Публикация

Дворец графа Воронцова - Усадьба Новознаменка

Здание на карте
фото
Архитекторы: Трезини Дж.
Ринальди А.
Иванов М. А.
Год постройки: 1753, 1894-1896
Стиль:

Фото - Наталия  2008 г.

Дворец графа Воронцова - Усадьба Новознаменка

 ул. Чекистов, 13 к3

Пам. арх. (федеральн.)

1753 - арх. Трезини Джузеппе   или  

1755-1760 - арх. Ринальди А.  ?

 

Павильоны больницы для душевнобольных в Новознаменке

1894-1896 - акад. арх. Иванов Модест Александрович

 

 

Высокое стройное здание с бельведером.

 

В начале 1750-х гг. участок перешел вице-канцлеру графу М. И. Воронцову. В 1753 г. началось строительство большого усадебного ансамбля, его вел архитектор Джузеппе Трезини. Авторство дома, возможно, принадлежит А. Ринальди.

В 1829 г. часть усадьбы была приобретена сенатором П. В. Мятлевым и стала называться "Новознаменкой" в память о проданной им Знаменской мызе близ Петергофа.

В 1888 г. дача была приобретена в казну и передана в собственность Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых.

В 1892 г. Новознаменка была передана городу для устройства Городской больницы-колонии для душевнобольных.

 

 

Разработку проекта и наблюдение за строительством Воронцов поручил архитектору Антонио Ринальди. Об авторстве Ринальди говорят как сохранившиеся документы, так и характер отделки интерьеров, сохраняшихся во дворце до 1941 года, но утраченные из-за пожара. Трезини не может быть автором этой постройки. Помимо "господского дома" в усадбе архитектором Ринальди были построены грот, "людские" флигеля, кухня и конюшни, оранжерея. Все они не сохранились. Существовал регулярный сад с четырьмя фигурными прудами.  (добавил - serge020)

  • фото

    Архитектурно-художественный
    еженедельник
    Добавил -
    Андрей Агафонов .

  • фото

    * С.386

  • фото

    * С.386

  • фото

    * С.387

  • фото

    * С.387

  • фото

    * С.387

  • фото

    * С.387

  • фото

    * С.388

  • фото

    * С.388

  • фото

    * * С.387
    (добавил Tanja )

  • фото

    Военное
    фото
    Добавил - Rain .

  • фото

    Общий вид территории
    бывшей усадьбы после войны
    до восстановления
    Господского дома.

  • фото

    (добавил Милла Кроликова)

  • фото

    "Столица и Усадьба"
    №60-61. 1916.

  • фото

    Одна из бывших
    гостиных.

  • фото

    Китайская комната
    "Столица и Усадьба" №60-61.1916.
    (добавил О.Лабзина)

  • фото

    Фрагмент плана
    Треста ГРИИ
    (1992 г.) (Александр ОТ)

  • фото

    (добавил Андрей Агафонов )

  • фото

    (добавил Андрей Агафонов )

  • фото

    1961 г.
    Фото - Федосеев В.Г.
    (Госкаталог)

    (добавил Андрей Агафонов)

* Архитектурно-художественный еженедельник за 1915 г. № 33  С.385-389)

 

