Публикация
Императорский фарфоровый завод . Лицевой корпус
Императорский фарфоровый завод . Лицевой корпус пр. Обуховской Обороны, 151 конец XVIII в. - арх. Берников Семён Прокофьевич, Григорьев (?)
В XVIII отмечался высокий интерес к художественному фарфору. Императрица Елизавета Петровна поручила организацию Порцелиновой мануфактуры и надзор за ней управляющему Кабинетом ЕИВ барону Ивану Черкасову. Выбирая место для нового производства, Черкасов остановился на Невских казенных кирпичных и черепичных заводах, расположенных на левом берегу Невы в десяти верстах от Петербурга. Надзор за новым производством требовал постоянного присутствия Черкасова, а в распутицу сюда было не добраться, и императрица пожаловала ему участок возле заводов, где в настоящее время располагается
И. А. Черкасов пригласил в Россию шведского специалиста Христофора Гунгера. В 1744 г. в Санкт-Петербурге была построена фабрика, которая в течение двух лет получила необходимый штат рабочих и мастеровых. Но за период с 1744 по 1748 г. опыт Гунгера не принес в России результатов: посуда получалась непрозрачной, без глянца, желтоватого оттенка.
Производство было поручено Дмитрию Виноградову, соученику Михаила Ломоносова, которй и смог наладить производство высококачественного фарфора. Для получения нужного состава фарфоровой массы. Глазурей и красок для росписи, для отработки технологии и обучения мастеров Д. Виноградов организовал лабораторию. Фарфор удовлетворительного качества на основе российских ископаемых удалось получить в 1747 г. Из множества проб материалов Виноградов выбрал гжельскую глину «черноземку» и оренбургскую «чебаркульскую», олонецкий кварц и казанский алебастр. В 1752 г. Виноградов написал первую в Европе научную монографию по технологии фарфора «Обстоятельное описание чистого порцелина как оной в России при Санкт-Петербурге делается купно с показанием всех к тому принадлежащих работ». Фарфор первого периода существования завода – фарфор поисков, проб и опытов. Недостатки фарфоровой массы часто скрывали золочением или росписью. Фарфор, служивший «удовольствию Ея Величества» отличает удивительное разнообразие ассортимента, единичность исполнения. Неповторимая рукотворная выразительность. Самые ранние фарфоровые предметы были небольших размеров: фарфоровые чашки и блюдца, черенки ножей и вилок, фарфоровые яйца, куклы, табакерки, набалдашники для тростей, пуговицы. Работали в основном по образцам, присылаемым бароном А. И. Черкасовым. Образцами служили предметы восточного и майсенского фарфора, а также изделия из металлов и камня. Первыми живописцами завода были мастера миниатюрной росписи Иван и Андрей Черные (Черновы), Пимен Тупицын. Федор Алексеев. Они копировали на фарфор исторические композиции, мифы и аллегории, портреты правителей и вельмож, пасторали и жанровые сцены, изображения птиц и цветов. Исполняли росписи галантных сцен «в стиле Ватто», а также в стиле шинуазри. Источниками обычно служили гравюры с картин. Для написания адресов на пакетовых табакерках из гравировальной палаты Академии наук был определен ученик Лев Терский. В 1756 г. по просьбе Виноградова был построен большой горн. Появилась возможность делать крупные вещи. Для парадных обедов императрицы Елизаветы Петровны изготовили первый сервиз «Собственный Е величества». Предметы сервиза характеризуют основательность форм, волнистые края., резная трельяжная сетка с незабудками, расписанными пурпуром. Миски с крышками, салатники, блюда, солонки украшены гирляндами цветов. Рукотворность исполнения делает каждый предмет уникальным.
