из Ниеншанца.
План Петрограда с ближ. окрест. (фрагмент) 1916 г.
«Новая вечерняя газета» №127 от 17.08.1925 г. (С.8) (добавил - lenarch)
В 1837 г. новый проект перестройки церкви составил арх. Григорьев, в 1840 - Ф. И. Руска, но денег на строительство не находилось.
Перестройка церкви в 1845-1846 гг. коснулась трехъярусной колокольни и купола - деревянный верх колокольни был переделан, купол увеличен путем повышения арок. Возможно, тогда же в интерьере появились витражи. В 1856 г. была произведена реставрация четырехъярусного иконостаса. Еще дважды (в 1893 г., под руководством А. В. Малова, и в 1914 г.) в церкви производился ремонт с заменой части икон копиями на цинке. В 1893 в куполе была сделана новая роспись.
Иконостас главного алтаря имел четыре яруса, придельные иконостасы освящены во имя Николая Чудотворца и во имя пророка Илии Фесвитянина.
В 1871 г. было открыто приходское попечительство, при котором состояли два училища.
В храме проводились и захоронения: здесь были погребены отец и сын Гурьевы - министр финансов граф Дмитрий Александрович и действительный тайный советник граф Александр Дмитриевич.
В 1932 г. Преображенская церковь была ликвидирована. Все находившиеся внутри храма захоронения погибли. Были стерты с лица земли и наиболее старые участки кладбища, находившиеся близ церкви.
Часовня в ограде. 1930-е гг. Портика уже нет Госкаталог (добавил Андрей Агафонов)
Выдержка из протокола реставрационного заседания Императорской Археологической комиссии 13 марта 1914 г.
XII. С.-Петербургский Императорский фарфоровый завод. Церковь Спасо-Преображенская, 1734-1736 г. (рис 40 и 41).
Доложены: 1) заявление причта, старосты и прихожан от 7 марта о том, что в церкви предполагается окрасить внутренние и наружные стены, крышу, оконные переплеты и двери, реставрировать иконостасы. киоты и иконы.
2) Заключение П. П. Покрышкина, осмотревшего церковь 5 марта, следующего содержания: «Внешний вид церкви в значительной мере изменен позднейшими переделками; менее потерпела колокольня. В настоящее время покраска фасадов белая с едва заметно более темными фонами стен; желательно сделать разведку первоначальной раскраски и восстановить ее. Внутри кое-что сохранилось, быть может, и от первоначальной постройки, напр., плафоны двух приделов в трапезной украшены невысоким рельефом лепных орнаментов средины XVIII в., близких по стилю Louis XV и очень красивых; они должны остаться неприкосновенными, а бирюзово-голубая раскраска их фонов требует проверки путем разведок. Столярство и иконы левого и главного иконостасов, за небольшими исключениями, хороши; в особенности хороша ажурная резьба царских врат и колонн первого яруса в главном иконостасе, декоративной арки между придельными иконостасами с иконою, кажется, Софии Премудрости Божией, нескольких киот и рам вокруг икон и картин, висящих, по стенам церкви. Разведкою на тумбе главного иконостаса открыт отличный синий тон, а на фоне за колоннами - малахитовый. Ионические колонны, поддерживающие потолок трапезной части и хоры в главном храме, кажется, относятся к началу XIX в. Из утвари к Елизаветинскому времени, по-видимому, относятся: выносная икона и выносной крест (иконопись их совершенно перемалевана в недавнее время, неудовлетворительно, но резьба еще сохранилась, хотя и слишком заплавлена слоями многократных побелок), дарохранительница серебряная с чеканным изображением Преображения Господня, около 12 в. высотою, в виде шкафчика; антиминс Ильинского придела 1755 г.; четыре рамы-киоты в алтаре на стенах, под потолком; вероятно, многие иконы, отчасти или целиком, испорченные позднейшими плохими поправками, напр., иконы в левом иконостасе, у которых испорчены фоны и надписи, кроме икон Спасителя и Божией Матери, целиком переписанных хорошим художником начала XIX века, св. Николая Чудотворца чтимый образ большого размера, около 1 1/2 арш. , в окладе, местная икона св. Илии Пророка в новом окладе. Иконы XVIII в.: в главном приделе - св. Николая в новом окладе, чудесно обретенная ранее 1811 г. на дне моря в Кронштадте, за Чудодельскими воротами, местные иконы главного иконостаса Спасителя и Божией Матери в окладах хорошей чеканки, образ Божией Матери, Неопалимой Купины в новом окладе, большие картины на стенах главного храма в рамах в стиле Louis XVI, в главном алтаре великолепное vitrail с изображением Поклонения пастырей, копия Толгской иконы Божией Матери в окладе хорошей чеканки, такая же икона Знамения Божией Матери, четыре иконы, висящие по стенам в упомянутых резных рамах, Евангелие Екатерининского времени с превосходными финифтяными миниатюрами на окладе, исполненном в строгом и изящном стиле Louis XVI. Роспись в плафоне главного алтаря, изображающая Св. Духа в виде голубя в лучах света и окруженного головками ангелов, недурна и должна быть сохранена; что же касается рамы вокруг этого изображения, то она, по-видимому, изменялась; поэтому следует произвести над нею разведки. Из икон-картин XVIII в. еще обращают на себя внимание висящие на западной стене трапезной части: над входом икона Божией Матери поясная, с лежащим на руках Ее Богомладенцем, с очень красивого итальянского оригинала, с необычайно величественною постановкою головы, копия Снятия с креста Рубенса и красивая икона Георгия Победоносца на коне. Все картины и иконы почернели, лак на них растрескался.
