Публикация

Калинкинские Провиантские магазины

Здание на карте
фото
Архитекторы: Руска Л.
Руска Л. И.
Год постройки: 1799
Стиль: Классицизм

Калинкинские Провиантские магазины

Фонтанки наб. дом 205х
Лоцманская ул., дом 7х
Утраченное здание.

 

1799 - архитектором, возможно, был Л.И. Руска (см. комментарии).

1914 - снесено.

 

 

Провиантский склад, провиантский магазин - тип общественных казённых сооружений в Российской Империи, склад съестных припасов для войска. 

 

"В 1797-1799 гг. вдоль Армейской улицы ... сооружается двухэтажное каменное здание длиной 128 метров – «сухопутные провиантские магазейны», говоря по-современному, склады."

Путеводитель "Морская карта Коломны", автор-составитель - Беляева Г. И. Выпуск библиотеки «Старая Коломна». 2015 г.

Армейская улица - это набережная вдоль правого рукава Фонтанки перед провиантным магазином (см. ниже комментарий от 10 Сентября 2022, 09:32)


Одиночное здание провиантского магазина впервые встречается на карте 1804 г., гравированной А. Савинковым, и подписано: «50. Провианской магазейн».

В дальнейшем карта издавалась в 1810 и 1820 гг. На последней показаны построенные к 1820 г. по образцовому проекту В. П. Стасова два однотипных корпуса провиантских складов на Обводном канале (см. публикацию)

В 1830 г. А. Савинков публикует «План Санкт-Петербурга". Подарочная надпись: "Его высокопревосходительству Г-ну Ст Петербургскому военному Генерал-губернатору и кавалеру Петру Кириловичу Эсену от издателя». Масштаб 50 сажен в дюйме. На нём литерой Л помечены два здания и  не нарисовано другие склады рядом.

Эта карта противоречит плану Шуберта 1828 г., на котором нарисовано это множество деревянных корпусов: дровяных складов и амбаров. На плане Савинкова они появляются только в 1838 г.

Называли склады по-разному, встречается и такое: «Морские провиантские магазины».

  • фото

    1780 г.*

  • фото

    1791 г. Савинков.
    (уу - Болотная улица)

  • фото

    1798 г. По берегу
    сделана набережная.

  • фото

    1804 г.
    50 - Провиантской магазейнъ.

  • фото

    1804 Савинков.

  • фото

    1810 г.
    З -запасной провиантский магазин.

  • фото

    1810 Савинков.
    5 - Провианские магазейны.

  • фото

    1820 Савинков.
    Д, И – провиантския магазейны.

  • фото

    1828

  • фото

    1830 Савинков.
    Л, Ж – провиантския магазейны.

  • фото

    1834 Савинков.

  • фото

    1835 г. Савинков.

  • фото

    1836 План
    IV Адм. части

  • фото

    1838 Савинков.

  • фото

    1849 Цылов Н. Атлас тринадцати частей
    Санкт-Петербурга. Репринт. 2003.

  • фото

    1872 г. План Савицкого.
    Морские провиантские магазины.
    (добавил endegor)

  • фото

    1880 г.

  • фото

    1883 г.

  • фото

    1894 г.

  • фото

    1901 г.

  • фото

    1909 г.

  • фото

    План Коломенской части.
    "Весь Петроград на 1915"

  • фото

    1917 г.

  • фото

    1819 Нереализованный проект Провиантских магазинов
    у Калинкина моста

  • фото

    1821 г. План и
    фасад каменной кухни.**

  • фото

    1827 План места...***

  • фото

    1849 Цылов Н. Атлас тринадцати частей
    Санкт-Петербурга. Репринт. 2003.

  • фото

    1851 А.Н. Греч.
    Весь Петербург в кармане.

  • фото

    (Прибавление к Санктпетербургским
    ведомостям № 5. 1833. 8 янв. С. 38)

    (добавил Liz)

*  - возможно, Армейской называлась улица, идущая к мосту через Пряжку?

