Публикация

Здание НИМИСТ (НИИ связи ВМФ) -
Административный корпус выставочного городка "Ленэкспо"

Здание на карте
фото
Архитекторы: Бурышкин Д. П.
Год постройки: 1947-1949
Стиль: Сталинский неоклассицизм

Здание НИМИСТ (НИИ связи ВМФ)

Административный корпус выставочного городка "Ленэкспо"                                                  Утраченное здание

Сталинский неоклассицизм

Большой пр. ВО, 103 (корпус 9) - Наличная ул., 6

 

1931-1932 - построено здание для гидроавиационной части ВВС КБФ

1941  - разрушено

1947-1949 - арх. Бурышкин Д. П. - построено новое здание для НИМИСТ

 

Снесено 5 марта 2022 г.

 

  • фото

    ВПг на 1913 г.

  • фото

    1934 г.
    (добавил Десса)

  • фото

    Здание, принадлежавшее
    авиачасти ВВС КБФ. Фото 1934 г.
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Вид здания со стороны
    Наличной ул.
    (из книги Крупский М. А.
    Исторический очерк... C. 74)

    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Немецкая аэрофотосъёмка.
    Фото не позднее сент. 1941 г.
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Немецкая аэрофотосъёмка
    (фрагмент) 07.07.1942 г.
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Фото конца 1950-х гг.
    (из путеводителя)

  • фото

    Панорама территории, ранее принадлежавшей
    НИМИСТ в Галерной гавани. Конец 1970-х гг.
    Фото -vk.com
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Служебные коттеджи Ленэкспо
    между Наличной ул. (слева) и Адм. корпусом.
    (1panorama.ru)
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    2019 г. (1panorama.ru)
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Фото sheba.spb.ru
    (добавил Galina Vabishchevich)

Различные постройки непосредственно на этой территории имелись до 1917 г. С 1915 г. акватория Коммерческого порта использовалась как манёвренный гидроаэродром, а с 1916 г. часть существовавших на берегу строений стала использоваться под нужды лётных и вспомогательных частей гидроавиации. Не позднее 1920 г. в Гребной порт перебазировалось Управление Воздушного флота (в 1924 г. переименован в Военно-воздушные силы) Балтийского моря. В 1924 г. сюда с Гутуевского острова был перебазирован 2-й разведывательный гидроавиационный отряд ВВС БМ, размещавшийся на территории, ныне занятой Деловым центром.

В последующие годы гидроавиационные части заняли всю территорию между Шкиперским каналом, нынешней улицей Шкиперский проток и Наличной улицей до линии, продолжающей Среднегаванский проспект до береговой черты. После 1927 г. под гидроавиационную базу была передана полу-пустующая территория побережья к югу от линии Среднегаванского проспекта вдоль Наличной улицы (по чётной стороне) до Большого проспекта, а также комплекс казарм с прилегающей площадью и мелкими постройками на ней. Кроме того, под жилую застройку для семей комсостава передали квартал между Среднегаванским и Большим проспектами, Наличной и Опочинина улицами.

В ноябре 1929 г. в Гребном Порту начала формироваться 4-я авиационная бригада ВВС Балтийского моря – первое авиационное соединение советской морской авиации после Гражданской войны. В состав бригады входили разведывательные и бомбардировочные морские авиационные части (эскадрильи и отряды), рембаза и пр. К этому времени следует отнести начало крупной реконструкции территории и новое строительство на ней (ангары, казармы, мастерские и пр.). На том месте, где сейчас находится пустая площадка современного комплекса "Ленэкспо" - между павильонами № 5, № 6 и № 7/8, в 1931-1932-х гг. был построен большой ангар для одной из МТБАЭ на морских (поплавковых) самолётах-бомбардировщиках ТБ-1. На месте будущего павильона № 5 были забетонированные стоянки и спуски к воде для самолётов (см. аэрофотосъёмки).