Усадьба Ново-Знаменское на 18-й версте Петергофской дороги была выстроена А. Ринальди в 1755–1760 для гр. М. И. Воронцова и состояла из барского трехэтажного дома с мезонином и бельведером, служб и регулярного сада, разбитого по проекту Ленотра. По-видимому, тогда же в мезонине была создана домовая церковь свв. Петра и Павла, документированная с 1795, когда усадьбой владел гр. К. Г. Разумовский. 13 мая 1837 для П. И. Мятлевой (урожд. Салтыковой) она была снова освящена во имя Знамения и приписана к церкви св. Петра Митрополита в Ульянке. В ней служили только летом.
После перехода в 1892 усадьбы к городскому управлению, в ней, по проекту арх. М. А. Иванова и доктора О. А. Чечотта, начали оборудование психиатрической больницы на 1500 мест. 26 сентября 1893 молебном в домовой церкви барского дома больница была открыта. Дума также отпустила средства на расширение имевшихся зданий и постройку новых павильонов, которая продолжалась до 1902 г. При освящении новых павильонов в конце 1895 городской голова В. А. Ратьков-Рожнов подарил церкви образ Христа Спасителя.
С расширением больницы церковь в мезонине стала очень тесной. В связи с этим к одноэтажному корпусу, возведенному в 1896-1897 по проекту того же Иванова, в саду на берегу пруда, был пристроен алтарь освященного 17 мая 1898 нового больничного храма на 500 человек. Алтарь отделялся раздвижной перегородкой от прилегающей столовой. На крыше высилась главка с крестом и звонница с тремя колоколами. Иконы для двухъярусного иконостаса из дуба пожертвовал Е. Н. Шредер, утварь - Воеводский, крест и Евангелие - Ратьков-Рожнов, ризы - Майоров.
Одновременно была выстроена деревянная часовня для отпеваний. Ежегодно 13 июля из храма шел крестный ход в Троице-Сергиеву пустынь.
С 1910 вплоть до революции священником был о. Николай Иоаннович Филомафитский (до этого служили иеромонахи пустыни).
При нем церковь была закрыта 29 марта 1919 (другую, временную, устроили в поселке). Корпуса бывшей больницы, находившееся во время последней войны на линии фронта, были сильно разрушены.

Восстановленное главное здание ныне занято типографией. (2003 г.)

В помещении бывшей церкви находится спортзал института Министерства внутренних дел (2010 г.)

   ([95].  2010 г.и. C.259-260; добавил: Наталия)

 

 

Новознаменская дача расположена на семнадцатой версте от Петрограда по Петергофскому шоссе. Дача эта в царствование Екатерины Великой принадлежал обер-шталмейстеру А. Л. Нарышкину.  По преданиям Екатерина Великая неоднократно гостила здесь, по пути в Петергоф, и здесь же получила известие о Фридландском мире со шведами. В память этого события в главном зале дома была поставлена владельцами статуя Императрицы.

Перейдя от Нарышкиных к роду Мятлевых, дача получила название Новознаменской в память принадлежавшей когда-то роду Мятлевых  Старой Знаменки, перешедшнй в собственность Великого Князя Михаила Николаевича.

В 1888 г. на основании Высочайшего повеления дача была приобретена у ст. сов. В. И. Мятлева за 300 тыс. руб. и была передана в собственность Мариинского попечительства о слепых, а в 1892 г.  была принята в ведение Петроградской городской больничной комиссии для устройства в ней больницы-колонии для душевно-больных. В 1893 г. были приспособлены для этой цели следующие здания Новознаменской дачи:  помещения прежних владельцев – каменный трехэтажный дом с мезонином, каменный двухэтажный дом, расположенный неподалеку от главного дома, и в значительном расстоянии от этих  домов еще два старых деревянных дома с мезонинами.

Из этих зданий главное внимание сосредотачивает на себе, как памятник художественной старины, дом прежних владельцев дачи, затем некоторый интерес представляет другой каменный дом. Что же касается деревянных зданий, но в настоящее время они капитально перестроены и лишь фотография одного из них дает понятие о его прежнем виде.

Дом владельцев дачи, расположенный в вековом парке с открытым видом со стороны моря, во внешности своей не понес незначительных изменений и сейчас представляет характерный образчик барского загородного  особняка.

Штукатурка и лепные украшения здания обветшали, в перемычках имеются трещины вследствие неравномерной осадки частей здания, однако, из архитектурных деталей ничего не испорчено настолько, чтобы было затруднительно восстановление утраченного.

Совершенно иначе обстоит дело с внутренней отделкой здания. Внутри оно подверглось многочисленным переделкам и лишь в немногих частях сохранило первоначальный вид. Парадная трехмаршевая лестница, занимавшая часть вестибюля, перестроена заново в двухмаршевую в особой клетке, отделенной от вестибюля капитальной стеной, что лишило входную часть здания особнякового характера.

