Публикация

Калинкинские Провиантские магазины

Здание на карте
фото
Архитекторы: Руска Л.
Руска Л. И.
Год постройки: 1799
Стиль: Классицизм

Калинкинские Провиантские магазины

Фонтанки наб. дом 205х
Лоцманская ул., дом 7х
Утраченное здание.

 

1799 - архитектором, возможно, был Л.И. Руска (см. комментарии).

1914 - снесено.

 

 

Провиантский склад, провиантский магазин - тип общественных казённых сооружений в Российской Империи, склад съестных припасов для войска. 

 

"В 1797-1799 гг. вдоль Армейской улицы ... сооружается двухэтажное каменное здание длиной 128 метров – «сухопутные провиантские магазейны», говоря по-современному, склады."

Путеводитель "Морская карта Коломны", автор-составитель - Беляева Г. И. Выпуск библиотеки «Старая Коломна». 2015 г.

Армейская улица - это набережная вдоль правого рукава Фонтанки перед провиантным магазином (см. ниже комментарий от 10 Сентября 2022, 09:32)


Одиночное здание провиантского магазина впервые встречается на карте 1804 г., гравированной А. Савинковым, и подписано: «50. Провианской магазейн».

В дальнейшем карта издавалась в 1810 и 1820 гг. На последней показаны построенные к 1820 г. по образцовому проекту В. П. Стасова два однотипных корпуса провиантских складов на Обводном канале (см. публикацию)

В 1830 г. А. Савинков публикует «План Санкт-Петербурга". Подарочная надпись: "Его высокопревосходительству Г-ну Ст Петербургскому военному Генерал-губернатору и кавалеру Петру Кириловичу Эсену от издателя». Масштаб 50 сажен в дюйме. На нём литерой Л помечены два здания и  не нарисовано другие склады рядом.

Эта карта противоречит плану Шуберта 1828 г., на котором нарисовано это множество деревянных корпусов: дровяных складов и амбаров. На плане Савинкова они появляются только в 1838 г.

Называли склады по-разному, встречается и такое: «Морские провиантские магазины».

  • фото

    1780 г.*

  • фото

    1791 г. Савинков.
    (уу - Болотная улица)

  • фото

    1798 г. По берегу
    сделана набережная.

  • фото

    1804 г.
    50 - Провиантской магазейнъ.

  • фото

    1804 Савинков.

  • фото

    1810 г.
    З -запасной провиантский магазин.

  • фото

    1810 Савинков.
    5 - Провианские магазейны.

  • фото

    1820 Савинков.
    Д, И – провиантския магазейны.

  • фото

    1828

  • фото

    1830 Савинков.
    Л, Ж – провиантския магазейны.

  • фото

    1834 Савинков.

  • фото

    1835 г. Савинков.

  • фото

    1836 План
    IV Адм. части

  • фото

    1838 Савинков.

  • фото

    1849 Цылов Н. Атлас тринадцати частей
    Санкт-Петербурга. Репринт. 2003.

  • фото

    1872 г. План Савицкого.
    Морские провиантские магазины.
    (добавил endegor)

  • фото

    1880 г.

  • фото

    1883 г.

  • фото

    1894 г.

  • фото

    1901 г.

  • фото

    1909 г.

  • фото

    План Коломенской части.
    "Весь Петроград на 1915"

  • фото

    1917 г.

  • фото

    1819 Нереализованный проект Провиантских магазинов
    у Калинкина моста

  • фото

    1821 г. План и
    фасад каменной кухни.**

  • фото

    1827 План места...***

  • фото

    1849 Цылов Н. Атлас тринадцати частей
    Санкт-Петербурга. Репринт. 2003.

  • фото

    1851 А.Н. Греч.
    Весь Петербург в кармане.

*  - возможно, Армейской называлась улица, идущая к мосту через Пряжку?

** - "План каменной кухни полагаемой к построению на берегу между устьями рек Фонтанки и Пряжки.

      С Петербургский военный Генерал-Губернатор Милорадович М.А. 28 ноября 1821 г.

      Фасад каменной кухни для варения пищи людям приходящим на комерческих и других судах."

*** -  "План месту за Калинкиным мостом, где расположены провиантские магазины. Мая 9 дня 1827 года".

       goskatalog.ru/portal/#/collections?id=38906903

 

1791 г. - "Новый план столичного города и крепости Санкт-Петербурга" Исходный план составлен Х.М. Ротом в 1776 г.
              Опубликована А. Савинковым в 1791 г. Масштаб 1:18000. Размер листа 54x46 см. План раскрашен акварелью.

1804 г. - "План столичного города Санкт-Петербурга" выполнен на меди гравером А. Савинковым, служившим в Собственном Его Императорского.

              Величества Депо карт, созданном по указу Павла I в 1797 г. Карта была отпечатана на листе размером 91x58 см. и затем вручную раскрашена.

1810 г. - План города на русском и французском языках. Размер листа 92x63 см. Гравировал Ал. Савинков.

1820 г. - "План столичного города Санкт-Петербурга" выполнен на меди гравером Александром Савинковым.

               Карта была отпечатана на листе размером 60x65 см. Масштаб 100 саженей в дюйме.