** - "План каменной кухни полагаемой к построению на берегу между устьями рек Фонтанки и Пряжки.

      С Петербургский военный Генерал-Губернатор Милорадович М.А. 28 ноября 1821 г.

      Фасад каменной кухни для варения пищи людям приходящим на комерческих и других судах."

*** -  "План месту за Калинкиным мостом, где расположены провиантские магазины. Мая 9 дня 1827 года".

       goskatalog.ru/portal/#/collections?id=38906903

 

1791 г. - "Новый план столичного города и крепости Санкт-Петербурга" Исходный план составлен Х.М. Ротом в 1776 г.
              Опубликована А. Савинковым в 1791 г. Масштаб 1:18000. Размер листа 54x46 см. План раскрашен акварелью.

1804 г. - "План столичного города Санкт-Петербурга" выполнен на меди гравером А. Савинковым, служившим в Собственном Его Императорского.

              Величества Депо карт, созданном по указу Павла I в 1797 г. Карта была отпечатана на листе размером 91x58 см. и затем вручную раскрашена.

1810 г. - План города на русском и французском языках. Размер листа 92x63 см. Гравировал Ал. Савинков.

1820 г. - "План столичного города Санкт-Петербурга" выполнен на меди гравером Александром Савинковым.

               Карта была отпечатана на листе размером 60x65 см. Масштаб 100 саженей в дюйме.

1830 г. - "План столичного города Санкт-Петербурга" выполнен на меди гравером А. Савинковым. Вверху плана подарочная надпись:

              "Его высокопревосходительству С.Петербургскому военному Генерал-губернатору и кавалеру Петру Кирилловичу Эссену, от издателя".

1834 г. - "План столичного города Санкт-Петербурга" выполнен на меди гравером А. Савинковым. Размеры карты в оригинале 67x60 см, масштаб 1:18500

              Создан путем дополнения плана 1830 года.

1835 г. - "План столичного города Санкт-Петербурга". Автор: А. Савинков. Гравюра раскрашенная акварелью. Размеры листа: 115x65 см.

1838 г - "План столичного города Санкт-Петербурга" выполнен на меди гравером А. Савинковым До этого план издавался в 1804 г. и в 1830 г. Новое издание

             карты увидело свет в 1834 г. и в 1835 г., а исправленное в 1838. От предыдущих его отличает значительно большая географическая точность.

 

В 1732 г. в царствование Анны Иоановны на Выборгской стороне были сооружёны два здания  провиантских магазинов, одно из них в 1897 г. переделано для нужд Русского хирургического общества, см.Хирургический музей Н. И. Пирогова.

В 1764 г. на Провиантском острове около Нового Адмиралтейства были возведены вдоль берега Невы два кирпичных здания – трехэтажные провиантские магазины, изображённые на плане Рота 1776 г.
В 1796-99 гг. строится Калинкинский Провиантский магазин, очень похожий на Запасной склад, построенный по проекту Л. Руска на другом берегу Невы ранее 1810 г. (см. карту и публикацию Провиантские склады  Троицкая пл., 1А).

К 1820 г. по проекту В.П. Стасова возводят два однотипных корпуса провиантских складов на Обводном канале, дома 171-173, в которых архитектор практически полностью повторил фасад Запасного склада (сравните фото и следующее) и провиантский магазин за Стеклянным городком на пр. Обуховской Обороны, 28.

 

В 1819 г. В.П. Стасов разработал нереализованный проект перестройки магазинов у Калинкина моста, копия которого сделана в 1838 г. и сохранилась в музее Военной Артиллерийской академии.

Проект для двух провиантских магазинов у Калинкина моста. Санкт-Петербург. 1819 г. Стасов Василий Петрович. Фасад, план. Музей ВАА. ГНИМА НФ-ОФ-249/5 

Вверху надпись: «Высочайше утверждён план и фасад двух магазинов, предполагаемых у Калинкина моста»
На подлинном написано «Высочайше утверждён 18 декабря 1819 г. Генерал Князь Волконский»
Внизу слева: «Оригинал находится в Архиве Канцелярии Департамента под № 22 (далее неразборчиво) 1838 г. (подпись)». Внизу справа: «подпись архитектор Стасов»
Копия на паспарту находится в Музее им. Щусева. «Пересъемка с чертежа из трех частей, у верхнего края и в нижних углах чертежа авторские надписи».  (добавил Galina Vabishchevich )

Проект не был реализован, но, вероятно его решили использовать для строительства в каком-то другом месте.

