Публикация
Церковь Святой Троицы и зал для духовных бесед
|
Архитекторы: | Никонов Н. Н. |
Год постройки: | 1890-1893 |
Стиль: | Неорусский |
Церковь Святой Троицы и зал для духовных бесед
Общества распространения религиозно-нравственного просвещения
Утраченное здание
ул. Марата, 5
Церковь Святой Троицы
1890-1893 - арх. Никонов Николай Никитич
Церковь снесена в 1964 г.
Зал для духовных бесед
1894-1895 - арх. Никонов Николай Никитич Кириков (1996. С. 230)
После сноса церкви на ее месте были построены
(для строительства бань был снесен и дом -
В настоящее время бани тоже снесены, на их месте возведено
Старая открытка.
(добавил Mary)
Госкаталог.
(добавил Андрей Агафонов)
Новый храм Общества
распространения
религиозно-нравственного
просвещения в СПБ.
Гравюра Вейермана
План внутреннего
устройства*
(добавил
1900 г.
(добавил Ладада)
(добавил викки)
(добавил
Андрей Агафонов)
Со стенда фотогалереи
на Стремянной
Фото -
(добавил
Андрей Агафонов)
(добавил
Андрей Агафонов)
(добавил
Андрей Агафонов )
1937. Церковь Троицы
Живоначальной.
pastvu.com
(добавил V_Malyj)
1894. План Санкт-Петербурга.
1913. План Санкт-Петербурга.
1925. План Ленинграда.
1939-1942. Аэрофотосъемка.
1966. Снимок со спутника.
(добавил V_Malyj)
* Торжество освящения Храма во славу Святыя Троицы, сооруженного Обществом распространения религиозно-нравственного
просвещения в духе православной церкви в С.-Петербурге в благодарную память о чуде милости Божией 17 октября 1888 г. СПб, 1893
(Из Журнала "Церковные Ведомости", 1893, № 46).
Между ул. Марата и Владимирским пр. некогда находились Дворцовые слободы, где жили низшие придворные служащие.
Позже на участке располагался трактир и постоялый двор.
В середине XIX в. здесь стоял четырехэтажный дом, принадлежавший купцу Гусеву.
В доме с декабря 1842 г. по май 1846 г. проживал И. С. Тургенев. Здесь он написал поэму «Параша», вышедшую отдельной книжкой в апреле 1843 г.за подписью «Т.Л.» (Тургенев-Лутовинов). Сам Тургенев впоследствии писал: «около пасхи 1843 года в Петербурге произошло событие и само по себе крайне незначительные и давным-давно поглощенное всеобщим забвением. А именно: появилась небольшая поэма некоего Т. Л., под названием «Параша». Этот Т. Л. был я; этою поэмой я вступил на литературное поприще». (из статьи В. Васильева "Стремянная улица" в "Блокноте агитатора")
Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви "с целью утверждения и распространения во всех слоях русского народа истинных понятий о православной вере и благочестии" было организовано 4 апреля 1881 г.
Свою десятилетнюю годовщину Общество решило ознаменовать постройкой собственного храма с примыкающим к нему залом для духовных бесед, посвятив его памяти спасения царской семьи в Борках. Участок для церкви приобрел купец Евграф Федорович Балясов, пожертвовавший также 150 тыс. руб. на строительство. Вначале, 9 июня 1891, была освящена часовня, а полгода спустя, 18 ноября - временный деревянный храм, украшенный пожертвованными иконами.
Каменный храм на 1500 человек заложил 16 июня 1891, за неделю до Троицы, епископ Нарвский Никон с крестным ходом с чудотворной иконой из Казанского собора. Храм сооружался в московском стиле XVII в. по проекту Н. Н. Никонова.
Через два года, 8 ноября 1893, митрополит Палладий освятил главный его придел, 5 декабря - придел иконы "Утоли моя печали". Последний придел - Всех Святых - 12 июня 1894. Внешняя отделка здания желтым глазурованным кирпичом и установка на фасаде 39 изразцовых икон работы Польо продолжались и после.
