Публикация

Приморский вокзал

Здание на карте
фото
Архитекторы: не установлен
Год постройки: 1893
Стиль:

Приморский вокзал

Утраченное здание

1893 - автор не установлен

  

 

Утраченное здание Приморского вокзала находилось на месте нынешнего дома 15 по Приморскому пр.  (по Г. Зуеву, Приморский пр., 17)

Это небольшое деревянное здание было построено в 1893 г. для Приморской Санкт-Петербург-Сестрорецкой железной дороги.

 

 

 "В 1950-е гг. здесь был построен жилой дом".

см. Жилой дом - Приморский пр., 15

 

Небольшой деревянный Приморский вокзал в Новой Деревне славился буфетом и своими знаменитыми соседями - Кафе-шантаном и кабаре "Вилла Роде" и рестораном "Славянка".  ([135].С.199)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Карта 1913 г.

  • фото

    Вид на вокзал с Ново-Деревенской наб.
    со стороны Улеаборгского пер.
    Добавил - ZKoshak

Приморская железная дорога

При проектировании железной дороги СПб-Гельсингфорс (ныне Хельсинки) Военное министерство России предложило провести ее трассу через Сестрорецк, где находился Сестрорецкий оружейный завод, а отсутствие надежной транспортной связи с СПб тормозило развитие завода. Но тогда от реализации этой идеи пришлось отказаться, т.к. она значительно удорожала строительство. Как альтернативное решение Дирекция Финлянских железных дорог предложила построить ветвь к заводу от станции Белоостров и и обеспечить ее эксплуатацию. Длина ветви составила чуть больше 6 км, строительство велост за счет русской казны. Дорога открылась 2 ноября 1871 г.

В 1875 г. ветвь была передана в управление Обществу Сестрорецкой железной доороги, созданному предпринимателями М. фон Дезеном и М. И. Миллером, у которых уже был опыт железнодорожного строительства. Общество намеревалось развернуть в Сестрорецке строительство большого морского порта и соединить его рельсовым путем с уже действовавшим участком Белоостров-Сестрорецк. Однако начатые строительные работы на портовой ветке и в самом порту не были завершены из-за ухудшившегося финансового  положения Общества. В январе 1886 г. прекратилось движение и по основному участку между Белоостровом и Сестрорецком. железная дорога долгое время не использовалась и затем была разобрана как нерентабельная.

Развитие Сестрорецкого завода после закрытия дороги замедлилось. Требовалось восстановить движение любым способом. Поэтому в январе 1890 г. было удовлетворено ходатайство отставного поручика инженер-механика П. А. Авенариуса о разрешении строительства и эксплуатации конно-железной дороги от СПб до Сестрорецка через Лисий нос. Вскоре Авенариус получил разрешение на замену конной тяги паровой и на строительство дополнительных ветвей железной дороги от Новой деревни через Коломяги до Озерков и затем к пристани в Лисьем носу.

Несмотря на паровую тягу и ширину колеи 1524 мм, как у других российских железных дорог, Приморская Петербурго-Сестрорецкая железная дорога существенно отличалась от них более легким верхним строением пути, при ее возведении допускались кривые малого радиуса и другие технические решения, удешевлявшие строительство. Подвижной состав выглядель весьма своеобразно: маленькие двухосные паровозыпоходили скорее на вагоны, так как закрывались со всех сторон кожухами. Вагоны отличались небольшими размерами - их колесная база составляла всего 3 м. Паровозы отапливались коксом, что позволяло уменьшиить выделение дыма.

27 июля 1893 г. открылось движение на участке Приморский вокзал (Новая деревня) - Озерки длиной 7 км. Линия до Лахты вошла в строй спустя год Участок Лахта - Лисий нос (нынешняя станция Горская) открылся 31 октября 1894 г., а 26 ноября того же года поезд пошел до Сестрорецка.

В июле 1895 г. П. А. Авенариус с партнерами - генерал-майором А. Е. Струве, генерал-лейтенантом графом Н. Ф. Орловым-Денисовым и 1-й гильдии купцом потомственным почетным гражданином Г. Г. Елисеевым организовали Общество Приморской Санкт-Петербурго-Сестрорецкой железной дороги с ветвями.  Учредители видели несомненную выгоду в развитии пассажирского сообщения в дачных предместьях столицы по обоим берегам Финского залива, причем намеревались осуществлять перевозки смешанным способом - по железной дороге и по воде.