 

Число магазинов постоянно увеличивалось. Цылов в 1849 г. в разделе "Хлебные провиантские Магазины приводит 9 названий.

 

Более подробно их перечислил А. Н. Греч в справочнике Весь Петербург в кармане. СПб., 1851. С. 540-541 

 

"О рассмотрении проекта перестройки пристаней и устройства наб. на новом Сальном буяне у Калинкинских провиантских магазинов". Крайние даты документов: 28.02.1873–12.03.1873 ЦГИА СПб ф.256 оп.3 д.2799  Количество листов: 8.

(добавил Liz)

"О содержании нового Сального буяна". Крайние даты документов: 22.02.1873–1873 ЦГИА СПб ф.787 оп.6 д.6

 

На фото 1880-х гг. справа за забором виден Калинкинский хлебный склад, принадлежащий военному ведомству.

Территорию, прилегающую к Калинкинским Провиантским магазинам, иногда называли Малый или новый Сальный буян. На них располагались  деревянные сараи Интендантского ведомства.

 

Сохранился чертёж здания кухни 1821 г. на берегу между устьями рек Фонтанки и Пряжки для варения пищи людям, приходящим на коммерческих и других судах.

За устьем р. Пряжка на острове Большой Сальный Буян находился каменный Сальный буян, построенный в 1807 г.

 

 

  • фото

    1823 Майское Екатерингофское гулянье.
    Гравюра Гампельна, часть.

  • фото

    Фрагмент гравюры.

  • фото

    1862 г.
    20-тонный плавучий кран.
    Склады на заднем плане.

  • фото

    1870-е гг., фото А.Э.Фелиш,
    инв.№ ЭРФт-10874 (добавил S.P.)

  • фото

    1870-е Фелиш, часть.
    До фронтона - 8 осей.

  • фото

    1880-е гг., справа
    Малый Сальный буян.

  • фото

    1899-1901 Первый военный металлический корабль
    - броненосная канонерская лодка Опыт

  • фото

    часть предыдущего фото - Малый Сальный буян

  • фото

    1911-12, зима. Обустройство
    Гангута и Полтавы.

  • фото

    часть предыдущего фото
    Малый Сальный буян.
    На заднем плане -
    Балтийский завод.

  • фото

    1912 Общий вид заводского бассейна.

  • фото

    1912 г., часть предыдущего фото.
    До фронтона - 8 осей, всего 19 осей.

  • фото

    1810 г. Чертеж Л. Руска.
    Троицкий запасной магазин.

  • фото

    1912 Вид котла типа
    Ярроу перед погрузкой
    на линкор Гангут

  • фото

    1913 г.

  • фото

    1913 г., часть предыдущего фото.

  • фото

    1916 г. (для сравнения
    с предыдущим фото)

  • фото

    1914 Общий вид достраивающегося линкора
    Гангут (снимок сделан с эллингового крана).

  • фото

    9 мая 1914 г., часть предыдущего фото.

  • фото

    1914, весна. Погрузка на линкор Гангут
    12-дюймового орудия 75-тонным краном.

  • фото

    05.06.1914. Общий вид
    кормовой трубы
    на линкоре Гангут.

  • фото

    1915 Ввод корпуса линейного крейсера
    Бородино в достроечный бассейн.

  • фото

    1915 г., часть предыд. фото.
    Недостроенный Башенный завод.

В 1901 г. 9 деревянных складов, каждый длиной 50 сажень (107 м), сгорели. Пожар в деревянном эллинге начался во втором часу дня 1 июня. В самом начале пожара несколько горящих досок, подхваченные ветром, были переброшены через Лоцманский проток на Интендантские сараи и сразу зажгли три из них. Всего сгорело девять деревянных сараев Интендантского ведомства с обозом и запасами муки и овса (фото и следуюшее). 