Тем временем деревянную церковь перенесли к Варшавскому вокзалу (см.
Вначале постоянный иконостас из дуба стоял только в главном приделе, но в следующие пять лет такие же иконостасы установили и в боковых приделах. В 1906–1907 иконописцы мастерской Ф. Е. Егорова под руководством проф. Н. В. Покровского расписали интерьер на деньги, пожертвованные старостой Д. Л. Парфеновым (см.
При этом храме в 1902 на базе отличного народного хора, в котором насчитывалось до 150 человек, по инициативе известного регента и композитора А. А. Архангельского возникло Церковно-певческое общество, много содействовавшее развитию храмового пения в столице. Ежегодно, 14 февраля, в церкви собирались и служили молебен жившие в столице костромичи. В начале XX в. здесь начались новогодние молебны.
С самого освящения и до революции настоятелем этого главного храма Общества был прот. Павел Николаевич Лахостский, редактор "Санкт-Петербургского духовного вестника" и "Православно-русского слова", который после всенощной всегда вел в храме назидательные беседы. Здесь же служил местный "златоуст" - прот. Димитрий Феодорович Гидаспов, расстрелянный затем большевиками.
После революции храм сделан приходским. В 1920-1921 службы временно совершались в доме Общества. Храм был одним из центров обновленчества; он закрыт 16 февраля 1938, передан под спортзал и варварски взорван 15 ноября 1966 г. ([
см. другие церкви Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви
Вид церкви в
1950-х - 1960-х
сайт pastvu.com
(добавил _p_k)
Фото - Ю. Стальбаум
(лет 40 назад)
Кадр из кинохроники
взято из фильма
"Блокада" (2005) С.Лозницы
сайт pastvu.com
Незадолго до сноса
(добавил весовщик)
(добавил
Андрей Агафонов )
1960. Троицкая церковь.
flickr.com pastvu.com
(добавил V_Malyj)
1960. Троицкая церковь.
flickr.com pastvu.com
(добавил
К церкви примыкал зал для духовных бесед, выходящий на Стремянную ул. Здесь выступали будущий митрополит Вениамин, настоятель Казанского собора отец Философ Орнатский.
После революции церковь закрыли только в 1938 г. Здание передали районному совету физкультуры.
ВПб на 1899
O.I. С. 810-811
ВПб на 1906 г.
O.I. Ст. 922
ВПг на 1914
O.I. С. 962-963
ВПг на 1917
O.I. С. 967
ВПб на 1896 г., О.I, стб.301.
ВПб на 1914 г., О.I, стб.437.
(добавил V_Malyj)
Из аннотации: начало 1890-х. Тверская фабрика Товарищества производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. С. Кузнецова. Село Кузнецово Тверской губернии (г. Конаково Тверской обл.). Керамика, формовка, цветные эмали, обжиг. (добавил
Музей-квартира Юрия Павловича Спегальского (1909-1969 гг.) расположен в Пскове (Октябрьский пр., 14 кв. 74).
Ю. П. Спегальский - архитектор-реставратор, чья деятельность связана с Ленинградом и Псковом.
В 2001 г. в Санкт-Петербурге на
Кириков (1996. С. 230): Троицкая церк. и зал для дух. бесед О-ва распр-ния религ.-нравств. просв. Стремянная ул., 21 - ул. Марата, 5. 1890-1893, 1894-95. (не сохр.).
Кроме общеизвестной агрессивной антирелигиозной политики КПСС при генсеке Н.С.Хрущеве в сносе церкви замешаны и чисто прагматические соображения, связанные со строительством метро.
Для строительства новой линии метро требовалось устройство технологической шахты на период производства работ с последующим её использованием в качестве постоянной воздухозаборной шахты в период эксплуатации. И эта шахта, сыгравшая некоторую роль в судьбе церкви, сегодня всем видна на углу ул. Марата и ул. Колокольной.