1830 г. - "План столичного города Санкт-Петербурга" выполнен на меди гравером А. Савинковым. Вверху плана подарочная надпись:

              "Его высокопревосходительству С.Петербургскому военному Генерал-губернатору и кавалеру Петру Кирилловичу Эссену, от издателя".

1834 г. - "План столичного города Санкт-Петербурга" выполнен на меди гравером А. Савинковым. Размеры карты в оригинале 67x60 см, масштаб 1:18500

              Создан путем дополнения плана 1830 года.

1835 г. - "План столичного города Санкт-Петербурга". Автор: А. Савинков. Гравюра раскрашенная акварелью. Размеры листа: 115x65 см.

1838 г - "План столичного города Санкт-Петербурга" выполнен на меди гравером А. Савинковым До этого план издавался в 1804 г. и в 1830 г. Новое издание

             карты увидело свет в 1834 г. и в 1835 г., а исправленное в 1838. От предыдущих его отличает значительно большая географическая точность.

 

В 1732 г. в царствование Анны Иоановны на Выборгской стороне были сооружёны два здания  провиантских магазинов, одно из них в 1897 г. переделано для нужд Русского хирургического общества, см.Хирургический музей Н. И. Пирогова.

В 1764 г. на Провиантском острове около Нового Адмиралтейства были возведены вдоль берега Невы два кирпичных здания – трехэтажные провиантские магазины, изображённые на плане Рота 1776 г.
В 1796-99 гг. строится Калинкинский Провиантский магазин, очень похожий на Запасной склад, построенный по проекту Л. Руска на другом берегу Невы ранее 1810 г. (см. карту и публикацию Провиантские склады  Троицкая пл., 1А).

К 1820 г. по проекту В.П. Стасова возводят два однотипных корпуса провиантских складов на Обводном канале, дома 171-173, в которых архитектор практически полностью повторил фасад Запасного склада (сравните фото и следующее) и провиантский магазин за Стеклянным городком на пр. Обуховской Обороны, 28.

 

В 1819 г. В.П. Стасов разработал нереализованный проект перестройки магазинов у Калинкина моста, копия которого сделана в 1838 г. и сохранилась в музее Военной Артиллерийской академии.

Проект для двух провиантских магазинов у Калинкина моста. Санкт-Петербург. 1819 г. Стасов Василий Петрович. Фасад, план. Музей ВАА. ГНИМА НФ-ОФ-249/5 

Вверху надпись: «Высочайше утверждён план и фасад двух магазинов, предполагаемых у Калинкина моста»
На подлинном написано «Высочайше утверждён 18 декабря 1819 г. Генерал Князь Волконский»
Внизу слева: «Оригинал находится в Архиве Канцелярии Департамента под № 22 (далее неразборчиво) 1838 г. (подпись)». Внизу справа: «подпись архитектор Стасов»
Копия на паспарту находится в Музее им. Щусева. «Пересъемка с чертежа из трех частей, у верхнего края и в нижних углах чертежа авторские надписи».  (добавил Galina Vabishchevich )

Проект не был реализован, но, вероятно его решили использовать для строительства в каком-то другом месте.

 

Число магазинов постоянно увеличивалось. Цылов в 1849 г. в разделе "Хлебные провиантские Магазины приводит 9 названий.

 

Более подробно их перечислил А. Н. Греч в справочнике Весь Петербург в кармане. СПб., 1851. С. 540-541 

 

"О рассмотрении проекта перестройки пристаней и устройства наб. на новом Сальном буяне у Калинкинских провиантских магазинов". Крайние даты документов: 28.02.1873–12.03.1873 ЦГИА СПб ф.256 оп.3 д.2799  Количество листов: 8.

(добавил Liz)

"О содержании нового Сального буяна". Крайние даты документов: 22.02.1873–1873 ЦГИА СПб ф.787 оп.6 д.6

 

На фото 1880-х гг. справа за забором виден Калинкинский хлебный склад, принадлежащий военному ведомству.

Территорию, прилегающую к Калинкинским Провиантским магазинам, иногда называли Малый или новый Сальный буян. На них располагались  деревянные сараи Интендантского ведомства.

 

Сохранился чертёж здания кухни 1821 г. на берегу между устьями рек Фонтанки и Пряжки для варения пищи людям, приходящим на коммерческих и других судах.

За устьем р. Пряжка на острове Большой Сальный Буян находился каменный Сальный буян, построенный в 1807 г.

 

 

  • фото

    1823 Майское Екатерингофское гулянье.
    Гравюра Гампельна, часть.

  • фото

    Фрагмент гравюры.

  • фото

    1862 г.
    20-тонный плавучий кран.
    Склады на заднем плане.

  • фото

    1870-е гг., фото А.Э.Фелиш,
    инв.№ ЭРФт-10874 (добавил S.P.)

  • фото

    1870-е Фелиш, часть.
    До фронтона - 8 осей.

  • фото

    1880-е гг., справа
    Малый Сальный буян.

  • фото

    1899-1901 Первый военный металлический корабль
    - броненосная канонерская лодка Опыт

  • фото

    часть предыдущего фото - Малый Сальный буян

  • фото

    1911-12, зима. Обустройство
    Гангута и Полтавы.

