Публикация

Императорский фарфоровый завод . Лицевой корпус

Здание на карте
фото
Архитекторы: Берников С. П.
Григорьев
Год постройки: 1790
Стиль:

Императорский фарфоровый завод . Лицевой корпус

пр. Обуховской Обороны, 151

конец XVIII в. - арх. Берников Семён Прокофьевич, Григорьев (?)

 

В XVIII отмечался высокий интерес к художественному фарфору.  Императрица Елизавета Петровна поручила организацию Порцелиновой мануфактуры и надзор за ней управляющему Кабинетом ЕИВ барону Ивану Черкасову.

Выбирая место для нового производства, Черкасов остановился на Невских казенных кирпичных и черепичных заводах, расположенных на левом берегу Невы в десяти верстах от  Петербурга. Надзор за новым производством требовал  постоянного присутствия Черкасова, а в распутицу сюда было не добраться, и императрица пожаловала ему участок возле заводов, где в настоящее время располагается  парк им. Бабушкина.

 

И. А. Черкасов пригласил в Россию шведского специалиста Христофора Гунгера.  В 1744 г. в Санкт-Петербурге была построена фабрика, которая в течение двух лет получила необходимый штат рабочих и мастеровых. Но за период с 1744 по 1748 г. опыт Гунгера  не принес в России результатов: посуда получалась непрозрачной, без глянца, желтоватого оттенка.

 

Производство было поручено Дмитрию Виноградову, соученику Михаила Ломоносова, которй и смог наладить производство высококачественного фарфора.

Для получения  нужного состава фарфоровой массы. Глазурей и красок для росписи, для  отработки технологии и обучения мастеров Д. Виноградов  организовал лабораторию. Фарфор удовлетворительного качества на основе российских ископаемых удалось получить в 1747 г.  Из множества проб материалов Виноградов выбрал гжельскую глину «черноземку» и оренбургскую «чебаркульскую», олонецкий кварц и казанский алебастр. В 1752 г. Виноградов написал первую в Европе научную монографию по технологии фарфора «Обстоятельное описание чистого порцелина как оной в России  при Санкт-Петербурге  делается купно с показанием всех к тому принадлежащих работ». Фарфор первого периода существования завода – фарфор поисков, проб и опытов. Недостатки фарфоровой массы часто скрывали золочением или росписью. Фарфор, служивший «удовольствию Ея Величества» отличает удивительное разнообразие ассортимента, единичность исполнения. Неповторимая рукотворная выразительность. Самые ранние фарфоровые предметы были небольших размеров: фарфоровые чашки и блюдца, черенки ножей и вилок, фарфоровые яйца, куклы, табакерки, набалдашники для тростей, пуговицы. Работали в основном по образцам, присылаемым бароном А. И. Черкасовым. Образцами служили предметы восточного и майсенского фарфора, а также изделия из металлов и камня. Первыми живописцами завода были мастера миниатюрной росписи Иван и Андрей Черные (Черновы), Пимен Тупицын. Федор Алексеев.  Они копировали на фарфор исторические композиции, мифы и аллегории, портреты правителей и вельмож, пасторали и жанровые сцены, изображения птиц и цветов.  Исполняли росписи галантных сцен «в стиле Ватто», а также в стиле шинуазри. Источниками обычно служили гравюры с картин. Для написания адресов на пакетовых табакерках из гравировальной палаты Академии наук был определен ученик Лев Терский.

В 1756 г. по просьбе Виноградова был построен большой горн. Появилась возможность делать крупные вещи. Для парадных обедов императрицы Елизаветы Петровны изготовили первый сервиз «Собственный Е величества». Предметы сервиза характеризуют основательность форм, волнистые края., резная трельяжная сетка с незабудками, расписанными пурпуром. Миски с крышками, салатники,  блюда, солонки украшены гирляндами цветов. Рукотворность  исполнения делает каждый предмет уникальным.

 

Главное здание  Фарфорового завода было выстроено при Екатерине II. Оно состояло их двух корпусов, соединенных между собой. Здесь располагались контора, живописная палата, лаборатория, магазин, модельная мастерская, скульптурное, токарное и резное отделения.

За заводом на большой площади были построены здания лабораторий, горнов, служб, складов и кладовых, печей для обжига, лазарет, училище и дома для рабочих. Это был целый «Фарфоровый городок».