Не знаю, какие еще рассматривались варианты размещения этого важного для метро сооружения, но видимо, желание власти снести церковь совпало с требованием метростроевцев иметь такую воздухозаборную шахту на определенном расстоянии от трассы метро.
Этот вентшахту и киоск прекрасно могли бы разместить в другом месте, либо за церковь. - место позволяло.
Это сейчас она занимает мало места.
Во время строительства вокруг шахты требуется большая площадь для временных сооружений и складов стройматериалов - это не просто шахта диаметром 6 м. еще копер + транспортер подачи тюбингов и стальных балок и пр., управленческо-бытовые помещения для работающих в тоннеле метростроевцев и т.д. и пр.
Т.е. сносить все равно что-то пришлось бы для этого.
А что-то было такое - вроде из-за метро там дом то ли треснул, то ли провалился..в ночное время . Есть какие-то сведения про это?
В публикации: В середине XIX в. здесь стоял четырехэтажный дом, принадлежавший купцу Гусеву.
В доме с декабря 1842 г. по май 1846 г. проживал И. С. Тургенев.
Сейчас в квартале 3 участка - 17-2, 19 и 21, этот.
Смотрим адрес-календарь 1844 года. Последний квартал Стремянной, между Поварским и Грязной (Марата). Три участка, как и сейчас:
16 - Шаумана,
18 - Гусева,
20 - Стохановой.
Т.е. нынешний д. 19 - http://www.citywalls.ru/house5147.html - это дом Гусева и есть. Переходим туда.
Как ни странно с этой церковью, точнее со зданием церкви, связаны успехи баскетболистов ленинградского "Спартака", которые много лет тренировались в спортивном зале, существовавшем внутри здания церкви. Здесь начинал играть в баскетбол легендарный Владимир Петрович Кондрашин, гениальный тренер и совершенно непьющий ( как и хотели устроители этого храма !) человек. Жил он на Пушкинской улице и решил рядом с домом поиграть в баскетбол. Впоследствии нашёл и воспитал другого легендарного баскетболиста - Александра Белова.
16 февраля 1938 года храм был закрыт, передан под спортзал; здание использовалось различными организациями как складское помещение.
Храм взорван 15 ноября 1966 года. Десять лет спустя на этом месте выстроены "Невские бани".https://drevo-info.ru/articles/25254.html
"Осенью 1966 года Троицкую церковь снесли... Объясняли это тем, что для строительства станции метро «Маяковская» «к 50-летию Октября» необходимо построить (именно на этом месте!..) вентиляционную шахту. Снесли так называемым направленным взрывом. ... Вместе с храмом уничтожили и примыкавший к нему трехэтажный дом № 7, принадлежавший некогда главе Костромского землячества Д.Ф. Парфенову, старосте храма. "
(Людмила Никеева, "Под сенью Святой Троицы...") --
год сноса 1964 более вероятен чем 1966, если учесть что метро открыли в ноябре 1967
и да, при строительстве «Маяковской» в спешке, без соблюдения необходимых предосторожностей при заморозке зоны cтр-ва наклоного хода, произошел провал домов по нечетной стороне Невского от Марата до Пушкинской, для ликвидации которого пришлось снести дома 1 и 3 по Пушкинской со знаменитой баней по проекту архитектора Сюзора во дворе.
Ответ на "год сноса 1964 более вероятен чем 1966, если учест" от весовщик
Дату 15 ноября 1966 года называют в нескольких источниках. Упоминание 1964 года как года сноса я не встречал. Дмитрий Шерих также пишет об осени 1966 года - см.
Ответ на "Дату 15 ноября 1966 года называют в нескольки" от _p_k
ну включим здравый смысл
остатки церкви снесли, чтобы построить вертикальную шахту для строительства подземной станции.( потом ее обычно переделывают в вентиляционную).Через нее подвозят стройматериалы, доставляют рабочих, так что сама станция начинет строиться только после готовности шахты.
