Публикация

Станция Царский Павильон. Мосты и пути станции.

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1895
Стиль:

Мост 1  Фото Андрей С., 2023.06.  Яндекс-панорамы,  временное 

 

Станция Царский Павильон. Мосты и пути станции.

г. Пушкин, Павильон Урицкого, 1 лит. Ах
пос. Александровская, железнодорожный путь

вдоль Нижний пер. - Речной пер., 

1895 г. - (на основании архивных снимков, Риэлтор)

 

 

История строительства изложена в основной публикации Станция Царский Павильон. Паровозный сарай на два стойла  Здесь приводятся дополнительные сведения о путях станции.

 

В 1851 г. при императоре Николай I было принято решение о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Варшава. Полностью строительство дороги завершилось в 1862 г., но участок от столицы до Гатчины длиной 42 версты с одной промежуточной станцией был создан в первую очередь: движение поездов открылось 31 октября (12 ноября) 1853 г. Это был двухпутный участок, единственный на всей железной дороге по 1870-е гг.

Станция Царское Село - позднее на картах указывалось два названия: "Царскосельская (Александровская)", находилась на 20 версте от столицы вблизи деревни, примыкающей к самому концу Александровского парка.

 

В первый год своего правления Николай II для удобства сообщения с Санкт-Петербургом, Гатчиной и Петергофом распорядился  подвести ветку ближе к дворцу и построить рядом с резиденцией павильон соединительной ветви с С.-Петербурго-Варшавской железной дорогой. Распоряжение было выполнено в тот же год.

 

Проект строительства первых двух веток не обнаружен, но сохранились архивные снимки, сделанные неизвестным фотографом в июне - августе 1895 г., по ним можно попытаться восстановить последовательность их строительства.

                                                                                               ЦГАКФФД СПб. Оп.1Б-1. Ед.хр. 868-877

Тема: Строительство железнодорожной ветви на участке Петербург - Царское Село. 

 

Впервые эти снимки внимательно проанализировал Федор Рагин в 2008 г. с выездом на место и дал свои подписи. Но не объяснил, почему один и тот же мост смотрится по-разному с противоположных сторон. Попытаемся устранить это противоречие и представить ход строительства двух веток.

 

По первой ветке движение было открыто до июня 1895 г. (дата двух первых архивных фото и фото).
В силу небольших размеров ручья под первым мостом 1-1 от ст. Александровская могли возвести каменные опоры в начале строительного сезона (май-июнь) и уложить на них металлическую балку.

Для ускорения запуска движения по первой ветке до Царского павильона через р. Кузьминка до июня построили рядом два временных деревянных моста 1:
один для сквозного движения сделан без большого водопропускного отверстия: знали, что он простоит только до осени;
второй для строительства каменной водопропускной трубы.

Строительство ряжевых деревянных мостов хорошо описано в статье: Ряжевые мосты Русского Севера.

Строительство каменного моста 1 могли завершить к сентябрю, после чего разобрали деревянные мосты.

 

В июле велось строительство котлована для моста 2 через р. Кузьминка (на втором пути).

Последние фото датируются августом 1895 г., на которых видны готовые ферма и опоры. До окончания строительного сезона не меньше месяца, за это время можно успеть положить балку на готовые опоры и достроить второй путь. Пример установки балки приведён на фото.

 

Таким образом, в 1895 г. от павильона до станции Александровская С.-Петербурго-Варшавской ж. д. проложили первую ветку длиной 2,6 версты (2,8 км) по временным деревянным мостам и две части второй ветки: от 18 версты СПб-Варшавской дороги до р. Кузьминка (полверсты) и от реки до соединения с первой веткой. Получился удобный путь для доставки строительных материалов. Строительство каменных мостов 1 и 2 завершили осенью 1895 г. Длина второй ветки составила 1,4 версты (1,5 км). 