С 1865 г. Порцелиновая фабрика стала именоваться Императорским фарфоровым заводом. Он стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе, после Мейсенского и Севрского. 

Для рабочих завода была построена церковь во имя Преображения Господня

  • фото

    Патерсен Б. Вид окраины
    Петербурга у фарфорового
    завода

  • фото

    Б. Патерсен. Окраина Петербурга
    у Фарфорового завода. 1793 г.

  • фото

    В. Павлов. Преображенская
    церковь и здание Фарфорового
    завода. Рисунок 1893 г.

  • фото
  • фото

    Журнал "Нива"
    (добавил
    Андрей Агафонов )

  • фото

    Фото 1904 г.

  • фото

    Не позднее 1892 г. ,
    фото работы И.Оцупа
    с сайта pastvu.com

  • фото

    Не позднее 1892 г. ,
    фото работы И.Оцупа

  • фото

    1913 г.,
    фотоателье К.Буллы

  • фото

    предположительно
    1913-1917 г.

  • фото

    ВПг на 1923 г. С.69

  • фото

    1932 г.

  • фото

    «Вечерний Ленинград»
    №148(164) от
    26.06.1946 г. (С.4)
    (добавил - lenarch)

  • фото

    1957 г.

  • фото

    1957 г.

  • фото

    1957 г.
    с сайта pastvu.com
    Добавил - yuriT .

Стилистику фарфора первых десятилетий XIX в. определяют формы, орнаменты и мотивы росписей, характерных для русского ампира. Особое внимание уделялось созданию дворцовых парадных ваз и сервизов-ансамблей. В 1809-1831 гг. скульптурное отделение завода возглавлял  адъюнкт-профессор Академии художеств С. С. Пименов. Работали также ее выпускники А. Канунников, И. Л. Командер, П.-Г.-Я. Мунстер, А. И. Воронихин. В 1815 г. для улучшения  технического и художественного качества фарфора  на завод были приглашены французские художники  Ж.-Ф.-Ж. Свебах, Д.-И. Моро, Ж.-Ф. Давиньон, А. А.  Адам.  Победа России в Отечественной войне 1812 г.  вызвала подъем национального самосознания,  нашедший отражение во всех видах искусства. Ярким примером был  сервис «С изображением российских костюмов», так же именуемый Русским или Гурьевским, по имени управляющего Кабинетом Его Величества  графа Д. А. Гурьева. Сервиз, первоначально рассчитанный на 50 персон, предназначался для Зимнего дворца. Гурьевский сервиз многократно дополнялся. На десертных тарелках сервиза изображались народы России по рисункам издания этнографа и путешественника, профессора минералогии при Императорской АН Иоганна  Готлиба Георги.

После войны 1812 г. были популярны  изделия с батальными сценами. Выпуск серий тарелок с военными сюжетами был начат после войны 1812 г. и продолжался до 1910-х гг.

В фарфоровой пластике первой трети XIX в. получили дальнейшее развитие принципы классицизма. На заводе в это время были созданы известные скульптуры «Водонос», «Водоноска», «Девушка с разбитым кувшином» близкие по трактовке к скульптурам Гурьевского сервиза. Образ «Водоноски» был очень популярен, его повторяли многие частные заводы.

В 1814 г. на заводе организовали мастерскую для выпуска изделий с печатными рисунками. Коммерчески выгодная печать на фарфоре с медных досок применялась в Англии с середины XVIII в., но в России этот способ декорирования не был известен. Французский полковник виконт  де Пюйбюск в обмен на возможность вернуться во Францию из русского плена  наладил производство фарфора с печатным декором. Рисунки печатались на изделиях черной краской и дополнялись полихромной росписью вручную. В основном это были архитектурные пейзажи. По сравнению с ручной росписью печать выглядела сухо и монотонно. В дальнейшем ее использовали для изображения гербов и эмблем  на многопредметных сервизах.

