Публикация
Новая Голландия. Лесной склад (западный)
Новая Голландия. Лесной склад (западный) наб. Адмиралтейского канала, 2, лит Н Пам. арх. (федер.) 1765-1780 - арх. Чевакинский Савва Иванович арх. Валлен-Деламот Жан-Батист инж. Герард Иоганн 1847-1850 - воен.инж. Пасыпкин Михаил Александрович (Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 527)) См.
* Из книги: Грабарь И.Э. История русского искусства. Т.3. Архитектура. Петербургская архитектура в XVIII и XIX в. М.: Изд. И. Книбеля. 1912. ** Мосты и набережные Ленинграда. Фотоальбом. Составитель П. П. Степнов. Л., Лениздат, 1991.
Собравшаяся 27 октября 1763 г. Адмиралтейств-коллегия приняла безоговорочное решение о построении новых каменных сараев на острове Новая Голландия, причем «таким же расположением, как прежние сараи были, токмо на каменных столбах с отлогими для удобной таски лесов эленгами» (1). <...> Разработка чертежей сараев для хранения леса была поручена С. И. Чевакинскому. В марте 1765 г. Чевакинский представил новый вариант проекта, по которому вместо принятой системы хранения леса в штабелях был применен новый метод - хранение в сараях стоймя с небольшим уклоном. <…> Адмиралтейств-коллегия, рассмотрев план архитектора, 1 марта 1765 г. приняла решение «назначенные по Крюкову каналу большие сараи для красы города строить по Мойке, а средние - по Крюкову каналу» (2). Этот утвержденный коллегией проект о разрешении начать постройку новых помещений на острове на месте сгнивших деревянных складов был представлен императрице. Екатерина II одобрила его, санкционировав и отпуск необходимых средств. <...> Проект оформления фасадов Новой Голландии был поручен архитектору Жану Батисту Валлен-Деламоту. Перед Деламотом стояла задача выполнить лицевые фасады очень скромного по своему назначению здания. Но зодчий, осмотрев комплекс, понял, что это место просто предназначено для создания величественного архитектурного образа. Огромное по протяженности сооружение находилось в окружении воды и хорошо смотрелось с находящихся рядом улиц. Архитектор увидел, что крупные и вместе с тем лаконичные формы спроектированных Чевакинским сараев позволяют создать строгое монументальное сооружение, достойное украсить российскую столицу. <...> Проектируя фасады складов Новой Голландии, Деламот сохранил идею Чевакинского о членении их аркадами. Он применил тот же архитектурный прием, что и в Гостином дворе, акцентировав портиками центры и закруглив угловые сараи, украсил их парными боковыми колоннами. <...> Для оформления центров фасадов с Мойки и Крюкова канала зодчий предложил композиции, напоминающие триумфальные арки. Высокая, прекрасных пропорций арка, опирающаяся на две малые колонны тосканского ордера, перекинута через проток, ведущий в глубь острова. Ее украшают парные колонны большого тосканского ордера, поставленные перед стеной, оформленной нишей и медальонами. Колонны несут на себе антаблемент. Арка обрамлена большой гирляндой. <...> Но и Чевакинский, и Валлен-Деламот, как выяснилось позднее при непосредственных работах, допустили в проектах ошибки. <...> Выяснилось, что со стороны Мойки, там где предполагался портал, сараи, по проекту Чевакинского, должны были составлять более острый угол, нежели это было в натуре. Еще одна ошибка Чевакинского, которую он заметил вскоре после начала строительства и хотел исправить незаметно от коллегии, заключалась в том, что он неправильно рассчитал место битья свай под ближайшую к Адмиралтейскому каналу часть сараев. <...> Это повлекло за собой отстранение Чевакинского от работ в Новой Голландии. <...> После отстранения Чевакинского постройка зданий была поручена «в главное смотрение» инженеру Иоганну Герарду. Его помощниками были назначены «каменного дела мастер Башмаков», его сын «архитектурии гезель Башмаков» и «гезель же Мантуров». <...> В 1788 - 1789 гг., когда Россия вела активные военные действия с Турцией, все работы в Новой Голландии были приостановлены из-за отсутствия средств. <...> Лишь в 1800 г. строительство в Новой Голландии возобновилось. <...> Сараи, где ранее помещался лес, решено было приспособить для хранения обмундирования и различного инвентаря для экипажей кораблей Военно-морского флота. Так, в первой половине XIX в. корпус к западу от арки был занят «мундирными магазинами», корпус к востоку от арки и строения вдоль Крюкова канала занимали «экипажные магазины». <...> Следующим значимым этапом в истории строительства комплекса Новая Голландия стала достройка оставшихся незавершенными складов, называемых уже «магазинами», по берегам Крюкова и частично Адмиралтейского каналов. Строительные работы в этот период велись под наблюдением военных инженеров Пасыпкина, Шена и Валуева. Общее руководство осуществлял инженер-подполковник Михаил Александрович Пасыпкин (3).