К востоку от этого ангара и параллельно ему (точно на том месте, где находится павильон № 9 - Административный корпус "Ленэкспо") находился 2-этажный корпус, построенный также в 1931-1932 гг. в стиле конструктивизм. Сначала в нём собирались разместить Управление гидроаэродромом. В действительности там базировались штабы гидроавиационных частей авиабригады. Рядом, к северо-западу, в одну линию с указанным корпусом и одновременно с ним, было построено 2-этажное "приангарное здание" меньшего размера. В 1933 г. 4-я АБ была переименована в 505-ю авиационную бригаду, в состав которой входили две морские тяжелобомбардировочные эскадрильи (121-я МТБАЭ и 122-я МТБАЭ) и 62-й разведывательный авиационный отряд, а также вспомогательные части. В 1934 г. бригада стала именоваться 105-й смешанной авиационной бригадой, а в 1938 г. она была переформирована в 15-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк ВВС КБФ (в декабре 1939 г. переформирован в разведывательный полк на летающих лодках МБР-2). Бригада (полк) занимала всю территорию, ограниченную Шкиперским каналом, Шкиперским протоком, ул. Наличной и до Севморкабеля, однако южная часть территории оставалась незастроенной. В 1940 г., в связи с присоединением Прибалтики (после Советско-финляндской войны), многие части морской авиации КБФ перебазировались, как туда, так и на западные аэродромы Ленинградской области, а также в Карелию. Освободилась значительная часть территории в Гребном порту, ранее занятая бригадой / полком (но не вся территория). Туда, где ранее размещалась одна из эскадрилий, в описанное выше здание, в 1940 г. был перебазирован Научно-исследовательский морской институт связи и телемеханики.

Источники:

Крупский М. А. Исторический очерк Научно-исследовательского морского института связи. Часть 1. - Л.: изд. Военно-морского флота, 1971.

Ерофеев Ю.Н. Берг Аксель Иванович. Жизнь и деятельность. - М.: Горячая линия-Телеком, 2007. - 223 с. - С. 64-68.

 

 

В 1927-1928 гг. по предложению А.И. Берга создается Морской научно-испытательный полигон связи. В его ведение была передана радиолаборатория Военно-морского инженерного училища, организованная в 1924 г. также А.И. Бергом. По его же инициативе в 1932 г. был сформирован Научно-исследовательский морской институт связи (приказ по ВМС РККА № 074 от 3 сентября 1932 г.), на базе секции связи Морского научно-технического комитета и Научно-испытательного полигона связи. Директором НИМИС назначен А.И. Берг.


Институт был размещён в Ленинграде в помещении полигона связи, находившегося в северо-восточном крыле Главного Адмиралтейства, выходящем к Зимнему дворцу и на реку Неву. В НИМИС имелись 4 отдела: радиосвязи, гидроакустики, спецтехники, подводной связи.

(добавил Galina Vabishchevich)

 

В 1927-1928 гг. по предложению А. И. Берга создается Морской научно-испытательный полигон связи. В его ведение была передана радиолаборатория Военно-морского инженерного училища, организованная в 1924 году также А.И. Бергом. По его же инициативе в 1932 г. был сформирован Научно-исследовательский морской институт связи (приказ по ВМС РККА № 074 от 3 сентября 1932 г.), на базе секции связи Морского научно-технического комитета и Научно-испытательного полигона связи. Директором НИМИС назначен А. И. Берг.


Институт был размещён в Ленинграде в помещении полигона связи, находившегося в северо-восточном крыле Главного Адмиралтейства, выходящем к Зимнему дворцу и на реку Неву. В НИМИС имелись 4 отдела: радиосвязи, гидроакустики, спецтехники, подводной связи.  

Документы института за 1932-1940 гг. отложились в фонде Р-943 РГА ВМФ.  Краткая историческая справка содержится в описи 1.  Там можно извлечь конкретную информацию о структуре института и о направлениях исследований.

 

В числе прочего НИМИС проводил работы в области волнового управления катеров с самолётов. Речь идёт о радиоуправлении, позднее и о телемеханическом управлении катерами. В этой области НИМИС был "конкурентом" Остехбюро. Тема волнового и телемеханического управления с переменным успехом развивалась до 1939 г. Есть документы и о радиоуправляемых торпедах.

В 1933 г. в Гребном порту появились первые самолёты волнового управления «Савойя» S-62 с соответствующей аппаратурой. Позднее такую аппаратуру устанавливали на летающие лодки МБР-2. В конце 1935 г. была сформирована авиационная эскадрилья волнового управления, которая имела гидроаэродром в Пейпии, озеро Копанское. Сотрудники НИМИС взаимодействовали с частями, базировавшимися в Гребном порту, по проблемам связи и радиоуправления в морской авиации.

 

Результаты деятельности НИМИС имели исключительно важное значение для развития флота. Институт расширялся, приобретал новые научно-опытовые базы, активно сотрудничал с другими профильными НИИ и с заводами. В 1936 г. НИМИС приобрёл полигоны в посёлках Тайцы и Стрельна. 

 

В декабре 1937 г. Аксель Иванович Берг был арестован и находился под следствием, как и некоторые другие сотрудники НИМИС (НИМИСТ). Штат института был сокращён.

 

После образования наркомата ВМФ, в 1938 г. институт был переименован в Научно-исследовательский морской институт связи и телемеханики (НИМИСТ ВМС). С июля того же года его возглавил Яков Гаврилович Варксин, который приложил много сил к восстановлению нормальной деятельности НИМИСТ. В институте были образованы 9 отделов  (3-й отдел - связи морской авиации), расширены некоторые лаборатории и конструкторские бюро.