 

Бабигонский сервиз выполнен в 1823-1824 гг. для Большого Петергофского дворца, рассчитан на 100 персон и состоял из 1500 предметов. Доделки к сервизу выпускались до начала 1900-х гг. В середине  XIX в. фарфор занимал важное место в интерьере. Из фарфора создаются крупные предметы: парадные вазы, торшеры, люстры, рамы, напольные часы, что требовало высочайшего профессионализма формовщиков и обжигальщиков. Фарфором инкрустировали мебель, двери, камины. На заводе развивается искусство орнаментальной росписи, его представляет коллекция пластов с образцами орнаментов  различных стилей, находящаяся в Музее завода. На вазах и пластах копировали картины из собрания Эрмитажа . Эта работа считалась вершиной мастерства. Роспись требовала несколько обжигов. Кроме того следовало учитывать  изменение цвета красок во время обжига. Мастера копийной росписи работали под руководством  В. Ф. Мещерякова..

В 1830-1850-х гг. в моду вошли предметы, украшенные  лепными цветами. Из фарфоровых цветов составляли также отдельные букеты на пластах. Наиболее сложные композиции исполнял мастер П. И. Иванов. Самыми известными его произведениями были букеты из белых бисквитных цветов. Один из них предполагалось отправить на Всемирную выставку в Лондоне (1851 г.). Для безопасности транспортировки был заказан бронзовый столик на рессорах, но на выставку букет так и не попал. Как по своим размерам (диаметр 63 см), так и по мастерству и тонкости исполнения отдельных деталей букет остается в мировом искусстве непревзойденным образцом лепки из фарфора.

Во второй трети XIX в. в руссом искусстве появляется интерес к стилям различных эпох – готическому, этрусскому, появляется влияние античного и древнего искусства.

В 1832 при заводе был организован   Музей

В годы правления Императора Александра  II завод выпускал вазы преимущественно небольшого размера. На них продолжали писать копии картин, но оборотной стороне в декоре появились цветочные композиции. Жанровую и анималистическую скульптуру делали либо по моделям А. К. Шписа, либо по образцам, закупленным на западноевропейских заводах. Значительно увеличилось изготовление карсельских ламп, канделябров, мелких подарочных вещей,. Завод выпускал небольшие чайно-кофейные наборы на 6-12 персон. Были созданы два крупных ансамбля – парадные сервизы для императорских яхт «Ливадия» и «Держава».

В конце XIX в. на смену эклектике пришел новый стиль – модерн. В произведениях завода  основные принципы модерна нашли наиболее интересное воплощение  в полихромной подглазурной живописи. Появились новые сюжеты и композиционные приемы. Созвучными модерну оказались и новые для завода способы декорирования фарфора  - пат-сюр-пат, цветные и кристаллические глазури.

На Всемирной выставке в Париже в 1889 г.  большим успехом пользовались изделия Копенгагенской Королевской фарфоровой мануфактуры, выполненные в новой технике подглазурной росписи, разработанной А.-Э. Крогом.  В СПб были приглашены датские художники  К.-Ф. Лиисберг (1892) и К.-Л. Мартенсен (1894), которые обучили русских мастеров новым приемам росписи. Художники завода создали свою школу подглазурного пейзажа, обогатив новой палитрой цвета, разработанной  заводскими химиками под руководством К. Ф. Клевера.

  • фото

    Весь СПб на 1894 г.
    О.II Ст. 1298

  • фото
  • фото

    Вид цеха завода

  • фото

    Вид печи для обжига фарфора

  • фото

    Цех художественной
    росписи

  • фото

    Вид цеха завода

  • фото

    Вид цеха завода

  • фото

    Вид части заводского цеха

  • фото

    Вид печи для обжига
    фарфора

  • фото

    Художник за росписью
    изделий

  • фото

    Цех фарфоровой
    скульптуры

  • фото

    Вид цеха мастерской

  • фото

    Художник Т. Н. Безпалова-Михалёва
    в помещении художественной
    лаборатории. 1930-е гг.
    Добавил - strannik

  • фото

    Художники в художественной
    лаборатории завода. 1930-е гг.
    Добавил - strannik

  • фото

    Бисквитный букет
    Мастер П. Иванов

  • фото

    Пласт с марками
    завода
    Начало ХХ в.