  • фото

    часть предыдущего фото
    Малый Сальный буян.
    На заднем плане -
    Балтийский завод.

  • фото

    1912 Общий вид заводского бассейна.

  • фото

    1912 г., часть предыдущего фото.
    До фронтона - 8 осей, всего 19 осей.

  • фото

    1810 г. Чертеж Л. Руска.
    Троицкий запасной магазин.

  • фото

    1912 Вид котла типа
    Ярроу перед погрузкой
    на линкор Гангут

  • фото

    1913 г.

  • фото

    1913 г., часть предыдущего фото.

  • фото

    1916 г. (для сравнения
    с предыдущим фото)

  • фото

    1914 Общий вид достраивающегося линкора
    Гангут (снимок сделан с эллингового крана).

  • фото

    9 мая 1914 г., часть предыдущего фото.

  • фото

    1914, весна. Погрузка на линкор Гангут
    12-дюймового орудия 75-тонным краном.

  • фото

    05.06.1914. Общий вид
    кормовой трубы
    на линкоре Гангут.

  • фото

    1915 Ввод корпуса линейного крейсера
    Бородино в достроечный бассейн.

  • фото

    1915 г., часть предыд. фото.
    Недостроенный Башенный завод.

В 1901 г. 9 деревянных складов, каждый длиной 50 сажень (107 м), сгорели. Пожар в деревянном эллинге начался во втором часу дня 1 июня. В самом начале пожара несколько горящих досок, подхваченные ветром, были переброшены через Лоцманский проток на Интендантские сараи и сразу зажгли три из них. Всего сгорело девять деревянных сараев Интендантского ведомства с обозом и запасами муки и овса (фото и следуюшее). 

книга "Пожарное дело в Санкт-Петербурге. Исторический очерк" Спб, 1903 г.:

Подробности см. Пожар на Галерном острове.

 

 

  • фото

    6 июня 1901 Горы сгоревшей
    муки продолжают дымится.

  • фото

    1901 г.

В 1908-1912 гг. был разработан проект реконструкции завода, расположенного на Галерном острове, за счет присоединения территорий под названием Большой и Малый Сальные буяны и двух небольших участков по Лоцманской улице общей площадью около 37 000 кв. м.
Таким образом, общая площадь верфи возрастала до 122 790 кв. м, к которым добавлялся огромный по тем временам достроечный бассейн, устроенный в правом рукаве Фонтанки. Его предполагалось оборудовать набережной и двумя береговыми кранами. Такой бассейн позволял практически полностью достраивать корабли в СПб, не переводя их в Кронштадт, что не только ускоряло и снижало стоимость работ, но и значительно повышало их качество.
На присоединяемом участке только одно каменное двухэтажное здание калинкинских провиантских магазинов приспосабливалось под главные склады, кладовые моделей для литейной и такелажную, а остальные ветхие деревянные постройки подлежали сносу (к сожалению, в ходе реконструкции здание не было сохранено).
Для достройки больших линкоров «Гангут» и «Полтавы» правый рукав Фонтанки к осени 1911 г. переделывается в достроечный бассейн (480,1 на 49,1 м и глубиной до 9,14 - 9,45 м). Для его устройства за год было вынуто около 200 тысяч кубометров грунта. Вдоль левого берега соорудили на сваях деревянную набережную, по которой проложили рельсовый путь для 30-тонного портального крана.
Для расширения входа в бассейн со стороны Невы потребовалось разобрать часть гранитных оградительных стенок, возведенных при Николае I, а затем и оказавшуюся под ней набережную, сложенную из известняковых плит еще во времена императрицы Елизаветы Петровны и ушедшую под воду из-за слабого грунта. Во время проведения этих работ, 3 июня 1911 года, при подъеме очередной каменной глыбы между гранитной и известняковой плитами обнаружили золотую 50-копеечную монету, а затем еще пять. Поскольку ранее на этом месте находился бастион, защищавший стоянку флота, то найденные монеты сочли закладными, предположив, что их заложили в фундамент в присутствии Елизаветы Петровны.Также были извлечены семь дубовых брусьев, которыми по приказанию Петра Великого для удобства очистки выстлали дно. (Петр I в 1714 г. приказал сузить выходы из Фонтанки и построить на ряжевых и свайных основаниях бастионы)
Территория Малого Сального буяна находились в ведении городских властей СПб и Военного министерства. Чтобы не задерживать начало строительства производственных корпусов, Морское министерство обратилось в высшие инстанции. В результате вышло постановление Совета Министров от 11 марта 1913 г. об уступке Военным министерством территории Калинковских продовольственных магазинов Морскому министерству. 7 июля 1913 г. Николай II подписал указ об отчуждении земель Большого и Малого Сального буянов и участков по Лоцманской улице. Освобождение указанных территорий прежними владельцами от различного имущества затянулось до 29 января 1914 г., так что к сносу старых построек и планировке местности под новую застройку предприятие смогло приступить только в начале лета.

Начавшаяся 1 августа 1914 г. война нарушила ход выполнения кораблестроительной программы и планы расширения завода. Название его, вместо официально утвержденного - «Адмиралтейский судостроительный и башенный завод», вернулось к первоначальному, поскольку срок готовности башенной мастерской на территории Сального буяна отдалялся на неопределенное время.            