 

По решению НК ВМФ в 1940 г. НИМИСТ был перебазирован из Главного Адмиралтейства в Гребной порт, на территорию 105-й авиабригады. В его структуре стало 11 отделов. 

 

С началом Великой Отечественной войны многие научные работы были свёрнуты, сотрудники НИМИСТ обеспечивали управления, службы наблюдения и связи сил флота, ремонтировали оборудование и приборы. Многие сотрудники направились в действующие части флота. В августе 1941 г. филиал института был сформирован в г. Ульяновске, в январе 1942 г. филиал был перебазирован в пос. Ютаза Татарской АССР. Туда же прибыли сотрудники, до этого работавшие в Ленинграде.  

 

30 ноября 1941 г. прямым попаданием 2 авиабомб здание НИМИСТ в Гребном порту было сильно разрушено, в центральной части - фактически до основания. В течение 10 дней личный состав разбирал завалы с целью спасти уцелевшее оборудование. 

Вокруг Ленинграда ещё в сентябре 1941 г. сомкнулось кольцо блокады, и часть сохранившихся самолётов гидроавиации были перебазированы с занятых врагом аэродромов и собраны в Гребном порту, где авиационные части располагались в корпусах №№ 6, 12 и 13 (?).

НИМИСТ был временно размещён в зданиях на Мичуринской ул., потеснив там АНИМИ и НИМТИ. К концу февраля 1942 г. в Гребном порту были восстановлены энергоснабжение, водопровод и канализация, для сотрудников организованы столовая и общежитие, куда и перебрался НИМИСТ, продолжая выполнять исключительно важные для обороны города работы. Кроме того, сотрудники института продолжали заниматься вопросами радиолокации.

В ноябре 1942 г. основная часть сотрудников института перебазировалась в Москву. Небольшая оперативная группа в октябре того же года была сформирована в Ленинграде и продолжала действовать в интересах КБФ до конца блокады. В октябре 1944 г. НИМИСТ возвратился из Москвы к месту постоянной дислокации - в Гребной порт и развернул активную деятельность. Здесь и встретил День Победы 

На этом информация в указанных источниках заканчивается.

 

В 1947-1949 гг. -  для НИМИСТ было построено новое здание по проекту Д. П. Бурышкина. Оно размещается точно на месте старого, вероятно, был использован фундамент и, может быть, некоторые уцелевшие фрагменты. 

 

Всё это время, с 1932 г. по 1949 г. структура НИМИСТ неоднократно изменялась, одни отделы создавались, другие передавались в иные институты или ликвидировались. В 1949 г. институт был переименован в 8-й научно-исследовательский институт связи ВМФ (НИИ-8 ВМФ). Он занимал огороженную территорию от Наличной улицы до береговой черты, с севера - до ул. Шкиперский проток, а с юга - до линии, продолжавшей Среднегаванский пр. Пустовавшая территория к югу была преобразована в городской пляж (см. фото конца 1950-х гг.).  

 

В дальнейшем этот институт, сохраняя в целом профиль деятельности, пережил ряд переименований и преобразований, менял место своей дислокации. В 1960 г., в связи со значительным сокращением Вооружённых Сил СССР, были ликвидированы многие научные и учебные заведения армии и флота. НИИ-8 в том же году был расформирован и освободил здание в Гребном порту.

 

Фактически в результате реорганизации на базе бывшего НИИ-8 был сформирован "отдел связи" - научно-исследовательское управление средств связи (НИУСС) в составе НИИ-14 ВМФ (НИИ радиоэлектроники и средств управленя ВМФ), куда были переданы материально-технические активы и переведена часть сотрудников.

 

1 декабря 1968 г. на базе НИУСС был вновь сформирован 34-й научно-исследовательский институт связи ВМФ, путём выделения из НИИ-14. Таким образом, НИИ-34 (связи) стал фактически "идейным" преемником НИМИС. С 1979 г. он находился в комплексе на ул. Одоевского, д. 26.

