Публикация
Церковь святого Петра митрополита Московского
Церковь святого Петра митрополита Московского пр. Стачек, 208х - ул. Лени Голикова, 7х Утраченное здание 1890-1892 - арх. Харламов Федор Семенович
В 1990 г. образованная община предпринимала попытки восстановить храм. 6 сентября 1993 г. рядом с проектируемым храмом освятили небольшую деревянную (по материалам: Церковный вестник № 1-2 2004 г.)
История Ульянковской церкви начинается в петровские времена. Существует предание, что Петр, узнав о победе над шведами – случилось это в приморском доме боярина П. И. Бутурлина рядом с финской деревней Ульянкой, – тотчас повелел соорудить «обыденную» церковь в виде небольшой палатки и отслужить в ней благодарственный молебен[1]. Так как Бутурлин стал владельцем загородной мызы в 1712 г., то событие это могло произойти не ранее этого времени. Позднее, в 1722 г., по желанию Петра здесь поставили деревянную церковь во имя святого Петра Митрополита Московского, часть утвари для которой привезли из Успенского собора в Кремле. В народе ее называли Ульянковской, добавляя при этом «что за Красным кабачком», ибо это был вернейший ориентир для всякого, кто проезжал по Петергофской дороге.
В 1748–1749 гг. деревянная церковь уступила место каменной, небольшой по размерам, построенной новым владельцем мызы генерал‑аншефом А. Б. Бутурлиным. В 1809 г. храм был отремонтирован и расширен пристройкой теплого придела во имя святого Иоанна Предтечи. Работы осуществлялись на средства ротмистра И. И. Владимирова, который два года спустя пожертвовал деньги на возведение по проекту архитектора В. П. Стасова придорожной каменной часовни и церковной ограды. В 1886 г. началась по проекту В. И. Карпова и Ф. С. Харламова капитальная перестройка церкви, но в ходе работ выяснилось, что старые стены не выдержат, и Харламов составил новый проект. В феврале 1892 г. трехпрестольный храм в русском стиле был освящен. Спустя три года к нему пристроили придел благоверного князя Александра Невского и преподобной Марии Магдалины с семейным склепом графов Шереметевых, владевших Ульянкой в XIX в. Ульянковская церковь просуществовала до начала 1940‑х гг. и, оказавшись на линии фронта, была разрушена в Отечественную войну. Находилась она на месте школы по улице Лёни Голикова, 7. В начале 1970‑х гг. была разобрана и придорожная часовня.
В церковной ограде было небольшое кладбище, где хоронили вологодских ямщиков и крестьян‑чухонцев окрестных деревень. Известно также о погребении на нем некоторых ульянковских священников, например первого настоятеля храма отца Тита Георгиева в 1740 г. В 1900 г. здесь был похоронен один из наиболее известных пастырей, прослуживший в церкви пятьдесят лет, отец Степан Нечаев, упомянутый в мемуарах графа С. Д. Шереметева[. Были неподалеку и могилы шведов, «в виде дополнения к памятнику о победе Петра Великого над шведами», как писала одна из петербургских газет.
В 1756 г. хоронить при церкви Петра Митрополита было запрещено. По‑видимому, это было связано с тем, что церковь долгое время считалась домовой (господской), а не приходской и своей собственной земли для кладбища не имела. Владельцы усадьбы, очевидно, противились распространению захоронений в церковной ограде, рядом со своим домом. Поэтому двадцать лет спустя, в 1776 г., от церкви «вывели» ([76] С.539-540Б добавил Наталия)
К западу от столицы, рядом с православными финскими деревнями Автово и Сосновая Поляна, Петр I поселил ямщиков, которые образовали Вологодскую слободу. Для них на мызе стольника П. И. Бутурлина между 1712–1716 была выстроена в „обыденку“ деревянная церковь, которой царь хотел отметить одержанную в этой местности победу над шведами. Иконы и часть утвари привезли из Успенского собора в Кремле. Однако уже в 1743 церковь находилась в плохом состоянии, и ее хотели разобрать, но еще в 1767 она стояла на своем месте.