Первый этаж за исключением указанной перестройки вестибюля и лестницы, сохранился значительно лучше других и представляет ряд комнат с разнообразной и весьма любопытной отделкой. В части этажа, отведенной в настоящее время под аптеку имеется помещение (на плане лит. А сним. 2 - 4), отлично сохранившееся, со стенами, покрытыми во всю высоту деревом с тонкой резьбой, с изящным мраморным камином, с оконными притолоками, отделанными деревом, с зеркальными панно и с лепным плафоном в деревянных кессонах, разбитых в диагональном направлении. В соседней комнате сохранилась лишь лепная розетка плафона в том же стиле.

В другой стороне здания сохранились три смежных помещения, из которых среднее, служащее в настоящее время бельевой, представляет выдающийся интерес. Это комната со сферической нишей в глубине, декорированной двумя колоннами, весьма нарядная и высокого художественного достоинства  (на плане лит. Б, сним 5 - 8). Одна из дверей этой комнаты находится в Музее Старого  Петербурга. Роспись в нише отчасти повреждена и грозит уничтожением, благодаря подмоченной штукатурки свода.  В этой же комнате имеется камин позднейшей работы и дурного вкуса.

Рядом с бельевой расположена китайская комната (на плане лит. В, сним. 9 и 10), со стенами сплошь покрытыми расписными китайскими панно на металлических листах в деревянных рамах. Здесь наиболее оригинален плафон, в котором  по расписному несколько грубому фону, изображающему небесный свод, расположены причудливого, но смелого рисунка птицы и бабочки, наклеенная на плафон. Обращает на себя то обстоятельство, что настоящее убранство стены не является первоначальным, так как на одной из дверей, где отсутствует китайское панно, видны следы росписи по штукатурке пейзажного характера. Возможно, что роспись сохранилась более или менее и в закрытых частях стен.

С другой стороны к бельевой комнате примыкает помещение, более просто, но изящно отделанное, со стенами из искусственного мрамора с деликатной лепкой (На плане лит. Г. сним. 13). Второй этаж здания имеет антресольный характер и, вероятно, и в прежнее время предназначался для помещений второстепенного и служебного назначения. В третьем этаже расположен  главный  двухсветный зал (сним. 11, 12 и 14), сохранивший свою обработку, но, к сожалению в настоящее время в виде, близком к разрушению. Зал перекрыт фальшивым сводом, нарядно и с большим вкусом декорированным, но штукатурка, отчасти в случае подмочки от расположенного над одним из углов зала бака, держится настолько слабо, но для безопасности на случай ее падения в плоскости основания свода натянута сетка по всей площади зала. Кроме потолка в зале обращают на себя внимание две хорошо сохранившиеся круглые изразчатые печи по углам зала и две деревянные резные горки, расположенные в двух других углах возле окон.

Кроме зала в этом этаже представляет лишь интерес в одной из комнат старинная изразчатая  угловая печь.. В мезонине в четвертом этаже в помещении бывшей домовой церкви сохранился оригинальный лепной карниз церковного характера.

Этим перечнем исчерпывается художественная старина главного дома, причем, как было указано, часть ее находится в таком состоянии, что является ее неотложным быстрейшее и возможно  полное ее зафиксирование путем обмеров и копий в дополнение к снятой уже коллекции фотографий. Другая же часть предметов старины, в целях надлежащего их охранения, требует немедленного принятия мер против каких-либо повреждений, как со стороны больных, так и больничного персонала, что может быть достигнуто исключением этих комнат из числа больничных и служебных помещений. Что касается внешнего вида дома , то при сравнительно небольшом ремонте фасад может быть охранен в его настоящем виде на продолжительное время.