(по материалам: Л. А. Кузнецов. Адмиралтейский судостроительный завод (1908—1926), 1995 г.)

 

РГА ВМФ. Ф. 403. Оп. 1. Д. 134. О передаче мор. вед-ву участка земли под Калинковским продовольственным магазином в Петербурге для расширения Адмиралтейского судостроительного з-да и о предоставлении военному вед-ву взамен этой территории участков Матисового двора на Охте. 1912-1914 гг. (140 листов)  (добавила Galina Vabishchevich)

44 комментария
1078 просмотров
Добавил: Риэлтор, 22 Августа 2022, 15:28
Редактировано: 6 Сентября 2024, 22:24
Оцените:
(30 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house33618.html' target='_blank'>Калинкинские Провиантские магазины на Citywalls.ru</a>
Всего 44 комментария
  • 23 Августа 2022, 10:22

    Сравнение формы в плане основного и запасного провиантских магазинов, изображённых на плане Шуберта 1828 г. и похожие фасады наводит меня на мысль о том, что, возможно, Л. Руска проектировал и Калинкинский магазин.  Запасной, Троицкий магазин был дальнейшим развитием этого проекта.

     

    Не могу пролистать изданный в 1810 г. самим Л. Руска альбом с проектами... Там есть это здание?
    Оно без изменений простояло весь 19 век?

     

  • 23 Августа 2022, 12:34
    Ответ на "Сравнение формы в плане основного и запасного&nbsp" от Риэлтор

    Ссылки на альбом чертежей Руска, изданный в 1810 г.:

     

    https://bvpb.mcu.es/es/catalogo_imagenes/grupo.do?path=137746 (сайт испанский, но ссылка работает безо всяких VPN)

    или

    https://disk.yandex.ru/i/vcGGLXHCiGF5dQ

     

    (Я уже дважды писал об этом на форуме: 

    https://forum.citywalls.ru/post.php?id=53798
    https://forum.citywalls.ru/post.php?id=60275 )

     

     

    P.S. Благодаря комментарию Риэлтера я заметил, что в публикации по провиантским складам на Троицкой площади я забыл заменить устаревшую ссылку на альбом Руска. Теперь я внес исправление.

     

  • 23 Августа 2022, 14:21

    Дополнение к предыдущему комментарию:

     

    В альбоме Руска 1810 г. есть чертежи провиантских складов на Троицкой площади. А Калинкинских складов вроде бы нет.

     

    Правда, это совсем не исключает авторство Руска: он продолжал работать и после 1810 года. Но и не доказывает его авторство.

  • 23 Августа 2022, 23:08
    Ответ на "Дополнение к предыдущему комментарию... совсем не исключает авторство Руска" от S.P.

    Ни у кого не вызывает сомнений, что здание построено до 1804 г. Но если Руска не включил его в альбом 1810 г., то он его не строил? Или по каким-то причинам оно не было включено в альбом?

     

    Меня удивляет схожесть трёх разных провиантских складов, построенных до 1820 г. разными авторами.

    По каким-то причинам следующий автор копировал предыдущего...

  • 24 Августа 2022, 01:02

    В названии магазины во множественном числе, но в публикации речь идет только об одном здании, множество других даже не упомянуто.

  • 24 Августа 2022, 11:16
    Ответ на "В названии магазины во множественном числе, но в п" от Liz

     Согласен с замечанием! Но обратите внимание на то, как расположено название магазина на плане Шуберта 1828 г.: строго над каменным зданием, да и подписано в единственном числе (на мой взгляд).

    Позднее всю территорию Малого Сального буяна стали именовать Калинкинскими Провиантскими магазинами. По мере накопления материала внесу дополнения в публикацию

  • 25 Августа 2022, 00:43
    Ответ на "Согласен с замечанием! Но обратите внимание на то," от Риэлтор

     На всех планах написано по-разному, где во множественном, где в единственном, на плане Шуберта все три слова сокращены, и что имел в виду гравер, вряд ли мы узнаем.

    В целом же получается немного про бузину. Я Вам пишу, что название публикации во множественном числе, а в тексте речь только об одном здании. Название публикации не Шуберт  же придумал. но оно на самом деле правильное, в литературе в единственном числе это название встречается, но очень редко. Но в публикации мы никакой литературы пока не видим. Планов приведено много, но какие выводы из них сделаны? 

    И непонятно, на чем осовано следующее заключение: "Вероятно, это был основной склад, автор которого не известен. Запасной склад, расположенный на другом берегу Невы..." В городе было много хлебных магазинов, все они были рассредоточены по разным частям города.

    Вот, например, издание 1849 года в разделе "Хлебные хранилища" в подразделе "Магазины":

    (Н. Цылов. Городской указатель или Адресная книга ... на 1850 гоод. СПб., 1849. С. 474).

    Или вот что писал А.Н. Греч в 1851 году:

     

    (А.Н. Греч. Весь Петербург в кармане. СПб., 1851. С. 540-541 - https://vivaldi.nlr.ru/bx000040115/view/#page=549 )

     

    В архивном каталоге мы встречаем и ту и другую формы.