20 июля 1895 г. открылось движение по железнодорожной ветви длиной около 3-х км, которая отходила от станции Раздельная (ныне Лисий нос) к станции Морская пристань. А с августа того же года приобретенные Обществом в Швеции пароходы "Лисий нос" и "Сестрорецк" стали совершать регулярные рейсы с этой пристани сначала в Кронштадт, затем через год в Ораниенбаум. Зимой Общество содержало санный путь.

К этому времени подвижной состав дороги состоял из 10 паровозов, 41 пассажирского и 26 товарных вагонов Скорость движения поездов ограничивалась вследствие "трамвайного" характера линии 26,5 км/час.

Общество не ограничивалосьлишь созданием удобного сообщения между СПб, Сестрорецком и Кронштадтом - в его планы входило преобразование местности в развитый курортный район.Об этом свидетельствует грандиозное строительство Курорта в Сестрорецке: в 1900 г. там начал работать так называемый Физический институт, созданный Обществом Приморской железной дороги, с новейшим оборудованием, лабораторией, ваннами - грязевыми, серными, воздушными, световыми, гимнастическими приспособлениями, обширным бассейном для купания. Это лечебное учреждение было популятно у жителей столицы.

Движение поездов до Курорта наалось 4 ноября 1899 г., а 17 августа 1902 г. оно было продлено до финляндской границы. После деревянного моста через реку Сестру трасса поворачивала на север и шла до станции Дюны, где были впоследствии построены небольшой павильон для пассажиров и деревянная церковь.

С целью приблизить конечный пункт дороги к центру СПб Общество в сентябре 1901 г. начало строительство ж.д. пути в направлении Финляндской ж.д. , получившего потом название Городской ветви. Временное движение по ней до Флюгова разъезда, находившегося на углу нынешних Кантемировской ул. и Сампсониевского пр., началось 1 мая 1904 г. Новый вокзал планировалось построить неподалеку от Финляндского, на углу Б. Сампсониевского пр. и Самарской (ныне Боткинской) ул.

К этому времени финансовое положение Общества пошатнулось Затраты на строительство железной дороги и Курорта не могли принести немедленной отдачи. Начавшаяся руссо-японская война и всеобщий промышленный кризис еще более обострили ситуацию. 13 декабря 1906 г. Общество было объявлено несостоятельным, и вскоре дорогу передали во временное казенное управление. В послевоенный период развитие дачного строительства вновь оживило дорогу, она стала вновь приносить доход, источником которого были пассажирские перевозки.

В предреволюционные годы движение по дороге продолжало расти. Существовавшие технические средства уже не могли обеспечить  требуемую пропускную способность. Строились планы реконструкции и даже электрификации дороги, но им не суждено было сбыться.

(От Царскосельской до Октябрьской. Альбом Издание 2-е - СПб.: Лики России, 2007, С. 74-79; добавил: Наталия)

 

 

  • фото

    Остатки сооружений
    Приморского вокзала. (?)
    Фото - Suokas, 2010.

 

24 комментария
5461 просмотр
Добавил: Фёдор Грибков, 5 Февраля 2010, 20:29
Редактировано: 30 Декабря 2018, 16:47
Оцените:
(12 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house6130.html' target='_blank'>Приморский вокзал на Citywalls.ru</a>
Всего 24 комментария
  • 5 Декабря 2010, 14:37

    Вряд ли строения по упразднённой Коломяжской улице, которые сняты уважаемым Suokas'ом в 2010 г., являются остатками сооружений Приморского вокзала - слишком далеко от его тогдашнего местоположения. Остатком сооружений Приморского вокзала может, в принципе, быть дом 14-Б по ул. Савушкина.

  • 23 Апреля 2012, 21:28

          " Приморский вокзал находился на месте совр. д. 17 по Приморскому          просп."
                              ( С. 433 Источник: [128])

  • 23 Апреля 2012, 21:34

    А карту посмотреть никто не пробовал?

     

  • 23 Апреля 2012, 21:48

    По карте 1923 г. видно, что вокзал находился по меридиану на уровне западного крыла Сельскохоз. инст-та (ныне главное здание онкодиспансера на Каменном о-ве), т.е. его место совпадает с восточной частью дома 15 по Приморскому проспекту. Дома 14-б по Савушкина (два корпуса) могли иметь отношение к вокзалу и находились с восточной стороны ж.д. Здания на совр. фото не могли иметь отношения к вокзалу, они значительно западнее.

  • 23 Апреля 2012, 22:00

    Вот и я о том же.

  • 23 Апреля 2012, 22:26

    напишите лучше дом в стиле ампир сталинских победителей!😉

  • 23 Апреля 2012, 22:39

    Посмотрел карты 1913, 1916 и 1925 годов. Вокзал находился напротив (или чуть западнее) канала, впадающего в Бол.Невку. Как раз (практически) посередине нынешнего дома №15.

