Публикация

Станция метрополитена "Владимирская"

Фото - Mary, 2010.

Станция метрополитена "Владимирская"

 Пам. арх. (регион.)

1955 -

 

Наземный павильон и вестибюль  - арх-ры Александров Георгий Иванович, Жук Александр Владимирович,

                                                                 Прибульский Анатолий Исаакович, инж.-констр. Эрганов Евгений Алексеевич

Подземный зал                                    - арх-ры Александров Георгий Иванович, Жук Александр Владимирович,

                                                                 Прибульский Анатолий Исаакович, инж.-констр. Эрганов Евгений Алексеевич

Мозаичное панно "Изобилие"          - худ. Мыльников Андрей Андреевич в соавторстве

                                                                 худ. Королев Александр Леонидович, худ. Снопов Виктор Иванович

 

1969 - надстройка здания

Пересадочный узел   на станцию "Достоевская" (линия № 4 - Правобережная)

1991 - арх-ры Жук А. В., Прибульский А. И., Токмань А. Д.

2004 - удлинение посадочных платформ

2006-2008 - закрыта на реконструкцию

 

        История строительства Ленинградского / Петербургского метрополитена

 

 

Станция открыта 15 ноября 1955 г. в составе первой очереди "Автово" - "Площадь Восстания".

 

Здесь находился Доходной дом Владимирской церкви

При строительстве станции метрополитена "Владимирская" здание перестроено.

С 1955 г. по сегодняшний день здание занимает институт Ленметрогипротранс (НИПИИ Ленметрогипротранс ОАО).

 

Станция метрополитена "Владимирская" своим названием обязана находящимся вблизи площади и проспекту, в свою очередь названными по церкви Владимирской иконы Божией Матери.
Первоначально наземный павильон станции предполагалось разместить на месте собора. В принятом 1 марта 1941 г. Ленгорисполкомом секретном постановлении "О расположении станций метрополитена" говорилось: "…станцию "Площадь Нахимсона“ расположить между пл. Нахимсона и пятью улицами. Вестибюль расположить на пл. Нахимсона со сносом бывшей Владимирской церкви". Против выступил отдел по охране памятников истории и культуры - храм является памятником XVIII в. государственного значения. Неожиданно против сноса церкви выступил второй секретарь обкома и горкома ВКП(б) А. А. Кузнецов.

 

Этапы проектирования

Перегон "Площадь Восстания" - "Владимирская" – самый короткий в Петербургском метрополитене (720 м).
В первоначальном проекте 1941 г. станция назвалась "Площадь Нахимсона".

После войны при пересмотре технического проекта 1-й очереди в начале 1951 г. станцию решили исключить по экономическим соображениям, оставив под нее задел.
Однако при рассмотрении проекта в Москве в середине 1951 г. было указано на необходимость строительства этой станции одновременно со всей 1-й очередью. "Владимирскую" спешно добавили в проект, но в урезанном варианте. Введен новый тип подземной станции - трехсводчатая пилонная с укороченным центральным залом (более чем в три раза короче боковых залов). По официальной версии, такое решение объяснялось ожидаемым низким пассажиропотоком.
В том же году объявили дополнительный конкурс на лучший проект станции "Владимирская". В 1-м открытом туре победил проект Г. И. Александрова, А. В. Жука и А. И. Прибульского. Но на 2-м, закрытом конкурсе, итоги которого объявили 30 января 1952 г., 1-е место занял более внушительный проект отца и сына С. В. и В. С. Васильковских.
арх. Сергей Владимирович Васильковский, арх.-худ. Васильковский Владимир Сергеевич) По проекту Васильковских подземный зал станции выглядел очень нарядно: над пилонами из белоснежного мрамора портреты владимирских князей, оригинальные светильники в виде чаш на столбах, множество лепнины, красивый рисунок пола, в торце - сцена народного гуляния.
Все же станцию решили строить по более простому проекту арх-ров Г. И. Александрова, А. В. Жука и А. И. Прибульского, возможно, из‑за опасения, что за оставшихся три года проект Васильковских не удалось бы реализовать.