Второй каменный дом, сохранившийся лучше главного дома, относится к более позднему времени и представляет сравнительно меньший интерес (сним. 16) Любопытен впрочем главный зал, служащий залом заседаний. В нем имеется нарядный лепной карниз, две оригинальных угловых  изразчатых печи  (сним. 15) и старинный паркет, перенесенный из зала главного дома . Зал в хорошей сохранности, и его удовлетворительное содержание гарантируется его назначением. Таким образом главнейшим вопросом охранения старины являются принятие необходимых и неотложных мер по отношению к описанным выше помещениям главного дома.

(С. Беляев Художественная старина Новознаменской дачи  Доклад, читанный в 

Императорском обществе Архитекторов-Художников 15 октября 1915 г.  в

Архитектурно-Художественном еженедельнике № 33   11 ноября 1915 г. С. 385-389)

 

  • фото

    Фото - Наталия, 03.2008.

  • фото
  • фото

    Фото - cleo 2010 г.

  • фото

    Фото - Виктор М, 10.2014.

  • фото

    Вид с Петергофского шоссе.

  • фото

  • фото

    Вид с ул. Чекистов

  • фото

    Вид с ул. Чекистов
    Фото - Риэлтор, 04.2022.

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Фото - гарда, 2011.

 

 

Новознаменка жестоко пострадала во время Великой Отечественной войны. Лежавший в руинах дворец Воронцова был восстановлен в 1957-1960 гг. под руководством арх. М. М. Плотникова, исключая убранство интерьеров.

До недавнего времени в здании располагались кафедры Петербургского Технологического института, а ныне - Международная Школа.                                                                                                                                                                                    (Student)

 

Возможно, именно здесь в 1920-е находился Новознаменский исправдом, где в 1926 писал некоторые главы "Республики ШКИД" Л. Пантелеев                                                                                                                       (Виктор М)

 

 

Памятник архитектуры Федерального значения.

Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 N 527 о Перечне объектов исторического и культурного наследия Федерального (Общероссийского) значения, находящиеся в г. СПб.

(Текст документа по состоянию на 1 марта 2008 г.)  (Постановление...")

31 комментарий
13205 просмотров
Добавил: Наталия, 25 Июля 2008, 23:29
Редактировано: 3 Марта 2020, 21:30
Оцените:
(23 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house10254.html' target='_blank'>Дворец графа Воронцова - Усадьба Новознаменка на Citywalls.ru</a>
Всего 31 комментарий
  • 16 Декабря 2010, 21:00

    Федеральный объект - Постановление 527

  • 23 Марта 2012, 15:10

    На плане Треста ГРИИ (1992 г.) поясн.надпись - "ВИАСМ".

    «Ленинград. Краткая адресно-справочная книга». — Лениздат, 1973 (С.123):

    НИИ автоматизации предприятий промышленности строительных материалов. Всесоюзный науч.-исслед. и проктно-конструк.ин-т (ВИАСМ) научно-произв.объединения "Союзавтоматстром" - ул.Чекистов,13.

    Ссылки:

    http://www.viasm.ru/o_kompanii.htm

    http://viasm2004.narod.ru/oaoviasm.htm

  • 23 Марта 2012, 15:23

    Сейчас в этом здании все же международная школа.

    СПбМШ - "ШКОЛА-ДОМ" с пансионом для детей 6,5-17 лет

     

    А ВИАСМ находится здесь http://www.citywalls.ru/house15688.html

     

  • 23 Марта 2012, 15:23

    Впервые слышу, что бы в здании распологались кафедры Технологического института. Откуда информация???

  • 23 Марта 2012, 15:30

    Вполне могла быть базовая кафедра ЛТИ. Много у нас их было.

    Об этом и на сайте предприятия написано.