книга "Пожарное дело в Санкт-Петербурге. Исторический очерк" Спб, 1903 г.:

Подробности см. Пожар на Галерном острове.

 

 

  • фото

    6 июня 1901 Горы сгоревшей
    муки продолжают дымится.

  • фото

    1901 г.

В 1908-1912 гг. был разработан проект реконструкции завода, расположенного на Галерном острове, за счет присоединения территорий под названием Большой и Малый Сальные буяны и двух небольших участков по Лоцманской улице общей площадью около 37 000 кв. м.
Таким образом, общая площадь верфи возрастала до 122 790 кв. м, к которым добавлялся огромный по тем временам достроечный бассейн, устроенный в правом рукаве Фонтанки. Его предполагалось оборудовать набережной и двумя береговыми кранами. Такой бассейн позволял практически полностью достраивать корабли в СПб, не переводя их в Кронштадт, что не только ускоряло и снижало стоимость работ, но и значительно повышало их качество.
На присоединяемом участке только одно каменное двухэтажное здание калинкинских провиантских магазинов приспосабливалось под главные склады, кладовые моделей для литейной и такелажную, а остальные ветхие деревянные постройки подлежали сносу (к сожалению, в ходе реконструкции здание не было сохранено).
Для достройки больших линкоров «Гангут» и «Полтавы» правый рукав Фонтанки к осени 1911 г. переделывается в достроечный бассейн (480,1 на 49,1 м и глубиной до 9,14 - 9,45 м). Для его устройства за год было вынуто около 200 тысяч кубометров грунта. Вдоль левого берега соорудили на сваях деревянную набережную, по которой проложили рельсовый путь для 30-тонного портального крана.
Для расширения входа в бассейн со стороны Невы потребовалось разобрать часть гранитных оградительных стенок, возведенных при Николае I, а затем и оказавшуюся под ней набережную, сложенную из известняковых плит еще во времена императрицы Елизаветы Петровны и ушедшую под воду из-за слабого грунта. Во время проведения этих работ, 3 июня 1911 года, при подъеме очередной каменной глыбы между гранитной и известняковой плитами обнаружили золотую 50-копеечную монету, а затем еще пять. Поскольку ранее на этом месте находился бастион, защищавший стоянку флота, то найденные монеты сочли закладными, предположив, что их заложили в фундамент в присутствии Елизаветы Петровны.Также были извлечены семь дубовых брусьев, которыми по приказанию Петра Великого для удобства очистки выстлали дно. (Петр I в 1714 г. приказал сузить выходы из Фонтанки и построить на ряжевых и свайных основаниях бастионы)
Территория Малого Сального буяна находились в ведении городских властей СПб и Военного министерства. Чтобы не задерживать начало строительства производственных корпусов, Морское министерство обратилось в высшие инстанции. В результате вышло постановление Совета Министров от 11 марта 1913 г. об уступке Военным министерством территории Калинковских продовольственных магазинов Морскому министерству. 7 июля 1913 г. Николай II подписал указ об отчуждении земель Большого и Малого Сального буянов и участков по Лоцманской улице. Освобождение указанных территорий прежними владельцами от различного имущества затянулось до 29 января 1914 г., так что к сносу старых построек и планировке местности под новую застройку предприятие смогло приступить только в начале лета.

Начавшаяся 1 августа 1914 г. война нарушила ход выполнения кораблестроительной программы и планы расширения завода. Название его, вместо официально утвержденного - «Адмиралтейский судостроительный и башенный завод», вернулось к первоначальному, поскольку срок готовности башенной мастерской на территории Сального буяна отдалялся на неопределенное время.            

(по материалам: Л. А. Кузнецов. Адмиралтейский судостроительный завод (1908—1926), 1995 г.)