  • 24 Апреля 2012, 00:55

    Я тоже попробовала посмотреть карту (и попробую поставить ее фрагмент - авось когда-нибудь увидим). Мне тоже кажется, что местоположение вокзала было чуть западнее оси канала и середины д. 15. Кстатти и старый адрес совпадает.

    Все участки вдоль Новодеревенской наб. от Строгановской (Крылова) ул до Коломяжской ул. принадлежали гр. Александру Сергеевичу Строганову, включая и тот - между Улеаборгским и Коломяжским переулками, на котором стоял вокзал. Участок имел номер по набережной 17-2-4 (ВПг на 1917. О. 4. Стб. 448). 

    Петроградский вокзал Приморской Пгр.-Сестрорецкой жел. дор. - Новодеревенская наб., 17. Товарная станция - Коломяжский пер., 2 (О. 1. Стб. 342).

  • 24 Апреля 2012, 23:34
  • 14 Октября 2015, 17:32
    Ответ на "Я тоже попробовала посмотреть карту (и попробую по" от Liz

     А вот ссылка на сравнение фрагментов генпланов 1948 и 1955 годов

    http://www.forum.aroundspb.ru/index.php?t=msg&th=9595&goto=174397#msg_174397

    где четко видно, что Улеаборгский и Коломяжский переулки, между которыми был вокзал, действительно остались в виде проездов по обе стороны нынешнего д.15 по Приморскому проспекту. 

  • 14 Октября 2015, 19:29

    В 1920-х гг. Приморско-Сестрорецкая железная дорога вошла в состав Октябрьской. В связи с этим вокзал был демонтирован, а отправление поездов перенесено на Финляндский вокзал. - Так написано в публикации. Как известно, после войны остатки Приморской железной дороги были превращены в детскую железную дорогу. И мне вот довольно отчетливо помнится, что в 1-й половине 1950-х (думаю, до 1954) детские  поезда уходили еще от Новодеревенской набережной. Зданий никаких не помню, но само ощущение места, мне кажется, помню. Могу ошибаться, конечно.

  • 26 Декабря 2015, 01:20
    Ответ на "В 1920-х гг. Приморско-Сестрорецкая железная дорог" от Liz

     Нет. МОЖД не доходила до набережной. И тем более до места старого вокзала. Она частично использовала Озерковскую ветку - северный участок начинавшийся немного южнее ст. Коломяги. У места самой ст.(примыкая с юга) была построена ст. Зоопарк(в последствии Пионерская). От Удельного парка было проложено новое полотно в сторону современной Комендантской площади, и огибая Комендантское Поле, выходило на Торфянную дорогу и доходило до станции Кировская на площадке, где теперь ст.м. Старая Деревня.

     

    Вот схема соответствия линий(причём они пишут про ошибочный 17й дом, как место вокзала, а рисуют даже восточнее 15го) и путевое развитие ст. Кировская.

     

     

    Кстати, рзд. Юный на месте или почти на месте Графской.

  • 26 Декабря 2015, 11:11

    Схема ДЖД. 1948-1964 годы

     

    Там же - http://www.dzd-ussr.ru/towns/spb/spb48.html  - но покрупнее. Там же и история детской железной дороги. Все-таки начало было не так далеко от Б. Невки.

  • 22 Января 2016, 19:52

    Осор Дугарович Будаев   — бурятский буддийский монах, художник, исследователь традиционного буддийского искусства. Сотрудник ленинградского Музея истории религии. Репрессирован в 1937 году.

    Писал образы для алтаря буддийского храма, участвовал в ритуальных представлениях мистерии цам; одновременно с 1932 года работал в Музее истории религии (МИР), участвовал в создании экспозиции отдела «Буддизм-ламаизм». Неоднократно выезжал в командировки в Бурятию. После смерти покровительствовавшего ему директора МИР В. Г. Богораз-Тана (ум. 10 мая 1936 года) уволен; некоторое время работал художником в Музее революции.

    23 февраля 1937 года арестован, 29 августа осужден выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР по 58-й статье УК РСФСР, пп. 1а («измена Родине»), 8 (террористические акты), 9 (порча госимущества в контрреволюционных целях) и 11 (подготовка к таковым действиям). В тот же день расстрелян. Реабилитирован в 1959 году.

      На момент ареста проживал по адресу: г. Ленинград, Стародеревенская ул., д. 15, кв. 2. (В настоящее время —Приморский проспект).

     

  • 31 Декабря 2018, 03:26

    Утраченное здание Приморского вокзала находилось на месте нынешнего дома 15 по Приморскому пр.  (по Г. Зуеву, Приморский пр., 17)

    А зачем ссылаться на Зуева, если он в данном случае не прав.