(добавил Galina Vabishchevich)

 


В 1979 г.  в этом здании расположился институт "Гипрорыбфлот".  ([59]. С. 515  )

25 комментариев
7717 просмотров
Добавил: Mary, 4 Июля 2009, 23:31
Редактировано: 2 Июня 2023, 21:52
Оцените:
(18 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2627.html' target='_blank'>Здание НИМИСТ (НИИ связи ВМФ) - Административный корпус выставочного городка "Ленэкспо" на Citywalls.ru</a>
Всего 25 комментариев
  • 16 Мая 2010, 11:43

    Гидроаэродром в Гавани существовал с начала 1910-х годов. Его появление связано с именем А.В. Колчака, являвшегося в то время начальником оперативного отделения Морского генштаба. 6 августа 1912 г. в Гребном порту была открыта Опытная авиационная станция, где проходили подготовку будущие морские лётчики. С 1920-х гг. здесь уже располагался штаб Воздухбалта. В ту пору на его территории испытывали первый советский гидросамолёт В.Шаврова, а в 1934 г. Валерий Чкалов поднял в воздух построенный тут же самолёт конструкции В. Рентеля.

  • 17 Марта 2017, 13:44

    АО "Гипрорыбфлот" (научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по развитию и эксплуатации флота) – Наличная улица, дом 6, лит. И (испытательный центр).

    (http://www.grf.spb.ru/, дата обр. 17.03.2017)

  • 19 Апреля 2021, 23:19

    Галерная гавань и Гребной порт - это разные места (см. комменты). 

    Опытной авиационной станции здесь не было!

    6 августа 1912 года открылась первая Опытная авиационная станция в Санкт-Петербурге. Для неё нашлось 500 м береговой линии в Гребном порту. На берегу поставили разборный ангар для авиатехники и уходящие в воду деревянные слипы. 

    21 августа 1913 года Морской главный штаб принял решение о переводе Опытной авиационной станции в полном составе из Санкт-Петербурга в Либаву - Порт Императора Александра III. Официально – по причине «необходимости приблизить этот зачаток Морской Авиации Балтийского моря к месту ее будущего развертывания в авиационную станцию и отряд».  (источник)

  • 13 Января 2022, 13:34

    Здесь будет новая застройка по проекту студии-44. Здание, вероятно, будет уничтожено

    https://www.fontanka.ru/2022/01/12/70371623/

  • 13 Января 2022, 15:49
    Ответ на "Здесь будет новая застройка по проекту студии-44. " от Виктор М

    Только проект АБ «Литейная часть-91»

     

    РГИС, 13.01.2022

     

    За 1 месяц лета 2021 г. стоимость выросла на 700 млн. руб.

     

    Росреестр, 13.01.2022

     

  • 14 Января 2022, 00:02

    Три моих сообщения удалены в связи с тем, что содержавшаяся в них информация исправлена и дополнена.

    Смотреть сообщение в этой теме от 17 января, примерно в 20 ч 50 мин. 🙁

  • 14 Января 2022, 22:56
    Ответ на "Источник: Ерофеев Ю.Н. Берг Аксель Иванович. " от Galina Vabishchevich

     В декабре 1937 г. Аксель Иванович Берг был арестован и находился под следствием...

     

    "А.И.Берг был арестован в ночь с 25 на 26 декабря 1937 г.

    Из справки УНКВД ЛО от 09.04.1938: "А.И.Берг, будучи начальником НИМИСТа, являлся участником контрреволюционного заговора, в который был завербован б. нач. УВМС РККА Орловым В.М. По заданию участников заговора проводил вредительскую деятельность в области срыва снабжения и вооружения ВМФ связью".

    9 мая 1940 г. Главной прокуратрурой ВМФ дело в отношении А.И.Берга было прекращено за недостаточностью собранных улик. 28 мая 1940 г. он был освобожден из под стражи".  

     

    Грабарь А.Г., Захаров И.С., Тимошенко В.И., Шошков Е.Н. История гидроакустики (1900 - 2000 гг.). Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2002. с.379.

  • 15 Января 2022, 00:13
    Ответ на "Гидроаэродром в Гавани существовал с начала 1910-х" от observer

    Вот эта вот "влажная" история про А.В. Колчака, как основателя морской авиации, не состоятельна. При планировании минной позиции он предусматривал создание авиационных станций, как бы наготово, т. е. верил в будущее авиации флота и даже катался на аэропланах в качестве пассажира. Но непосредственно к созданию морской авиации Колчак отношения не имел. 

     

    По поводу "гидросамолёт В.Шаврова", так уж он точно был не первым советским гидросамолётом, но первым советским самолётом-амфибией, что не одно и то же. Хотя действительно испытывался в Гребном порту.

     

    "...в 1934 г. Валерий Чкалов поднял в воздух построенный тут же самолёт конструкции В. Рентеля" - хотелось бы понять, про что речь... Если про Г-37 Гроховского, то в Гребном порту летать он не мог, он ведь на колёсном шасси. 

     

    И всё это никакого отношения к зданию по теме не имеет.

  • 15 Января 2022, 14:43
    Ответ на "Давно у меня руки чесались на эту тему. Надо как-т" от Galina Vabishchevich

     А м.б. всё это нужно переставить сюда?