    ЦГИА СПб. Фонд 358. Опись 1. Дело 20. 1866–1871

    По отпуску провианта из Калинкинского провиантского магазина

    ДЕМИДОВСКОЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ. ПЕТРОГРАД. 1833–1918. 156 л.

     

    ЦГИА СПб. Фонд 256. Опись 3. Дело 2799. 28.02.1873–12.03.1873

    О рассмотрении проекта перестройки пристаней и устройства наб. на новом Сальном буяне у Калинкинских провиантских магазинов.

    СТРОИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕТРОГРАДСКОГО ГУБЕРНСКОГО ПРАВЛЕНИЯ. ПЕТРОГРАД. 1867–1917.

     

  • 25 Августа 2022, 11:20
    Ответ на "На всех планах написано по-разному, где во множест" от Liz

    Большое спасибо за дополнения! 

    "Планов приведено много, но какие выводы из них сделаны? "

    Выводы будут позже, после всестороннего анализа планов и обсуждения. Поэтому и нет ссылок на литературу.

    Первый вывод - см. первый коммент: 

    Ответ на "Сравнение формы в плане основного и запасного&nbsp" от Риэлтор

     

    Добавил три новых плана: 

    1. общую карту Савинкова 1804 г.

    2. План Савинкова 1830 г.

    3. План 1872 г. (добавил endegor) Взят отсюда - оригинал мне найти не удалось.

        Обратил внимание на подпись: Морские провиантские магазины. 

     

    "И непонятно, на чем основано следующее заключение: "Вероятно, это был основной склад,"

    S.P. в своей публикации цитирует альбом 1810 г., в кот. подробно написано, почему этот склад назван запасным. Отсюда логично следует вывод о том, что основные склады до 1810 г. находились на левом берегу Невы. Сколько их было в начале 19 в. - не знаю...

     

     В 1764 г. на Провиантском острове около Нового Адмиралтейства были возведены вдоль берега Невы два кирпичных здания – трехэтажные провиантские магазины.

     

    В дальнейшем их становилось всё больше, о чём и свидетельствуют приведённые Вами данные 1849 г.

  • 25 Августа 2022, 13:25

    Из истории: https://ru.wikipedia.org/wiki/Провиантский_приказ
    "Указом Петра I от 18 февраля 1700 г. ... Считается, что этим указом фактически был учреждён орган управления, отвечающий за продовольственное снабжение военных, впоследствии именуемый Провиантским приказом. Первое из известных упоминаний Провиантского приказа в документах Российской империи датируется 9 октября 1703 г.

    Высочайшим указом от 3 сентября 1704 г. «воеводам и приказным людям и полковникам и бурмистрам» предписывалось «во всем, что к провиантским делам надлежит из Провиантского приказа быть послушным. А буде кто в чём вышеписанном учинится ослушен, и тому быть в смертной казни безо всякого милосердия».

    Магазины (склады) приказа располагались в Москве, Петербурге... и других городах и использовались во время Северной войны. На местах отделениями приказа руководили провиантмейстеры, в подчинении у которых были воеводы и коменданты.

    Приказ был преобразован в Провиантскую канцелярию в 1716 г., а канцелярия, в свою очередь, стала частью Военной коллегии в 1724 г."

     

     Провиантский приказ — ведомство, отвечавшее за снабжение армии России провизией. 

  • 25 Августа 2022, 13:28
    Ответ на "Из истории: https://ru.wikipedia.org/wiki/Провиант" от Риэлтор

     ответ на дискуссию по поводу неработающих ссылок на ВИКИ! У меня почему-то всё работает в Яндекс-браузере, проверил...

  • 25 Августа 2022, 13:54
    Ответ на "ответ на дискуссию по поводу неработающих ссылок н" от Риэлтор

     Так у Вас нормальная ссылка - с кириллицей, а не с "иероглифами".

     

    Почему иногда ссылки с кириллицей копируются правильно, а иногда нет (и тогда их нужно исправлять вручную) - не знаю. Вроде бы где-то упоминалось, что это еще и зависит от браузера, которым Вы пользуетесь.

  • 25 Августа 2022, 15:23

    Перечитал начало публикации и коммент Liz от 3 Ноября 2019, 16:22:

    "В 1797 - 1799 гг. на месте, где сейчас находится здание СПбМТУ было сооружено по проекту В. П. Стасова протяженное двухэтажное каменное здание - "сухопутные провиантские магазейны"...

    Это не так, стасовское здание стояло близко, но параллельно берегу Фонтанки"

    Отсюда: 69. Беляева Г. И. Прогулки по старой Коломне. — Москва, ЗАО «Центрполиграф», 2009

     

    Стасов в 1797 г не мог его проектировать (или спроектировал типовой проект?), в СПб он работал с 1808 г. "14 мая 1797 года Стасову было поручено обер-полицмейстером Москвы П. Н. Кавериным составление проектов... В 1802—1807 годах он посетил Францию, Италию, Австрию и Польшу. После возвращения жил и работал в Петербурге. В 1808 году, 26 апреля, В. П. Стасов получил диплом римской Академии живописи, скульптуры и архитектуры Святого Луки[6]. Со 2 октября 1808 года Стасов — архитектор императорского Кабинета."   

     https://ru.wikipedia.org/wiki/Стасов,_Василий_Петрович

     

    Нашёл уточнённый вариант текста (без указания источника): "В 1797-1799 годах вдоль Армейской улицы (как тогда называли Лоцманскую) сооружается двухэтажное каменное здание длиной 128 метров – «сухопутные провиантские магазейны».https://vk.com/@staraya_kolomna-maloe-admiralteistvo-na-locmanskoi-3

    (коммент отредактирован)

     

  • 25 Августа 2022, 15:50
    Ответ на "Большое спасибо за дополнения!  "Планов приве" от Риэлтор

    Вы пишите: "План 1872 г. (добавил endegor) Взят отсюда - оригинал мне найти не удалось."