 

Наземный павильон

Наземный вестибюль станции расположен на углу Большой Московской ул. и Кузнечного пер. Он размещен на первом этаже перестроенного четырехэтажного здания - Доходного дома Владимирской церкви.

 

Авторы проекта наземного вестибюля и перестройки здания - арх-ры Г. И. Александров, А. В. Жук, А. И. Прибульский, инж.-конструктор Е. А. Эрганов.

 

В проекте 1947 г. на "Владимирской" предусматривался второй выход, на площадь Пяти углов, на месте дома № 18 по Загородному пр.
В ходе  реконструкции разобрали угловую часть здания на пересечении Большой Московской ул. и Кузнечного пер.
В нише скошенного угла расположен вход, решенный в виде большой арки с массивными дорическими колоннами, облицованными известняком. По проекту такие же колонны должны были украшать плоскости стен по Большой Московской ул. и Кузнечному пер., но их заменили рустовкой. Отказались и от рельефов с буквой "М" с двух сторон от арки портала.
Фасады здания отделаны окрашенной терразитовой штукатуркой. Облицовочными плитами выложены тяги, карниз, наличники окон. Для отделки цоколя и колонн лоджии использован путиловский известняк. Два нижних этажа выделены ленточным рустом, верхние - гладко оштукатурены и имеют горизонтальные членения, в верхней части фриз с медальонами.


С 1955 г. по сегодняшний день здание занимает институт Ленметрогипротранс

(ныне ОАО НИПИИ Ленметрогипротранс).

  • фото

    Проект перестройки здания
    Г.И. Александров, А.В. Жук,
    А.И. Прибульский. 1953 г.
    (сайт mirmetro)

  • фото

    Фото 1955 г.
    (добавил Mary)

  • фото

    Фото 1957 г.

  • фото

    Наземный вестибюль.
    Фото 1957 г.
    [210].С.47.
    (добавил Mary)

  • фото

    Портик наземного
    вестибюля.
    Фото 1955 г.
    [210]. С.48.

  • фото

    Полировка мрамора
    на станции "Владимирская"
    vk.com

Наземный вестибюль расположен на углу Кузнечного пер. и Большой Московской ул. Вход в вестибюль решен в виде большой арки на срезанном углу здания, за аркой открытая лоджия. В нише установленны дорические колонны. Выход - со стороны Б. Московской ул.

 

Наземный вестибюль

 

Вестибюль станции состоит из двух помещений – прямоугольного кассового зала и круглого, перекрытого куполом, эскалаторного. Архитектура станции "Владимирская" выдержана в светлых тонах.

 

Стены кассового зала облицованы золотисто‑охристым рисунчатым мрамором Фоминского месторождения (дер. Фомино Свердловская обл.). Это мрамор, обладающий пористостью, с рисунком в виде концентрических колец, полос, пятен золотисто‑желтого цвета, напоминающий структуру дерева. И в блоке для распиловки могут обнаружиться плиты разной окраски – желтые, белые и даже голубоватые. Мраморщики СМУ № 19 Ленметростроя проделали большую работу, чтобы подобрать нужную расцветку. Внизу установлены более темные плиты, а вверху - светлые.

Пол выложен из темно-серых гранитных плит украинского месторождения. Зал освещается люстрами из анодированного алюминия.


Стены эскалаторного зала отделаны белым уральским мрамором. Высокий купол со сходящимися к центру каннелюрами, обрамленный витой гирляндой из растений и плодов, подсвечивается снизу яркими лампами.

В зале установлены четыре больших светильника, декорированные пятиконечными звездами, лавровыми ветвями и колосьями. Пол выложен из темно‑серых гранитных плит украинского месторождения с включением габбро‑норита.