Роспись главного купола (деревянного) и горизонтальных треугольников, "парусов" хорошая, масляная, XIX в., должна быть сохранена, хотя не мешало бы сделать под нею разведки. Окраска стен клеевою краскою позднейшая, неприятная, должна быть счищена к заменена теплым серым тоном без всяких рамочек, по образцу проглядывающего кое-где. под существующей окраскою. Вт, полу церкви несколько чугунных и каменных надгробных плит с датами конца XVIII в., на стенах отличные фарфоровые в медных рамах доски XVIII в. с надписями о погребенных здесь. О. настоятель желал бы закрыть линолеумом надгробия по тем соображениям, что во время венчаний, при радостном, настроении, вид надгробий действует неприятно; я с этим не согласен. При церкви есть часовенка начала XIX в., в ней сохранился весь очень красивый внутренний наряд". (Дело 1914 г., №189. - Ист.-стат. свед. о С.-Петерб. епархии, т. VIII, стр. 91. - Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси, вып. III, стр. 63-66.- "Истор. Вестн.» 1903 г., янв., стр. 235. - "Россия" 6 августа 1911 г., № 1754. - "С.-Петерб. Вед." 4 августа 1911 г., №173.- Изв. И. А. К., приб. к вып. 44-му, стр. 133.-«Неделя Строителя» 1886 г., стр. 33).
В. В. Суслов заметил, что верх, иконостаса новый, а низ старый. Е. А. Сабанеев высказал, что плиты, ничем не покрытые, стираются ногами богомольцев. Граф А. А. Бобринской предложил просить перенести копии с надгробных надписей на стены церкви.
Постановлено: 1) разрешить ремонт под надзором Имп. Археологической Комиссии, 2) предложить, не будет ли найдено возможным передать содержание надписей на стенах церкви."
(Известия Императорской Археологической комиссии, выпуск 55-й. Петроград, 1914, С. 70-74.Добавил: S.P.)
Рис. 40. Главный иконостас Фарфоровской церкви 1736 г.
Рис. 41. Никольский придел Фарфоровской церкви
"Храмы Невской заставы, утраченные и сохраненные" (добавил Андрей Агафонов .)
7 комментариев 4254 просмотра
Добавил: Mary, 10 Июня 2011, 02:53 Редактировано: 30 Апреля 2024, 02:27
<a href='https://www.citywalls.ru/house17177.html' target='_blank'>Церковь Преображения Господня при Императорском фарфоровом заводе на Citywalls.ru</a>
Выдержка из протокола реставрационного заседания Императорской Археологической комиссии 13 марта 1914 г. (Известия Императорской Археологической комиссии, выпуск 55-й. Петроград, 1914, с. 70-74.
"XII. С.-Петербургский Императорский фарфоровый завод.
Церковь Спасо-Преображенская, 1734—1736 г. (рис 40 и 41).
Доложены: 1) заявление причта, старосты и прихожан от 7 марта о том, что в церкви предполагается окрасить внутренние и наружные стены, крышу, оконные переплеты и двери, реставрировать иконостасы. киоты и иконы.
