Публикация

Старая проходная Адмиралтейского судостроительного завода

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1915-1916
Стиль:

Старая проходная Адмиралтейского судостроительного завода 

Лоцманская ул., дом 5х
наб. р. Фонтанка, д. 203 лит. АУ

 

1915-16 гг. - дата постройки определена предположительно по фото  начала 1912 г. и фото весны 1917 г. 

 

Старая проходная расположена рядом с мостом на Галерный остров и видна на левой части фото 1933-34 гг.

Вход в проходную был по центру здания, напротив современных дорожных знаков (титульное фото сделано под тем же ракурсом, что фото 1933-34 гг.)

В перестроенном виде проходная сохранилась до настоящего времени.

 

 

С 1 января 1908 г. верфи «Галерного островка» и Нового Адмиралтейства объединены в единый Адмиралтейский судостроительный завод. В 1908-12 гг. инженеры Н.И. Дмитриев и В.В. Колпычев разработали проект его реконструкции.

Для соединения «Галерного островка» с новыми территориями планировалось сооружение шестипролетного железнодорожного моста длиной 74,7 м (см. план 1911 г.), а для сообщения Лоцманской улицы с Большим Сальным буяном намечалась засыпка части реки Пряжки с укладкой трубы для протока воды.

Расширение завода предполагалось вести за счет присоединения территории под названием Большой и Малый Сальные буяны и двух небольших участков по Лоцманской улице. Эти территории находились в ведении городских властей С.-Петербурга и Военного министерства. Переговоры об условиях передачи земель затягивались и грозили перерасти в длительную тяжбу. Чтобы не задерживать начало строительства производственных корпусов, Морское министерство обратилось в высшие инстанции. В результате вышло постановление Совета Министров от 11 марта 1913 г. об уступке Военным министерством территории Калинковских продовольственных магазинов Морскому министерству; а в качестве возмещения военные получали участок на Суворовском проспекте и часть территории Матисова двора.

7 июля 1913 г. Николай II подписал указ об отчуждении земель Большого и Малого Сального буянов и участков по Лоцманской улице. Освобождение указанных территорий прежними владельцами от различного имущества затянулось до 29 января 1914 г., так что к сносу старых построек и планировке местности под новую застройку предприятие смогло приступить в начале лета.

Железнодорожный мост через правый рукав р. Фонтанки являлся бы препятствием для крупных кораблей. Поэтому для устройства достроечного бассейна правый рукав р. Фонтанки углубили, расширили и перекрыли дамбой с одновременной постройкой в 1908-09 гг. моста для железнодорожных путей (даты противоречат фото 1913 г., на котором виден деревянный мост; железобетонный мост был построен позднее, в 1914-16 гг., одновременно с дамбой).

Таким образом Галерный остров соединили с Екатерининским (Римского-Корсакова) проспектом. 

Тупиковую часть р. Пряжка от Сально-буянского канала до Лоцманской ул. засыпали в 1928 г.

Л. А. Кузнецов. Адмиралтейский судостроительный завод (1908—1926), 1995 г.

 

На работы по засыпке не было получено разрешение. Высочайший указ для надобностей Адмиралтейского судостроительного завода разрешал засыпку реки Пряжки в нижнем течении, но не давал указаний на право занятия и засыпки части водного пространства р. Фонтанки и её рукава, в связи с чем Городская управа по сообщению городского землемера написала Заявление от 28.10.1913 о прекращении работ и восстановления течения реки.

  • фото

    Галерный островок,
    план 1911 г.
    * - см. ниже

  • фото

    Галерный островок, план 1911 г.
    * - см. ниже

  • фото

    Обустройство Гангута и Полтавы
    зимой 1911–1912 гг.

  • фото

    1913 г.
    Галерный островок

  • фото

    Заявление от
    28.10.1913

  • фото

    план 1915 г. (см.
    коммент. 25.12.2024)

  • фото

    План завода по
    состоянию на 1917 г.