    Спортивный яхт-клуб - База исследования гидросамолетов

  • 15 Января 2022, 15:14

    Нет, не нужно туда это всё переставлять. Хватит нам "опытных станций" по всем углам. 

     

    105-я авиационная бригада занимала всю территорию, ограниченную Шкиперским каналом, Шкиперским протоком, ул. Наличной и до Севморкабеля. Некоторые постройки снесены всего лет 5 тому наад.

     

    А Опытная авиационная станция была явлением кратковременным, находилась за этой территорией. Её существование имеет огромное значение для истории морской авиации, а для истории градостроения - практически никакого.   

  • 17 Января 2022, 20:51

    Уважаемая Наталия, большое спасибо за оперативное размещение моих материалов!

     

     

    Появилась публикация, из которой совершенно очевидно, что никакого отношения Опытная авиационная станция Морведа 1912-1913 г. к этому зданию не имеет!

    https://www.citywalls.ru/house33218.html

     

    Ранее, 14 Января 2022, 00:02, я разместила сообщение, где указала на фактические ошибки на этой странице и привела некоторые сведения по истории авиации на этом месте. В следующих сообщениях информацию несколько дополнила из истории НИМИСТ (НИИ связи ВМФ), но вопросы оставались. Сегодня многое прояснилось по истории НИМИСТ! 

     

    Поскольку мои иллюстрации от 14 января уже размещены непосредственно на странице, ниже выложу текст со всеми необходимыми исправлениями, который необходимо разместить вместо пока ещё существующего! Полностью заменить!

     

    Обращаю внимание на то, что в Гребном порту размещалось огромное количество разных учреждений, в том числе и авиационных, в совершенно разных зданиях и постройках. Валить всё в одну кучу недопустимо! Поэтому ниже привожу сведения, касающиеся конкретно этого места и этого здания! Остальное опишем или исправим позже. 

     

    ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ НА СТРАНИЦЕ ВЗАМЕН СУЩЕСТВУЮЩЕГО:

     

    (Заголовок)

    Здание НИМИСТ (НИИ связи ВМФ).

    Административный корпус выставочного городка "Ленэкспо". 

     

    Большой пр. ВО, 103к9
    Наличная ул., 6

    Архитекторы:Бурышкин Д. П.

    Год постройки:1947-1949

    Стиль:Сталинский неоклассицизм

     

    (Подзаголовок)

    Здание НИМИСТ (НИИ связи ВМФ).

    Административный корпус выставочного городка "Ленэкспо".

    Сталинский неоклассицизм

    Большой пр. ВО, 103 (корпус 9) - Наличная ул., 6

     

    1929-1932 гг. (?) построено здание для гидроавиационной части ВВС КБФ 

    1941 г. - разрушено

    1947-1949 - арх. Бурышкин Д. П. - построено новое здание для НИМИСТ 

     

    История

    Различные постройки непосредственно на этой территории имелись до 1917 г. С 1915 г. акватория Коммерческого порта использовалась как манёвренный гидроаэродром, а с 1916 г. часть существовавших на берегу строений стала использоваться под нужды лётных и вспомогательных частей гидроавиации. Не позднее 1920 г. в Гребной порт перебазировалось Управление Воздушного флота (в 1924 г. переименован в Военно-воздушные силы) Балтийского моря. В 1924 г. сюда с Гутуевского острова был перебазирован 2-й разведывательный гидроавиационный отряд ВВС БМ...  

     

    В ноябре 1929 г. в Гребном Порту начала формироваться 4-я авиационная бригада ВВС Балтийского моря – первое авиационное соединение советской морской авиации после Гражданской войны. В состав бригады входили разведывательные и бомбардировочные морские авиационные части (эскадрильи и отряды), рембаза и пр. К этому времени следует отнести начало крупной реконструкции территории и новое строительство на ней (ангары, казармы, мастерские и пр.). 

     

    В 1933 г. 4-я АБ была переименована в 505-ю авиационную бригаду, в состав которой входили две морские тяжелобомбардировочные эскадрильи (121-я МТБАЭ и 122-я МТБАЭ) и 62-й разведывательный авиационный отряд, а также вспомогательные части.

     

    На том месте, где сейчас находится пустая площадка современного комплекса "Ленэкспо" - между павильонами № 5, № 6 и № 7/8, в период с 1929 по 1932-х гг. был построен большой ангар для одной из МТБАЭ на морских (поплавковых) самолётах-бомбардировщиках ТБ-1. На месте павильона № 5 были забетонированные стоянки и спуски к воде для самолётов (см. аэрофотосъёмки).