2) Заключение П.П.Покрышкина, осмотревшего церковь 5 марта, следующего содержания: «Внешний вид церкви в значительной мере изменен позднейшими переделками; менее потерпела колокольня. В настоящее время покраска фасадов белая с едва заметно более темными фонами стен; желательно сделать разведку первоначальной раскраски и восстановить ее. Внутри кое-что сохранилось, быть может, и от первоначальной постройки, напр., плафоны двух приделов в трапезной украшены невысоким рельефом лепных орнаментов средины XVIII в., близких по стилю Louis XV и очень красивых; они должны остаться неприкосновенными, а бирюзово-голубая раскраска их фонов требует проверки путем разведок. Столярство и иконы левого и главного иконостасов, за небольшими исключениями, хороши; в особенности хороша ажурная резьба царских врат и колонн первого яруса в главном иконостасе, декоративной арки между придельными иконостасами с иконою, кажется, Софии Премудрости Божией, нескольких киот и рам вокруг икон и картин, висящих, по стенам церкви. Разведкою на тумбе главного иконостаса открыт отличный синий тон, а на фоне за колоннами - малахитовый. Ионические колонны, поддерживающие потолок трапезной части и хоры в главном храме, кажется, относятся к началу XIX в. Из утвари к Елизаветинскому времени, по-видимому, относятся: выносная икона и выносной крест (иконопись их совершенно перемалевана в недавнее время, неудовлетворительно, но резьба еще сохранилась, хотя и слишком заплавлена слоями многократных побелок), дарохранительница серебряная с чеканным изображением Преображения Господня, около 12 в. высотою, в виде шкафчика; антиминс Ильинского придела 1755 г.; четыре рамы-киоты в алтаре на стенах, под потолком; вероятно, многие иконы, отчасти или целиком, испорченные позднейшими плохими поправками, напр., иконы в левом иконостасе, у которых испорчены фоны и надписи, кроме икон Спасителя и Божией Матери, целиком переписанных хорошим художником начала XIX века, св. Николая Чудотворца чтимый образ большого размера, около 1 1/2 арш. , в окладе, местная икона св. Илии Пророка в новом окладе. Иконы XVIII в.: в главном приделе - св. Николая в новом окладе, чудесно обретенная ранее 1811 г. на дне моря в Кронштадте, за Чудодельскими воротами, местные иконы главного иконостаса Спасителя и Божией Матери в окладах хорошей чеканки, образ Божией Матери, Неопалимой Купины в новом окладе, большие картины на стенах главного храма в рамах в стиле Louis XVI, в главном алтаре великолепное vitrail с изображением Поклонения пастырей, копия Толгской иконы Божией Матери в окладе хорошей чеканки, такая же икона Знамения Божией Матери, четыре иконы, висящие по стенам в упомянутых резных рамах, Евангелие Екатерининского времени с превосходными финифтяными миниатюрами на окладе, исполненном в строгом и изящном стиле Louis XVI. Роспись в плафоне главного алтаря, изображающая Св. Духа в виде голубя в лучах света и окруженного головками ангелов, недурна и должна быть сохранена; что же касается рамы вокруг этого изображения, то она, по-видимому, изменялась; поэтому следует произвести над нею разведки. Из икон-картин XVIII в. еще обращают на себя внимание висящие на западной стене трапезной части: над входом икона Божией Матери поясная, с лежащим на руках Ее Богомладенцем, с очень красивого итальянского оригинала, с необычайно величественною постановкою головы, копия Снятия с креста Рубенса и красивая икона Георгия Победоносца на коне. Все картины и иконы почернели, лак на них растрескался.
Роспись главного купола (деревянного) и горизонтальных треугольников, "парусов" хорошая, масляная, XIX в., должна быть сохранена, хотя не мешало бы сделать под нею разведки. Окраска стен клеевою краскою позднейшая, неприятная, должна быть счищена к заменена теплым серым тоном без всяких рамочек, по образцу проглядывающего кое-где. под существующей окраскою. Вт, полу церкви несколько чугунных и каменных надгробных плит с датами конца XVIII в., на стенах отличные фарфоровые в медных рамах доски XVIII в. с надписями о погребенных здесь. О. настоятель желал бы закрыть линолеумом надгробия по тем соображениям, что во время венчаний, при радостном, настроении, вид надгробий действует неприятно; я с этим не согласен. При церкви есть часовенка начала XIX в., в ней сохранился весь очень красивый внутренний наряд". (Дело 1914 г., №189. - Ист.-стат. свед. о С.-Петерб. епархии, т. VIII, стр. 91. - Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси, вып. III, стр. 63-66.— "Истор. Вестн.» 1903 г., янв., стр. 235. — "Россия" 6 августа 1911 г., № 1754. - "С.-Петерб. Вед." 4 августа 1911 г., №173.- Изв. И. А. К., приб. к вып. 44-му, стр. 133.—«Неделя Строителя» 1886 г., стр. 33).
В.В.Суслов заметил, что верх, иконостаса новый, а низ старый. Е.А.Сабанеев высказал, что плиты, ничем не покрытые, стираются ногами богомольцев. Граф А.А.Бобринской предложил просить перенести копии с надгробных надписей на стены церкви.
Постановлено: 1) разрешить ремонт под надзором Имп. Археологической Комиссии, 2) предложить, не будет ли найдено возможным передать содержание надписей на стенах церкви."
Примечание
Рис. 40 и 41, названные в заголовке - это фото 4 и 5. Подрисуночные подписи:
"Рис. 40. Главный иконостас Фарфоровской церкви 1736 г."
Во-первых, на момент сноса церкви в 1932 году это был либо проспект Крупской (нумерация там была совсем другая. Например, нынешний дом № 141 был тогда домом №15) Либо это был проспект Села Володарского. И там тоже была другая нумерация.
Во-вторых, даже если принимать современную нумерацию по Обуховской Обороне, то непонятно почему нечетный номер, если здание находилось на четной стороне.
Просьба разъяснить.Заранее спасибо.
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Еще фото в хорошем качестве, на которых вдали видна Преображенская церковь.
Предположительно не позднее 1892 г.