 

В сентябре  произошла торжественная церемония встречи у павильона в первый приезд Их Императорских Величеств в Царское Село по вновь выстроенной ветви от С.-Петербурго-Варшавской железной дороги. Крестьяне поднесли икону в серебряном окладе и хлеб и соль на серебряном блюде. ЦГИА СПб Ф.253 Оп.3. Д.3224. Листов 12. Крайние даты: 07.09.1895-12.09.1895

 

Некоторые исследователи считают, что второй путь был проложен в 1897-98 гг. Но для этого потребовалось бы снова нанимать рабочих, строить для них временные бараки (см. фото) и разворачивать технику на строительной площадке для прокладки пути в два раза короче первого. Архивные фотографии июня - августа 1895 г. опровергают эту версию.

 

 

 

Второй путь сходил с Варшавской линии влево, к югу, на 18-й версте, поднимался вверх по ложбине, образованной крутыми и высокими (до 8 м), для защиты от снежных заносов, насыпями по обе стороны и выскакивал к большому мосту 2 через речку Кузьминку. На другом берегу снова углублялся в ограждённую с обеих сторон земляными валами ложбину и выходил из неё для встречи с первым путём в поле недалеко от Кузьминского шоссе.

Опоры моста 2 первоначально не находились в воде. Кузьминский ручей в 19 в. был очень узким: он вытекал из Ламских прудов Александровского парка, где ещё в 18 в. поставили гранитную плотину, вода лилась по довольно глубокому оврагу и широких разливов нигде не имела. Широким он стал после сооружения плотины в 1960-х гг.

 

  • фото

    1826-40 Вид на императорскую ферму
    и окрестности с Белой башни.*

  • фото

    1874 А. И. Шарлемань. Приезд
    в Царское Село невесты великого
    князя Владимира Александровича.

  • фото

    1888-92 гг.**

  • фото

    1895 станция ж.д. Царскосельская
    (Александровская)

  • фото

    1897 (красный овал -
    высоты в саж над уровнем моря,
    слева 28,3, справа 23,7).

  • фото

    1913 г.

  • фото

    1913 Карта района маневров.

  • фото

    1913 Карта района
    маневров, легенда

  • фото

    1915 г. (карта, вероятно, более ранняя)

  • фото

    1915 г., с легендой.

  • фото

    1936 г

  • фото

    1939.08.15 Третий путь
    у 16 км Витебской ж_д.
    Наложение fedor_ragin***

  • фото

    1939.08.15 Царская ветка
    на северной окраине Пушкина.
    Наложение fedor_ragin.***

  • фото

    1939.08.15 Второй путь.
    fedor_ragin.****

  • фото

    1939.08.15 Переезд
    у Египетских ворот
    fedor_ragin*5

  • фото

    15.11.1941
    Александровская.

  • фото

    15.11.1941 Моста
    на 2-м пути нет.

  • фото

    Мосты на карте.

  • фото

    Схема мостов.
    рис.Фёдор Рагин
    (исправлена)

* - по центру на дальнем плане Пулковская гора, справа - Большое Кузьмино, от него отходит дорога до Александровки.

 

** - Топографическая карта части Санкт-Петербургской губернии, хромолитографированной в Военно-топографическом

      депо в масштабе 1 верста в 1 дюйме. Исправлена по съемкам 1888 - 1892 гг. (и позднее, т.к. нарисованы первая и

      вторая ветви до Царского павильона, - Риэлтор).                                                        etomesto.ru/map-peterburg_spb-uz-1versta-1889

*** - Немецкую аэросъёмку 1939.08.15 опубликовал и прокомментировал 15-02-2010 в ЖЖ Фёдор Рагин 

**** - На увеличенном фрагменте видно, что большой балочный мост 2 совершенно цел, хотя с него, как и со всего

         Второго пути, похоже, уже сняты рельсы. Рядом с мостом хорошо видна будка дежурного или часового, от неё к

         реке по сторонам моста спускаются две тропинки.

*5 - видны (слева направо) остатки паровозного круга. У павильона демонтирована стометровая крытая платформа.  Справа от вокзала хорошо заметен изогнутый пандус для автомобилей и экипажей (теперь он целиком ушёл под землю), выходящий на небольшую площадь. Академический проспект ещё не проложен. Чётко видно пересечение в одном уровне Третьего пути с шоссе перед Египетскими воротами; после которого (со стороны Песочной улицы) снова начинается насыпь. На границе кадра виден мост 3 через эту улицу.