Новая Голландия после 1917 года
Высокая художественная значимость ансамбля, расположенного в самом центре города, обязала власти включить Новую Голландию в число архитектурных шедевров, которые должны находиться под охраной государства. Бывшие большие лесные сараи были отданы в Управление Ленинградского военного порта с условием производить любые строительные работы только после согласования с Инспекцией по охране памятников. В сараях находились различные склады управления. <...> В послевоенные годы встал вопрос о реставрации зданий на острове. В 1953 г. Морским министерством было принято решение о реставрации лесных складов Новой Голландии, архитектором Т. В. Барсеневой были произведены обмеры памятника, но реставрировался объект лишь частично. <...> На протяжении всего XX в. вставал вопрос о целевом использовании острова Новая Голландия. Остров продолжал числиться в ведении ВМФ. В связи с этим гражданские учреждения не могли находиться на одной территории с военными. Военным же не нужно было такое количество вспомогательных площадей, многие корпуса стояли пустые, большая часть зданий не использовалась. 1. РГАВМФ. Фонд экспедиций над верфями. Д. 159, 1782. 2. Цит. по: Петров А. Н. Новая Голландия. Историческая справка. 3. РГАВМФ. Ф. 326. Д. 6651. (По материалам Соловьева Т. А. Новая Голландия: История острова. - СПб: Бельведер, 2005 - 86 с.)
В советское время и вплоть до начала 2000-х гг. Новая Голландия была закрытой зоной, на ее территории располагались различные службы Ленинградской военно-морской базы (вещевая, продовольственная, медицинская и т.д.).
В 2004 г. военные, наконец, покинули остров.
В феврале 2006 г. подвели итоги тендера на реконструкцию территории Новой Голландии. Наиболее удачной была признана концепция английского архитектора Нормана Фостера: на территории будет построен культурный центр площадью 180 тыс. кв. м, в котором будут находиться офисные помещения, магазины, гостиницы, галерея искусств, подземный паркинг. Архитектурной доминантой проекта станет Дворец Фестивалей площадью 16,3 тыс. кв. м с концертным залом и открытым амфитеатром. Инф. по материалам СМИ
К настоящему времени
Западный корпус (наб. Адмиралтейского канала, дом 2, литера Н) и южный корпус (наб. Адмиралтейского канала, дом 2, литера О) - до сих пор находятся на реставрации. На стенде возле строительной площадки указано: Приспособление памятников в целях создания общественно-делового многофункционального комплекса с выставочными площадями, объектами инженерной инфраструктуры на территории о. Новая Голландия. Начало работ: VI (?) (опечатка, по-видимому - IV) квартал 2010 г. Окончание работ: 2025 г. Лицо, осуществляющее строительство: ООО «Балтийская инжиниринговая компания».
Памятник федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)
6 комментариев
2346 просмотров Добавил: V_Malyj, 5 Января 2022, 17:54
Редактировано: 14 Февраля 2023, 22:29
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house33255.html' target='_blank'>Новая Голландия. Лесной склад (западный) на Citywalls.ru</a>
Всего 6 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фото - V_Malyj, 01.2022. |
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32221
Готовится: 75
Улицы: 2704
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14286
Всего сегодня: 3654
|
Цветная фотография С.М.Прокудина-Горского, не позднее 1905 г. (http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=362 )
(Более высокое разрешение - см. по названной ссылке.)
Интересно сравнить с современными фотографиями арки. На первый взгляд, то же самое, но приглядевшись немного, увидим отличие: на заднем плане возвышается Благовещенская церковь (уничтоженная коммунистами в 1929 г.).