Главное здание Фарфорового завода было выстроено при Екатерине II. Оно состояло их двух корпусов, соединенных между собой. Здесь располагались контора, живописная палата, лаборатория, магазин, модельная мастерская, скульптурное, токарное и резное отделения. За заводом на большой площади были построены здания лабораторий, горнов, служб, складов и кладовых, печей для обжига, лазарет, училище и дома для рабочих. Это был целый «Фарфоровый городок». С 1865 г. Порцелиновая фабрика стала именоваться Императорским фарфоровым заводом. Он стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе, после Мейсенского и Севрского. Для рабочих завода была построена
Стилистику фарфора первых десятилетий XIX в. определяют формы, орнаменты и мотивы росписей, характерных для русского ампира. Особое внимание уделялось созданию дворцовых парадных ваз и сервизов-ансамблей. В 1809-1831 гг. скульптурное отделение завода возглавлял адъюнкт-профессор Академии художеств С. С. Пименов. Работали также ее выпускники А. Канунников, И. Л. Командер, П.-Г.-Я. Мунстер, А. И. Воронихин. В 1815 г. для улучшения технического и художественного качества фарфора на завод были приглашены французские художники Ж.-Ф.-Ж. Свебах, Д.-И. Моро, Ж.-Ф. Давиньон, А. А. Адам. Победа России в Отечественной войне 1812 г. вызвала подъем национального самосознания, нашедший отражение во всех видах искусства. Ярким примером был сервис «С изображением российских костюмов», так же именуемый Русским или Гурьевским, по имени управляющего Кабинетом Его Величества графа Д. А. Гурьева. Сервиз, первоначально рассчитанный на 50 персон, предназначался для Зимнего дворца. Гурьевский сервиз многократно дополнялся. На десертных тарелках сервиза изображались народы России по рисункам издания этнографа и путешественника, профессора минералогии при Императорской АН Иоганна Готлиба Георги. После войны 1812 г. были популярны изделия с батальными сценами. Выпуск серий тарелок с военными сюжетами был начат после войны 1812 г. и продолжался до 1910-х гг. В фарфоровой пластике первой трети XIX в. получили дальнейшее развитие принципы классицизма. На заводе в это время были созданы известные скульптуры «Водонос», «Водоноска», «Девушка с разбитым кувшином» близкие по трактовке к скульптурам Гурьевского сервиза. Образ «Водоноски» был очень популярен, его повторяли многие частные заводы. В 1814 г. на заводе организовали мастерскую для выпуска изделий с печатными рисунками. Коммерчески выгодная печать на фарфоре с медных досок применялась в Англии с середины XVIII в., но в России этот способ декорирования не был известен. Французский полковник виконт де Пюйбюск в обмен на возможность вернуться во Францию из русского плена наладил производство фарфора с печатным декором. Рисунки печатались на изделиях черной краской и дополнялись полихромной росписью вручную. В основном это были архитектурные пейзажи. По сравнению с ручной росписью печать выглядела сухо и монотонно. В дальнейшем ее использовали для изображения гербов и эмблем на многопредметных сервизах.
Бабигонский сервиз выполнен в 1823-1824 гг. для Большого Петергофского дворца, рассчитан на 100 персон и состоял из 1500 предметов. Доделки к сервизу выпускались до начала 1900-х гг. В середине XIX в. фарфор занимал важное место в интерьере. Из фарфора создаются крупные предметы: парадные вазы, торшеры, люстры, рамы, напольные часы, что требовало высочайшего профессионализма формовщиков и обжигальщиков. Фарфором инкрустировали мебель, двери, камины. На заводе развивается искусство орнаментальной росписи, его представляет коллекция пластов с образцами орнаментов различных стилей, находящаяся в Музее завода. На вазах и пластах копировали картины из собрания Эрмитажа . Эта работа считалась вершиной мастерства. Роспись требовала несколько обжигов. Кроме того следовало учитывать изменение цвета красок во время обжига. Мастера копийной росписи работали под руководством В. Ф. Мещерякова.. В 1830-1850-х гг. в моду вошли предметы, украшенные лепными цветами. Из фарфоровых цветов составляли также отдельные букеты на пластах. Наиболее сложные композиции исполнял мастер П. И. Иванов. Самыми известными его произведениями были букеты из белых бисквитных цветов. Один из них предполагалось отправить на Всемирную выставку в Лондоне (1851 г.). Для безопасности транспортировки был заказан бронзовый столик на рессорах, но на выставку букет так и не попал. Как по своим размерам (диаметр 63 см), так и по мастерству и тонкости исполнения отдельных деталей букет остается в мировом искусстве непревзойденным образцом лепки из фарфора. Во второй трети XIX в. в руссом искусстве появляется интерес к стилям различных эпох – готическому, этрусскому, появляется влияние античного и древнего искусства. В 1832 при заводе был организован В годы правления Императора Александра II завод выпускал вазы преимущественно небольшого размера. На них продолжали писать копии картин, но оборотной стороне в декоре появились цветочные композиции. Жанровую и анималистическую скульптуру делали либо по моделям А. К. Шписа, либо по образцам, закупленным на западноевропейских заводах. Значительно увеличилось изготовление карсельских ламп, канделябров, мелких подарочных вещей,. Завод выпускал небольшие чайно-кофейные наборы на 6-12 персон. Были созданы два крупных ансамбля – парадные сервизы для императорских яхт «Ливадия» и «Держава». В конце XIX в. на смену эклектике пришел новый стиль – модерн. В произведениях завода основные принципы модерна нашли наиболее интересное воплощение в полихромной подглазурной живописи. Появились новые сюжеты и композиционные приемы. Созвучными модерну оказались и новые для завода способы декорирования фарфора - пат-сюр-пат, цветные и кристаллические глазури. На Всемирной выставке в Париже в 1889 г. большим успехом пользовались изделия Копенгагенской Королевской фарфоровой мануфактуры, выполненные в новой технике подглазурной росписи, разработанной А.-Э. Крогом. В СПб были приглашены датские художники К.-Ф. Лиисберг (1892) и К.-Л. Мартенсен (1894), которые обучили русских мастеров новым приемам росписи. Художники завода создали свою школу подглазурного пейзажа, обогатив новой палитрой цвета, разработанной заводскими химиками под руководством К. Ф. Клевера.