    "В 1972 году при институте ВИАСМ создана базовая кафедра Санкт-Петербургского Технологического института для подготовки инженеров по автоматизации производства и кадров высшей квалификации через аспирантуру. Кафедрой подготовлено более 400 специалистов, многие из них имеют ученые степени, являются руководителями предприятий."

    http://viasm2004.narod.ru/oaoviasm.htm

  • 23 Марта 2012, 15:34

    Мне ТИ тоже не совсем чужой😀

  • 23 Марта 2012, 15:44

    "К глубокому сожалению, мечта о восстановлении интерьеров здания  не могла осуществиться. В нем долгое время размещались административные службы Всесоюзного научно-исследовательского института автоматизации промышленности строительных материалов (ВИАСМ – ВНПО «Союзавтоматстром»); тут же размещалась одна из кафедр Технологического института им. Ленсовета. Не украсил это 
    место и современный неуклюжий железобетонный корпус для сотрудников института на другой стороне ул. Чекистов, напротив главного дома бывшей дачи. 
    В 1991 г., когда началась перестройка и поначалу «потекли» инвестиции из-за  рубежа, первый мэр города Анатолий Александрович Собчак отдал это здание для детей приезжающих инвесторов. Теперь это лучшая в городе негосударственная школа при Педагогическом университете им. Герцена – «Международная школа- пансионат», в которой учатся также и российские детей со всех концов страны."
    Из статьи Н. В. Николаевой "Господский дом М. И. Воронцова  на Петергофской дороге"
    www.institute-spb.standardsite.ru/userdata/files/12-06_Nikolaeva.pdf

  • 23 Марта 2012, 15:49

    Ну вот уже выяснили, что всего ОДНА кафедра, а не кафедры, как в публикации. А остальные вопросы к Николаевой, так как название кафедры она не дает, а значит и сама в плену неведения:)

  • 23 Марта 2012, 16:03

    Вероятно здесь находилась "выездная" часть кафедры автоматизации химических процессов. Или как она в те годы называлась.

  • 23 Марта 2012, 16:24

    Для почтенной публики высылаю фрагмент плана Треста ГРИИ 1992 г.

    На обсуждаемом здании стоит "ВИАСМ"(обозначено 3-4 КЖ(!!)) также как и на http://www.citywalls.ru/house15688.html. Причём, что интересно, все 3 здания, в том числе http://www.citywalls.ru/house1360.html, обозначены под №13.

  • 23 Марта 2012, 16:38

    Сейчас на карте РГИС 7 зданий с номером 13 и литерами. Смешно, что по разные стороны ул. Чекистов.

  • 23 Марта 2012, 16:45

    По поводу достоверности карты РГИС, частенько составленной чиновниками по методу "пальцем в небо", кто-то здесь на сайте уже проходился.

  • 23 Марта 2012, 16:48

    А в чем вы видите недостоверность в данном случае?

  • 23 Марта 2012, 18:30

    Так в публикации к.3, а не литера(или литер).

    Какие только проекты не приносят. В штампах то ЛИТЕР, то ЛИТЕРА.

    Недавно приносили проект по АЗС. Так в штампе стоял адрес: Полюстровский пр.(юго-восточнее дома 4а). Так я сначала подумал,что это сад "Нева". А оказалось, что АЗС (уже построена) находится в другом конце Полюстровского, возле ж.д.ст. Кушелевка. Причём на нечётной стороне. Как оказалось там недалеко стоит 2-этажный дерев.дом под №4а (сейчас там скупка цвет.металла), Я предполагаю, что его нумерация относится как раз к ж.д.ст.Кушелевка. По аналогии с 3-мя домами у ж.д. ст.Пискарёвка, имеющими адреса: Пискарёвка-2, 4 и 6.

    Так, что я остаюсь при своём мнения о полной профнепригодности, подавляющего большинства, наших РОССИЙСКИХ чиновников.

  • 23 Марта 2012, 18:59

    Ну, это здание - улица Чекистов, дом 13, литера В.

    Про Полюстровский, 4а - сильно. А АЗС имеет адрес Полюстровский проспект, дом 93, литера А.

    И все равно, чиновники выполнили гигантскую работу.

  • 23 Марта 2012, 23:43

     

    В начале 1750-х гг. участок перешел вице-канцлеру графу М. И. Воронцову.

    Перешел - значит, был в чьей-то собственности. Тогда от кого перешел? Или надо делать более нейтральный глагол.