     

    К востоку от этого ангара и параллельно ему (точно на том месте, где находится павильон № 9 - Административный корпус "Ленэкспо") находился корпус (в стиле конструктивизм?) для размещения служб и личного состава эскадрильи, построенный примерно в то же время, что и ангар. 

     

    В 1934 г. бригада стала именоваться 105-й смешанной авиационной бригадой, а в 1938 г. она была переформирована в 15-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк ВВС КБФ (в декабре 1939 г. переформирован в разведывательный полк на летающих лодках МБР-2). Бригада (полк) занимала всю территорию, ограниченную Шкиперским каналом, Шкиперским протоком, ул. Наличной и до Севморкабеля, однако южная часть территории оставалась незастроенной. 

     

    В 1940 г., в связи с присоединением Прибалтики (после Советско-финляндской войны), многие части морской авиации КБФ перебазировались, как туда, так и на западные аэродромы Ленинградской области, а также в Карелию. Освободилась значительная часть территории в Гребном порту, ранее занятая бригадой / полком (но не вся территория).

     

    Туда, где ранее размещалась одна из эскадрилий, в описанное выше здание, в 1940 г. был перебазирован Научно-исследовательский морской институт связи и телемеханики.  

     

    Источники:

    Крупский М. А. Исторический очерк Научно-исследовательского морского института связи. Часть 1. - Л.: изд. Военно-морского флота, 1971.

    Ерофеев Ю.Н. Берг Аксель Иванович. Жизнь и деятельность. - М.: Горячая линия-Телеком, 2007. - 223 с. - С. 64-68.

     

    В 1927-1928 гг. по предложению А.И. Берга создается Морской научно-испытательный полигон связи. В его ведение была передана радиолаборатория Военно-морского инженерного училища, организованная в 1924 году также А.И. Бергом. По его же инициативе в 1932 г. был сформирован Научно-исследовательский морской институт связи (приказ по ВМС РККА № 074 от 3 сентября 1932 г.), на базе секции связи Морского научно-технического комитета и Научно-испытательного полигона связи. Директором НИМИС назначен А.И. Берг.


    Институт был размещён в Ленинграде в помещении полигона связи, находившегося в северо-восточном крыле Главного Адмиралтейства, выходящем к Зимнему дворцу и на реку Неву. В НИМИС имелись 4 отдела: радиосвязи, гидроакустики, спецтехники, подводной связи. 

     

    Документы института за 1932-1940 гг. отложились в фонде Р-943 РГА ВМФ:

    https://rgavmf.ru/fond/r-943

    Краткая историческая справка содержится в описи 1:

    https://rgavmf.ru/sites/default/files/opis_pdf/r_943_1_full.pdf

    Там можно извлечь конкретную информацию о структуре института и о направлениях исследований.

     

    В числе прочего НИМИС проводил работы в области волнового управления катеров с самолётов. Речь идёт о радиоуправлении, позднее и о телемеханическом управлении катерами. В этой области НИМИС был "конкурентом" Остехбюро. Тема волнового и телемеханического управления с переменным успехом развивалась до 1939 г. Есть документы и о радиоуправляемых торпедах.

     

    В 1933 г. в Гребном порту появились первые самолёты волнового управления «Савойя» S-62 с соответствующей аппаратурой. Позднее такую аппаратуру устанавливали на летающие лодки МБР-2. В конце 1935 г. была сформирована авиационная эскадрилья волнового управления, которая имела гидроаэродром в Пейпии, озеро Копанское. Сотрудники НИМИС взаимодействовали с частями, базировавшимися в Гребном порту, по проблемам связи и радиоуправления в морской авиации.

     

     

    Результаты деятельности НИМИС имели исключительно важное значение для развития флота. Институт расширялся, приобретал новые научно-опытовые базы, активно сотрудничал с другими профильными НИИ и с заводами. В 1936 г. НИМИС приобрёл полигоны в посёлках Тайцы и Стрельна. 

     

    В декабре 1937 г. Аксель Иванович Берг был арестован и находился под следствием, как и некоторые другие сотрудники НИМИС (НИМИСТ). Штат института был сокращён. 

     

    После образования наркомата ВМФ, в 1938 г. институт был переименован в Научно-исследовательский морской институт связи и телемеханики (НИМИСТ ВМС). С июля того же года его возглавил Яков Гаврилович Варксин, который приложил много сил к восстановлению нормальной деятельности НИМИСТ. В институте были образованы 9 отделов  (3-й отдел - связи морской авиации), расширены некоторые лаборатории и конструкторские бюро.

     

    По решению НК ВМФ в 1940 г. НИМИСТ был перебазирован из Главного Адмиралтейства в Гребной порт, на территорию 105-й авиабригады. В его структуре стало 11 отделов.