 

РГА ВМФ. Ф. 403. Оп. 1. Д. 134. О передаче мор. вед-ву участка земли под Калинковским продовольственным магазином в Петербурге для расширения Адмиралтейского судостроительного з-да и о предоставлении военному вед-ву взамен этой территории участков Матисового двора на Охте. 1912-1914 гг. (140 листов)  (добавила Galina Vabishchevich)

55 комментариев
2056 просмотров
Добавил: Риэлтор, 22 Августа 2022, 15:28
Редактировано: 24 Февраля 2025, 22:23
Оцените:
(31 голос)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house33618.html' target='_blank'>Калинкинские Провиантские магазины на Citywalls.ru</a>
Всего 55 комментариев
  • 20 Октября 2025, 15:27

    Тайны века щёлкаем, как орехи. 😂

     

    Я вчера попыталась покопаться в адресных книгах различного времени, поискать что-то такое на Матисовом острове, связанное с флотом, но пока ничего подходящего не нашла. Вероятно, Матисов двор - не официально закреплённое в городской топонимике название, под которым фигурировала некая территория, принадлежавшая Морскому ведомству. А "Матисов" в наименовании этого двора происходит, конечно, не от некоего мельника Матиса, а по месту нахождения на Матисовом острове.

     

    И кажется надо искать прежний каторжный двор. 😇

     

    РГА ВМФ

     

    Фонд 166, Опись 1, Ед.Хр.3035 Об отдаче места на Матисовом острове, где был каторжный двор, в ведение конторы правления С.Петербургских запасных магазинов. 1803 г.

     

    Фонд 326, Опись 1-3, Ед.Хр.9166   Двор матисов. Навес. Профиль. Инж. Мочульский1827 г.

     

    Фонд 326, Опись 1-3, Ед.Хр.9165 Двор матисов. Генеральный план. Инж. Валуев1855 г.

    Фонд 158, Опись 2-10, Ед.Хр.3545 О построении на Матисовом дворе каменного дома для помещения помощника капитана над Санкт-Петербургским портом, заведующего Новым Адмиралтейством. 1866 г.

     

    Фонд 921, Опись 15, Ед.Хр.47 О постройке на Матисовом дворе каменного дома для помощника капитана над портом. 1866-1868 гг.

     

    Фонд 921, Опись 15, Ед.Хр.46 О постройке на Матисовом дворе каменного дома для помощника капитана над портом. 1866-1869 гг.

     

    Фонд 410, Опись 2-3, Ед.Хр.6318 О передаче Обществу потребителей для моряков (''Бережливость'') помещения в здании Главного адмиралтейства и участка на Матисовом дворе в Петербургском порту для устройства складов. 1881 г.

     

    Фонд 921, Опись 2, Ед.Хр.1178 О ремонте зданий Нового адмиралтейства, Новой Голландии, Матисова двора и Галерного островка. 1903-1904 гг.

     

    Фонд 417, Опись 2, Ед.Хр.1022 О разработке проекта постройки на Матисовом дворе Петербурга ''дома дешевых квартир для офицеров и гражданских чинов морского ведомства''. 1907-1909 гг.

     

    Фонд 921, Опись 2, Ед.Хр.1326 О передаче части Нового адмиралтейства, Галерного островка и Матисова двора в ведение Адмиралтейского судостроительного завода. 1908-1910 гг.

     

    Фонд 403, Опись 1, Ед.Хр.374 О передаче мор. вед-ву участка земли под Калинковским продовольственным магазином в Петербурге для расширения Адмиралтейского судостроительного з-да и о предоставлении военному вед-ву взамен этой территории участков Матисового двора на Охте (???) . 1912-1914 гг.

     

  • 20 Октября 2025, 23:33
    Ответ на "Тайны века щёлкаем, как орехи. 😂 Я вчера попытал" от Galina Vabishchevich

     Каторжный двор искать не надо, он показан на плане Матисова острова в Сенатском атласе и присутствует в рукописной "Росписи домов Санкт-Петербурга" (ОР РГБ. 0-IV-56), составленной по результатам перенумерации 1798 года, под № 225, в 3 квартале 4 Адмиралтейской части, с адресом "На Матисовом острову". На этом месте потом был казенный дровяной двор (см. план Шуберта и в комментарии Галины Эдуардовны описание дела по отдаче места "в ведение конторы правления С.Петербургских запасных магазинов. 1803 г."). Дальнейшее известно: Исправительное заведение, превращенное позднее в больницу Николая Чудотворца. А гораздо раньше, еще с петровских времен, возможно, с 1714 года, там находился  двор Ипата Муханова (показан на плане Игнатия Племянникова 1725 года). 