Церковь не закрывалась, но, находясь на линии фронта, была в последнюю войну разрушена. Руины ее затем снесли, и рядом выстроили здание почты. В 1990 образовавшаяся община попыталась восстановить храм, но в ином размере и виде. После двух лет строительства 6 сентября 1993 была с прежним названием освящена небольшая деревянная церковь. Она стоит на некотором расстоянии от места, где находился разрушенный храм. ([
Церковь св. Петра митрополита находится на Петергофском шоссе, в 12 верстах от Петербурга и в 3 от Финского залива, на возвышенности, начинающейся с 10-й версты и продолжабщейся до Сергиевой пустыни. Судя по наносимому песку, прибиваемому к морскому побережью можно полагать, что прежде берег был гораздо ближе к церкви, чем ныне.
О построении церкви Петра митрополита, на основании предания, письменных документов и печатных статей, известно следующее: в местности Ульянковского прихода, во время основания Петербурга и после, жили переведенные из Москвы дворцовые садовники, сделавшиеся после крестьянами Орлова, графа Буксгевдена и графини Кушелевой; кроме их жили ямщики, вытребованные из Вологды Петром Великим для отправления почтовой гоньбы, крестьяне финны, населявшие Автову, Сосновку и другие деревни, перешедшие в зависимость или Троицко-Сергиевой пустыни, или вельмож Бутурлина, Головина, Апраксина, Шепелева, Нарышкина и других. Крестьяне финны были однако же членами православной Греко-Российской церкви. Ульянковский приход занимает пространство длинной в 20 верст и представляет собой узкую береговую полосу, ограничиваемую с одной стороны Балтийской железной дорогой, а с другой – низменностями финского побережья.
Предание говорит, что Петр Великий, получив здесь первое известие о победе над шведами, повелел поставить здесь «обыденную» церковь в виде палатки, окладенной дерном, и тотчас же по устроении церкви отслужить литургию и благодарственный молебен. Потом вместо палатки царь повелел построить деревянную церковь во имя св. Петра митрополита. О существовании церкви со времен Петра свидетельствуют и церковные документы. Так, есть указ тиунской конторы от 1722 г. июня 25-го на имя первого сей церкви священника Тита Георгиева, о приношении свеч и о зажигании их в церкви. В указе церковь названа церковью Петра митрополита, что «за красным кабачком». Этим выражением, конечно, определялась местность церкви. В описании Петербурга соч. Георги на стр. 713 говорится, что «оный кабак принадлежал наследникам герцогини Кингстон и, по преданию, известен своею древностию». Подле кабака, по другую сторону Краснокабацкой речки, к столице, на обывательской земле находится приходское кладбище, выведенное сюда от церкви, по просьбе вологодских ямщиков, в 1776 г. Прежде здесь был «редут», остатки которого сохраняются до ныне.
Кроме названия «за Красным кабачком», церковь эта называется еще Юлианковскою или Ульянковскою; Потому ли она была так названа, что было неприлично пари названии храма Божия употреблять слово «Красный кабачок», или потому что при церкви некогда находилась финская деревня Юлианка, стоявшая подле дачи г-на Панина (ныне графа Шереметева), но указывают и другую причину этого названия Старожилы передают, что вблизи церкви, где теперь дача Андерсона (прежде графа Воронцова), жила женщина Ульяна, продававшая крепкие напитки. Древность существования церкви подтверждается еще поданным в Синод прошением от служившего при генерал-майоре Александре Борисовиче Бутурлине, Иоакима Мартиновского. Мартиновский, извещая Синод о кончине священника Тита Георгиева, просит 5 сентября 1740 г., определить на это место некоего священникова сына Дмитрия Дмитриева. В прошении, между прочим, сказано, что церковь Петра митрополита построена по указу Петра Великого и находилась при селе Петровском, но где это село находилось, неизвестно. Что церковь была деревянная видно из указа домовой, преосвященного Никодима, канцелярии от 2-го августа 1743 г. за № 771 на имя священника Дмитрия Дмитриева. В указе повелено вышеозначенную церковь, «за ветхостью разобрав, подрубить на новом фундаменте и паки построить тое церковь на том же месте». Из указа 1799 г. от 31-го октября за № 2530 видно, что она была сооружена графом Бутурлиным, вероятно здешним помещиком, который заведовал и всем хозяйством церковным и давал содержание причту. Священник получал от него 12 руб., 6 четвериков хлеба, 4 четверти круп; дьячек с пономарем получали 6 руб., 3 четверти муки и 2 четверти круп. Выдача прекратилась при шестом священнике Николае Федорове, когда по указу духовной консистории от 31-го октября 1799 г., за № 2530, церковь отобрана от княгини Голицыной, может быть преемницы Бутурлина, и отдана под смотрение священника и церковного старосты. В период времени от 1749 до 1797 гг., неизвестно по чьему разрешению, приказано было, вместо деревянной, построить небольшую каменную церковь. Ибо в купчей крепости, заключенной в 1787 г. между графом Петром Алексеевичем Бутурлиным и вдовствующей княгиней Параскевой Голицыной, урожденной Шуваловой, церковь Петра митрополита показана каменною.