    Это т.н. план Савицкого с нивелирными марками (от Невы до Обводного), он есть здесь: http://www.etomesto.ru/map-peterburg_chast-spb-1872/. Оригинал его в ЦГИА: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/513/169/8

  • 26 Августа 2022, 11:20
    Ответ на "Интересно, не знаком: на плане красным обозначены каменные или казённые здания?" от Риэлтор

    Красные - это каменные казенные здания.
    Там на первом листе (левый-нижний угол плана) есть легенда с подробной росписью. Еще стоит отметить, что чугунные нивелирные марки - черные кружки на плане - крепились только на каменные основания (здания, ограды, цоколи...)

  • 2 Сентября 2022, 19:11
    Ответ на "Ни у кого не вызывает сомнений, что здание построе" от Риэлтор

     Причины могут быть самыми простыми: экономия. Обычная практика.

  • 2 Сентября 2022, 21:51
    Ответ на "Причины могут быть самыми простыми: экономия. Обыч" от Liz

     Имеются ввиду причины отсутствия в альбоме чертежа Калинкинского Провиантского магазина?

     

    После чтения https://babs71.livejournal.com/1032765.html и комментария S.P. от 01 сентября 2022, 11:24 в публикации по Измайловским провиантским магазинам всё больше склоняюсь к тому, что архитектором Калинкинских был Л. Руска. Позже похожий фасад с таким же фронтоном он рисует для Троицкого магазина. Для сравнения разместил этот чертёж в публикации.     А  Стасов уже копировал Л. Руска.

     

    Возникает вопрос: выносить в титул и подтитул Руска Л.И. со знаком вопроса?

  • 2 Сентября 2022, 22:56
    Ответ на "Имеются ввиду причины отсутствия в альбоме чертежа" от Риэлтор

    Я не согласен.

     

    Можно по-разному оценивать степень сходства фасадов Калинкинских и Троицких складов (по-моему, она не очень велика), но остается следующий факт.

     

    В альбоме 1810 г. Руска собрал, очевидно, все свои работы на то время. Калинкинских складов (построенных до 1804 г.) там нет. Значит, с очень большой степенью вероятности автором проекта Калинкинских складов был НЕ Руска.

     

    Я бы свообще исключил имя Руска и из титула, и из подтитула.

  • 3 Сентября 2022, 00:59
    Ответ на "Я не согласен....Руска собрал, очевидно, все свои работы" от S.P.

     Где нибудь доказано, в альбоме собраны все его работы?    "очевидно" - это не аргумент...

    Цитирую Вас: 

    1. "Есть чертежи двух зданий такого назначения - провиантских складов на Троицкой площади (литера H, лист XLI) и здания в провинции (литера H, листы XLII и XLIII - планразрез и фасад; данные противоречивы - в подписях к чертежам здание названо складами для Полтавы, а в пояснениях (с. 65) - зернохранилищем для Ярославля."  

    Эта путаница говорит о небрежности составления альбома.

     

    2. "При этом сходство со складами на Обводном канале есть только у здания на Троицкой площади, а здание для провинции полностью отличается от них в плане и почти не похоже в фасаде."

    Из соображений экономии в альбом не включено менее интересное, но похожее Калинкинское здание, см.:

    Ответ на "Причины могут быть самыми простыми: экономия. Обыч" от Liz

     

    Не могу себе представить ситуацию, чтобы с интервалом в 10 лет три разных арх-ра последовательно копировали друг друга!..

  • 3 Сентября 2022, 01:14
    Ответ на "Имеются ввиду причины отсутствия в альбоме чертежа" от Риэлтор

     Склоняться можно к чему угодно, но для атрибуции нужны вполне конкретные доводы, а здесь мы не видим никаких вообще. Вот Вы пишете: похожий фронтон. На Калинкинском фронтон есть. А где на чертеже Троицкого магазина и на его изображении фронтон? Вообще нет. 

  • 3 Сентября 2022, 08:43
    Ответ на "Склоняться можно к чему угодно, но для атрибуции н" от Liz

     Согласен с замечанием. Скатную крышу принял за треугольный фронтон:

    Но реализована крыша была несколько иначе:

  • 3 Сентября 2022, 13:09
    Ответ на "Где нибудь доказано, в альбоме собраны все его раб" от Риэлтор

     Вы совершенно напрасно включили мой комментарий в "доказательную базу". Странная была бы экономия на одном листе бумаги. Экономия - теоретически - могла бы быть на работе архитектора, на повторении уже существующего фасада. Когда в конце 19 века собрались возводить заново дом для офицеров Гвардейского экипажа (Торговая/Союза Печатников, 4), было принято решение использовать фасад запасного дома на Дворцовой набережной.