     

    Вид здания со стороны Наличной ул. (из книги: Крупский М. А. Исторический очерк... стр. 74)

     

    С началом Великой Отечественной войны многие научные работы были свёрнуты, сотрудники НИМИСТ обеспечивали управления, службы наблюдения и связи сил флота, ремонтировали оборудование и приборы. Многие сотрудники направились в действующие части флота. В августе 1941 г. филиал института был сформирован в г. Ульяновске, в январе 1942 г. филиал был перебазирован в пос. Ютаза Татарской АССР. Туда же прибыли сотрудники, до этого работавшие в Ленинграде.  

     

    30 ноября 1941 г. прямым попаданием 2 авиабомб здание НИМИСТ в Гребном порту было сильно разрушено, в центральной части - фактически до основания. В течение 10 дней личный состав разбирал завалы с целью спасти уцелевшее оборудование. 

     

    Вокруг Ленинграда ещё в сентябре 1941 г. сомкнулось кольцо блокады, и часть сохранившихся самолётов гидроавиации были перебазированы с занятых врагом аэродромов и собраны в Гребном порту, где авиационные части располагались в корпусах №№ 6, 12 и 13 (?). 

     

    НИМИСТ был временно размещён в зданиях на Мичуринской ул., потеснив там АНИМИ и НИМТИ. К концу февраля 1942 г. в Гребном порту были восстановлены энергоснабжение, водопровод и канализация, для сотрудников организованы столовая и общежитие, куда и перебрался НИМИСТ, продолжая выполнять исключительно важные для обороны города работы. Кроме того, сотрудники института продолжали заниматься вопросами радиолокации.

     

    В ноябре 1942 г. основная часть сотрудников института перебазировалась в Москву. Небольшая оперативная группа в октябре того же года была сформирована в Ленинграде и продолжала действовать в интересах КБФ до конца блокады. В октябре 1944 г. НИМИСТ возвратился из Москвы к месту постоянной дислокации - в Гребной порт и развернул активную деятельность. Здесь и встретил День Победы  

     

    На этом информация в указанных источниках заканчивается.

     

    В 1947-1949 гг. -  для НИМИСТ было построено новое здание по проекту Д.П. Бурышкина. Оно размещается точно на месте старого, вероятно, был использован фундамент и, может быть, некоторые уцелевшие фрагменты. 

     

    Всё это время, с 1932 г. по 1949 г. структура НИМИСТ неоднократно изменялась, одни отделы создавались, другие передавались в иные институты или ликвидировались. В 1949 г. институт был переименован в 8-й научно-исследовательский институт связи ВМФ (НИИ-8 ВМФ). Он занимал огороженную территорию от Наличной улицы до береговой черты, с севера - до ул. Шкиперский проток, а с юга - до линии, продолжавшей Среднегаванский пр. Пустовавшая территория к югу была преобразована в городской пляж (см. фото конца 1950-х гг.).   

     

    В дальнейшем этот институт, сохраняя в целом профиль деятельности, пережил ряд переименований и преобразований, менял место своей дислокации. В 1960 г., в связи со значительным сокращением Вооружённых Сил СССР, были ликвидированы многие научные и учебные заведения армии и флота. НИИ-8 в том же году был расформирован и освободил здание в Гребном порту.

     

    Фактически в результате реорганизации на базе бывшего НИИ-8 был сформирован "отдел связи" - научно-исследовательское управление средств связи (НИУСС) в составе НИИ-14 ВМФ (НИИ радиоэлектроники и средств управленя ВМФ), куда были переданы материально-технические активы и переведена часть сотрудников.

     

    1 декабря 1968 г. на базе НИУСС был вновь сформирован 34-й научно-исследовательский институт связи ВМФ, путём выделения из НИИ-14. Таким образом, НИИ-34 (связи) стал фактически "идейным" преемником НИМИС. С 1979 г. он находился в комплексе на ул. Одоевского, д. 26 (https://www.citywalls.ru/house13839.html)

    См. также http://history.milportal.ru/nic-ttir-vmf/

     

    ____________________________________________

    А вот с этим я разбираться не буду, т. к. многие другие это сделают лучше:

    1979    - институт "Гипрорыбфлот"

    1960-е - Выставочный городок "Ленэкспо" . Административный корпус

     

    Но тут явная несуразица.

    Помогайте, коллеги, привести в порядок эту статью. 

  • 18 Января 2022, 22:59

    Внесла дополнения в предыдущее сообщение (синим жирным шрифтом). Годы чуть не совпадают с тем, что указано в статье по ссылке (http://history.milportal.ru/nic-ttir-vmf/). Но они  мною проверены по биографиям начальников учреждения - достаточно надёжный метод. Таким образом, о владельцах первого и второго здания на этом месте информации более, чем достаточно за период до 1960 г. Надеюсь, что по "Гипрорыбфлоту" и т. д. кто-то ещё поможет.   