В 1890 г. на территорию Императорского фарфорового завода был переведен
В 1900-х гг. для работы на заводе стали приглашать выпускников школы при Императорском обществе поощрения художеств и училища Штиглица. Также привлекались художники объединения «Мир искусства». Константин Сомов, коллекционер и знаток старинного фарфора, в 1906 г. исполнил для завода скульптуры «Дама с маской», «Влюбленные» и «На камне». Художник, никогда раньше не работавший в фарфоре, тонко почувствовал специфику материала и создал изысканные произведения с собственной росписью. На Императорском стеклянном заводе изготавливались многослойные стеклянные изделия «резьбой от руки». Начиная с 1900-х гг. техника резьбы все чаще стала сочетаться с травлением. В результате рельеф на стекле получался более тонким, а тональные переходы становились мягче. Проекты для стекла составляли художники И. И. Муринов, Р. Ф. Вильде, П. И. Красновский, Г. Д. Зимин.
В 1910 г. скульптор завода Серафим Судьбинин получил от завода заказ на изготовление в фарфоре портрета балерины Тамары Карсавиной. Но с условием – фигурка должна стоять на одном пальчике. Автор не стал рисковать и предложил вариант, где балерину поддерживают амуры. Мастер-отминальщик А. Лукин, виртуозно владеющий своим ремеслом, отказался от амуров и перевел в фарфор скульптуру, имеющую всего одну точку опоры. В январе 1907 г. заводу последовало Высочайшее повеление изготовить коллекции фарфоровых фигур, изображающие народности России. По собранным в различных источниках сведениям в список таковых было внесено 152 названия. В тот же год начата работа. Модели выполнил П. П. Каменский. Всего было изготовлено около 75 фигур. Начиная с 1904 г. на заводе для росписи стали применять рельефные цветные эмали по лиможским рецептам. Р. Ф. Вильде создавал эскизы росписи ваз со стилизованными растительными орнаментами. Учитывая специфику эмалей. Рисунок обычно обрамлялся золотым контуром. Замыслы Вильде искусно воплощал в фарфоре мастер М. Шмаков.
В 1907 г. В. А. Серов, совершив поездку в Грецию, решил написать картину «Похищение Европы». К работе над эскизами и картиной он приступил в 1910 г., тогда же им была создана скульптурная группа «Похищение Европы», выполненная в бронзе и терракоте. В 1915 г. модель была приобретена заводом, где выпускалась в бисквитном и глазурованном вариантах. (по материалам Н. В. Мурашова, Л. П. Мыслина Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Южное Приладожье: Волховский и Кировский районы. - СПб.: Алаборг, 2009 Журнал "Капитель" №2 2011 г. С.30-37, инф. Музея завода, добавил -
Фарфоровская ул. (до 1940-х гг. Большая Щемиловская) обозначает границу между селом Михаила Архангела и слободой Фарфоровского завода.
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1089) 12 комментариев
9905 просмотров Добавил: Mary, 10 Ноября 2008, 03:56
Редактировано: 12 Апреля 2024, 22:13
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2435.html' target='_blank'>Императорский фарфоровый завод . Лицевой корпус на Citywalls.ru</a>
Всего 12 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32220
Готовится: 75
Улицы: 2704
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14281
Всего сегодня: 5547
|
Добавлены фото