    Дело о постройке для офицеров Гвардейскго экипаа дома под номером 4 на Торговой улице.  [Фасад по образцу запасного дома при великокняжеском дворце на Дворцовой набережной]. Планы этажей. Светокопии.

    1894-1910. ЦГАВМФ. Ф. 935. Оп. 1. Д. 1463.

    Что касается "путаницы", нельзя исключать, что по этому проекту были построены, или планировались к постройке, магазины и в Ярославле, и в Полтаве, и где угодно еще. Вот в Харькове же построили по этому же типу провиантский магазин. Ссылка длинная, найти не сложно, даже в Википедии есть. 

  • 9 Сентября 2022, 20:14
    Ответ на "На всех планах написано по-разному, где во множест" от Liz

      1836 г.  План IV Адм. части - магазин в единственном числе!

  • 10 Сентября 2022, 09:32
    Ответ на "Перечитал начало публикации и коммент&nb" от Риэлтор

     "В 1797-1799 годах вдоль Армейской улицы (как тогда называли Лоцманскую)"

    А не могла ли Армейской называться улица, идущая к мосту через Пряжку и видная на плане 1780 г.?

     

    Р.S. Армейская улица - это набережная вдоль правого рукава Фонтанки перед провиантным магазином. (см. мой коммент от 06.09.2024 в 22-00 к house6560.html )

  • 22 Октября 2022, 23:26

    из книги: Адмиралтейские верфи. 1704 - 1925 изд-во Гангут, СПб

     

    Оригинал снимка из книги Роберт Кондратенко.Морская политика России 80-х годов XIX века. 2006, СПб

    https://litvek.com/br/280951?p=36   80-е гг. XIX в. Иллюстрация № 56
    Вид на верфь Галерного островка, переданную в аренду Франко-Русскому заводу

  • 26 Октября 2022, 16:33
    Ответ на "из книги: Адмиралтейские верфи. " от Риэлтор

     в книге размещён чертеж 92 с подписью, не соответствующей содержанию!

     

    Спасибо за помощь, Galina Vabishchevich , помогли прочитать некоторые слова!   полный размер

    План каменной кухни полагаемой к построению на берегу между устьями рек Фонтанки и Пряжки.

    С Петербургский военный Генерал-Губернатор Милорадович М.А. 28 ноября 1821 г.

    Фасад каменной кухни для варения пищи людям приходящим на комерческих и других судах.

  • 26 Октября 2022, 18:46

    Губернатор Милорадович Михаил Андреевич

     

    Дата 28 ноября 1821 г.

     

    ... приходящим на комерческих и других судах

     

  • 27 Октября 2022, 03:00

    "В 1797-99 гг. вдоль Армейской улицы (как тогда называли Лоцманскую) сооружается ...

    Не вдоль улицы, а вдоль берега правого рукава Фонтанки.

  • 27 Октября 2022, 10:10
    Ответ на ""В 1797-99 гг. вдоль Армейской улицы (как тогда на" от Liz

     Приведена дословная цитата, вводящая в заблуждение.

     Встретился с Беляевой Г.И., но она не смогла вспомнить, откуда взяты годы постройки.

     

    Ответ на ""В 1797-1799 годах вдоль Армейской улицы (как тогд" от Риэлтор

    На плане 1780 г. видно, как проходила дорога на будущий Сальный буян

  • 27 Октября 2022, 11:28

    1862 г. Галерный островок. 20-тонный плавучий кран,см. фото

    из книги: Адмиралтейские верфи. 1704 - 1925 изд-во Гангут, СПб

  • 27 Октября 2022, 12:17

    "... Ето смутно мне напоминает индо-пакистанский инциНдент". 

     

    https://www.citywalls.ru/photo552328.html

     

    По-моему, они близнецы-братья. Только кран в Гребном порту долго болел и не дорос до своего собрата. В Гребном 15-тонник, а этот пловец на Галерном островке 20-тонник. А конструктивно я разницы не вижу (существенной по схеме).

     

    Итак, что же нам поведали историки Адмиралтейский верфей относительно экспортёров сих подъёмных машин?! 

  • 28 Октября 2022, 10:39
    Ответ на ""... Ето смутно мне напоминает индо-пакистанский и" от Galina Vabishchevich

     Фото поместил в публикацию. Историки о производителе скромно умалчивают.

    "В 1859-62 гг. комиссии Морского министерства составили планы реконструкции верфей... и заказали необходимое оборудование". Ничего более подробного пока не нашёл.

    Кран в Гребном порту пребывает в плохом, разукомплектованном, состоянии. На мой взгляд, его кинематическая схема несколько отличается.

  • 28 Октября 2022, 11:41

    Я не имею в виду детали, типа редуктор справа или слева, передаточное отношение и количество шестерён и тому подобное. Но внешняя архитектура у них очень похожая, как-будто их одна мама родила.