  • 5 Марта 2022, 10:56
    Ответ на "Уважаемая Наталия, большое спасибо за оперативное " от Galina Vabishchevich

     Начался снос. Спасибо Galina Vabishchevich за быстрое обоснование неисторичности этой роскошной постройки. Я уверен, ваше, без сомнения, компетентное мнение, было учтено застройщиками.

  • 5 Марта 2022, 12:12

    Похоже на варварство. 

  • 5 Марта 2022, 14:23

    От "Живого города"

    https://vk.com/save_sp_burg

  • 5 Марта 2022, 17:54
    Ответ на "Начался снос. Спасибо Galina Vabishchevich за быст" от Алексей von Fricken

    К чему Вы это написали? Конкретно дата строительства и архитектор этого здания НИМИСТ были отражены на страничке задолго до меня. Я как раз обосновывала историчность и самого места, и зданий и организаций, в них существовавших. И этого принципа придерживаюсь при описании всех объектов, о которых могу собрать материалы. Потому что эти объекты мне очень дороги именно своей историей. Я считаю снос вполне крепкого и красивого здания варварством точно также, как и Вы. Меня вообще поражает, с какой лёгкостью в Актах профессиональных экспертов старые постройки отдаются под снос. 

  • 5 Марта 2022, 19:24
    Ответ на "К чему Вы это написали? Конкретно дата строит" от Galina Vabishchevich

     К сожалению, сейчас под защитой только здания построенные до 1917 года. Весь пласт архитектуры 1920х-1950х годов находится под реальной угрозой сноса. Мы видим массу примеров.

  • 5 Марта 2022, 21:12

    Это миф про защиту. После полной зачистки построек Л.-Гв. 1-й артиллерийской бригады, в том числе перестройки главного здания (николаевских, первого Николая, а не второго, если не Павла времён), уже не верится. 

    Пишут, что сейчас время "реальных посонов и терпил". Не до старинных казарм.  

  • 5 Марта 2022, 21:38
    Ответ на "Это миф про защиту. После полной зачистки построек" от Кадет Биглер

     Это было в 2005 году. Казармы имели статус выявленных ОКН, который можно снять. Охранных зон не было. И градозащитного движения не было. Сейчас бы такое не прокатило.

  • 5 Марта 2022, 21:57

    Да ладно... 

    "Блажен, кто верует..." 

  • 5 Марта 2022, 23:37

    Здание снесено 05.03.2022 (https://www.sobaka.ru/city/city/146159).

    Пора менять фотографию на черно-белую.

  • 4 Ноября 2022, 22:53

    Панорама территории, ранее принадлежавшей НИМИСТ в Галерной гавани. Конец 1970-х гг. (https://vk.com/photo-3197974_125773478)

     

  • 2 Июня 2023, 14:56
  • 2 Декабря 2023, 22:16

    "Тонкости нового проекта застройки обсудили 22 ноября в третий раз за два года члены Градсовета.

    На этот раз обсуждалась возможность воссоздать сталинское здание опытной станции со шпилем. Оно было возведено в 1949 году архитектором Давидом Бурышкиным с использованием фрагментов существовавшей ранее дореволюционной постройки. Постройка не охранялась как памятник, но Градсовет настаивал на её сохранении. Тем не менее в марте 2022 года здание было снесено.

    Напомним, что по заказу управляющей участком компании ООО «УК "Меркури Кэпитал Траст"» новый проект выполнила мастерская «Евгений Герасимов и партнёры».

    В нем предусматривается, что на месте воссозданного исторического здания будет размещаться начальная школа. Также вопросы возникли у архитекторов в связи c переносом здания южнее, от створа Среднего проспекта к створу Среднегаванского проспекта. Во-вторых, его хотят разместить строго параллельно Наличной улице, а не под углом к ней, как раньше. Примерно там, где раньше стояла опытная станция, но ближе к Наличной, предполагается воссоздать утраченную церковь Святой Троицы. Вот к этой части проекта вопросы появились у архитектора Никиты Явейна. Он был разочарован тем, что церковь «повёрнута к проспекту задом»."  https://www.restate.ru/material/spornye-territorii-v-peterburge-poyavilsya-novyy-proekt-zastroyki-zhilem-lenekspo-i-shkiperskogo-178441.html

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 1 из 27
Здание НИМИСТ (НИИ связи ВМФ) -
Административный корпус выставочного городка "Ленэкспо"
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31722
Готовится: 66
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 1730