если ее снесли только осенью 1966, то как тогда готовая станция метро могла открыться в ноябре 1967 ?
дух Стаханова помог ее построить за год, да еще вместе с переходами на старую станцию плВосстания?
а эффект нескольких источников хорошо известен: заимствование инфы из одного первоначального
Дата 15 ноября 1966 г. указана в "Святынях СПб" Это приличный источник, так что ошибка где-то "высоко" находится. Но ведь 1966 г. это не до революции, пусть газеты про разборки зданий не писали, но очевидцы еще живы.
я 1964 г взял по памяти из БА 1980-х годов.Там был очерк про Стремянную
Нет в БА годов. 1978 г. Очень просто обошлись без дат:
"Сейчас этого дома не существует, а на его месте и на месте снесенной Троицкой церкви по решению Ленгорисполкома строятся современные бани на 418 мест".
Надо метрошные издания посмотреть. Хотя там на разрушениях акцентироваться не будут.... Да вот еще сайт Митрофаньевского союза - вроде как люди серьезные. Хотя тоже могли "Святыни " не перепроверить.
Вот тут написано, что снесли в 1964 г.
Ответ на "Совершенно не факт, кстати, что дом и церковь снес" от _p_k
Это не только не факт, а скорее всего почти 100% - разное время. Дом или остатки от него еще не один год могли стоять за забором.
Александр ОТ где-то показывал план, чуть ли 197-какого-то года, где дом был указан.
Насчёт приличного источника "Святыни СПб".
Так указана дата не 16 февраля 1938 года, а 1936 года.
Или это сведения из другого места?!
Ответ на "Насчёт приличного источника "Святы" от Chartpilot
Было два издания. Самая последняя версия доступна в электронном виде
незадолго до сноса с хорошим разрешением
Ответ на "Было два издания. Самая последняя версия доступна " от _p_k
К слову, Энциклопедия СПб на основе издания 2003 г.
Ответ на "К слову, Энциклопедия СПб на основе издания 2003 г" от Наталия
Там всё сложнее. Многое дополнялось и исправлялось прямо на сайте. Нужно будет уточнить у А.В.Кобака, но насколько я знаю, собственно вся подготовка издания шла сразу в рамках электронной версии.
Ответ на " Там всё сложнее. Многое дополнялось и исправлялос" от _p_k
Я неоднократно сравнивала тексты в Энциклопедии СПб и в имеющейся у меня книге 2010 г.и. - отличия в некоторых добавлениях, разночтений вроде не встречала, поэтому и сделал такой вывод. Текста 2003 г. не видела "живьем".
Источник: Торжество освящения Храма во славу Святыя Троицы, сооруженного Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви в С.-Петербурге в благодарную память о чуде милости Божией 17 октября 1888 г. СПб, 1893 (Из Журнала "Церковные Ведомости", 1893, № 46).
см. публ.
ЛОГАВ. Ф. Р-2866. Оп. 2. Д. 4678. Дело страхователя. Свято-Троицкая церковь. Стремянная, 21, 1926-1928 гг.
"Настоящим заявляю, что я, нижеподписавшийся, протоиерей Троицкой церкви (на Стремянной ул., в Ленинграде) Николай Васильевич Заботкин, сознательно и добровольно снимаю с себя рясу по мотивам социально-психологического характера, которые привожу ниже". Из мотивов: "Оставаться в рядах "духовенства" я больше решительно не могу ни секунды <...> За сорок лет своей жизни я до сих пор еще нигде и никогда не встречал такой общественной организации, которая была бы настолько проникнута ложью...".
// Шерих Д. Из Петрограда в Ленинград. - Москва : Центрполиграф, МиМ-Дельта, 2004. - С. 83.
Очень нарядная, красивая церковь! Жаль, что и ее постигла участь многих храмов... :(