     

    А уж сколько поколений кулибиных ремонтировали эти краны. А сколько раз там меняли детали и узлы. А как это бывает, я очень хорошо знаю. Так что там родных этих самых узлов и деталей надо ещё поискать. Но, несомненно, они есть. В "авиационное" время кран в Гребном уже считался достопримечательностью, и на его фоне фотографировались.

     

    Скорее всего не позднее 1917-1918 гг. паровая машина крана в Гребном накрылась медным тазом. Что-то мне подсказывает, что её и не восстанавливали.

     

    Что касается производителя, выскажу предположение, что это Великобритания, по крайней мере - в отношении паровой машины. До Крымской войны там много, чего из техники заказывали. У англичан производство разных паровых котлов было налажено. И англичанка, вопреки известному выражению, гадила нам не всегда. 

  • 28 Октября 2022, 13:35
    Ответ на "Я не имею в виду детали, типа редуктор справа или " от Galina Vabishchevich

      У них очень похожа конструкция грузовой балки!

    Предположение м.б. и неверным, что-то делалось на Кронштадском заводе и в Бельгии.

     

  • 1 Ноября 2022, 23:21

    Случайно обнаружила. 

     

     

    Проект для двух провиантских магазинов у Калинкина моста. Санкт-Петербург. 1819 г. Стасов Василий Петрович. Фасад, план. Музей ВАА. ГНИМА НФ-ОФ-249/5

    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=25397279

    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35498561

     

    Это копия в Музее им. Щусева, вот ещё написано:

    Пересъемка с чертежа из трех частей, у верхнего края и в нижних углах чертежа авторские надписи.

    https://archivogram.top/35498561-proekt_dlya_dvuh_proviantskih_magazinov_u_kalinkina_mosta_v_sankt-peterburge_1819_g_plan_i_fasad_arhitektor_stasov_wp

  • 1 Ноября 2022, 23:29
    Ответ на "Случайно обнаружила.  Проект для двух прови" от Galina Vabishchevich

    В атрибуции пропущено слово, видное в первой строчке заголовка чертежа: "предполагаемых" (к постройке)...

  • 2 Ноября 2022, 10:05
    Ответ на "Случайно обнаружила.  Проект для двух прови" от Galina Vabishchevich

     Есть ещё "Рожковские склады ... В 1820-х гг. здесь возвели каменные здания по образцовому проекту В. П. Стасова"  Но там насчитывается 15 осей...  https://www.citywalls.ru/house5046.html

    Проект очень похож на типовой, м.б., туда поместить?.. Оформление центральной арки похоже.

  • 2 Ноября 2022, 10:41

    Как скажете. Мне не трудно. Но я предполагаю, правильнее было бы разместить, как неосуществлённый проект, здесь, поскольку точно указано, для какого места планировалось. А оттуда дать ссылку на сюда. 

     

    В общем на Ваше усмотрение. Я в премодерацию пока не отправляла. Жду указаний. 😀

  • 2 Ноября 2022, 14:35

    Публикация: Издание 1849 г. в разделе "Хлебные хранилища" в подразделе "Магазины" упоминает 5 зданий

    Не 5, гораздо больше, я просто опубликовала кусок на той странице, где было про Калинкинские

  • 2 Ноября 2022, 16:57
  • 2 Ноября 2022, 18:26
    Ответ на "Случайно обнаружила.  Проект для двух прови" от Galina Vabishchevich

     интересно сопоставить этот проект с проектом Стасова для Измайловского провиантского магазина

  • 5 Ноября 2022, 16:23
    Ответ на "Отправила по электронке." от Galina Vabishchevich

     Разместил. проект. Подписи удалось прочитать:

    Вверху надпись: «Высочайше утверждён план и фасад двух магазинов, предполагаемых у Калинкина моста»
    На подлинном написано «Высочайше утверждён 18 декабря 1819 г. Генерал Князь Волконский»
    Внизу слева: «Оригинал находится в Архиве Канцелярии Департамента под № 22 (далее неразборчиво) 1838 год (подпись)».

    Внизу справа: «подпись архитектор Стасов»

  • 3 Декабря 2022, 16:56

    РГА ВМФ. Ф. 403. Оп. 1. Д. 134. О передаче мор. вед-ву участка земли под Калинковским продовольственным магазином в Петербурге для расширения Адмиралтейского судостроительного з-да и о предоставлении военному вед-ву взамен этой территории участков Матисового двора на Охте. 1912- 1914 гг. (140 листов)

  • 8 Июля 2023, 01:10
    Ответ на "1827 Генплан. Калинкинские провиантские магазины&n" от Риэлтор

     "План месту за Калинкиным мостом, где расположены провиантские магазины. Мая 9 дня 1827 года".

    А нельзя ли немного уменьшить размер - будет хоть немного более разборчиво.

  • 8 Июля 2023, 08:19
    Ответ на ""План месту за Калинкиным мостом, где расположены " от Liz

     План разместил в публикации. Спасибо за помощь в прочтении (были сомнения в цифрах)

    Но интереснее прочитать подпись...

    Уменьшение размера не поможет, надо получить более качественную копию из архива, но как это сделать - не знаю.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 43 из 54
Калинкинские Провиантские магазины
1912 Вид котла типа
Ярроу перед погрузкой
на линкор Гангут
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32221
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 2730