Но, когда с увеличением народонаселения церковь стала тесна, тогда, по ходатайству священника Петра Орлова, указом духовной консистории от 29 апреля 1809 г. за № 1297 разрешено ротмистру Владимирову распространить церковь пристройкою придела во имя Иоанна Предтечи. Его же иждивением, в 1811 г. возобновлена, по плану архитектора Стасова, каменная, бывшая прежде деревянною, часовня подле дороги, с таковою же оградою. На все эти работы Владимировым истрачено до 150 т. р. асс. Церковь Петра митрополита с приделом во имя зачатия Иоанна Предтечи (23 сентября, день ангела Владимирова) имеет 5 глав, из коих - одна, где устроена колокольня, каменная, а прочие деревянные. Как в главном, так и в придельном храме антиминсы освящены и подписаны были митрополитом Амвросием. Но в настоящее время в придельном храме возложен новый антиминс, освященный епископом Иустином 1845 г. января 25 дня и подписанный митрополитом Антонием. <…> Кроме обычных крестных ходов, здесь совершается крестный ход 8-го июля, из кладбищенской часовни, вокруг Вологодской Ямской. В крестном ходе носят икону Казанской Божией Матери, находящуюся в часовне. Причт до 1861 г. составляли: священник, дьячок и пономарь; с 1861 г. положено быть диакону. <…> К церкви принадлежат следующие здания: 1) двухэтажный деревянный дом для причта, выстроенный в 1823 г.; 2) дом купленный от г. Фурмана; 3) деревянный дом, построенный в 1855 г. ; внизу помещен диакон и вдовы, с сиротами духовного звания; верх отдается в наем; 40 две избы, из коих в одной живут сироты духовного звания, а в другой арендатор. <…> ("Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии" Выпуск 8, Санкт-Петербург, 1884 г. С. 140-144 добавил
К столетию церкви св. Петра митрополита в Ульянке 31-го Октября исполняется 100-летие существования каменной церкви св. Петра митрополита, на Ульянке, хотя деревянный храм существовал здесь еще при Петре Великом, построившим "обыденную" церковь в память победы над шведами, потом деревянную церковь Петра митрополита. Она называлась церковью "за красным кабачком", а также Ульянковскою или Юлианковскою. Когда она обветшала, то по просьбе генерал-аншефа Александра Борисовича Бутурлина, архиепископ Никодим разрешил построить новую. В 1799 г. граф Бутурлинпостроил каменную церковь. При церкви имеется школа, попечительство и кладбище с могилами шведов и часовней с иконою Казанской Божией Матери. (Петербургский листок № 278. Воскресенье 10 (22) октября 1899 г. С. 7 добавил
6 комментариев
6281 просмотр Добавил: Наталия, 14 Июня 2009, 22:13
Редактировано: 24 Февраля 2024, 20:10
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house6523.html' target='_blank'>Церковь святого Петра митрополита Московского на Citywalls.ru</a>
Всего 6 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32301
Готовится: 83
Улицы: 2706
Архитекторы: 4144
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14373
Всего сегодня: 835
|
Храм стоял прямо на нынешней проезжей части улицы Лёни Голикова.