    Что касается названия "Матисов двор", то, если речь идет, как у Синявина, о 1707 годе, то почему бы и не быть тогда именно двору Матиса? Тут проблема, мне кажется, только в том, одно ли и то же место занимал Матисов двор  в 1707 году (двор Матиса?) и в гораздо более поздние времена. Такому предприятию на Матисовом острове спрятаться было решительно негде - кроме участка больницы, в 19 веке на острове был только один казенный участок, принадлежавший Казенной палате, совсем маленький, расположенный не у воды, у перекрестка Мясной улицы и Заводской (Александра Блока).

    Что касается самого мельника Матиса, это вовсе не байка экскурсоводов, как утверждают некоторые авторы, о нем вполне определенно, хотя и очень кратко, писал П.Н. Петров.

    Фрагмент, в котором П.Н. Петров упоминает Матиса, очень характерный. Он пишет о том, что названия многих мостов происходили от кабаков, называет Поцелуев мост, Глазов, Какушкин и Матисов. И дает к этим строкам примечание, фрагмент которого привожу. 

    "Матисов мост - получил прозвание от кабака, при сооружении его сохранившего географическое название островка и на нем слободы потомства мельника Матиса, в начале 1703 г. получившего охранный лист Царской и потом данную на весь островок, ему уступленный с платою незначительного взноса, за услуги по разведыванию о шведах с 1700 по 1706 г." (Петров П.Н. История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие выборного городского управления по Учреждениям о губерниях. 1703-1782. - СПб., 1885. С. 62 (2 паг.)".

    В адрес Петрова  высказывались упреки, что он к собственным выводам из прочитанного склонен был относиться как к доказанным фактам. Но никто еще не заподозрил его в том, что он придумывал годы и события. Другое дело, что время было такое, когда ссылок на упоминаемые сведения с указанием архивных шифров и листов, кажется, никто еще не ставил. Да и существовали ли они у всех документов 18 века в ту пору? Мне вот случалось работать с документами Управы Благочиния каких-то лет 20 назад, довольно большое их собрание не было тогда обработано, сомневаюсь, что это случилось и за прошедшие годы. 

    Здесь есть, конечно, к чему придраться, если захотеть. Когда появился Матисов кабак? А когда остров получил название Матисов? Финны называли его Калласари, русские тоже называли его Рыбный остров, см. план Племянникова. Считается, что в 1771 году впервые была зафиксирована форма Матисовский остров, но крайне сомнительно, что название это ни с того, ни с сего было спущено сверху. Также сомнительно, что про Матиса вспомнили через много лет. Наверняка оно употреблялось и до этого. И возникло, конечно, не в память о собственно Матисе, а потому, что на острове существовала, еще в конце 1730-х годов, как минимум, Матисова деревня. Ее Петров упоминает, когда пишет о решении Комиссии о Санктпетербургском строении перенести на остров каторжный двор (1737 год). "И его, опасаясь за поджоги от каторжных невольников, комиссия решила перенести далеко ниже ко взморью "на тот остров, где Матисова деревня и Лоцманская слобода" (т.е. где ныне Бердов завод в соседстве бывшего Исправительного заведения)" (Петров П.Н. С. 337 (1 паг.).

    Кавычки внутри текста Петрова свидетельствует, что он цитирует. Вряд ли бы так описательно называли остров, если бы он, официально или нет, назывался Матисовым. 