Освещение - закарнизное, также установлены 4 больших торшера на мраморных основаниях, декорированные колосьями и раститениями. Прямоугольная вентиляционная решетка с основанием из пик с перехватами включена в интерьер угловой площадки перед перронным залом. В центре - круглая плакетка с пятиконечной звездой в гирлянде из ветвей лавра, обвитой лентами. Этот мотив встречается и в оформлении других вентиляционных проемов станции. В вестибюлях - квадратные решетки с венками, на балюстрадах наклонного хода - прямоугольные, в виде трельяжных сеток.
 

Мозаичное панно "Изобилие"

Украшением станции является мозаичное панно "Изобилие". Оно установлено в полуциркульной нише над эскалаторами. Панно выполнено в мозаичной мастерской Академии художеств СССР по эскизам и картону известного ленинградского художника А. А. Мыльникова, работавший вместе с художниками А. Л. Королевым и В. И. Сноповым.
18 жителей союзных республик СССР в ярких национальных костюмах, улыбаясь, смотрят на нас с картины. У их ног - горы фруктов, овощей, снопы колосьев, бутыли с вином. Композиция тщательно проработана, каждый персонаж индивидуален. Мыльников использует прием «картина в картине», мы видим складки плотной материи, свисающие с рамы.
В 2008 г. во время ремонта станции панно капитально отреставрировали, смыли грязь, восстановили выпавшие кусочки смальты, обновили раму, бронзу 12 светильников у картины и парапет художественного литья.
Завершение работы над "Изобилием" совпало по времени с выходом Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 г. «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которым начался период борьбы с «украшательством».
На станции предполагалось установить большое количество панно и медальнов, что не было сделано.

В подземный зал спускаются трех эскалатора. Более полувека здесь эксплуатировались эскалаторы типа ЭМ‑5, изготовленные ленинградским заводом "Красный металлист". В 2006 г. их заменили на новые. В ходе ремонтных работ балюстраду облицевали листами холодных тонов, а светильники‑факелы заменили на типовые цилиндрические.
От эскалатора к станции ведет переход в виде коридора с широкой лестницей с рельефным потолком, орнаментированным ступенчатыми восьмиугольниками и ромбами.

  • фото

    Проект. 1 тур.
    С.В. Васильковский, В.С. Васильковский
    1952 г.
    (сайт mirmetro)

  • фото

    Проект.
    1952 г.

  • фото

    1952 г. (сайт mirmetro)
    (добавил Mary)

  • фото

    Проект. 1953 г.
    Г.И. Александров, А.В. Жук?
    А.И. Прибульский.

  • фото

    Кассовый зал.
    Фото 1955 г. [210]. С.49.
    (добавил Mary)

  • фото

    открытка.
    1956 г.

  • фото

    Эскалаторный зал.
    Фото 1955 г. [210]. С.50.
    (добавил Mary)

  • фото

    Ленинградский метрополитен
    им. В.И.Ленина.
    Станция "Владимирская".1955

  • фото
  • фото

    (Открытка. Изд. Аврора,
    Л-д, 1986) (Mary)

  • фото

    Комплект открыток Ленинградский
    метрополитен им. В.И.Ленина

  • фото

    Центральный зал.
    Фото 1955 г. [210]. С.51.
    (добавил Mary)

  • фото

    Фото 1955 г.
    [210]. С.52.

  • фото

    Бра на ветиляционной решетке.
    Фото 1955 г. [210]. С.52.
    (добавил Mary)

  • фото

    Конструкция станции. ([96]. С.229., Mary)

"Владимирская" - станция глубокого заложения. Подземный вестибюль расположен на глубине порядка 55 м.