    Здесь http://www.forum.aroundspb.ru/index.php?t=msg&th=9595&prevloaded=1&rid=0&S=2fa2dafb09dc1e6b6b43bbe5b5c6c33d&start=60 

    это успели обсудить 5,5 лет назад.

  • 31 Декабря 2018, 04:20
    Ответ на "Утраченное здание Приморского вокзала находилось н" от lenarch

     Лень мне читать весь форум. Что там в конце-концов решили?

  • 31 Декабря 2018, 15:08
    Ответ на "Лень мне читать весь форум. Что там в конце-концов" от Наталия

     Если уж точнее то западная часть дома №15

  • 26 Марта 2020, 22:26

       9 июля 1917 г. Ленин в сопровождении Аллилуева и Сталина вышел через черный ход квартиры Аллилуева (10-я Рождественская ул. д.17, кв.20) и отправился в 9-километровый марш-бросок через Кирочную, Литейный, Большой Сампсониевский к Приморскому вокзалу. Шли друг за другом, чтобы отсечь возможные "хвосты". На вокзале эскорт передал Ленина рабочему Сестрорецкого оружейного завода Н.А.Емельянову. С этого вокзала на последнем вечернем поезде Ленин уехал на ст.Разлив, где прятался вначале в доме Емельянова, а затем на другой стороне озера Разлив в шалаше вместе с Зиновьевым.

       С этого же вокзала А.А.Блок часто ездил до ст. Озерки (здание в Озерках, бывшее вокзалом, сохранилось, уцелели и проемы широких окон). Имеено здесь, 24 апреля 1906 г., была написана поэма "Незнакомка", впервые по-настоящему прославившая Блока (В.Орлов. Поэт и город, Лениздат. 1980, стр.118).

  • 15 Апреля 2020, 19:03

    Чертежи из ЦГИА (ф.513. оп.102. д.2765)

    https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/513/102/2765:

    План станции:

     

    Фасад со стороны Большой Невки:

     

    Насколько понимаю, нереализованный более поздний проект:

     

  • 24 Октября 2024, 14:20

    Справочная книга Санкт-Петербургской купеческой управы 1910 год (стр. 659):

    «Спб. косметическая лаборатория».

    Выбир. свид. съ 1885 г. Сод. косметич. лаборатор. Выб. ч., 2 уч., по Ново-Деревенской набер., дом № 15. Товарищество на вере. Полг. товарищ. Спб. 2 гильд. купецъ Александр 
    Карлович Энглунд и вкладч. не желающие быть поименованными. 

  • 24 Октября 2024, 15:33

    В публикации: Утраченное здание Приморского вокзала находилось на месте нынешнего дома 15 по Приморскому пр.  (по Г. Зуеву, Приморский пр., 17).

     

     

    (ВПб на 1911. О. 4. Стб. 558. Новодеревенская набережная)

    1913.

    То есть внутриквартальный проезд слева это примерно Коломяжский переулок, а Улеаборгский застроен. Да, дом 15, получается, примерно на месте вокзала. Не поняла, причем здесь Зуев.

     

     

  • 24 Октября 2024, 15:37
    Ответ на "Справочная книга Санкт-Петербургской купеческой уп" от LenaY

     То есть дом 15 стоял предыдущем участке. В городе было много разных перенумераций, тем более в районах новой, послереволюционной застройки, так что, не проверяя старые адреса, очень рискуете попасть совсем не туда.

  • 24 Октября 2024, 15:53
    Ответ на " 9 июля 1917 г. Ленин в сопровождении Аллилуева и " от Петроградец-1946

    "С этого же вокзала А.А.Блок часто ездил до ст. Озерки (здание в Озерках, бывшее вокзалом, сохранилось, уцелели и проемы широких окон)". Это о здании вокзала на станции "Озерки" по Финляндской железной дороге, а не по Озерковской ветке Приморской.  Об этом см. в комментарии к https://www.citywalls.ru/house6650.html

  • 16 Ноября 2024, 10:49

    "Небольшой деревянный Приморский вокзал в Новой Деревне славился буфетом и своими знаменитыми соседями - Кафе-шантаном и кабаре "Вилла Роде" и рестораном "Славянка". ([135].С.199)". 

    Прачка стирает белье у пристани ресторана "Славянка", парк "Ливадия" на Новодеревенской набережной

    1899 год.

     

    Ресторан "Славянка"

    https://pastvu.com/p/2223861

    https://pastvu.com/p/2225721

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 1 из 7
Приморский вокзал
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32211
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 7583