  • фото

    "Водоноска"

  • фото

    Портрет
    Т Карсавиной

  • фото

    Петербургский
    листок,
    1901, № 223,
    16 (29) августа
    (добавил
    Департамент полиции)

  • фото

    Петербургский
    листок,
    1901, № 223,
    16 (29) августа
    (добавил
    Департамент полиции)

  • фото

    Петербургский листок,
    1901, № 223, 16 (29) августа
    (добавил Департамент полиции)

В 1890 г. на территорию Императорского фарфорового завода был переведен Императорский стеклянный завод. В это время на стеклянном заводе стали изготавливать вазы  из многослойного стекла. Художники на рубеже XIX  и ХХ вв. использовали как художественный прием природные свойства стекла – его текучесть, изменчивость формы, вязкость, а также цвет и фактуру для создания новых оригинальных произведений. Широко использовались символические  мотивы флоры и фауны, характерные для модерна6 змеи, летучие мыши, рыбы, пауки, хризантемы, ирисы.

 

В 1900-х гг. для работы на заводе стали приглашать выпускников школы  при Императорском обществе поощрения художеств и училища Штиглица. Также привлекались художники объединения «Мир искусства». Константин Сомов, коллекционер и знаток старинного фарфора, в 1906 г. исполнил для завода скульптуры «Дама с маской», «Влюбленные» и «На камне». Художник, никогда раньше не работавший в фарфоре, тонко почувствовал специфику материала  и создал изысканные произведения с собственной росписью. На Императорском стеклянном заводе изготавливались многослойные стеклянные изделия  «резьбой от руки». Начиная с 1900-х гг. техника резьбы все чаще стала сочетаться с травлением. В результате рельеф на стекле получался более тонким, а тональные переходы становились мягче. Проекты для стекла составляли художники  И. И. Муринов, Р. Ф. Вильде, П. И. Красновский, Г. Д. Зимин.

 

В 1910 г. скульптор завода  Серафим Судьбинин получил от завода заказ на изготовление в фарфоре портрета балерины  Тамары Карсавиной. Но с условием – фигурка должна стоять на одном пальчике. Автор не стал рисковать и предложил вариант, где балерину поддерживают амуры. Мастер-отминальщик А. Лукин, виртуозно владеющий своим ремеслом, отказался от амуров  и перевел в фарфор скульптуру, имеющую всего одну точку опоры.

В январе 1907 г. заводу последовало Высочайшее повеление изготовить коллекции фарфоровых фигур, изображающие народности России. По собранным в различных источниках сведениям в список таковых было внесено 152 названия. В тот же год начата работа. Модели выполнил П. П. Каменский. Всего было изготовлено около 75 фигур.

Начиная с 1904 г. на заводе для росписи стали применять рельефные цветные эмали по лиможским рецептам. Р. Ф. Вильде создавал эскизы росписи ваз со стилизованными растительными орнаментами. Учитывая специфику эмалей. Рисунок обычно обрамлялся золотым контуром. Замыслы Вильде искусно воплощал в фарфоре мастер М. Шмаков.

 

В 1907 г. В. А. Серов, совершив поездку в Грецию, решил написать картину  «Похищение Европы». К работе над эскизами и картиной он приступил в 1910 г., тогда же им была создана скульптурная группа «Похищение Европы», выполненная в бронзе  и терракоте. В 1915 г. модель была приобретена заводом, где выпускалась в бисквитном и глазурованном вариантах.

(по материалам Н. В. Мурашова, Л. П. Мыслина Дворянские усадьбы  Санкт-Петербургской  

губернии. Южное Приладожье:  Волховский и  Кировский районы. - СПб.:  Алаборг, 2009

Журнал "Капитель" №2 2011 г. С.30-37, инф. Музея завода, добавил - Наталия)

 

  • фото

    Фасад со стороны
    Фарфоровский ул.
    Фото - Mary, 2009.

  • фото

    Фасад со стороны
    Фарфоровский ул.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 09.2018.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Влада, 07.2013.

  • фото

  • фото
  • фото

  • фото

    Решетка со львами

  • фото

    Фото - Nipnip, 11.2020.

  • фото

    Нет части решетки
    Фото - Nipnip, 12.2020.

  • фото

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - _yuliarib_,
    13.04.2021.

Фарфоровская ул. (до 1940-х гг. Большая Щемиловская) обозначает границу между селом Михаила Архангела и слободой Фарфоровского завода.