 

 

В публикации от 04.01.2009 г. Федор Рагин описывает территорию станции до Египетских ворот.
До 1910-х гг. путь от станции Царский павильон к Египетским воротам шёл не по насыпи, а в углублении (см. фото), на "городской" стороне которого стояли деревянные казармы ж/д батальона. К Египетским воротам углубление выходило вровень с шоссе и на пересечении был обычный одноуровневый железнодорожный переезд со шлагбаумами. Шоссе тогда было узкое и не огибало ворота с двух сторон, а проходило под ними. Сразу после переезда железнодорожный путь плавно выходил на насыпь и на мосту через Песочную улицу достигал 6 м.

В начале 1910-х гг. станцию перестроили, возвели деревянные казармы для 1-го железнодорожного батальона и Конвоя Е.И.В. (см. карту 1910 г. в основной публикации) и подняли профиль пути до Египетских ворот. Ложбину засыпали, а путь уложили на невысокую, около метра, насыпь. Её можно видеть и сегодня - по ней идёт дорожка, обсаженная берёзками. Насыпь понижалась к Петербургскому шоссе: одноуровневый переезд сохранили в прежнем виде.

  • фото

    1895, июнь. Временный мост 1
    из старых шпал. Б 868*

  • фото

    1895, июнь. мост 1. Паровая баба
    системы инженера Арциша. Б 869**

  • фото

    1895, часть
    предыд. фото.

  • фото

    1895, часть фото Б 869.**

  • фото

    1935 Забивка сваи.
    (пример работы).

  • фото

    1895, июль. Строительство котлована для
    моста через р.Кузьминка на 2-м пути. Б 873

  • фото

    1895, август. Строительство
    2-го пути в ложбине у 18-й в. Б 870

  • фото

    1895, август. Строительство снего-
    защитной насыпи 2-го пути у 18-й в. Б 871

  • фото

    1895, август.
    Дорожные работы. Б 872

  • фото

    1895, август. Группа строителей
    перед началом укладки пути. Б 877

  • фото

    1895, август. Строительство
    опоры моста 2. Б 874

  • фото

    1895 Группа инженеров у
    строящегося моста. Б 875

  • фото

    1895, август. Инженеры и рабочие
    у мостовой фермы. Б 876

  • фото

    1916 Строительство
    железнодорожного моста.
    (пример установки балки).

* - на фото Б 868 и Б 869 видны вагон НТВ и паровоз - их длины по кузову примерно 6,5 м и 8 м соответственно.
   Фото Б 868 сделано с точки, расположенной севернее моста (с места нынешнего кладбища) - перед паровозом видны

   крыши дома, располагавшегося на участке с современным адресом пос. Александровская, Школьный пер., д. 5

(добавил kudrdima).

** - Фото Б 869 сделано с юга. Справа от большой центральной арки видны три ряжа (опоры) из брёвен. Обращает на себя несимметричность установки ряжей (опор) моста и небрежность укладки шпал западного крыла, т.е. там изначально не было пути и мост строился только для установки парового молота, с помощью которого забивали сваи при строительстве каменной трубы. Забивка свай производилась на краю ряжа. Слева на снимке виден паровой котел, от которого к молоту протянут резиновый шланг для подачи пара. Правее собрана тренога с лестницей для обслуживания парового молота. Аналогичный паровой молот изображён на фото 1935 г.


Оба моста сложены из 30 рядов брёвен, т.е. их высота одинакова. Свайных основания: нет - брёвна укладывались на грунт. Получается, что мосты строились как временные и находились рядом: «профиль и неширокое русло ручья таковы только возле Александровки - ниже по течению, где позже были построены другие мосты, овраг Кузьминки в 2-3 раза шире и существенно глубже».

По материалам публикаций в ЖЖ Ф. Рагина
Императорские мосты (I) 17-03-08
Императорские мосты (II) 30.03.08

 

 

 

В публикации от 13.07.2009 г. Федор Рагин описывает мост 1-1 (ниже опубликовано 5 фото). Мост перекинут через небольшой ручей между станцией Александровская и железнодорожным переездом возле храма Казанской иконы Божией Матери. 