Станции - пилонного типа с установкой чугунных рам для образования проходов. Ее конструкция состоит из трех тоннелей, расположенных в одном уровне параллельно друг другу на некотором расстоянии. Горным способом между тоннелями устраиваются проходы, имеющие замкнутую бетонную или железобетонную отделку. Строительство станций подобного типа предпочтительно в сложных геологических условиях. При проектировании "Влпдимирской" введен новый тип подземной станции - трехсводчатая пилонная с укороченным центральным залом (более чем в три раза короче боковых залов).

 

Подземный вестибюль

 

Подземный зал сооружен по проекту арх-ров Г. И. Александрова, А. В. Жука, А. И. Прибульского, инженераконструктора Е. А. Эрганова.

 

Центральный зал подземного павильона - укороченный, не на всю длину станции, захватывает только пять пролетов.

В оформлении использованы элементы ордерной архитектуры.

 

Весь подземный зал, пилоны и стены, облицован белым с легким серыми прожилками уральским мрамором из месторождения "Коелга" (пос. Коелга Еткульский р. Челябинская обл.). Таким же мрамором облицованы каннелированные полуколонны по краям пилонов. 

Пол вымощен черными плитами габбро и светло‑серыми янцевского гранита (Янцевское месторождение в Запорожской обл. ), уложенными в шахматном порядке.
Подземный зал освещают массивные восьмирожковые люстры с корпусами в форме широких чаш, крепящихся на цепях к круглым розеткам с лавровыми венками. На стенах между пилястрами расположены бра с тремя плафонами, декорированные лавровыми ветвями, звездами, серпами и молотами. На стенах и пилонах - декоративные вентиляционные решетки из алюминия обработанного "под золото", они скомпанованы вместе со светильниками. Станционный декор, вентиляционные решетки и осветительные приборы изготовлены из силумина (алюминиевый сплав, анодированный «под бронзу»).
На путевых стенах, покрытых мрамором, установлены декоративные решетки с надписью "1955" (год открытия), такая же решетка имеется в торцевой стене центрального зала.
 

В 1991 г. в подземном вестибюле появился переход на станциею метро "Достоевская", открытую 30 декабря 1991 г. в составе участка "Площадь Александра Невского-2" - "Садовая".

(по материалам [96], С. 61.  [210]. С. 45-55., [201]. С. 31-34.

, [1*]. С. 1-79. [2*],)  (добавил Mary)

(Векслер А. Крашенинникова Т. Владимирский округ. Большая и Малая Московские улицы и улица Правды, Mary)

 

1* - Жданов А. М. . Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы,

станции, наземные вестибюли»: Центрполиграф; Москва; 2017

2* - Сапаров А.П.  и др. Ленинградский метрополитен. 1956.

 

Решение Исполкома Ленгорсовета от 1 сентября1969 г. № 825

О надстройке здания института "Ленметропроект" по Б. Московской ул. 2. (Бюллетень Ленгорисполкома, № 20, 1969)


В начале 1990‑х гг. на станциях "Владимирская" и "Технологический институт‑1" были установлены первые рекламные щиты на стенах.

 

Пересадочный узел
В 1991 г. станция "Владимирская" стала пересадочной на станцию "Достоевская" (линия № 4 - Правобережная). Проект реконструкции выполнили А. И. Прибульский и А. В. Жук. Вместо умершего в 1959 г. Г. И. Александрова в работе принял участие молодой арх. А. Д. Токмань.
Первоначально планировалось полностью удлинить центральный зал и довести число проходов на боковые платформы до двенадцати, однако эти работы выполнить полностью не удалось. Во время постройки переходного тоннеля на "Достоевскую" в 1989 г. вода проникла в выработки. Исправление ситуации заняло меньше недели, но в связи с этим станцию "Владимирская" пришлось закрыть и поезда проезжали ее без остановки. В результате центральный зал удлинили на два дополнительных прохода.


В 2004 г., при переводе линии на 8‑вагонные составы, станция опять подверглась реконструкции, за счет служебных помещений удлинили посадочные платформы.
В 2005 г. полы на платформах заменили на гранитные, одновременно сделали выступающий бортик по всей длине платформы для слабовидящих пассажиров.