    Но, с другой стороны, приведенные выше названия архивных дел с названием "Матисов двор", может быть, свидетельствуют, что окончательное название острова было узаконено в связи с этим самым двором. Повторюсь однако: на Матисовом острове такому объекту, да еще и во 2-й половине 19 века, разместиться было негде. А не мог этот, скажем так, "так называемый" Матисов двор быть на Ново-Адмиралтейском острове? Например, будучи переведенным туда с Матисова острова еще где-нибудь в 1-й половине - середине 18 века? Там это было бы делом внутренним и не таким заметным.

    Тут вот еще какая история. Адресная книга Аллера 1822 года показывает вот что:

    "Тони.

    Матисовская, Пивоварова. I Адм. Ч. в 4 квар. по Неве у сухарных магазейн." ([121]. C. 618). Я раньше думала, что она называлась Матисовая из соображений рекламных, не зря же Матисов остров прежде назывался Рыбным. Но история про Матисов двор, незнамо где находившийся, заставила призадуматься. 

    За что, Галина Эдуардовна, спасибо большое.

     

     

     

  • 20 Октября 2025, 23:35

    Спасибо, Liz!

     

    Но фигня в том, что у Шуберта на плане 1828 г. есть этот Дровяной двор, а Матисов двор всплыл чуть раньше. Хотя совсем не исключено, что Шуберт просто не успел исправить. 

     

    Я не думаю, что Матисов двор был в Новом адмиралтействе, т.к. в документах они перечисляются через запятую. Это Новое адмиралтейство априори принадлежало Морскому ведомству, а Матисов двор, видимо, оттяпали где-то в начале XIX в. или по крайней мере в его первой четверти. 

     

    Другой разговор, что совсем не обязательно морякам отвалился именно этот каторжный двор, хотя они его и просили. Но проверить как-то не мешало бы. Претендует на открытие.

     

    Я сегодня убила кучу времени, пыталась идентифицировать по справочникам, где этот кусок под названием Матисов двор, да хоть что-нибудь подходящее "морское", было на Матисовом острове, и ничего не нашла. 

     

    Вот есть зацепка:

    Фонд 158, Опись 2-10, Ед.Хр.3545 О построении на Матисовом дворе каменного дома для помещения помощника капитана над Санкт-Петербургским портом, заведующего Новым Адмиралтейством. 1866 г.

     

    Фонд 921, Опись 15, Ед.Хр.47 О постройке на Матисовом дворе каменного дома для помощника капитана над портом. 1866-1868 гг.

     

    Фонд 921, Опись 15, Ед.Хр.46 О постройке на Матисовом дворе каменного дома для помощника капитана над портом. 1866-1869 гг.

     

    Четыре года (1866-1869 гг.) мусолят тему каменного дома для помощника капитана над портом. Очень вероятно, что таки дом был выстроен.

     

    Уважаемая Liz , может, у Вас есть соображения по этому поводу? Или кто-то ещё из коллег нам поможет провести это маленькое следствие. Если бы мы нашли этот дом, то обнаружили бы и Матисов двор.

     

    Я, блин, страшно зашиваюсь с работой, не могу закопаться в архив, полистать дела. Но тема-то интересная. Заодно, может, в ходе поисков что-нибудь и по Сухарному заводу Морведа всплывёт, который дал названия Сухарным мостам и прочим объектам. 

     

    Логика здесь такая, современный Матисов мост через Пряжку сначала носил название Сухарный, с чего бы то было, если бы рядом не существовало какое-то сухарное производство, либо место хранения этих сухарей, либо место проживания изготовителей этих сухарей.

     

    Но вскоре (не позже 1828 г.) он стал Матисовым, и да, возможно, именно по Матисову двору... а может и нет.

     

    Тогда же Сухарным стал вновь обнаруженный мною мост через Мойку от Английского пр. к Новому адмиралтейству. Хотя сначала он носил название Провиантский. Это меня наводит на мысли, что то самое сухарное производство могло быть перенесено в Новое адмиралтейство. Не случайно же мост так назвали. Но это опять только предположение. 

     

    Вообще обнаружение и история Сухарного завода Морведа очень бы нам помогли разобраться во всей  "сухарной" топонимике данной локации. 