Опоры моста двухуровневые: на гранитных опорах расположены меньшие по размеру короба, выложенные пудостским камнем, с гранитными массивными козырьками. Между ними на более поздних деревянных шпалах (уровень пути, вероятно, был поднят) лежит стальная клёпаная балка. Под рельсами на мостовой балке уложены мягкие деревянные шпалы, укрепленные по краям дополнительным рельсом. На примыкающих к мосту участках шпалы железобетонные.

  • фото

    2000 Мост 1-1.

  • фото

    Мост 1-1 Вид со стороны
    Александровки
    Фото Фёдор Рагин, 2009.

  • фото

    Мост 1-1 Двухуровневые опоры и
    оригинальная клёпаная стальная балка
    Фото Фёдор Рагин, 2009.

  • фото

    Мост 1-1 Современный путь на
    мосту. Фото Фёдор Рагин, 2009

  • фото

    Мост 1-1 Просмолённые шпалы
    под балкой
    Фото Фёдор Рагин, 2009.

  • фото

    Мост 1-1 Деревянные шпалы
    укреплены по сторонам рельсом.
    Фото Фёдор Рагин, 2009

  • фото

    2000 Мост 1.

  • фото

    2018 Мост 1.
    Фото anmazarin

  • фото

    2018 Мост 1.
    Фото anmazarin

  • фото

    2018 Мост 1. Фото anmazarin

  • фото

    Мост 2.
    Вид с севера выше по течению.
    Фото fedor_ragin, 2008

  • фото

    Мост 2.
    Вид с севера выше по течению.
    Фото fedor_ragin, 2008

  • фото

    Мост 2. Вид с северного берега
    р.Кузьминка ниже по течению.
    Фото fedor_ragin, 2008

  • фото

    Мост 2.
    У северной (Варшавской) опоры.
    Фото fedor_ragin, 2008

  • фото

    Мост 2 Вид с южного берега
    выше по течению.
    Фото fedor_ragin, 2008

  • фото

    Мост № 3. 2002 г.

  • фото

    мост №4 2012,
    фото ZweZet

  • фото

    мост №5 2012,
    фото ZweZet

  • фото

    Пешеходная аллея возле
    казарм конвоя ЕИВ
    Фото fedor_ragin, 2009.

  • фото

    За переездом у Египетских ворот
    начиналась Кузьминская насыпь,
    теперь здесь пешеходная тропа.
    Фото fedor_ragin, 2009.

  • фото

    С этой стороны к вокзалу
    примыкала платформа.
    Фото fedor_ragin, 2009.

В 1900-02 гг. происходило строительство третьего пути на средства Московско-Виндаво-Рыбинской ж.д. Высшее руководство технической и хозяйственной частями постройки императорского пути и его ветвей было поручено Особой комиссии при Министерстве путей сообщения. Сразу по окончании строительства в 1902 г. путь был передан в ведение С.-Петербурго-Варшавской ж.д.
Строительство этого пути было частью работ по модернизации самой первой Царскосельской железной дороги. Императорский путь начинался от Введенского канала, шёл рядом с существующими главными путями Царскосельской дороги, на 14-й версте поворачивал на возвышенность близ села Большое Кузьмино, в конце 20-й версты круто поворачивал к западу и после пересечения с шоссе у Египетских ворот подходит к Императорскому павильону. Работы по устройству примыкания третьего пути к павильону в Царском Селе исполнены Санкт-Петербургско-Варшавской железной дорогой.

 

Строительство третьего пути с фотографиями описано в основной публикации Станция Царский Павильон.

Опоры мостов на нём за пределами г. Пушкин пропали при прокладке автодорог в 21 в.

Два фермных моста в Санкт-Петербурге - через Обводный канал и через Боровую улицу - служат по прямому назначению до сих пор!

 

  

Мостов Императорской ветки, расположенных в Царском Селе, было девять: два на Первом пути, один на Втором и шесть - на Третьем. Два были снесены в 1960-х гг. при строительстве жилого района перед Буферным парком. К 2009 г. в той или иной степени сохранились семь. В полной сохранности находятся только мосты 1-1 и 1 на первой ветке.