Реконструкция
10 августа 2006 г. "Владимирскую" закрыли на реконструкцию. Подземный зал при этом продолжал работать, но выход на поверхность проводился через станцию "Достоевская". Проведен капитальный ремонт наклонного хода и реконструкция наземного вестибюля, кассового и эскалаторного залов.
При реставрации и ремонте станции, модернизации инженерно‑строительных решений требовалось сохранить архитектурно‑художественные элементы отделки, выполнить все требования КГИОП. Недопустимо заменить удивительно красивые мраморные плиты редкого рисунка керамической плиткой.
Для извлечния громоздкого демонтированного эскалаторного оборудования и доставки нового ремонтники в стене вестибюля толщиной 1,5 м, сделанной из высокопрочного бетона, со стороны Кузнечного пер. пробили проем нужного размера, который по окончании монтажных работ превратили в выход со станции. Заодно решили проблему «перекрестного прохода», когда смешивались входящий и выходящий пассажиропотоки. Теперь вход на станцию со стороны Владимирской пл., выход - на Кузнечный пер. Существовала возможность использовать на новом выходе со стороны Кузнечного пер. двери, демонтированные с фасада по Большой Московской ул., после необходимой реставрации, но ремонтники предпочли изготовить новые дубовые двери по эскизам 1955 г. Для маломобильных групп населения предусмотрен пандус.
В 2006 г. эскалаторы на спуске заменили на новые. Одновременно выполнялись работы по ремонту отделки наклонного хода, ликвидировались течи, заменялись старые водоотводные конструкции. В ходе ремонтных работ балюстраду облицевали листами холодных тонов, а светильники‑факелы, не соответствующие современным нормам освещенности, заменили на типовые цилиндрические, лишенные декора.
Обследование облицовки пола и стен кассового зала и наземного вестибюля показало, что дефектных плит по сравнению с общей площадью отделки немного. Но заменить фрагментарно тщательно подбиранный друг к другу натуральный камень схожим по рисунку и цвету практически невозможно. Поэтому проведена сплошная замена, в результате которой появился цветовой и тональный контраст между исторической облицовкой золотисто‑желтым фоминским мрамором верхней части стены и новой отделкой до уровня кассовых окон. Также различаются как более холодные замененные участки белого мрамора в верхнем вестибюле на фоне исторически теплого мрамора.
При реставрации отделки пола были восстановлены некоторые фрагменты. После демонтажа и реставрации плиты  устанавливались на место. В результате удалось сохранить рисунок поверхности пола в кассовом зале, но исторический камень имел шлифованную, а не полированную до зеркального блеска поверхность.
Также проводилась реставрация осветительных приборов, украшающих вестибюль, от налета очищалась бронза светильников, отреставрированы штукатурные поверхности и декор купола эскалаторного зала. В целом при реконструкции исторический характер станции удалось сохранить.
Станция открыталь 16 февраля 2008 г.

В 2012 г. с принятием новой информационной политики, для идентификации линии на путевых стенах станции появилась ярко‑алая полоса и многократно повторяющиеся названия станции на русском и английском языках в иньерьере.
В ночь с 9-10.09.2015. станция "Владимирская" стала съемочной площадкой художественного фильма "Тень" с участием Михаила Пореченкова и Юрия Стоянова.

 

 

Региональный памятник  Распоряжение КГИОП от 10.01.2012 № 10-4

10 января 2012 г. станция 1-й (красной) линии петербургского метрополитена: «Владимирская» включена в единый реестр

0 комментариев
1107 просмотров
Добавил: Mary, 1 Марта 2008, 17:51
Редактировано: 26 Января 2022, 21:41
Оцените:
(3 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house33244.html' target='_blank'>Станция метрополитена "Владимирская" на Citywalls.ru</a>
Комментарии
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31758
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 14461
Всего сегодня: 916