     

    В 1753 г. началось строительство большого усадебного ансамбля, строительство вел архитектор Джузеппе Трезини. Авторство ПРОЕКТА дома, возможно, принадлежит А. Ринальди.

     

    Ни одной ссылки - ни по самой публ., ни в доп.

    Нужно почистить коммент. от Сергея...

    Расшифровать ВОв

     

    До недавнего времени в здании располагались кафедры Петербургского Технологического института, а ныне - Международная Школа.

    Хронологич. рамки?

     

  • 23 Марта 2012, 23:54

    См. очень подробную историческую справку:

    http://www.spvi.ru/history/interest-fact/novoznamenka.html

  • 23 Марта 2012, 23:56
  • 28 Февраля 2013, 20:51

    "В 1991 г., когда началась перестройка"

     

    В 1991 перестройка как раз закончилась.

  • 3 Декабря 2016, 21:58

    В этом доме приблизительно с1927 по 1941 на 2-ом этаже  правой стороны, в 2-ух комнатной квартире,проживала семья моей мамы .Немцы захватили этот дом, отправив всех жильцов в огромный подвал,где со слов моей мамы был подземный ход, дети до войны туда ходили.Немцы захватили этот дворец ,и видимо давали корректировку обстрела Ленинграда. Со слов жильцов дома наши войска из Крондштадта бомбили здание.История моей семьи в начале войны в этом здании мне хорошо известна, со слов моей ныне здравствующей мамы.

  • 28 Февраля 2020, 16:32

    Планы 1 и 3 этажей (без включения позднейших переделок) есть в Архитектурно-художественном еженедельнике за 1915 г.

  • 28 Февраля 2020, 16:59
    Ответ на "Планы 1 и 3 этажей (без включения позднейших перед" от Tanja

     Не могли бы Вы указать точную ссылку: не только год, но и номер, страница? И очень хорошо бы, чтобы Вы воспроизвели эти планы здесь.

     

    (Не так давно я искал в интернете "Архитектурно-художественный еженедельник" - и смог найти только номера за 1916 и 1917 г. ( http://electro.nekrasovka.ru/search , далее ввести в строку поиска "архитектурно-художественный еженедельник"). Не знаю, может быть, в последнее время, что-то изменилось?)

  • 2 Марта 2020, 15:36

     Беляев С. Художественная старина Новознаменской дачи // Архитектурно-художественный еженедельник. 1915. - № 33. - С. 385-389

  • 2 Марта 2020, 15:37

    Не уверена, что есть в Интернете, смотрела печатный экземпляр.

  • 2 Марта 2020, 16:02

    Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы 

      http://kgiop.ru/media/uploads/userfiles/2019/10/14/01-26-2129.pdf

  • 2 Марта 2020, 16:20

    ГОСПОДСКИЙ ДОМ М. И. ВОРОНЦОВА НА ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГЕ   

    https://institutspb.ru/pdf/hearings/12-06_Nikolaeva.pdf

  • 2 Марта 2020, 16:31

    Извините, получилось не по порядку

  • 2 Марта 2020, 17:37
    Ответ на "Извините, получилось не по порядку" от Tanja

     Пришлите пож. через "добавить фото" - в комментах избражение ужимается, текст почти не читается

  • 3 Марта 2020, 20:20

    Текст статьи из Арх. еженедельника,  присланный Tanja, поместила  в публикацию. Судя по этой статье, фото из СиУ помещенные у нас в Готический дом относятся к главноу дому. Так?

  • 4 Марта 2020, 13:23

    Да, в статье помещено только одно фото, относящееся к интерьру Готического дома, - это снимок изразцовой печи

  • 11 Апреля 2022, 17:55

    Вид с Петергофского шоссе. Отправил

     

     

    Вид с ул. Чекистов

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 25 из 41
Дворец графа Воронцова - Усадьба Новознаменка
Фото - Виктор М, 10.2014.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31886
Готовится: 68
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 2451