 

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1089)

12 комментариев
9905 просмотров
Добавил: Mary, 10 Ноября 2008, 03:56
Редактировано: 12 Апреля 2024, 22:13
Оцените:
(17 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2435.html' target='_blank'>Императорский фарфоровый завод . Лицевой корпус на Citywalls.ru</a>
Всего 12 комментариев
  • 25 Июля 2013, 19:12

    Добавлены фото

  • 25 Июля 2013, 20:15

    Домбровский Ф.В. «Полный путеводитель по Петербургу и всем его окрестностям». — СПб, 1896. (С.383):

    Торгово-промышленные и фабрично-заводские учреждения

     

    «Ленинград. Краткая адресно-справочная книга». — Лениздат, 1973 (С.200):

    ЗАВОДЫ

    им. М.  В.  Ломоносова, фарфоровый (Мин.    легкой    пром-сти

    РСФСР) — 193171,   пр.   Обуховской   обороны,   151,   тел.   63-03-16

  • 3 Октября 2013, 01:25

    До сих пор Императорский?

  • 3 Октября 2013, 01:31
    Ответ на "До сих пор Императорский?" от Александр ОТ

     Сейчас существует ОАО "Императорский Фарфоровый завод", считающее себя наследником и ЛФЗ и ИФЗ.

  • 18 Декабря 2013, 02:29

    Лицевой корпус ИФЗ отремонтирован, красивый. Разместить бы новую фотографию в титуле.Выражаю пожелание, т.к. сама посылать фото еще не научилась.

  • 4 Марта 2015, 06:26
    Ответ на "До сих пор Императорский?" от Александр ОТ

     

    Ответ на "Сейчас существует ОАО "Императорский Фарфоровый за" от miraru1

      Что значит "считает себя наследником"? Предприятие не прекращалось работать ни на минуту, профиля не меняло, даже идеи такой не было. Даже продукция в большей части прежняя. Просто после 2000го было принято решение вернуть название Императорский. Верное ли это было решение - вопрос иной. Анегдотичность в том, что снова Иператорским он стал, лишь когда он стал частным, то есть у него появились частные владельцы.

  • 27 Марта 2015, 21:44

    Бюллетень Ленгорисполкома, № 5, 1959

    Установка мемориальной доски Д.И. Виноградову

    Исполком Ленгорсовета разрешил Фарфоровому заводу имени М.В. Ломоносова установить на фасаде здания завода мемориальную доску выдающемуся русскому химику-технологу Дмитрию Ивановичу Виноградову.

    Утвержден следующий текст на мемориальной доске: «Здесь жил и работал создатель русского фарфора, основатель фарфорового производства в России Дмитрий Иванович Виноградов (1720-1758 гг.)».

    Описание доски

    http://www.encspb.ru/search/filter/1803401776/7?sPs[1].tV=РІ&lc=ru

    Если поставил не на ту страницу, пожалуйста, укажите, куда надо поставить.

  • 8 Августа 2016, 21:10

    Архитектором лицевого корпуса Императорского фарфорового завода является Сергей Прокофьевич Берников, а не Семен Прокофьевич, согласно документам из архива РГИА.

  • 8 Января 2017, 20:20

    kitty, подскажите, пожалуйста, если это возможно, где это точно указано. 

  • 1 Ноября 2020, 19:09

    Очень интересная статья о Виноградове https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/otets-russkogo-farfora-d-i-vinogradov/

    Цитата " Опасаясь, что Виноградов может выдать рецепт открытого им фарфора, чиновники распорядились никуда не отпускать его с завода. Дошло до того, что в 1754 году надсмотрщик за Виноградовым Черкасов приказал неотлучно держать мастера у работающей печи. Черкасов не понимал, что в развивающемся производстве фарфора неизбежны трудности, неудачи. Его интересовало только увеличение производства, поэтому за любой неуспех Виноградова лишали жалованья и били плетьми.

    Не имея права отправиться в родной Суздаль, не видя свою семью, страдая от одиночества и перенося издевательства, русский гений сильно ослаб, заболел физически и психически. В один из дней он написал в рабочем дневнике о том, что рано стал стариком. Позже Виноградова посадили на цепь, как собаку. В результате такой тяжелой жизни в 38 лет создатель русского фарфора скончался, а его кладбище затерялось еще в 18 веке."

    А завод был назван в честь Ломоносова, вклад которого несоизмерим с вкладом Виноградова.

     

     

  • 2 Ноября 2020, 16:24

    Типичная русская судьба, к сожалению. 

  • 12 Апреля 2024, 10:04

     

     

     

    Петербургский листок, 1901, № 223, 16 (29) августа.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32220
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 5547