     

  • 22 Октября 2025, 00:43
    Ответ на "Спасибо, Liz! Но фигня в том, что у Шуберта на пл" от Galina Vabishchevich

     - Шуберт не успел исправить. На плане Коломенской части, составленном в 1831 году, показан этот же дровяной двор, так что нечего тут было Шуберту исправлять, ничего тут Морскому ведомству не досталось, участок так и оставался всегда в ведении города.

    - Можно рассмотреть в качестве варианта выходящую на Мойку порядочную часть квартала между Пряжкой и Английским проспектом. Этот большой участок с давних пор принадлежал Морскому ведомству. Сейчас не помню точно, а книги Соловьевой про Новую Голландию под рукой нет. Она хоть и пестрит ошибками, но там, помнится, цитировался какой-то текст (из "Зодчего"?) где-то года 1906-1907-го, может быть, про то, как Морское ведомство бессмысленно занимает огромную территорию в лучшей части города, и территория эта служит местом свалки старого ненужного железа и всё-такое. И там, в частности упоминался какой-то помещичий (?) по виду дом, стоявший на этом самом участке у Мойки. Вот этот бы участок потрясти на предмет Матисова двора. Меня не покидает мысль, что Синявин, когда писал про 1707 год, имел в виду Матисов двор буквально, но уже к 1786 году ничего такого там уже вроде бы не было. Не перебрался ли этот двор сюда? И название сохранялось благодаря близости Матисова моста и самого Матисова острова. 

    - Матисов мост = Сухарный. Об этом пишут, но какие есть реальные свидетельства этому? Если какое-то название где-то мелькнуло - это может не значить ничего вообще, кроме путаницы. Я вот пребываю в постоянном изумлении, как не где-нибудь, а у Шуберта (!!!) просто адское количество ошибок с номерами и частое их отсутствие. И их количество только увеличивается в процессе работы, выявляются просто черные дыры. Это одна сторона дела. Другая - ориентировочно до середины 19 века у множества улиц и мостов существовало параллельно  несколько названий и в одном и том же издании одна и та же улица могла упоминаться под разными названиями. И не где-нибудь в газетных объявлениях, там вообще вакханалия на этот счет была, а на планах, того же бедного Шуберта вспомним. 

    Да, Сухарный завод и сухарные магазейны существовали рядом, на Провиантском острове, с очень ранних времен, может быть, даже еще до того, как там появился Галерный двор. Мне кажутся очень неправильными все эти формулировки вроде "сначала он носил название Провиантский" и параллельно же, что он первоначально назывался Сухарным. Мы слишком мало знаем о том, что именно было "в начале", но я давно усвоила, что  на протяжении 18 века и 1-й трети/половины 19 века многие названия существовали параллельно, и нет ничего невероятного в том, что на планы попадало то одно название, то другое.

    - Что касается архива - нет, я сейчас совершенно не могу этим заниматься к огромному собственному огорчению. Увы. Завтра все-таки постараюсь написать о сухарных делах то, что знаю (не слишком мнгого). Так сложилось, что я про несомненный Сухарный мост и про Сухарный завод на экскурсиях уже лет 10 рассказываю, если не больше. 

  • 24 Октября 2025, 14:53

    Да! Очень похоже, что мы приближаемся к истине про "Матисов двор".

     

    Табель домов и улиц города С.-Петербурга, 1888 г., с. 3

    "Хламовник" по Английскому пр. д. 1 (до Пряжки) действительно принадлежит Морскому ведомству и в это время, и ранее тоже. И до 1917 г., включительно.

     

    У Шуберта (1828 г.) на этот счёт фигня, два участка 54. 

    https://retromap.ru/1418288_z18_59.926944,30.280616

     

    Владела участком № 54 на 1822 г. (впоследствии Английский пр. д. 3) жена купца Ситеева.

     

    Из большого участка был выделен кусок и, видимо, продан. Но кто у кого купил?

     

    В справочнике 1809 г. я Ситеева не нашла.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32824
Готовится: 91
Посетители
Гостей: 640
Всего сегодня: 11372