 

Остатки моста № 3 ранее находились на границе участка частного жилого дома (см. фото). Опоры были сложены из пудостского камня и облицованы чёрным гранитом, на них лежала стальная балка. Аналогично были устроены все балочные мосты третьего пути.

Теперь это граница жилого комплекса "Royalpie", Ленинградская ул., дом 46

 

Опоры моста №4 в Буферном парке расположены примерно в середине Детскосельского бульвара, в 50 метрах от него (см. публикацию). Раньше под этим мостом проходила дорога между сёлами.

 

Положение мостов на Яндекс-карте и цветные фотографии сохранившихся опор можно посмотреть в подборках по мосту 1-1мосту 1мосту 2мосту 4 и мосту 5.

 

Состояние мостов на дату публикации. 

Автором публикации 13.04.25 (фото ниже) были осмотрены пути между Мостом 1-1 и Мостом 1. Путь не эксплуатируется, от переезда у кладбища в сторону Моста 1 частично зарос кустарником. Костыли из большинства шпал выдернуты.

Ширина насыпи с обеих сторон перед Мостом 1-1 позволяет уложить второй путь.

Мост 1-1 с двумя оригинальными клёпанными балками сохранился в прекрасном состонии. Как исторический объект, его необходимо брать под охрану государства.

Мост 1 имеет длину трубы примерно 16 метров. К сожалению, оригинальная облицовка стен трубы и боковых откосов скрыта под слоем цемента.

  • фото

    Мост 1-1. Вид в сторону
    ст. Александровская.

  • фото

    Мост 1-1. Вид в
    противоположную сторону.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Мост 1-1

  • фото

    Мост 1-1

  • фото

    Мост 1

  • фото

    Мост 1.
    Северная сторона насыпи.

  • фото

    Мост 1.
    Южная сторона насыпи.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Мост 1

4 комментария
187 просмотров
Добавил: Риэлтор, 19 Февраля 2025, 14:05
Редактировано: 25 Апреля 2025, 19:39
Оцените:
(0 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house35648.html' target='_blank'>Станция Царский Павильон. Мосты и пути станции. на Citywalls.ru</a>
Всего 4 комментария
  • 22 Февраля 2025, 22:24

    На фото Б 868 тот же временный мост, что и на фото Б 869, но направление взгляда с севера от моста (с места нынешнего кладбища) на юг (перед паровозом видны крыши дома по современному адресу пос. Александровская, Школьный пер., д. 5). Фото сделаны в одном месте, но в разное время.

    В районе моста обозначенного "1-1" глубина и ширина долины ручью несопоставимо меньше, что прекрасно видно на фото https://pastvu.com/p/1906794

    Для справки: на фото Б 868 и Б 869 видны вагон НТВ и паровоз их длины по кузову примерно 6,5 м и 8 метров соответственно.

    Не плохо было бы упоминуть, что все фото из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

  • 22 Февраля 2025, 23:25
    Ответ на "На фото Б 868 тот же временный мост, что и на фото" от kudrdima

     Соглашусь при одном условии: Вы объясните мне, почему один и тот же мост смотрится по-разному с противоположных сторон?

    Брёвна на мостах выкладываются клетками, а не в стенку. Или было сделано рядом два моста?

    фото Б 869, часть

     

    "Не плохо было бы упоминуть, что все фото ..."

    Упомянуто, читайте внимательно!

  • 26 Февраля 2025, 22:48

    Да - фактически рядом два моста - по одному проложен железнодорожный путь (сплошная решётка из шпал); на втором (из ряж) смонтирован паровой копёр, причём его ширина даже больше ж/д моста - посмотрите на размер треноги и лестницы для обслуживания "паровой бабы".

     

    "Упомянуто, читайте внимательно!" - виноват, не разглядел, то, что написано мелким шрифтом. 

  • 25 Апреля 2025, 19:43

    Первый от ст. Александровская мост с двумя оригинальными клёпанными балками сохранился в прекрасном состонии.

    Как исторический объект, его необходимо брать под охрану государства. Все фото в публикации.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32492
Готовится: 83
Посетители
Гостей: 879
Всего сегодня: 11456