  • фото

    План Лоцманской ул до 1933 г.
    (добавил - lenarch)

  • фото

    1917 г.
    Старая проходная

  • фото

    Весна 1917. Адмиралтейцы
    на демонстрации.***

  • фото

    01.05.1917 Адмиралтейцы
    на Марсовом поле.***

  • фото

    1919, октябрь-ноябрь Оборонительные
    укрепления у Калинкина моста.**

  • фото

    1919 г., часть фото**
    (добавила flashofrock)

  • фото

    1928 г., часть предыдущего фото

  • фото

    1928 г.***

  • фото

    1929 г.****

  • фото

    1932 Сквер им. Марти
    (добавила kolomna_in_art)

  • фото

    фото зимой 1933-34 гг.*****
    (добавил - Сергей Довгялло)

  • фото

    Старая проходная,
    часть предыд. фото*****

  • фото

    1942 г. Командиры эскадренного
    миноносца "Стойкий"

  • фото

    1941-42 Матрос с эскадренного
    миноносца ?Стойкий?.
    goskatalog.ru

  • фото

    1943-44 гг.

  • фото

    1943-44 гг.,
    часть предыдущего фото.

  • фото

    май 1945 г.****

  • фото

    1967 г. Старая проходная,
    вид с территории завода.

* - план из Военной энциклопедии (т. 1, стр.201-202)

** - 1919 г. Баррикады на Калинкиной площади. ЦГАКФФД СПб Вр 60

*** - фото из книги "Адмиралтейские верфи  1704-1925", Издательство "Гангут" СПб.1994. 

        Транспарант совпадает с изображённым на photo580547.html

**** - фото из книги: Адмиралтейские верфи. Опыт трёх столетий. 1704 - 2004 изд-во Гангут, СПб

***** - Датировка выполнена на основании установленного над входом лозунга (см. комментарии начала ноября 2019 г):

 

                         Мартийцы!
Усилим борьбу за досрочное выполнение
взятых обязательств к 17-му съезду ВКП(б)
                     за I-ый квартал!

 

"7 ноября 1922 г. Адмиралтейскому судостроительному заводу было присвоено имя французского коммуниста, рабочего Андре Марти, он стал называться «Отделение имени Андре Марти Балтийского завода»... На заводе выпускается многотиражная газета «Стапель», переименованная в 1931 г. в «Мартиец»."  (по данным Википедии)

  • фото

    2011 г. (Добавила Влада)

  • фото

    2011 г. (Добавила Влада)

  • фото

    2011 г.

  • фото

    Современный вид со стороны
    достроечного бассейна
    (фото - Риэлтор, 08.2020)

  • фото

    Вид с пр. Римского-Корсакова

  • фото

    Вид с пр. Римского-Корсакова

  • фото

    (фото - Риэлтор, 07.2020)

  • фото

    фото 04.2020 (добавила Влада)

  • фото

    фото 04.2020 (добавила Влада)

В 1955 г. Климентов Михаил Яковлевич (1906 — 1975) разработал проект заводоуправления, которое предполагалось возвести на месте старой проходной и части других зданий (см. два вида). Четырехэтажное здание с аркадой и башней со шпилем не было построено. 

Можно предположить, что таким большим зданием пытались закрыть виды на заводскую территорию. Вместо него к старой проходной пристроили новый корпус.

  • фото

    1955 Проект заводоуправления. Главные фасады.**

  • фото

    1955 г. Перспектива
    со стороны Фонтанки.*

  • фото

    (фото - Риэлтор, 12.2020)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    (фото - Риэлтор, 12.2020)

* - Проект здания заводоуправления. Вид со стороны Фонтанки. Бумага, карандаш,  акварель. ГМИ СПб. Инв. № I-Б-5136-ч

** - Проект заводоуправления Адмиралтейского завода. Главные фасады (здание п-образное в плане). 

ГМИ СПб Инв.№-I-Б-3521 ч

 

 

В связи с прокладкой железнодорожных путей при расширении территории верфи нужен был мост через правый рукав Фонтанки. Он построен в 1913-16 гг. одновременно с дамбой.

Вид северо-западной стороны моста на фото 1928 г. совпадает с его современным видом противоположной стороны (со стороны Старо-Калинкина моста). Под ним виден укреплённый откос дамбы.

21 комментарий
1621 просмотр
Добавил: Риэлтор, 30 Августа 2020, 09:28
Редактировано: 24 Апреля 2025, 20:11
Оцените:
(58 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house31821.html' target='_blank'>Старая проходная Адмиралтейского судостроительного завода на Citywalls.ru</a>
Всего 21 комментарий
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32492
Готовится: 83
Посетители
Гостей: 1237
Всего сегодня: 8915